Святой Иоанн Кассиан
О руководстве в духовной жизни рассуждении с советом опытнейших*
II, 2. Некогда собрались старцы к св. Антонию Великому и с
вечера до утра рассуждали о разных духовных предметах,
и особенно о том, какая добродетель больше всех,
которая могла бы сохранять нас неуловимыми для сетей
обольщения дьявольского, и прямым путем вести на верх
совершенства. Предлагались разные мнения: одни выставляли
пост и бдение; другие нестяжательность и презрение
всех вещей; иные отшельничество, или удаление в пустынь;
иные человеколюбие. Когда таким образом все
высказались, стал говорить блаж. Антоний. «Всё сказанное вами
спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих придти
к Нему. Но дать первенство какой-либо из указанных вами
добродетелей не позволяют опыты падения преуспевавших в
них. Ибо и отличавшиеся строгими постами и бдениями, и
пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие
до крайней степени нестяжательности, и щедрые
милостыно-давцы попадались в сети врага и падали. И причина
этому, думаю, не другая какая была, как недостаток
рассудительности. Ибо она научает человека идти царским
путем, избегая опасных крайностей: в отношении к пощению,
например, она не допускает ни до чрезмерного изнурения
тела, ни до поблажек ему. В Евангелии она называется оком и
светильником души: светильник телу, говорит Господь,
есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое
светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое
темно будет (Мф. 6, 22, 23). Как свет всё освещает и
око всё видит, так и она, все помышления и дела человека
пересматривая и обсуждая, выясняет и определяет, что дóлжно
делать, как и от чего следует удержаться. Когда же у кого
не достаёт такой рассудительности, тогда делá его и
помышления, не будучи строго обсуждаемы, текут, как
течется, и тут враг успевает подставить ему кажущееся добро
вместо истинного, и, прикрывая им ров или сеть, ввергает в
них, и погубляет его».
II, 58 (сокращ.). Решение св. Антония подтверждается бесчисленными
примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он
вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и, чтоб
как-нибудь не нарушить их, по внушению врага, не стал
приходить в обычные собрания пустынников по субботам и
воскресеньям, где во взаимном собеседовании выяснялись
разные пути и распутья жизни строгой. Обольстившись этим,
будто добрым, советом врага, он поддался ему еще в большем
прельщении, принял его за Ангела, когда он явился
ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в
высохший колодезь, расшибся и на третий день
скончался. Вот и еще пример: два брата, вознамерясь
идти в глубочайшую пустыню, положили не принимать иной
пищи, кроме той, которую подаст Сам Господь. Когда, блуждая
по пустыни, они изнемогли до того, что уже и двигаться не
могли, напали на них мазики дикий и жестокий народ,
но, видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и
предложили им хлеба. Один одумался, и согласился принять
хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных;
подкрепился и остался жив. А другой упорно остался при
своем решении, и умер от голода. Вот и еще: некто из
строгих постников и уединенников счел себя достойным
общения с небесными силами, и враг не замедлил
воспользоваться сим; стал являться ему, как Ангел, давать
откровения о делах и мыслях человеческих, производить в
келье свет без светильника. Достигши сим путем полного к
себе доверия, он велел ему, наконец, принести в жертву Богу
сына своего, подобясь Аврааму. И это, конечно, было бы
исполнено, если бы сын, видя необыкновенные приготовления,
не догадался убежать. Еще: в Месопотамии одного
воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной
веры снам, представив ему в сновидении два народа:
христианский, с Апостолами и Мучениками, во мраке, бесславии,
скорби и плаче; и иудейский, с Моисеем, Патриархами и
Пророками, в лучезарном сиянии, в славе и радовании;
склонил перейти во иудейство и принять обрезание.
Довольно и этих примеров, чтоб убедиться, что
нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе.
II, 10. Рассудительность есть дар Божий, который, однако,
надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая всё свое
на рассуждение опытнейших Отцов. Это самая мудрая
школа рассудительности, в которой научаются добре
рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют
особой к тому способности. Так решается вопрос, как
приобретается рассудительность. Приобретается истинная
рассудительность истинным смирением, коего первым
доказательством служит открывать Отцам не только то,
что делаем, но и то, о чём думаем, ни в чём не доверяясь
своему помыслу, но во всём следовать наставлениям старцев,
и считать хорошим или худым только то, что они признают
таковым. Такое действование и способствует безопасно
пребывать на правом пути и охраняет от всех сетей
дьявольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему
суждению, а по совету преуспевших, невозможно пасть от
прельщения бесовского. Так предание рассуждению Отцов своих
помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей. Враг
не любит света, почему откровение злых помыслов тотчас, как
они открываемы бывают, разгоняет их и истребляет. Как змея,
извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и
скрыться: так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным
признанием и исповедью, стараются бежать от человека. Это
подтверждается многими и премногими примерами и опытами.
II, 11. Авва Серапион рассказывает о себе: когда был я в
новоначалии, то, тайком от Аввы, брал себе сухой хлебец и
съедал. Я делал это очень долгое время, и страсть овладела
мною так, что я не мог одолеть ее. Совесть осуждала меня; я
же стыдился сказать об этом Авве. Но по смотрению
человеколюбивого Бога случилось зайти к старцу некоторым
братиям, которые стали открывать ему свои помыслы и просить
на них разрешения. Старец отвечал им, чтó требовалось, при чём пришлось говорить и о воздержании в пище. Потом он
прибавил: ничто столько не вредит монахам и ничто столько
не радует бесов, как утаивание своих помыслов от духовных
Отцов своих. Слова эти сильно поразили меня; мне думалось,
что Бог открыл старцу мои согрешения, и, пришедши в
сокрушение, я начал плакать, потóм вынул из-за
пазухи хлебец, который обыкновенно крал, и, повергшись на
землю, просил простить прошедшее и молиться о сохранении
меня от сего в будущем. Тогда старец сказал: признание твое
освободило тебя от плена твоего; открывши свои грехи, ты
поразил беса, уязвлявшего тебя при твоем молчании. Доселе
ты попускал ему обладать тобою, не противореча ему, и не
обличая его, а теперь, будучи изведен из сердца твоего и
обнаружен, он уже не будет иметь в тебе места. Старец не
окончил еще речи, как показалось, будто горящий факел вышел
из недр моих и наполнил всю келью зловонием, так что
присутствующие думали, что горит сера. Старец прибавил: вот
Господь явно подтвердил истину слов моих и твоего
освобождения. Так действием признания отступила от меня
страсть чревоугодия, и с тех пор даже на мысль мне не
приходило прежнее пожелание.
II, 14, 15. Что видим в Самуиле? Он, с младенчества
будучи посвящен Богу и удостоясь беседы с Ним, не поверил
своему помыслу, но дважды воззванный Богом, спешит к старцу
Илию, и от него получает наставление, как дóлжно отвечать
Богу. Таким образом Бог Сам и того, кого удостоил
собеседования с Собою, восхотел руководить наставлением
старца, чтоб чрез то путеводить его к смирению. Не
то же ли видим и в св. Павле? Господь Сам призвал его, но
тут же отсылает его к Анании, чтоб у него научиться пути
истины. И сам св. Павел, после нескольких опытов
проповеди Евангельской, идет в Иерусалим проверить свое
благовестие, да не како вотще течет (Гал. 1, 13 2,
2), хотя ему осязательно сопутствовала благодать
Святого Духа. Так очевидно, что Господь никому не открывает
пути к совершенству, кроме руководимых к оному духовными
Отцами, как и чрез Пророка говорит: вопроси отца твоего,
и возвестит тебе, старцы твоя и рекут тебе (Второз. 32,
7).
Примечание:
* Приводимые главы извлечены из Собеседований Св. Иоанна Кассиана. Номера цитируемых Собеседований даются римскими цифрами, номера глав арабскими.
Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 2-ой, новорусская редакция), изданному в типографии И. Ефимова (М., 1895).
Источник: «PSYLIB» (сайт Киевского Фонда содействия развитию психической культуры).
|