Преп. Григорий Синаит. Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве.

Преподобный Григорий Синаит

Обстоятельное рассуждение
о безмолвии и молитве,

сверх того о признаках благодати и прелести
и о том, какое различие горячности и энергии
и как легко впасть в прелесть без руководителя

10 глав


1. Нам следовало бы, о знаменоносец Лонгин, сказать, согласно великому Учителю, что для нас не надобно пособия от Писания и различных отцов, но быть, таким образом, наученными Самим Богом. И будут, говорится, все научены Богом (Ин. 6:45), то есть как бы от Него и чрез Него. [Непосредственно] же узнать и изучить полезное удостоились не только мы [безмолвники], но и всякий, кто̀ бы то ни был из верующих, так что закон Духа но́сится начертанным на скрижалях сердец наших и мы1 херувимски удостаиваемся беседовать с Иисусом посредством чистой молитвы, что̀ весьма дивно. Так как в момент возрождения мы — младенцы, не понимающие благодати, не усматривающие обновления и не сознаю́щие ни чрезвычайных величия и славы, которые мы получили, ни обязанностей душевно и духовно возрастать путем [исполнения] заповедей и разумно знать, что̀ мы приняли, то многие из нас по беспечности и страстному навыку впадают в бесчувственность и омрачение. Мы не помним ни того, есть ли Бог, ни того, кто̀ мы и какими стали, сделавшись сынами Божиими, сынами Света, детьми и членами Христа. Разве мы, если уже́ мужами крещаемся, то лишь [крещаемся] в воде, а не ощущаем и Духа? Если мы в Духе обновлены и, веруя бездоказательной, мертвой и недеятельной верой, утверждаем, что мы находимся в сомнении [относительно своей облагодатствованности], то мы подлинно2 являемся, таким образом, плотскими, плотски живем и действуем. Когда же раскаиваемся, то лишь внешне3, а не сознае́м, не выполняем духовно заповедей. И благодать, удостаивающую некоторых своего обнаружения после их многих трудов4, мы принимаем [очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от иных, то по зависти полагаем, что это прелесть. Та̀к до смерти мы остаемся мертвыми — живущими и действующими не во Христе. И, что̀ имели мы, то̀ вследствие неверия или отчаяния во время отшествия [из этого мiра] и суда, по Писанию, отнимается от нас (см.: Мк. 4:25), не мысливших, что сообразны отцу должны быть и дети — Божии от Бога и духовные от Духа. Рожденное от Духа, сказано, дух есть (Ин. 3:6). Но мы — плотские, хотя и предназначены быть верными и небесными, и вследствие этого Дух Божий не пребывает в нас. Потому и предал [нас] Господь разграблениям и пленениям и умножил кровопролития, справедливо желая нас улучшить и научить веровать или залечить [наше] зло сильнейшими целебными средствами.

2. С помощью Бога, дающего слово благовествующим о духовных5 благах, прежде всего надлежит сказать о том, ка̀к может кто̀ найти или, лучше, уже́ нашел приобретенное, то есть получил чрез крещение Христа в Духе, согласно апостолу Павлу, утверждавшему: «Разве вы не знаете, что Христос Иисус живет в сердцах наших?» (см.: 2 Кор. 13:5). Затем [скажем], ка̀к можно усовершенствоваться и после того сохранить достигнутое6. Самый лучший и ближайший7 путь [к истине] — говорить сокращенно о предельном8, имеющем громадную широту, вместе с обусловливающим его средним. Многие9 предавались подвигу до нахождения искомого, далее же не двигались и не заботились об этом. Таковые довольствуются только началом, которое нашли и, претыкаясь, идут ложным путем. Они думают, что шествуют верной доро́гой, а [на деле] увлекаются в сторону10 от нее. Иные, достигши средней степени просвещения, прежде конца изнемогли, впали в беспечность или, возвратившись к прежнему, из-за нерадивой жизни стали опять новоначальными. Некоторые, вступившие в меру совершенства, становясь по делам равными средним и новоначальным, падают и изменяются в прежнее [состояние] по причине беззаботности и самомнения. Новоначальным же, средним и совершенным свойственны: одним — деятельность, другим — просвещение и последним — очищение души́, или воскресение.

3. Каким образом достигается действие. Действие Духа, Которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается11 исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк12. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Го́спода Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и нео́бразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни о́браза, ни очертания лица́, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться13 только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее ду́шу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее14 действие Святого Духа, в начале распространяющееся из се́рдца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет.

4. Признаки нача́ла [действия] молитвы в тех, которые ищут его правильно, а не как любопытствующие, таковы, согласно Премудрости, сказавшей, что она приобретается теми, кто̀ не испытует ее, и тѐм является, кто̀ в нее верит (см.: Прем. 1:2). В некоторых [действие] ее сказывается15 как восходящий свет, в других — как трепетная радость, в прочих — как радость, в иных — как смешение радости и страха, в некоторых — как трепет и радость, иногда же — как слёзы и страх. Радуется душа́ промышлению и милосердию Божию, страшится и трепещет Его пришествия, будучи виновной во многих грехах. У иных вначале происходит16 неописуемое сокрушение и крайнее напряжение17 души́, подобно ско́рби рождающей и страдающей в муках рождения, по Писанию (см.: Откр. 12:2), так как живое и действенное Слово, то есть Иисус, как говорит апостол, проходит до разделения души́ и те́ла18, суставов и мозгов (см.: Евр. 4:12), чтобы насильственно отсечь страсти от всех частей души́ и те́ла. В других [подвижниках] просвечивают19 несокрушимый мир и любовь в отношении всех, в прочих — радость, которую отцы часто называют взыгранием20, как силу духа, и движением живого се́рдца. Это [состояние] еще именуется биением и дыханием Духа, невыразимо обращающегося от нас к Богу (см.: Рим. 8:26). Исаия называет его волной правды Божией, великий Ефрем — острием21, а Господь — источником воды́, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Водой, бьющей в сердце и разливающейся с великой напряженной силой, [Господь] собственно назвал [благодать] Духа.

5. Взыграние22, или радость, имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная23 сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением24, или трепетанием25, или величественным взлетом живого се́рдца в Божественную воздушную сферу. Окрыляемая ревностью от Божественного Духа и освобожденная от оков страстей, душа́ прежде смерти пытается возвыситься к небу, неудержимо стремясь освободиться от тяжести [те́ла]. Это [переживание] носит название волнения, воскипения и возбуждения духа [соответственно словам]: Иисус Сам восскорбел духом, сильно возмутился и сказал: гдѐ вы положили его? (Ин. 11:33, Ин. 11:34). Божественный же Давид указывает на рознь великого и малого восторгов, говоря: Го́ры прыгали, как овны, и холмы, как агнцы (Пс. 11З:4). Это он сказал о совершенных и новоначальных подвижниках. [Иначе] было бы непонятным, если бы о бездушных, а не об одушевленных26 гора́х и холмах вспоминал как о прыгающих.

6. Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета, но трепетную радость, образующуюся с помощью молитвы в пламени Божественного страха. Здесь я разумею трепет не радости, а гнева или наказания и оставления [свыше]; страх же [предполагаю] не от трепета перед гневом или наказанием, но от мудрости, которая называется началом премудрости. Страх, называемый у отцов двойственным, разделяется трояко: на вводный, совершенный и именуемый собственно трепетом, то есть колебанием и сокрушением.

7. Трепет имеет многообразные оттенки27: один — от гнева, другой — от радости, следующий — от плотской страсти (когда вследствие избытка крови около се́рдца, как говорят, происходит кипение), иной — от старости, так же от греха или прелести, иной — от проклятия, павшего на человеческий род чрез Каина. Сверх того, в начале подвижника борют28 трепет радости и трепет от греха. Трепет [по природе своей] бывает не у всех одинаковый. Его признаки двоякие: во-первых, трепетный восторг в великой радости и слезах, которыми благодать утешает ду́шу; во-вторых, неумеренное разгорячение, гордость и жгущее ду́шу жестокосердие, возбуждающее члены [те́ла] к сожительству или к телесной связи и любви и вызывающее разврат чрез согласие души́ с мечтаниями.

8. У всякого новоначального двояко действие [опыта] и без смешения двойственным образом совершается в сердце: одно — от благодати и другое — от прелести. Великий Марк Подвижник та̀к свидетельствует об этом, говоря: «Есть действие духовное и есть сатанинское действие, неизвестное разве младенцу». И еще есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то прелестью и грехом, то переполнением кровью, которое Фалассий Африканский называл растворением и смешением, укрощаемым и усмиряемым умеренным воздержанием.

9. Действие благодати есть сила огня Духа, которая в радости и веселии се́рдца движет, укрепляет, согревает и очищает ду́шу, прекращает как бы на час помыслы и временно умерщвляет телесное движение. Признаки и плоды [благодати], обнаруживающие истину и непоколебимо удостоверяющие нас в ней, таковы: слёзы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, замкнутость29 и прочие [добродетели] этого рода.

10. Действие прелести есть воспламенение греха, разгорячающее ду́шу в услаждении, пробуждающее бешеное страстное влечение к плотскому сожительству в телесном движении. По святому Диадоху, беспорядочно и бессмысленно всё, что̀ отличается неразумной радостью, или всё, что̀, по справедливому выражению, непитательно, весьма содействует страстности теплохладными наслаждениями и доставляет похоти при сотрудничестве ненасытного чрева вещество разжигающего удовольствия. Отсюда [действие прелести] привлекает и разгорячает к плотскому смешению и по той причине движет, жжет и приковывает к себе ду́шу, чтобы человек навыком в сладострастии мало-помалу изгонял из себя благодать.

Библиотека


Примечания:

1 Слово «непосредственно» мы переставили в нача́ло фразы, а в действительности оно стои́т в подлиннике с таким словосочетанием: «...мы непосредственно, херувимски удостаиваемся».

2 Αὐτόχρημα.

3 Σωματικῶς.

4 Κόπων.

5 Τοιαῦτα — букв.: таковых.

6 Τὸ εὑρεθέν.

7 Σύντομος — букв.: краткий.

8 Τὰ ἄκρα — букв.: крайнее.

9 Мы опустили слово «потому» в начале предложения.

10 Ἔξωθεν.

11 Ἀποκαλύπτεται.

12 Ὁ ἅγιος Μάρκος — букв.: святой Марк.

13 Перед словами «будем заботиться» мы выпустили союз «но».

14 Νοερὰ — букв.: разумное.

15 Ὁρᾱται — букв.: видится.

16 Γίνεται.

17 Πόνος — букв.: труд.

18 Σώματος.

19 Ὁρᾱται.

20 Σκίρτημα.

21 Νυγμὸν.

22 Мы выпустили в начале гл. 5 слова́: «До́лжно знать, что».

23 Μέγα.

24 Ἄλμα — букв.: припрыгивание.

25 Перед словом «трепетанием» мы выпустили «или же».

26 Αἰσθητῶν — букв.: чувствующие.

27 Διαφορὰς.

28 Πολεμεῑ.

29 Τὸ κρύπτεσθαι.


Текст по изданию «Преподобный Григорий Синаит. Творения» (перевод с греческого и примечания епископа Вениамина (Милова); М., Новоспасский монастырь, 1999 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!