Письмо 1.
Ученику
Вновь пишем тебе, зная, что ты ожидаешь от нашего смирения назидательных слов, желая спастись и прийти в познание истины. Брат, не предавайся развлечениям, заботам и попечениям этой вредной для души́ жизни. Чего ты ждешь? Будет ли у тебя время на покаяние? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень (Пс. 143:4). А ты не радеешь о себе, украшая неодушевленные сте́ны. Господь сотворил тебя беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами, Он избавил тебя от забот, а ты сам запутываешь себя в дрязгах. Всё, чем ты занимаешься, — не принесет пользы душе́.
Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией. Потому что достигнуть славы можно лишь избегая ее, а пока мы гонимся за славой, она бежит от нас. Если хочешь быть славным — не вожделей славы. Если хочешь возвыситься — не возвышай себя. Будь внимателен к себе, чадо, не обольщайся мыслями о священстве и настоятельстве. Опасаюсь за тебя, чтобы, спасая других, не погубил ты свою ду́шу. Ибо свят спасающий свою ду́шу.
Поэтому, чадо, послушай меня, смиренного отца, во Христе любящего и жалеющего тебя. Оставь пресмыкающиеся по земле замыслы. Безмолвствуй в келье, закрыв ее от всех, чтобы не общаться ни с кем, кроме одного Богослужения в субботу и день воскресный. Тогда узна́ешь ты, что̀ полезно для души́ и то, что предстоит тебе претерпеть много скорбей, искушений, немощей. Но блажен ты, если претерпишь. А если не сделаешь этого, то лучше перейди оттуда в другое место.
Желая прийти в сокрушение, не читай языческих книг, ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже Ветхого Завета, лучше читай Новый Завет, мученические акты, писания отцов и повествования о преподобных — от этого ты получишь великую пользу. Не советую читать ветхозаветных книг, не потому, что они отвергаются Церковью. Напротив, Церковь принимает их и не может без них обойтись, они изречены Духом Святым. Но в монахах и безмолвствующих они не вызывают сокрушения.
Будь внимателен к себе, брат: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). Не оставляй ее, чтобы вместо колосьев не пожать солому. Сбор винограда обилен, не прекращай собирать духовные плоды, не начинай искать гроздья после собравших виноград. Оставь земное и займись небесным. Пожинай и собирай плоды правды. И если хочешь успокоиться и стать дру́гом Го́спода — стань мертв для всякого человека. Стань рабом единого Владыки, тогда как ты порабощен многими. Кто благоговеет перед Единым, тот не убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного.
Для чего, чадо, ты уклонился с пути, который говорит: кто я? прах и пепел (Быт. 18:27). Ты хочешь идти путем неправым, полным скорбей и опасностей. Где оставил ты мои слова́, хранимые для тебя день и ночь? Где ты был и где видишь себя преобладающим? Где ты был и где я желаю быть тебе? Где ты теперь, потому что любишь начальствовать и неумолкающий язык свой не держишь на привязи? Где данные тебе мной заповеди? Не будут ли на тебя жаловаться?
Плачь и проливай слёзы, не предавайся любоначалию, ни в чём не сравнивай себя с другими. Обрати свою любовь на другой путь, отвергнись мiра, взойди, наконец, на крест, воспари от земли́, как сказано: отрясите прах от ног ваших (Мф. 10:14). Пренебреги стыдом, отдавай всякому человеку предпочтение перед собой, оплакивай своего мертвеца: вынь прежде бревно из твоего гла́за, и тогда увидишь, ка̀к вынуть сучок из гла́за брата твоего (Лк. 6:42). Устрой угрожающий падением дом твой. Возопи: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10:47). Знай, что: заграждаются всякие уста (Рим. 3:19), и не ленись благодарить во всякое время. Запри дверь твою для врага, и пусть слова́ твои: взвешиваются на весах (Сир. 21:28). Затвори дверь твою и не засыпай в беспечности, чтобы не услышать тебе внезапно: Вот, Жених идет, выходи́те навстречу Ему (Мф. 25:6). Что̀ ты скажешь тогда? Не время, я занят. Господь успокоил тебя, а ты хочешь трудиться. У тебя нет вре́мени скорбеть, проливать слёзы и плакать о грехах своих. Помни, что сказал Господь о том, что две́ри будут затворены. Спеши, чтобы не остаться вне с неразумными девами. Прейди помыслами от этой суетной жизни в будущую. Отложи земное и взыщи небесное. Оставь тленное и обрети нетленное. Беги мыслью от временного и встретишь вечное. Умертви плотское, чтобы жить совершенной жизнью. Ты знаешь, зачем я говорю это, так образумься. Трудись над этим тщательнее и обретешь сокровища в Боге. Не посрами седин моих, молящегося о тебе день и ночь.
И не говори, брат: как все монахи, так и я. Говорю тебе — много растений на горах, на холмах, в лесах, на полях, но плодовитые достойны сада, бесплодные же пригодны к сожжению огнем. Сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), священник ли он, царь или монах: Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Если сподобившийся облечься в святую схиму не творит дел, приличных ей, он как дерево, покрытое многочисленной листвой, но бесплодное. Поэтому тебе, говорящему — как все монахи, так и я, — не принесут эти слова́ никакой пользы в тот час, когда душа́ твоя разлучится с телом. Напротив, это станет напутствием к мучению.
И не превозносись, брат, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смотри, брат, чтобы, надеясь на покаяние и собрав множество зол, не пожать тебе греха, и не остаться не помилованным. Как сказано: Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Потому что сделанное невольно заглаживается искренним покаянием, а сделанное по произволению лишено всякого извинения.
Чадо, бегай сластолюбия. Пойми, что плод его — покаяние будет для тебя горче желчи и меча́ обоюдоострого: ибо, кто кем побежден, тот тому́ и раб (2 Пет. 2:19). Если даже за праздное слово мы дадим ответ Богу, то тем более за сластолюбие. Написано: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3:17), и: Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6:15). Бегай, брат, сластолюбия — матери погибели и смерти, не слушайся его, потому что оно как волк, ласкающий овец. Избегай всякого развлечения, всякой забавы, праздности, роскоши, красоты́ лица́ и соблазна очей. Сладкая речь — как стрела для слуха, она предает члены сладострастию. Душа́ такого человека — приятное место для лукавых ду́хов, а тело — сохранение нечистых помыслов, которые утаивает он от себя самого́.
Почитай, брат, Ангела Хранителя твоего, не печаль святых Ангелов и не радуй демонов. Помни о зловонии жен и о том, что нет от этого никакой пользы, кроме огня неугасимого, червя неумирающего и скрежета зубов, потому что сластолюбие — вражда против Бога. По́мни о неусыпном Оке, наблюдающем за твоими поступками, приникающем в сердце, знающем помыслы и обнаруживающем мысли. Как сказано: а бойтесь более того, кто может и ду́шу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Испытай себя самого́. Познай природу свою, познай, что тело твое смертно, а душа́ бессмертна. Презирай плоть, потому что она преходяща. Пекись о добродетели бессмертного духа. Велик и тяжел грех — поэтому ты нуждаешься в исповеди, в горьких слезах, в усиленной молитве, в непрестанном бдении и непрерывном посте.
Будь внимателен к себе, чадо, потому что ты ходишь среди сетей, среди скрытых врагом силков. Берегись, не укрывай в сердце своем беззаконие, потому что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже́ прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). И хоть многие и не согрешают телом, но у согрешающего в намерении, с быстротой мысли свершается грех. По́мни, что приятное тебе в настоящем, приведет к горькому концу. Удовольствие, возбуждающее тело, породит неумирающего червя, который будет мучить нас в геенне огненной, а возбуждение плоти породит вечный огонь.
Подумай, чадо, о скорбях и прекращении молитвы. А я, чадо, что̀ мог, сделал, по слову пророка: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих (Иез. 3:17-18). И в прежних письмах говорил я тебе и вот говорю то же самое. Не полезна для тебя степень священства, не полезно учить других и начальствовать над кем-либо. Многие монахи, благочестиво отличаясь постом и воздержанием в пустыне, стали подобны воссиявшему светилу, но, волей или неволей возведенные на степень священства, сблизились с мiром, погубив те добродетели, которые приобрели с великим трудом. Придя послужить другим, сами па́ли, предавшись страсти чревоугодия и сребролюбия, впали в блуд, а напоследок, изувечив себя, умерли душевной и телесной смертью. Потому и советует нам апостол: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7:20).
Говорю тебе, брат, как проницательному, способному понять слова́ мои. Да даст тебе Бог разум понять и сотворить на пользу. Ибо думаю, что ты не отошел далеко от учения отцов, напротив, пребываешь образцом на пользу другим. Смотри, брат, да не похулится ради тебя имя Божие. Не стань соблазном для желающих спастись, лучше будь агнцем, а не волком. Иначе станешь губителем, кислым, а не сладким плодом, плевелом, а не пшеницей, соломой, а не золотом, волнением, а не тишиной. Да не исполнятся на тебе слухи — не стань посмешищем для мiрян. Потому что, обратив на них внимание, утратишь благоразумие. Скорее: Уклоняйся от зла и делай добро́ (Пс. 36:27). Ибо верю, что ты послушаешься нашего ничтожества. Но да будет, как и есть, благодать Божия с хранящими заповеди Го́спода нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
▲
Письмо 10.
Лириану
Говоришь, что желаешь не бояться ни одного человека, но бояться только Бога. Если желаешь преуспеть в этом, отрекись от всего земного и временного и ничего не имей у себя. Даю тебе слово, что никого не будешь бояться, ни консула, ни градоначальника, ни исполнителя казней, ни грабителей, ни морских разбойников, ни князя, ни царя, ни самих демонов и дьявола.
▲
Письмо 14.
Оривасию
Хоть мы и почтены свободой воли, однако без содействия свыше не можем совершить ни одного достойного де́ла. Ибо сказано: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10:23). Поэтому не станем приписывать себе победу в подвигах. От нас зависит только избрать лучшее и стараться совершить его. Но только Бог может исполнить наши добрые желания.
▲
Письмо 49.
Феоклу
Ты спрашивал, что̀ означает написанное: голодные отдыхают (1 Цар. 2:5)? Знай же — те, кто алчно вожделеет Божественной правды, не заботятся о земных благах. Они презирают всё видимое, оставив всё земное, чтобы воспарить благочестивым помыслом. Они прошли мимо всего материального и, шествуя по небу, торжествуют с Ангелами.
▲
Письмо 52.
Молчальнику Руфину
Блажен ты, пребывая в безмолвии, безмятежности и безопасности, поскольку презрел всю суету этой тленной жизни, вошел в тихую пристань, очутившись в прекрасном краю. Ты бежал от людского мо́ря и волн человеческого страдания, стяжав одну заботу, ка̀к благоугодить Владыке Христу, ка̀к войти в славу и Царствие Его.
▲
Примечания:
1 Призывание имени Христова — Иисусова молитва.
2 Филистимляне взяли его и выкололи ему оба гла́за, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников (Суд. 16:21).
3 Сонамитянка — почитательница пророка Елисея, он молитвой воскресил ее умершего сына.
4 Матерь Самуила — Анна; долгое время она молила Бога о детях, и Господь послал ей сына — пророка Самуила — последнего судью Израиля.
Текст по изданию «Преподобный Нил Синайский. Мир ума Христова: пи́сьма» («Благовест», М., 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.