Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Размышление, заимствованное из 1-го Послания св. апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни
Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие, оно доставляет спасение и блаженство.
Любовь рождается от чистоты се́рдца, непорочной совести и нелицемерной веры (1Тим. 1:5).
Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и молчание, чтоб достичь любви, которая — верх и совокупность христианского совершенства.
Чистота се́рдца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности блудных; непорочность совести — произвольными грехами; вера ослабляется упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием.
Кто захочет рассуждать о истине без просвещения свыше, тот только вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, веду́щего в любовь (1Тим. 1:6; 1Тим. 1:7).
От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения о истине родились ереси, заблуждения и богохульство.
Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностию совести.
Не руководствующиеся верою в своих поступках и нарушающие непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это знание, как знание о Боге, требует необходимо чистоты ума, которая свойственна одним только благонравным и целомудренным (1Тим. 1:19).
Един Бог и Един Посредник между Богом и человеками — Богочеловек, Иисус Христос (1Тим. 2:5). Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. Отметаяйся Сына, ни Отца и́мать. Иже не верует в Сына, не у́зрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (1Ин. 2:23; Ин. 3:36).
Духовный разум состоит в познании Истины верою. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая — Христос.
Достигшие мужеского возраста о Христе получают непрестанную молитву, которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте и во всякое время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера, евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.
Таковый разумный младенец непрестанно видит свою немощь, непрестанно верует, непрестанно алчет и жаждет Божественной правды, и потому — непрестанно молится (1Тим. 2:8).
Добродетели, особенно нужные безмолвнику, суть: кроткая покорность Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих безмолвие сердечное. Особенно в начале своего подвига безмолвник способен к увлечению впечатлениями внешними. Тщательное пребывание в келлии, удаление от свиданий с знакомыми и от всех видов развлечения противодействуют этой немощи (1Тим. 2:11; 1Тим. 2:12).
Новопостриженному иноку не до́лжно поручать должностей, значащих в монастыре, потому что он удобно может возгордиться, и подвергнуться другим козням диавола (1Тим. 3:6; 1Тим. 3:7).
Таинственное знание и ощущение веры соблюдается чистотою совести.
Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины. Потому Бог именуется здесь живым, что действует. Действует Он во всех верующих таинствами, а в избранных, сверх таинств, многоразличными явными благодатными дарованиями. Этим доказывается твердость и непоколебимость в истине Восточной Церкви. Напротив того, Церкви инославные, хотя и украшают себя именем Церквей Христовых, хотя признаю́т Бога, но не действующего, как бы мертвого (для мертвых и живы́й — мертв!), чем обнаруживают, что они поколебались, не устояли в истине.
Великое таинство благочестия (1Тим. 3:16)! Бог явился во плоти; доказал, что Он Бог Духом, то есть, учением Своим, которое — Дух и живот; делами Своими, совершенными о персте Божии; дарованием Духа Святаго человекам. Облекшись плотию, Он соделался видимым не только для человеков, но и для Ангелов, для которых по Божеству Он — невидим1. Язычники, погибавшие от неве́дения Бога, услышали проповедь спасения. Приемлет учение о Боге не мудрость земная, не возвышенный разум, не обширная ученость, не богатое, высокое и славное мiра, но смиренный залог се́рдца, верою. Уверовавшие в Бога, вступают в усвоение Ему, и, вознесшись благодатию превыше всего временного, получают таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо, и возносит туда с Собою истинно верующих в Него. Неутвердившие и невозрастившие веру от слуха делами веры, удобно обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины (1Тим. 4:1).
Телесные подвиги вма́ле полезны (1Тим. 4:8), то есть, они могут только укротить страсти, а не искоренить их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и се́рдца, при православной вере, на все полезно: при нём только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души́ с телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в душе́, которое ощущается по мере очищения от страстей. Слово это, как сказанное от духовного опыта, верно; оно достойно быть принятым (1Тим. 4:9), как нача́ло, от которого христианин может востечь к неизреченным благам, полагая восхождения в сердце своем.
Вера и внимание приводят к познанию креста Христова, от чего великодушное терпение скорбей, рождаемое и питаемое упованием на Бога живого, то есть действующего благодатным утешением в сердце терпящего о Христе (1Тим. 4:10).
Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его смотрения, тогда христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника2; но пламенеет ко всем тихою, непорочною любовию. Он созерцает чистотою ума своего, что со вре́мени пришествия Христова достоинство, цену, похвалу и спасение человека составляет Христос, а не естественные добродетели человеческие. Он непрестанно желает быть распятым, потому что слух его отверзся, и он слышит глас Христа Бога своего, ему говорящий: Иже не приемлет креста своего и вслед Мене́ гряде́т, несть Мене́ достоин. Обреты́й ду́шу свою погуби́т ю: а иже погуби́т ду́шу свою Мене́ ради, обрящет ю (Мф. 10:38; Мф. 10:39). Чашу скорбей он считает чашею спасения, свидетельством избрания, даром Божиим. Он не может иметь ненависти и врагов: потому что наносящие ему ско́рби в глазах его — не что̀ иное, как орудия промысла Божия3; он извиняет их, приводя в причину оправдания неве́дение их; он благословляет их, как орудия благодетельствующего ему Бога. «Могу ли, — говорит он себе, — могу ли осудить тех, которые теперь, предо мною, впадают в явные беззакония, когда Христос уже́ искупил все грехи их, прошедшие, настоящие и будущие, когда они во Христе уже́ имеют оправдание и спасение, которых, иначе лишиться не могут, как отвергнув Христа до конца?»4
Не до́лжно подавать ближним никакого соблазна своим поведением (1Тим. 4:12). Почему сохраняй по душе́ и по телу благоговение. Будь скромен и прост в словах и телодвижениях; в домашней твоей жизни будь воздержен, целомудр, не дерзок; по душе́ будь кроток, к всем любовен, правдив, мудр, никак не допускай себе лукавства и лицемерия; вместо их имей веру, которая научит тебя, что мiр и су́дьбы каждого человека управляются промыслом Божиим, а не ухищрениями разума человеческого, и что по этой причине до́лжно наблюдать кроткую христианскую правоту в делах, словах и помышлениях.
Доколе не приду к тебе, говорит благодать Божия подвижнику Божию, и, вселившись в тебя, не заменю собою всякое наставление извне, занимайся внимательно чтением, молитвою, наставляйся учением преуспевших. Не позволяй себе нерадения; но с постоянством пребывай во внимании. Тогда постепенное преуспеяние твое будет очевидно; ты стяжешь спасение, и будешь полезен для ближних словом назидательным и спасительным (1Тим. 4:14; 1Тим. 4:15; 1Тим. 4:16).
Кто истинно ощутил бедность естества Адамова, кто познал, что оно находится в горестном падении и погибели, тот, конечно, вместе с этим понял и убедился, что человеку для спасения необходимо приобщиться Христу. Такое познание есть признак истинной вдовицы. Ей дозволяется вступить в безмолвие, чтоб пребывать в молитвах и молениях день и нощь, чтоб ощутительно вообразился в ней Христос (1Тим. 6:5).
Как кормчий смотрит на звёзды, и по ним направляет ход корабля, так и безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, Его видеть очами веры и надежды, чтоб сохраниться в постоянстве и терпении. На море безмолвия предшествуют необыкновенной тишине необыкновенные бу́ри.
Безмолвник, увлекающийся чревоугодием, предающийся излишнему сну, и изнеженности, или вообще сластолюбию и самолюбию, доказывает этим, что он мертв душою, хотя и жив по телу (1Тим. 4:6). Христос, истинная Жизнь, обитает в одних только распятых.
Возраст вдовицы, способный к безмолвию, определяется шестьюдесятью годами (1Тим. 5:9), чем означается в духовном отношении средняя мера преуспеяния, изображаемого в Евангелии числами: тридцать, шестьдесят и сто. В этой средней мере находятся те, которые, хотя и душевны, но прияли молитвенную силу к победе во время браней, которым открылось таинство креста, которые ощущают во время скорбей, наносимых извне, благодатное действие в душах своих, служащее вместе и светом и утешением для се́рдца.
Безмолвник, прежде вступления в безмолвие, должен иметь свидетельство от добрых дел. Рассматривай себя, ты, желающий вступить в пристанище, или, правильнее сказать, в море безмолвия! Последовал ли ты всякому делу благому не по естеству ветхого Адама, но сообразно свойствам Нового? (1Тим. 5:10) Иначе: приял ли ты на себя иго смирения и кротости, вкусил ли ты, что это иго благо и бремя легко? Иначе: изучил ли заповеди Евангельские? Ум твой и сердце соделались ли их скрижалями, а поведение твое их выражением и последствием? Не ищешь ли ты правды вне креста? Если ищешь, то ты не способен, не готов к безмолвию, в которое вступать, не осудив себя, и пребывая в осуждении ближних, бедственно.
Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя б они отреклись от мiра, и потому заслуживали имя вдовиц, не до́лжно допускать до безмолвия (1Тим. 5:11). Они, по недостатку духовного разума, не могут быть постоянны в мысли, что для спасения единственно необходим един Христос; они не стерпят своей мертвости, захотят оживить свое я в добрых делах, принадлежащих душевному человеку, чем свергнут с себя иго Христово, и вступят в естество ветхого Адама. Лучше им упражняться в деятельных добродетелях; лучше им, уклоняясь от всего нижеестественного, пребывать в естестве своем, чем стремиться преждевременно и неправильно к сверхъестественному.
Не воспрещается и им стремление к обновлению себя в Господе; но завещается стремление правильное: пусть они стараются исправить свои нравы по нраву Христову, изображенному в Евангелии. При исцелении нравов постепенно исцеляется и ум. Он, получив исцеление, то есть, сделавшись чистым, ясно усматривает Истину, признае́т ее, и исповедует. После этого, если Истине угодно, единственно по ее благоволению и избранию, ученик возводится на гору и соделывается зрителем преображения. Если же не так: то оставайся под горою, займись изгнанием беса из отрока. Бес изгоняется верою, молитвою и постом. Под именем поста до́лжно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний. Вникавший в свое состояние и в состояние всего ро́да человеческого, зараженного грехом, подчинившегося ду́хам тьмы, может понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о вре́мени, с которого началась болезнь сына: рече́: изде́тска (Мк. 9:21).
Покушение на преждевременное безмолвие влечет за собою неминуемые пагубные последствия. Дерзновенный, самонадеянный, омраченный и связанный неве́дением подвижник не найдет пи́щи для души́ своей в безмолвии, а от этого непременно впадет в уныние, которое в безмолвниках действует с особенною силою и вредом, предавая их увлечению разнообразными лукавыми помыслами и мечтаниями. Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства креста Христова. Оно — дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому. Душевным духовное заменить невозможно. Если же кто будет усиливаться заменить, тот усвоит себе ложь, вместо истины, в лицемерном образе истины. Плод лжи — расстройство, так как и плод уныния. Но расстройство от лжи различествует от расстройства, рождаемого унынием. Первое обнаруживается в самообольщении, в высоком о себе мнении, в хвастовстве мнимыми добродетелями своими и дарованиями, в презрении и осуждении ближних; оканчивается гордостию, прелестию, исступлением ума, иногда впадением в плотские страсти, а иногда самоубийством, всего чаще беснованием и умоповреждением, которые обыкновенно называются сумасшествием. Второе обнаруживается в праздности, лености, в оставлении своей келлии, в расположении к развлечению беседами, частыми выходами, странствованиями, обращением к земной мудрости и учености. С оживлением душевного разума по свойству ветхого Адама, отвергается вера, скрывается Промысл Божий от очей ума; человек как бы вечный на земле, устремляется всецело к одному земному, и постепенно ниспадает в состояние нижеестественное, страстное, плотское, которое есть, по отношению к истинной жизни — Христу, смерть души́ (1Тим. 5:12; 1Тим. 5:13).
Кто впал в расстройство того и другого ро́да, в особенности же первого, тот по большей части делается вовсе неспособным к жизни подвижнической. Впрочем смирение исцеляет и такие недуги, которые сами по себе неисцелимы, сказал Иоанн Лествичник5.
Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых, должен крайне храниться от пристрастий (1Тим. 5:21). Когда сердце заражено пристрастием, — оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающею святостию и чистотою. Исполняя волю свою вместо воли Христовой, и упорствуя показывать, что творим волю Христову, впадаем в лицемерие. Нередко выказывая, а может быть и думая, что творим волю Христову, по самой вещи исполняем волю диавола.
Те, которые стараются познать Христово учение, не для него самого́, но с целию постороннею, земною, с целию приобретения корысти, или чести, никогда не возмогут получить истинного духовного разума: потому что он есть дар Божий, даруемый смиренным по мере веры их, очищения от страстей и самоотвержения (1Тим. 6:4; 1Тим. 6:5).
Если увидишь, что именующие себя учителями и мнящиеся знать Христа, предаются спорам, зависти, злоречию, подозрительности, ненависти и прочим страстям, то знай, что они имеют одно мертвое знание от слуха, а ум и сердце их во мраке и недуге, как неисцеленные и неочищенные деланием заповедей евангельских (1Тим. 6:4). Противу их гремит изречение Го́спода: Не вем вас! (Мф. 25:12; Мф. 7:23) Это говорит о Себе Истина — Христос тем, которые думают ведать Его не от дел веры, а от одного лишь слуха.
Кто познал, что род человеческий находится в падении, что земля есть место нашего изгнания, наша темница, где пробыв краткое время, мы выходим для получения или вечного блаженства, или вечной ка́зни, тот, конечно, познал и то, что единое сокровище человека на земле — Христос, Спаситель погибших. Следовательно, единственное и неоцененное приобретение человека на земле — познание Христа и усвоение Христу. Желающий стяжать это сокровище, будет ли желать приобретений и наслаждений временных? Напротив — он будет убегать их, опасаясь, чтоб они не развлекли его. Он будет доволен не только необходимым, но и скудостию. А довольный — богаче богатых! (1Тим. 6:6)
Братия, мы вступили нагими в мiр сей; выходя из него, оставим в нём и тела́ наши. Зачем же искать приобретений тленных? Зачем искать того, что̀ до́лжно покинуть непременно? Не будем терять драгоценного вре́мени для тления, чтоб не утратить единственного нашего сокровища — Христа. К Нему устремим и ум и сердце; имея пищу и одежду, будем этим довольны; не допустим к себе излишеств и похотей, чтоб они, мало по малу привлекая к себе нашу любовь, не лишили нас Христа (1Тим. 6:7; 1Тим. 6:8).
Желающие обогатиться впадают в напасти и се́ти, которые приготовляет им самое их стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога. Душа́, мало, холодно, небрежно занимающаяся Богом, получает грубость, и впадает в нечувствие; страх Божий в ней изглаждается; отступает от нее воспоминание о смерти; ум помрачается и престает видеть Промысл Божий, от чего теряется вера; надежда, вместо того, чтоб утверждаться в Боге, обращается к идолу, приводя к подножию его и любовь. Тогда человек умирает для добродетелей, предается лжи, лукавству, жестокости, словом сказать, всем порокам, и впадает в совершенную погибель, соделавшись сосудом диавола. Корень всем злым есть сребролюбие, как содержащее в себе причину и повод ко всем грехам (1Тим. 6:9; 1Тим. 6:10).
И те, которых не вполне погубило сребролюбие, потому что они не вполне предались ему, а только искали умеренного обогащения, потерпели многие бедствия. Они опутали себя тяжкими заботами, впали в разнообразные ско́рби, принуждены были нередко нарушать непорочность совести, потерпели большой урон в духовном преуспеянии и видели в себе значительное уклонение от веры и духовного разума. Для христианина нищета евангельская вожделеннее всех сокровищ мiра, как руководствующая к вере и ее плодам. Подвижник Христов чем свободнее от мiра, тем безопаснее, а сколько связался с мiром, столько уже́ победился.
Лжеименный разум (1Тим. 6:20) есть образ мыслей и суждений усвоившихся уму, по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины — Христа; как высоко ценящий всё земное, между тем, как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на всё земное оком странника. Предмет лжеименного разума — одновременное и тленное. Когда предметом его делается вечное и духовное, то суждения его вполне неосновательны и ошибочны. Он лишен просвещения свыше, объясняющего предметы духовные; для собственных его сил, без откровения, эти предметы недоступны; посторонний в нём свет есть свет темных ду́хов лжи. Все сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены падением. Когда невидимое чувственными очами соделается для него доступным каким-либо средством, например магнетизмом, то этим он умножает только свои заблуждения, укрепляет свое омрачение и самообольщение, как пребывающий в области лжи, как стяжавающий одни превратные познания. Последователи его находятся в непрестанном несогласии между собою, противоречат один другому и сами себе. Он не требует от человека благонравия, напротив — предоставляет свободу грешить. Он считает себя правителем мiра, почему отвергает Промысл Божий, если не всегда словами, то всегда самым делом. Он содержит в себе нача́ло безбожия, которое составляет всю сущность каждого заблуждения, раскрываясь в нём более или менее. Наконец, он есть отрицательное богатство падших ду́хов и тех человеков, которые находятся в общении с падшими ду́хами.
Оставим мудрость мiра сего, оставим упование на нее, и приступим с верою и смирением к Божией мудрости и силе, к святой Истине — Христу, Который пришел в мiр, да спасется Им мiр (Ин. 3:17). Он Свет, Которого тма не объемлет и не приемлет (Ин. 1:5). Тот только способен Его приять, кто возлюбил правду. Всяк делаяй злая ненавидит Света. Не веруяй в Онь уже́ осужден есть. Сей есть суд, яко Свет прии́де в мiр, и возлюбиша человецы паче тму, не́же Свет: бе́ша бо их дела́ зла (Ин. 3:20; Ин. 3:19; 1Тим. 6:11; 1Тим. 6:16). Аминь.
Примечания:
1 Преподобный Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9.
2 Преподобный Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6.
3 Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4.
4 Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона, обагрил себя кровию многих святых мучеников, пото́м уверовал во Христа, и веру запечатлел торжественным исповеданием ее и своею кровию. Четьи-Минеи. Страдание святого мученика Филимона в 14 день декабря, также святых мучеников Тимофея и Мавры 3 мая.
5 Слово 25.
Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 2-ой, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|