12.
Об Аммонии
Аммоний, бывший учеником Великого Памво, вместе с тремя другими
братьями и двумя сестрами, достигнув самой высокой степени боголюбия,
поселились в пустыне и построили два особых монастыря: братья —
мужской, а сестры — женский, на довольном расстоянии один от другого.
Между тем Аммония в одном городе пожелали иметь епископом, ибо великий
сей муж обладал ученостью необыкновенной. Посланные от гóрода пришли к
блаженному епископу Тимофею и просили его рукоположить им Аммония во
епископа.
— Приведите его ко мне, — отвечал епископ, — и я рукоположу вам его.
Взяв с собою довольно людей, они пошли за ним, но Аммоний бежал.
Видя, наконец, что его догоняют, он остановился и стал их упрашивать.
Когда же те не слушали, он поклялся им, что не примет сана и не может
оставить пустыню. Когда и это не подействовало, он при всех взял
ножницы и совсем отрезал у себя левое ухо до корня, сказав:
— Теперь вы должны увериться,
что мне нельзя принять сан, к которому меня принуждаете, ибо
закон повелевает не допускать того к священству, у кого
отрезано ухо.
После этого они, оставив его, ушли и, пришедши к епископу, рассказали об этом. Тот им говорит:
— Закон этот пусть соблюдают иудеи, а ко мне ежели
приведете хотя и безносого, только достойного по жизни, я
рукоположу его.
Граждане пошли опять упрашивать Аммония. Когда святой муж стал
отказываться, они хотели было вести его насильно. Но он поклялся
отрезать себе и язык, если станут принуждать его. После этого его
отпустили и ушли.
Пищу Аммония с молодых лет до самой кончины составляли сырые овощи;
он не ел ничего приготовленного на огне, кроме хлеба. Знал он все книги
Ветхого и Нового Завета наизусть и многократно перечитал писания
знаменитых мужей — Оригена, Дидима, Пиерия и Стефана; об этом
свидетельствуют и великие отцы пустыни. Рассказывают и о его
пророчествах. Назидательнее его никого другого не было для братий,
живших в пустыне. Блаженный Евагрий, муж духоносный и строгий в
суждении, так отзывался о нём: «Не видывал я человека бесстрастнее
его». Во время отбытия великого Аммония в Константинополь по нуждам
пустынножителей сей блаженный (Евагрий) по убеждению святых епископов,
пришедших из разных областей, и здешних пустынников воспринял от купели
святого Крещения Руфина, тогдашнего преторианского префекта, который
много раз просил его об этом. Крещение совершено было в присутствии сих
епископов в той церкви, которую построил сам Руфин — для положения в
ней святых — на самих гробницах. Во всём послушный преподобному
Аммонию, Руфин почтил Евагрия достойно его святой жизни. Аммоний спустя
немного времени почил и был положен в храме, называемом Руфиновым. Его
гробница, говорят, исцеляет от простуды.
Источник: портал «Слово».