Истолкование молитвы «Господи, помилуй!»
Господи Иисусе Христе, помилуй мя! и
сокращённейше: Господи, помилуй! от Апостольских
времён даровано христианам, и определено, чтоб они
непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем,
делая так, весьма немногие ныне знают, что значит:
Господи, помилуй! Потому взывают бесплодно; вопиют:
Господи, помилуй!, а милости Господней не получают,
потому что не ведают сами, чего ищут.
Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа
Иисуса? Какая?! Всякая: всё, что нам потребно
в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо
Он, с тех пор, как воплотился и сделался человеком, как
пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей
искупил человека из рук дьявола, с этих пор стал
Господом и Властителем человеческого естества особенным
неким образом. Всё наше и стало таким образом в Его руках.
Господь и прежде воплощения искони был Господом всех
тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец. По
бытию так это и есть и будет, но не по свободной
деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди, не
восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем
своим, и отторглись от Него, сущего Владыки всяческих. Ибо
всеблагой Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и
одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и
господствовать над ними насильно, против их воли. Почему,
которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим,
над теми Он господствует и тех защищает, а которые не
хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных.
Посему и Адама, когда он, прельщённый Богоотступником
дьяволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел
слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не
желая властительски господствовать над ним. Но завистливый
дьявол, прельстивший его в начале, не перестал и далее
прельщать его, пока не сделал его, по неразумию его, подобным
скотам несмысленным, и он не стал жить подобно неразумным животным.
Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив
небеса, сошёл на землю и сделался человеком человека ради,
и пречистою кровью Своею искупив его, устроил для него
спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как
благоугождать Богу, Божественным Крещением возродил и
воссоздал его, в пречистых Тайнах питание небесное учредил
ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашёл
способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с
Ним, чтоб дьявол не имел более места в человеке. Но и после
сего Он всё же никого не приневоливает, но оставляет всем
на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть.
Так это и идёт: одни спасаются, а другие небрегут о
спасении; из коих иные совсем не веруют в Евангелие, а иные
и веруют, но не живут по-евангельски.
Которые теперь христиане, после стольких даров
благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять
прельстились дьяволом и по действию мира и плоти отдалились
от Бога, и подпали под иго рабства греху и дьяволу, творя
волю его, но не совсем ещё сделались бесчувственными, чтоб
не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку
свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб
избавиться от него, в себе не видят; те прибегают к Богу и
вопиют: Господи, помилуй, чтоб сжалился над ними
многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как
блудного сына, и опять даровал им божественную благодать
Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них
бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они
прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии.
Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют:
Господи, помилуй! всеконечно сподобятся милости
Божией, и получат благодать, чтоб освободиться от рабства
греху и спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных
помышлений и не сознают бедственности своего положения и
своего порабощения воле плоти и мирским обычаям, и даже
времени не имеют подумать о своём рабстве, но без всякой
такой цели, просто по одной привычке вопиют: Господи,
помилуй! Эти как могут получить милость Божию? И
особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше
не получать её, нежели, получив, опять потерять, потому что
тут уж будет двойное прегрешение.
Поясню теперь тебе то же примерами. Представь себе
человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от
кого-либо из богатых. Что говорит он, пришедши к богатому?
Ничего, как: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью,
и благоустрой мою жизнь. Или долг кто имеет на себе
и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы
сей, приходит к решению упросить того, кому должен,
простить ему долг. Приходит к нему, и что говорит?
Тоже только: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью и
прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда
кто провинится в чём-либо пред другим, и желает получить от
него прощение, что делает? Приходит к тому, против кого
погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чём я
погрешил пред тобою.
Все такие знают, о чём просят и для чего просят, и
получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и
полученное обращают во благо себе. Поставь теперь с
другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен
пред Богом, и оскорблял Его многократно. Если он вопиет
будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что
такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в
чём та милость, которую желает получить от Бога, и к чему
она ему благопотребна, а просто по привычке взывает:
Господи, помилуй! то как Бог подаст ему милость, когда
тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на
то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче
ещё прежнего сделается грешником?
Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого
Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные,
непрестанно вопия к Нему: помилуй мя! Яви милость Свою,
Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я
нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою: дай мне
дух силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям
дьявола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета,
чтоб я уцеломудрился, пришёл в чувство и исправился; дай
мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнял
заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не
удалялся более от близ Тебя; дай мне дух мира, да соблюду
мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду
безмолвен и не мучим мыслями; дай мне дух чистоты, да
хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух
кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими
христианами и воздержен от гнева; дай мне дух смирения, да
не помышляю о себе высокая и да не буду горд.
Кто знает и чувствует, сколь потребно всё сказанное и,
прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи,
помилуй!, тот наверное получит то, о чём просит, и
сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает
ничего из того, что мы сказали, и только по привычке
взывает: Господи, помилуй!, тому нет возможности получить
когда-либо милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил
много милостей от Бога, но не познал того и не
возблагодарил Бога, даровавшего ему их. Получил он милость
Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость,
когда воссоздан был в Крещении и стал православным
христианином; получил милость, когда избавился от стольких
бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал
милость Божию всякий раз, как сподоблялся причащаться
пречистых Таин; получал милость Божию всякий раз, как
согрешал пред Богом и огорчал Его грехами своими, а не был
погублен и не наказан, как подобало; получал милость Божию,
когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или
не сознавал того, или забывал. Такому христианину как ещё
получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует,
что получил столько милостей от Него? И теперь если
и взывает: Господи, помилуй, то не знает, чтó говорит, и
произносит слова сии без всякой мысли и цели, по одному
лишь обычаю.
Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 5-ый, новорусская редакция), изданному в типографии И. Ефимова (М., 1900).
Источник: «PSYLIB» (сайт Киевского Фонда содействия развитию психической культуры).
|