Авва Шенуте

О покаянии грешников1


Го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Вы умрете в ваших сквернах, и в вашем воровстве, и в вашей лжи, и в вашем ослушании, и в вашем невежестве, и во всех ваших грехах» (Ср. Ин. 8:24).

Го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Я отпустил их согласно желаниям их се́рдца, они пойдут дурными путями» (Пс. 80:13).

Го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Он спасал их много раз в их бедах, они же огорчили Его своими умышлениями» (Пс. 105:43), и «Они огорчили, войдя в Чермно́е море» (Пс. 105:7), и «Они роптали в своих жилищах (и) не услышали гласа Господня. Он поднял Свою руку на них, чтобы повергнуть их в пустыню, повергнуть их се́мя в народы, рассеять их в стра́ны» (Пс. 105:25, Пс. 105:26, Пс. 105:27), и «Они огорчили Его на воде пререкания (Пс. 105:32), Он предал их в руку врага, ненавидящие их возобладали над ними, их враги мучили их» (Пс. 105:41, Пс. 105:42).

Эти же (кары) и другие, подобные им, те, что̀ написаны в Писаниях, бывают от Бога и нашего Го́спода Иисуса злодеям и ниспосылаются на грешников от Бога и нашего Го́спода Иисуса и его святых Ангелов.

Поэтому го́ре тем, кто̀ будет нечестивым среди нас, будь то мужчина или женщина. Нечестивые презирают заповеди наших отцов и насмехаются над теми, кто̀ поучает их в страхе перед Тем, Который будет судить поучающих и поучаемых, то есть перед Богом. Те, кто̀ презирает слово Го́спода, суть те, кто̀ ненавидит своих ближних втайне, говоря: «Мы лю́бим их», ненавидя их (при этом) и являясь врагом их в своем сердце, полном коварства, хвастаясь: «Мы лю́бим Бога», ненавидя же своего ближнего, потому что они не уразумели Сло́ва, которое написано: «Если ты не любишь твоего брата, которого видишь, ка̀к же ты возлюбишь Бога, не видев Его никогда?» (1Ин. 4:20). Разве любят Бога эти (люди), Которого они не видели лицом к лицу, чтобы Он удержал их от ненависти в их сердце к своим ближним, и от других дурных дел? Они же ненавидят своего брата, которого видят, поскольку он удерживает их от ненависти к ближним и от других дурных дел, в особенности от непослушания, и невежества, и от спора, в котором они повергают других. Неудивительно, согласно Писаниям, если кто-либо говорит: «Я люблю Бога», Которого он не видит, ненавидя своего брата, которого видит, но особенно удивительно, если кто-либо любит своего брата, которого видит, и любит Бога, которого не видит, чтобы Слово, которое написано, сделало его блаженным: «Тот, Которого, не видев, вы лю́бите, и Тот, Которого теперь вы не видите, веруя однако в Него, радуясь радостью неизреченной и преславной» (1 Пет. 1:8).

Если Слово, которое написано, порицает тех, кто̀ является воином, если они связывают себя делами житейскими (2 Тим. 2:4), то насколько оно будет порицать нас, если мы будем иметь общее с ненавистью и гордостью к ближнему нашему и другими дурными делами.

Если вещь мерзкую и постыдную Бог заповедал в свое время отцу Аврааму, чтобы он обре́зал плоть своей крайней плоти (Быт. 17:11), и тот, кто̀ не обрежет плоть свой крайней плоти в то время, Господь Бог сказал, что будет истреблена эта душа́ из своего народа (Быт. 17:14), то тот, кто̀ не обрежет необрезанность своего се́рдца (Ср. Деян. 7:51; Рим. 2:29; Кол. 2:11), полного ненависти и вражды к ближнему своему, будь то мужчина или женщина, насколько истребится он из своего народа.

Поэтому го́ре тем из нас, кто̀ возненавидит ближних своих понапрасну, особенно же тех, кто̀ поучает их.

Го́ре тем, кто̀ будет преследовать ближних своих желаниями плотскими, и го́ре тем, кто̀ является соучастником ближних своих в клевете, и нашептывании, и зле всяком, позволяя сатане овладевать (и) другими через них в их многоглаголании, когда они говорят то, что̀ не подобает (говорить), и скрывают то, о чём следует говорить, возбуждая раздоры и смуты в собрании, забыв все проклятия, которые написаны в Посланиях.

Поэтому го́ре тем, кто̀ скажет о каком-либо дурном слове или деле, которого нет среди нас. Бла́го тем, кто̀ скажет о каком-либо слове или деле, которое есть среди нас. Те же, кто̀ будет говорить о каком-либо дурном слове или деле среди нас с сего дня, и не будет подтверждено слово или дело, о котором они сказали, — да будут те (люди) названы словом Божьим: «Ли́сы, которые губят виноградники» (Песн. 2:15), потому что эти люди губят сердца́ других, так что пусть Слово, которое написано, исполнится в них: «Эти (люди) сеют раздоры в городах и собраниях, поэтому их гибель приходит внезапно» (Ср. Притч 6:14, Притч 6:15). Тем же из нас, кто̀ не будет говорить о каком-либо дурном слове или деле, о котором они знают, да будет сказано им Словом, которое написано: «Доли лисьи» (Пс. 62:11), потому что они стали долей демонов в лицемерии, подобно ложным пророкам, которые покрывают безбожества тех, кто̀ творит злоумышления и нечестия.

Тех, кто̀ будет преследовать ближних своих, будь то мужчина или женщина, вожделениями плотскими и соитиями плотскими, — да назовут их (словами) из пророка «породителями нечистоты́, и скверны, и дел всяких дурных», согласно тому́, ка̀к написано: «Породительница греха та есть дщерь Сиона, так как обретены в тебе нечестия Израиля» (Мих. 1:13). Те же, кого̀ застигнут среди нас, будь то мужчина или женщина, соучастниками ближних своих в вожделениях плотских, — да будут они прокляты во всех их делах, которые они творят. Если же они в неве́дении, да будут они чисты от этих проклятий, которые написаны.

Те же из нас, кто̀ будет покрывать людей, являющихся соучастниками, будь то мужчина или женщина, в вожделениях плотских, — да будут они прокляты во всех их делах. Если же они в неве́дении, да будут они чисты от проклятий, которые написаны.

Те, кто̀ скажет о каком-либо дурном слове или деле, которого нет среди нас, или те, кто̀ не скажет о каком-либо дурном слове или деле, зная поистине, что оно есть среди нас, те и другие да будут прокляты во всех их делах, будь то мужчина или женщина. Если же они в неве́дении, да будут они чисты от проклятий, которые написаны.

Те из нас, кто̀ скажет о старце, обращаясь к ближним своим: «Ты проклят» или «Диавол», или «Демон в тебе», или «Да вырвут твой корень из этого ме́ста», эти (слова́) и подобные им, те, кто̀ скажет их в поношение ближним своим, да будут они прокляты во всех их делах. Если же они в неве́дении, да будут они чисты от этих проклятий, которые написаны.

Те же, кто̀ увидит какой-либо смертный грех среди нас, будь то мужчина или женщина, и скажет некоторым, а те скажут другим, а другие скажут многим в собрании, и собрание всё наполнится волнением и смятением, и, однако, не сообщат мне, чтобы я знал, да будут они прокляты во всех их делах. Если же они в неве́дении, да будут они чисты от проклятий, которые написаны.

Разве не диво это, что три собрания полны делами, не существуют они или существуют (т. е. полны слухов, оправданных или ложных), а не знаю ни я, ни старец2, ни старцы богобоязненные среди нас, ни отцы, которые в домах всех, являющиеся главами домов, и другие все, которые идут после них (в порядке начальственной иерархии). Но благодарение Богу, Который выносит на свет все злодеяния и все злоумышления. Поэтому те, кто̀ увидит какой-либо смертный грех среди нас, от осквернения до воровства и лжи, будь то мужчина или женщина, и не смогут сказать мне, потому что стыдятся, как я слышал о некоторых, или же потому что не нашли меня, чтобы сообщить мне, пусть они скажут старцу у нас (т. е. в мужском монастыре), или пусть скажут старице у вас (т. е. в женском монастыре), или старцам богобоязненным у нас, или старшим женщинам богобоязненным у вас, или пусть скажут их отцам, что̀ в доме с ними, которые блюдут за ними у нас, или их матерям, что̀ в доме с ними, которые блюдут за ними у вас. А отцы, что̀ в домах у нас, или старцы, которые у нас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о дурных делах среди нас, пусть они сообщат мне или скажут старцу. А матери домов, что̀ у вас, или старшие женщины, которые у вас, если сообщат им таким образом и они узнают истинно, точно о делах дурных среди вас, пусть скажут старице. А старица, в свою очередь, пусть созовет матерей домов и других старших женщин, и пусть они засвидетельствуют эти дурные дела́ в составе десяти женщин или двадцати, и таким образом пусть старица пошлет старца, причём знают все, кто̀ является свидетелем, чтобы он со своей стороны́, старец, которому сказали это у нас, или тот, к которому вы послали его у вас, сообщил мне о всех в спокойное время, когда мы не будем заняты.

Таким образом, если мы все будем единодушны, то мы избежим великих осуждений от Бога, и получим благословения, и одолеем сатану и все его дела́ дурные. Если же каждый из нас будет самонадеян, и мы не будем поступать так, на нас падут великие осуждения от Бога и великие проклятия от нашего Го́спода Иисуса, и грех одолеет нас вместе с нашими врагами диаволами. Но да не будет так!

Я же говорил эти (вещи) относительно смут и (о) тех, кто̀ не сможет мне сказать о том, что̀ он видел, будь то мужчина или женщина, потому что они не нашли меня или потому что они, как я слышал, стыдятся. Напротив, я не препятствую никому, кто̀ сможет сказать мне о делах всех, которые они видят, и никто не сможет воспрепятствовать им, чтобы не допустить сказать мне о том, что̀ каждый узнал наверное среди нас.

Поэтому вот мы постановляем это дело, спасительное и верное, нашего собрания, чтобы все среди нас, будь то мужчина или женщина, будь то большой, будь то малый, все, кто̀ увидит дурные дела́ среди нас, которые явны, сообщали нам по правде о том, что̀ они видели, чтобы они были благословенны во всех их делах, и чтобы снизошли на них все благословения, которые написаны.

Го́ре тем из нас, кто̀ распускает свой язык, говоря о том, чего̀ нет. Го́ре тем из нас, кто̀ самонадеянно скрывает дело, которое существует среди нас. Го́ре тем, кто̀ будет высмеивать (тех) среди нас, кто̀ поистине ревностен в делах служения и в ком не нашли никакого греха. Го́ре тем, кто̀ будет высмеивать (тех) среди нас, кто̀ является затворником и в ком не нашли никакого греха.

Те, кто̀ возражает против этих слов, пусть будут перед этими словами сидеть особняком, подобно воронам (Ср. Пс. 101:7, Пс. 101:8), согласно Писаниям. Те, кто̀ согласен с этими словами, пусть будут перед этими словами подобны голубям у источников полных, омывшимся в молоке, сидя у источников полных (Песн. 5:12), согласно Писаниям. Те, кто̀ не послушает этих слов, пусть будут перед этими словами подобны земле, которая не получила воды́, согласно слову пророка: «Ты земля, не получившая воды́, и дождь не выпал на тебя в день гнева» (Иез. 22:24). Те, кто̀ послушается этих слов, пусть будут перед этими словами подобны земле, которая на возвышенности и в низине, которая пьет воду от дождя (Ср. Втор. 11:11).

Те, кто̀ отклоняет свой слух (букв. «их уши») и отвращает свое сердце, чтобы не обращать внимания на все эти слова́, пусть будут перед этими словами как го́ры высокие, на которые невозможно водам обильным рек подняться, чтобы они получили воду, в особенности же чтобы они (т. е. во́ды) притекли на поля́. Те, кто̀ склоняет свой слух и обращает свое сердце, чтобы принять во внимание эти слова́, пусть будут перед этими словами подобны местам глубоким и широким, которые собирают воду на поля́ от рек переполненных (букв. «полных до ртов их»). Те, кто̀ ропщет на эти слова́, порицая их, пусть будут перед этими словами подобны деревьям, которые умерли уже́ в своих корнях (Иуд. 12), и источникам, в которых нет воды́ (2 Пет. 2:17), согласно Писаниям. Те, кто̀ принимает эти слова́ и подчиняется им, пусть они будут перед этими словами подобны рощам цветущим (Еккл. 2:6), и саду замкнутому, и источнику запечатанному, и потокам воды́, текущим с Ливана (Песн. 4:12, Песн. 4:15), согласно Писаниям.

Что̀ же это такое: «Скажи ей: ты земля, не получившая воды́, и дождь не выпал на тебя в день гнева» (Иез. 22:24)? Я говорю вам, что как поле, лежащее на песке (Ос. 10:4, Ос. 12:11), согласно тому́, как написано, и как земля, не получившая воды́, и дождь на которую не выпал в день гнева Божьего, согласно Писаниям, так и люди, которых поучающие их покинули, чтобы не говорить никаких слов им от Бога в учении Писаний, чтобы стали эти (люди) бесплодными в своем сердце, как земля бесплодная, не получившая воды́, и дождь на которую не выпал. Как, однако, земля, которая получает воду, так и люди богобоязненные, получающие слово Писаний от поучающих их: они дают плод обильный (Ср. Пс. 1:3; Ин. 15:5), согласно Писаниям, потому что любовь Божья изливается в их сердца́ (Рим. 5:5), согласно тому́, как написано, и они взращивают в себе мир, и истину, и всякие благие вещи, как полевые растения и как земля, которая взращивает свое се́мя, потому что она получила воду, и дождь выпал на нее от Бога.

Как, однако, виноградники, которые заброшены, потому что не подреза́ли их лозу и не вскапывали их, согласно Писаниям, и в которых растут тернии (Ис. 5:6), как написано, так и люди невежественные, непослушные, которых оставили поучающие их, чтобы не порицать их (т. е. отказались их учить, указывая на их недостатки), и не говорить им никакого сло́ва от Бога; и всякая вражда, и всякая ненависть, и всякие дурные вещи взрастают в этих (людях) как (сорная) трава. Как, напротив, виноградники, которые взросли и дали свои плоды, потому что их подреза́ли во время подрезывания, как это известно из Писаний: «Время подрезания пришло, и наши виноградники возросли» (Песн. 2:12), таким же образом дают плод обильный (Ср. Пс. 1:3; Ин. 15:5), согласно тому́, как написано, люди богобоязненные, которые поучаются словом Го́спода, советом Писаний ими (т. е. наставниками), и они (т. е. наставники) боятся Бога, не говорят слова́ в хвастовстве и славе пустой, чтобы говорить о себе в гордости, что они ораторы или учители, подобно книжникам и фарисеям, которые хотели, чтобы люди назвали их «равви» и «учитель» (Ср. Мф. 23:7), но говорят слово Господне в смирении те, кто̀ боится Бога, желая, чтобы те, с кем они говорят, остерегались ловушек диавола и пришли к знанию истинному. И они действительно не желают, чтобы кто-либо из людей величал их, чтобы о них говорили «они — учители» или чтобы им говорили «отец» или «мать» из тщеславия, помня Слово, которое написано: «Благ терпеливый более чем дух, тщеславящийся сердцем своей плоти» (Еккл. 7:9, Еккл. 7:10), согласно тому́, как написано. И они обращают внимание на слово Го́спода Иисуса: «Пусть вас не называют "равви", ибо один у вас Учитель, и пусть не называют вас "наставники", ибо один у вас Наставник, Христос» (Мф. 23:8, Мф. 23:10).

Я говорю вам, и этого достаточно, что, как люди, которые обрушили большие камни с высоты́ на себя, сокрушив свои ко́сти и раздавив плоть своих тел, так (поступает) всякий, кто̀ грешит перед Господом, ведь мы навлекаем на себя великие проклятия от Бога и обрушиваем на себя проклятия Писаний. И как люди, на которых упал камень, повергнув их на землю, а другие осмелились скатить его с них, навалив его, однако, в своем невежестве на (самих) себя, так люди хвастливые и высокомерные, грешные, как и я сам3, которые учат других, чтобы они избежали проклятия Писаний, навлекшие, однако, на (самих) себя проклятие от Бога и обрушившие на себя в своей глупости проклятия Писаний. И как воины, которые одолели вступивших с ними в бой, потому что они обучены другими, так же одолевают своих врагов-диаволов, борющихся с ними, люди, наученные теми, кто̀ наставлен от Бога (Ис. 54:13) в учении Писаний. Как, однако, воины, которые па́ли в битве с теми, кто̀ воюет с ними, потому что они не были обучены другими, так же падают перед своими врагами сатанинскими, борющимися с ними всевозможными грехами (т. е. грехи — оружие сатаны), люди непослушные, которые не были обучены другими, наставленными в Писаниях.

Подобно же тому́, как Господь сказал через пророка (Ис. 5:5, Ис. 5:6), что Он уберет ограду виноградника и разрушит его стену, чтобы он был разграблен и вытоптан, так как он не принес Ему пользу, потому что вместо того, чтобы производить виноград, произвел тернии, так же Господь Иисус удерживает и наставляет людей, которые боятся Его, чтобы они удалялись от людей непослушных, чтобы не дать говорить какое-либо слово этим неблагодарным и гордым (людям), так как не имел никакого проку от них Господь, потому что вместо того, чтобы творить бла́го, они творили зло, и вместо того, чтобы смиряться перед теми, кто̀ поучает (и) убеждает их, чтобы они удалились от всякого зла, они, напротив, превознеслись над ними в борьбе и споре, чтобы бежать от них во вражде и ненависти.

Как город, князи которого подобны львам рыкающим посреди него (Соф. 3:3), согласно Писаниям, и нищий и смиренный притесняются ими в нём (Иез. 22:29), согласно тому́, как написано, так же и люди безрассудные, помыслы и намерения которых подобны львам в них рыкающим, из-за которых в своем превознесении над поучающими их они притесняют их в своем ослушании как нищего и смиренного.

Во-первых, да не будет пред Господом, чтобы мы перестали поучать друг друга, пока мы не придем к Судье истинному, Иисусу, Тому́, Который (Сам) испытал поношение всяческое (от) всех, кто̀ пренебрег Его словами и заповедями, которые Он заповедал им, причем же я (сам) — первый из них4.

Но я говорю вам, что как Господь Бог совершил жестокие деяния во времена древние, от человека, который ослушался Его в раю, и от ангелов, которые отреклись от своего чина, и от воды́ потопа вплоть до огня, который пал с неба на жителей Содома и Гоморры, и от фараона с его войском, которых покрыло море, вплоть до тех, кого поглотила земля, и других всех, из-за которых Бог совершил жестокие деяния, вплоть до последних времен, когда пришел в мiр Господь славы Иисус, так же и люди богобоязненные совершают жестокие деяния в борьбе, и спорах, и волнениях, и порицаниях, и проклятиях, и ударах, и разрывании своих одежд, и печали на своем лице, и рыданиях, и слезах обильных при упрашивании, ободрении и благословении, и других словах многочисленных от Бога в учении Писаний, желая, чтобы другие покаялись, — и всё же не оставили своих дурных дел те, кто̀ желает совершать свои грехи во всякое время.

Подобно тому́, как помыслил Господь Бог в Своем милосердии и долготерпении быть терпеливым ко всем в мiре, до тех пор, пока каждый из нас не придет к Нему, и до дня, когда Он будет судить всякую тварь при скончании ве́ка, так же мыслят люди богобоязненные, от наших отцов древних и пророков вплоть до сего дня, чтобы быть терпеливыми после того, как они приложат свои старания во всех делах, возлагая свою заботу на Го́спода, Который будет судить всякую тварь в день, когда Он будет судить сокровенное каждого из нас.

Поэтому, согласно слову пророка, тот, кто̀ хочет слушать, пусть слушает, и он послушал себя самого́, а кто̀ хочет быть ослушным, пусть будет (Иез. 3:27), и он ослушался себя самого́.

Знайте же, о люди непослушные и невежественные, что го́ре нам, если те, кто̀ воистину поучает нас, оставят нас и бросят, потому что мы не приняли их слов, потому что мы не пожелали удалиться от наших непослушаний и грехов, которые мы совершаем, чтобы стать подобными Вавилону, который не принял лекарства, поэтому святые, которых он не был достоин, бежали из него, оставив его в язвах нечистот и во всех его карах.

Го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Вы показываете себя людям праведными, а ваше нутро исполнено нечистоты́, и разврата, и воровства, и лжи, и спора, и борьбы, и вражды, и ненависти, и ослушания, и лжи, и лицемерия, и всякого беззакония, подобно гробам окрашенным, которые красивы снаружи, а их внутренность полна костей мертвых и нечистоты́ всякой» (Ср. Мф. 23:27, Мф. 23:28).

Го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Эй вы, дополняйте меру ваших ослушаний и ваших дурных дел, зме́и, порождения ехидн! Ка̀к избежите вы осуждения в геенну? Посему, вот, я пошлю к вам пророков, и мудрых книжников, и людей богобоязненных, и вы убьете (иных) из них, и распнете, и будете бичевать (иных) в ваших синагогах, и возненавидите их, и будете гнать из го́рода в город. Да придет на вас суд всякий и обвинение всякое, и поношение всякое, и печаль всякая, и вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахии, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23:32-35).

Вот мера, которой отмерят людям, ослушным слову Господню и отвергающим учение тех, кто̀ поучает их от Бога, и знание Писаний. Ибо довольно для нас осуждения, которое падет на нас от Бога за наши грехи и нечестья, которые мы совершили от нашего детства вплоть до сего дня, в особенности же падут на нас в гневе от Бога кровь пророков, и кровь всякая праведная, и осуждение (со стороны́) других, которые боятся Бога (и) которые печалятся о нас, что мы отвергли в ослушании слово Господне. Если падет на нас кровь святых и осуждение (со стороны́) других из-за наших грехов и ослушаний, то насколько более падет на нас кровь нашего Го́спода Иисуса, потому что мы поистине согрешили по отношению к Нему и не покаялись.

Поэтому го́ре нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Иерусалим, Иерусалим, тот, который убивает пророков и побивает камнями тех, кто̀ послан к нему!» (Мф. 23:37). Я говорю вам, что, как Иерусалим убивал пророков, так теперь мы преступили слова́ пророков и апостолов и слова́ нашего Го́спода Иисуса, попирая их в осквернении, и нечистоте, и воровстве, и лжи, и во всяких грехах. Однако мы не сможем их попрать, они, напротив, будут попирать нас в осуждениях и проклятиях, сжигая нас, как огонь, в гневе и ярости, если мы не покаемся. И как жители Иерусалима побили камнями тех, кто̀ был послан к ним, так же мы теперь (букв. «таков наш образ действия теперь») восстаем против тех, кто̀ поучает нас, гоня их от себя нашей борьбой, и насмешкой, и невежеством, которые хуже камней. Но мы не сможем отогнать их от Бога, и поругание наше не падет на них: «Бог оправдывает их, и кто̀ сможет обвинить их?» (Рим. 8:33). Мы отогнали себя сами и возлюбили поношение от Его мощи, согласно тому́, как написано, чтобы оно пало на нас от Бога, потому что мы избрали себе непослушание, мать всякой смерти в грехе, и оставили послушание, мать всякой жизни в праведности.

И как нет у пророка поношения, кроме как в его родне (и в его доме)5, так нет поношения у слов пророков, и слов Писаний, и поучений тех (людей), которые поучают их, кроме как среди людей непослушных <которые слушают> их, и твердят их днем и ночью, и (при этом) грешат всякими дурными делами, подобно и мне самому́6. И как чтились весьма пророки и их слова́ у любящих их и богобоязненных в то время, так же почитаются слова́ пророков, и слова́ Писаний, и поучения тех, кто̀ учит нас, у людей богобоязненных теперь, причём они радуются тем, кто̀ говорит им: «Идемте в дом Господень» (Пс. 121:1), и радуются словам Писаний и учению тех, кто̀ поучает их, подобно тем, которые нашли обильную добычу (Пс. 118:162), согласно тому́, как написано, потому что лучше приобрести учение, (а) не серебро, и знание, чем отборное золото (Ср. Притч 3:14, Притч 8:10, Притч 8:19), согласно тому́, как написано, и лучше день один (провести) во дворах до́ма Господня (Пс. 83:11) перед теми, кто̀ разумеет Его, чем сто вне их, согласно Писаниям.

Если же наш Спаситель, который может всё, говорит (слова́): «Ваш дом оставляется вам и для вас» (Ср. Мф. 23:38), то насколько воспримут учение люди богобоязненные, чтобы удалиться от людей непослушных, ропщущих и выступающих против слов Го́спода, и учения тех, кто̀ учит их словом Го́спода Иисуса, и против сло́ва апостола: «Твой брат и еретики — после того, как ты порицал их, и после того, как ты запрещал им, и после того, как ты увещевал их, и после того, как ты поучал их не раз, и не два, и не три, но очень много раз, и они не захотели слушать, по воле Божьей, а не по воле каждого из них, — да отвратишься ты от этих (людей) и да удалишься от них» (Ср. Тит 3:10).

Если бежал Лот из городов, в которых жил, чтобы не погибнуть вместе с жителями Содома и Гоморры, согласно тому́, как приказали ему Ангелы Господни: «Скорей уходи из городов беззакония, чтобы ты не был предан вместе с ними гневу, который падет на них от Бога спустя некоторое время» (Ср. Быт. 19:15), то насколько убегут люди богобоязненные от людей непослушных, и спорящих, (и) противящихся, чтобы гнев Бога не пал на них вместе с этими (людьми) на земле, и чтобы они не были осуждены судом, которым Господь Иисус будет судить таких (людей) в день, когда Он посетит их (т. е. в день кончины), и в день суда при скончании ве́ка.

Если богобоязненные в свое время бежали из собрания людей, которые грешили в пустыне, чтобы не погибнуть вместе с ними, согласно Писаниям: «Не участвуйте с ними в их грехах, чтобы вы не погибли вместе с ними в гневе и каре, которая падет на них от Бога» (Чис. 16:26; ср. 1 Тим. 5:22), то и теперь подобает, чтобы богобоязненные люди во всяких собраниях бежали от людей ропщущих, порицающих, нашептывающих, и клевещущих, и согрешающих во всяких делах, чтобы они не погубили свои дела́ и все труды и избежали гибели, которая падет на тех (людей) в проклятиях, и обвинениях, и осуждениях от Го́спода Иисуса в день истинного суда Божьего.

Если не нальют ма́сла в светильники те, кто̀ заботится о них, и они не загораются и гаснут, то насколько окажутся во мраке люди непослушные, когда удалятся от них те, кто̀ поучает их воистину от Бога, а не от кого-либо другого, потому что многие учат от самих себя, а не от Бога, но притчами человеческими они учат земному, а <не> небесному.

И поскольку наши отцы древние и пророки, и наш Господь Иисус, а также Его святые апостолы были ненавидимы людьми в свое время, будучи любимы, однако, людьми безгрешными и праведными, таким же образом люди, поучающие всякие собрания, будь то мужчина или женщина, если их не любят люди праведные, наставленные от Бога, боящиеся нашего Го́спода Иисуса и ненавидимые людьми непослушными, ропщущими, порицающими и согрешающими во всяких делах, — эти (люди) поистине — не отцы, и не верные, и не учители, но лжецы, подобно и мне самому́7, любимые людьми непослушными и гневающими Бога и ненавидимые людьми праведными, как пророки ложные, которые были ненавидимы пророками праведными в то время и любимы людьми непослушными и грешными более всех людей, потому что они и их пророки отпали от истинного пути Господня. Поэтому Его гнев внезапно излился на них в то время (Ср. Пс. 2:13), согласно Писаниям, чтобы насытить их бедами и напоить желчью во многих скорбях.

Несчастны отцы собраний среди нас, будь то мужчина или женщина, которые будут любимы людьми непослушными, гневающими Бога своим непослушанием и дурными делами. Жалки люди упрямые, борющиеся, жестокосердные, лишенные кротости, будь то мужчина или женщина, от которых отступились поучающие их из-за их непослушания и других дурных дел.

Бла́го отцам собраний среди нас, будь то мужчина или женщина, которые будут любимы людьми, наставленными от Бога (Ис. 54:13), и Господь да благословит всякого из нас, кто̀ ходит в послушании Богу. Бла́го отцам собраний, из-за которых покинут собрание Господне люди безрассудные, гордые, ищущие всякого зла во вражде и дурных делах.

Го́ре людям спорящим, ропщущим, порицающим, которые покинут собрание Господне из-за отцов воистину верных.

Бла́го отцам, если люди воистину верные останутся в собрании Господнем ради Бога и ради любви, которая у них к их отцам, поучающим согласно Богу, и Господь да благословит всех, которые надеются на Бога и единодушны с теми, кто̀ поучает их среди нас, будь то мужчина или женщина, большой или малый.

Мерзостны перед Богом отцы собраний, будь то мужчина или женщина, которые уподобятся пророкам ложным, лицемеря перед людьми непослушными и согрешающими в делах всяких, которые в собрании с ними. Нечисты перед Господом Иисусом люди непослушные и согрешающие в собраниях, которые уподобятся Каину, и Хаму, и Исаву, и всем, кто̀ спорил с их отцами, от нача́ла и до сего вре́мени.

Любимы перед Богом отцы собраний, которые последуют примеру наших древних отцов святых, Еноха, и Ноя, и Авраама, и пророков, и тех, кто̀ слушался Бога во всех делах, которые Он приказал им, в вере, и в явном, и в тайном, согласно тому́, ка̀к написано. Избранны же перед нашим Господом Иисусом люди праведные в собраниях, которые следуют примеру Авеля праведного, и Сима, и Иафета, и Исаака, и Иакова, и Иосифа, и всех, кто̀ слушался своих отцов, чтобы унаследовать не только их первородство и имущество, но чтобы унаследовали вместе со своими верными отцами те сыны праведные жизнь и Царство Божье навечно.

Поэтому бла́го тем из нас, будь то мужчина или женщина, кому Слово, которое написано, скажет: «Всякий, кто̀ послушался Моего Отца и принял учение, придет ко Мне, и услышит Слово Мое, и уверует в Меня, и принесет плод обильный, и получит жизнь вечную» (Ср. Ин. 3:36, Ин. 5:24).

Го́ре же, напротив, тем из нас, кто̀ скажет, будь то мужчина или женщина: «Мы сами отдадим за себя отчет Богу в месте, куда мы придем». И если бы действительно отдали отчет за себя непослушные эти! Но они сказали это, (только) чтобы отвергнуть учение тех, кто̀ поучает их. Немаловажно и то, что мы сами для себя определяем Писания и не признаём слов, которые написаны: «Слушай, мой сын, наставление твоего отца и не отвергай заветов твоей матери» (Притч 1:8, Притч 6:20), и еще: «Дети, слушайтесь ваших родителей во Господе» (Ср. Притч 4:1), и еще во многих местах Писаний, которые учат нас, чтобы мы слушались старших и повиновались им, потому что они — блюстители наших душ и обязаны отдать отчет за нас (Евр. 13:17) Богу.

Бла́го тем из нас, кого будет ободрять Слово, которое написано: «Мой сын, не падай духом из-за наказания Господня и не унывай, когда ты обличаем Им. Ибо Господь кого любит, того и наказывает; бьет же Он всякого сына, которого примет к Себе. Терпи́те наказание, ибо Господь поступает с вами как с сынами» (Евр. Притч 3:11, Евр. 12:5, Евр. 12:6, Евр. 12:7).

Го́ре же нам, напротив, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Да проучит вас ваше ослушание, и да обличит вас ваше зло. Знайте и увидьте, что горько вам оставить Меня, сказал Господь Бог» (Иер. 2:19).

Бла́го тем из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Да услышит Господь тебя в день твоей ско́рби, да защитит тебя имя Бога Иакова, да пошлет Он тебе помощь от святого, да примет Он тебя к Себе из Сиона, да вспомянет Он всякую твою жертву, да будут твои всесожжения Ему тучными, да даст Он тебе по твоему сердцу, и да исполнит Он все твои желания» (Пс. 19:2-5).

Го́ре же нам, напротив, если Слово, которое написано, скажет нам: «Злые не водворятся у Тебя, и беззаконные не пребудут перед глазами Твоими» (Пс. 5:5, Пс. 5:6).

Бла́го тем из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Праведник возвысится как пальма и раскинется как кедр Ливанский, и насаждены они в доме Божьем» (Пс. 91:13, Пс. 91:14).

Го́ре же нам, напротив, если Слово, которое написано, скажет нам: «Когда грешники возросли, как трава, и проросли все, делающие беззаконие, чтобы быть истребленными во веки веков» (Пс. 91:8, Пс. 91:9).

Бла́го тем, кому Слово, которое написано, скажет: «Благословен человек, который возложил надежду на Го́спода, и Господь будет ему надеждой» (Иер. 17:7).

Го́ре нам, напротив, если Слово, которое написано, скажет нам: «Они положили себе ложь надеждой и облеклись ложью» (Ис. 28:15).

Я говорю вам, что, как дерево, посаженное у воды́ и пускающее свои корни во влагу (Иер. 17:8; ср. Пс. 1:3), согласно тому́, как написано, так же принимающие учение от Бога пускают корни в почву в любви и мире, в покорности Евангелию Божьему, тому́, что̀ проповедовали твари всей, которая под небом (Мк. 16:15). И как не засохнет дерево, которое растет у воды́, если наступит зной, и не перестанет приносить плод (Иер. 17:8), согласно тому́, как написано, так же принимающие учение от Бога через тех, кто̀ говорит им Слово Господне, не убоятся варваров сатанинских и искушений диавольских, и не перестанут вовеки давать плод обильный в терпении (Ср. Лк. 8:15) во всех благих делах, согласно Писаниям.

Подобно же тому́, как засыхают и бывают бесплодными деревья, растущие в пустыне, где нет воды́, так же засыхают и бывают бесплодными перед Богом люди непослушные, самонадеянные в своем собственном разумении, которые погибнут быстро, как трава (Ср. Пс. 36:2, Пс. 36:20).

Го́ре же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Я не умолчу, но их грехи и грехи их отцов воздам в лоно их, сказал Господь» (Ис. 65:6), или: «Их грехи и их дела́ Я воздам в лоно их (Ис. 65:7) бедами, и скорбями, и обличениями, и проклятиями», или скажет: «Я предам вас мечу́, вы падете все от меча, потому что Я звал вас, (а) вы не послушали Меня, Я говорил, а вы не обращали внимания, (и) творили зло передо Мной, и избрали то, что̀ Я не хочу» (Ис. 65:12), или скажет: «Они избрали свои нечестия и свои дела́, те, которые их душа́ восхотела, Я же, сказал Он, изберу их поругания и воздам за их грехи, потому что Я звал их, (а) они не послушали Меня, Я говорил, а они не слушали, и творили зло передо Мной, и избрали то, что̀ Я не хочу» (Ис. 66:3, Ис. 66:4).

Бла́го тем из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Они построят дома́, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут есть их плод и пить вино; не построят, чтобы другие поселились в них, кроме как они сами, и не насадят, чтобы другие ели их, но они сами будут насыщаться их плодами; ибо дням древа жизни уподобятся дни Моего народа; Мои избранные будут делать дела́ их трудов и будут трудиться не напрасно, и не родят чад на проклятие, потому что это — се́мя, которое благословенно Богом, и будет (так, что) прежде чем они воззовут, Я услышу их, пока еще они говорят, Я скажу: что̀ происходит?» (Ис. 65:21-24).

Го́ре же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Ты построишь дом и не поселишься в нём, ты насадишь виноградник и не соберешь плодов с него, твой телец заклан перед тобой, и ты не поешь от него» (Втор. 28:30, Втор. 28:31; ср. Ам. 5:11 и Соф. 1:13).

Я говорю вам, что как те, кто̀ ест мясо свиное и похлебку (жертвенную), и все их сосуды нечисты (Ис. 65:4), согласно тому́, как написано, так и у людей борющихся, спорящих их помыслы сердечные нечисты в нечистоте всякой, будь то в осквернениях, или в воровстве, или во лжи. И как те, кто̀ приготовил трапезу демону (Ис. 65:11) и сжег (на алтаре) свои жертвы (богине) Тихе (т. е. богине счастья), так и те, кто̀ выказывает высокомерие и непослушание, чтобы те, кто̀ поучает их, боялись говорить с ними из-за обилия их гнева. И как те, кто̀ общался с язычниками, научившись всяким их делам (Пс. 105:35), согласно тому́, как написано, так и те, кто̀ общался или будет общаться с сатанами демонскими, научившись их делам в разврате и всяких злых делах. И как те, кто̀ построил дома́ и насадил виноградники, и заклал тельцов, и испек хлеб, и выжал масло, и сделал все приготовления для жизни плотской, а Богу не было угодно, чтобы они населили свои дома́ и кормились от своих трудов, из-за их грехов, которые они содеяли перед Ним, так же не пожелал Господь, чтобы они жили в собраниях, в которых они трудились, и насыщались от своих трудов, начиная от мест, которые они построили, вплоть до хле́ба и всяких веще́й, которые они приготовили, согласно приготовлениям всем (для) их жизни плотской, будь это те, кого Бог изгнал из Его собраний, или те, кто̀ ходит в высокомерии, и непослушании, и ложной мудрости, или те, кто̀ творил разврат и злоумышления во всяких грехах. И так же, как те, кто̀ построил свои дома́, и поселился в них, и насадил виноградники, и пил свое вино (Ср. Ис. 65:21; Иез. 28:26; Ам. 9:14), и насыщался от плодов всех дел своих рук, потому что (этого) пожелал Господь, так как они творили праведные дела́ перед Ним, так же Господь усиливает стойкостью всех, кто̀ боится Его, и укрепляет их в Его собраниях, чтобы они получили покой во всех своих трудах, начиная от мест, которые они построили, вплоть до их хле́ба, и ма́сла, и других плодов своих рук, так как Его воля была над ними, потому что они творили праведные дела́ перед Ним.

Поэтому, (о) возлюбленные, мужайтесь, потому что обильно ваше воздаяние за все ваши труды, и Бог да благословит вас и умножит вам плоды ваших трудов, и унизит перед вами врага, сатану, во всё время вашей жизни, ибо вы достойны, чтобы Слово, которое написано, сказало вам: «Вы будете наступать на зме́я демонского и на василиска нечистого духа и будете попирать льва диавольского и дракона сатанинского, исполненного всякого беззакония, подобно зме́ю, полному яда» (Пс. 90:13; ср. Лк. 10:19).

Чѐм же является этот нечистый, чтобы Господь Иисус поверг его к вашим ногам? Вы достойны, когда взываете к Нему во всех ваших скорбях, чтобы Он внял вам, потому что глаза́ Господни, согласно тому́, как написано, взирают на праведных, и Его слух склоняется к их молитве (Пс. 33:15; 1 Пет. 3:12), и чтобы Слово, которое написано, говорило вам в подкрепление: «Праведники воззвали, (и) Господь услышал их, (и) избавил от всех их скорбей» (Пс. 33:18), (и) чтобы было довольно вами Слово, которое написано, и сказало вам с удовлетворением: «Возлюбленные у Го́спода, вы будете пребывать в уверенности, и Бог осенит вас во все ваши дни» (Ср. Втор. 33:12).

Жалки же те из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Я разметаю их, как соломинки, которые ветер уносит в пустыню» (Иер. 13:24; ср. Иов 21:12).

Поэтому да пронзим мы наши сердца́ страхом Господним, о люди непослушные, и взмолимся к Богу в покаянии, пока мы еще не стали, согласно тому́, как написано, подобными цветку, который погибает (Ис. 40:6; ср. Иак. 1:10, Иак. 1:11 и 1 Пет. 1:24), пока еще гнев Господень не пал на нас, пока еще не настал для нас день гнева Господня.

Го́ре тем, кто̀ будет среди нас, будь то мужчина или женщина, зачинателями злых дел, (тем) кто̀ будет среди нас в последние времена. Го́ре тем, из-за которых и (из-за) их дел злых Бог нашлет свой гнев и свою ярость на безгрешных среди нас, будь то мужчина или женщина, будь то в настоящее время или в последние времена.

Если Бог не щадил тех, кто̀ согрешил перед Ним от нача́ла и насылал Свой гнев на них, то Он без пощады изольет Свой гнев на всякого, кто̀ согрешит перед Ним в настоящее время и в последние времена. Если же Бог никогда не забывал тех, кто̀ был праведным от нача́ла, и спасал их от ярости, которую Он изливал на грешников, то Он никогда не забудет тех, кто̀ будет праведным среди нас в настоящее время и в последние времена, и спасет их от ярости, которую Он изольет на тех, кто̀ будет грешить среди нас во всякое время.

Бла́го нам, о братья, чтобы мы молились во всякое время, чтобы не войти в искушение (Мф. 26:41; Мк. 14:38; Лк. 22:40, Лк. 22:46). Встанем и покаемся, пока еще не пришло время, когда будет сказано: «Боже, язычники пришли в наследие Твое и осквернили Твой храм святой» (Пс. 78:1) развратом, и нечистотой, и осквернениями, и воровством, и ложью, и всякими делами злыми, пылающими подобно пламени в собраниях, в то время как мы льем на них во́ды обильные и едва га́сим малую часть. Особенно же (сильно) они будут пылать в (те) времена, когда мы не будем выливать (хоть) малый сосуд воды́ на них, но, напротив, чтобы была еще больше сила пламени этого, чтобы Господь дал огню Своей ярости (пасть) на них в те времена.

Встанем и покаемся, пока еще не пришло время, когда будет сказано Словом, которое написано: «Сион, город Твоего святилища, стал пустыней, Иерусалим уподобился развалинам, наш дом святой стал проклятием, и слава, которую наши отцы благословили, сгорела» (Ис. 64:10, Ис. 64:11). Только потомство наших отцов будет вовеки, и память о них — из поколения в поколение (Сир. 44:12-13), согласно тому́, как написано. Потомство же нечестивое, напротив, погибнет навеки (Пс. 36:28), согласно Писаниям, и Господь истребит всякого, кто̀ творит зло во всякое время. Потомство нечестивых — это те, кто̀ будет творить беззаконие среди нас во всякое время. Потомство наших отцов — те, кто̀ будет творить справедливость среди нас во всякое время.

Встанем, и покаемся, и соберем себе милосердие, чтобы оно снизошло на нас перед Господом в месте, в которое мы пойдем, пока еще мы пребываем на земле до сего дня.

Я говорю вам, что как невозможно нам удержать себе день, если он исчерпал свои часы и настала ночь, так же невозможно, чтобы милосердие Бога снизошло на нас в месте, в которое мы пойдем, когда мы умрем в наших грехах, и злоумышлениях, и всяком нечестии, которые мы совершили перед Ним, будучи теперь на земле.

Это не покаяние, если мы творим только посты́ и молитвы, но остаемся коварными во всяких делах злых, и не покаяние это, если мы читаем слова́ Писаний, которые слаще меда (Пс. 118:103), согласно тому́, как написано, но пребываем в раздорах, и зависти, и испорченности, и борении, и непослушании, и злословии, и ненависти, и вражде друг к другу, и во всём подобном, что̀ хуже любой горечи.

Смотри́те: во многих местах Писаний велено нам не клясться никакой клятвой, но чтобы наше слово было только «Да, да» и «Нет, нет» (Мф. 5:37; Иак. 5:12). Смотри́те же, однако, насколько часто клялись небом и землей святые (говоря): «Гибелью вы погибнете, если пренебрежете словами и заветами Го́спода нашего Бога» (Ср. Втор. 4:25, Втор. 4:26). Поэтому я говорю вам: если мы преступим слова́ Господни, и не захотим покаяться, и пренебрежем словами, которые написаны в посланиях, то я свидетельствую перед Богом, что гибелью мы погибнем, и великое зло, великие ско́рби и великие искушения падут на нас от нашего Го́спода Иисуса, о которых мы не поверим, что они падут на нас, если некоторые скажут нам о них. Не диво ли, что Бог (еще так) терпелив к людям непослушным, которые грешат в собраниях?

Я говорю вам, что если мудрые люди помнят о терпении Бога, они беспокоятся, что Он терпелив к ним, чтобы отмстить им в надлежащее время в день гнева.

Однако, согласно тому́, как написано, «Да преклоню голову мою и воздохну, ибо дрожат у меня все члены в печали. Ибо если я скажу их, я забудусь, говоря» (Иов 9:27). Тем более мы сказали их, мы повторили, мы сказали их (опять), и были весьма многочисленны, «более числа́» (Ср. Пс. 39:6), все те (слова́), которые мы сказали, согласно тому́, как написано. Если же чудо, что мы говорили слова́ многочисленные, и что мы также слушали их, (то) еще бо́льшим чудом будет, если мы соблюдем их, чтобы выполнять их, если мы будем говорить и слушать их, чтобы творить дела́ мирные, и любовные, и чистые, и разумные, и бесчисленные дела́ благие, подобно тому́, как мы говорили слова́ бесчисленные и слушали их. Если же чудо, что мы творим малые посты́ и краткие молитвы, (то еще бо́льшим) чудом будет, если не найдут нас и не уловят нас посредством сло́ва Божьего, что мы являемся хвастливыми, или гордыми, или непослушными, или враждебными к ближнему нашему понапрасну, или совершающими тайные злоумышления во всяких безбожествах.

После же этого смотри́те, братья, как вы привязали ожесточение и небрежение к своей душе́, подобно камню, и потопили себя, словно свинец, в своем глубоком невежестве, (и) лицемерии, и угождении людям, не только как в пучине морской, но в середине преисподней и гибели — этих ненасытных (Притч 27:20), согласно Писаниям.

Может быть, вы думаете, что осуждение злых дел, которые вы совершили, стерто перед Богом? Я говорю себе и вам, жалкие, спорящие, ропщущие, невежественные, непослушные, согрешающие во всяких делах, подобно и мне самому́8.

Почему же я послал к вам в гневе в дни ле́та старца, который у вас, говоря, что я — враг вам всем моим сердцем? Разве не только потому, что я знаю, что Господь недоволен многими у вас, так как я написал вам в послании, прося вас, чтобы вы открыли всё старцу по правде, когда он придет к вам, а вы же не сказали ему правды, потому что не устыдились и не убоялись слов, которые написаны в посланиях, в проклятиях и благословениях, и не сострадали слову, которое я сказал, что мы погибли от печали, мы и вы, но вы, напротив, (еще) прибавили нам печали и воздыхания, когда со злым взглядом противостали старцу, говоря ложь перед ним и перед Господом, (и) не сказали ни сло́ва ему прямо, (и) поскольку вы воистину не исполнены страха Божьего, не только вы не сказали того, что̀ следовало сказать старцу, когда он пришел к вам, но, напротив, собрали слова́ обманные из своих сердец, полных лжи (и) написали их нам в лицемерии, когда старец пришел от вас к нам, печалясь, что не увидел прямоты у вас. Так же и я горел в сердце своем, когда он сообщал мне о ваших словах и делах, так что я был поражен (и) ушел в ту ночь из-за печали, но благодарение Богу, Который держит каждого из нас до сего дня. Так же и я был отягощен гневом не только в ту ночь и в тот день, но много раз из-за вас я горел в сердце своем гневом, подобным пламени. И хотя видели меня старец и старцы, которые у вас, воздевающим ру́ки к небу, в гневе перед Господом, что я чист от вашей крови (Ср. Деян. 20:26) и мне нет де́ла до (вашей) души́, не потому что вы не совершали посто́в, и молитв многочисленных, и хлопот многих беспрерывных, и трудов во Господе бесчисленных, но потому, что вы исполнены вражды, и зависти, и ненависти друг к другу, сжигая свои дела́ добрые в споре, и ропоте, и клевете, и грехах всяких, (и во всех вещах), которые хуже, чем огонь, и потому, что ваши слова́, которые вы написали нам, подобны словам малых детей, забавляющихся на площадях (Ср. Мф. 11:16), так что неразумный, услышав их, позабавится в своей глупости, а мудрый восплачет из-за вашего невежества и ожесточения. Вместо того чтобы посылать нам (сообщения) о явных дурных делах, которые вы совершаете, о тех, за которые Господь будет нас судить, если мы упустим их из виду, вы заставляете себя раскапывать зло и разврат, скрытые в сердце каждого из вас, и посылать нам не то, ради чего мы посылали к вам, и Бог не повелел нам в Писаниях, чтобы мы добивались их в заблуждении, и Бог не осудит нас за них, потому что Он будет судить скрытое во тьме, и выявит намерения сердец, и воздаст каждому по его делам (1 Кор. 4:5; ср. Рим. 2:16).

Кто̀ указал нам, что у вас проходит любовь друг к другу, кроме как только Бог, так как с (са́мого) нача́ла до сего дня вы лжете, говоря лицемерно, что друг друга лю́бите. И потому что справедлив Господь, поэтому Он лишил вас рассудка в (вашем) смятении, так что вы сообщили, сами того не понимая, о ненависти ваших сердец друг к другу словами, которые вы посылали нам в своих посланиях, и устами тех, которые причислены к вам, в особенности же через старца, когда он пришел к нам от вас, причем вы посылали их нам много раз.

Я говорю вам, что как люди, которые некогда унесли воровски какие-то вещи, а спустя годы сами проговорились, так что выдали себя как воров, так же и вы с (са́мого) нача́ла собрались у вас, похваляясь своим языком, что в ваших сердцах любовь и мир друг к другу, а в (то) время, когда вы послали нам ваши слова́, в которых нет любви, вы самим образом речей своих показываете, что вы лжете, будто бы лю́бите друг друга, так чтобы Слово, которое написано, сказало мне с вами в порицание, что как ветры, облака́ и дожди, которые появляются, так и те, кто̀ похваляется любовью ложной, и миром обманчивым, и всякими делами, которые они творят (Притч 25:14; ср. Иуд. 12).

Я свидетельствую вам, что как не всякий, кто̀ говорит «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но тот, кто̀ творит волю Го́спода Иисуса Христа (Мф. 7:12), так же все, кто̀ любит ближних «делом и истиной» (1Ин. 3:18) и не скрывает от ближних никакого де́ла полезного, войдут в Царство Бога.

Я свидетельствую вам, что, когда я прочел ваши неправые слова́ в ваших посланиях, я сказал о вас: «Я смешал мой хлеб с землей из-за вас в печали» (Пс. 101:10), потому что в смятении вы сделали меня смятением у нас, поскольку возлюбили пустое и лживое (Пс. 4:3) у вас, согласно тому́, как написано.


Примечания:

1 Основная часть этой проповеди [аввы] Шенуте сохранилась в рукописи, хранящейся в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ I.1.б.710, 23 пергаментных листа́), которую по палеографическим данным можно отнести к IX-X в. С этой рукописи и сделан перевод. Она была учтена в издании Лейпольдта, наряду с другими, добавляющими впереди еще 4 страницы текста. Перевод двух из этих страниц по изданию Лейпольдта добавлен в нача́ло [приводимого] перевода, поскольку их текст непосредственно примыкает к тексту рукописи ГМИИ (предшествующие им 2 страницы отделены большой лакуной и не имеют непосредственной смысловой связи с последующими, а само́ нача́ло проповеди не сохранилось).
   [Авва] Шенуте в своей проповеди подвергает критике моральное состояние подчиненных ему монашеских общин, сурово осуждая пороки, грозя грешникам Божьими карами и призывая к исправлению. Проповедь раскрывает ряд сторон общественной жизни монастырей. Из нее, как и из некоторых других проповедей [аввы] Шенуте, становится известно о каких-то смутах в монастыре, о возмутителях спокойствия. Особой заботой [аввы] Шенуте была борьба с утаиванием от монастырской администрации тех или иных нарушений. И в женском монастыре, который был под началом Белого (женщины не могли отправлять Богослужение и совершать требы), старались скрыть случающиеся там неблаговидные дела́ от старцев, приходящих в их монастырь. Примечательно, что [авва] Шенуте рассматривает язычество как главный источник всевозможных пороков, объясняя и плотские грехи, и «высокомерие и непослушание» общением с язычниками. Подтверждая свои поучения множеством цитат из Писания, он в одном случае конкретизирует «трапезу демону» в цитате из Исаии, прибавляя упоминание о жертвоприношении богине Тихе (Фортуне), культ которой был популярен в Египте.

2 Заместитель [аввы] Шенуте.

3 Обычное в речах [аввы] Шенуте самоуничижение.

4 См. прим. 3.

5 Ср. Мф. 13:57; Мк. 6:4; Лк. 13:34; вместо «родня» в нашей рукописи «собрание» — описка по сходному звучанию; «и в его доме» пропущено.

6 См. прим. 3.

7 См. прим. 3.

8 См. прим. 3.


Текст по изданию «Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке» (перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской; издательство «Алетейя», СПб., 2001 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz