Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Слова́ I-е и II-е в Неделю Цветоносную


Слово I-е
Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля:
се, Царь твой гряде́т тебе праведен и спасаяй,
той кроток и всед на подъяремника и жребца́ юна
(Зах. 9, 91).

Более, нежели за четыреста лет до события, Божий Пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать Свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого, посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребя́ти о́сли (Ин. 12, 152), на не́же никтоже николиже от человек все́де (Лк. 19, 303), чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! Благословен гряды́й Царь во имя Господне (Мф. 21, 9; Лк. 19, 384). По мановению Го́спода провозглашен Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже́ вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни Его, не и́мамы Царя, токмо Кесаря (Лк. 23, 21; Ин. 19, 155).

Что̀ бы значило вшествие Го́спода в Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых Отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже́ видел наступающее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, — говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже́ о совершившемся, — согрешиша не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете́? Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети. От виноградов Содомских виноград их, и розга́ их от Гоморры (Втор. 32, 5-6, 28, 326). Напротив того: Возвеселитеся, небеса, купно с Ним — Сыном Божиим — и да покло́нятся Ему вси Ангели Божии; возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепя́тся Ему вси сы́нове Божии (Втор. 32, 437). Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек все́де, изображает язычников. Одежды апостолов — это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно Своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут налицо. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе́, в своем Синедрионе, уже́ решили убийство Спасителя.

И еще другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Пото́м апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы, на него восседает Господь и совершает на нём вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию, и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нём, как и благоволил Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему прии́дема, и обитель у него сотвори́ма (Ин. 14, 21, 238). Пришествие Го́спода сопутствуется превысшим сло́ва и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Го́спода. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смертью свою. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нём, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель — Бог, а не человек.

Ду́шу, подъявшую Го́спода, приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную. Радуйся, и радуйся зело, дщи Сионя, дщерь святой Церкви, потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. Проповедуй, дщи Иерусалимля! Се, Царь твой гряде́т праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца́ юна. Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира, обновилась юностью духовной и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже́ укрощены страсти благодатной силой управляющего тобой Всадника: естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти! Заимствуя от Го́спода все мысли, все ощущения, всю деятельностью твою, ты можешь и обязана поведать имя Господне братии твоей, посреде церкве воспеть Го́спода (Пс. 21, 239). Ты, как рожденная Святым Духом и дщерь Духа, способна созерцать духовное шествие Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29), и наставит кроткия на суд, научи́т кроткия путем Своим (Пс. 24, 910). Бог наш — Дух, несравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей: святые сотворенные ду́хи суть Его престолы и колесницы. Он восседает и шествует на херувимах; Он восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорили Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святый град Божий и вводя в него святые ду́ши. Осанна в вышних! Благословен гряды́й, Царь Израилев (Ин. 12, 1311). Аминь.

Слово II-е

Возмите врата, кня́зи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы (Пс. 23, 712). Законополагает и провозглашает это Святый Дух устами вдохновенного пророка.

Возлюбленные братия! Бог выражает Свое всесвятое благоволение жительствовать в нас. Волю великого Бога нашего особенно приличествует возвестить в настоящий праздник, в которой мы воспоминаем вшествие Го́спода во град Иерусалим, в град мира, в град истинного служения Богу: Иерусалим есть образ благочестивой души́. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы.

Слово Духа надо разуметь и объяснять духовно, сказал святой апостол (1 Кор. 2, 1413). Призовем свыше Божественную благодать, и рассмотрим о Господе воззвание к нам Го́спода: Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы.

Кто̀ — князья, к которым обращается здесь слово Божие? Душой и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум — владыка, царь, священник, князь в малом мiре — в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к душе́, к уму, — говорит: Возмите врата, князи, ваша. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине — Христе, заключается сущность спасения нашего.

Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя Славы в Богозданный град, в человека? Эти врата — грех: греси́ ваши, — говорит Пророк, — разлучают между́ вами и между́ Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас (Ис. 59, 214).

Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признаю́т Спасителя, или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная.

Что̀ ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение возмите? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! Оказалось недостаточным для этих врат — для греха — слово «отве́рзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. «Покаяние во грехе, — сказал некоторый великий Отец, — заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нём и уже́ не повторять его»15. Только в ту ду́шу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистит себя покаянием, внидет Царь Славы.

Святый Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: возмитеся врата вечная. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. Возмитеся врата вечная! Когда возмутся врата вечная, — входит в ду́шу Царь Славы.

Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Го́спода и Бога нашего, Иисуса Христа. Возлюбленные братия! Все мы можем сподобиться этого величайшего счастья, если пожелаем его и устремимся к приобретению его от всего се́рдца нашего. Отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова́, дела́ наши да будут выражением заповедей Христовых, которыми преподается точнейшее уклонение от зла и правильное Богоугодное творение добра́. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа. Аще кто̀ любит Мя, — сказал Он, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему прии́дема, и обитель у него сотвори́ма (Ин. 14, 2316). Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Аминь.


Примечания:

1 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

2 Молодом осле.

3 На которого никто из людей никогда не садился.

4 Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!

5 Распни, распни Его! Нет у нас Царя, кроме Кесаря.

6 Они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? Они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских.

7 [Веселитесь небеса вместе с Ним, и поклонитесь Ему все Ангелы Божии.] Возвеселитесь язычники с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]! (пер. прот. Г. П. Павского).

8 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

9 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.

10 Будет руководить кротких в суждении, научит кротких путям Своим (пер. П. А. Юнгерова).

11 Осанна в вышних! Благословен грядущий, Царь Израилев!

12 Князья, поднимете [контекст данного сло́ва святителя Игнатия здесь предполагает повелительное наклонение — подними́те (прим. ред.)] врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь Славы (пер. П. А. Юнгерова).

13 Душевный человек не принимает того, что̀ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.

14 Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас.

15 Изречение преп. Пимена Великого. Алфавитный Патерик.

16 Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Бегство от мiра, безмолвие и молчание увеличивают в человеке Божественный духовный ум и смирение. А волнения, многословие и шум — разрушают. Уста молчаливого говорят о тайнах Божьих, а многословные уста удаляют от Бога.
                                                                                                      «Цветник священноинока Дорофея»

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz