Преподобный Ка́ллист АнгеликудИсихастское утешение1
Предисловие <...> Без причастия Святому Духу всякий, кто̀ бы то ни был, находится во мраке, если не сказать — мертв, ибо Он — равным образом, как животворит внутреннего человека, так и просвещает его. И, в са́мом деле, без освещения никто не может видеть, даже того чувственного, что̀ относится ко внешнему человека. Отсюда несомненно, что, следовательно, слеп еще не получивший Духа посредством благодати и не [может таковой] наставлять других по приговору Го́спода: «В яму, очевидно, ведет он обоих, веду́щего и ведо́мого»2. Но, конечно же, безмолвствующий и пребывающий в уединении, с помощью Духа и благодаря Ему приобретенных преестественных [благ] живущий и созерцающий живет и проводит премирные жизнь и созерцание и каждый день, если не сказать мне — каждое мгновение, к Богу простирается и приближается, и с Ним сочетается и, обо́живаясь, соответствующим образом соединяется, и единовидно в Духе, созерцаемое окрест Бога собирая, в «превышающем всякий ум мире» (Флп. 4:7) зрит два3, хотя оно беспредельно по величию, непостижимо же, естественно, из-за множественности, как утверждает Василий Великий4. Сии [два] суть слава Божия неописуемая и любовь Его к нам безграничная, насколько [возможно] узреть более единовидно. Это и Давид, в Духе созерцая, проповедовал, [возглашая], что «Бог благодать и славу даст» (Пс. 83:12); указывая на единичную славу светодаяния, происходящую от созерцания сущего, приходящую к тем, кто̀ созерцает как до́лжно; учитель коей Моисей, лицо которого было прославлено божественным светом, и он воспевал: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1). Слово 5. 1. Итак, мы говорим, что Святой Дух, как необычайный росток, существенно5 исходит из отцовского корня, из которого и Сын, и Слово, неизреченно рождается, имея спутником Его, в Себе Само́м безначально и предвечно покоящимся. И через Сына от Отца разумной и духовной природе к надлежащему совершению подается Он, Которого и верным издревле было обетовано свыше излить6 на всякую плоть7, [на плоть] иудеев же, говорю, и, очевидно, [на плоть] эллинов, так же как и [на плоть] варваров и на [плоть] совершенно каждого племени и поколения, [но] только лишь верных. 2. Даруется же изливаясь «по благодати и по силе, и по энергии»8, никоим же образом по ипостаси. Ведь Божественная ипостась и сущность — не допускают причастия себе. «Ибо изливается благодать, а не дарующий благодать»9. И затем: «Не Божественность посылается»10, но дар. «Ибо одно — царь, другое — дар царя»11. «Когда Святой Дух приходит к нам, — говорит, — не то̀ вы полу́чите, что̀ есть Дух, но силу12 [Его]». «Одно — сила даруемая, иное — Дух дарующий»13. Откуда несомненно, что и один сущий числом и природу простую [имеющий], видится разнообразным по неисчислимым [Своим] силам и энергиям. 3. Итак, Святой Дух от Отца через Сына подаваемый верным и, соответственно, конечно же, причаствуемый, явственнейше действует в сердцах причастников по обещанному от Бога через Иезекииля, ясно говорящего: «Дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отыму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас» (Иез. 36:26, Иез. 36:27). Вот поэтому Дух Святой есть и называется Духом Бога и Духом от Бога, а сообразно произведенному Им, воспринимается верующими, конечно же, как действующий. Ведь Своими энергиями, которые исходят от Бога, Он снова возводит нас к Нему единому, прежде осияв умное [око] наших сердец, как истинный Свет от Света, и производит сие, конечно, так же, как и Сын. Ибо «всякое исхождение движимого Отцом светосвечения, благодатно в нас приходящее, вновь как единотворящяя сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Собирателя Отца14. Ибо всё из Него и к Нему15, ка̀к сказало Священное Слово»16. И именно Святой Дух Божий прежде [совершенного] соединения сближает нас с Богом, прежде освятив Своих причастников. 4. И опять же, [Святой Дух] — Дух Христа и Дух Сына. С одной стороны́, Он называется так, потому что есть Тот, Кто̀, неве́домо ка̀к создав для Бога Сло́ва храм, затем тотчас же исполняет его всяческой благодатью и в том поселяется «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9) и поэтому, «если кто̀ Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). С другой стороны́, — «как соединенный» с Сыном «по естеству»17 и дарующий благодать богоусыновления причастникам Своим, по сказанному: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Вследствие чего, принявшие Духа от полноты Христовой18, словно из [некоего] вместилища, становятся, соответственно, близкими для Божественной природы и, естественно, воистину друзьями Божиими единодушными с Ним, через вышеназванное единение прилепившимися Господу19 и в едином Духе посредством Него приходящими к совершенству. 5. И с этих пор ставшим, наконец, друзьями Божиими сопутствует откровение тайн, предвидение будущего, всеблаженное состояние нерожденного Божества и обо́жение, как следствие невыразимого дара. [Еще же —] небесное устроение, ангельское и нетелесное житие и вожделение, нераскрываемые и тайные мистерии, сопровождающиеся экстазами неистовых любовных наслаждений или, я бы сказал, божественными безумствами. И, само собой разумеется, в состояниях божественных вожделений одухотворенные вопиют, согласно Павлу: «Любовь Божия излилась в сердца́ наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). А сверх того, [испытывают они] животворящее блаженство и, одним словом, полагают, что разнообразные и невыразимые духовные дары суть божественное празднество и всеобщее ликование. 6. Так вот, мы, принявшие Его, в свою очередь могли бы сказать та̀к: Святой Дух — это дар, ниспосылаемый за непорочную и чистую веру, и Он заслуженно называется задатком предстоящего наследства и [его] начатком. Он — часть от целого, ныне уже́ подаваемая в удостоверение здравой веры. Он — Тот, Кто̀ по справедливости назван Духом веры20. И можно [сказать, что Он] — неизгладимая печать верных и, вместе с прекрасным житием по заповедям, неложная примета православия. Словно помазанием делается Он для христиан, исполняя их благоуханием добродетелей подающего [Его] Христа, и ближним из причастников и имеющим здравые внутренние чувства Он посылает аромат Христов. <...> 7. Некогда испытавший это причастие Давид, во время случившегося впоследствии [оставления] просил у Бога помощи, говоря Ему: «Пошли свет Твой и истину Твою», ибо [на путь правый] «они наставили меня и введи меня в гору святую Твою и в обители» славы «Твоей» (Пс. 42:3)21, обителями славы Божией называя то̀ самое, созерцаемое окрест Бога поразительное и славное, во что̀ вселяется ум, естественно, исследующий Бога и стремящийся видеть [Его]. А святая гора Божия — это единовидное, крайнее и высочайшее видение Бога, мрак же, соответственно, [то место], в которое и Моисей был введен в древности, согласно [тому́, что̀] говорит [пророк]: «Пошли свет Твой и истину Твою», ибо [на путь правый] «они наставили меня и введи меня в гору святую Твою и в обители» славы «Твоей». <...> 10. И этим же Самым Духом [душа́] явно созидается и переустраивается из собственного присущего ей устроения в [новое] поразительное состояние, парадоксально устрояется в храм вездесущего Бога22 и таким образом явно становится жилищем Духа. И, явно движимая, понимает, что она есть храм Божий и Дух Его обитает в ней23, из которого [получается] и член Христов и тело Его — о, благодать! — из него по частям составляется24, [член], составляющий с ним одно тело, похожий не него, сопричастный и сонаследующий Ему. Вследствие чего, конечно, и воипостасной силой прославляемая у сущего Самосветом и просвещающего Духа невыразимым светом, соответственно, прославляется душа́, поскольку Дух силы и славы сверх помышления почивает в ней25. 11. Итак, затем, в качестве действия сияющего в сердце Духа духовно заимевшая веру, как задаток осуществления ожидаемых благ26 и надежно посредством Духа веры27 сущую, [душа́] постоянно созерцает саму себя и обетованную ей [благодать]28. И именно та̀к живет душа́ благоговейно и ка̀к ей подобает по вдохновению Животворящего и Просвещающего, и Святого Духа (подобно тому́, как живущие ощущением организмы [живут] дыханием ощущающего духа), без труда ведо́мая к Божественным заповедям и Божественной истине (подобно тому́, как [и] благополучно живущие люди [без труда идут] по видимому пути), отовсюду защищенная Духом целомудрия, свой собственный разум и должное поэтому в целости сохраняющая, ни расслабленной [себе] не позволяя стать, ни выдающейся и как бы чрезмерной. И именно таким образом последовательно растут от Духа первоначальной веры и следующего за той верой страха душой начавшие и до Духа печали и сокрушения достигшие [бла́га], от чего рождается Дух суда, по причине Которого саму себя осуждает и раскаянием и самоосуждением неистово поражает душа́ и словно сжигается рожденным от ско́рби всецело обращенным к Богу пламенем и, из-за последующего [за этим] распространяющимся жалобным плачем. Вследствие чего, поистине, — Дух огня и появляющаяся от него чистота души́, о которых сказал Исаия, что очистит их (конечно же, верующих) Господь Духом суда и Духом огня29, что̀ и божественный Давид [имел в виду] когда, страдая, говорил Богу: «Сокрушил Ты, как паутину, ду́шу мою» (Пс. 38:12). 12. Тут рождается и вода, омывающая слезами сокрушающуюся ду́шу и, соответственно, восстанавливающая [ее] блистающую сиянием по причине праведного общения с духовным Солнцем Правды30, ибо говорит [пророк]: «"Омой меня, и буду белее сне́га" (Пс. 50:9) и буду украшен сиянием Святого Духа». Та̀к обновляется человек Духом обновления31, благодать Духа, вдунутую в Адама32, и из-за непослушания и неверия оставившую его, получающий снова через веру и повиновение Богу Слову и в прошлом оставляющую неразумное его побуждение, чтобы не было необходимости [человеку], имеющему природу [страждущую] оставлением Святого Духа, снова обновляться пришествием и вдуновением Его и через это возвращаться к бесстрастию и богообщению. 13. С этого вре́мени совершаются подобающие Богу служения и поклонения в Святом Духе, и что̀ же именно? То̀, чтобы молиться как до́лжно, чего̀ не ведает никто из не имеющих действующей в них силы Животворящего и Прославляющего Духа, посредством которой, конечно же, и в состоянии мы видеть подобие невидимого Отца, Сына Божия, будто сквозь неприступное сияние — отцовский Свет, Который посвящает всякого человека приходящего в родной этому са́мому Свету мip33. <...> 14. С одной стороны́, подчас Он подается некоторым [душам] не вследствие того, что они принесли что-нибудь первыми, а будто в предвидении и называется [тогда] благодатью, а иногда — породившим нечто малое, но в будущем многоценное и в этом случае Он назван даром. Всецело, конечно же, причастным [Ему] Он подает ясное познание Своего пришествия, явно с тех пор в потаенной внутренней комнате се́рдца верных видимый и изобильно текущий, Которого открыто пообещал Господь, сказав: «Кто̀ верует в Меня, у того, ка̀к сказано в Писании, из чрева потекут ре́ки воды́ живой» (Ин. 7:38; Ис. 12:3; Иоиль 3:18). Слов же этих и [той] воды́ надежный истолкователь, прежде всего, священнейший наперсник [Господень] говорящий: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39). Вода, но как бы по природе присущая энергии Духа, ясно же, что [она] — Дух, на основании чего Духом именуются Спасителем принявшие Его, ибо сказал: «Рожденное от Духа есть Дух, как и рожденное от плоти есть плоть»34. 15. Ведь именно эта самая животворящая сила Святого Духа существует для души́ как Божественная энергия и нерожденное неописуемое обо́жение, при этом превышающее мip ви́дение душой Бога, и монашеское посвященное [Богу] устроение, и к одиночеству непреходящая склонность, поразительно весь ум души́ со всеми ее силами, что̀ бы кто̀ не говорил, уловляющая и прилепляющая к Богу посредством умно видимого духовного движения и все чувства души́ отчетливо изменяющая по само́й себе, которые, став единым духом, совершенно единовидно созерцают Бога в Духе, и [тогда] всякий, какой-то бы ни было движимый [благодатью] человек ясно понимает, какѝм образом рожденное от Духа есть Дух35. 16. Живущее называется таковым благодаря постоянному движению, ибо движение — условие жизни. Относительно этой духовной воды́ Спаситель опять же говорит: «Вода, которую Я дам, сделается» — для принявшего, конечно же, ее — «источником воды́, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Снова тут слово о Духе, названном источником, вследствие вечного движения [Его] энергии и водой, как Животворящий и Очищающий. А, если хотите, [называется так], оттого, что Он, словно некий источник, из се́рдца единовидно и вечнообильно, как сказано, поразительно струится и орошает, питает и удобряет щедрой естественной влагой, будто податливую почву, произрастания райского сада — присущие душе́ силы и боговидные добродетели. С другой стороны́, поскольку Он, будучи Духом, дает и ощущение Духа Своим причастникам, конечно же, водой, в соответствии с вышесказанным, Он называется по присущим воде действиям и по этой же причине — огнем, по свидетельству Златоречивого, говорящего: «Благодать Духа Писание иногда называет огнем, а иногда водой, показывая [тем самым], что это имена не сущности Его, а энергии. Ибо не из разных сущностей Дух, простой и однородный»36. <...> 18. <...> И конечно же, когда во время Пятидесятницы происходило осуществление обетованного через Го́спода Иисуса, и на учеников свыше был излит Дух, ка̀к определило [Божие] обетование, не что̀ иное ощутили прежде наития [Духа] получившие его, но, как там сказано: «сделался сильный шум с неба, как от несущегося сильного ве́тра и наполнил дом, гдѐ находились»37 ученики, конечно же, для того, чтоб ты всё понял, ясно видя силу этого наглядного доказательства. Ибо не благодаря до́му, но благодаря тем, кто̀ в доме подобное произошло таким наглядным образом, как и бывший там Петр, поучая, сказал [народу], мудро возводя совершающееся в то время к [данному] через пророка Иоиля Божиему обетованию, возвещающему, что в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть38 и [к тому́, что̀ сказано у пророка] далее. Итак, [бывшие] тогда [вещи случились] не благодаря до́му, но благодаря, в соответствие с приличествующей [им] верой, пребывшим в доме и всецело поглощенным ожиданиями подобных событий ученикам. 19. Стало быть, если дом воспринимался исполненным Духа как бы мимоходом, что̀ же тогда, вероятно, испытали и насколько были исполнены те, ради которых было это самое излияние! И хотя это излияние и описано как разлитие [Духа], но для того, чтобы ты удалился от мысли, что была [излита Сама] ипостась Духа, а склонился помышлять о благодати и даре триипостасного Божества, этому противопоставлено как то, что оно было от Духа, так и его разделение, ибо Лука говорит: «Явились им разделяющиеся языки» (Деян. 2:3), которые, конечно же, никоим образом не Сама Божественная ипостась. Если же, поистине, там не было божественной Ипостаси, то не было и созерцаемой в ипостасях сущности, ибо божественная Сущность или Лицо совершенно неделимы. И [Священное] Писание, желая явить всё как можно более ясно, вслед за описанием того, что̀ чувствовали бывшие снаружи, говорит об ощущениях причастников благодати, а именно — вдобавок к: «наполнил дом» (Деян. 2:2) (конечно же, сильный ветер), говорит: «Исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). После: «Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян. 2:3), говорит: «И начали говорить на иных языках, ка̀к Дух Святой давал им провещевать»39. Если же все те святые получили в самих себе ощущение не движения и энергии Духа, то почему не написано, что «исполнились все божественной силы», но: «исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4), внешним видимым признаком которого был шум с неба40, возникший как бы от несущегося сильного ве́тра и наполнивший дом?41 Стало быть, справедливо написано, что, ощутив наитие Святого Духа, все они и исполнились Им. Поэтому и Спаситель говорит, что «Дух дышит, гдѐ хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). 20. Таким образом, и рожденный от Духа имеет, конечно же, дышащего в нём Святого Духа и голос Его слышит, то есть умом отчетливо воспринимает Его движение, но не знает, откуда [Он] приходит и куда уходит42. Ибо «обо́жение — нетварно; оно не имеет о́браза возникновения, но непостижимо обнаруживается в достойных»43, как говорят духоносцы. Поэтому — это самое божественное дуновение именуется благодатью и даром, причиной своей имея одного только Бога и щедро́ты Его. <...> 21. И в то же время, совершенно единое и единообразное духовное дыхание, и ночью всегда видимое и среди дня как вечно клокочущий источник явно бурлящее в помилованных, по причине своих различных действий называется разнообразнейшими именами. Ибо сказано: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12:4), то есть, конечно же — духовная сила и движение, действующее по вере и склонности каждого, и я хотел бы добавить, что и польза [от них] — различна и разнообразна. <...> 22. Ибо, несомненно, не ипостась Духа разделяется или разливается, или посылается, или уделяется, но сила, сущностная (скажу та̀к, чтобы настоять на своем) энергия триипостасного Божества, благодаря которой, по природе, не допускающий причастия Себе становится, согласно сказанному, многообразно доступным для причастия. Ибо, как я ранее говорил: «одно — дар царя, и другое — [сам] царь»44 по Златоструйному. Одно — Ипостась Духа, и другое — дар Духа. Поэтому: «благодать изливается, не дарующий благодать»45. Одно начаток Духа, и Сам, называемый Духом, и другое — Его ипостась. «И мы сами, имея начаток Духа» (Рим. 8:23) говорит [апостол], намереваясь сказать, что невозможно иметь часть Духа, по естеству сущего, как сказано, неделимым.
Примечания: © А. П. Власюк, перевод, 2009. 1 Перевод выполнен под ред. О. А. Родионова по изд.: Koutsas S. Callistos Angelicoudès. Quatre traités hésychastes inédits / Introduction, texte critique, traduction et notes par Archim. Syméon Koutsas, Dr. en Theol. Athenes, 1998. 2 См.: Мф. 12:11; Лк. 6:39. 3 Славу и любовь (см. ниже). 4 Василий Кесарийский. О Святом Духе, 19. У свт. Василия речь идет об энергиях Святого Духа. 5 ὑπαρτικῶς. 6 В переводе сохранена двусмысленность подлинника: «обетовано свыше излить», либо «обетовано свыше излить». 7 Иоиль 2:29. 8 Григорий Палама́. Исповедание веры: PG 151, 766. 9 Пс.-Златоуст. О Святом Духе. PG 52, 826. 10 Там же, PG 52, 825. 11 Там же, PG 52, 822. 12 Деян. 1:8. 13 Пс.-Златоуст. О Святом Духе: PG 52, 826. 14 Ср.: Мих. 2:12; Ин. 17:21. 15 Рим. 11:36. 16 Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии 1.1. 17 Василий Кесарийский. О Святом Духе, 18. 18 См.: Ин. 1:16. 19 См.: 1 Кор. 6:17. 20 Ср.: 2 Кор. 4:13. 21 Ср. с ц.-слав. переводом: «Посли́ Свет Твой и истину Твою, та̀ мя наста́виста и введо́ста мя в гору святую Твою и в селения Твоя», и с Синодальным переводом: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои». 22 Ср.: 1 Кор. 3:16, 1 Кор. 6:19. 23 Ср.: Там же. 24 Ср.: 1 Кор. 12:27. 25 Ср.: 1 Пет. 4:14. 26 Ср.: Евр. 10:1. 27 2 Кор. 4:13. 28 Ср.: Еф. 1:13. 29 Ср.: Ис. 4:4. 30 Ср.: Мал. 4:2. 31 Ср.: «Он спас нас... банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5). 32 Ср.: Быт. 2:7. 33 Ср.: Ин. 1:9. 34 Та̀к у Каллиста. Ср. в Синодальном переводе: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» (Ин. 3:6). 35 Ин. 3:6. 36 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 32.1: PG 59, 183. 37 Ср.: Деян. 2:2. 38 Ср.: Иоиль 2:29 (в Септуагинте не «в последние дни», ка̀к у Ка́ллиста, а «в те дни»). 39 Ср.: Деян. 2:4. 40 Ср.: Деян. 2:2. 41 Ср.: Там же. 42 Ср.: Ин. 3:8. 43 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 61. 44 Пс.-Златоуст. О Святом Духе: PG 52, 822. 45 Там же, PG 52, 826.
Текст по изданию «Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия» (Том 2, «Никея» Русская Христианская гуманитарная академия, М.-СПб., 2009 г.).
|
|
|