Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Поучение в третию Неделю Великого поста.
О крестоношении


Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и во́змет крест свой, и по Мне гряде́т, — сказал Господь ученикам Своим, призвав их пред Себя, как сегодня слышали мы в Евангелии (Мк. 8, 321).

Возлюбленные братия! И мы — ученики Го́спода нашего Иисуса Христа, потому что мы — христиане. И мы призваны пред лице Го́спода во святой храм сей для слышания учения Его. Мы стои́м пред лицом Го́спода; взоры Его устремлены на нас. Пред Ним обнажены наши ду́ши; тайные мысли и сокровенные ощущения наши явны Ему. Он видит все намерения наши; Он видит правды и согрешения, содеянные нами от юности нашей; видит всю жизнь нашу и прошедшую, и будущую; несодеянное еще нами, уже́ написано в книзе Его2. Он прозирает час перехода нашего в неизмеримую вечность и возвещает нам для спасения нашего Свое всесвятое заповедание: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и во́змет крест свой, и по Мне гряде́т.

Силой живой веры возведем к Господу мысленное око наше, — и мы узрим Его! Узрим Его, Вездесущего, — присутствующего здесь с нами. Отверзем наше сердце, отвалив от входа в него тяжкий камень ожесточения; услышим, рассмотрим, примем, усвоим себе учение Го́спода нашего.

Что̀ значит — отречься себя? Отречься себя — значит оставить греховную жизнь. Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял всё естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя. Вечная смерть, поразившая нашу ду́шу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей — греха, своего наслаждения — греха: при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смерть поддерживает и сохраняет свое владычество над человеком. Но падший человек признаёт поддержание и развитие в себе владычества смерти развитием и преуспеянием жизни. Так зараженный смертельным недугом преобладается насильственным требованием недуга и ищет яств, усиливающих недуг, ищет их как самонужнейшей пищи, как необходимого, приятнейшего наслаждения. Против этой вечной смерти, представляющейся жизнью болезнующему страшным падением человечеству, Господь произносит приговор Свой: Иже аще хощет спасти ду́шу свою, развивая в ней жизнь падения или вечную смерть, тот погуби́т ю: а иже погуби́т ду́шу свою Мене ради и Евангелия, умерщвляя в себе греховные пожелания и отрицаясь от греховного наслаждения, той спасет ю (Мк. 8, 353). Указывая на весь мiр, предстоящий нашим взорам, со всеми его красотами и прелестями, Господь говорит: Кая польза человеку, аще приобрящет мiр весь, и отщети́т ду́шу свою? (Мк. 8, 364) Какая польза для человека, какое приобретение, если б он возобладал не чем-либо маловажным, но даже всем видимым мiром? Этот видимый мiр — только кратковременная гостиница человека! Нет никакого предмета на земле, нет на земле ни одного преимущества, которое мы могли бы признать нашей собственностью. Всё отнимает у нас неумолимая и неминуемая смерть, а часто и прежде смерти отнимают их непредвидимые обстоятельства и перевороты. Самое тело наше мы слагаем с себя на заветном праге в вечность. Собственность наша, наше имущество и сокровище — это наша душа́, одна наша душа́. Что̀ даст человек измену на души́ своей? (Мк. 8, 375) — говорит Слово Божие. Нечем нам вознаградить потерю души́, когда убьет ее вечная смерть, обольстительно представляющаяся жизнью.

Что̀ значит взять крест свой? — Крест был орудием поносной ка́зни для че́рни и пленников, лишенных пра́ва гражданского. Гордый мiр, мiр, враждебный Христу, лишает учеников Христовых тех прав, которыми пользуются сыны мiра. Аще от мiра бы́сте были, — говорит Господь Своим последователям, — мiр убо свое любил бы: якоже от мiра не́сте, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр (Ин. 15, 196). От сонмищ иждену́т вы, и всяк, иже убие́т вы, возмнится службу приноси́ти Богу (Ин. 16, 27). Взять крест свой — значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мiр осыпает последователя Христова, те ско́рби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мiр преследует последователя Христова. Сие бо есть угодно пред Богом, — говорит святой апостол Петр, — аще совести ради Божия терпи́т кто̀ ско́рби, стражда́ без правды. На сие бо и звани бысте (1 Пет. 2, 19, 218) Господом, Который известил Своим возлюбленным: В мiре скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мiр (Ин. 16, 339).

Взять крест свой — значит доблественно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое томление и мученичество, ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри нас грехом, с ду́хами злобы, которые с яростью восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову. Несть наша брань, — сказал святой апостол Павел, — к крови и плоти, но к началом, и ко власте́м, и к мiродержителем тмы ве́ка сего, к духово́м злобы поднебесным (Еф. 6, 1210). Оружия воинства нашего не плотская, но си́льна Богом на разорение тве́рдем: помышления низлагающе, и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово (2 Кор. 10, 4-511). Одержав победу в этой невидимой, но многотрудной бра́ни, апостол восклицал: Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Го́спода нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распятся, и аз мiру (Гал. 6, 1412).

Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли́ к небу. Востек по этой лествице упоминаемый в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные смиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в Богопознание, Богопознанием приобрел небо. Достойная по дело́м наю восприемлева, — сказал он, — помяни мя, Господи, егда прии́деши во Царствии Си (Лк. 23, 41-4213). И мы, возлюбленные братия, когда окружат нас ско́рби, будем повторять слова́ разбойника, слова́, цена которых — рай! Или, подобно Иову, благословим карающего нас правосудного и вместе милосердного Го́спода. Благая, — говорил этот страдалец, — прияхом от руки́ Господни, злых ли не стерпи́м? Яко Господеви изво́лися, та́ко и бысть: бу́ди имя Господне благословенно во веки (Иов 2, 10; 1, 2114). Да сбудется над нами неложное обетование Божие: Блажен муж, иже претерпи́т искушение: зане́ искушен быв, прии́мет венец жизни, егоже обеща Бог любящым Его (Иак. 1, 1215).

Взять крест свой — значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти. К такому распятию плоти прибегал и святой апостол Павел: умерщвляю тело мое, — говорит он, — и порабощаю, да не ка́ко, иным проповедуя, сам неключимь буду (1 Кор. 9, 2716). Сущии во плоти, то есть не обуздывающие своей плоти, но допустившие ей преобладание над духом, Богу угодити не могут (Рим. 8, 817). И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти! Аще по плоти живете, и́мате умрети вечной смертью; аще ли духом деяния плотская умерщвляете, жи́ви будете вечной блаженной жизнью (Рим. 8, 1318). Плоть существенно обуздывается духом; но тогда̀ только дух может владычествовать над плотью и управлять ею, когда она приготовлена к повиновению распятием ее. Распинается плоть постом, бдением, коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми на нее благоразумно и умеренно. Благоразумный и умеренный телесный подвиг освобождает тело от тяжести и дебелости, изощряет его силы, содержит его постоянно легким и способным к деятельности. Иже Христовы суть, — говорит апостол, — плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 2419).

Что̀ значит взять крест, и взять крест именно свой? Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те оскорбления и те гонения от мiра, которые его постигают, а не какие-либо другие. Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами, которые возникают в нём. Это значит, что каждый христианин должен с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно ско́рби и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо, рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием. Это значит — довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника20, к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух к самомнению и самообольщению. — Всё человечество трудится и страждет на земле; но как разнообразны эти страдания! Как разнообразны страсти, которые нас борют! Как разнообразны те ско́рби и искушения, которые посылает нам Бог для врачевания нашего, для очищения наших согрешений! Какое различие у человеков в самых телесных силах, в само́м здравии! Точно: у каждого человека — крест свой. И этот-то крест свой заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою, с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним; тот только может разумно и правильно последовать Христу.

Что̀ значит — последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности се́рдца, деятельности те́ла. Значит: заимствовать свой образ мыслей из Евангелия, настроить сердечные чувства по Евангелию и служить выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными. К такому последованию Христу способен, повторяем, только тот, кто, избежав обольщения изволенным ему смиренномудрием (Кол. 2, 1821), восхотел обрести истинное смиренномудрие там, где оно почивает — в послушании и покорности Богу. Вступивший в повиновение Богу, в повиновение, соединенное с полным самоотвержением, взял крест свой, признал и исповедал этот крест своим.

Возлюбленные братия! Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклонение честно́му кресту Господню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим честный крест Христов, — орудие победы и знамя славы Христовой, — исповедав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим восприемлю! Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией соделаем крест свой — орудие ка́зни и знамя бесчестия — орудием победы и знаменем славы, подобно кресту Го́спода. Отверзем себе крестом рай. Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимой тяжестью, увлекающей во ад распятого на нём. «Что̀ я сделал?» — вопиет несознающийся грешник, и укоряет в неправосудии и немилосердии правосудного и милосердого Бога, порицает и отвергает Промысл Божий; увидев распятым Сына Божия, насмешливо и лукаво требует от Него: Аще Ты еси Христос, спаси Себе и наю (Лк. 23, 3922), сниди со креста (Мф. 27, 4223). Но Господь наш Иисус Христос волею благоволи плотно взыти на крест и смерть претерпети24, чтоб крестом примирить с Богом человечество, смертью спасти человечество от вечной смерти. Приуготовляя святых апостолов к великому событию — к имеющему совершиться искуплению ро́да человеческого страданиями и поносной смертью вочеловечившегося Богочеловека, Господь благовременно поведал апостолам, что Ему надлежит быть предану в ру́ки грешников, много пострадать, быть убитым и воскреснуть. Такое предсказание показалось некоторым из святых апостолов странным и несбыточным. Тогда Господь призвал пред Себя учеников Своих и сказал им: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и во́змет крест свой, и по Мне гряде́т. Аминь.


Примечания:

1 Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

2 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55.

3 Кто хочет ду́шу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет ду́шу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

4 Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе́ своей повредит?

5 Какой выкуп даст человек за ду́шу свою?

6 Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр.

7 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

8 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит ско́рби, страдая несправедливо. Ибо вы к тому́ призваны.

9 В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мiр.

10 Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы ве́ка сего, против ду́хов злобы поднебесной.

11 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.

12 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Го́спода нашего Иисуса Христа, которым для меня мiр распят, и я для мiра.

13 Достойное по делам нашим приняли. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

14 Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

15 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

16 Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому́ не остаться недостойным.

17 Живущие по плоти Богу угодить не могут.

18 Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела́ плотские, то живы будете.

19 Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

20 Лествица. Слово 26.

21 Самовольным смиренномудрием.

22 Если Ты Христос, спаси Себя и нас.

23 Сойди с креста.

24 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 4-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

Голос безмолвия

Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях. Легко ли расстаться с мнением мiра?!
                                                                                                                 Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz