Из Жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита
Об умной благодатной молитве
Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и
беседуя с ним, между прочим спросил его: прошу тебя, отче
мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву? Тот,
поникши немного главою, ответил ему: не хочу скрывать от
тебя, честный отче, чуда Пресвятой Богородицы, которое было
со мной. От юности моей имел я великую веру к Госпоже моей
Богородице и умолял Ее со слезами, да подаст мне сию
благодать умной молитвы. В один день, пришедши в храм, как
имел обычай, просил я Ее о сем с безмерной теплотою сердца,
и когда потом с любовью целовал святую икону ее, вдруг
ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту
и пламя, исшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а
орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление.
С этого момента, отче мой, сердце мое начало изнутри себя
говорить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа
моего Иисуса Христа и Пресвятой Владычицы моей Богородицы и
всегда пребывает в сем памятовании о Них; и с того времени
молитва не пресекалась в сердце моем, прости мне.
Говорит ему св. Григорий: скажи мне, святой отче, бывало
ли с тобою в то время как ты говорил молитву: Господи
Иисусе Христе и проч. божественное какое изменение, или
исступление, или другой какой плод Духа Святого?
Божественный Максим ответил ему: да; и сего ради, отче, я
уходил в пустынные места и всегда любил полное безмолвие,
да наслаждусь в большей мере плодом молитвы, т. е.
преизобильной любовью к Богу и восхищением ума к Господу.
Святой Григорий спросил его: прошу тебя, отче, скажи
мне: имеешь ты то, о чем сказал? Божественный Максим,
потупив очи, говорит ему: не пытай о моих прельщениях.
Тогда святой Григорий сказал ему: о, когда бы и мне дал
Бог иметь такое же прельщение, какое у тебя, отче святой!
Впрочем прошу тебя, скажи мне: в тот час, как ум
твой восхищаем бывает к Богу, что видит он умными очами
своими? И может ли тогда ум вместе с сердцем возводить
молитву? Святой Максим ответил ему: нет, не может. Ибо
когда благодать Святого Духа придет в человека посредством
молитвы, тогда молитва прекращается*, так как ум тогда весь
овладевается благодатью Святого Духа и не может более
действовать собственными своими силами, но пребывает
бездействен и повинуется только Духу Святому, и куда хочет
Дух Святой, туда и ведет его, или в невещественный воздух
света Божественного, или в другое какое созерцание
несказанное, или, как часто бывает, в божественную беседу,
и кратко сказать, как хочет Утешитель, Дух Святой, так и
утешает рабов Своих; какая потребна каждому из них, ту и
подает им благодать Свою. Сие, что говорю я, может всякий
явно видеть в Пророках и Апостолах, которые сподоблялись
видеть всякого рода видения, хотя люди насмехались над
ними, почитали их прельщенными и упившимися. Так пророк
Исаия видел Господа, на престоле высоком превознесенного и
окруженного Серафимами. Первомученик Стефан видел отверстые
небеса и Господа Иисуса одесную Отца, и проч. Таким
же образом и ныне рабы Христовы сподобляются видеть разные
видения, которым некие не верят и никак не признают их
истинными, но считают прелестями и тех, которые видят их,
называют состоящими в прелести. Дивлюсь я таким много, и
недоумеваю, что это за люди, и как ослепились они, что,
будто слепые, не видят и не веруют тому, что обетовал
неложный Бог устами Пророка Иоиля, именно, что это самое
даст Он верующим, говоря: излию от Духа Моего на всяку
плоть и прорекут (Иоил. 2, 28), каковую
благодать Господь ниспослал на учеников Своих, и ныне
подает ее, и будет подавать до скончания века, по
обетованию Своему, всем верным рабам Своим. Итак, когда сия
благодать Духа Святого сойдет на кого-либо, то не что-либо
обычное показывает ему из вещей чувственного мира сего, но
показывает то, чего тот никогда не видел и не воображал.
Тогда ум такого человека научается от Святого Духа высшим и
сокровенным тайнам, которых, по божественному Павлу, ни око
человеческое не может видеть, ни ум уразуметь сам собою
никогда (1 Кор. 2, 9). И чтоб тебе понять, как ум наш видит
их, вникни в то, что я скажу тебе. Воск, когда далеко от
огня находится, бывает тверд, и можно взять его и держать;
но как только ввергнешь его в огонь, тотчас растаивает, и
там в огне возгорается и горит, и бывает весь светом, и
таким образом кончается весь среди огня. Так и ум
человеческий, когда один сам о себе бывает, не сретясь с
Богом, тогда уразумевает, как обычно, окружающее его по
силе своей, когда же приблизится к огню Божества и к
Духу Святому, тогда весь всецело овладевается оным огнем
божеским, и бывает весь свет, и там в пламени Духа Святого
возгорается, и разливается в божеских помышлениях, и никак
невозможно ему тогда среди огня Божества помышлять о своем
и о том, о чем хочет.
После сего святой Григорий напомнил ему: бывает,
Капсокаливите мой, и другое нечто, подобное сему, что
однако же есть действо прелести. На это великий оный
Максим ответил ему: бывает; но у каждой из сих свои особые
признаки, иные признаки прелести и иные
благодати. Когда злой дух прелести приближается к человеку,
то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и
омрачает, наводит боязнь и страх и гордость, очи извращает,
мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно
пред очами показывает свет не светлый и чистый, а
красноватый, ум делает исступленным и бесноватым, и уста
заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто
видит сего духа прелести, большей частью серчает и исполнен
бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача
и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и
тщеславится ими, всегда без сдержанности и страха Божия
поддается движениям страстей, наконец выходит из ума и
приходит в совершенную пагубу. От таковой прелести да
избавит нас Господь молитвами твоими, отче честный.
Признаки же благодати суть следующие: когда входит в
человека благодать Святого Духа, то собирает ум его и
делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память
смерть и грехи его, будущий суд и вечное мучение, душу его
исполняет сокрушенным умилением и подвигает к плачу и
слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более
сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и
утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и
беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет
возвышенными созерцаниями: а) недомыслимой силы Божией, как
Он единым словом все из не-сущего привел в бытие, б)
безмерной силы, коей все содержит, всем управляет и о всем
промышляет, в) непостижимой Святой Троицы и неисследимой
бездны божеского существа и прочее. Тогда ум человека
восторгается божеским оным светом, и просвещается светом
божеского ведения, сердце делается тихим и кротким, и
обильно источает плод Духа Святого радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение и
прочее (Гал. 5, 22), и душа его восприемлет неизреченное веселие.
Слыша сие, св. Григорий Синаит пришел в исступление,
изумляясь тому, что говорил преподобный Максим, и более не
называл уже его человеком, но земным Ангелом.
Примечание:
* Так и у св. Исаака.
Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 5-ый, новорусская редакция), изданному в типографии И. Ефимова (М., 1900).
Источник: «PSYLIB» (сайт Киевского Фонда содействия развитию психической культуры).
|