Услышь, разумная душа́, сообщница моихъ совѣщанiй, хочу сказать тебѣ тайную и общую вещь, которую я не зналъ, не бывъ очищенъ отъ страстей и постигнулъ тогда только, когда нѣсколько успокоился отъ нихъ благодатiю Божiею. Ясно узналъ я, о душа́ моя, что я и ты, обладаемые противоестественными дѣйствiями, невѣ́дѣнiемъ вовлекаемся въ заблужденiе, и потому обвиняемъ въ своихъ грѣхахъ другихъ, утверждая, что зло находится внѣ насъ; иногда обвиняемъ Адама, иногда сатану, а иногда другихъ людей, и думая, что симъ ведемъ борьбу съ другими, боремся сами съ собою, и полагая, что защищаемъ другъ друга, я и ты, воюемъ другъ противъ друга; и думая, что себѣ благодѣтельствуемъ, подобно безумному, сами себѣ досаждаемъ; по справедливости подвергаемся мы безполезнымъ трудамъ и поношенiямъ; ибо думаемъ, что лю́бимъ заповѣди, а причины къ исполненiю ихъ, по самообольщенiю, ненавидимъ. Итакъ, я достовѣрно узналъ, что никакая власть не понуждаетъ насъ несправедливо ни къ добру́, ни къ злу; но что со вре́мени Крещенiя, въ началахъ дѣйствiй, кому мы по нашей собственной волѣ поработаемъ, Богу или дiаволу, тотъ по справедливости, пото́мъ и поощряетъ насъ ко всему, что̀ составляетъ его область.
А нача́ла дѣйствiй суть два прираженiя помысловъ, не примѣчаемыя умомъ: похвала человѣческая и угожденiе тѣлу, которыя, когда невольно приражаются къ намъ, прежде согласiя съ ними воли нашей, не составляютъ ни порока, ни добродетели; но служатъ лишь обличенiемъ склонности нашей воли, куда мы преклоняемся. Господь желаетъ, чтобы мы терпѣли поношенiя и удручали себя, дiаволъ же хочетъ противнаго; и потому когда мы радуемся о вышесказанныхъ прираженiяхъ, то очевидно, что мы, преслушавъ Го́спода, склоняемся къ сластолюбивому духу; когда же скорбимъ о упомянутыхъ прираженiяхъ, то очевидно, что мы преклоняемся къ Богу, возлюбивъ тѣсный путь. Посему-то этимъ двумъ прираженiямъ и попущено приражаться къ людямъ, чтобы те, которые любятъ заповѣдь Божiю и услаждаются ею, преклонили свою волю предъ Христомъ, и Онъ, найдя въ нихъ входъ, направилъ умъ ихъ къ истинѣ. Также разумѣй и о противномъ: тѣ, которые, напротивъ, любятъ человѣческую славу и угожденiе тѣлу, даютъ входъ дiаволу, и онъ, найдя себѣ свой входъ, предлагаетъ намъ свои злыя внушенiя, и по мѣрѣ того, какъ мы услаждаемся мыслями о нихъ, не перестаетъ дѣлать къ нимъ прибавленiя, пока не возненавидимъ отъ се́рдца двухъ вышесказанныхъ прираженiй. Но мы такъ ихъ лю́бимъ, что не только ради ихъ предаемъ добродѣтель, но и самыя эти прираженiя при случаѣ перемѣняемъ одно на другое: иногда удручаемъ тѣло ради тщеславiя, иногда перено́симъ безчестiя ради сластолюбiя. Когда же беззаботно согласимся съ ними, то начинаемъ искать и вещества ихъ возвращающего. Вещество же тщеславiя и тѣлеснаго наслажденiя есть сребролюбiе, которое, по Божественному Писанiю, есть и корень всѣмъ злымъ1 (1 Тим. 6, 10). Но ты скажешь мнѣ, о возлюбленная душа́, что мы не собираемъ зо́лота, и не имѣемъ достоянiй. И я тебѣ скажу на это, что ни золото, ни имѣнiя сами по себѣ не приносятъ вреда, но вредно, ка̀къ мы сказали, пристрастное ихъ злоупотребленiе. Ибо были богатые люди, которые, не имѣя пристрастiя къ богатству, угодили Богу, какъ Святый Авраамъ, праведный Iовъ и Давидъ; а нѣкоторые изъ насъ и безъ богатства чрезъ маловажныя вещи воспитали въ себѣ страсть любостяжанiя. Такимъ образомъ мы хуже тѣхъ, которые прiбрѣли большое богатство; потому что, оставивъ всѣмъ назначенное злостраданiе, предаемся страстямъ съ нѣкоторою хитростiю, какъ бы желая утаиться отъ Бога: ибо убѣгая сребролюбiя, не бѣжимъ отъ сластолюбiя; не скопляя золота, собираемъ маловажныя вещи; не принимаемъ начальства и власти, а славу и похвалу, съ ними соединенную, всячески уловляемъ; оставили прiобрѣтенiя, а наслажденiя ими не оставляемъ; если же и вздумаемъ оставлять (наслажденiя ими), то не во избѣжанiе лихоимства, но какъ бы гнушаясь созданiй Божiихъ, помышляя въ себѣ: не косни́ся, ниже́ вкуси́, ниже́ осяжи́2 (Кол. 2, 21).
Когда же услышишь, о возлюбленная душа́, о преступленiи Адама и Евы, то вѣруй, что въ нача́лѣ это случилось собственно съ ними; нынѣ же найдешь, что то же самое мысленно бываетъ со мною и съ тобою. Сiя бо вся, по слову Апостола: о́брази прилучахуся онѣмъ: писана же быша въ наученiе наше, въ нихже концы вѣкъ достигоша3 (1 Кор. 10, 11). Ибо, возродившись Крещенiемъ и будучи водворены въ раю Церкви, мы преступили заповѣдь Возродившаго насъ. Господь повелѣлъ намъ любить всѣхъ единовѣрныхъ, и отъ всѣхъ, чрезъ терпѣнiе, вкушать приносимый ими намъ плодъ, по сказанному въ Писанiи: отъ всякаго дре́ва, е́же въ раи, снѣ́дiю снѣ́си4 (Быт. 2, 16); а мы, послѣдовавъ внушенiю змiя, однихъ возлюбили, какъ добрыхъ; другихъ же возненавидѣли, какъ злыхъ; что̀ и означаетъ древо познанiя добра́ и зла, вкусивши отъ котораго, мы умираемъ мысленно, не потому, чтобы Богъ сотворилъ смерть, но человѣкъ ее навлекъ на себя, возненавидѣвъ ближняго; ибо Писанiе свидѣтельствуетъ, что Богъ смерти не сотвори́, ни веселится о погибели живыхъ5 (Премудр. 1, 13); Онъ не подверженъ страсти гнѣва, не вымышляетъ способа къ отмщенiю, не измѣняется сообразно достоинству каждаго, но вся премудростiю сотворилъ6 (Псал. 103, 24), предопредѣливъ судить все по закону духовному. Посему Онъ не сказалъ Адаму: в оньже день снѣсте, Я умерщвлю васъ, но, предостерегая ихъ, предвозвѣщаетъ имъ законъ правды, сказавъ: в оньже а́ще день снѣ́сте, смертiю у́мрете7 (Быт. 2, 17). И вообще Господь положилъ, чтобы за каждымъ дѣломъ, добрымъ или злымъ, приличное ему воздаянiе следовало естественно, а не по особенному назначенiю, какъ думаютъ нѣкоторые, не знающiе духовнаго закона. Мы же знающiе его отчасти, должны помнить, что если мы возненавидимъ кого-либо изъ единовѣрныхъ какъ злого, то и Богъ возненавидитъ насъ какъ злыхъ; и если кого-либо отвергаемъ отъ покаянiя, какъ грѣшника, то и мы будемъ отвержены (Богомъ) какъ грѣшники; и если мы не прощаемъ ближнему согрѣшенiй, то равнымъ образомъ и сами не получимъ прощенiя въ согрѣшенiяхъ нашихъ. Объявляя сей законъ, Законодатель нашъ Христосъ сказалъ намъ: не суди́те, и не су́дятъ вамъ; не осуждайте, да не осужде́ни будете; отпущайте, и отпустится вамъ8 (Лук. 6, 37). Зная сей законъ, Св. Апостолъ Павелъ явно говорилъ: и́мже судомъ су́диши дру́га, себе осужда́еши9 (Рим. 2, 1). И пророкъ не не зная сего, такъ взывалъ къ Богу: яко Ты возда́си кому́ждо по дѣло́мъ его10 (Псал. 61, 13); и другой Пророкъ, отъ лица́ Божiя, говоритъ: Мнѣ отмщенiе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь11 (Втор. 32, 35; Рим. 12, 19; Евр. 10, 30). Но что̀ я говорю о семъ порознь? Когда все Божественное Писанiе, какъ ветхое, такъ и новое, и въ особенности великiй Псалмопѣвецъ, яснѣе другихъ показываетъ намъ сей законъ12, чтобы, познавъ его духовность и таинственное предопредѣленiе и убоявшись удобоизмѣнчивости нашей во всемъ, мы постарались не только явно, но и тайно (во глубинѣ се́рдца) любить ближнихъ нашихъ. Ибо этотъ законъ не есть законъ Моисеевъ, который судилъ одно видимое, но законъ духовный, обличающiй и тайное. Впрочемъ и законъ Моисеевъ данъ былъ Самимъ Богомъ, и былъ сообразенъ своему вре́мени. Сей же законъ (т. е. духовный) восполнилъ оный (т. е. Моисеевъ), благодатiю Го́спода нашего Iисуса Христа, сказавшаго: не прiидо́хъ разори́ти законъ, но испо́лнити13 (Матѳ. 5, 17). Посему и до́лжно о всякомъ дѣлѣ, сказавъ однажды, пото́мъ прощать тому́, о комъ думаемъ, что онъ насъ обидѣлъ, хотя бы сiя обида имѣла правильное основанiе, хотя бы и вовсе не имѣла его, зная, что воздаянiе за прощенiе обидъ превосходитъ воздаянiе всякой иной добродѣтели. А если мы не можемъ сего дѣлать, по причинѣ возобладавшаго нами грѣха, то и должны при бдѣнiи и злостраданiи, молить Бога, чтобы Онъ умилосердился надъ нами и подалъ намъ таковую силу14. При этомъ, о возлюбленная душа́, во всякое время, на всякомъ мѣстѣ и при всякомъ дѣлѣ мы должны имѣть одно намѣренiе, дабы при различныхъ обидахъ отъ людей радоваться, а не скорбѣть: радоваться же не просто и не безъ разсужденiя; но потому, что имѣемъ случай простить согрѣшившему (противъ насъ) и получить прощенiе собственныхъ нашихъ грѣховъ. Ибо въ этомъ заключается истинное Боговѣ́дѣнiе, которое многообъятнѣе всякаго вѣ́дѣнiя, и съ помощiю котораго мы можемъ умолять Бога и быть услышаны; это есть плодоносiе вѣры15, этимъ доказывается вѣра наша во Христа; чрезъ сiе можемъ взять крестъ свой и послѣдовать Христу; это есть мать первыхъ и великихъ заповѣдей, ибо посредствомъ сего можемъ возлюбить Бога отъ всего се́рдца, и ближняго какъ самого́ себя; для сего должны мы поститься, пребывать во бдѣнiи и удручать свое тѣло, дабы сердце наше и внутреннее расположенiе отверзлись, приняли это въ себя, и уже́ не извергали. Тогда за то, что̀ мы прощаемъ ближнему согрѣшенiя, найдемъ, что благодать, сокровенно данная намъ при Святомъ Крещенiи, будетъ дѣйствовать въ насъ уже́ не безъизвѣстно, но ощутительно для нашего сознанiя и чувства.
Добродѣтели этой препятствуютъ двѣ страсти, тщеславiе и сластолюбiе: а потому прежде всего до́лжно отречься отъ нихъ въ умѣ, и пото́мъ уже́ стараться о прiобрѣтенiи оной добродѣтели. Посему, о душа́, предавши себя добровольно симъ двумъ страстямъ, не обвиняй никого: ни Адама, ни дiавола, ни другихъ людей, но вступи въ борьбу съ твоею волею, и не пренебрегай симъ: борьба эта междоусобная, и она не внѣшняя (ибо не съ ближними нашими должны мы будемъ вести́ борьбу), но внутренняя, и никто изъ людей не будетъ вспомоществовать намъ. Мы будемъ имѣть только одного Помощника, таинственно въ насъ сокровеннаго со вре́мени Крещенiя, Христа, Который непобѣдимъ, и отъ Котораго ни что̀ не сокрыто. Онъ будетъ споборствовать намъ въ сей борьбѣ, если мы, по силѣ своей, будемъ исполнять Его заповѣди.
Противники же наши, какъ выше сказано, суть: сластолюбiе, соединенное съ тѣломъ и тщеславiе, которое мною и тобою обладаетъ. Они прельстили Еву и обольстили Адама: сластолюбiе указало древо, яко добро́ въ снѣдь и угодно очи́ма видѣти16, а тщеславiе присоединило къ тому́: будете, яко бо́зи, вѣ́дяще доброе и лукавое17 (Быт. 3, 5, 6). Какъ первосозданные Адамъ и Ева (познавъ свою наготу) стыдились другъ друга, такъ и мы, отвергши отъ мысленныхъ нашихъ очей незлобiе, и видя себя обнаженными, стыдимся другъ друга въ совѣсти нашей, и вотъ сшиваемъ себѣ смоковничныя листья: облекаясь внѣшнимъ покровомъ словъ, притворныхъ поступковъ и самооправданiй. Господь же содѣловаетъ намъ кожаную одежду и говоритъ: въ терпѣнiи вашемъ стяжи́те ду́ши ваша18 (Лук. 21, 19), и сообразно съ этимъ совѣтуетъ: обрѣты́й ду́шу свою, т. е. въ злопамятности, или въ какомъ нибудь иномъ грѣхѣ, погуби́тъ ю: а иже погуби́тъ ду́шу свою19, (не соизволяя на грѣхъ и зло) обря́щетъ ю20 (Матѳ. 10, 39) въ жизни вѣчной, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненiе, со безначальнымъ Его Отцемъ, и животворящимъ Духомъ, во вѣки. Аминь.
Примечания:
1 Рус.: корень всех зол.
2 Рус.: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся.
3 Рус.: всё это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
4 Рус.: от всякого дерева в саду будешь есть.
5 Рус.: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих.
6 Рус.: всё соделал премудро.
7 Рус.: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
8 Рус.: не суди́те, и не будете суди́мы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.
9 Рус.: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя.
10 Рус.: ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
11 Рус.: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь.
12 Смотри выше: Пс. 61, 13.
13 Рус.: не пришел Я, чтобы упразднить [Закон], но чтобы восполнить (пер. С. С. Аверинцева).
14 Къ прощенiю обидъ.
15 По друг. чт.: молитвы.
16 Рус.: [которое] хорошо для пи́щи и приятно для глаз.
17 Рус.: будете, как боги, знающие добро́ и зло.
18 Рус.: терпением вашим приобретайте ду́ши ваши.
19 Т. е. предастъ себя на смерть.
20 Рус.: сберегший ду́шу свою потеряет ее; а потерявший ду́шу свою... сбережет ее.
Текст по изданию «Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижническiя Слова́» (Изданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Сергiевъ Посадъ. 1911 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.