ж) О тщеславiи
1. Тщеславiе есть неразумная страсть и удобно примѣшивается ко всякому дѣлу добродѣтели.
2. Сливается (и дѣлается невидимою) черта, проведенная на водѣ; и трудъ добродѣтели — въ душѣ тщеславной.
3. Бѣла рука, скрытая въ нѣдрѣ, — и скрываемое дѣло сiяетъ блистательнѣе свѣта.
4. Плющь обвивается около дéрева, и когда достигнетъ вершины, сушитъ корень; а тщеславiе прививается (приростаетъ) къ добродѣтелямъ и не отстаетъ отъ нихъ, пока не отъиметъ отъ нихъ всего значенiя.
5. Гроздъ винограда, до земли спустившiйся, или прилегшiй къ землѣ, легко загниваетъ; гибнетъ и добродѣтель, ко тщеславiю прильнувшая.
6. Тщеславный монахъ — безплатный работникъ, — несетъ трудъ, а награды не получитъ.
7. Дыравый мѣшокъ не сохраняетъ въ себѣ того, чтó вложено, и тщеславiе губитъ мзду добродѣтелей.
8. Воздержанiе тщеславнаго — дымъ изъ печи; и то и другое разсѣявается въ воздухѣ.
9. Вѣтеръ замѣтаетъ слѣдъ человѣка, и тщеславiе (въ ничто обращаетъ) милостыню.
10. Камень, какъ сильно ни брось его, не достигаетъ до неба, — и молитва человѣкоугодника не взойдетъ на небо.
11. Тщеславiе есть подводный камень; если объ него ударишься, погубишь грузъ.
12. Мужъ благоразумный скрываетъ сокровище, а благомысленный монахъ — труды добродѣтели.
13. На стогнахъ молиться совѣтуетъ тщеславiе; но воюющiй съ тщеславiемъ молится въ клѣти своей.
14. Человѣкъ безразсудный всенародно объявляетъ о своемъ богатствѣ и многихъ возбуждаетъ къ злоумышленiю противъ себя; а ты, идя путемъ, гдѣ есть разбойники, скрывай, чтó имѣешь, пока не придешь въ градъ мира и тамъ не начнешь безопасно пользоваться своимъ добромъ.
15. Добродѣтель тщеславнаго — жертва сокрушенная, каковой жертвы не слѣдуетъ приносить на олтарь Божiй (Лк. 22:22).
16. Унынiе разслабляетъ душевную силу, а тщеславiе болѣзненнаго дѣлаетъ здоровымъ, старика болѣе сильнымъ, чѣмъ юноша, если только много свидѣтелей того, чтó дѣлается: тогда легки и постъ, и бдѣнiе, и молитва; потому что похвала многихъ возбуждаетъ усердiе.
17. Не продавай трудовъ за славу человѣческую и не отдавай будущей славы за похвалу ничего не стоющую; ибо слава человѣческая обращается въ прахъ и молва ея замираетъ на землѣ, а слава добродѣтели пребываетъ во вѣки.
18. Истинная добродѣтель не ищетъ людской похвалы и не услаждается почестiю — этою мáтерiю золъ.
19. Начáло почести — человѣкоугодiе, а конецъ ея — гордость.
20. Домогающiйся почестей самъ въ себѣ высится и таковый не умѣетъ переносить уничиженiя.
21. Да будетъ для тебя честiю трудъ въ добродѣтеляхъ, а безчестiемъ похвала — взысканная.
22. Не ищи славы отъ плоти — ты, возревновавшiй отрѣшиться отъ страстей плоти, но взыскуй лучшаго, — и это будетъ тебѣ въ славу.
23. Желающiй быть въ почетѣ завидуетъ тому, кто превосходитъ его славою, присоединяя къ сему завидованiю еще и ненависть.
24. Побѣжденный сильнымъ желанiемъ почета не терпитъ, чтобы кто либо былъ ему предпочтенъ, но себѣ восхищаетъ первенство, чтобъ не показаться низшимъ кого либо.
25. Не терпитъ онъ, чтобъ того, кто превосходитъ его, чтили и въ отсутствiе его, — и славу трудовъ его представляетъ обыкновенно ничего не значущею.
26. Поношенiе для славолюбиваго — жесточайшая рана, — и не можетъ онъ избѣжать ненависти къ поносителю.
27. Славолюбивый — въ рабствѣ у жестокой госпожи, — и перепродается многимъ деспотамъ — превозношенiю, зависти, ревнивости и всѣмъ толпамъ духовъ; а кто духа честолюбiя поражаетъ смиренiемъ, тотъ прогоняетъ цѣлый полкъ демоновъ.
28. Кто по смиренiю дѣлаетъ себя рабомъ всякаго, тотъ уподобляется смирившему Себя и прiявшему зракъ раба (Флп. 2:7).
29. Если себя самагó мѣряешь малою мѣрою, то не будешь мѣряться съ другими.
30. Кто слезами обнаруживаетъ душевную немощь, тотъ не будетъ высоко думать о трудахъ своихъ.
31. Демоны нерѣдко наводятъ на смиренномудрыхъ униженiе и поношенiя, чтобъ не стерпя незаслуженнаго презрѣнiя, оставили они смиренномудрiе; но кто въ смиренiи мужественно переноситъ безчестiе, тотъ симъ самымъ возносится паче на высоту любомудрiя.
32. Изгони изъвнутрь даже и мысль о похвалѣ человѣческой, чтобъ чрезъ то отразить любопоказательный помыслъ тщеславiя, еще прежде порожденiя его.
33. Когда, противоборствуя причинамъ страстей, препобѣдишь ихъ, недозволяй величать тебя лукавому помыслу, чтобъ, повѣривъ ему, не впасть тебѣ въ прелесть; но старайся лучше увидѣть недостатки въ томъ, надъ чѣмъ потрудился, чтобъ преспѣянiе твое не было окрадено внутренними врагами.
34. Иные, бывъ восхвалены за преспѣянiе, современемъ вознерадѣли; отъ чего — и похвала мимоиде, и труды пропали.
35. Иные, ожестѣвъ отъ надменiя своими дѣлами, возмечтали о себѣ, какъ о великихъ; между тѣмъ совѣсть болѣе и болѣе оструплялась, болѣзнь хвалолюбiя усиливалась, и помыслы, отвративъ взоръ души отъ ея язвъ, подъ прикрытiемъ похвалъ расхитили всѣ труды ихъ.
36. Когда приносишь усердное покаянiе въ грѣхахъ, тогда демоны, возвеличивая твои покаянные подвиги, умаляютъ грѣхи, и нерѣдко прикрываютъ ихъ забвенiемъ, или наводятъ на мысль, что они прощены, чтобъ, ослабивъ труды, не почиталъ ты болѣе нужнымъ горько оплакивать свои паденiя.
37. Самое острое оружiе у змiя (древняго) есть тщеславiе, побивающее плоды всѣхъ трудовъ нашихъ. Но кто устрояетъ предварительно противоположный ему маневръ тайнаго добродѣланiя, тотъ близокъ къ тому, чтобы снесть голову съ самагó дiавола.
38. Ароматы подвижническихъ трудовъ своихъ скрывай подъ печатiю молчанiя, чтобъ, бывъ выставлены наружу языкомъ, не были они расхищены славою.
39. Скрывай языкъ свой въ дѣятельномъ прохожденiи подвижничества (т.е. вмѣсто языка пусть говорятъ подвиги); ибо въ такомъ случаѣ и молча будешь имѣть свидѣтелями о жизни твоей достойныхъ вѣры сожителей своихъ — труды. О комъ свидѣтельствуютъ какiе либо наличные труды, тому нѣтъ нужды свидѣтельствовать о себѣ языкомъ своимъ.
40. Иные, сложивъ съ себя тяготу трудовъ, лѣность свою стараются прикрыть дѣлами прошлаго врéмени, неувѣренно и неубѣдительно представляя, какъ очевидныхъ свидѣтелей, дѣлá, не находящiяся на лицо.
41. Какъ скрываешь отъ людей грѣхи свои, такъ скрывай отъ нихъ и труды свои. Ты стыдишься открывать о срамныхъ дѣлахъ своихъ, чтобъ не подвергнуться поношенiю и уничиженiю, — чтó полезно было бы для души твоей. Бойся показывать и труды свои, чтобы грѣхъ человѣкоугодiя не принесъ пагубы душѣ твоей. Если одному Богу открываешь постыдныя паденiя; то не открывай людямъ своихъ противоборствiй онымъ, чтобъ не сочли ихъ увѣнчанiемъ побѣды.
42. Нѣкоторые, ославившись въ народѣ дурнымъ поведенiемъ, облекаются въ жизнь честную, не для того, чтобы грѣховныя паденiя свои оплакивать въ подвижническихъ трудахъ, но чтобъ заглушить укоризненную о себѣ молву. Но если кто для одного имени только касается дѣлъ благочестiя, то онъ работаетъ не Богу, а людямъ.
43. Отличающiеся въ подвижнической жизни блѣдностiю лицá да отрѣваютъ отъ себя людскую похвалу прежде, чѣмъ она придетъ, — т.е. когда, еще до встрѣчи съ людьми, врагъ влагаетъ помыслъ хвалолюбивый.
44. Когда проведешь много врéмени, воздерживаясь отъ винá, елея и прочихъ излишествъ; тогда помыслы съ похвалою, высчитывая время, станутъ внушать тебѣ мысль ослабить труды ради тѣла. Симъ злонамѣреннымъ вычислителямъ говори напротивъ все, чтó можетъ служить къ ниспроверженiю ихъ умысла. Такъ, одинъ изъ братiй, восхваляемый внутренними помыслами за труды свои въ борьбѣ противъ демоновъ, говорилъ словами псалма: да возвратятся абiе стыдящеся глаголющiи ми: благоже, благоже (Пс. 69:4).
45. Не наряжайся въ красивыя одежды, чтобы явственнѣйше не облечься тебѣ въ демона тщеславiя; ибо не лѣпота одеждъ указываетъ, что ты носишь одежду добродѣтелей, но подвижническiе труды, какъ золотыя украшенiя, свидѣтельствуютъ о лѣпотѣ одѣянiя души твоей.
46. Кто, послѣ опытовъ дѣятельной и созерцательной жизни, намащаетъ неопытныхъ искуствомъ различать помыслы, тому надлежитъ смотреть, чтобъ не проскользнуло хвастовство такимъ знанiемъ и желанiе выставить его на показъ для славы.
47. Безжалостнѣйше къ себѣ трудящiйся въ несенiи тѣлесныхъ подвиговъ, не для похвалы пусть преутруждаетъ себя и славою пусть не превозносится. Иначе демоны, надмя дýшу его сими трудами и славою возбудя усилить еще болѣе безжалостность къ себѣ, увлекутъ его принять еще бóльшiе подвиги, чтобъ онъ еще болѣе превознесся. Съ сею цѣлiю они съ инымъ ведутъ такую внутри посредствомъ помысловъ бесѣду: какъ такой-то подвизался не щадя себя и такое прiобрѣлъ себѣ великое имя, такъ что о немъ говорятъ и по смерти его; такъ и ты взойди на самую высоту подвизанiя, чтобы стяжать себѣ славу и чтобъ имя твое сдѣлалось великимъ и по смерти твоей произносилось съ великою похвалою.
48. Иного въ мечтахъ возводятъ они на каѳедру учителя и представляютъ, будто онъ говоритъ слово, — и будто молва отдаетъ ему первенство предъ всѣми, кои, при подвижническихъ трудахъ, прославились и вѣдѣнiемъ многостороннимъ. Чрезъ это они возбуждаютъ въ немъ не только соревнованiе, но и зависть ко всѣм, которыхъ преспѣянiя прославляются и которыхъ какъ дѣянiя достойны удивленiя, такъ и многознанiе изумительно.
49. Бываетъ, что они усыпляютъ разжженiе плоти и выводятъ изъ-внутрь нечистые помыслы съ хитрымъ намѣренiемъ, чтобъ подвизающiйся подумалъ, что строгостiю своей жизни совсѣмъ побѣдилъ духъ блуда, что сердце его очистилось и стало близко къ святости святыхъ, — и онъ взошелъ на самый верхъ святости. Такаго нерѣдко заставляютъ они разсказывать самомý себѣ о своихъ подвигахъ: я сдѣлалъ то и то, такъ и такъ подвизался и истомлялъ себя, — не давая ему однакожъ прибавлять при семъ: не я, но благодать, яже во мнѣ (1Кор. 15:10). Не позволяютъ же они ему исповѣдывать Бога помощникомъ въ томъ, чѣмъ хвалиться его заставляютъ, чтобы онъ, яко собственными трудами совершившiй все въ своихъ подвигахъ, и хвалу за то всю присвоивалъ себѣ, — и чрезъ такое невоздаванiе славы Богу погрязъ въ глубину богохульства, несмысленно величая себя самопомощнымъ.
50. Когда въ сердцѣ слышатся такiе славолюбивые помыслы и оно не противоборствуетъ томý, тогда инокъ (и особенно уединенникъ) не далеко бываетъ отъ поврежденiя ума; тогда разсудокъ бываетъ въ опасности разстроиться, или отъ сновъ бѣсовскихъ, принимаемыхъ съ вѣрою, или отъ призраковъ во время бдѣнiй, или отъ явленiя бѣсовъ въ какихъ либо свѣтлыхъ видахъ. Ибо самъ сатана для обольщенiя нашего преобразуется иногда въ Ангела свѣта; причемъ обѣщаетъ, что, если падъ поклонишься ему, то дастъ тебѣ такое и такое дарованiе, или восхититъ тебя, какъ новаго Илiю, на небо, на огненной колесницѣ. И бывало, что принимавшiе это съ вѣрою уклонялись отъ истины и впадали въ умоповрежденiе. Во избѣжанiе сего, помня, чего ради съ любовiю подъемлются подвижническiе труды, всякимъ храненiемъ блюди свое сердце, чтобъ, внимая однимъ внѣшнимъ подвигамъ, не быть тебѣ коварно уловлену внутри (несмысленнымъ самовозношенiем).
51. Тѣмъ, которые упражняются въ дѣланiи добрыхъ дѣлъ, Господь увѣщательно говоритъ: егда мóлишися, вниди въ клѣть твою, и затворивъ двéри, помолúся Отцу твоему, Иже въ тайнѣ (Мѳ. 6, 6 (Мф. 6:6)), и еще: егда твориши милостыню, не воструби предъ тобою (— 2 (Мф. 6:2)), повелѣвая избѣгать дѣланiя чего либо добраго на показъ, какъ дѣла вреднаго. А Пророкъ, говоря, что собираяй мзды собра во влагалище дираво (Аг. 1, 6 (Агг. 1:6)), показываетъ, что развращенною цѣлiю славолюбiя уничтожается всякiй трудъ (подвизанiя и добродѣланiя), — какъ сквозь дыравое влагалище, проходя чрезъ сердце, неогражденное смиреннымъ мудрованiемъ. Сердце смиренномудрое воистину есть сокровищница и отвсюду сильно укрѣпленное огражденiе, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, идѣже татiе не подкопываютъ, ни крáдутъ (Мѳ. 6, 20 (Мф. 6:20)). Подъ червемъ разумѣется раждающееся внутри самомнѣнiе, уничтожающее, чтó въ людяхъ бываетъ добраго; а подъ татями — отвнѣ привходящiя похвалы, которыя, возбуждая неразумную кичливость, поспѣшно расхищаютъ духовныя сокровища, долгимъ трудомъ въ добродѣланiи собранныя. Ибо какъ червь поядаетъ вещество, изъ котораго получилъ бытiе, и тати, подкапывая стѣну, уносятъ тщанiемъ накопленное (добрó вещественное): такъ помыслъ, подвигнутый добрыми дѣлами къ превозношенiю, уничтожаетъ цѣну сихъ самыхъ дѣлъ, а похвалы людскiя, подкапывая легкiе умы, (вторгаются внутрь) и ничего добраго не оставляютъ тамъ, — чтó туда внесено было со внѣ законнымъ путемъ (дверьми), а оттуда извергается ими дырою ушей. Но никто да не попуститъ этой страсти одолѣть себя на столько, чтобъ, въ усыпленiи отъ сладкорѣчiя славолюбiя, потерпѣть совершенную утрату всего, стяжаннаго усиленными трудами; да трезвится же всякъ и бодрствуетъ, чтобъ истребить навѣтниковъ, когда они еще только подкапываютъ, прежде нанесенiя ими вреда, поразивъ ихъ въ самый моментъ подкапыванiя, прежде чѣмъ возсiяетъ солнце, — и мысль станетъ дѣломъ.
з) О гордости
1. Гордость есть опухоль (надутость) души, наполненная испорченною кровiю; если созрѣетъ, прорвется и причинитъ большую непрiятность.
2. Блистанiе молнiи предъуказываетъ громовой ударъ, а о гордости предвѣщаетъ появленiе тщеславiя.
3. Гордость на великую высоту возноситъ гордаго, и оттуда низвергаетъ его въ бездну.
4. Гордостiю болѣзнуетъ отступившiй отъ Бога, и своимъ собственнымъ силамъ приписывающiй добрыя дѣлá.
5. Какъ ставшiй на паутину проваливается и уносится внизъ, такъ падаетъ и полагающiйся на собственныя свои силы.
6. Обилiе плодовъ нагибаетъ до земли древесныя вѣтви, и множество добродѣтелей смиряетъ мудрованiе мужа.
7. Согнившiй плодъ безполезенъ земледѣльцу, и добродѣтель гордаго непотребна Богу.
8. Жердь поддерживаетъ обремененную плодами вѣтвь, а страхъ Божiй — добродѣтельную дýшу.
9. Какъ тяжесть плода ломитъ вѣтвь, такъ гордость низвергаетъ добрдѣтельную дýшу.
10. Не предавай гордости дýшу свою и не увидишь страшныхъ мечтанiй; потому что душá гордаго бываетъ оставлена Богомъ, и делается порадованiемъ бѣсовъ.
11. Гордый ночью воображаетъ множество звѣрей, а днемъ смущается боязливыми помыслами; если спитъ, часто вскакиваетъ, и когда бодрствуетъ, боится птичьей тѣни.
12. Шумъ листа въ ужасъ приводитъ гордаго, и журчанiе воды поражаетъ дýшу его.
13. Такъ только что Богу себя противопоставлявшiй и отвергавшiй Его помощь, пугается теперь ничтожныхъ призраковъ.
14. Гордость архангела низвергла съ неба и сдѣлала, что онъ, какъ молнiя, спалъ на землю. А смиренномудрiе человѣка возводитъ на небо и уготовляетъ къ ликованiю съ Ангелами.
15. Чтò горѣ возносишься, человѣкъ, и подъемлешься выше облаковъ, будучи пыль и прахъ?
16. Посмотри на естество свое, что ты — земля и пепелъ, и вскорѣ разрѣшишься въ прахъ; теперь величавъ, а спустя немного будешь червь. Чтò подъемлешь выю, которая вскорѣ сгнiетъ?
17. Великое нѣчто человѣкъ, когда помогаетъ ему Богъ; а коль скоро оставленъ онъ Богомъ, познаéтъ немощь естества своего.
18. Нѣтъ у тебя ничего добраго, чего не прiялъ бы ты отъ Бога. Для чего же величаешься чужимъ, какъ своимъ? Для чего хвалишься даннымъ благодатiю Божiею, какъ собственнымъ своимъ стяжанiемъ?
19. Признай Даровавшаго и не превозносись много; ты — тварь Божiя, не отлагайся отъ Сотворшаго.
20. Богъ помогаетъ тебѣ, не отрицайся Благодѣтеля; взошелъ ты на высоту житiя, но путеводилъ тебя Богъ; преуспѣлъ въ добродѣтели, но дѣйствовалъ въ тебѣ Богъ; исповѣдуй Возвысившаго, чтобы неколеблемо пребыть тебѣ на высотѣ.
21. Признай своего соестественника, что онъ одной и тойже съ тобою сущности, и не отрицайся отъ родства съ нимъ по надменности.
22. Онъ уничиженъ, а ты превознесенъ; но одинъ Зиждитель сотворилъ обоихъ.
23. Не пренебрегай смиреннаго; онъ стоитъ тверже тебя, — по землѣ ходитъ, и не скоро падетъ; а высокiй, если падетъ, сокрушится.
24. Гордый монахъ — древо безкоренное, которое не можетъ выдержать напора вѣтра; а некичливое мудрованiе — стѣнами огражденный городъ, обитающiй въ коемъ безопасенъ.
25. Былинка подъемлется высоко дуновенiемъ вѣтра, а гордаго возноситъ прираженiе безумiя.
26. Лопнувшiй пузырь обращается въ ничто, — и память гордаго погибнетъ.
27. Слово смиреннаго — мягчительная мазь душѣ, а слово гордаго исполнено киченiя.
28. Молитва смиреннаго преклоняетъ Бога, а прошенiе гордаго оскорбляетъ Его.
29. Смиренномудрiе — вѣнецъ дому, и вошедшаго блюдетъ въ безопасности.
30. Когда взойдешь на высоту добродѣтелей, — тогда великая тебѣ потребность въ огражденiи; ибо, если упадетъ стоящiй на полý, то скоро встанетъ, а упавшiй съ высоты подвергается опасности умереть.
31. Драгоцѣнному камню прилична золотая оправа, и смиренiе мужа блистаетъ многими добродѣтелями.
32. Не забывай своего паденiя, хотя и покаешься; но поминай о грѣхѣ твоемъ плачемъ къ смиренiю твоему, чтобъ, смирившись, по необходимости отсѣчь тебѣ гордость.
33. Не взирай на падшихъ съ кичливымъ помысломъ надмѣвающимъ тебя, будто судiю, но себѣ самомý внимай помысломъ трезвеннымъ, — испытателемъ и оцѣнщикомъ твоихъ дѣянiй.
34. Падая воздыхай, и преуспѣвая не надмѣвайся. Не величайся тѣмъ, что ты безукоризненъ, чтобы вмѣсто благолѣпiя не облечься тебѣ въ срамоту.
35. Нѣкто изъ благоискуснѣйшихъ, ведя рѣчь о смиренiи, пересказалъ и слѣдующее: «весьма благоискусный отецъ удáренъ былъ по ланитѣ бѣсноватымъ, который былъ въ сильномъ припадкѣ безумiя; и отецъ, немедленно обернувшись, подставилъ ему другую ланиту, съ готовностiю принять ударъ. Тогда бѣсъ, какъ молнiею, пораженный смиренiемъ, вскричалъ и тотчасъ вышелъ изъ созданiя Божiя».
36. Какъ опускающiеся въ основанiя земли вырываютъ тамъ золото; такъ нисходящiе до златоподобнаго смиренiя износятъ изъ него добродѣтели.
37. Св. Павелъ заповѣдуетъ, задняя забывая, въ предняя простираться (Флп. 3:13). Кто такъ расположенъ, тотъ не столько превозносится тѣмъ, въ чемъ преуспѣлъ, сколько смиряется тѣмъ, чего не достаетъ противъ предположеннаго, прилагая попеченiе довершить недоконченное, и не обращаясь къ томý, чтò ужé кончено; поелику сдѣланное нерѣдко надмѣваетъ легкомысленныхъ до безразсудства, а требующее дѣланiя смиряетъ мысль неизвѣстностiю, будетъ ли оно приведено къ концу, и прежде, нежели совершено, причиняетъ печаль. Посему и Господь, предохраняя отъ поползновенiя къ самомнѣнiю возшедшихъ на высоту добродѣтели, говоритъ: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лк. 17:10). Хотя не препятствуетъ радоваться, что долгъ исполненъ, однакоже не дозволяетъ думать о себѣ высоко. Ибо говоритъ, что отданъ долгъ, а не произвольный принесенъ даръ.
38. Гордость надмѣваетъ мысли до напыщенности, научаетъ пренебрегать всякаго человѣка и съ презрѣнiемъ смотрѣть на соестественнаго себѣ, какъ на нѣчто ничтожное, до безумiя доводитъ высокопарный помыслъ, внушаетъ мечтать о равности Богу, не признаéтъ Промысла и попечительности Всеблагаго Бога, полагаетъ, что, какъ должное за дѣлá, получаетъ всѣ милости, какими пользуется, не хочетъ видѣть Божiя содѣйствiя въ томъ, чтò дѣлаетъ, и въ чемъ успѣваетъ, почитаетъ себя достаточною на всякое доброе дѣло, по самомнѣнiю думаетъ, что на все имѣетъ силы, будучи вовсе безсильною. — Она — водяной пузырь, надутый суетнымъ о себѣ мнѣнiемъ, — который, если только дунуть, обращается въ ничто.
Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ второй. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Москва. Типографiя И. Ефимова, Большая Якиманка, д. Смирновой, 1884).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.