Свт. Григорий Богослов. Слово 44. На Неделю новую, на весну и в память мученика Маманта.

Святитель Григорий Богослов

Слово 44.
На Неделю новую1,
на весну
и в память мученика Маманта


Почитать день Обновления — это древний и с доброй целью установленный закон. Лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением го́да возвращается тот же день, дабы дарованное бла́го со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии, острова́ к Богу (Ис. 41:1) и что̀ бы ни надлежало понимать под этими островами, а, по моему мнению, понимать до́лжно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость, доступную для Бога. Обновляется, у другого пророка (Иер. 1:18), медная стена, то есть, как думаю, душа́ твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господу песнь новую (Пс. 149:1), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в это лукавое смешение, и пото́м счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, будучи на земле чужой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре́ и иное уже́ совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния свидетельства, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил. Обновляется и царство Давидово, и не однажды, но в первый раз при помазании, а в другой — при провозглашении Давида царем. Был же праздник обновления в Иерусалиме, и была зима (Ин. 10:22), то есть зима неверия. И пришел Иисус — Бог и храм, Бог вечный, храм новый, в один день разоряемый, в три дня восстанавливаемый и пребывающий вовеки, да буду я спасен, воззван от древнего падения и сделаюсь новой тварью, воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает се́рдца чистого, в нём созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но потому, что признаёт новым настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений? Могу объяснять настоящее Обновление, которое ныне празднуем — от смерти переходя к жизни. Обновление, обновление наш праздник, братья; да повторяется это неоднократно от удовольствия. И какое еще обновление? Кто знает, пусть научит этому, а не знающий да обновит слух!

Бог есть Свет неприступный. Он непрерывен, не начинался, не прекратится; Он неизменяем, вечносияющ и трисиятелен; немногие (думаю же, едва ли и немногие) созерцают Его во всей полноте. Силы, окружающие Бога, и служебные ду́хи — суть вторые светы, отблески Света первого. А свет, который у нас, не только начался впоследствии, но пресекается ночью и сам равномерно пресекает ночь. Он вверен зрению, разлит в воздухе и сам принимает то, что̀ отдает, ибо доставляет зрению возможность видеть и первый бывает видим посредством зрения, разлитый же вокруг видимых предметов сообщает им видимость. Бог, восхотевший устроить этот мiр, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия, этот Бог для существ вечных Сам есть Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет высочайший?). А существа земные и нас окружающие прежде всего осияет Он этим видимым светом. Ибо великому Свету прилично было начать мiроздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестройность и беспорядок. И, как рассуждаю, вначале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в теле и в солнце, а пото́м уже́ данный солнцу освещать всю Вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы сделать еще большее чудо, осуществил здесь форму2 прежде вещества (ибо форма солнца — свет), а пото́м уже́ присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Поэтому к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, дающего успокоение от дел, и этими днями разделяется всё сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже́ совершить дело. Если же последним явился в мiр человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нимало не удивительно, ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель и пото́м уже́ ввести в нее царя в сопровождении всех тварей. Итак, если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от дре́ва познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу. Но поскольку завистью лукавого смерть в мiр вошла (Прем. 2:24) и овладела человеком через обольщение, то Бог, став человеком, страждет, как человек, и нищает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой. Отсюда смерть, и гроб, и воскресение. Отсюда новая тварь и после Праздника праздник3; и я опять учредитель торжества, праздную обновление моего спасения.

«Что̀ же? — скажешь. — Разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» — То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему — день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать часть семи, то есть настоящей жизни, и восьми (Еккл. 11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давид в честь этого же дня воспевает псалмы свои о восьмом (Пс. 6 и 11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29-й), именуя какое-то обновление до́му, а этот дом — мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим.

Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим. 6:4) жительствуйте, наложив узду на всё, от чего бывает смерть, обучив все члены, возненавидев или изблевав всякую негодную пи́щу от дре́ва и для того только памятуя древнее, чтобы избегать его: Прекрасен на вид и хорош для пи́щи был тот плод, который умертвил меня. Будем избегать цветущей внешности, станем смотреть на самих себя. Да не победит тебя влечение к красоте, да не будешь увлечен ресницами (Притч 6:25), если можно, даже и при беглом взгляде, помня Еву, эту сладкую приманку, драгоценную отраву. Спасет ли того чужая, кого погубила своя? Да не услаждается гортань твоя, в которой бывает поглощено всё, что̀ дают ей, и многоценное, прежде нежели ею принято, делается ничего не сто́ящим по принятии. Тебя изнежило обоняние? Избегай благовоний. Расслабило осязание? Откажись от всего, что̀ гладко и мягко. Убедил слух? Затвори две́ри всякой обольстительной и праздной беседе. Открывай уста твои слову Божию (Притч 31:8), чтобы привлечь Дух, а не похитить себе смерти. Если обольщает тебя что-нибудь запрещенное, вспомни, кто̀ ты был и от чего погиб. Если хотя несколько уклонился ты от здравого смысла, войди в себя, пока не совершенно обезумел и подвергся смерти, из ветхого стань новым и празднуй обновление души́. Гнев питай на одного только змия, через которого ты пал. Всю страстную силу твою устреми к Богу, а не к чему-либо иному злокозненному и обманчивому. Во всём да начальствует рассудок, и лучшее в тебе да не будет увлечено худшим. Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом. Не завидуй благоуспевшему ты, который сам возбудил к себе зависть, поверил, что тебе завидуют, и через то низложен. Не презирай слёз ты, который сам претерпел достойное многих слёз и пото́м помилован. Не отталкивай от себя бедного ты, который обогащен Божеством; в противном случае по крайней мере не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже́ много значит при нашей ненасытности. Не презирай странника, за которого Христос был странником (а у Христа все мы странники и пришельцы), да не будешь по-прежнему устранен из рая. Нуждающемуся в крове, пище и одежде доставь это ты, который пользуется этим, и еще сверх нужды. Не люби богатства, если оно не помогает бедным. Прощай — получивший прощение, милуй — помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности.

Живущие под игом супружества! Дайте нечто и Богу, потому что вы связаны. Девы! Отдайте Богу всё, потому что вы свободны. Не будьте хищницами рабского сластолюбия, избегающие свободы тем, что живете с мужьями, хотя они вам не мужья. Не терплю, чтобы вы непрестанно страдали сладострастными воспоминаниями. Ненавижу знакомства через воздух. Сильные, убойтесь Сильнейшего; сидящие на высоких престолах, устрашитесь Вышнего! Не дивись тому́, что̀ непостоянно. Не презирай того, что̀ постоянно. Не сжимай крепко того, что̀, взятое в ру́ки, расплывается. Не ревнуй о том, что̀ достойно не зависти, а ненависти. Не возносись высоко, чтобы не пасть глубже. Не почитай для себя великим казаться лучше плохих, но скорби́, что превосходят тебя добрые. Не смейся падению ближнего; сам ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на земле подавай руку. В печали не теряй надежды на благоденствие и при успешном течении дел жди печали. В один год бывают четыре вре́мени го́да; одно мгновение производит многие перевороты. Удовольствие да пресекается у тебя заботой, а скорбь — лучшей надеждой. Так обновляется человек, так чествуется день обновления, таким наслаждением, такими яствами. Да не являются, сказано, пред лице Мое с пустыми руками (Исх. 23:15), но принесут с собой что-нибудь доброе. А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь всё новое (2Кор. 5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением и даже в таком случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: это изменение десницы Всевышнего (Пс. 76:11), от Которого всё благоуспешное в людях.

Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но находился в постоянном движении, был благодвижен, совершенно новосоздан и если грешишь, отворачивался от греха, а если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами вре́мени, ныне познай веру Божию. Долго ли тебе хромать на оба колена (3Цар. 18:21)? Долго ли будешь готовить нужное к строению? Займись, наконец, само́й постройкой. Вчера вменял ты себе в честь казаться, ныне вмени в бо́льшую себе честь быть тем на са́мом деле. Долго ли будут одни грёзы? Позаботься когда-нибудь и о действительности! Вчера ты был любителем зрелищ; окажись ныне любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, нагл, ныне говори одно доброе и будь кроток. Вчера предавался ты пьянству, ныне служи целомудрию. Ныне пьешь вино, завтра пей воду. Ныне нежишься на ложах из слоновой ко́сти и мажешься наилучшими мастями (Ам. 6:4; Ам. 6:5; Ам. 6:6), завтра ложись на голой земле и бодрствуй. Из смеющегося сделайся задумчивым, вместо щегольских одежд надень рубище, вместо высокомерного и напыщенного вида прими простую наружность, из златоносца стань любителем нищеты, из высокомерного — поникшим к земле. Если так будешь рассуждать и поступать, то будет небо новое и земля новая для тебя, постигающего как прочее, так и этому основание.

Но перейдем уже́ и к тому́, чтобы воспраздновать прилично вре́мени. Ибо всё прекрасно собирается к торжеству и радуется. Смотри, каково видимое! Царица времен го́да выходит навстречу царице дней и приносит от себя в дар всё, что̀ есть прекраснейшего и приятнейшего. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд чище. Ныне вступают в примирение во́лны с берегами, облака́ с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения со взорами. Ныне источники струятся прозрачнее, ныне ре́ки текут обильнее, разрешившись от зимних уз, луг благоухает, растение цветет, трава скашивается и агнцы скачут на злачных полях. Уже́ корабль выводится из пристани с восклицаниями, притом большей частью благоугодными, и окрыляется парусом; дельфин, с возможным удовольствием переводя дыхание и поднимаясь наверх, играет около корабля и неутомимо сопровождает плывущих. Уже́ земледелец водружает в землю плуг, возводя взор ввысь и призывая на помощь Подателя плодов; уже́ ведет он под ярмо вола-пахаря, прорезает пышную борозду и веселится надеждами. Уже́ пасущие овец и волов настраивают свирели, наигрывают пастушескую песнь и встречают весну под деревьями и на утесах, уже́ садовник ухаживает за деревьями, птицелов заготовляет клетки, осматривает лучки, замечает полет птиц, рыболов всматривается в глуби́ны, очищает сетки и сидит на камнях. Уже́ трудолюбивая пчела, расправив крылья и оставив улей, показывает свою мудрость, летает по лугам, собирает добычу с цветов, и иная обделывает соты, переплетая шестиугольные и одна на другую поставленные чашечки и смыкая их попеременно то прямо, то под углом, вместе для красоты́ и для прочности; а иная складывает мед в эти хранилища и возделывает для пришлого гостя сладкий и без плуга взращенный плод. О если бы поступили так и мы, Христос-Пчеловод, мы — имеющие перед собой такой образец мудрости и трудолюбия! Уже́ птица вьет себе гнездо, одна прилетает в него временно, другая живет в нём постоянно, а иная летает вокруг, оглашает лес и как бы разговаривает с человеком. Всё воспевает Бога и славит Его бессловесными гласами. И через меня за всё приносится благодарение Богу. Таким образом, хвалебная их песнь делается моею, от них и я беру повод к песнословию. Ибо ныне выражает радость свою всё живущее и у нас наслаждается всякое чувство. Ныне гордый и горячий конь, которому наскучило стоять под кровлей, разорвал привязь, скачет по полю и красуется при реках.

Что̀ еще? Ныне мученики под открытым небом совершают торжественное шествие, к светлым алтарям созывают народ христолюбивый и возвещают свои подвиги. К их числу принадлежит и мой венценосец (он мой, хотя и не у меня; да падет зависть! — говорю знающим), знаменитейший Мамант, и пастырь и мученик. Он прежде доил ланей, которые одна перед другой спешили напитать праведника необыкновенным молоком; а теперь пасет народ матери городов и сегодня, среди многих тысяч отовсюду спешащих людей, празднует обновление весны́ — как отличающейся красотами добродетелей, так достойной пастырей и торжественных слов.

Скажу еще короче: ныне весна естественная, весна духовная, весна для душ, весна для тел, весна видимая, весна невидимая, и, о, если бы мы сподобились ее там, прекрасно изменившись здесь и обновленными придя в новую жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому всякая слава и честь и держава со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь!

Библиотека


Примечания:

1 То есть на Неделю вторую по Пасхе (Антипасху).

2 В греческом — είδος — внешний вид, облик, образ.

3 После Пасхи — Неделя новая (Антипасха).


Текст по изданию «Святитель Григорий Богослов. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!