О том, что не прежде времени
и в подобающую меру эти делания подобает совершать.
XI.
И самые эти добрые и благолепные делания подобает совершать с рассуждением, благовременно и в подобающей мере; как говорит Василий Великий: «Все совершаемое [должно] предварять рассуждением, ибо без рассуждения и доброе во зло бывает по причине несвоевременности и несоблюдения меры. Когда же рассуждение установит для благого время и меру, — чудный прибыток получается». И Лествичник, из Писания заимствовав, говорит: «Время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1), во всем же и в нашем жительстве священном всему свое время». И чуть дальше сказал: «Время безмолвию и время безсуетным попечениям, время непрестанной молитве и время нелицемерному служению; итак, да не взыщем, гордостным усердием прельщаемые, прежде времени [того, что придет в свое] время, [иначе] и вовремя этого не получим. Поскольку есть время сеять труды и есть время пожинать колосья благодати неизреченной». И в другом месте предложил он притчу: «Небезопасно неискусному от множества воинов отделиться на единоборство и небезопасно иноку прежде искуса и многого обучения [в борьбе] с душевными страстями начать безмолвие, ведь один телесно, другой же душевно подвергнутся бедам». Ибо «редким дано проходить истинное безмолвие — лишь тем одним, которые приняли Божественное утешение, облегчающее труды, и помощь в бранях». И Варсонофий Великий брату, прочитавшему в «Отечнике», что поистине хотящий спастись должен прежде среди людей понести досаждения, поношения, безчестия и прочее, подобно Господу, и тогда [уже может] пойти на совершенное безмолвие, которое является восхождением на крест, то есть умерщвлением для всего, отвечал, говоря: «Хорошо сказали отцы, и [невозможно] иначе». И другому сказал: «Прежде чем человек не приобретет себя, безмолвие дает повод для высокоумия; приобретение же себя — [это] непорочным быть в смирении». И еще сказал: «Если дерзнешь взойти выше меры своей, тогда поймешь, что погубишь и то, что имеешь. Но держись среднего, внимая воле Божией. Ибо если кто захочет оставить попечения прежде времени, общий враг уготовит ему более смущение, нежели покой, и доведет его до того, чтобы сказать: "Лучше бы мне было не родиться". Сказал же святой это [постольку], поскольку и множество обольщений последует тому, как и Григорий Синаит говорит: «И в древности, и ныне многим, в безмолвии неискусным, случалось прельститься, и после многих трудов новоначальные и самочинные навлекают на себя более поношение и смех — без рассуждения, я имею в виду, безмолвствующие. Ибо память Божия, то есть умная молитва, есть выше всех деланий и глава добродетелей, как [и] любовь Божия, и тот, кто безстыдно и дерзостно хочет войти к Богу и часто беседовать с Ним, усиливаясь стяжать Его в себе, легко умерщвляется бесами, если будет попущено. Ибо дерзкий и высокомерный, взыскав с кичением то, что выше достоинства его и устроения, прежде времени спешит того достигнуть. Но [лишь] сильным и совершенным возможно наедине бороться с бесами и меч, то есть глагол Божий (Еф. 6, 17), против них извлекать, немощные же и новоначальные, как к твердыне, прибегая к благоговению и страху и от единоборства уклоняясь, не смея прежде времени бороться, — избегают смерти».
Нам, слышащим это, подобает себя хранить и прежде времени не дерзать на высокое, чтобы кто-либо [из нас], повредившись, и душу не погубил. Но в подобающее время и среднею мерою, как видится, [делание] проходить удобнее, ибо и Писание свидетельствует, что средний путь — непадателен. Подобающее же время есть то, которому предшествует обучение среди людей, а средний путь — это с одним или, более, с двумя братиями житие. Как [и] Иоанн Лествичник повелел желающим непрестанно работать Христу избирать места и образы жительства, подходящие для них. «Есть три вида, — сказал он, — правильного устроения иноческого жительства: или уединенное отшельничество, или с одним, большее — с двумя, безмолвствование, или общее житие». И из Писания привел: Не уклоняйся ни направо, ни налево, но путем царским гряди (Втор. 5, 32; Числ. 21, 22), ведь средний из вышеуказанных путей, то есть безмолвие с одним или с двумя, для многих оказался самым подходящим. «Ибо горе, — сказал он, — одному: если впадет в уныние или сон, разленение или отчаяние — некому из людей поднять его». И Самого Господа слово привел [Лествичник], Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И в другом месте Писание говорит: «Двоим лучше, чем одному» (Еккл. 4, 9), то есть благо отцу с [духовным] сыном подвизаться при содействии Божественного Духа против [прежних] пристрастий». И чуть ниже: «Кто без помощи начинает бороться с духами — умерщвляется ими». Благие же нравы некоторых перечислив, сказал: «Таковым пребывание среди людей совсем неполезно, ибо могут они из безмолвия, как из пристани, восходить с наставником на небо, не имея нужды пребывать среди [случающихся] в общежитии молв и соблазнов». А неискусным и душевными страстями побеждаемым безмолвия, в особенности уединения, не велели отцы и касаться. Страсти же душевные — это тщеславие, самомнение, лукавство и прочие, от этих [происходящие]. «Ибо кто этим недугует и начинает безмолвие, тот подобен соскочившему с корабля и на доске достигнуть безопасно земли мнящему, — сказал Лествичник. — Тем же, которые со скверной борются, то есть с телесными страстями, [на уединение исходить возможно], но и им не просто, не как случилось, а в [подобающее] время, если и наставника имеют, ибо уединение требует ангельской крепости». И еще, некоторые из душевных страстей упомянув, говорит, что угнетаемый ими «и следа безмолвия видеть да не дерзает, чтобы исступлением [ума] не пострадать». И находим мы во Святых Писаниях, что и иные многие дивные и великие отцы так учили и так поступали.
Святой Исаак больше всех безмолвие похвалил и Арсения Великого совершенным безмолвником называет, [однако] и тот служителя и учеников имел. Также и Нил Синайский, и Даниил Скитский учеников имели, как о них повествуют писания, и многие иные; и повсюду во Святых Писаниях находятся похвалы безмолвию с одним или с двумя. Как и мы сами очевидцами были, во святой горе Афонской, в землях Царьграда и в иных местах многие таким образом жительствуют: если находится [где-либо] духовный старец, имеющий одного ученика или двух, а при потребности иногда и третьего, и если кто-либо [еще] вблизи безмолвствует, то, в подобающее время приходя [друг к другу], просвещаются они беседами духовными. Ибо мы, новоначальные и неразумные, один от другого вразумляемся и укрепляемся, как написано: Брат, когда ему помогает брат, — как град крепкий (Прит. 18,19), и имеем учителя непрелыщенного — Божественные Писания. Потому нам [и] видится удобным пребывание с одним или двумя верными и единомысленными в деле Божием братьями, дабы от Святых Писаний воле Божией [все] научались и, когда подаст кому-либо Бог большее разумение, брат брата да назидал, и друг другу мы помогали, будучи боримы бесами и терзаемы страстями, как говорит святой Ефрем; и так, благодатью Божиею, на дела благие себя да направляем.
Прежде же всего, когда хотим жилище безмолвия созидать, подобает приуготовить нам себя молитвой — да даст нам Бог для совершения его [необходимые] свойства, как сказал Лествичник, то есть терпение в пребывании на одном месте, чтобы по положении основания не стать [нам] посмешищем для врагов и преткновением для других делателей, но пребывать в делах благих сохраняемыми благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, в делании добродетелей просиявших. «Уразумеем же и то, что не ради исполнения больших правил, чтобы их исполнять, избираем мы места безмолвные», как сказал святой Исаак, «ибо известно, что пребывание со многими более содействует этому32», но чтобы отступить от мятежей, и попечений неполезных, и прочего неугодного Богу и пребывать в заповедях Его, приобретая необходимое на потребу от трудов своих или, если [недостаточно этого], принимая милостыню, откуда усмотрит благость Его. От излишнего же всячески [должно нам] отвращаться, а ссор и тяжб из-за вещественных приобретений, как яда смертоносного, избегать.
И, эти угодные Богу делания совершая: пение, молитву, чтение и поучение в духовном, рукоделие и исполнение какой-либо работы — и внутренним человеком с Богом соединяясь, сколько по силам, во благих делах славу да воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу — Единому в Троице Богу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Итак, Божией помощью укрепляемые, мы, неразумные, написали это по мере худости нашего разума в напоминание себе и подобным мне, в чине учимых находящимся, — и если имеют [к тому] произволение. Не от себя же, как и в начале этих писаний сказал я, но от Богодухновенных Писаний святых отцов, просвещенных разумом. Ибо все, что здесь, — не без свидетельства Божественных Писаний [приведено]. И если найдется в этом что-либо неугодное Богу и неполезное для души, из-за нашего неразумия, — да не будет [творимо] то, но воля Божия, совершенная и благоприятная, да исполняется, а я прощение прошу. Если же кто-то относительно этого лучшее и полезнейшее разумеет, пусть так и совершает, — мы тому порадуемся. Если же от этого [писания] кто-то пользу получит, пусть и о мне грешном помолится, да обрету милость пред Господом.
Завещание преподобного Нила.
К этому и еще я, недостойный Нил, моих ближних господ и братий, которые [одного] со мною духа, молю: по кончине моей повергните тело мое в пустынном месте, да изгложут его звери и птицы, потому что согрешило оно пред Богом много и недостойно погребения. Если же так не сделаете, то на месте, где живем, выкопав яму погребите меня со всяким безчестием. Бойтесь же слова, которое заповедал Великий Арсений ученикам своим, говоря: «На суде стану с вами, если кому дадите тело мое». Ибо и у меня, сколько в силах моих, старание было о том, чтобы не сподобиться мне никакой чести и славы этого века, как в жизни этой, так и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощение прошу у всех, и от меня прощение да будет: Бог да простит всех нас.
Примечания:
1 Под «Божественными» и «Святыми» Писаниями преп. Нил разумеет не только Священное Писание, но и творения святых отцов.
2 Все цитаты из Священного Писания приводятся в тексте так, как они даны у преподобного Нила Сорского.
3 Т. е. истинную.
4 Плинфа — обожженный кирпич, широкий и плоский.
5 Константинополя.
6 Словесность — умственная сила души, ум.
7 То есть ни добрых и ни злых.
8 Под пением понимается крайне неспешное, протяжное чтение псалмов, тропарей, кондаков и других молитв.
9 По причине трудности молитвенного подвига святые отцы заповедуют совершать молитву Иисусову по большей части сидя, употребляя для этого низенькую скамеечку. Они советуют поступать так «по образу слепого нищего, упоминаемого в Евангелии, который, сидя при пути, вопиял ко Господу: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня (Мк. 10, 47), — был услышан и помилован. Эта скамеечка изображает собою также и гноище, на котором был повержен Иов вне града, когда дьявол поразил его с ног до головы лютою болезнию (Иов 2, 8)» (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 1993. Т. 2. С. 294).
10 Под болезненностью «преимущественно разумеется сокрушение духа, плач духа, болезнование и страдание его от ощущения своей греховности... В немощных по телу сокрушение духа и плач его вполне заменяют телесный труд; но от людей сильного телосложения непременно требуется и утеснение тела» (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 2. С. 282).
11 Т.е. пение.
12 Т.е. молитва.
13 Т.е. чтобы иметь ясность, определенность в понимании, наименовании этих вещей.
14 Имеется в виду память Божия, т.е. молитва Иисусова, умное делание.
15 Образы.
16 То есть во время охлаждения благодатной сердечной теплоты, которая, по Григорию Синайскому, есть истинное начало молитвы.
17 Поделие — занятие между делом, мелкая работа.
18 По нашему исчислению суточного времени — до третьего часа после полудня.
19 Т.е. вступать в брань.
20 Т.е. каким-либо трудом на монастырских послушаниях.
21 Речь идет о способе молитвы, указанном прп. Григорием Синаитом, о котором сказано в описании брани с блудным помыслом: «Встав и к небу руки и очи простирая...».
22 Т.е. кто же не знает этого не только теоретически, но и сердечным чувством.
23 Т.е. вступать с ними в противоречие.
24 Прп. Иоанн Дамаскин.
25 «Внешняя» — имеется в виду по отношению к церковному богословию.
26 Двоеслов.
27 Упомянутый выше прп. Иоанн Дамаскин.
28 См. молитву мч. Евстратия, читаемую во время субботней полунощницы.
29 Т.е. благодатью в молитве.
30 Имеется в виду псалмопение.
31 Смотри вышеприведенную цитату прп. Иоанна Лествичника: «Дело безмолвия...»
32 Здесь под «правилами» прп. Исаак подразумевает молитву внешнюю, т.е. продолжительные церковные доследования и длительные келейные правила с вычитыванием разнообразных молитвословий, псалмов, канонов и т.д.; он говорит, что совершению их, «по причине телесного рвения», более способствует жительство в общежитии. Основное же делание безмолвия — умная молитва (см. прп. Исаака Сирина слово 41).
Источник неизвестен .