Преподобнаго Нила Синайскаго
Мысли, отводящiя человѣка отъ тлѣннаго
и прилѣпляющiя къ нетлѣнному*


1. Путь къ добродѣтели — бѣгство отъ мiра, — путь благiй и краткiй.

2. Вожделѣвшему нетлѣннаго надлежитъ нивочто вмѣнять все тлѣнное.

3. Если желаешь истинной жизни, ожидай всегда человѣческой смерти.

4. Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, какъ безпорядочно вращается ея колесо.

5. Не вожделѣвай благъ, которыми пользованiе преходитъ и обладанiе утрачивается.

6. Смѣйся надъ тѣми, которымъ во всемъ успѣхъ, к сострадай тѣмъ, которымъ во всемъ неудача; ибо это ведетъ къ наградѣ, а то къ любомудрiю.

7. Подвизайся въ терпѣнiи, какое, какъ знаемъ, показали мученики; потому что и отъ насъ требуется мученичество совѣсти (чтобъ устоять въ требованiяхъ совѣсти).

8. Всѣму предпочитай душу, и путь добродѣтели потечетъ тогда безъ труда; ибо все тлѣнно, а душа безсмертна, тлѣнному же надлежитъ предпочитать безсмертное.

9. Будь готовъ къ скорбямъ, и большую отъ этаго будешь имѣть пользу.

10. Не проси у Бога прiятнаго, но одного полезнаго; ибо перваго, сколько ни проси, Богъ не дастъ, если же и получишь его какъ нибудь, оно скоро пропадетъ.

11. Не порицай нищеты; потому что она дѣлаетъ ничѣмъ не развлекаемымъ борца на поприщѣ закона.

12. Не увлекайся богатствомъ; потому что заботы о немъ всего чаще отлучаютъ человѣка отъ Бога и противъ воли.

13. Близокъ конецъ; готовься, лѣнивый, къ бичамъ.

14. Не далеко до жатвы; очистимъ же отъ тернiй ниву души.

15. Ничто не сокрыто отъ Судiи; и напрасно усиливаемся мы укрываться, грѣша.

16. Паче людей стыдись Ангеловъ, коихъ при насъ много, и удаляйся отъ всякаго срамнаго дѣянiя.

17. Заботливо помышляй о вѣсахъ Судiи, — и выбросишь изъ дѣлъ жизни твоей все, что не можетъ выдержать настоящаго вѣса (на вѣсахъ тѣхъ, — или что подложнымъ окажется по причинѣ примѣси чуждыхъ расположенiй, какъ оказывается подложною, напр., золотая монета, не выдержавъ своего нормальнаго вѣса, по причинѣ примѣси другихъ элементовъ).

18. Почитай для себя ущербомъ праздность и покой, и спѣши дѣлать что либо такое, что имѣетъ быть потребовано отъ насъ.

19. Помышляй всегда о непостоянствѣ настоящей жизни, и ничто въ ней не въ состоянiи будетъ развлечь тебя.

20. Да не услаждаютъ тебя земныя радости, — временныя; ибо это — удá, душу, какъ рыбу, приманывающая и уловляющая.

21. Противъ искушенiй стой, показывая потребное мужество.

22. Никогда не презирай проливающаго слéзы бѣдняка, чтобъ не были презрѣны слéзы твоей молитвы.

23. Любомудрiе есть самое изрядное для людей стяжанiе; но, будучи единственно, оно и сопребывать хочетъ съ единымъ стяжавшимъ его.

24. Добродѣтель — хитонъ Божiй; его тки, — и будешь облачителемъ Одѣвающаго всю тварь.

25. Назéмное похищается татями; дѣлай небесное, которое недоступно перстамъ похитителей (неухватимо перстами сими).

26. Отказываться дóлжно отъ утѣхъ; потому что онѣ вовлекаютъ въ дѣлá, отъ которыхъ послѣ отрезвленiя бываютъ стенанiя.

27. Плотолюбивыми помыслами надобно всячески мерзить; потому что они растлѣвая тѣло и душу оскверняютъ.

28. И земныя блага не безъ трудовъ достигаются; почему же изъ-за трудовъ уклоняемся мы отъ благъ небесныхъ?

29. Хочешь ли творить добродѣтель, не чувствуя труда? Держи въ мысли, что трудъ этотъ времененъ, а награда за него вѣчна.

30. Всѣ, истаявающiе по безмѣстнымъ сластямъ, подумали бы о краткости наслажденiя ими и о длительности наказанiя за него.

31. Все почитай тлѣннымъ, — и только добродѣтель нетлѣнною.

32. Пренебреги всѣмъ, что дѣлаетъ человѣка скотоподобнымъ, — и дѣлай тó одно, чтó можетъ сдѣлать тебя небеснымъ.

33. Ревнуй о добродѣтели; потому что она чрезъ любомудрiе богомъ являетъ Адама.

34. Удерживаешь чрево? Удерживай и языкъ, чтобы не быть одному рабомъ, а отъ другаго свободникомъ безполезнымъ.

35. Люби Бога, и къ своимъ не будь приверженъ болѣе, чѣмъ къ Нему, чтобъ, по Слову Его, не оказаться тебѣ недостойнымъ Его, хотя и не желаешь ты сего.

36. Терпѣливо переноси скóрби; потому что въ нихъ вѣнецъ для ратоборцевъ.

37. Блаженно—терпѣть зло, а дѣлать — преокаянно; ибо терпящiй его — наслѣдникъ Христовъ, а дѣлающiй — сонаслѣдникъ дiаволу.

38. Добръ хлѣбъ поста; потому что нѣтъ въ немъ кваса сластолюбiя.

39. Святъ жертвенникъ молитвы; потому что привлекаетъ къ намъ Святаго святыхъ.

40. Не считай справедливость придѣлiемъ добродѣтели; потому что безъ нея всякое дѣло нечисто.

41. Если сѣешь въ нищихъ, сѣй свое; ибо чужое горчае плевелъ.

42. Слѣпъ милостивый, если онъ несправедливъ; ибо воздѣлываетъ поле, съ котораго не можетъ собрать жатвы.

43. Всегда ожидай смерти, но не бойся (или поставь себя въ состоянiе не бояться); ибо то и другое — истинныя черты любомудрiя.

44. Носи образъ добродѣтели, но не для того, чтобъ обмануть, а чтобъ принести пользу видящимъ тебя.

45. Говорить надлежитъ о хорошемъ и тому, кто не дѣлаетъ хорошаго, чтобъ, устыдясь своихъ словъ, началъ онъ и дѣлать.

46. Если истинно желаешь неба, то ничтоже тебѣ и землѣ; ибо эта не позволяетъ воспарять къ тому.

47. Не желай разбогатѣть ради нищелюбiя; ибо Богъ законоположилъ праведнику подавать милостыню отъ сущихъ (Лк. 11, 41; — изъ того, чтó есть у него).

48. Если чаша студеной воды оправдываетъ милосердаго; то какая награда ожидаетъ расточающаго все на бѣдныхъ?

49. Чистота и сострадательность — матери добродѣтелей; потому безъ той и другой нельзя ввоиниться Христу (или воинствовать подъ Христомъ).

50. Не неради о сострадательности; ибо она благаго Владыку низвела съ неба.

51. Не пренебрегай чистоты; ибо чрезъ нее содѣлавшаяся орудiемъ воплощенiя (Пресвятая Дѣва) даровала людямъ воплотившагося ради насъ Бога.

52. Не говори: отмщу врагу; ибо есть у насъ на небѣ праведный Судiя (и Отмститель).

53. Не желай ни жить въ утѣхахъ, ни богатымъ быть, ни славиться; потому что это — житейская тля, а мы созданы не на истлѣнiе.

54. Не плачь надъ умершимъ, — это — общiй путь; и блаженъ, кто достигаетъ конца его (безукоризненно).

55. Плачь о грѣшникѣ, а не о нищемъ; ибо этотъ уготовляетъ себѣ вѣнецъ, а этотъ — мýки.

56. Смѣйся надъ колесомъ жизни, безпорядочно вертящимся; но берегись бездны, въ которую низвергаетъ оно засыпающихъ на немъ.

57. Съ Богомъ бесѣдуй много, а съ людьми мало; но, поучаясь въ законѣ, исправишь то и другое.

58. Благодѣтельная для души баня — слезы во время молитвы; но послѣ молитвы помни, о чемъ ты плакалъ.

59. Не ублажай сильныхъ мiра; потому что сильнiи сильнѣ истязани будутъ (Прем. 6, 6); почему и Судiю будутъ они имѣть строжайшимъ къ себѣ.

60. Адаму (т. е. падшему человѣку) трудиться положено (тѣломъ, невольно и безнаградно); но, трудясь въ законѣ, мы стяжеваемъ воздаянiе.

61. Наслѣдникамъ Евы необходимо скорбѣть; но, когда съ благодаренiемъ переносимъ скóрби, тогда клятва обращается намъ въ благословенiе.

62. Въ дѣянiяхъ своихъ имѣй свѣтильникомъ совѣсть; ибо она показываетъ, какiя изъ нихъ добры, и какiя худы.

63. Осудимъ себя, — и Судiя умилостивленъ; ибо Онъ, какъ благiй, радуется, видя, что грѣшникъ расточаетъ бремя свое.

64. Если сдѣлано нами что либо нечистое, омоемъ это покаянiемъ; потому что образъ Божiй должны мы представить въ себѣ чистымъ.

65. Уврачуемъ душевные струпы прежде обнаженiя ихъ, — чтобъ сими врачевствами отвратить бичи наказанiя.

66. Какъ связаннымъ неудобно ходить; такъ и сплетшимся съ житейскимъ нельзя чисто совершать теченiе добродѣтели.

67. Надлежитъ ненавидѣть грѣхъ; ибо при этомъ, если и впадетъ кто въ него, скорѣе выйдетъ изъ сѣтей его.

68. Кто не ненавидитъ грѣха, тотъ, хотя и не дѣлаетъ грѣха, причисляется къ грѣшникамъ.

69. Стенай о ближнемъ грѣшащемъ, чтобъ и о себѣ возстенать; ибо мы всѣ повинны грѣхамъ.

70. Падшему другу напомни о Судiѣ, — и свою намастишь чрезъ это грѣховную рану; ибо такой совѣтъ есть общее врачевство.

71. Намѣреваясь что нибудь сказать или сдѣлать, поимѣй въ виду и отвѣтъ, который вскорѣ потребуется отъ тебя; и уцѣломудришься подъ дѣйствiемъ страха.

72. Бойся наказанiя за грѣхъ, и цѣпенѣй при мысли о посрамленiи изъ-за него; потому что тяжесть того и другаго безмѣрна.

73. И лѣпота и множество будущихъ благъ безпредѣльны, а настоящiя — тѣнь, дымъ, водяной пузырь.

74. Не сѣй зла, потому что жатва близко, — и воздѣлывателя тернiй ожидаетъ огонь.

75. Лицемѣры, любостяжатели, сластолюбцы — розы мiра сего; но пождешь немного и видишь (вмѣсто розъ) траву истоптанную.

76. Всякое худое дѣло оружiе противъ насъ даетъ дiаволу; но онъ вооруженный имъ, жестоко обходится съ вооружившими.

77. Хочешь ли привести въ изнеможенiе врага? Отсѣки грѣхъ, — и можешь тогда издѣваться надъ нимъ, какъ надъ ощипаннымъ воробьемъ.

78. Гóре нечестивому; ибо, когда всѣ просвѣщаются, онъ мракомъ покрывается.

79. Гóре богохульнику; ибо свяжется у него языкъ предъ лицемъ Судiи, — и онъ ничего не будетъ въ состоянiи сказать въ оправданiе свое.

80. Гóре беззаконнику; ибо пойдетъ онъ къ строгому Судiи и праведному Законоположнику.

81. Гóре любостяжательному! Богатство отъ него отбѣжитъ, прiиметъ же его огнь.

82. Гóре лѣнивому! Взыщетъ онъ времени, злѣ потраченнаго.

83. Гóре высокомѣрному! Когда ляжетъ во гробъ, узнáеть, кто онъ.

84. Гóре блудолюбцу, осквернившему брачную ризу! Со стыдомъ изверженъ онъ будетъ изъ брачнаго чертога Царскаго.

85. Гóре бранчивому и съ нимъ пьяницѣ! Съ убiйцами они вчинены будутъ и съ прелюбодѣями наказаны.

86. Гóре предающемуся утѣхамъ въ это короткое время! Откармливаетъ онъ себя, какъ тельца, опредѣленнаго на закланiе.

87. Блаженъ, кто идетъ тѣснымъ путемъ; ибо онъ внидетъ на небо вѣнценосцемъ.

88. Блаженъ, кто попираетъ утѣхи; ибо его трепещутъ демоны.

89. Блаженъ, кто чисть въ душѣ и нелицемѣренъ въ добродѣтели; ибо онъ будетъ судить мiръ, а не судимъ вмѣстѣ съ мiромъ.

90. Блаженъ, кто неусыпенъ въ молитвахъ, чтенiи и добродѣланiи; таковый не уснетъ въ смерть.

91. Блаженъ, кто высокую имѣетъ жизнь и смиренное мудрованiе; ибо онъ подражаетъ Христу и со Христомъ совозсядетъ.

92. Блаженъ, у кого законъ не сходитъ съ языка; ибо отъ скинiи таковаго никогда неотступаетъ Богъ.

93. Блаженъ многимъ благодѣтельствующiй; ибо на судѣ найдетъ онъ многихъ защитниковъ.

94. Блаженъ, у кого добродѣтель не поддѣльна; ибо лопата Судiи посмѣваема не бываетъ.

95. Блаженъ украшающiй дѣлá свои прежде появленiя огня, коимъ все искушено будетъ.

96. Блаженъ поспѣшающiй къ будущей жизни; потому что настоящее издаетъ воню тлѣнiя и влечется къ смерти.

97. Блаженъ, кто расточаетъ собранное зло и чистымъ предстанетъ чистому Судiи.

98. Но глава слова: душа, не неради! Потому что спустя немного станешь предъ вѣсами страшнаго судилища Христа, Бога нашего.


* По изданiю творенiй преподобнаго въ русскомъ переводѣ — ч. 2, стр. 246 и д.


Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ второй. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Москва. Типографiя И. Ефимова, Большая Якиманка, д. Смирновой, 1884).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz