Преподобный Нил Синайский

Избранные пи́сьма


КНИГА I

· Письмо 126. Монаху Александру
· Письмо 129. Генефлию
· Письмо 218. Монаху Терину
· Письмо 274. Диакону Феврарию
· Письмо 291. Трибуну Евитию
· Письмо 311. Ходатаю по делам Афанасию
· Письмо 320. Комиту Феодоту

КНИГА II

· Письмо 20. Чтецу Исидору
· Письмо 24. Монаху Ермолаю
· Письмо 50. Подвижнику Викентию
· Письмо 51. Монаху Панигирию
· Письмо 54. Монаху Евфимию
· Письмо 55. Иларию, монаху из схоластиков
· Письмо 57. Монаху Аэцию
· Письмо 59. Монаху Адриану
· Письмо 61. Монаху Афанасию
· Письмо 94. Затворнику Филумену
· Письмо 224. Докладчику Франку
· Письмо 226. Заседателю Аполлофану

КНИГА III

· Письмо 33. Монаху Фавмасию
· Письмо 136. Схоластику Нилу
· Письмо 284. Кандидиану

КНИГА IV

· Письмо 1. Ученику
· Письмо 10. Лириану
· Письмо 14. Оривасию
· Письмо 49. Феоклу
· Письмо 52. Молчальнику Руфину

Преподобный Нил Синайский

КНИГА I

Письмо 126.
Монаху Александру

Мне кажется, что ты делаешь нечто несообразное, когда среди оскорблений и раздражительности принуждаешь некоторых оказывать тебе помощь. Это называется не приношением, но насилием, бесстыдством, более строгим, нежели общественные требования, и более тягостным, нежели государственные налоги. Умоляю тебя, положи конец этому безобразию, лучше проводи время в молитвах и великом душевном безмолвии, тогда Бог воздвигнет достойных, которые принесут тебе всё потребное, и будут просить, чтобы ты принял это. Потому что есть достойные оказывать помощь монашествующим, есть же совершенно недостойные, далекие от произволения Господня.

                

Письмо 129.
Генефлию

Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти надо обуздывать уздою и удилами (Пс. 31:9) — взывал Давид, играя на гуслях. Ибо как мы уздой укрощаем коня против воли его, не по ненависти к нему, но чтобы заставить его идти чинно, ограничиваем беспорядочные его порывы и неловкие скачки́ обращаем в стройный ход, так и Бог, если видит, что душа́ порывается и туда и сюда, приводит ее в благопристойное положение, хотя бы она не хотела этого.

                

Письмо 218.
Монаху Терину

Разбойничающие на море никогда не нападают на мореплавателей близ гаваней или в виду го́рода, где есть пристань, потому что иначе они подвергли бы себя опасности. Если же захватят ладью посреди мо́ря, пользуясь тем, что некому прийти на помощь, то употребляют все силы и не отступают, пока не потопят мореплавателей или не погибнут сами. Так и страшное искушение сластолюбия воздвигает сильные ветры, жестокую бу́рю и невыносимые волнения на избравшего целомудренную жизнь, чтобы стремительно опрокинуть его ладью. Потому что знает, что монах не может жениться и в супружестве укрыться как в гавани. Ему необходимо всю жизнь вести́ брань с демонами, раздражающими ду́шу сладострастием. Поэтому не сто́ит удивляться, когда бываем боримы, и не будем ослабевать в борьбе, потому что имеем великого защитника — Святого Духа, при содействии Которого возможем угасить все дьявольские соблазны, стре́лы бесстыдной похоти и жар плоти.

                

Письмо 274.
Диакону Феврарию

Не ищи жадно жизненного простора, лучше пожелай найти узкую и тесную стезю.

                

Письмо 291.
Трибуну Евитию

Когда покажешь мне мирный договор пса с гиеной, тогда поверю тому́, что̀ ты утверждаешь: будто ненасытно обогащающийся может быть человеколюбивым.

                

Письмо 311.
Ходатаю по делам Афанасию

Ты уподобляешься человеку, который говорит: желал бы видеть дожди по всей земле, но сам зябнуть не желаю. Ка̀к же возможно без хо́лода быть дождям? Ка̀к же говоришь, что желаешь и молишь Бога сподобить тебя какой-либо духовной благодати без труда и ско́рби? Всякому и мiрянину и монаху, если желает принять какой-либо небесный дар, до́лжно прежде претерпеть много скорбей, искушений, печалей, что̀ можно уподобить зиме, и пото́м уже́ собирать плоды Святого Духа.

                

Письмо 320.
Комиту Феодоту

Подражая Своему Владыке, Божии Ангелы любят смиренномудрие. Поэтому когда монах, возгордившись высотой жития своего, возлюбит гордыню и неразлучно пребывает в ней, Ангелы оставляют высокомерного и стоя́т вдали от него, не желая уже́ помогать ему, охранять и защищать его, как прежде. Лукавые же демоны немедленно приходят и, окружив лишившегося благой охраны, немедленно ввергают его в блуд, или воровство, или убийство, или иное греховное дело. Ибо из всех грехов самый больший грех гордость, за него изобретатель всякого зла сатана низвержен с неба на землю. Я рассказал тебе об этом, потому что ты спрашивал меня: почему иные из избравших подвижническую жизнь в скором вре́мени увлекаются в греховные поступки и страшные падения? Хорошо возлюбить всё доброе и держаться этого. Но всего лучше смиренный образ мыслей о себе, Сам Христос, Господь Бог и Владыка всех, живя по плоти с человеками, всем нам указал образ жития, заповедав: Возьмите иго Мое на себя и научи́тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим (Мф. 11:29).

                

КНИГА II

Письмо 20.
Чтецу Исидору

Первоверховный апостол Петр говорит: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (1 Пет. 4:14), также и Сам Господь взывает в Евангелии: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11-12). И апостол Павел в Послании к Евреям восхваляет имеющих горячую веру в Спасителя Христа.

Если так, то не падай духом и не бойся, если безбожные ненавистники поносят тебя за добрую о тебе славу, за доброту твоего нрава, и за видимое для всех благочестие. Так блудники смеются над целомудренными, и нечестивые издеваются над благочестивыми, и порочные ругатели над добродетельными, слепцы называют себя дальновидными, и негодяи с восторгом прославляют грехи и самые постыдные страсти, бесстыдно уверяя, что горькое сладко. Мы можем лишь посмеяться над ними, даже осуждая их, будем проливать слёзы о погибели всех подобных им.

                

Письмо 24.
Монаху Ермолаю

Взирай в небо к Богу. Что̀ общего у тебя с землей? Не желай и видеть того, что̀ делают мiрские, потому что ты удалился от мiра и от житейских путей. Поэтому не смотри на дела́ житейские, но будь внимателен только к себе самому́ и заботься о том, чтобы совершать тебе свое дело, как это пристало подвижникам. Итак, смотри́те, поступайте осторожно (Еф. 5:15) — постоянно наблюдайте за своей жизнью, как гласит Божественная заповедь.

                

Письмо 50.
Подвижнику Викентию

В той же мере, как ты удручаешь свое тело многотрудным и суровым образом жизни, смиряй сердце свое, вменяя в ничто подвиги и уничижая себя, чтобы, когда найдет к тебе доступ тщеславие, не пожать бы тебе вместо пшеницы крапиву, чтобы не погибли труды твои.

                

Письмо 51.
Монаху Панигирию

Лукавый уразумел, по некоторым признакам, что за доброе делание ты сподобился внутреннего благословения и принял небесную благодать, подобно Иакову и всем, потрудившимся ради Бога. Поэтому пораженный ненавистью и уязвленный завистью, человеконенавистник возжег против тебя великие искушения, намереваясь сокрушить возлюбившую добродетель ду́шу, внушая ей лукавые помыслы и побуждая приступить к вредным делам. Не удивительно, что ты, будучи доблестным, подвергаешься такому искушению. Когда мы мысленно входим в святую землю Божественного обетования, то как написано: Тогда смутились князья Едомовы и трепет объял вождей Моавитских (Исх. 15:15), то есть жестоких властительных демонов. Поэтому они стремятся удержать и отклонить нас от блаженного вхождения и сделать чуждыми вечной радости. Но ты сам, пребывая невозмутимым, мужайся и укрепляйся в терпении, усиленной молитвой сокрушая возжелавших сокрушить нас, непрестанно повторяя пророческое слово: не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя (Ис. 14:29). Ибо милостив будет к нам Христос, человеколюбивый Бог, Он запретит и упразднит злых надсмотрщиков мысленного фараона вместе с царем их, их сила совершенно сокрушится, и не станут уже́ посылать нас за плевелами и глиной для созидания греха. Потому что в какой мере мы приближаемся к Богу, в той же мере раздражаются на нас демоны.

                

Письмо 54.
Монаху Евфимию

Крайне неблагоразумно, по моему мнению, оставив заботу о небесном и вечном, заниматься тем, чтобы изнурять себя земными попечениями, выдумывая тысячи предлогов к приобретению временной и неразумной выгоды.

                

Письмо 55.
Иларию, монаху из схоластиков

Наконец-то, прекратив свое странствование, ты решился подражать древнему старцу, которого ты встретил. Ибо кто̀ из благоразумных может одобрить постоянное хождение с ме́ста на место подобно зайцам, не зная покоя, без какой-либо большой необходимости. Поэтому пребывай неисходно в монастыре, упражняясь в безмолвии, помня о смерти, дабы, разрешившись, вечно возвеселиться тебе у ног Христовых.

                

Письмо 57.
Монаху Аэцию

Поскольку ты не ради смиренномудрия, но из тщеславия занимаешься чтением, то не оставляет тебя искушение блудных помыслов, потому что неблагоразумному нет пользы жить в довольстве, а тщеславному — читать и наслаждаться высокими словами. Знания вводят в гордыню суетного и высокомерного, так же как вредит вино больному горячкой. Поэтому пока надменность не оставит твою ду́шу, демон не перестанет осмеивать и обличать надменного. Но если тебе угодно, чтобы он удалился, как можно скорее, поспеши прибегнуть к незыблемому столпу смиренномудрия, вооружись бдением, продолжительными молитвами и пением псалмов. Тогда своими глазами увидишь гибель врага.

                

Письмо 59.
Монаху Адриану

Зачем великой заботливостью подвергаешь себя опасности впасть в неверие, ожидая, что Бог оставит тебя и лишит необходимого для жизни? Ты имеешь сейчас нескольких помощников, поддерживающих тебя в твоей немощи, — славного сановника Гедеона, который от всего се́рдца уважает монахов, также племянника святейшего епископа, весьма расположенного к монахам, еще уважаемую диаконису Христову Феодулу. А если приходит тебе мысль, что они могут скончаться прежде твоей смерти, то, без сомнения, Бог, видя кротость и безмолвие души́ твоей, безмятежность и заботу об усовершенствовании себя, тотчас пошлет тебе людей, которые послужат твоим нуждам. Бог может и из камней сих воздвигнуть людей, готовых с усердием услужить проводящим монашескую жизнь. Они дадут тебе необходимое, более того — усиленно прося подвижника принять дар.

Если вавилоняне — народ варварский, по праву войны́ захватив Иерусалим, уважили добродетель Иеремии и великодушно оказывали ему всякую услугу, не только дав нужное для пропитания, но и снабдив сосудами, какие обыкновенно употребляются, то неужели не уважат добродетельной жизни соплеменники, с детства очистившие рассудок к принятию лучшего и стремящиеся к добродетели. Они, если не смогли по каким-либо причинам стать подвижниками сами, почитают подвижников, удивляясь их добродетели.

Поэтому не заботься о многом, но по совету Петра и Павла, бодрствуй и трезвись в молитвах: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:7). Ибо сказано: Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, на всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом (Флп. 4:5-6), и Он будет промышлять о вас. И еще в друго́м месте написано: Взгляни́те на древние роды́ и посмотри́те: кто̀ верил Господу — и был постыжен? (Сир. 2:10). Всё это ты читал, однако напоминаю тебе. И Даниил в Вавилоне, будучи брошен в ров со львами, не пострадал от них, но умирал от голода, тогда пророк Аввакум, получив повеление от Бога, принес Даниилу обед, будучи перенесен Ангелом из Иудеи в Вавилон, в тот самый львиный ров. И великий пророк Даниил, благодаря, говорит: Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя (Дан. 14:38). Всё это и подобное этому держи в уме, непрестанно обращаясь мыслью к Богу.

                

Письмо 61.
Монаху Афанасию

Возвращайся скорее в монастырь, из которого ты вышел, чтобы, оставшись надолго вне этой ограды, не сделаться тебе добычей мысленных зверей. Если ты скажешь, что оставил обитель в чаянии высшей добродетели, то припомни сказавшего: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти (Притч. 14:12). Ибо сатана не изведавших опытно его ухищрения большей частью уловляет чем-либо благовидным.

                

Письмо 94.
Затворнику Филумену

Хвала вашим доблестям в отшельничестве! Хвала победному памятнику на поприще ваших добродетелей! Но паче хвала вашей суетной и лицемерной жизни в затворе! Ты ничем не отличаешься от тех, кто торгует на рынке или ведет тяжбы в судах, потому что ты выдумываешь различные хлопоты, кричишь, гневаешься, скрежещешь зубами из своей западни, ругаешь, осмеиваешь, злословишь и укоряешь всякого, протягиваешь ру́ки в окно и бьешь братию, наполняя келью шумом, смятением и беспорядком. И хотя келья твоя неодушевленна, но вздыхает, может быть, о жестокости и лютости, как в клетке заключенного в ней, как зверя, или, лучше сказать, превзошедшего зверей своей лютостью монаха. Скажи мне, прошу тебя, что̀ ты приобрел, затворившись в этой хижине? Какую пользу снискал душе́ своей, укрыв тело за этими стенами? Сказано: Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб (Ос. 7:8). Когда облекали тебя в иноческое одеяние? И какой авва возлагал на тебя руку? Откуда заимствовал ты столь жестокий нрав? Где не развлекаемая ничем молитва и беспечальное собеседование с Богом? Куда изгнал ты псалмы и песнопения? Куда бежал от тебя безмолвный образ мыслей? Где всегдашние соседи иноков — мир, тишина, покой и вера? Какое дерзновение будешь иметь ты в день воздаяния?

                

Письмо 224.
Докладчику Франку

Когда донимает тебя плотская похоть, убойся вечных мук. И как говорит Соломон: и ты будешь, как спящий посреди мо́ря и как спящий на верху мачты (Притч. 23:34). Ибо если во время борения с возбуждающим тебя благообразным образом сможешь представить себе вечную му́ку, то сможешь спокойно переплыть бурное море, спокойно преодолев побуждение нападающих на тебя демонов.

                

Письмо 226.
Заседателю Аполлофану

Ты сделался каким-то блеющим и бессловесным, хотя думаешь о себе, что ты разумен, отказавшись от служения Богу и не захотев внимать Ему. Между тем, ты охотно преклоняешь ухо к врагу, к погибели своей, возлюбив неестественного владыку, непрестанно выполняешь его повеления. Хорошо закон еврейский повелевал рабу, возненавидевшему свободу, провертеть шилом ухо, как бы в знак того, что никогда не примет он сло́ва о свободе. Это самое сделано и с тобой, потому что ты стал вечным рабом сатаны, возлюбив его и земную жизнь и не желая хоть однажды услышать слова́ Божественного Писания, ни подумать о будущем веке.

                

КНИГА III

Письмо 33.
Монаху Фавмасию

Чего ожидал ты, избирая отшельничество и безмолвие? Конечно, скорбей и искушений, бесчисленных засад и нападений злобных демонов. Почему же ты негодуешь теперь на то, что отовсюду уязвляют тебя искушения, огненные колёса демонской колесницы на части рвут твою ду́шу, сжигая ее как солому?

Терпи с благодарностью и великодушием, будь тверд в мыслях и непрестанной молитве, не ослабевай в бдении и добром воздержании, не отступай от Всевышнего, и сподобишься конца. Конец подвизающихся за Христа — спасение, конец же демонов — вечная гибель. Тогда будут уязвлены терзающие тебя ныне: и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших (Мал. 4:3).

Иногда демонские помыслы скрываются внутри нас, иногда же, выходя наружу, побуждают нас к греху. Но если мы призываем на помощь Бога, Он рассеивает и прогоняет их от нас. И тогда мы, отрезвившись, собираем себя, как воскресшие из мертвых, ободряемся духом. Бог возводит нас на высоту бесстрастия, и мы славословим Го́спода, оканчивая жизнь доброй и богоугодной кончиной.

Я думаю, об этом и говорит Давид: делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, — Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем (Пс. 91:8-11). То есть Всесовершенный духовным елеем утучняет подвижника, который был изнурен и истощен множеством тревожащих его страстей. Поэтому не будем смущаться от искушений, если они не сразу прекращаются, а предоставим это Богу — единому имеющему власть прекращать их.

Потому что когда Он медлит, то вознаграждает подвижника большей благодатью. Поэтому наипаче будем благодарить Бога, когда медлит Он с исполнением просимого, до вре́мени, не склоняясь к просьбе, без сомнения, для бо́льших даров храня испрашиваемую благодать. Так как все постигающие нас ско́рби, увеличивают нашу надежду на Бога. Как написано: ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Евр. 10:37), и: При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают ду́шу мою (Пс. 93:19). Ибо по мере приключающихся нам горестей, находим равноценное утешение у Бога. И когда душа́ явно и тайно бывает сокрушаема различными искушениями, тогда утешают ее небесные священники — то есть Ангелы. Они восстанавливают ду́шу жаркой сладостью слёз, благими помыслами и силою добродетелей. Посмотри, возлюбленный брат, что̀ говорит Господь: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его (Ис. 40:1-2).

Наконец, при всех обстоятельствах до́лжно благодарить Христа: Благословлю Го́спода во всякое время (Пс. 33:2), как сказал Давид. Нашу благодарность в скорбях Бог приемлет взамен праведности. Поэтому нам необходимо подражать Аврааму и приносить Господу десятину добычи. А этой десятиной да будет главнейшая из десяти заповедей, а именно та, на которой утверждаются Закон и Пророки, то есть любить Бога всей душей и всей силой. Как определяет это божественный апостол: любовь есть исполнение Закона (Рим. 13:10).

Праведность же — это наше желание поступать во всём ровно, по са́мому справедливому решению се́рдца, не уклоняясь от цели. Подобно этому праведный Судия свыше назначает нам воздаяние, непостижимое нами по высоте скрытых в нём определений: Правда Твоя, как го́ры Божии, и су́дьбы Твои — бездна великая! (Пс. 35:7).

Поэтому будем молиться, чтобы Владыка всех — Бог привел ду́ши и тела́ наши в лучшее состояние. Поэтому не будем нерадивы и ленивы в попечении о самих себе. Ибо если мы ниспали в самую глубину порока, то можем снова восстать, сделаться лучшими и стряхнуть с себя всякое зло, потому что зло не неподвижно, как утверждают манихеи. И не думай, что покаяние и печаль о своих прегрешениях — невеликий дар Божий. Нет — это самая великая благодать, Крестом Христовым даруемая верующим. Подумай, прежде евреи, обличаемые пророками, ленились даже произнести слова́: согрешили мы, прости нас; напротив, впадая в тысячи грехов, они утверждали, что ни в чём не согрешили. Нас же озаряет свет Христов так, что мы, даже не согрешив на деле, а лишь вступив в беседу с лукавыми помыслами — немедленно осуждаем себя, скорбим, хулим свою жизнь, хоть не в чем уличить ее, подвергаем себя тяжким наказаниям.

Поэтому память о Спасителе нашем Иисусе Христе, непрестанная молитва да станут для тебя бесплотным щитом против невидимого врага. Об этом пишет апостол: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стре́лы лукавого (Еф. 6:16). Чем бы ни покусился на тебя враг нашей жизни: стрелами ли лукавой похоти, зависти или памятозлобия или с помощью любого другого порока станет воевать против твоей души́, несомненно, будет побежден и ослаблен силой веры и призыванием имени Христова1.

Демоны завидуют возлюбившим целомудрие и поэтому внушают подвизающимся дурные и недозволенные пожелания. Но не до́лжно при этом терять бодрость. Тогда тем более необходимо напрячь все силы, когда беспокоят нас демоны. Тогда утвердимся в уповании обещанных благ, когда искушаемы мы демонами похоти. Враги знают, что Господь обещал нам великие бла́га, поэтому, гневаясь, из зависти ополчаются на нас бесстыдными и низкими страстями, стараясь до крайности ослабить всех стремящихся к добродетели.

А ум наш, отпав от созерцания Бога, по мыслям своим становится демоном или скотом. Потому что ум человеческий, отпав от созерцания Божества, обязательно попадает под власть демона похоти, веду́щего к невоздержанию, или побеждается лукавым раздражительным духом. Невоздержанную похотливость один из отцов назвал скотским, а раздражительность же бесовским движением. Но чем бы ни увлеклась душа́, только при благочестивом помысле она, несомненно, соединяется с Богом. Поэтому кто желает украситься множеством добродетелей, тому́ не надо искать славы, ни встреч со многими людьми и ни часто покидать обитель. Добродетельный не должен укорять кого-либо, даже если укоряемые достойны этого, не должен вести́ долгие беседы, даже о добром и полезном, потому что неумеренная болтовня предает подвижника во власть демонам печали и гнева. Подвижнику до́лжно заниматься соблюдением заповедей и памятованием о Господе Иисусе. Ибо сказано: Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла (Еккл. 8:5), то есть не обратится к словам лукавым и пустым. Потому что чистота духовная не в том только, чтобы не делать ничего дурного, но и в том, чтобы, рачительно украсив ду́шу, всеми силами уничтожить в ней зло.

Обычно от привычки происходит на́вык, а на́вык становится натурой, а изменить натуру почти невозможно. Однако, всё возможно Богу, даже природа не противится Богу. Сказано: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как во́лну убелю (Ис. 1:18). Поэтому не надо отчаиваться — создавший нас Бог сильнее дурной привычки. Если ты приобрел порочный на́вык или даже вошел в самую глубину порока — не отчаивайся, но прибегни к покаянию и спасешься. Поэтому Бог, говорящий через пророка, приводит в пример цвета́ багряный и пурпурный, которые, въевшись в ткань, не линяют, чтобы дать людям надежду на то, что и такой грех Он может обратить в противоположную добродетель. Велика сила покаяния, если убеляет нас как снег и во́лну, хоть предшествовавший грех долгое время очернял и изменял ду́шу негодными делами. Ибо Господь как бы говорит кающимся: станьте как осужденные, обнажив сердца́ ваши, и Я присужу печали вашей дерзновение, и будете увенчаны, как праведники. Потому что: Благ Господь ко всем, и щедро́ты Его на всех делах Его (Пс. 144:9). Также и мы взываем к Богу и говорим: мы творение Твое, Господи, не погуби создание Твое. И Господь грешника поникшего в покаянии и великом смирении, как спас мытаря́, не смевшего поднять глаз к небу и взывавшего: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18:13), так спасает и его, преклонившего ду́шу перед Богом, не за добродетель, не за совершение великих дел, но по Божиему человеколюбию, за осознание своих прегрешений, с великим смирением и сокрушением се́рдца исповедуемых.

Но ты спасайся и добродетелями, взывая к Богу: спаси, Владыка Христе́, да не обманет меня дьявол, удалив от правды, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу (Пс. 27:1), здесь пророк имеет в виду ад и греховную тьму. Поэтому непрестанно умоляй Спасителя Христа, говоря: спаси, Владыка, раба Твоего, уповающего на Тебя и не отчаивающегося, и сподобь нетленных и вечных даров. Как написано: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы ве́ка сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). То есть брань с собственным телом должна стать бранью с разожженным в нём сластолюбием, с сердечными страстями и с зарождающимися от разных причин губительными помыслами. Даже если разожжена похоть и нечистые пожелания сластолюбия, если плоть волнуется от возбуждения, искушает нас всякое дьявольское помышление — всё это мы победим верой, надеждой, терпением, бдением, молитвой, чтением, смиренномудрием и другими подвигами, а наипаче призыванием имени Иисуса Христа, человеколюбивого Бога и Спасителя нашего.

Демоны не могут победить, если мы прежде не пренебрежем страхом Божиим по маловерию, и не станем не радеть о заповедях Господних. Есть некоторые демоны, которые входят в тело, расслабляя все его силы, делая нас немощными и расслабленными, без какой-либо болезни и недуга, ввергая ду́шу в великое отчаяние, а ум в холодность. Но мы, отогнав их мужественно и трезвенно, умом и сердцем с помощью молитвы прилепимся к Богу, взывая: Отведи ду́шу мою от злодейств их (Пс. 34:17).

Некогда Самсону случилось по сластолюбию впасть в ру́ки иноплеменников и потерпеть от них, как написано о нём, так и ныне случается с душой, пойманной на крючок удовольствий. И как только помыслы, возникшие по приражению лукавого демона, последуют за ним, отступает от человека охраняющая ду́шу благодать. Демоны же, взяв пойманного, искореняют в нём всякую целомудренную мысль, связывают его неразрывными узами возбуждения и похоти и, введя в Газу2 порока, заставляют вертеть жернова́ дурной привычки, все дни и но́чи услуживая дьяволу. Но если душа́ уловленного в греховные се́ти придет в себя, то сможет вздохнуть к Богу с сердечной болью и молитвой. Тогда Господь, как Елисей о сонамитянке3, скажет Ангелам: оставь ее (4 Цар. 4:27), пусть придет ко Мне, не гони́те ее, хоть и не приобрела она никакой добродетели и никакого дерзновения, но поскольку скорбит сердце ее и неотступно припадает ко Мне со слезами, то принимаю и спасаю ее.

Нам необходима сила и благодать Святого Духа, к стяжанию Которого мы должны ревностно стремиться. Потому что тогда изнеможет сила злобных демонов, поражающих нас сладострастными помыслами, как огненными стрелами. А верные, прежде изнемогшие сердцем, укрепятся на истребление супротивников. Как пророчествовала об этом матерь Самуила4: Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силой (1 Цар. 2:4).

Дьявол не знает, есть ли в доме се́рдца Владыка Христос или нет Его там. Поэтому когда враг видит, что ты гневаешься, или клянешься, или болтаешь о бесстыдном и пустом, тогда понимает, что в душе́ твоей нет Бога, охраняющего тебя, заботящегося о тебе и ограждающего дом твоей души́. Тогда лукавый, вошедши как разбойник, видит, что в сердце твоем нет светильника, и обкрадывает дом твоей души́. Но не только грешники, но и ревностно подвизающиеся нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению и твердости, а также победили в себе гордыню. Ибо, имея в потаенных уголках души́ великие недуги презрения, гордости и самомнения, мы нередко таим их не только от людей, но и от самих себя. Но великий Врач душ наших знает, какое лекарство приложить к скрытым недугам души́. Поэтому не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь посылает нам нужное. В больницах настоящего ве́ка много больных и язвенных, не всем пригодно одно и то же лекарство, не всем полезна одна и та же еда. Врач назначает каждому особый способ лечения, особый образ жизни. Этот больной, говорит он, пусть чаще услаждается медом, а другой пусть поморщится от горечи полыни, а иной пусть отведает и невкусной чемерицы. Так и Бог о каждом из нас заботится, ка̀к для кого полезно.

Цель демона — этого виновника и художника порока, ввергнуть каждого человека в тяжкое и безутешное уныние и сделать его далеким от веры, надежды и от любви Божией — то есть от главного в благочестии. Нередко демоны доводят верных до того, что и в храме они мучаются от похотливых помыслов и этим ввергаются в уныние и отчаяние. Поэтому, тот, кто вступает в противоборство с этим демоном, сообразно с коварностью врага, должен вооружиться терпением, мужеством, молитвой, постом, надеждой и любовью к Богу. Так он сможет поразить этого нечистого демона с помощью Го́спода нашего Иисуса Христа. Как сказано: Иные колесницами, иные конями, а мы именем Го́спода Бога нашего хвалимся: они поколебались и па́ли, а мы встали и стои́м прямо (Пс. 19:8-9). То есть они — демоны — раздражением, тщеславием, завистью и другими страстями вооружаются против нас, а нам достаточно имени Иисуса Христа. Поэтому следует непрестанно молить Бога, чтобы не отпасть от добродетели.

Иначе возможно из праведности ниспасть в грех и из бесстрастного состояния преобразоваться в страстное, как написано в пророчестве: Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое (Ис. 63:19). Но возможно и после совершенного падения покаянием достигнуть бесстрастия и прежней благодати. Ибо всякий, кто с покаянием и молитвой просит Бога, тот в надлежащее время снова сподобится силы свыше и бесстрастия. Потому что в тяжелых обстоятельствах и малое добро́ — велико. Если мы прогневали Бога грехами нашими, то снова возлюбит Он нас за покаяние. О том, что снова примет нас милосердный Владыка, обрадовав Своей любовью, говорит Он в пророчестве мысленному Иерусалиму — душе́ нашей: Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды́ родов (Ис. 60:15). Не сомневайся в этом. Бог, когда это угодно Ему, худшее переменяет на лучшее, и ничто не может противиться Его повелению. Поэтому нетрудно Господу преобразить человека, подобно тому́, как обструганному и сухому жезлу Ааронову повелел принести плод. И если растения, укорененные в земле, приносят плоды после многих лет роста, то жезл Ааронов в одну ночь произрастил и листья, и цветы, и плоды. Так же и огрубевшие и окаменевшие сердца́ человеческие, вкусив духовных знаний, становятся плодоносной землей. Поэтому не будем медлить, но обратимся всем сердцем к Богу. Этим мы окажем великое благодеяние самим себе.

Каждый из нас получает пользу, творя добро. Согрешая, мы ниспадаем с естественной высоты́; став презренными, уподобились брошенным на землю. Но если возымеем намерение вновь обратиться к добру, то, очевидно, вновь взойдем на свойственную нам высоту, если только будем разумны, великодушны, покорившись слову Божию, и, убежав от непостоянного, трезво и старательно обратимся к вечным благам.

                

Письмо 136.
Схоластику Нилу

По словам твоей учености, некоторые мiряне столь праведны, что всегда постятся, не моются, спят на голой земле, посвятили себя бдению, молитве, защите угнетенных, не испытывая при этом демонских искушений. Это потому, что дьяволу нет до них де́ла, он изощряет свой обоюдоострый меч бесчисленных искушений на избравших иноческую и безмолвную жизнь. По этой причине они не испытали еще воздвигнутой на нас демонской бра́ни, не ощущали нападения духовной рати, не подверглись нашествию духовных варваров. Они не были испытаны, и поколеблены, и стеснены.

Есть же некие мужи, преисполненные добродетели и божественных знаний. Дьявол, нападающий на них, приводит их в смятение, потрясает, угрызает устами и бьет хвостом, так что они терпят от него тысячи поруганий. Он доводит их до мрачных мыслей покинуть скинии, расторгнуть союз души́ и плоти, посредством которой неприятель ополчается на них. Можно ли сказать больше?

Те же мiряне и не слыхали еще о добродетели, а думают о себе, что они совершенные подвижники, победители супротивных сил, исполнители евангельских заповедей, сведущие во всякой духовной мудрости, так что не имеют нужды́ в обучающих. Поэтому они начинают порицать и злословить предстоятелей Церкви, осмеивать и очернять монахов, с удовольствием беседуя о чужих делах. Но это великий грех — будучи уязвленному многими беззакониями, не обращать внимания на свои грехи, а любопытствовать и сплетничать о том, что нашли дурного в других. Они всем недовольны, всех уничижают. Они лезут туда, где их не спрашивают, и начинают учить, не научившись сами.

Этих людей можно уподобить неразумным детям, которые деревянным мечом готовы избить всех варваров, как ты сам неоднократно говорил. Они кажутся мне подобными глупому ребенку, который хвалится, что узнал всё искусство земледелия. Потому что во дворе родительского до́ма он взял большой горшок, положил в него землю с навозом, посеял немного семян и, обильно полив водой, через некоторое время увидел, что семена дали ростки и горшок покрылся зеленью. От этого ребенок радуется и веселится и говорит всякому: опытен я в полевых работах. При этом он не имеет понятия о трудах, с какими земледельцы удобряют и распахивают поля́, не известно ему расхищение семян птицами, не знает о скорбях бездождья и засухи, постигающих земледельцев. Не знает он и о вторжении домашнего скота и диких ослов, когда посеянное прорастет, о людском воровстве, и о граде, побивающем колосья. У ребенка нет знаний о том, что нужно бодрствовать и трезвиться в поле, охраняя свою ниву, не знает он и о саранче, тле и гусеницах.

Еще такие по-детски рассуждающие мужи похожи на ребенка, имеющего лодку и плавающего на ней вдоль бе́рега и при этом хвалящегося подобно плававшим по опасным морям. Сказав это, я думаю, что серьезно затронул ваше самомнение.

                

Письмо 284.
Кандидиану

Возлюбив уединение, избега́й общения с людьми праздными, потому что для мирного состояния духа вредно общение с ближними. Подобно тому́, как находящиеся в тлетворном климате подвергаются болезням, так и общающиеся с различными людьми становятся соучастниками их пороков.

                

КНИГА IV

Письмо 1.
Ученику

Вновь пишем тебе, зная, что ты ожидаешь от нашего смирения назидательных слов, желая спастись и прийти в познание истины. Брат, не предавайся развлечениям, заботам и попечениям этой вредной для души́ жизни. Чего ты ждешь? Будет ли у тебя время на покаяние? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень (Пс. 143:4). А ты не радеешь о себе, украшая неодушевленные сте́ны. Господь сотворил тебя беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами, Он избавил тебя от забот, а ты сам запутываешь себя в дрязгах. Всё, чем ты занимаешься, — не принесет пользы душе́.

Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией. Потому что достигнуть славы можно лишь избегая ее, а пока мы гонимся за славой, она бежит от нас. Если хочешь быть славным — не вожделей славы. Если хочешь возвыситься — не возвышай себя. Будь внимателен к себе, чадо, не обольщайся мыслями о священстве и настоятельстве. Опасаюсь за тебя, чтобы, спасая других, не погубил ты свою ду́шу. Ибо свят спасающий свою ду́шу.

Поэтому, чадо, послушай меня, смиренного отца, во Христе любящего и жалеющего тебя. Оставь пресмыкающиеся по земле замыслы. Безмолвствуй в келье, закрыв ее от всех, чтобы не общаться ни с кем, кроме одного Богослужения в субботу и день воскресный. Тогда узна́ешь ты, что̀ полезно для души́ и то, что предстоит тебе претерпеть много скорбей, искушений, немощей. Но блажен ты, если претерпишь. А если не сделаешь этого, то лучше перейди оттуда в другое место.

Желая прийти в сокрушение, не читай языческих книг, ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже Ветхого Завета, лучше читай Новый Завет, мученические акты, писания отцов и повествования о преподобных — от этого ты получишь великую пользу. Не советую читать ветхозаветных книг, не потому, что они отвергаются Церковью. Напротив, Церковь принимает их и не может без них обойтись, они изречены Духом Святым. Но в монахах и безмолвствующих они не вызывают сокрушения.

Будь внимателен к себе, брат: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). Не оставляй ее, чтобы вместо колосьев не пожать солому. Сбор винограда обилен, не прекращай собирать духовные плоды, не начинай искать гроздья после собравших виноград. Оставь земное и займись небесным. Пожинай и собирай плоды правды. И если хочешь успокоиться и стать дру́гом Го́спода — стань мертв для всякого человека. Стань рабом единого Владыки, тогда как ты порабощен многими. Кто благоговеет перед Единым, тот не убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного.

Для чего, чадо, ты уклонился с пути, который говорит: кто я? прах и пепел (Быт. 18:27). Ты хочешь идти путем неправым, полным скорбей и опасностей. Где оставил ты мои слова́, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и где видишь себя преобладающим? Где ты был и где я желаю быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на привязи? Где данные тебе мной заповеди? Не будут ли на тебя жаловаться?

Плачь и проливай слёзы, не предавайся любоначалию, ни в чём не сравнивай себя с другими. Обрати свою любовь на другой путь, отвергнись мiра, взойди, наконец, на крест, воспари от земли́, как сказано: отрясите прах от ног ваших (Мф. 10:14). Пренебреги стыдом, отдавай всякому человеку предпочтение перед собой, оплакивай своего мертвеца: вынь прежде бревно из твоего гла́за, и тогда увидишь, ка̀к вынуть сучок из гла́за брата твоего (Лк. 6:42). Устрой угрожающий падением дом твой. Возопи: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10:47). Знай, что: заграждаются всякие уста (Рим. 3:19), и не ленись благодарить во всякое время. Запри дверь твою для врага, и пусть слова́ твои: взвешиваются на весах (Сир. 21:28). Затвори дверь твою и не засыпай в беспечности, чтобы не услышать тебе внезапно: Вот, Жених идет, выходи́те навстречу Ему (Мф. 25:6). Что̀ ты скажешь тогда? Не время, я занят. Господь успокоил тебя, а ты хочешь трудиться. У тебя нет вре́мени скорбеть, проливать слёзы и плакать о грехах своих. Помни, что сказал Господь о том, что две́ри будут затворены. Спеши, чтобы не остаться вне с неразумными девами. Прейди помыслами от этой суетной жизни в будущую. Отложи земное и взыщи небесное. Оставь тленное и обрети нетленное. Беги мыслью от временного и встретишь вечное. Умертви плотское, чтобы жить совершенной жизнью. Ты знаешь, зачем я говорю это, так образумься. Трудись над этим тщательнее и обретешь сокровища в Боге. Не посрами седин моих, молящегося о тебе день и ночь.

И не говори, брат: как все монахи, так и я. Говорю тебе — много растений на горах, на холмах, в лесах, на полях, но плодовитые достойны сада, бесплодные же пригодны к сожжению огнем. Сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), священник ли он, царь или монах: Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Если сподобившийся облечься в святую схиму не творит дел, приличных ей, он как дерево, покрытое многочисленной листвой, но бесплодное. Поэтому тебе, говорящему — как все монахи, так и я, — не принесут эти слова́ никакой пользы в тот час, когда душа́ твоя разлучится с телом. Напротив, это станет напутствием к мучению.

И не превозносись, брат, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смотри, брат, чтобы, надеясь на покаяние и собрав множество зол, не пожать тебе греха, и не остаться не помилованным. Как сказано: Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Потому что сделанное невольно заглаживается искренним покаянием, а сделанное по произволению лишено всякого извинения.

Чадо, бегай сластолюбия. Пойми, что плод его — покаяние будет для тебя горче желчи и меча́ обоюдоострого: ибо, кто кем побежден, тот тому́ и раб (2 Пет. 2:19). Если даже за праздное слово мы дадим ответ Богу, то тем более за сластолюбие. Написано: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3:17), и: Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6:15). Бегай, брат, сластолюбия — матери погибели и смерти, не слушайся его, потому что оно как волк, ласкающий овец. Избегай всякого развлечения, всякой забавы, праздности, роскоши, красоты́ лица́ и соблазна очей. Сладкая речь — как стрела для слуха, она предает члены сладострастию. Душа́ такого человека — приятное место для лукавых ду́хов, а тело — сохранение нечистых помыслов, которые утаивает он от себя самого́.

Почитай, брат, Ангела Хранителя твоего, не печаль святых Ангелов и не радуй демонов. Помни о зловонии жен и о том, что нет от этого никакой пользы, кроме огня неугасимого, червя неумирающего и скрежета зубов, потому что сластолюбие — вражда против Бога. По́мни о неусыпном Оке, наблюдающем за твоими поступками, приникающем в сердце, знающем помыслы и обнаруживающем мысли. Как сказано: а бойтесь более того, кто может и ду́шу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Испытай себя самого́. Познай природу свою, познай, что тело твое смертно, а душа́ бессмертна. Презирай плоть, потому что она преходяща. Пекись о добродетели бессмертного духа. Велик и тяжел грех — поэтому ты нуждаешься в исповеди, в горьких слезах, в усиленной молитве, в непрестанном бдении и непрерывном посте.

Будь внимателен к себе, чадо, потому что ты ходишь среди сетей, среди скрытых врагом силков. Берегись, не укрывай в сердце своем беззаконие, потому что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже́ прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). И хоть многие и не согрешают телом, но у согрешающего в намерении, с быстротой мысли свершается грех. По́мни, что приятное тебе в настоящем, приведет к горькому концу. Удовольствие, возбуждающее тело, породит неумирающего червя, который будет мучить нас в геенне огненной, а возбуждение плоти породит вечный огонь.

Подумай, чадо, о скорбях и прекращении молитвы. А я, чадо, что̀ мог, сделал, по слову пророка: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих (Иез. 3:17-18). И в прежних письмах говорил я тебе и вот говорю то же самое. Не полезна для тебя степень священства, не полезно учить других и начальствовать над кем-либо. Многие монахи, благочестиво отличаясь постом и воздержанием в пустыне, стали подобны воссиявшему светилу, но, волей или неволей возведенные на степень священства, сблизились с мiром, погубив те добродетели, которые приобрели с великим трудом. Придя послужить другим, сами па́ли, предавшись страсти чревоугодия и сребролюбия, впали в блуд, а напоследок, изувечив себя, умерли душевной и телесной смертью. Потому и советует нам апостол: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7:20).

Говорю тебе, брат, как проницательному, способному понять слова́ мои. Да даст тебе Бог разум понять и сотворить на пользу. Ибо думаю, что ты не отошел далеко от учения отцов, напротив, пребываешь образцом на пользу другим. Смотри, брат, да не похулится ради тебя имя Божие. Не стань соблазном для желающих спастись, лучше будь агнцем, а не волком. Иначе станешь губителем, кислым, а не сладким плодом, плевелом, а не пшеницей, соломой, а не золотом, волнением, а не тишиной. Да не исполнятся на тебе слухи — не стань посмешищем для мiрян. Потому что, обратив на них внимание, утратишь благоразумие. Скорее: Уклоняйся от зла и делай добро́ (Пс. 36:27). Ибо верю, что ты послушаешься нашего ничтожества. Но да будет, как и есть, благодать Божия с хранящими заповеди Го́спода нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

                

Письмо 10.
Лириану

Говоришь, что желаешь не бояться ни одного человека, но бояться только Бога. Если желаешь преуспеть в этом, отрекись от всего земного и временного и ничего не имей у себя. Даю тебе слово, что никого не будешь бояться, ни консула, ни градоначальника, ни исполнителя казней, ни грабителей, ни морских разбойников, ни князя, ни царя, ни самих демонов и дьявола.

                

Письмо 14.
Оривасию

Хоть мы и почтены свободой воли, однако без содействия свыше не можем совершить ни одного достойного де́ла. Ибо сказано: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10:23). Поэтому не станем приписывать себе победу в подвигах. От нас зависит только избрать лучшее и стараться совершить его. Но только Бог может исполнить наши добрые желания.

                

Письмо 49.
Феоклу

Ты спрашивал, что̀ означает написанное: голодные отдыхают (1 Цар. 2:5)? Знай же — те, кто алчно вожделеет Божественной правды, не заботятся о земных благах. Они презирают всё видимое, оставив всё земное, чтобы воспарить благочестивым помыслом. Они прошли мимо всего материального и, шествуя по небу, торжествуют с Ангелами.

                

Письмо 52.
Молчальнику Руфину

Блажен ты, пребывая в безмолвии, безмятежности и безопасности, поскольку презрел всю суету этой тленной жизни, вошел в тихую пристань, очутившись в прекрасном краю. Ты бежал от людского мо́ря и волн человеческого страдания, стяжав одну заботу, ка̀к благоугодить Владыке Христу, ка̀к войти в славу и Царствие Его.

                


Примечания:

1 Призывание имени Христова — Иисусова молитва.

2 Филистимляне взяли его и выкололи ему оба гла́за, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников (Суд. 16:21).

3 Сонамитянка — почитательница пророка Елисея, он молитвой воскресил ее умершего сына.

4 Матерь Самуила — Анна; долгое время она молила Бога о детях, и Господь послал ей сына — пророка Самуила — последнего судью Израиля.


Текст по изданию «Преподобный Нил Синайский. Мир ума Христова: пи́сьма» («Благовест», М., 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Как в одном и том же огне золото блестит, а солома – дымит; и в одной и той же молотилке стебли изламываются, а зёрна – очищаются; и отстой масляный не смешивается с маслом только потому, что выдавливается одной и той же тяжестью пресса: так одна и та же обрушивающаяся бедствиями сила добрых испытывает, очищает, отцеживает, а злых обнаруживает, опустошает и искореняет. Поэтому, терпя одно и то же бедствие, злые клянут и хулят Бога, а добрые молятся Ему и хвалят Его. Важно не то, каково испытание, а только то, каков испытуемый, ибо одинаковым движением взболтанные – навоз невыносимо смердит, а благовоние – благоухает.
                                                                                                                Блж. Августин Гиппонийский

 

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz