Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Слово на открытие Иоанно-Предтечева женского монастыря близ го́рода Ставрополя Кавказского
Изыди́те от среды́ их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз прииму вы; и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сы́ны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор. 6:17; 2Кор. 6:18). К кому из человеков произнесено это призвание Божие? — К тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались сынами и дщерями Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться сынами и дщерями Божиими? — От общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества.
Обольстительна земная жизнь! Страшно падение наше! Мы видим своими очами, что все, без исключения, братия наши после более или менее продолжительного странствования на земле, одинаково краткого пред беспредельной вечностью, умирают; мы видим, что они покидают здесь и богатство, и все временные преимущества, самое тело свое. Мы видим это; мы знаем, что и мы должны непременно умереть, но проводим земную жизнь, как бы вечные на земле; все силы души́ и те́ла истощаем на искание земных благ, отнимаемых смертью; предаемся греховным пожеланиям и стремлениям, жаждем насладиться обильно грехом, убившим нас, попираем заповеди Божии, пренебрегаем Его угрозами и обетованиями. Очень естественно, что при таком поведении человеческого общества Бог повелевает избранным своим: Изыди́те от среды́ их и отлучитеся, и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз прииму вы; и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сы́ны и дщери.
Удаление от мiра и странническое пребывание в пустынях, при терпении различных недостатков и лишений, избрали для себя уже́ многие ветхозаветные праведники. Они, — говорит апостол, — проидоша в милотех и в козиях кожах, лише́ни, скорбяще, озло́блени: ихже не бе достоин весь мiр, в пустынех скитающеся, и в горах, и в вертепах и в про́пастех земных (Евр. 11:37; Евр. 11:38). Они самой жизнью исповедали, что человек — изгнанник и пришлец на земле (Евр. 11:13), так как сыны мiра самой жизнью исповеда́ют свое самообольщение. Святой Иоанн, Предтеча Господень, с детства водворился в пустыне и, в пустыне получив повеление от Бога, вышел в страну Иорданскую, возвещая человечеству пришествие Искупителя, увещавая человечество приуготовиться к принятию Искупителя посредством покаяния и смирения (Лк. 1:80; Лк. 3:23). Господь наш Иисус Христос на́чал великое служение Свое с удаления в пустыню, пощения в ней и побеждения диавола, показывая нам, что удобнейшее место для подвижнической жизни и для приготовления себя к служению Богу есть пустыня. Во время проповеди Своей Господь часто удалялся в пустыню для молитвы, не имея Сам в этом нужды́, как совершенный Бог, но показывая нам, немощным человекам, что удобнейшее место для неразвлеченной и усиленной молитвы есть уединенная пустыня. С са́мого нача́ла христианства первенствующие христиане тотчас же стали оставлять шумную средину городов, селиться в оконечностях их, в предместьях и окрестностях. Особенно поступали так христиане многолюдного го́рода Александрии; там уединенные жилища их получили название монастырей, а сами они — название монахов, т.е. уединенных (от греческого сло́ва μόνος, один). Предместье Александрии и ее окрестности были наполнены кельями христиан, проводивших жизнь уединенную. Впоследствии, когда соблазны среди мiра умножились, благочестивые монахи, по повелению Божию, еще далее углубились в пустыни и основали различные образы монашеской жизни. Преподобный Пахомий Великий, наставленный ангелом, учредил общежития для мужчин и женщин — тот род иноческой жизни, который принят и новорожденной обителию инокинь, сегодня нами открываемой и благословляемой по благословению Святейшего Синода, по повелению Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича. Но все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель; она заключается в том, чтоб устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мiра, дать должную цену и временной, и вечной жизни, употребить первую для получения второй. «Сыны Божии, — сказал преподобный Исаак Сирский, — тем и отличаются от прочих, что они живут в скорбях, а мiр блистает наслаждением и покоем. Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные Его покоились, доколе они в теле; Он восхотел, чтоб они, доколе находятся в этом мiре, пребывали в ско́рби, в положении отяготительном, в трудах, в скудости, в наготе, в уединении, в нужде, в недуге, в уничижениях, в оскорблениях, в сокрушении се́рдца, в утруждении те́ла, в отречении от сродников, в образе мыслей печальном, в особенном взгляде на всю тварь, в жилище, непохожем на обыкновенные жилища человеческие; в жилище уединенном и безмолвном, удаленном от взоров человеческих, чуждом всякого земного увеселения. Они плачут, а мiр смеется, они сетуют, а мiр веселится; они постятся, а мiр наслаждается»1.
Когда взору, смотрящему на вселенную из христианского благочестия, представятся гордые великолепные палаты, воздвигнутые человечеством для изобильного земного увеселения, для торжества и наслаждения своим падением, для того, чтоб развивать, печатлеть, упрочивать, соделывать неотъемлемым достоянием это падение, тогда сердце исполняется неизъяснимой горести и страха. Напротив того, оно исполняется тихого утешения, когда взору представится смиренное жилище иноков, их убогие кельи, более похожие на шатры, нежели на здания, убогие кельи, свидетельствующие, что это — стан духовного Израиля, странствующего по пустыне земной жизни, стремящегося в землю обетованную — на Небо. Коль добри́ до́ми твои, Иакове, и ку́щы твоя, Израилю! Яко дубравы осеняющыя и яко са́дие при река́х, и яко ку́щы, яже водрузи Господь, и яко ке́дри при вода́х. Благословящии тя благослове́ни (Чис. 24:5; Чис. 24:6; Чис. 24:9). Блаженны жители этих кущей, блаженны обитатели этого стана! Яко не идоша на совет нечестивых, и на пути грешных не сташа, и на седалищи губителей не седоша, но в законе Господни вся воля их, и в законе Его поучатся день и нощь (Пс. 1:1; Пс. 1:2). Благослови, душе́ моя, Господа! (Пс. 102:1) Хвали, душе́ моя, Господа! (Пс. 145:1) Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения! (Пс. 30:22) Яко удиви милость свою: это значит — Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мiра и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою, — обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждаться от мiра для постоянного Богослужения. Скрыеши их, Боже, в тайне лица́ Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык (Пс. 30:21).
Принесем отсюда, из отдаленной Пустыни, из отдаленного Кавказа сердечный голос глубокой благодарности Благочестивейшему Государю нашему, Императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной Православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашей студеной воды́ ученика Христова, да почиет над Помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда, вслед за победоносным русским оружием, вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность основателю сей обители, первому святителю Кавказскому; молитвы и благословение основателя обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном, и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению обители во имя Господне, да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. Благослови, душе́ моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его (Пс. 102:1).
Благословенны и вы, девы и вдовицы, собравшиеся в Пустыню для усвоения себя Богу! Благую часть вы избрали, если до конца земной жизни вашей будете иметь целью непрестанное Богоугождение. Соделайтесь достойными призвания Божия! Вы призваны Отцом небесным в дщери Ему: употребите всё усилие, чтоб сделаться дщерями Бога. Не отяготитесь подчиненностью вашей, смиренным положением вашим: ибо и Господь наш Иисус Христос Себе ума́лил, зрак раба прии́м, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:7; Флп. 2:8). Не отяготитесь вашими продолжительными молитвословиями, вашими бдениями и вашим постом: иже бо Христовы суть, плоть распяша со страстьми́ и похотьми́ (Гал. 5:24), — сказал апостол. Не отяготитесь недугами телесными и прочими злостраданиями и лишениями, которые попустит вам Господь для очищения вашего: егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). Слу́ги Божии, хотя по видимому и подвергаются многоразличным скорбям и страданиям, пред лицем человеческим аще и му́ку прии́мут, упование их безсмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими благодетелствовани будут, яко Бог искуси их и обре́те их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я (Прем. 3:4-6). Не отяготитесь теми поношениями и оскорблениями, которым вы можете подвергнуться от мiра: Аще мiр вас ненавидит, — говорит в утешение ученикам и последователям Своим Спаситель, — ве́дите, яко Мене́ прежде вас возненавиде. Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы: якоже от мiра несте, сего ради ненавидит вас мiр (Ин. 15:18; Ин. 15:19). Блажени есте́, егда поносят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глагол на вы лжуще, Мене́ ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:11; Мф. 5:12). Основываясь на этих свидетельствах Священного Писания и на других бесчисленных, святые Отцы признали, что попущаемые Божественным Промыслом ско́рби христианину служат достовернейшим признаком милости к нему Божией, попечения о нём Божия. Так утешает злостраждущего инока блаженный Иоанн Карпафийский: «Глаголет к тебе, о иноче! Отец твой Небесный, прелюбяй тя, и оскорбляяй тя различными искушениями. До́бре веждь, иноче терпеливе, зане́ якоже чрез Пророка глаголах: буду тебе наказатель, и срящу тя на пути египетсте, скорбными тя обучая; и пути порочныя загражду тернием Моего Промысла, бодый напастьми нечаянными и возбраняя, да не яже хощеши несмысленным сердцем, сия всяко и в дело изводиши. И загражду море страстей твоих, враты щедрот Моих. И буду тебе яко панфирь, поядая тя помыслы поречения, и зазрения, и раскаяния в совести не уведенных тобой — сия же вся скорбная величайша есть благодать Божия»2. «Путь Божий есть повседневный крест, — сказал преподобный Исаак Сирский, — никто не взошел на небо, живя в удовольствиях... Познае́тся, что человек находится под особенным Промыслом Божиим из того, когда этому человеку Бог постоянно посылает ско́рби»3. Святой апостол Павел свидетельствует, что все, без исключения, благоугодившие Богу, были причастниками наказания и вразумления скорбями, попускаемых Промыслом Божиим: аще без наказания есте́, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте́, а не сы́нове (Евр. 12:8). Сын мiра и ве́ка сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями — увы! забыт, отвергнут Богом. Его постоянное благополучие и довольство есть признак величайшего вечного бедствия — отчуждения от Бога.
Дщери Небесного Отца! Приветствую вас с дарованием иноческих прав и наименования обители вашей! Приветствую вас с открывшимся для вас поприщем иноческих подвигов и наград небесных! Вместе с этим приветствую вас с поприщем многоразличных и многообразных скорбей: поприще иночества — поприще скорбей, а причина небесных воздаяний — ско́рби земные. Не обетованием земного благоденствия призывает Бог к Себе, но обетованием страданий. Едва Павел был избран в апостола язы́ков, как вместе с избранием предречены ему были бесчисленные страдания (Деян. 9:16). Апостол, пострадав обильно и познав духовный плод, рождаемый скорбями, призывает к такому же подвигу и прочих христиан. Темже и мы, — говорит он, — гордость всяку отложше и удобь обстоятелный грех, то есть запинающий нас грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Началника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же Престола Божия се́де (Евр. 12:1; Евр. 12:2). Всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи́ же плод мирен наученным тем воздает правды. Темже ослабленныя ру́ки и ослабленная колена исправите, и всяку радость имейте, т.е. радуйтеся величайшей радостью, егда во искушения впа́даете различна: яко многими скорбми́ подобает нам вни́ти в Царствие Божие (Евр. 12:11; Евр. 12:12; Иак. 1:2; Деян. 14:22). Аминь.
Примечания:
1 Преп. Исаак. Слово 36.
2 Слово постническое. Добротолюбие, ч. 4.
3 Слово 35.
Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|