Преподобнаго Нила Синайскаго
Увѣщанiе къ монахамъ*


1. Неумѣренность въ пищѣ пресѣкаетъ постъ, а блудную похотливость отражаетъ самообузданiе съ молитвою.

2. Сребролюбiе — матерь идолослуженiя подавляетъ нестяжательность, заботу же о потребахъ тѣла отсѣкаетъ надежда на Бога.

3. Блуждающiй умъ остепеняетъ чтенiе Словесъ Божiихъ, и бдѣнiе съ молитвою.

4. Набѣгъ гнѣва укрощаетъ благодушiе и псалмопѣнiе.

5. Унынiе прогоняютъ терпѣнiе и слезы, печаль же мiрскую заставляетъ молчать отвращенiе отъ чувственныхъ удовольствiй.

6. Страннолюбiе подается смиренномудрiемъ н нелюбленiемъ любоначалiя и преимуществъ предъ другими. Гордость же, — сiе древнее зло, мерзость предъ Господомъ, то, чему Богъ противится, — усмиряетъ только безмѣрное смиренiе, говорящее: я земля и пепелъ (Быт. 18, 27), и еще: аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудится зиждущiй, всуе бдитъ стрегущiй (Пс. 126, 1).

7. Какъ невозможно очистить мутную воду, не сдѣлавъ ее неподвижною, такъ невозможно монаху узнать свое устроенiе внутреннее безъ безмолвiя.

8. Какъ невозможно ратоборцу увѣнчаться вѣнцомъ побѣды, не вступая въ ратоборство, такъ невозможно быть христiаниномъ безъ подвиговъ.

9. Какъ невозможно чашамъ вѣсовъ стоять ровно, когда одна обременена тяжестiю, такъ невозможно исполнить заповѣдь Божiю, когда преобладаетъ плотское мудрованiе.

10. Какъ невозможно научиться искуству, не упражняясь въ немъ усердно, такъ невозможно стяжать молитву, не присѣдя Богу въ правости сéрдца.

11. Нестяжавшiй чистой молитвы не имѣетъ оружiя къ брáни.

12. Кто ходитъ нарядно, а между тѣмъ пустъ отъ добродѣтелей Божiихъ, тотъ есть жилище демоновъ.

13. Какъ не станетъ жить въ домѣ бѣдняка царь, такъ Христосъ не возъобитаетъ въ душѣ, оскверненной грѣхами.

14. Какъ запущенное поле воздѣлывается тщательнымъ трудолюбiемъ, такъ душа, одичавшая во грѣхахъ, укрощается, если станетъ жить по закону Божiю.

15. Какъ камень, глубоко въ морѣ лежащiй, недоступенъ прираженiю волнъ, такъ и преуспѣвшiй въ добродѣтеляхъ и въ нихъ какъ бы погруженный, не будетъ поколебленъ отъ дiавола.

16. Какъ врачь искусный тотчасъ придумываетъ врачевство для предлежащей болѣзни, такъ познанiе Бога, хранимое (въ умѣ и сердцѣ), научаетъ причастника своего, какъ соблюсти себя (отъ паденiй) и на лучшее подвигнуться.

17. Какъ потокъ самъ себѣ пролагаетъ проходъ, такъ и грѣхъ, будучи воспринятъ, самъ собою ведетъ стяжавшаго его въ пагубу.

18. Какъ оленю, попавшему въ сѣти, нѣтъ удобства убѣжать, такъ не избѣжитъ грѣха и тотъ, кто похоти питаетъ, вращаясь въ мiрѣ семъ; ибо похоти лукавыя и сладкiя суть неудоборазрѣшимыя узы.

19. Какъ виноградную лозу, не дающую добрыхъ плодовъ, срубаютъ, чтобъ не занимала по напрасну мѣста, такъ и отъ Господа искоренится всякiй, не творящiй плодовъ Духа Святаго.

20. Какъ невозможно человѣку, пораженному стрѣлою, остаться безъ вреда, такъ невозможно монаху, прiявшему худой помыслъ не быть уязвлену отъ него.

21. Какъ человѣкъ, потерявшiй прямую дорогу, блуждаетъ на чужой сторонѣ, не зная, куда направиться, такъ блуждаетъ и человѣкъ, не вѣрующiй въ единосущную Троицу.

22. Какъ человѣкъ, на многое раздѣляемый, единъ есть естествомъ, такъ и Святая Троица, хотя и именами и ѵпостасями раздѣляется, но естествомъ едина есть. Естества Божiя не постигнешь, хотя бы ты и на крыльяхъ воспарялъ къ Нему. Богъ непостижимъ, яко Творецъ нашъ.

23. Какъ уготовляемый сосудъ не знаетъ естества того, кто уготовляетъ его, такъ и человѣкъ не можетъ познать естества Божiя.

24. О Троицѣ не испытуй, но вѣруй только и покланяйся, ибо, кто испытуетъ, тотъ не вѣруетъ.

25. Стяжите премудрость, а не сребро, сотворите себѣ паче свѣтлое одѣянiе Христа Господа нашего, нежели всякую виссонную одежду, потому что стяжанiя не принесугъ пользы въ день смерти.

26. Какъ огонь поядаетъ тернiе, такъ пожираемъ будетъ всякiй грѣшникъ вѣчнымъ огнемъ, но умереть не можетъ; ибо будетъ мучиться безсмертно.

27. Ничего великаго, если мы сдѣлаемся праведными; ибо въ такомъ случаѣ мы станемъ лишь такими, какими созданы были отъ Бога въ началѣ, добрыми зѣло.

28. Живущiй не по естеству, не соблюдаетъ заповѣдей Божiихъ.

29. Вся мудрость въ томъ, чтобъ бояться Господа; всякая же наука, не учащая закону Господню, есть буйство и неразумiе.

30. Не избавятъ отъ вѣчнаго огня вѣра и крещенiе, безъ дѣлъ правды. Если ты сочетался со Христомъ, соблюдай заповѣди Его, и если вѣришь въ будущее, старайся заработать вѣчную славу и бойся меча огненнаго. Если же ты не соблюдаешь заповѣдей Божiихъ, то не называй себя вѣрнымъ.

31. Всякая тварь повинуется волѣ Божiей; одинъ человѣкъ дерзаетъ не повиноваться Тому, Имже вся быша.

32. Богу ничего мы не доставимъ, если соблюдемъ себя чистыми, себѣ же самимъ стяжемъ жизнь вѣчную и наслажденiе неизреченными вѣчными благами.

33. Не говори: не могу соблюсти заповѣдь Божiю, по причинѣ препятствiя отъ отца, или отъ матери, или отъ жены, или отъ чадъ, или отъ другаго кого; ибо они не избавятъ тебя отъ гнѣва грядущаго, и отъ червя неусыпающаго. Да будетъ же тебѣ всякiй препятствующiй тебѣ въ стяжанiи Бога и добродѣтелей мерзостенъ и ненавистенъ; съ таковымъ нижé да яси.


* Изъ Patr. gr. Migne — t. 79, стр. 1236.


Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ второй. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Москва. Типографiя И. Ефимова, Большая Якиманка, д. Смирновой, 1884).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz