Преподобнаго и Богоноснаго
отца нашего
Марка Подвижника

СЛОВО ДЕСЯТОЕ
Гла́вы о трезвенiи


1. Кто̀ по Евангелiю только вѣрующiй, тотъ вѣрою передвигаетъ гору своего злонравiя (Матѳ. 21, 211), безостановочнымъ низвращенiемъ отталкивая отъ себя бывшую въ чувствѣ склонность къ тому́, чтобы быть подъ чувствомъ. Кто̀ же можетъ быть ученикомъ, тотъ, принимая отъ Сло́ва руками укру́хи хлѣбовъ вѣ́дѣнiя, питаетъ тысячи (Матѳ. 14, 192), показывая самымъ дѣломъ умножающуюся силу Сло́ва. А кто̀ возмогъ быть Апостоломъ, тотъ исцѣляетъ всякiй недугъ и всякую болѣзнь, изгоняя бѣсовъ (Матѳ. 10, 13), то есть прогоняя дѣйствiе страстей, исцѣляя недугующихъ, то-есть лишенныхъ благочестiя приводя надеждою къ навыку въ немъ; и разболѣвшихся лѣностiю поднимая словомъ вѣры; ибо кому повелѣно наступать на главу змѣй и скорпiоновъ (Лук. 10, 194), тотъ истребляетъ и конецъ грѣха.

2. Суббота субботъ (Лев. 16, 315) есть душевный покой разумной души́, которая, отвлекая умъ даже отъ всѣхъ божественнѣйшихъ словесъ, сокровенно заключенныхъ въ существахъ (сотворенныхъ), въ восторгѣ любви всецѣло облекла его въ единаго Бога, и таинственнымъ Богословiемъ содѣлала умъ совершенно недвижимымъ отъ Бога.

3. Жатва жатвы (Лев. 23, 106) есть всякое недоступное (для другихъ) созерцанiе Бога, составляющееся въ умѣ недовѣ́домымъ (для насъ самихъ) образомъ послѣ тайнаго умозрѣнiя мысленныхъ веще́й, (созерцанiе), которое надлежащимъ образомъ приноситъ тотъ, кто̀ отъ видимыхъ и невидимыхъ созданiй достойно почитаетъ Создавшаго.

4. Проводящiй евангельски шестый день, умертвивъ предварительно первыя движенiя грѣха, добродѣтелями достигаетъ въ состоянiе безстрастiя, чистое отъ всякаго зла, субботствуя (Исход. 16, 29, 307) умомъ даже отъ са́маго тонкаго представленiя страстей въ воображенiи. А прешедшiй Iорданъ (Быт. 32, 10, 22, 308), переносится въ страну вѣ́дѣнiя, въ которой умъ, таинственно созидаемый миромъ, бываетъ въ духѣ Божiимъ жилищемъ.

5. Кто̀ шестый день (Числ. 29, 299) божественно исполнилъ приношенiемъ дѣлъ и мыслей, и самъ съ Богомъ хорошо совершилъ свои дѣла́, тотъ созерцанiемъ перешелъ всякое существо, подчиненное естеству и вре́мени, и приведенъ въ тайное зрѣнiе вѣковъ и вѣчнаго, недовѣ́домымъ образомъ субботствуя умомъ, (и празднуя)10 всецѣлое оставленiе существъ сотворенныхъ и возвышенiе надъ оными. — Если же кто̀ сподобился осьмаго (дня) (Числ. 29, 3511. Лев. 23, 3612), и воскресъ изъ мертвыхъ (то-есть отъ всѣхъ по Богу чувственныхъ и мысленныхъ и словъ и помышленiй): тотъ на́чалъ жить блаженною жизнiю Божiею (закона, который поистинѣ справедливо и называется жизнiю, и есть жизнь); поелику онъ самъ по обо́женiю сдѣлался богомъ (Iоан. 10, 3413).

6. Все видимое имѣетъ нужду въ крестѣ, то-есть въ такомъ состоянiи, которое бы удерживало все производимое крестомъ въ чувствѣ; все же духовное имѣетъ нужду въ погребенiи, то-есть всецѣлой неподвижности производимаго симъ погребенiемъ въ умѣ. Ибо когда уничтожается вмѣстѣ съ дѣйствiемъ на насъ тѣхъ (явленiй) и всякое естественное дѣйствiе и движенiе, тогда разумъ, будучи только самъ въ себѣ, и какъ будто воскрешенный изъ мертвыхъ, является превыше всего, что̀ отъ него имѣетъ очертанiе, и ничто, по естественному отношенiю, совершенно не имѣетъ съ нимъ сродства. — Ибо по благодати, а не по естеству бываетъ спасенiе спасаемыхъ.

7. Пока умомъ совершенно не выйдемъ изъ обычнаго прилѣпленiя къ существу насъ самихъ и ко всему, что̀ послѣ Бога, мы не прiобрѣтемъ неизмѣнности въ добродѣтели. — Когда же любовiю достигнемъ сего достоинства; тогда позна́емъ силу Божiя обѣтованiя: ибо достойные должны вѣровать, что та̀мъ непоколебимое утвержденiе, гдѣ̀ сперва умъ любовiю утвердитъ свою силу. — Ибо не исшедши изъ себя и изъ всего, что̀ возможно помыслить, и не установивъ себя въ молчанiи, которое превыше мышленiя, умъ не можетъ быть свободенъ отъ измѣняемости, (свойственной) всему.

8. Всякое мышленiе непремѣнно заключаетъ въ себѣ множественность, или по крайней мѣрѣ двойственность. Ибо мышленiе есть среднее отношенiе нѣкоторыхъ крайностей, и обоимъ соприкасается: мыслящему и мыслимому. Но ни одно изъ нихъ не сохраняетъ совершенно несложности. Ибо мыслящее есть нѣчто подлежащее, которое необходимо имѣетъ сопримышляемую съ нимъ силу быть мыслимымъ14, или подлежащую сущность, которой принадлежитъ эта сила. Ибо никакое изъ существъ не есть всецѣло, само́ по себѣ, простое нѣкое существо или мышленiе нераздѣльная единица. Богъ же, назовемъ ли Его сущностiю, не имѣетъ естественно сопримышляемой съ Нимъ силы быть мыслимымъ, такъ, чтобы Онъ былъ сложенъ; назовемъ ли Его мышленiемъ, не имѣетъ естественно подлежащей сущности удобопрiемлемой для мышленiя. Но Богъ Самъ, по сущности, есть мышленiе, и весь мышленiе, и единъ, и превыше сущности весь, и превыше мышленiя весь; посему и нераздѣльная единица, не имѣющая частей и простая. Слѣдовательно, кто̀ нѣкоторымъ образомъ имѣетъ мышленiе, тотъ еще не вышелъ изъ двойственности; а кто̀ совершенно оставилъ его, тотъ нѣкоторымъ образомъ взошелъ въ единство, по превосхожденiю (ὑπτοχικῶς) отложивъ силу мышленiя.

9. Въ множественности есть разность и несходство и различiе; обрѣстись же внѣ сего въ Богѣ, истинно единомъ и единственномъ, значитъ возвыситься выше множественности къ созерцанiямъ о Богѣ. И это показываетъ Моисей, который внѣ полка́ водрузилъ скинiю (Исход. 33, 7. 11-2315) ума, и пото́мъ бесѣдовалъ съ Богомъ. Ибо не безопасно словомъ произносимымъ покушаться высказать неизреченнаго; ибо произносимое слово заключаетъ въ себѣ двойственность и болѣе. А вѣрнѣе безъ гла́са единою душею зрѣть сущее; потому что (тогда) пребываетъ она въ нераздѣльной единицѣ, а не во множественности. Ибо Архiерей, которому повелѣно было едва однажды въ годъ входить во Святая Святыхъ (Евр. 9, 716) внутрь завѣсы, научаетъ (насъ), что только одному тому́, кто̀ прошелъ дворъ и святое, и вступилъ внутрь Святая Святыхъ, то-есть, кто̀ миновалъ все естество чувственныхъ и мысленныхъ (существъ), и сдѣлался чистымъ отъ всякаго свойства (ἰδιότιτος), сообразнаго временному бытiю, — до́лжно непокровеннымъ и обнаженнымъ (γυμνῇ) умомъ приступить къ видѣнiямъ о Богѣ.

10. Велiкий Моисей, поставивъ скинiю свою внѣ полка́, то есть утвердивъ мысль и умъ внѣ видимаго, — начинаетъ покланяться Богу (Исход. 34, 8), и вшедши во мракъ (Исход. 20, 2117), въ невидимое и невещественное мѣсто вѣ́дѣнiя, тамъ пребываетъ, посвящаемый въ священнѣйшiя тайны.

11. Кто̀ исполняетъ законъ во внѣшней жизни и поведенiи; тотъ свободенъ только отъ однихъ послѣдствiй злонравiя, закалая въ жертву Богу неразумное дѣйствiе страстей, и таковый для спасенiя довольствуется симъ образомъ (дѣйствiй) по причинѣ духовнаго младенчества.

12. Истинно возлюбившiй Евангельскую жизнь, истребилъ и нача́ло и конецъ своего злонравiя, и дѣломъ и словомъ проходитъ всякую добродѣтель, принося жертву хваленiя и исповѣданiя; избавившись отъ всякаго безпокойства, (происходящего) отъ дѣйствiя страстей, и будучи въ умѣ свободенъ отъ боренiя съ онымъ, имѣетъ только въ надеждѣ будущихъ благъ ненасытное наслажденiе, питающее ду́шу.

13. Страхъ геенны поощряетъ начинающихъ (подвигъ добродѣтельный) избѣга́ть злонравiя; желанiе же воздаянiя благъ подаетъ преуспѣвающимъ усердiе къ совершенiю благаго; а таинство любви возвышаетъ умъ превыше всего сотвореннаго, содѣлывая его слѣпымъ ко всему, что̀ послѣ Бога. — Ибо однихъ тѣхъ, которые ко всему, что̀ послѣ Бога, сдѣлались слѣпыми, Господь умудряетъ (Псал. 145, 818), показывая имъ Божественнѣйшее.

14. Возжелавъ вѣ́дѣнiя, неподвижно долженъ утвердить стояла (основанiя) (Исх. 26, 19) души́ предъ Господомъ, какъ Богъ говоритъ Моисею: ты же здѣ ста́ни со Мною (Втор. 5, 3119). До́лжно знать, что есть различiе даже между стоя́щими предъ Господомъ, если только любознательные не небрежно прочтутъ сiе: суть нѣ́цыи отъ здѣ стоя́щихъ, иже не и́мутъ вкуси́ти смерти, до́ндеже видятъ Царствiе Божiе, пришедшее въ силѣ (Марк. 9, 120). Ибо не всѣмъ, стоя́щимъ предъ Нимъ, Господь всегда является со славою, но къ новоначальнымъ приходитъ въ рабскомъ видѣ (Филип. 2, 721), а тѣмъ, которые могутъ послѣдовать за Нимъ, восходящимъ на высокую гору преображенiя Его (Матѳ. 17), Онъ является во образѣ Божiемъ (Фил. 2, 6), въ которомъ былъ, прежде даже мiръ не бысть (Iоан. 17, 5). Тотъ же Господь можетъ тѣмъ же образомъ являться и всѣмъ при Немъ находящимся, но однимъ та̀къ, другимъ иначе, по мѣрѣ вѣры каждаго, открывая имъ различныя созерцанiя.

15. Восходитъ солнце и заходитъ солнце (Еккл. 1, 5), говоритъ Писанiе. Посему и Слово иногда кажется стоя́щимъ высоко, иногда низко; то есть, по достоинству и соразмѣрности и сообразности проходящихъ добродѣтель и обращающихся вокругъ Божественнаго вѣ́дѣнiя. Но блаженъ, кто̀, подобно Iисусу Навину (Iис. Нав. 10, 12, 1322), удерживаетъ въ себѣ незаходимымъ Солнце правды, во все продолженiе дня злобы23 (Матѳ. 6, 34) настоящей жизни, описуемое вечеромъ и невѣ́дѣнiемъ, чтобы возмогъ онъ законнымъ образомъ прогнать возставшихъ на него лукавыхъ бѣсовъ.

16. Кто̀ проходитъ любомудрiе, (основанное) на благочестiи, и ополчается на невидимыя силы, тотъ долженъ молиться, чтобы въ немъ сохранились и естественное разсужденiе, имѣющее свѣтъ соразмѣрный (съ его силою), и просвѣтительная благодать (Святаго) Духа: ибо то̀ (естественное разсужденiе), дѣятельнымъ исполненiемъ заповѣдей, какъ наставникъ, руководитъ плоть къ добродѣтели; сiя же (благодать Святаго Духа), просвѣщая умъ, возводитъ его къ тому́, чтобы онъ всему предпочиталъ сожитiе премудрости (Премудр. Сол. 7, 8. Гл. 8, 924), которою разоряетъ и твердыни злонравiя, и всяко возношенiе, взимающееся на разумъ Божiй (2 Кор. 10. 4, 525). Сiе показываетъ молитвою своею Iисусъ Навинъ, прося, чтобы солнце стало противъ Гаваона, то есть, чтобы сохранялся оный незаходимый свѣтъ Боговѣ́дѣнiя надъ горо́ю умственнаго созерцанiя, а луна противъ де́бри (Iисус. Нав. 10, 1226), то есть, чтобы естественное разсужденiе, лежащее надъ плотскою немощiю, пребыло неизмѣннымъ (въ отношенiи) добродѣтели.

17. Сидящiе страха ради Iудейска въ Галилеи въ горницѣ, две́ремъ затворе́ннымъ (Iоан. 20, 1927), то есть, по страху отъ ду́ховъ злобы, безопасно живущiе во странѣ откровенiй, на высотѣ Божественныхъ созерцанiй, затворивъ чувства какъ две́ри, принимаютъ приходящее недовѣ́домымъ образомъ Божiе Слово, Которое является имъ безъ чувственнаго дѣйствiя, и возвѣщенiемъ мира (ст. 19, 2128) даруетъ имъ безстрастiе, а дуновенiемъ (ст. 2229) — раздѣленiя Духа Святаго, и подаетъ власть на лукавыхъ ду́ховъ (Мар. 16, 1730), и показываетъ имъ знаменiя (Iоан. 20, 2031) Своихъ таинъ.

18. Земля Халдейская (Дѣян. 7, 432) есть житiе въ страстяхъ, въ которомъ созидаются и получаютъ поклоненiе идолы грѣховъ. Месопотамiя33 же (ст. 234) есть житiе, которое прiобщается обоимъ противнымъ нравамъ. А земля обѣтованiя (Евр. 11, 935) есть состоянiе, исполненное всякаго бла́га. Итакъ всякiй, кто̀, подобно ветхому Израилю, возвращается къ ветхому своему навыку, опять низвлекается къ рабству страстей, лишаясь данной свободы.

19. Замѣчанiя достойно, что никто изъ святыхъ, ка̀къ мы видимъ, не сходилъ въ землю Вавилонскую: ибо неприлично и несогласно съ разумнымъ пониманiемъ, чтобы любящiе Бога избирали вмѣсто благаго худшее. Если же нѣкоторые изъ нихъ, вмѣстѣ съ народомъ, неволею были отведены туда; то подъ сими мы разумѣемъ тѣхъ, которые не по выбору болѣе предпочтительнаго, а потому, что сего требовало спасенiе (ближнихъ), ради руководствованiя нуждающихся (въ немъ), оставляютъ высшее слово вѣ́дѣнiя, и проходятъ ученiе о страстяхъ. Посему и великiй Апостолъ рѣшилъ, что полезнѣе пребыванiе его во плоти (Филип. 1, 2436), то есть ради учениковъ для нравственнаго ихъ наученiя; хотя онъ имѣлъ и совершенное желанiе разрѣшиться (ст. 2337) отъ нравственнаго наученiя другихъ и быть со Христомъ въ превысшемъ мiра и простомъ созерцанiи мысленномъ.

20. Отходитъ отъ плоти (2 Кор. 5, 838) тотъ, кто̀ отъ дѣятельнаго навыка прешелъ къ навыку вѣ́дѣнiя, восхищаемый, какъ облаками, высшими разумѣнiями, въ прозрачный воздухъ тайнаго созерцанiя, чтобы возмогъ быть съ Господомъ. Непремѣнно же отходитъ отъ Го́спода (ст. 639), кто̀ не можетъ безъ чувственныхъ дѣйствiй чистымъ умомъ созерцать, по мѣрѣ силъ, высшiя разумѣнiя, и не вмѣщаетъ простого сло́ва о Господѣ безъ гаданiй40.

21. Въ Священномъ Писанiи мы видимъ, посредствомъ различныхъ гаданiй, облекаемаго плотiю Бога и слово Божiе; но еще не ви́димъ мысленно безплотнаго и простаго, единаго и единственнаго Отца, ка̀къ мысленно увидѣли Его въ безплотномъ, единомъ и единственномъ Сынѣ, по сказанному: ви́дѣвый Мене́, ви́дѣ Отца, и: Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Iоан. 14, 9, 1041). Слѣдовательно, нужно много разума, чтобы, проникнувъ сперва сквозь покровы реченiй (сказанныхъ) о Словѣ, мы такимъ образомъ возмогли чистымъ умомъ узрѣть Его, стоя́щаго обнаженнымъ, и показывающаго Себя человѣкомъ. Посему, благочестиво взыскующему Бога, необходимо не быть связану ничѣмъ изъ сказаннаго, чтобы онъ въ невѣ́дѣнiи, вмѣсто Бога, не принялъ (сказаннаго) о Богѣ, то есть, чтобы онъ на преткновенiе себѣ42, вмѣсто Сло́ва, не возлюбилъ только сказанное (въ буквальномъ помыслѣ) въ Писанiи, и чтобы само Слово не удалилось отъ ума, который, держа одежды, мнитъ держать самое безтѣлесное Слово подобно той Египтянкѣ, которая удержала не Iосифа, но одежду его (Быт. 39, 1243), и тѣмъ древнимъ людямъ, кои, плѣнившись однимъ видимымъ благолѣпiемъ, въ невѣ́дѣнiи послужиша твари паче Творца (Рим. 1, 2544).

22. Когда умъ отвергнетъ многiя лежащiя на немъ мнѣнiя о словахъ истины; тогда является ему ясное слово истины, даетъ ему залоги истиннаго вѣ́дѣнiя, и прежде принятыя имъ мнѣнiя снимаетъ, какъ чешую (Дѣян. 9, 1845), съ зрительныхъ силъ, какъ было съ Божественнымъ и великимъ Апостоломъ Павломъ. Ибо мнѣнiя, (прилѣпленныя) только къ однимъ изреченiямъ Писанiя, и пристрастныя созерцанiя въ чувствѣ видимыхъ веще́й, дѣйствительно суть чешуя, лежащая на прозрительной силѣ души́, и удерживающая прехожденiе къ чистому слову истины.

23. Кто̀ доблестно побѣдилъ страсти тѣлесныя, и довольно подвизался противъ лукавыхъ ду́ховъ, и изгналъ ихъ умышленiя изъ страны́ души́ своей; тотъ долженъ молиться, чтобы ему дано было чистое сердце, и духъ правый обновлялся во утробѣ его (Псал. 50, 12), то есть, чтобы онъ совершенно избавился отъ злыхъ помысловъ, и по дару благодати исполнился Божественныхъ мыслей, и такимъ образомъ содѣлался мысленнымъ мiромъ Божiимъ, свѣтлымъ и великимъ, состоящимъ изъ нравственныхъ, естественныхъ и Богословскихъ созерцанiй.

24. Сердце чистое (Псал. 50, 12) есть то̀, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую отъ впечатлѣнiй), и не имѣющую о́бразовъ, и готово принять одни напечатлѣнiя Божiи, отъ которыхъ оно обыкновенно дѣлается свѣтлымъ.

25. Нѣкоторые изъ любознательныхъ спрашиваютъ, какимъ образомъ будетъ различiе между вѣчными обителями и обѣтованiями? По опредѣленному ли мѣсту46, или по мысленному представленiю духовнаго различiя, обособляющаго качество и количество каждой обители? И однимъ кажется (справедливымъ) первое, другимъ же второе. Но познавшiй, что̀ значитъ сказанное: Царствiе Божiе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21), и: обители мно́ги у Отца (Iоан. 14, 247), прiиметъ второе.

26. Кто̀ божественнымъ желанiемъ побѣдилъ душевное расположенiе къ тѣлу, тотъ сдѣлался неограниченнымъ48, хотя онъ и нахо́дится, въ тѣлѣ. Ибо Богъ, привлекающiй вожделѣнiе желающаго, безъ сравненiя превыше есть всего, и не попускаетъ желающему привязать вожделѣнiе свое къ чему либо изъ того, что̀ послѣ Бога. Итакъ, да возжелаемъ Бога всею крѣпостiю вожделѣнiя нашего, и сдѣлаемъ, чтобы наше свободное избранiе не было одержимо ничѣмъ тѣлеснымъ, и поставимъ себя расположенiемъ (душевнымъ) превыше всѣхъ, поистинѣ, чувственныхъ и мысленныхъ веще́й; и (тогда) мы волею не примемъ никакого вреда отъ естественной жизни, относительно того, чтобы быть съ Богомъ неописаннымъ по естеству.

Вопросъ. Во всякое ли время входитъ человѣкъ въ сiе состоянiе?

Отвѣтъ. Благодать непрестанно пребываетъ съ человѣкомъ, и отъ юнаго возраста вкоренилась въ немъ, какъ закваска проникла его, и какъ бы нѣчто естественное и сросшееся съ нимъ, стано́вится соприсущею ему; и хотя едина есть благодать, но дѣйствуетъ она многообразно, ка̀къ хочетъ, промышляя о пользѣ человѣка. Иногда огнь возжигается и разгорается болѣе, иногда же тише и умѣреннѣе. Самый свѣтъ по временамъ болѣе возгорается и сiяетъ, иногда же удаляется и бываетъ сумракъ. И свѣтильникъ всегда горитъ и свѣтитъ; когда же бываетъ очищенъ, то издаетъ болѣе свѣта, то есть, стано́вится болѣе явнымъ въ причастiи любви Божiей49; иногда же и соприсущiй свѣтъ тусклѣетъ. Нѣкоторымъ же во свѣтѣ явилось знаменiе креста, и впечатлѣлось во внутреннемъ человѣкѣ. Нѣкогда (случилось), что человѣкъ въ молитвѣ пришелъ какъ бы въ изступленiе, и видѣлъ себя стоя́щимъ въ алтарѣ въ церкви, и приносимы были ему три хлѣ́ба, какъ бы на елеѣ заквашенныя; и чѣмъ болѣе онъ вкушалъ ихъ, тѣмъ болѣе они умножались и увеличивались. И въ другое время являлось какъ бы нѣкоторое свѣтлое одѣянiе, какого нѣтъ на землѣ въ вѣкѣ семъ, и какое не можетъ быть сдѣлано руками человѣческими. Подобно тому́, какъ Господь, съ Iоанномъ и Петромъ восшедши на гору, преобразился, и ри́зы Его бы́ша блеща́щяся (Марк, 9, 350): таково было то̀ одѣянiе, и ужаснулся человѣкъ, облеченный въ него. Въ иное опять время, (сей свѣть) непрестанно видѣнъ былъ въ сердцѣ, и отверзъ внутреннѣйшiй, глубочайшiй и сокровенный свѣть, открылся новый, свѣтлый мiръ вмѣстѣ съ Господомъ хвалящiйся и славословящiй, та̀къ что человѣкъ тотъ, весь поглощенный оною сладостiю и созерцанiемъ, уже́ не владѣлъ собою, но былъ какъ безумный и иноязычникъ мiру сему, по причинѣ преизобилующей любви и сладости и сокровенныхъ таинъ, и въ то время освободившись, скоро достигнулъ совершенной мѣры, и былъ чистъ отъ грѣха. Но пото́мъ благодать скрылась, и пришло покрывало противной силы. Является сiе отчасти, ка̀къ бы человѣкъ сталъ на одну степень ни́же мѣры совершенства, то есть, до́лжно было ему, такъ сказать, пройти двѣнадцать степеней, и такимъ образомъ достигнуть въ совершенство; и въ нѣкоторое время онъ доходилъ и достигалъ оной мѣры, и входилъ въ совершенство; но пото́мъ опять умаляется благодать, и онъ снизшелъ одною степенью, и сталъ на одиннадцатой. Если же кто̀ богатъ благодатiю, тотъ всегда ночью и днемъ стои́тъ въ совершенной мѣрѣ, будучи свободенъ и чистъ, всегда плѣненный (благодатiю), и вмѣстѣ съ тѣмъ носимый горѣ́. И теперь, если бы тѣ дивныя дарованiя, которыя открылись человѣку, и которыхъ онъ вкусилъ опытомъ, всегда сохранялись въ немъ: онъ не могъ бы принять (на себя) служенiе сло́ва, или какую либо тяготу (ближнихъ), и не былъ бы въ состоянiи слышать что-либо, или заботиться о чемъ нибудь, хотя бы то касалось его самого́, или о завтрашнемъ днѣ, а могъ бы только лежать въ углѣ́ гдѣ-нибудь, носимый горѣ́ и упоенный. Посему совершенная мѣра не дана ему; чтобы онъ возмогъ упражняться въ попеченiи о братiи, или въ служенiи сло́ва. Однако средостѣнiе ограды разорилось (Еф. 2, 1451); только состоянiе его таково, какъ бы нѣкая мрачная сила лежала надъ нимъ. Какъ легкiй и тонкiй воздухъ покрываетъ свѣтильникъ, хотя онъ всегда горитъ и свѣтитъ; такъ и въ немъ надъ онымъ свѣтомъ лежитъ покрывало. Посему исповѣдую, что таковый52 несовершенъ и не совсѣмъ свободенъ отъ грѣха, но, такъ сказать, и свободенъ и не свободенъ. Средостѣнiе ограды разорено и раскопано, но въ нѣкоторой части не совсѣмъ разорено, и не всегда равна была его молитва. Бываетъ время, когда она болѣе возжигается, и утѣшаетъ и упокоеваетъ; но бываетъ время, когда она скрывается и бываетъ подъ мракомъ, ка̀къ сама благодать устраиваетъ на пользу человѣку. Однако входивъ въ совершенную мѣру, и по временамъ вкушавъ онаго вѣ́ка, и имѣя опытъ (въ семъ), я еще не зналъ ни одного совершеннаго и свободнаго христiанина. Но хотя бы кто-либо упокоевался въ благодати, и входилъ въ тайны и откровенiя и въ великую сладость благодати: однако вмѣстѣ съ тѣмъ и грѣхъ есть внутри его. Сiи, по причинѣ преизобилующей благодати и свѣта (находящагося) въ нихъ, считаютъ себя свободными и совершенными; потому что имѣютъ дѣйствiе благодати: однако по неопытности погрѣшаютъ. Но я еще ни одного не видалъ свободнаго, хотя и самъ въ нѣкоторое время отчасти входилъ въ оную мѣру, и могу усмотрѣть, какое устроенiе имѣетъ совершенный53.

27. Тотчасъ по знаменiи креста, благодать та̀къ дѣйствуетъ: умиротворяетъ всѣ члены, и душа́, по причинѣ многой радости, является, какъ простое, незлобивое дитя, и человѣкъ уже́ болѣе не осуждаетъ ни Еллина, ни Iудея, ни грѣшника; но внутреннiй человѣкъ чистымъ окомъ смотритъ на всѣхъ, какъ на одного, и одинаково радуется о всемъ мiрѣ, и хочетъ, чтобы всѣ Еллины и Iудеи покланялись Сыну Божiю, какъ Отцу54. И отверзаются ему две́ри; и онъ входитъ внутрь во многiя обители; и по мѣрѣ того, какъ онъ входитъ, онѣ отверзаются ему болѣе, и изъ ста обителей, онъ вступаетъ въ иныя сто обителей, и богатѣетъ, и опять, когда онъ дѣлается инымъ, ему показываются другiе новые и дивные (предметы), и, какъ сыну и наслѣднику, ему ввѣряются вещи, которыя не могутъ быть изречены естествомъ человѣческимъ или сими устами и языкомъ. Въ иный часъ, какъ посольствуя предъ Богомъ, отъ многой любви къ Нему, начинаетъ молиться о мiрѣ, чтобы спасся весь мiръ, какъ всецѣлый Адамъ; распаляясь любовiю и желая, чтобы всѣ спаслись, онъ поучаетъ (ближнихъ) слову жизни и Царствiя, посольствуя о Христѣ (Ефес. 6, 20), и сколько можно слышать, повѣдая небесныя и Божественныя тайны безконечнаго и непостижимаго вѣ́ка. Въ иный же часъ вооружается весь человѣкъ, облачаясь во всѣ оружiя Божiя (Ефес. 6, 11), и принимаетъ воинство небесное, и начинаетъ поражать вражiе полки́, и производить тамъ заколенiя многихъ труповъ. Въ иный же часъ опять Господь дѣйствуетъ въ душѣ́, и веселятся взаимно душа́ и Господь, и бываетъ человѣкъ во многомъ свѣтѣ и радости, (обращаясь) къ Господу и къ братiямъ. — Свѣтильникъ и свѣтъ горятъ ночью и днемъ, цѣлое же, по Божiю промыслу, не измѣняется, и весь человѣкъ есть чистъ, и немногаго не достаетъ ему для того, чтобы онъ былъ такимъ, какимъ онъ долженъ быть; однако и средостѣнiе разрушено, и смерть побѣждена. Иногда свѣтильникъ болѣе разгорается и свѣтитъ ярче, та̀къ что человѣкъ не можетъ сносить онаго сiянiя и блистанiя, но бываетъ какъ бы разрѣшенный. Иногда же горящiй еще свѣтъ, какъ бы меркнетъ, и ложи́тся на немъ, какъ завѣса, нѣкiй тонкiй и мрачный воздухъ противной силы. Посему и говоритъ такой человѣкъ, что онъ не совершенно свободенъ. — Во вѣки слава Господу. Аминь.

28. Хорошее (дѣло) постъ, бдѣнiе, странническая жизнь; однако это только труды наружной благой жизни, но чинъ Христiанъ есть болѣе внутреннiй, нежели сiи (тѣлесныя добродѣтели), и никто не долженъ (только) на нихъ надѣяться. Ибо случается съ нѣкоторыми, что они бываютъ причастны благодати, и злоба (вражiя), укрывающаяся еще внутри ихъ, строитъ ковы, добровольно уступаетъ имъ и не дѣйствуетъ, но заставляетъ человѣка думать, что умъ его очистился, и вводитъ пото́мъ человѣка въ самомнѣнiе, что онъ совершенный христiанинъ; и пото́мъ, когда человѣкъ подумаетъ, что онъ свободенъ, и дѣлается безпечнымъ: тогда злоба напада́етъ на него разбойническимъ образомъ, втайнѣ дѣлая засаду, и искушаетъ его, и низводитъ въ преисподнее земли́. Ибо, если разбойники, или воины, будучи люди двадцати лѣтъ, умѣютъ непрiятелямъ строить ковы, дѣлаютъ засады, подстерегаютъ (враговъ), и нападаютъ на нихъ съ тылу, и окружаютъ ихъ со всѣхъ сторонъ и избиваютъ: тѣмъ болѣе (все сiе умѣетъ дѣлать) злоба, которая живетъ столько тысячъ лѣтъ, и дѣло которой состоитъ въ томъ, ка̀къ бы погублять ду́ши. Умѣетъ она дѣлать тайную досаду въ сердцѣ, и въ нѣкоторыя времена не дѣйствовать, чтобы ввести ду́шу въ самомнѣнiе о своемъ совершенствѣ. Основанiе христiанства есть сiе, чтобы человѣкъ, сколько бы (дѣлъ) правды ни совершалъ, не успокоивался на нихъ, и не почиталъ бы себя за нѣчто великое, но былъ бы нищь духомъ. И если сдѣлается причастникомъ благодати, чтобы онъ не подумалъ, что достигнулъ чего-либо, и чтобы не возмнилъ о себѣ, что онъ великiй человѣкъ, и чтобы не начиналъ учить; и проводя добрую жизнь въ великомъ пощенiи, странствованiи и молитвѣ, и бывъ причастникомъ благодати, не высоко думалъ о душѣ́ своей. Но поистинѣ такое нача́ло благодати было ему тогда въ особенности ради того, чтобы онъ несъ трудъ, алчбу и жажду, чтобы онъ не былъ насыщенъ (въ своемъ стремленiи), и не почиталъ себя праведнымъ и богатымъ въ благодати, но чтобы рыдалъ и плакалъ, какъ плачетъ мать, которая имѣла единороднаго сына, и воспитала его, и когда онъ возмужалъ, неожиданно умеръ.

(Прочихъ главъ нѣтъ).


Примечания:

1 Иисус сказал: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, [то] если и горе́ сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет.

2 И, взяв пять хлебов, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 19-21).

3 И призвав учеников Своих, [Господь] дал им власть над нечистыми ду́хами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

4 Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам.

5 Это суббота покоя для вас, смиряйте ду́ши ваши: это постановление вечное.

6 Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение (Лев. 23, 10-11).

7 Cмотри́те, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хле́ба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от ме́ста своего в седьмой день (Исх. 16, 29).

8 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан (Быт. 32, 10). И нарек Иаков имя месту тому́: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа́ моя (Быт. 32, 30).

9 И в шестой день [приноси́те] восемь тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его (Числ. 29, 29-31).

10 Въ Галланд. изд. сло́ва сего нѣтъ.

11 В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приноси́те всесожжение, жертву, приятное благоухание Господу: одного тельца́, одного овна, семь однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельца́, овна и агнцев по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и приношения хлебного и возлияния его (Числ. 29, 35-38).

12 В [течение] семи дней приноси́те жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приноси́те жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте.

13 Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

14 Силу представлять себя въ самосознанiи отдѣльнымъ отъ себя. Притомъ необходимо остается двойственность.

15 Моисей поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Го́спода, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с дру́гом своим; и он возвращался в стан (Исх. 33. 7, 11).

16 Во вторую [скинию, – Святое Святых, – входил] однажды в год один только первосвященник.

17 И стоял народ вдали́, а Моисей вступил во мрак, гдѐ Бог.

18 Ц.-слав.: ГDь ўмудрsетъ слэпцы2.

19 А ты здесь стань со Мною.

20 Есть некоторые из стоя́щих здесь, которые не вкусят смерти, как уже́ увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

21 Уничижил Себя Самого́, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек.

22 Иисус [Навин] воззвал к Господу в тот день и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спеши́ло к западу почти целый день»?

23 Ц.-слав. ѕл0басущ. (κακία) – зло, бедствие (1 Мак. 10, 46); нравственное растление; забота (Мф. 6, 34).

24 Я предпочел [премудрость] скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею (Прем. 7, 8). Я рассудил принять [мудрость] в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали (Прем. 8, 9).

25 Всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10, 5).

26 Иисус [Навин] воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (ц.-слав.: лунA прsмw дeбри єлHнъ).

27 Из-за страха перед иудеями... затворив две́ри.

28 Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

29 Сказав это, [Господь] дунул, и говорит им: прими́те Духа Святаго.

30 Уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов...

31 [Господь] показал им ру́ки и но́ги и рёбра Свои.

32 Вышел [Авраам] из земли́ Халдейской...

33 Месопотамiя значитъ страна между рѣками.

34 Бог славы явился Аврааму в Месопотамии...

35 Верою обитал [Авраам] на земле обетованной...

36 Оставаться [мне] во плоти нужнее для вас.

37 Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше.

38 Мы желаем выйти из те́ла и водвориться у Го́спода.

39 Знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Го́спода.

40 Безъ о́бразовъ и сравненiй.

41 Видевший Меня́, видел Отца (Ин. 14, 9). Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 10).

42 Ἐπισφαγῶς – собств. обманчиво.

43 [Египтянка] схватила [Иосифа] за одежду его, но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.

44 Служили твари вместо Творца.

45 Как бы чешуя отпала от глаз [Павла], и он прозрел.

46 Καθ᾽ ὑπόστασιν τοπικὴν.

47 У Отца обителей много.

48 Возвысился надъ ограниченностiю.

49 По друг. чт.: Когда же бываетъ яснѣе, то въ причастiи любви Божiей является болѣе издающимъ свѣтъ.

50 Одежды Его сделались блистающими.

51 Стоявшая посреди преграда разрушилась.

52 Въ Греч. кн.: таковый исповѣдуетъ, что онъ...

53 Въ Галланд. изд. за симъ слѣдуетъ: Вопросъ. Скажи намъ въ какой ты мѣрѣ? – Нынѣ по знаменiи креста и проч...

54 Въ Гал. изд. прибавлено: Въ иной часъ сынъ Царствiя такое имѣетъ дерзновенiе къ Сыну Божiю какъ къ Отцу.


Текст по изданию «Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижническiя Слова́» (Изданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Сергiевъ Посадъ. 1911 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz