Преподобный Григорий СинаитДругие гла́вы
1. Всякий крещенный во Христа должен достигать всех Христовых возрастов, потому что он уже́ предвосхитил их силу и посредством заповедей может их найти и усвоить. Зачатие [в жизни христианина] есть залог Духа, рождение — действие радости, крещение — очищающая сила огня Духа, преображение — созерцание Божественного света, распятие — умерщвление для всего [греховного], погребение — охранение в сердце Божественной ревности, воскресение — животворное пробуждение души́, вознесение — исступление и восхищение ума к Богу. Кто̀ не приобрел и не ощутил [названных состояний]1, тот еще и телом и духом младенец, хотя считался бы всеми старцем и деятельным. 2. Страдания Христовы сообщают животворное умерщвление тем, которые все их [как бы] претерпевают, чтобы, спострадая [Христу, с Ним] спрославиться. Страдания же от [неумеренных] наслаждений приобретают убийственное умерщвление для принимающих их, потому что лишь добровольное несение Христовых страданий есть распятие распятия и умерщвление умерщвления. 3. Страдать для Христа — значит выдерживать всё случающееся. Неповинным зависть служит к пользе, а нас, виновных, обличение обращает и наказание Господне открывает наш слух2 к добру́. Потому претерпевшим всё Господь обещает венец во веки веков. Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе, Троица Святая! За всё слава Тебе! 4. О страстном изменении. Уныние — эта с трудом побеждаемая страсть — расслабляет тело; в изможденном же теле расслабляется3 и душа́. Когда оба [тело и душа́] приходят в изнеможение, тогда состояние те́ла изменяется от сладострастия. Сладострастие возбуждает нечистое плотское влечение, похотливое плотское влечение [вызывает] воспламенение, воспламенение — бурное восстание4, восстание приводит в движение память, память — мечтательность, мечтательность — прилог, прилог — сочетание, сочетание — согласие, согласие же выполняет дело или посредством те́ла, или многообразными способами. Та̀к падает побежденный человек. 5. О до́бром изменении. Терпение во всяком деле рождает мужество, мужество — ревность, ревность — самообладание, самообладание — напряжение, напряжение деятельности или ее возрастание усыпляет невоздержанность те́ла и укрощает сладострастность плотского влечения. Укрощение влечения [плоти] возбуждает тоску, тоска — любовь, любовь — негодование, негодование — горячность, горячность — пробуждение, пробуждение — усердие, усердие — молитву, молитва — безмолвие. Безмолвие рождает созерцание, созерцание — знание, знание — обладание тайнами. Конец тайн — богословие, плод же богословия — совершенная любовь, [плод] любви — смирение, смирения — бесстрастие, бесстрастия же — предви́дение, пророчество и предузнание5. Здесь же никто не имеет ни совершенной добродетели, ни уменьшает пороков зараз, но обладает и добродетелью, незначительно6 возрастающей, и злом, мало-помалу приходящим к небытию. 6. Об искушениях во сне. Вопрос: каким образом происходит поллюция греховная7 и негреховная? Ответ: греховная совершается трояко: от блуда, самоудовлетворения8 и согласия с помыслами. Негреховная [поллюция] случается седмикратно: чрез мочу, от пи́щи, обременяющей [желудок], от возбуждений, благодаря холодному напитку и рыхлости те́ла, от неумеренного труда и, наконец, по причине разнородных мечтательных о́бразов, возбуждаемых демонами. У подвижников, состарившихся в добродетелях, [поллюция] случается первыми пятью вышеозначенными способами. У бесстрастных же слизистая материя несмешанно вытекает единственно с мочой, потому что вследствие многих богоугодных действий по очищению и освящению у них являются как бы редкие тайные поводы [к поллюции] и им дана благодать воздержания9 от нее. Последний же вид — мечтательного истечения во сне — имеет место10 у страстных и физически слабых. Однако и этот вид, как невольный, по словам отцов, негреховен. Согласно с Промыслом, бесстрастному свойственно безгрешное истечение чрез [известные] промежутки вре́мени, когда остальная семенная материя истребляется Божественным огнем. У подвижника-деятеля необходимость [истечения] многообразна и освобождение [от материи] невинно11. Страстному присуще двоякое истечение: свободное12 и обусловленное13, согласно с мечтательностью во сне или при бодрствовании. Из [них] первое безупречно, второе же греховно и нуждается в епитимиях. Бесстрастные имеют одно истечение и освобождение те́ла [от материи] — по Промыслу чрез вещество мочи́. Как излишек [материя], истребляемая у них Божественным огнем, изливается и уничтожается по вышеуказанному [способу]. У деятелей и средних существует, я говорю, шесть по́водов к неизбежному «текучему движению», посредством которых тело очищается и освобождается от соблазняющего14 вещества и от естественных и необходимых потребностей, именно: тяжелая пи́ща, возбуждение, вследствие холодного напитка, слабости организма15, неумеренных трудов. И наконец, природа терпит [истечение] по своей собственной16 вине — от зависти бесов. Равным образом немощные и новоначальные имеют шесть страстных причин [истечения]: чревоугодие, пустословие, осуждение, тщеславие и еще два — согласие с мечтаниями и нападение бесов по зависти. Промыслу же, неизменно наблюдающему за ними17, свойственно освобождать их природу от [источника] разврата, вкравшихся в нее чуждых излишков и животных18 влечений и учить их тщательному упражнению в смирении и совершенному обузданию себя во всём. 7. Находящийся в уединении и питающийся подаянием19 должен принимать милостыню при семи условиях: во-первых, просить полезного; во-вторых, употреблять с пользой; в-третьих, принимать получаемое как бы от Бога; в-четвертых, верить, что Бог есть мздовоздаятель; в-пятых, быть исполнителем Его заповедей; в-шестых, не допускать пренебрежения ими; в-седьмых, не быть алчным, но уделяющим [милостыню другим] и сострадательным. Ограничивший себя такими правилами20 радуется тому́, что̀ руководится Богом, а не людьми.
Примечания: 1 Ταύτας — букв.: их. 2 Τὰ ὧτα — букв.: уши. 3 Συγχαυνοῡται. 4 Τὴν ἐπανάστασιν. 5 Πρόγνωσις. 6 Μικρὸν. 7 Ῥευστικὴ ἁμαρτία. 8 Ἐν μαλακία. 9 Σωφροσύνης. 10 Ἐστι. 11 Ἄμεμπτος. 12 Ἀπόρροια. 13 Δύσροια. 14 Φθοροποιοῡ. 15 Φύσεως. 16 Δι᾽ ἑαυτῆς. 17 То есть за новоначальными и немощными. 18 Ἀλόγων — бессловесных. 19 Ἐσθίων ἀγάπην. 20 Ὁ γὰρ ἐν τούτοις τοιοῡτος.
Текст по изданию «Преподобный Григорий Синаит. Творения» (перевод с греческого и примечания епископа Вениамина (Милова); М., Новоспасский монастырь, 1999 г.).
|