Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, или Скрижали духовные.
Слово 12. О лжи 1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. 2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. 3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? 4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. 2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. 3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? 4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. 3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? 4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? 4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
9. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.
Источник: сайт «Библиотечка православной литературы».