Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение в Неделю всех святых,
первую по Пятидесятнице.

Знамение избранных Божиих.


Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отве́ржется Мене пред человеки, отве́ргуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10:32; Мф. 10:33). Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдаленное будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времен и стран; сказал это Господь и нам, стоя́щим здесь, в храме Его, вписавшим себя в число учеников Его святым крещением. Как молния быстро протекает с одного кра́я небес до другого, ничего не утрачивая в блеске своем, так определение Го́спода достигло нас чрез восемнадцать столетий; во всей силе и ясности своей возвещено нам сегодня во Евангелии. Ученики Го́спода — не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему: ученики — те, которые действительно исповедают Его Господом своим, исповедуют полновластным Владыкою над собою и вечным Царем, последуя его учению, как учению Го́спода, исполняя Его заповеди, как заповеди Го́спода. Исповедание должно́ быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всею жизнью. Стыд, робость, колебание — нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно́ быть торжественное. Оно должно́ быть исполнено, как бы на открытом позорище, пред всем человечеством, пред Ангелами святыми и пред ангелами падшими, пред взорами земли́ и неба. Позор быхом мiру и ангелом и человеком (1Кор. 4:9), — говорит о себе и о прочих святых апостолах святой апостол Павел. Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казненного поносной казнью Богочеловека, осужденного судом церковным и гражданским, не устыдились и не устрашились исповедать пред судом церковным и гражданским, пред сильными и мудрыми земли́, пред тиранами и мучителями, пред лицом пыток и казней, пред лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Го́спода принесли Господу святые мученики, напоившие всё пространство земли́ кровью своей, огласившие всю землю святым свидетельством Богопознания и Богопочитания. Исповедали Го́спода невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течение всей жизни преподобные иноки: они служили союзом земли́ с небом, Ангелов с человеками, принадлежа небу во время пребывания своего на земле, вступив во время пребывания своего на земле в общение с Ангелами и в лики их. Испове́дали Го́спода презрением и попранием нача́л мiра те угодники Божии, которые подвизались среди мiра, к которым с такой справедливостью можно отнести слова́ Евангелия: Си́и в мiре суть, и не суть от мiра (Ин. 17:11; Ин. 17:16). Исповедание Го́спода, сопровождаемое решительным и полным отречением от мiра и от себя, было знамением всех святых.

Кто во время земного странствования своего исповедует Го́спода исповеданием, завещанным от Го́спода, кто докажет жизнью, что он точно исповедует Го́спода своим Господом и Богом, того Господь исповедует Своим учеником, Своим присным, исповедует не только пред вселенной, исповедует пред Богом-Отцом. Исповедание Богом-Сыном человека пред Богом-Отцом есть введение этого человека в теснейшее единение с Богом (Ин. 14:21). Богом установленное, Богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Включение в число избранных есть плод благого произволения человеческого.

Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души́: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью. Иже аще постыдится Мене, — сказал Господь, — и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда прии́дет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк. 8:38). Не только до́лжно исповедать Го́спода, не только до́лжно признать Божество и владычество Его, — до́лжно испове́дать учение Его, до́лжно испове́дать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Го́спода и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своем, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мiре, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны жительству Богоугодному. Жительство Богоугодное служит предметом ненависти и насмешек для гордого мiра. Чтоб избежать ненависти мiра, его преследований и стрел, сердце слабое, не утвержденное верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Го́спода, исключает себя из числа́ избранных.

Утверждает Господь учеников Своих в верности Себе и Своему учению, утверждает грозным словом, грозным определением, объявляемым благовременно. Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцом Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10:32; Мф. 10:33).

Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной. Удобнее уклониться от подчинения требованиям общества, нежели уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным вспомоществует закон естественный и, когда эти требования согласны с законом Божиим, вспомоществует им самый закон Божий. Служитель Христов часто поставляется в недоумение противоречащими друг другу требованиями, не зная, исполнение которого из них до́лжно признать Богоугодным. Недоумение это разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всей удовлетворительностью. Вышеприведенные слова́ Он дополнил нижеследующими: Иже любит отца или́ матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или́ дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). «Кто предпочитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти, кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».

Затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя; грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением заповедей Его. Грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро́, поврежденное грехом, затрудняет исповедание, усиливаясь внести в это исповедание, смесить с ним исповедание достоинств падшего естества. Таким смешением уничтожается исповедание Христа, приписывается падшему естеству падение неполное, отъемлется значение у Христа, значение, которое, как всесовершенное, не терпит примеси, требует сознания в решительном повреждении естества падением*.

Уклониться от общества человеческого, от родственников — возможно; но куда уйти от самого́ себя? Куда скрыться от своего естества? Ка̀к избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений се́рдца к заповедям Евангелия. Таким образом иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24), они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души́ и те́ла, греховная жизнь. Таким образом мiр распят был для апостола, а апостол — для мiра (Гал. 6:14). О даровании силы и способности к такому распятию молился Богу святой Давид: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118:120), то есть мое плотское мудрование и мою волю, чтоб они пребывали в бездействии! Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой (Пс. 118:38), чтоб я неуклонно руководствовался в видимой и невидимой деятельности моей единственно словом Твоим. Кто умертвит свое падшее естество мечом учения Христова, иже погубит ду́шу свою Мене ради и Евангелия, — сказал Господь, — той обрящет ю, той спасет ю (Мф. 10:39, Мк. 8:35). Напротив того, кто будет поступать по разумениям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, обретый ду́шу свою, погубит ю. Иже не приимет креста своего, не возложит на себя иго заповедей Моих, и в след Мене грядет в самоотвержении, а будет последовать самому́ себе, несть Мене достоин (Мф. 10:38).

Святая Церковь, в намерении объяснить удовлетворительнейшим образом судьбу избранных Божиих во вре́мени и в вечности, положила сегодня читать, после слышанного нами страшного, нелицеприятного, решительного определения, исшедшего из уст Божиих, ответ Го́спода на вопрос святого апостола Петра. Тогда отвещав Петр, рече́ Ему: се, мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что̀ убо будет нам? (Мф. 19:27) Господь обетовал особенную почесть двенадцати апостолам. Как Богочеловек есть единственный вечный Царь Израильский, то есть Царь всех христиан, этого духовного Израиля, долженствующего составиться из всех народов земных и населить собою землю обетованную — небо; так и апостолы Богочеловека, чрез посредство которых покорены Богочеловеку все народы, естественно соделались начальниками и судьями этого нового Израиля, этого вечного, небесного народа. Объяснив апостолам значение их в состоянии пакибытия (Мф. 19:28) человеческого, Господь дополнил: И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры́, или отца, или матерь, или жену, или чада, или се́ла (Мф. 19:29), Мене ради и Евангелия ради (Мк. 10:29), приимет сторицею ныне во время сие, во изгнании, и в век грядущий живот вечный наследит (Мк. 10:30; слич. Мф. 19:29). Изгнанием названа земная жизнь. Она — изгнание, потому что человеки низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она — место и время изгнания для последователей Христовых, потому что в ней господствует мiродержец, в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся, ожесточенным гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне: с исступленной злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие ду́хи; действует против них с увлечением большинство человеков, произвольно поработившееся падшим ду́хам, и служащее для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.

И в этом-то временном изгнании сторицей приемлют последователи Христовы в сравнении с тем, что̀ они оставили ради Христа и ради Его учения. Они ощутительно приемлют благодать Всесвятаго Духа. Пред утешением, доставляемым Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мiра; пред духовным богатством, пред духовной славой ничтожны все богатства мiра, вся слава их, удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих — отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение славных и богатых мiра подобно гробам повапленным, блистающим снаружи, внутри наполненным тления и зловония, этих качеств, неразлучных с каждым трупом. Трупом по справедливости должна быть названа душа́, пораженная вечной смертью: отчуждением от Христа.

Все земные бла́га и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю, переселится невозвратно в вечность. Иному уставу последует Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему ее здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело, — благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит свое свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. В век грядущий он живот вечный наследит (Мф. 19:29, Мк. 10:30), — сказал Господь, живот, столько преизобильный и изящный, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неве́домом на понятиях о ве́домом, не может составить о нём никакого понятия при посредстве собственного суждения. Да даруется и нам, за точное исповедание Го́спода, наследовать этот живот, уготованный для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Го́спода. Аминь.


Примечание:

* Гал. 5:4, Гал. 2:16, Гал. 2:21. Слово о спасении. Аскетические опыты, ч. 2.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Душа́, мало, холодно, небрежно занимающаяся Богом, получает грубость и впадает в нечувствие; страх Божий в ней изглаждается; отступает от нее воспоминание о смерти; ум помрачается и престает видеть Промысл Божий, от чего теряется вера; надежда, вместо того, чтоб утверждаться в Боге, обращается к идолу, приводя к подножию его и любовь. Тогда человек умирает для добродетелей, предается лжи, лукавству, жестокости, словом сказать, всем порокам, и впадает в совершенную погибель, соделавшись сосудом диавола. Корень всех злых есть сребролюбие (1Тим. 6:10), как содержащее в себе причину и повод ко всем грехам.
                                                                                                                   Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz