83. Предлагай приходящим, что для них нужно по душе и по телу. Если они превосходят нас премудростию, то покажем наше любомудрие молчанием; если же они, по духовному возрасту, братия равные с нами, то можем умеренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что все превосходнее нас.
84. Я хотел было совершенно возбранить в молитвенное время14 телесное дело тем, которые еще младенцы в подвигах; но удержал меня носивший во всю ночь песок в полé своей одежды15.
85. Как догмату веры о святой и несозданной и покланяемой Троице
противоположно учение о воплощении Единого той же всепетой Троицы; ибо что в Троице должно разуметь в числе множественном, то во Христе разумеется в числе единственном, а что в Той единственно, то в Сем разумеется множественно16: так и иные обучительные подвиги приличны безмолвию, а другие общежительному послушанию.
86. Божественный Апостол говорит: кто уразумел ум Господень (Римл. 11, 14)? Я же говорю: кто познал ум человека безмолвствующего телом и духом?
Могущество царя состоит в богатстве и во множестве подданных:
могущество же безмолвника в преизобилии молитвы.