Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Беседа в Неделю двадцать вторую.
О богаче и нищем


Возлюбленные братия! Мiр называет свои увеселения и наслаждения невинными. Знать, ка̀к взирает на них и ка̀к судит о них Бог, существенно нужно для каждого из нас. Каждый из нас должен, должен непременно, в неопределенное, неизвестное для него время оставить поприще кратковременного земного странствования, вступить в область вечности, на гранях ее дать отчет в употреблении срочным временем, дарованным на снискание спасения, наконец, или вознестись в обители вечного блаженства за правильное употребление земной жизни, или за злоупотребление ею низвергнуться навечно в ад. Вопрос этот решен в ныне чтенном Евангелии. Суд Божий возвещен благовременно. Поспешим усвоить себе образ мыслей, преподанный Богом, чтоб понятия превратные, обольстительные не отклонили нас от деятельности Богоугодной, не послужили для нас начальной причиной величайших, вечных бедствий. Не будем легкомысленны, определяя и решая нашу вечную участь! Займемся этим важнейшим делом со всевозможным вниманием: оно требует такого внимания! Оно достойно такого внимания! Рассмотрим определение суда Божия о плотских увеселениях человеческих, определение, возвещенное предварительно для предостережения и наставления; направим деятельность нашу по воле Бога нашего, и окончательное изречение Божие не поразит нас приговором к вечной смерти. Не поразит оно нас этим приговором, когда, по внезапному повелению и требованию Бога, оставим этот мiр, покинем в нём самые тела́ наши, — одними душами вступим в мiр ду́хов, чтоб там причислиться или к ду́хам блаженным, или к ду́хам отверженным.

Человек некий, — повествует при́точное сказание Евангелия, — бе богат и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни све́тло (Лк. 16:19). Две черты из жизни богача выставляются Евангелием для благочестивого, душеспасительного созерцания: его роскошь и его преданность увеселениям. В противоположность положению человека, преизобилующего земными благами, пресыщающегося ими, выставлено страдальческое положение больного и нищего, томящегося под гнетом всех лишений. Часто эти положения, столько различные, живут одно близ другого, живут во взаимном вещественном и нравственном отношениях. И здесь в соседстве, в одном месте с великолепием и благоденствием обитало, теснилось бедствие. Нищь же бе некто, именем Лазарь, иже лежаше пред враты́ богача гно́ен и желаше насытитися от крупиц, падающих от трапе́зы богатого (Лк. 16:20; Лк. 16:21). Богачу было не до нищего. Он был озабочен попечением, чтоб пиршества его и увеселения не представляли никакого недостатка, чтоб были удовлетворены требования изящного вкуса и современной моды или обычая, чтоб было удовлетворено тщеславие хозяина, нуждавшееся представить на показе посетителям и богатство, и так называемое знание света, приличия жизни, чтоб были удовлетворены все плотские пожелания посетителей, чтобы было удовлетворено их сладострастие всеми рода́ми сладострастного удовлетворения. Прислуге богача также некогда было заняться нищим: всё внимание ее сосредоточено было на быстрое и неупустительное исполнение распоряжений и повелений господина, блиставшего, вероятно, и гениальной изобретательностью на избранном им поприще.

Увы! Всякое земное положение отнимается смертью, изглаждается, как бы никогда не существовавшее. Бысть же умрети нищему, — продолжает повествовать Евангелие, — и несе́ну быти Ангелы на лоно Авраамле; у́мре же и богатый, и погребоша его (Лк. 16:22). Погребоша его! только. Не чем иным оканчивается поприще всякого великого земли́, приносившего жизнь в жертву для земли́. Какое холодное изречение! Погребоша его. Равнодушно провожают в вечность обладателя временных благ наследники этих благ. Лишь для приличия при погребальной церемонии облачаются принужденно печалью лица́. Скоро разъяснятся они за роскошным столом, последующим погребению, за столом, за которым чашами вина́ заливается мимошедшее го́ре, встречается наступающая радость. Скоро умрет и воспоминание о почившем! Внимание всех скоро обратится исключительно к наследникам и услышатся восклицания, провозглашающие их счастливцами, достойными зависти. Счастье доставлено смертью так называемого близкого сердцу. Погребоша его, — это сказано не столько о погребении те́ла в неглубокой могиле, сколько о погребении души́ в могиле глубочайшей, в адской бездне1. Загробная участь богача поведана в противоположность загробной участи нищего.

Этим при́точная повесть Евангелия не прекращается. Вслед за сказанным она поведает о событии в невидимом нами, ожидающем нас мiре. Богач, во аде возвед очи свои, сый в муках, у́зре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его. И той возглашь рече́: отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омо́чит конец пе́рста своего в воде и устуди́т язык мой, яко стражду во пламени сем (Лк. 16:23; Лк. 16:24). Какая перемена положений! Временное благоденствие заменено вечным горем, и временное страдание вечным блаженством. Недавно нищий лежал полунагим, гнойным у воро́т богатого, желал утолить томивший его голод крохами, падающими со стола́, не какими-либо более значащими остатками, которыми пользовалась прислуга; недавно богач не хотел взглянуть на нищего, видел его мимоходно, как бы не видя, отвращал от него взоры, гнушаясь его безобразием; теперь нищий наслаждается, блаженствует; теперь богач просит, чтоб нищий, омочив конец перста в воде, прикоснулся языку его, прохладив язык, иссохший и раскалившийся в пламени адском. Оказывается, что богатому коротко было известно положение нищего: он знал даже имя его. Причиной невнимания к нищему было не неве́дение. Рече́ же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем, и Лазарь та́кожде злая: ныне же зде утешается, ты же стра́ждеши. И над всеми сими между́ нами и вами пропасть вели́ка утверди́ся, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят (Лк. 16:25; Лк. 16:26). С кротостью, смирением и любовью отвечает Авраам адскому узнику. Он не осуждает осужденного Богом, преданного вечной му́ке; не уклоняется от беседы с ним; не отрекаясь от родства по плоти, называет его сыном; не обличает его, но только напоминает о образе земной жизни, послужившем причиной вечного блаженства для одного, вечного мучения для другого. Говорит Авраам о неизменяемости загробных состояний, не присовокупляя никакого объяснения: это — установление Божие, не подлежащее суду человеческому, принимаемое верою, вполне ясное для единого Бога.

Ободренный ответом милосердым, адский узник относится с другой просьбой к святому Патриарху: Молю тя, отче, да по́слеши Лазаря в дом отца моего: и́мам бо пять братий: яко да засвидетелствует им, да не и ти́и прии́дут на место сие мучения (Лк. 16:27; Лк. 16:28). Это прошение служит обличением неопытности в духовной подвижнической жизни. Неопытный просит для неопытных величайшего искушения: явления существа из мiра ду́хов, который закрыт от нас Богом, чтоб сохранить нас от обольщения ду́хами падшими и лукавыми, принимающими вид Ангелов света для удобнейшего обмана и погубления человеков. Патриарх указывает несчастному путь правильный, путь изучения закона Божия и последования ему; Патриарх сообщает ниспадшему во ад сведение, которое могло бы предохранить его от ада, если б он стяжал его и воспользовался им своевременно. И́мут, — сказал Авраам, — Моисеа и Пророки: да послушают их (Лк. 16:29). Познания, доставляемые Словом Божиим, вернее познаний, доставляемых даже истинными и святыми видениями. Это явствует из второго послания святого апостола Петра. Упомянув о преславном Преображении Господнем на горе́ Фаворской, которого апостол был очевидцем, он говорит: И́мамы известнейшее (более достоверное) пророческое слово, емуже внимающе яко светилу, сияющу в темнем месте, до́бре творите́, до́ндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших (2Пет. 1:19).

Глубокое неве́дение адского узника не поняло преподанной ему глубокой истины. Он вступает в прение с Патриархом, возражает: Ни, отче Аврааме, но аще кто от мертвых и́дет к ним, покаются. — Аще Моисеа и Пророков не послушают, — был ответ Авраама, — и аще кто от мертвых воскреснет, не и́мут веры (Лк. 16:30; Лк. 16:31). Тем, которые не хотят ознакомиться должным образом с законом Божиим, которые земную жизнь всецело истрачивают на служение греху и мiру; тем, которые изучают закон Божий только по букве, пренебрегают деятельным изучением его, попирают его своим поведением: тем явление души́ блаженной из селений райских не принесет никакой пользы. Самое воскресение из запечатленного, охраняемого стражею гроба не возбудит убитой греховной жизнью и лукавым произволением способности к вере. Воскрес Господь, и что̀ делают первосвященники и старцы иудейские? Они подкупают римских воинов, приставленных ими же ко гробу и принесших достоверное известие о воскресении, чтоб воины скрыли и оболгали воскресение Го́спода. Что̀ делают воины, сподобившись видения превыше своего достоинства, увидев сошедшего с неба молниеносного Ангела, отвалившего камень от гроба, в котором было заключено тело Го́спода, поразившего их ужасом, от которого они па́ли на землю и сделались как бы мертвыми? Они принимают сребренники и под влиянием их, несмотря на страшное чудо, которого были свидетелями, покрывают чудо мраком лжи (Мф. 28:11-15). Ни поразительнейшие знамения, ни видения грозные, ни видения насладительнейшие не производят благотворного впечатления на сердце, не доставляют ему спасения, если оно не направлено на путь спасения законом Божиим. Если же оно озарено этим светильником, данным Свыше в руководство для всех, желающих получить блаженство в вечности (Пс. 118:105), то достигнет оно этого блаженства без помощи от видений и чудес. Многочисленные опыты в истории христианского подвижничества служат тому́ доказательством.

Начальной причиной духовного, вечного блаженства для человека служит тщательное изучение закона Божия и жительство по закону Божию: начальная причина душевного, вечного бедствия заключается в неве́дении закона Божия, в жительстве по внушениям и представлениям лжеименного разума, по влечениям воли, поврежденной, извращенной состоянием падения. Несчастный богач имел, как видно, о себе, о своих отношениях к имуществу, к человечеству, — словом, ко всему, превратные, ложные понятия. Он действовал из этих понятий, и погиб. Он не стяжал истинного Богопознания, не ведал, какое значение имеет человек, какая цель его существования бесконечного, какая цель его временного пребывания на земле, какие его обязанности к Богу, самому́ себе, к ближним, к мiрам, видимому и невидимому. Омраченный неве́дением, омраченный состоянием падения, примером других, принятыми обычаями в обществе человеческом, он счел жизнью жизнь одного те́ла, оставив без внимания жизнь души́; он захотел развить исключительно жизнь те́ла, доставляя ему всевозможные наслаждения, употребив все способности души́ в служение телу. Так поступил он с собственной душой, так поступил и с ближними: пренебрег ими. Не пренебрегал он лишь теми из них, которых употреблял в орудия своей воли и которые были споспешниками этой воли. Имущество свое он признавал во всех отношениях собственностью, а себя вправе употреблять эту собственность по произволу. Писание рассуждает иначе. Оно называет достаточных людей только распорядителями имущества, которое принадлежит Богу, поручается распорядителям на время, чтоб они распоряжались по воле Божией2. И имущество, и земную жизнь богач употребил единственно в угождение плоти. Эти временные дары Божии, которыми можно б было приобресть дары вечные, он поверг в тление. Он пировал и роскошествовал! Пировал и роскошествовал не изредка, не в известные времена, но ежедневно, постоянно, веселяся на вся дни све́тло (Лк. 16:19). Он переходил от одного удовольствия к другому, непрестанно развлекая и рассеивая себя, не допуская до самовоззрения, чтоб при этом не открылось какое-либо печальное зрелище, не ожило какое печальное воспоминание, не нарушило радостного расположения. При такой жизни, Бог, вечность, блаженство и страдания в ней забываются, — забываются так глубоко, что представляются вовсе не существующими. И многие, упоенные жизнью для плоти, не только забыли о предметах духовных, но начали из упоения своего отвергать существование Бога, невидимого мiра, самой души́ своей. Точно! Для их существования прекратилось существование этих предметов. Они отвергли бы и самую видимую смерть, если б возможно было отвергнуть ее. Они отвергают значение ее, называя ее уничтожением человека. Такое понятие мирит с плотской жизнью, одобряет плотскую жизнь. Усвоивший себе это понятие, свободно может веселитися на вся дни све́тло, исполнять все прихоти, попирать все святейшие обязанности, все добродетели, лишь бы сохранены были благовидность и приличие пред очами мiра. Человек, проведший таким образом земную жизнь, очуждивший себя от Бога во вре́мени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом; отходит он туда за отвержение Бога. Низвергается в адскую темницу чуждый Богу, хотя бы он не был открытым злодеем.

Евангелие не упоминает ни о какой добродетели нищего Лазаря; говорит только о его страдальческой жизни, и о том, что Ангелы отнесли ду́шу его в отделение рая, именуемое лоном Авраамовым. Святые Отцы даже замечают, что Лазарь имел грехи, за которые попущены ему были Богом болезнь и нищета. К такому заключению приводят слова́, сказанные о нём, что он восприял злая (Лк. 16:25). Подобное выражение употреблено и о богаче для означения, что имущество было предоставлено богачу Богом, отнюдь не было его собственностью, как ошибочно думают многие о своем имении. В чём до́лжно искать причину спасения и блаженства в вечности, дарованных Лазарю? Какая добродетель была его добродетелью? Причиной его спасения, его добродетелью было покаяние. Очевидно, что он, подобно разбойнику, распятому одесную Го́спода, сознавал себя достойным наказания, благодарил и славословил Бога за наказание во вре́мени, молил о помиловании в вечности. Патриарх, как мы уже́ заметили, беседуя с адским узником, ничего не сказал ни о греховности этого узника, ни о праведности Лазаря; только выставил положение в вечности того и другого, как следствие их положения земного. Обличение в греховности преданного вечной му́ке, объявление ему заслуг райского жителя были уже́ поздними, излишними: они послужили бы только причиной новой болезни для пораженного вечной смертью, которой навсегда отнимается не бытие, а наслаждение бытием, сопрягается с бытием страдание, столько лютое, как люта смерть. Святой Патриарх щадит казненного Богом; не дерзает не только осуждать, но и присовокуплять суда своего к суду Божию; сострадает страждущему в вечной му́ке, как своему члену, как члену общества, — говорит: Чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем, и Лазарь та́кожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лк. 16:25). Это значит: «Тебе дано было Богом большое имущество, чтоб ты, посредством его вспомоществуя нуждающимся и бедствующим, как то повелевает закон Божий, изработал свое спасение; но ты злоупотребил даром Божиим, повергши его в смрад плотоугодия, и за это низвергся в пропасть, в пламень ада. Также Лазарю, во очищение грехов его, посланы были Богом нищета и недуг. Он воспользовался ими, сознался в греховности своей, оправдал и исповедал правосудие Божие, покаялся. Он вознесен Ангелами в селения райские для вечного блаженства, как исполнивший волю Божию». Справедливо замечают Отцы, что об этой добродетели Лазаря, хотя и умолчано, но она явствует из последствий: иначе Ангелы не предстали бы ему и не поместили бы его в вечной обители святых, угодивших Богу3. Нифонт, епископ Констанции Кипрской, муж великой святости, беседуя однажды с братией о пользе души́, воспомянул и следующее: «Был в этом городе (в Константинополе, где жил святой до епископства своего) у одного из вельмож раб именем Василий, художеством швец, по нраву злой, сквернитель, скомрах, погублявший всё время в играх и плотских грехах, несмотря на увещания господина своего. Дивным смотрением милосердого Бога устроилось ему спасение следующим образом: настал великий голод, и начали господа́ выгонять от себя рабов по причине недостатка в продовольствии. Выгнал и Василия господин его. Изгнанный Василий продал сперва одежду для покупки хле́ба, пото́м стал ходить полуобнаженным, прося милостыню. Тогда была зима; он очень пострадал от стужи. Наконец, изнемогши, лег на улице. Мало-помалу отгнили у него ножные пальцы, а пото́м отнялись и самые но́ги. Василий терпеливо переносил это состояние, признавая его наказанием за грехи свои; он постоянно повторял: Слава Богу за всё. Так пробыл он два месяца на улице, без покрова воздыхая и рыдая о грехах своих. Случилось, что по этой улице проходил некоторый Христолюбец, именем Никифор. Он, увидев Василия страждущим, приказал отнести его в свой дом, где доставил ему спокойствие и пропитание. По прошествии двух недель, в субботу, больной Василий на́чал говорить: «Благо пришествие ваше, святые Ангелы; подождите немного, и мы пойдем». Они сказали: «Нет, иди немедленно, потому что призывает тебя Господь». Отвечал Василий: «Потерпите мне немного, чтоб я мог отдать долг: я взял взаймы у одного из друзей моих десять медных монет и еще не отдал; как бы из-за них не остановил меня диавол на воздухе». Ангелы согласились подождать. Василий, выпросив деньги, послал их по принадлежности и после этого предал дух Богу»4.

Человекам во время земной жизни их даются различные положения непостижимой Судьбой: одни пользуются богатством, славой, могуществом, здравием; другие бедны, так незначительны в обществе человеческом, что всякий может обидеть их; иные проводят жизнь в горестях, переходя от одной ско́рби к другой, томясь в болезнях, в изгнаниях, в уничижении. Все эти положения — не случайные: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтоб каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение. — Несущие бремя скорбей должны нести его со смирением, с покорностью Богу, ведая, что оно возложено на них Богом. Если они грешны, то ско́рби служат воздаянием во вре́мени за грехи их. За сознание своей греховности, за благодушное терпение ско́рби они избавляются воздаяния в вечности. Если они невинны, то посланная или попущенная скорбь, как постигшая их по мановению Божию, с всеблагой Божественной целью, приготовляет им особенные блаженство и славу в вечности. Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает Божественную цель ско́рби: лишает спасения, подвергает вечной му́ке.

Те, которым предоставлено распоряжение земными благами, должны особенно охраняться от злоупотребления ими. Славные и сильные земли́! Ваше назначение — быть благодетелями человеков и чрез благотворение ближним быть благодетелями самим себе. Авраам имеет на небе лоно, то есть обитель, в которую он принимает земных страдальцев, достойных ее. Положение его на небе подобно положению, которое избрал он для себя на земле. На земле он был богат, принимал странных, помогал угнетенным и нуждающимся. Блаженное положение его на небе устроилось сообразно добродетельному жительству на земле. И вы таким жительством стяжи́те такие обители и такое положение, которые уже́ со справедливостью можно будет признавать вам собственностью. Они не отымутся никогда, между тем как земные саны и преимущества, земное богатство, все земные бла́га даются только на подержание. Евангелие называет земное достояние неправедным и чужим, а небесное истинным и собственностью человека. Аще в неправеднем имении ве́рни не бысте, во истиннем кто̀ вам веру и́мет? И аще в чуже́м ве́рни не бысте, ваше кто̀ вам даст? (Лк. 16:11; Лк. 16:12) Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения. Мы не нуждалась бы ни в деньгах, ни в защите от стихий, которую стараемся сделать великолепной, ни в других пособиях, переходящих в предметы роскоши, если б не низвергнуты были из рая на землю, на которой пребываем самое краткое время, данное нам милосердием Божиим для возвращения утраченного рая. Временное богатство названо чужим, оно и само по себе уничтожается и постоянно переходит из рук в руки; оно не свойственно человеку, служит обличением его нужды́ в вспоможении себе, обличением падения его. Неудержимое! Не остановилось оно, и не пребыло ни в каких руках; всегда дается на срок более или менее краткий, одинаково краткий пред беспредельной вечностью. Вечное имущество названо истинным, как нетленное, неизменяющееся, всегда пребывающее собственностью того, кто однажды получит его. Оно названо своим человеку: человек сотворен для обладания и наслаждения им; оно свойственно человеку. Чтоб получить истинное, свойственное вам, неотъемлемое достояние, сохраните верность Богу при распоряжении срочно вверенным. Не обманите себя: не сочтите земного имущества собственностью! Не обманите себя: не сочтите себя вправе располагать этим имуществом по произволу! Не обманите себя: не сочтите безгрешным употребление этого имущества на роскошь и увеселения! Вы обязаны распоряжаться так, как повелел поручивший вам распоряжение Бог. Употребляя ваше имущество на роскошь и увеселения, вы попираете закон Божий, отнимаете у ближних то, что̀ Бог поручил вам раздать им. Предаваясь пиршествам и увеселениям, вы гу́бите сами себя. Вы порабощаете дух телу; вы заглушаете, умерщвляете ду́шу, забываете о Боге, о вечности, утрачиваете самую веру. Развивая в себе единственно плотские ощущения, усиливая их изысканным и излишним питанием, постоянными плотскими увеселениями, вы не можете уже́ удержаться от любодеяния, ненасытно предаетесь ему. В этом смертном грехе погребаете окончательно ваше спасение. Го́ре вам, — возвестил Спаситель, — богатым, злоупотребляющим богатством вашим: яко отстоите́ утешения вашего. Го́ре вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Го́ре вам, смеющымся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:24; Лк. 6:25). — Дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех (Лк. 12:33). Найдите наслаждение в творении добродетелей! Лишь прикоснетесь к совершению их, как вас встретит это духовное, святое наслаждение и покажутся вам гнусными наслаждения плотские. От подаваемой вами милостыни начнет являться в вас живая вера, которой вы усмо́трите и позна́ете опытно Бога. Свойственно милости рождать веру, и вере — милость. Воздержание от угождения плотским похотениям доставляет уму чистоту, и воззрение ума на землю и на всё земное изменяется: ему открывается, чего̀ он доселе не видел, тленное в тленном и временное во временном; помышления его отселе начинают возноситься к вечности; он находит существенно нужным осмотреть благовременно, изучить ее необозримую область. Сотворите себе дру́ги от мамоны неправды, — увещевает Евангелие, называя мамоной неправды вещественное имущество, а друзьями святых Ангелов и тех святых человеков, которые уже́ отошли отсюда в вечность, им подобает нам усвоиться добродетельной жизнью и причастием Божественной благодати во время земного странствования нашего. Сотворите себе дру́ги от мамоны неправды, да, егда оскудеете, примут вас в вечные кровы! Точно вы оскудеете, оскудеете в полном смысле, когда, при таинственном действии смерти, оставите на земле всё, принадлежащее земле и заимствованное от земли́, когда оставите на ней самые тела́ ваши! Небожители да прии́мут вас тогда в вечныя кровы (Лк. 16:9), в райские обители! Этих вожделенных обителей да сподобит нас милосердие Божие за повиновение всесвятой воле Божией. Аминь.


Примечания:

1 Благовестник.

2 Все богачи суть приставники и приказчики Божии, а не хозяева суть. Бог един «хозяин и господин есть всякаго добра и богатства; и кому хощет дает тое, и дает на общую пользу. Истязуешь ты приказчика о деньгах, ему данных, куда и на что̀ он их издержал; истяжет и тебя Господь о данном тебе от Него богатстве, и за всякий рубль, на что̀ ты его издержал, отдашь ответ Ему в день суда». Святой Тихон Воронежский. Том 14-й, письмо 29.

3 Благовестник.

4 Четьи-Минеи, 23 декабря.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Малая пылинка, попавшая в глаз, нарушает правильность зрения; ничтожное, по-видимому, пристрастие лишает правильности разум, повреждает, изменяет образ мыслей подвижника. Сильные духом и телом Отцы боялись малейшего греха, малейшего уклонения от евангельского учения: тем более мы, немощные по духу и телу, должны страшиться греха, который имеет надежное пристанище и пособие в нашей немощи, который входя в нас, принимает вид ничтожной мелочи, а, вошедши, превращается в страшное чудовище.
                                                                                                                  Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz