Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Беседа о том,
что для плодоносного покаяния
необходимо отвержение самомнения1


Сотворите плоды достойны покаяния.
И не начинайте глаголати в себе:          
отца и́мамы Авраама
(Лк. 3:8; Мф. 3:9).

Эти слова́ принадлежат святому Иоанну, Предтече Го́спода, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и на́чал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. Зача́ло Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1), посвящено повествованию о Иоанне. Яко же есть писано во пророцех: се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пусты́ни: угото́вайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни и пропове́дая крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1:2; Мк. 1:3; Мк. 1:4). Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в са́мом скором вре́мени Го́спода, облеченного в человечество, — чтоб исправить для Него стези. Что̀ это за путь? Какие это стези? Это — образ мыслей человеческих; это — сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Го́спода, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтоб принять Го́спода, надо иметь сердечное произволение к тому́, надо иметь смиренные чувствования. Та̀к объяснил архангел Гавриил праведному Захарии, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил ему зачатие и рождение. Он (Предтеча), — говорил архангел, — многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предъи́дет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца́ отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый (Мк. 1:16; Мк. 1:17).

Покайтеся, — возвещал человечеству святой Предтеча, — сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. Покайтеся, прибли́жися бо Царствие Небесное (Мф. 3:2), т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога. Он сокрушит владычество смерти, извлечет из погибельной пропасти тех человеков и дарует вечное блаженство тем человекам, которые направят ум и сердце к принятию Его, которые приуготовят себя для такого принятия отвержением греховной жизни, сознанием своей погибели, сознанием необходимости в спасении и Спасителе, решимостью последовать и повиноваться Богочеловеку. Не сознаю́щий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признае́т себя достойным всех наград земных и небесных? К чему Христос для того, кто, не имея должных понятий о Боге и человеке, не хочет думать о вечности, но всецело погружен в земные попечения и наслаждения, как бы вечный на земле? Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия, человеки удобнее возносятся мыслью к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о Богоугодных добродетелях, вход к которым — истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство.

Пришедши в пустыню для спасения моего, к жителям пустыни, водворившимся в ней с тою же целью, не нахожу других слов, более приличных для первого моего сло́ва, не нахожу другого увещания, более приличного для меня и для новых братий моих, как слов и увещания, произнесенных святым Предтечею. Пришедши в пустыню для покаяния, за которое даруется Богом спасение, сотворим плоды, достойны покаяния.

Недостаточно избрать для жительства место, удобное к покаянию; недостаточно оставить имущество, сродников и друзей, отрешиться от близких и частых сношений с мiром; недостаточно этого. Это — только вспомогательные средства к покаянию; это — деяния, долженствующие предшествовать покаянию. Покаяние есть то село, на котором сокрыто духовное сокровище спасения; для покупки села́ надо продать всё свое имущество (Мф. 13:44). Продав имение, то есть оставив вещество и прервав свя́зи с мiром, надо сотворить плоды, достойны покаяния, чтоб покаяние было действительным, достигало своей цели. Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Одна неправильная мысль о себе может ввести в ду́шу, питать, поддерживать и укреплять в ней самомнение, соделывать ее неспособной к покаянию. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого ангела низвергла с неба, светлого ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Самомнение есть недуг духа нашего, не примечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе́ его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Очень верно определил служение равноангельского Предтечи архангел Гавриил. Он, как выше приведено, сказал, что святой Предтеча многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Это значит: святой Предтеча многих израильтян, забывших Бога, приведет к памятованию Бога; многих израильтян, соделавшихся чуждыми Бога, усвоит Богу. Далее архангел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца́, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто̀ эти отцы, кто̀ эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые су́дьи, цари и пророки. Под именем праведников до́лжно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги? — Какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей — соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: Аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27). И когда он сказал это? Когда стоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных таин, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным Божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись Боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать2. Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, Боговдохновенный пророк Давид чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения (Пс. 114:6). Кто̀ не умилится от глубоко смиренных глаголов Давида, от его искренней исповеди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой, вдохновенный песнопевец и частную греховность человека, и общую греховность человечества, глубину его падения, тяжкий плен под игом мiродержца — падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, вывешивает тяжесть цепей. Помилуй мя, Боже, — вопиет Давид, — по велицей милости Твоей (Пс. 50:3). Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; изцели мя, Господи, яко смятошася ко́сти моя, и душа́ моя смяте́ся зело́. Обратися, Господи, избави ду́шу мою, спаси мя ради милости Твоея́ (Пс. 6:3; Пс. 6:4; Пс. 6:5). Давид просит помилования, признае́т себя погибшим; причину помилования он ищет единственно в милосердии Божием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, неспособности помочь самому́ себе. Не дает он себе преимущества пред кем-либо из человеков! Напротив того, признае́т себя недостойным имени человека, грешнейшим из человеков: Аз есмь червь, а не человек, — говорит он, — поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21:7). В беззакониих зачат есмь, и во гресе́х роди́ мя мати моя (Пс. 50:7), — исповедуется Давид, сознавая участие свое в падении, общем всему человечеству, а о собственном душевном состоянии он выражается следующим образом: Внидоша во́ды до души́ моея́. Углебох в тимении глубины́, и несть постояния: приидох во глубины́ морския, и бу́ря потопи́ мя (Пс. 68:2; Пс. 68:3). Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя, от лица́ безумия моего (Пс. 37:5; Пс. 37:6). Оплакивая порабощение свое демонам и умоляя Бога об избавлении от этого порабощения, Давид говорит: Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь деня боря стужи ми. Попраша ми врази мои весь день. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло (Пс. 55:2; Пс. 55:3; Пс. 55:6). Умножишася стужающии ми! Мнози возстают на мя, мнози глаголют души́ моей: несть спасения ему в Бозе его. Воскресни́, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс. 3:2; Пс. 3:3; Пс. 3:8). Святой пророк Исаия, сподобившись увидеть Го́спода, седящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного ликами небесных Сил, воскликнул: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечи́сты устне́ имы́й, посреде люди́й нечистыя устне имущих аз живу́; и Царя Го́спода Саваофа видех очима моима (Ис. 6:5). Пророк, увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней.

Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля — христианского племени — по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше (Евр. 11:13). Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу. Нужно, нужно отвержение самомнения, нужно сознание своей греховности, своего падения, своей погибели — нужно покаяние, то есть раскаяние в соделанных согрешениях, оставление греховной жизни, чтоб вступить в истинное Богопознание и Богослужение.

Святой Предтеча, имевший целью возвратить современных ему израильтян к образу мыслей и к чувствованиям их блаженных праотцов, между которыми был Авраам, в начаток наставлений преподал слушателям, как особенно важное, следующее наставление: Не начинайте глаголати в себе: отца и́мамы Авраама. Что̀ это значит? Великий Иоанн желает, чтоб слушатели его наследовали образ мыслей и чувствования Авраама, и вместе требует от них: Не начинайте глагалати в себе: отца и́мамы Авраама. Эти слова́ проповедника покаяния заключают в себе то печальное значение, что потомки Авраама, не имея ни его о́браза мыслей, ни его чувствований, ни праведных дел его, чрезвычайно были заняты своим происхождением по плоти от Авраама; тщеславились этим происхождением, по поводу его презирали прочие народы. В этом отношении израильтяне следовали общему обычаю враждебного Богу мiра. Основателем Вавилонского царства был начальник шайки разбойников, Неврод; основателем государства Римского был другой разбойничий атаман, Ромул; родоначальниками прочих народов, основателями прочих государств были ли́ца, наиболее подходившие достоинствами к Невроду и Ромулу. Напротив того, родоначальником израильтян был муж святой, наименованный другом Божиим, Авраам; законодатель их был другой святой муж, дивный чудотворец — Моисей; много других святых мужей возникло из среды́ их; сам Мессия, сам Богочеловек долженствовал родиться в семье израильского народа. К несчастью, бо́льшая часть израильтян, по плоти потомков Авраама и пророков, нисколько не сходствовала с этими праотцами своими по поведению, по характеру; в нравственном отношении израильтяне более походили на тех праотцов своих, которые обагрили ру́ки в крови пророков, камнями побивали посланников Божиих (Мф. 23:37). Напыщенное мнение о себе по поводу происхождения от Авраама заразило весь народ гордостью, соделало его неспособным к принятию покаяния, к обращению его к Богу, к принятию им обетованного Мессии. Проницательно великий Иоанн Предтеча направил первые слова́ проповеди против главного народного недуга, против пагубного самомнения. Не начинайте глагалати в себе, отвергните тайную мысль, глубоко укоренившуюся в сердцах ваших, отца и́мамы Авраама! Отвергните ваше глупейшее плотское мудрование, враждебное Богу, не покоряющееся и не могущее покориться Богу! Отвергните ваше плотское мудрование, которое уже́ есть для вас вечная смерть, которое запечатлеет в вас вечную смерть, если вы пребудете в нём (Рим. 8:6)! Знайте, что Авраам благоугодил Богу верою (Рим. 4:3), что Авраам служил Богу духом и истиною, и потому потомство Авраама есть духовное, составляется из всех человеков, стяжавших истинную веру в Бога, без всякого плотского участия гражданской народности, яко быти ему (Аврааму) отцу (отцом) всех верующих в необре́зании, и отцу обре́зания, не сущим то́чию от обре́зания, но и ходящым по стопам веры отца нашего Авраама (Рим. 4:11; Рим. 4:12). Напрасно вы, упоенные самомнением и гордыней, упоенные плотским мудрованием, исходящим от падшего ангела, презираете, уничижаете прочие народы! Если они столько чужды истинных понятий о Боге и столько мертвы сердцем, что могут быть безошибочно названы камнями: то глаголю вам, яко может Бог от ка́мения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Не начинайте глаголати о себе: отца и́мамы Авраама, потому что таким напыщенным мнением о себе вы уничтожаете всякое духовное родство, — мало! — всякое сближение и отношение между вами и Авраамом.

Верным было устремление Иоанна против самомнения, рождаемого образом мыслей по стихиям мiра, по стихиям ветхого человека; справедливым было употребление против самомнения самых сильных выражений; горестнейшим событием оправданы слова́ проповеди Иоанновой. Иудеи по причине самомнения отвергли Мессию, богоубийством они довершили преступления своих отцов, избивших и побивавших камнями пророков и посланников Божиих. Действуя против Мессии, они постоянно имели во устах Авраама и Моисея, истинных служителей Мессии. Мы Моисеовы есмы́ ученицы́, — говорили они, усиливаясь лукавством оправдать свое отвержение Богочеловека. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог; Сего же, Го́спода Иисуса Христа, не вемы откуду есть (Ин. 9:28; Ин. 9:29). Говорили они это в то время, как стоял пред собором их, пред их очами исцеленный Господом слепой от рождения, когда они, так сказать, осязали чудо Го́спода, между тем как о давних чудесах Моисея знали только из повествования Священного Писания. — Господь увещевал сошедшихся к Нему иудеев принять Его учение и чрез это наследовать духовную свободу от греха, или спасение и вечное блаженство. Гордость и самомнение не допустили иудеев принять Божественного увещания. Они резко отвечали Господу: Се́мя Авраамле есмы́, и никомуже работахом николиже (Ин. 8:33). Лгут несчастные, ослепляемые гордостью и самомнением; не видят своего бедственного состояния, своего порабощения не только в духовном отношении, но и в отношении гражданском. Иудеи в разные эпохи были рабами и египтян, и многих ханаанских народов, и вавилонян, и сириян. В то время, в которое так бесстыдно провозглашали о своей свободе, они были в полном порабощении у римлян. Возмущение иудеев против этих сильных владык вселенной, происшедшее от ослепления самомнением и самонадеянностью, было причиною окончательной гражданской смерти иудейского народа.

Святой Евангелист Лука повествует, что великий Иоанн Предтеча, увещевая израильтян отвергнуть самомнение и несчастную напыщенность происхождением по плоти от Авраама, называл весь народ порождениями ехидны (Лк. 3:7). Святой же Евангелист Матфей говорит, что Иоанн назвал порождениями ехидны саддукеев и фарисеев (Мф. 3:7). Сам Спаситель мiра назвал книжников и фарисеев змеями, порождениями ехидны, не могущими избежать осуждения в огнь геенский (Мф. 23:33). Это значит: название порождениями ехидны отнюдь не было только сильным выражением: оно — определение суда Божия, изреченное чрез Иоанна Святым Божиим Духом. Змеем и ехидною здесь назван падший ангел — сатана. Зараженные самомнением, называвшие себя чадами и племенем Авраама, названы чадами и племенем сатаны, названы и признаны такими Самим Богом. Вы отца вашего диавола есте́ (Ин. 8:44), — возвестил Господь иудеям, когда они, беснуясь гордыней, дерзнули назвать себя, предстоя лицу Го́спода, не только чадами Авраама, но и чадами Бога; Вы творите дела́ отца вашего, и похоти отца вашего хощете творити (Ин. 8:44). Вы стяжали и деятельность, и настроение сатаны! И воля ваша согласна с волею сатаны, и образ мыслей ваших со всей полнотой заимствован от него! Будучи чадами Авраама по плоти, мечтая о себе, что вы — чада Божии, вы соделались по духу и настроению вашему чадами диавола, его ангелами, его сонаследниками.

Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души́ едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий ду́шу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям — покаяние — затворяется, накрепко заключается гордостью. Мытари́ и любодейцы, которых грехи так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники (Мф. 21:31).

По какой причине Иоанн Предтеча назвал весь народ иудейский порождениями ехидны, по преимуществу же саддукеев и фарисеев? По той причине, что саддукеи и фарисеи по преимуществу заражены были недугом плотского мудрования и самомнения, по преимуществу они величались происхождением от Авраама, родством с пророками; свой недуг они сообщали народу, как начальники и учители народа. Саддукеи3 были малочисленны, они состояли наиболее из знатнейших мiрян; впрочем, к ним принадлежали также знатнейшие и богатейшие из духовенства (Деян. 5:17). Они не верили будущей жизни и не думали о ней, как то̀ обыкновенно бывает с людьми, пресыщенными обилием земных благ; не занимались изучением Веры, утопая в земных попечениях и наслаждениях, как утопал в них описанный в Евангелии богач (Лк. 16:19), принадлежащий, полагают, к числу саддукеев. К партии фарисеев принадлежало большинство духовенства (Ин. 1:19; Ин. 1:24) и те мiряне, которые с особенным тщанием занимались изучением Закона Божия, как святой апостол Павел. Но фарисеи занимались Богопознанием без самоотвержения; занимались им не для Неба, а для своего земного положения, с целью получения земных выгод: по этой причине от самого́ изучения Закона Божия, его буквы, убивающей ду́шу вечной смертью, от изучения Закона Божия для славы человеческой, для устройства своего вещественного положения в обществе человеческом, они впали в бездну и мрак плотского мудрования, враждебного Богу4. Таким образом фарисеи пришли в одно душевное настроение с саддукеями, в настроение, неспособное принять Мессию, неспособное к принесению плодов покаяния. Одни, не занимаясь Законом Божиим и не зная его по причине преданности мiру, другие, тщательно изучая Закон Божий и зная его по букве, но с целью мiролюбия, одинаково соделались плотскими человеками, врагами Бога, чадами диавола. Беснуясь гордыней отца своего, они хвалились отвержением Мессии: Еда кто̀ от князь или от фарисей верова в Онь? — говорили они. Произнесши эти страшные слова́ о вочеловечившемся Боге, они дополнили их столько же страшными словами о ближних, словами, выразившими их сердечный залог, их адскую гордыню, их презрение и ненависть к человечеству, образовавшиеся от неправильного изучения и понимания Богословия: Народ сей, — сказали они, — иже не весть Закона, про́кяти суть! (Ин. 7:49) Точно! Такой образ мыслей, такое настроение се́рдца соделывает человеков порождениями ехидны, чадами диавола и диаволами. Неспособны они к покаянию, неспособны усвоиться Богу, неспособны наследовать спасение и блаженство, которые всемилосердный Бог дарует туне человекам, сознаю́щим свою греховность и врачующим ее истинным покаянием. Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть, смерть души́, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которой заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним. Удел несчастных по разлучении их от те́ла и пото́м по соединении с воскресшим телом — вечное заключение в темницах ада, вечное томление в адских муках. Змия́, порождения ехиднова, — возвестил им Господь, — как избежать вам от осуждения в геенну? (Мф. 23:33) Это значит: нет возможности самомнительным, возвеличившим в себе свое я, избежать осуждения на страшном суде Божием, если они не озаботятся уврачевать себя от самомнения покаянием и самоотвержением.

Святой апостол Павел хотя и принадлежал по происхождению к израильскому народу, к колену Вениаминову, хотя был евреем из евреев, по изучению Закона фарисей, хотя был непорочен по современном иудейскому пониманию Закона, но отверг все эти плотские и временные преимущества ради превосходящего преимущества, доставляемого Христом, преимущества духовного, вечного, существенного, Божественного. Святой Павел отверг преимущества по плоти, как препятствия к приобретению Христа: они точно служат величайшим препятствием. Яже ми бяху приобре́тения, — говорит апостол, — сия вмених Христа ради в тщету́. Но убо вменяю вся тщету́ быти за превосходящее разумение Христа Иисуса, Го́спода моего (Флп. 3:7; Флп. 3:8). Вот истинное исполнение наставления, преподанного великим Иоанном Предтечею, паче же Святым Духом, во главе проповеди о покаянии. Павел, отвергнув плотское мудрование и самомнение, признав их душевным бедствием, причиною неспособности к истинному Богопознанию и Богослужению, принес обильнейший плод покаяния: из фарисея и гонителя Церкви Божией соделался истинным служителем Бога и Его апостолом.

Все, оказавшие должное внимание к проповеди великого Иоанна Предтечи, к гласу Божию, гремевшему из уст его, подчинились благому игу покаяния. В число учеников его, то есть принявших его учение, поступили многие люди из низшего сословия (Ин. 1:35); многие ли́ца развратного поведения оставили греховную жизнь (Мф. 21:32) и соделались способными уверовать в Спасителя и последовать Ему. Но саддукеи и фарисеи отвергли проповедь о покаянии, затем отвергли и Спасителя. Весьма немногие из них, как то: Никодим, Иосиф Аримафейский, Гамалиил последовали в некоторой степени самоотвержению Великого Павла и соделались последователями Христа, сперва тайными, а пото́м и явными.

Не замолк и ныне глас вопиющего в пустыне, призывающего всех к покаянию. Замкнуты мученической смертью уста Иоанна, но он не престает вопиять из Евангелия. Чтоб услышать его, нужно благое произволение: без благого произволения человеки видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют (Мф. 13:13), а иже добрым сердцем и благим слышат слово, те удерживают его, и плод творят в терпении (Лк. 8:15). С благим произволением примем проповедь о покаянии. Приняв, не предадим ее забвению по причине рассеянности или увлечения пристрастиями; удержим в памяти, в сердце, сотворим плоды достойны покаяния. Во-первых, отвергнем сомнение и плотское мудрование, которые убеждают нас гордиться знатным происхождением от боярского или священнического ро́да, знатным и богатым родством, собственной знатностью и богатством, которые мы имели, живя в мiре, различными душевными и телесными способностями, ученостью и начитанностью нашими. Все эти достоинства, данные человеку на время, ничего не значат пред достоинством, дарованным навечно. Вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы — христиане. Цена, которой приобретено нам это достоинство, бесценна. Не́сте свои, — говорит нам апостол, — ку́плени бо есте́ ценою, превысшею всякой цены́: дражайшею кровью Христовою. Прославите убо Бога в телесех и в душа́х ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:19; 1Кор. 6:20). Как за каждого из нас дана одна цена, то духовное достоинство каждого из нас равно. Несть Еллин, ни Иудей, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11). «Велико ми есть, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — яко нарекохся христианин и инок, якоже рекл еси, Господи, единому от раб Твоих, яко велико ти есть, яко наречеся на тебе имя Мое. Больше же ми есть сие, паче всех царствий земных и небесных, точию да не отлучен буду от наречения сладчайшаго имени Твоего»5. Это достоинство требует, чтоб мы благоговели к нему, чтоб по причине его мы благоговели к самим себе, как к сосудам, в которых хранится неоценимое и бесценное сокровище, как к храмам Божества. Мы должны тщательно охранять себя от всякого зла, как от унизительной для нас скверны, презирать все плотские преимущества, как ничтожные пред нашим духовным достоинством и не свойственные для него. Такова должна быть святая гордость естества обновленного, как сказал преподобный Исаия Отшельник6; она да ограждает это естество от нравственного уничижения! Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость.

Прежде нежели окончим беседу, снова возвратимся к проповеди Иоанна, обновим в памяти нашей содержание ее, чтоб нам быть не столько слышателями ее, но и исполнителями, чтоб сотворить плод достойный покаяния. — Святой пророк Исаия, за семь столетий предвозвещая служение Предтечи, изложил содержание его проповеди следующим образом: Глас вопиющаго в пустыни: угото́вайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Всякая дебрь наполнится, и всяка гора и холм смири́тся, и будут вся стро́потная в право, и острая в пути гла́дки, и яви́тся слава Господня, и у́зрит всяка плоть спасение Божие. Се, Бог ваш, се, Господь, Господь с крепостию и́дет, и мы́шца Его со властию (Ис. 40:3; Ис. 40:4; Ис. 40:5; Ис. 40:10; Лк. 3:4; Лк. 3:5; Лк. 3:6). Уже́ мы видели, что путем Го́спода и стезями Его в ду́ши человеческие Священное Писание называет соответствующие тому́ образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные и́гры и увеселения — словом, всё, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души́ самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимозначительных, и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единой Православной Восточной Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Го́спода соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в ду́шу вместе с вошедшим в нее Господом. Аминь.


Примечания:

1 Написана по прибытии в Николаевский Бабаевский монастырь в 1861 году.

2 Иов 42:6. Что такого состояния достигают святые Божии, смотри св. Исаака Сирского, слово 48 и 49.

3 Bergier, «Dictionnaire Theologique», Saduceens.

4 Святой Тихон Воронежский. Том 15-й, письмо 32.

5 Добротолюбие, ч. 3, книга 1, о е́же ка́ко стяжати истинную веру.

6 Слово 2.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Если [человек] не отречется с усилием от мiра, не отрешится всем сердцем от земных пожеланий, и не пожелает всецело прилепиться к Господу, то не позна́ет обмана сокровенных ду́хов злобы и тайных зловредных страстей, но остается чуждым себе самому́, потому что неизвестны ему язвы его, и, имея в себе тайные страсти, не сознае́т их; но еще добровольно привязывается к видимому и прилепляется к мiрским попечениям.
                                                                                                                           Преп. Макарий Великий

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz