Цветник священноинока Дорофея. Глава 62.

Цветник священноинока Дорофея


Глава 62.
Отдельные главки
и краткие поучения

О том, чтобы вспоминать
нача́ло иноческого подвига

Представляй в уме, о, человек, и внимай воспоминаниям о своем первоначальном горячем стремлении к Богу. Живя в мiру, хотел ты непрестанно молиться и пребывать без сна. И одежду хотел носить ты беднейшую, есть один только хлеб и пить воду. И, неподвижно стоя, молиться непрестанно. И ни о чём не заботиться, и ничего из веще́й, посуды и утвари не иметь. Только плошку одну. В землю закопавшись, хотел ты жить и мертвым быть для дел мiрских. Почему же сказанное не исполняешь сейчас, когда время пришло?

Должны мы помнить об искренней ревности и горячем усердии, о вере, надежде и уповании, которые имели мы, только-только покинув мiр и начав подвиги. Вплоть до исхода души́ своей. Подстрекаемые этим, как тростью погонщика, пробуждаются ду́ши наши от лени и нерадения, и словно восстают из мертвых.

Если хочешь положить нача́ло добродетельной жизни, в первую очередь подготовь себя к предстоящим искушениям, чтобы мужественно встретить их. И тогда уже́ начинай исполнение добродетелей и не сомневайся, уповая на Бога. Ибо такой обычай у бесов: когда видят человека, с горячей верой, надеждой и упованием начинающего добрую жизнь, тогда подстерегают его различными страшными искушениями, чтобы сильными нападками и огорчениями, наведя на него страх и опасения, удержать. А если предварительно не подготовишься к встрече с искушениями, воздержись от исполнения добродетелей. Ибо человек, сомневающийся в том, что Бог помогает ему, боится и собственной те́ни, даже без искушений от бесов.

К оглавлению         

О естественных страданиях и недугах
и об отсутствии необходимого телу

Если болезнь или телесная смерть, отсутствие необходимого для те́ла или страх, досаждения бесовские или телесные раны отвлекают твой ум от радости упования твоего на Го́спода и духовных забот о подлинном совершенстве и спасении, то понимай, что тело в тебе живет, а не Христос. Ибо к чему любовь пересиливает и держит над тобой власть, то̀ и есть живущее в тебе.

К оглавлению         

О святоотеческом понимании терпения

Если, по Божьему попущению, постигнет тебя несчастье, нищета или болезнь, голод или что-то другое, изнуряющее тело твое, или придется пролить кровь за Бога, терпи, прославляя и благодаря Го́спода. Надейся на Него как на Бога Милостивого, Живого и Истинного. Чтобы дерзновенно и без стыда сказать: «Прошел сквозь огонь и воду, и привел Ты меня к блаженству». Ибо все святые отцы, пройдя это, сказали так, получив невыразимую радость у Христа Бога в Царствии Небесном.

К оглавлению         

О вере без сомнений

Верующий без сомнений не хочет узнать, какой смертью умрет: от людей или от зверей, от голода или от тяжких великих трудов, или естественной смертью. Ибо двух смертей не будет, а одной никто не избежит. И человеку, однажды положившемуся во всех своих нуждах на Бога, Царствия ради Небесного, и умершему для мiра, всё равно, ка̀к он скончается, он не беспокоится о себе. Однажды положившийся на Бога во всём, что̀ бы ни делал, преуспеет (ср.: Пс. 1, 31) и везде найдет пользу для души́ своей. Пусть только помнит, что Бога ради решился на все ско́рби, — и на всяком месте найдет спасение.

По вере нашей и благодать Божия нам дается. Мала вера — мало и благодати дается. Больше веры — больше дается и благодати, и терпения. Но ничто не случается с нами без промысла Божьего и усмотрения. Ищет в нас Бог только добровольного согласия души́ нашей. Пути же Господни неисповедимы.

К оглавлению         

О страданиях

Немощь не может помешать человеку спастись и достичь совершенства. Ибо, чем слабее человек, тем меньше требует от него Бог трудов и подвигов. А чем сильнее — тем больше требует Бог трудов от него. И кто по немощи не в состоянии молиться стоя или громко петь, тому́ следует, сидя или лежа, молиться Творцу своему и Богу. И из уст своих, из страдающей души́ своей, от сокрушенного се́рдца своего воссылать благодарность безмолвным и глубоким воздыханием. Большой чести достоин от Всевышнего человек, в котором даже при тяжелой болезни не иссякает стремление к Богу.

Если кто обессилеет или заболеет так, что придут в расслабление суставы его те́ла, и не в состоянии будет молиться Богу, то и тогда, болея, пусть терпит твердо и с благодарностью. Бога ради и Царствия ради Небесного пусть потерпит и не оставляет молитву, сидя или лежа.

Если мы здоровы, тогда должны́ молиться стоя. А если больны и бессильны, тогда по великой нужде, сидя или лежа, молиться. Даже если всё тело наше будет охвачено болезнью, быть прилежным в молитвах. Ибо не так радуется Бог иной добродетели, как тому́, когда, испытывая какое-либо страдание, человек с благодарностью претерпевает его до конца Бога ради и Царствия ради Небесного, не оставляя молитвы. Ибо страдания приходят на краткое время и вновь отступают от нас.

От больного не требует Господь поста, отказа от еды и питья, подвигов или трудов телесных. Разве что терпения с благодарностью в страданиях его. А еще молитвы Иисусовой и смирения.

Человек соблюдает телесный пост и трудится для избавления от нечистых страстей, то есть от похоти и вожделения, распаления внутреннего и взыграния плоти, то есть срамных частей те́ла. А телесный недуг выше и тверже и поста, и подвигов, и трудов, и гораздо быстрее, чем они, спасает ду́шу. Поэтому и не спрашивают с немощного человека поста и телесных трудов, непосильных ему. Только должен он непрестанно благодарить Бога и молиться Господу своему.

К оглавлению         

О том, чтобы новоначальным
не приниматься за чрезмерное
и непосильное

Всякий человек, который неопытен еще в духовных делах, пусть, будучи новоначальным, не берёт на себя непосильного подвига добродетели, даже если обладает больши́м разумом. Ибо разумные не подвергают себя тяжким подвигам, а выносят все постигающие их страдания от бесов и от людей. Ибо Бог не труды вознаграждает, а смирение.

Смотри, чтоб, обессилев от поста и чрезмерных трудов в подвиге своем, не стать нерадивым, не охладить ду́шу свою такой неразумной жизнью, и не сделаться посмешищем для бесов и людей.

Всякую вещь украшает мера. А врагу нашему свойственно вкладывать в ум неопытным людям желание поститься не по силам и выполнять другие тяжелые дела́, чтобы повергнуть их в отчаяние.

Только произвольные человеческие правила и тяжелы, а заповеди Христовы не тяжелы.

К оглавлению         

В чём корень и вершина, основание и завершение,
нача́ло, середина и конец,
и утверждение всем добродетелям

Нача́ло, середина и конец, утверждение и обретение всех заповедей и добродетелей — мужество, терпение и твердость, и любовь и милосердие, и частое чтение книг.

О, мужество, терпение и твердость! Ты великое оружие против дьявола. Словно богатырь, одолеваешь силы бесовские.

Наводят на нас бесы бесчисленные страдания, похоти и вожделения, соблазны, явные и тайные, своими различными злоумышлениями. А имеющий мужество, терпение и твердость все злоумышления и надменность бесовскую, страдания, похоти и вожделения, и внезапные соблазны, явные и тайные, словно мечом иссекает. Ибо всегда имеет при себе оружие и подготовлен: во всякое время, на всяком месте, во всякой заповеди, в добродетели и в страдании терпеть все причиняемые напасти.

Как уже говорил, любовь и милосердие, а также мужество, терпение и твердость, и чтение книг — нача́ло, середина и конец всех заповедей и добродетелей. Ибо без терпения не можем мы исполнить ни одной заповеди и добродетели. А если и соблюдаем какие-либо заповеди и добродетели, но без любви и без милосердия — напрасно трудимся. А без чтения ничего не может человек знать и понимать.

О, любовь и милосердие! Сколько заповедей и добродетелей вобрали вы в себя!

О, терпение, порождаешь ты все заповеди и добродетели!

О, чтение, глашатай небесного, земного и того, что̀ в преисподней!

Чтение всё находит, а терпение порождает, а любовь и милосердие выращивают. Три эти заповеди и добродетели соблюдая, достигнем совершенства и спасемся!

Вопрос:

Ка̀к понять, достиг ли кто совершенства и благодати или не достиг?

Ответ:

Где источник жизни и благодати, там и добрые дела́ из се́рдца истекают и всякий тяжелый труд становится легким, когда приходит благодать Божия — Дух Святой. А признаки благодати Божией в человеке такие. Непрестанная и ненасытная молитва Иисусова переполняет сердце человека, и радость изливается сердечная, а ум помнит о смерти, и о радости Царствия Небесного, и о муках, и о заповедях и добродетелях. А глаза́ его всё время источают слёзы. И становится он во всём справедливым, просветленным, чистым и рассуждает ясно и немечтательно. И всё это происходит от благодати.

Всецелая чистота ума говорит о присутствии в человеке благодати. Ибо Духом Святым совершается в человеке и от Святого Духа происходит. Всецелая чистота ума, то есть глубочайший разум, рассудительность, чистота и просветленность, молитва и радость, слёзы и терпение, все остальные заповеди и добродетели, и бесстрастие происходят от благодати Святого Духа. Когда дух человека просвещен благодатью Святого Духа, тогда и ничтожнейшая страсть, тайком прилагаемая от дьявола и скрытая, не может утаиться. Когда солнечный луч сквозь щель проникает в дом, тогда и ничтожнейшая взметнувшаяся пылинка становится видна человеческому глазу.

Так заповеди и добродетели приумножаются. Ибо когда Дух Святой пребывает внутрь человека, тогда приводит ему на ум всякое дело доброе, словно указывая на него перстом, или, словно солнце в ясный день, показывая и хорошо обнаруживая всё существующее. Когда душа́ и ум человека очищаются от страстей благодатью Святого Духа, тогда и сновидения становятся верными и несоблазнительными, поскольку в суставы и части те́ла таких людей не могут проникнуть ду́хи, и ум у них неизвращенный.

А где делатель страстей, там умножаются страсти и всякая темнота, и духовный мрак, и тяготы, и труд становится тяжел. Когда лукавый дух одолевает человека, тогда наступают и долгий сон, и лень, и дремота, и нерадение, и окаменение се́рдца, и помрачение ума, и забвение о заповедях и добродетелях, о смерти и муках, о радости Царствия Небесного, и всякое смятение ума. И всё это признаки оскудения благодати и присутствия в человеке духов тьмы и лукавства. Ибо всё это бывает от бесов. Когда человеческий ум омрачается от бесов, или от мiрской суеты, или от многочисленных стремлений, желаний и различных забот, тогда великими страстями становится одержи́м человек и не может понять, почему одержи́м. Ибо прячутся они в нём, как змея́ в трухлявом пне. Более того, бесы скрываются в нём. И тогда, словно цыпленок в клочьях пуха, бродит человек и путается, всюду о всякие грехи спотыкаясь. Ибо лукавые ду́хи покрывают внутри человека всякую благую вещь и добродетель, словно ночь, мрачная и темная.

К оглавлению         

О том,
чего больше всего боятся бесы

Больше всего боятся бесы шести добродетелей. Голодного чрева. Жажды. Молитвы Иисусовой. Крестного знамения, когда кто-нибудь хорошо осеняет себя крестом. Частого причащения, когда кто-нибудь достойно причащается часто. И надеющихся на Бога всей душою, и верующих, и уповающих на Бога без сомнений. Ибо нет для бесов ничего страшнее этого оружия. А прежде всего — Крест Честной и Животворящий, воистину огненное и пламенное оружие, опаляющее силу бесовскую.

К оглавлению         

Вопросы и ответы о том,
кто̀ свят

— Кто свят?

— Свят всякий, кто спасся, то есть уберег себя от всякого греха, имеет правую и неискаженную веру во Христа Бога и пребывает в заповедях Господних прилежно. Тот воистину свят.

— А кто уберегся от всякого греха, имеет веру неискаженную и пребывает в заповедях Господних усердно, ответь мне?

— Тот, кто страсти победил.

— А кто страсти победил, ответь мне?

— Тот, кто отказался от радостей.

— А кто отказался от радостей, ответь мне?

— Тот, кто до конца отверг себялюбие, все виды желаний и стремлений своих, свои суждения, привычки, своенравие и своеволие.

— А кто до конца отверг себялюбие, все виды желаний и стремлений своих, свои суждения, привычки, своенравие и своеволие, ответь мне?

— Тот, кто в коротком нынешнем веке возненавидел себя Царствия ради Небесного и бесконечной жизни ради.

— А кто в коротком нынешнем веке возненавидел себя Царствия ради Небесного и бесконечной жизни ради, ответь мне?

— Тот, кто стяжал незыблемую веру во всяком долготерпении, в заповедях Господних, в добродетелях и в скорбях; твердо надеется и без сомнений уповает, и полагается на Бога во всех страданиях и нуждах своих, тот воистину бесстрастен, совершенен и свят.

К оглавлению         

О воле Божией

Если желаешь, человек, понимать волю Божью, коротко скажу тебе. В течение всей твоей подвижнической жизни примешивай по мере сил небольшое страдание ко всякому делу, совершаемому Бога ради. В этом благая воля Божья. Небольшое страдание, Бога ради, лучше большого де́ла, в котором нет страданий. А если человек понемногу ищет себе послаблений, это не от Бога, но от бесов лукавых.

Если мы слабы и не в состоянии трудиться, то будем стяжать смирение, и благодарность, и молитву Иисусову. А если мы здоровы, то следует нам доводить себя до изнеможения. И тогда мало-помалу укрепится душа́ наша, и мы научимся терпению и добродетелям.

К оглавлению         

О плаче и слезах

Усердно старайся ежедневно сетовать и плакать, омывая лицо свое слезами. Ибо, если приключится тебе кончина смертная в тот день, когда ты лил слёзы, избавлен будешь от вечных мук. Ибо в этом состоит истинное покаяние.

Ибо и тот разбойник, о котором «Пролог» свидетельствует, что омочил он платок слезами своими, был оправдан. И инок, который ежедневно впадал в блуд и перед образом Христа ежедневно в слезах каялся, плача и сокрушаясь, был оправдан. И мытарь, бивший себя в грудь со слезами, плачем и воздыханием, оправдан был. И блудница, омочившая пречистые но́ги Го́спода слезами, смиренно припав к ним, оправдана была. И Манассия раскаянием и слезами оправдан был. Все они раскаянием, слезами и плачем спаслись.

И полагаю, что, действительно, если бы человек мог омыть всё свое тело слезами, словно мѵром дорогим благоуханным, то оно стало бы нетленным. Но человек не плачет без причины.

Вопрос:

Когда приходят к человеку плач и слёзы?

Ответ:

Плач и слёзы приходят к человеку, когда откажется от мiра и мiрского о́браза мыслей. От шума и волнений, от многословия, от суеты и всяких забот. И сосредоточит ум свой, то есть все мысли свои, и не скитается телесно, а безмолвствует в одиночестве, стремясь к Богу и непрестанно трудясь.

Или если кто плаксив от природы.

Или от воспоминаний о грехах своих, которые совершил.

Или от памяти о смерти, могиле и разложении те́ла.

Или от страха при мысли о бесконечных муках.

Или от желания радости праведных во Царствии Небесном.

Или от раздумий о людях, живших на земле прежде, и где они теперь?!

Или если приходит какая-либо беда или лишение.

Или обидят человека понапрасну — и плачет.

Или от чего-нибудь другого, что̀ вызывает плач, слёзы и сокрушение у человека.

И следует от этого плакать и сокрушаться, пока не прекратятся слёзы2. И следует их сохранять всячески, как зеницу ока. Убегать и удаляться от многословия и частых бесед. Шума, волнения и суеты избегать. И не ходить из своей кельи к другим людям, но сидеть безмолвно в келье своей, чтобы сохранить слёзы и плач. И не объедаться, не пить много, не спать подолгу и не увлекаться разнообразными мыслями, но быть прилежным в молитве, в чтении книг и в воздержании. И не думать о том, ка̀к ты плачешь и льешь слёзы, чтоб не забрали у тебя снова плач и слёзы.

Когда придут к нам плач и слёзы в смиренномудрии, то научат нас всем добрым делам и благочестию, к великой душевной пользе. Ибо плач и слёзы — утверждение добродетелям и утешение страдающим Христа ради. Плач и слёзы научают человека бороться с бесами и против козней их вооружают. Плач и слёзы на страсти греховные ополчают. Плач и слёзы лукавые и нечистые мысли отбрасывают и отгоняют. Плач и слёзы греховные похоти и желания, самоуспокоенность и себялюбие, и соблазны мiра сего отсекают. Плач и слёзы на добродетели поднимают и наставляют. Плач и слёзы человеческий ум очищают, и рассудительность дают, и ду́шу возносят до высот упования на Бога. Плач и слёзы — душе́ и те́лу очищение. Где глубокое смирение, там плач и слёзы в изобилии. Будем же лить слёзы и плакать, пока есть у нас время.

Если хочешь, научу я тебя лить слёзы и плакать. Уж не глаза́ ли свои, окаянный, жалеешь для слёз и плача? Лучше для тебя ослепнуть от слёз и света лишиться, чем лишиться радости бесконечной в будущем веке. Жалко тебе, окаянный, тело свое изнурить, иссушить, истощить и принудить? Но лучше членам те́ла твоего погибнуть, чем тебе самому́ отпасть от добродетелей и Царствия Небесного и быть мучимым в нескончаемые веки.

Тогда, что ли, окаянный, хочешь трудиться и слёзы лить, и плакать, соблюдать заповеди и делать добрые дела́, когда наступит старость и кончина смертная? И словно гнилой столп, извлеченный на съедение зверям и птицам, станет плоть твоя добычей червей?

Разве не беспокоит тебя, окаяннейший, что умерщвлена грехами тяжкими душа́ твоя, которая дороже для тебя, чем весь мiр и всё, что̀ в мiре? Но если желаешь провести жизнь в плаче и слезах, достичь совершенства и спастись, то начни подвизаться хорошо и терпеливо, пока еще есть время. И смири себя внутренне, во всех делах и размышлениях. Пусть будут у тебя обстановка в доме, и книги, и домашняя посуда, и одежда, и все предметы и вещи некрасивыми, бедными и в беспорядке. Не дорогими и не вызывающими зависти. Чтобы, если придут воры или разбойники, ничего не было бы им нужно и ничего не хотелось бы взять в келье твоей. Смиряя себя во всём, уничижая и укоряя, стань как один из нищих и убогих, ради дара слёз и плача.

Не только шум и суета, заботы и любовь к вещам лишают плача и слёз. Но и Богословие не годится для плачущего и льющего слёзы, ибо и оно обыкновенно разоряет плач.

К оглавлению         

О премудрости Божией

О, насколько велика премудрость Божия и сила! Ибо Святым Духом всякая тварь становится живой и движется, и обновляется, и возвращается в первоначальное достоинство, и возводится выше3. И ничто не мертво у Бога, но всё живо. И ничто, никакое дело не может от Бога утаиться никогда, ни днем, ни ночью. Вся тварь сочтена у Бога. Даже волосы у людей все сочтены. И деревья, и тра́вы, и песок морской.

К оглавлению         

О предвидении

Разное бывает предвидение. Иногда — от благодати, иногда — от мудрости, иногда — от природного разума. А иное — от действия добродетелей, а другое — от духовной жизни бывает.

К оглавлению         

О духовном любомудрии

Ведь и любомудрие4 приходит к человеку от бесстрастия и очищения, благодати и уединения. Ибо от бесстрастия и очищения души́ и те́ла, от благодати и уединения душа́ становится прозорливой и рассудительной — душевными чувствами, то есть умственным зрением. А бесстрастие, очищение, благодать и уединение происходят от добродетелей: от веры, любви, милосердия, поста, воздержания, бдения, бодрости, молитвы, молчания, нестяжания, смирения, смиренномудрия, чистоты, рассудительности, терпения и других. А еще часто приходят бесстрастие, очищение и благодать к человеку от уединения, от поста, от воздержания, от бдения бодрого, от трезвой молитвы и от самого́ трезвения, от слёз и от поклонов. С их помощью и философствуй. От них любомудрие приходит, то есть философия. А без этих добродетелей: бесстрастия и очищения, или же благодати и уединения, не избегая мiрского шума и суетных забот, нельзя философствовать. Ибо без этих добродетелей: бесстрастия, очищения и благодати — частями те́ла и душевными чувствами ду́хи обладают. И поэтому следует нам ограждаться этими добродетелями, чтоб не открыть вход для них. Ибо эти добродетели входы и две́ри перед ними закрывают, а люди, не имеющие этих добродетелей, многочисленные входы и две́ри сами создают в себе для ду́хов.

Не желает благодать Божия и дар Святого Духа вселяться туда, где пребывают нечистые ду́хи, поскольку Бог дает человеку дар и благодать вселяет в человека, смотря по жизни, по бесстрастию, по очищению, по усердию, по соблюдению заповедей и отеческих добродетелей и по терпению.

К оглавлению         

О христианской вере

Не сомневайся в вере, о, человек! Ибо есть не один, не десять и не сто свидетелей веры, а бесчисленное количество свидетелей.

Первые свидетели — пророки. Сами веровали и, движимые от ве́ка Духом Святым, предсказали нам.

Вторые свидетели — апостолы. Сами веровали и нам проповедовали. Ели и пили вместе с Создателем всех, видимых и невидимых. И множество мук приняли, и за веру Христову предали ду́ши свои и умерли за Христа.

И святые отцы святых Вселенских Соборов передали нам веру во Христа. Множество святых постников, и подвижников, и чудотворцев было там. Ибо семь Соборов Вселенских было. И поместных Соборов множество. На одном только Первом Соборе было триста восемнадцать святых отцов. И на остальных бесчисленное множество святых отцов было. Сначала сами веровали и спаслись, а пото́м завещали и нам.

Также видим бесчисленные чудеса Божии. И великое множество чудес святые Его и поныне совершают.

А еще видим Честный и Животворящий Крест Господень, сверкающий, словно молния, разрушающий полки́ бесовские и выжигающий, словно огонь траву.

А еще видим мощи святых, нетленные и неразрушающиеся, обретаемые и поныне. Бесчисленные чудеса совершают они и источают благоухание великое.

А еще Господь и святые Его многих воскресили из мертвых.

И еще великое множество достойных веры свидетелей.

В месяце сентябре — тысяча сто святых. В месяце октябре — две тысячи пятьсот сорок три святых. В месяце ноябре — семь тысяч пятьсот святых. В месяце декабре — четырнадцать тысяч четыреста святых. В месяце январе — семьдесят тысяч четыреста святых. В феврале — тысяча семьдесят два святых. В месяце марте — пятьсот тридцать пять святых. В месяце апреле — восемьсот восемьдесят святых. В месяце мае — пятьсот пять святых. В месяце июне — сто тридцать святых. В месяце июле — тысяча святых. В месяце августе — двести пятнадцать святых. Кроме неизвестных и скрытых Господом Богом.

Видишь, сколько благоприятных свидетелей достославных! И поэтому не изнемогай в непрестанном подвиге и терпении, в вере, надежде и уповании. Но пребывай, словно камень, тверд и с радостью иди принять такие бла́га, которые превосходят тысячи тысяч кратковременных благ, несказанные и неизреченные, и неисповедимые устами человеческими. Как найти мимоходом красивое птичье яйцо, или чистое серебро, или червонное золото, или сверкающий драгоценный камень, или чистый жемчуг, так и Царство Небесное, жизнь и радость бесконечную. Ибо неразумные выронили его из рук своих, потеряли и погубили по глупости и беспечности, лени и небрежности, по маловерию, отсутствию надежды и отчаянию своему. Ох, увы, грубое невежество, какое сокровище губишь, словно солнце пресветлое!

К оглавлению         

О Христе Боге
и Пресвятой Богородице

Родилась Пресвятая Богородица в лето пять тысяч четыреста восемьдесят шестое (21 г. до н.э. — Прим. пер.). А Благовещение Пресвятой Богородицы было в лето пять тысяч пятисотое (7 г. до н.э.), в первый день недели, в девятом часу́ дня. Ей было тринадцать лет и семь месяцев.

А Господь наш Иисус Христос родился в лето пять тысяч пятисотое от создания мiра (7 г. до н.э.). А всех лет святого жития Пресвятой Богородицы на земле — семьдесят два го́да. А исчисляются годы Ее так. Трех лет посвятили ее родители Богу, как и обещали. В храме прожила шесть лет и шесть месяцев. У племянницы своей Елисаветы, в дому́ Захарии, провела три месяца. В доме Иосифа — шесть месяцев. На пятнадцатом году́ родила Го́спода нашего Иисуса Христа. И от рождения Его до распятия Его пребывала с Ним тридцать три го́да и четыре месяца. В доме Иоанна Богослова жила двадцать четыре го́да, и преставилась с великой честью и неизреченной славой. А ду́шу Ее пресвятую от те́ла принял Господь Своими руками. А Успение Пресвятой Богородицы было в лето пять тысяч пятьсот пятьдесят восьмое (50 г. н.э.).

Крестился Господь наш Иисус Христос в лето пять тысяч пятьсот тридцатое (22 г. н.э.), в первый день недели, в седьмом часу́ но́чи.

К оглавлению         

Чи́сла5

Тьма — десять тысяч.

Легион — сто тысяч.

Леодр — один миллион.

Вран — десять миллионов.

Колода — сто миллионов.

Четыре вре́мени в году́ благоприятны. Весна настает с Благовещения. Лето настает с Рождества Предтечи. Осень настает от Зачатия Предтечи. Зима настает от Рождества Христова. Ключевая буква начинается с Рождества Христова. Вруцелетие6 начинается в первый день марта7, и эта буква содержит воскресные дни. Индикт и год начинаются с первого сентября. Високос наступает на четвертый год. Но прежде чем сменится вруцелетие, переходят на следующие дни недели Рождество Христово и все остальные праздники в году́.

К оглавлению         

О причащении Те́ла
и Крови Господней

О, совершитель Богослужений, знай и понимай, что великое дело творишь! Ибо с Ангелами святыми стои́шь на месте святом, преисполненном страха и трепета.

О, человек, избегай тех мест, где спешат из человекоугодия. Какое умиление, когда спешишь? А без слёз не следует ни служить, ни причащаться. Если же совесть твоя не позволяет тебе служить с кем-либо, то не дерзай служить, чтоб каким-либо образом еще больше не прогневать Бога. Ибо если недостойно принимаешь Святые Тайны Христовы, Тело и Кровь Господню, виновен делаешься пред Телом и Кровью Господними. И становишься убийцей Самого́ Христа, виновником Его заклания, недостойно причащаясь Те́ла и Крови Его. Ибо сказал апостол Павел: ...кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Те́ла и Крови Господней (1 Кор. 11, 27). И еще сказал: ...тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле и Крови Господней (1 Кор. 11, 29).

Если отягчает тебя объедение, говори себе мысленно: «О, человек, лишен будешь трапезы небесной, всякого наслаждения и красоты́. А пища земная в червей и в смрад превращается».

Если не имеешь душевного умиления, понимай, что превозносишься или гневаешься на кого-нибудь, или много ешь, пьешь и спишь. Или в суету, смятение и заботы вдался ты. Ибо это никак не позволяет душе́ по-настоящему умилиться.

Все великие, имеющие дар Богословия или создания церковных песнопений, воздержанием и трезвением, молитвой и бдением в уединении обрели его. Ибо воздержание и трезвение, молитва, бодрость и уединение, отгоняя смятение, дают человеку рассудительность. Это и было у них взамен ремесла́. А ремесло плачущему не годится. Ибо, как правило, лишает плача. Не заплачет человек, если не понудит себя.

От ничтожнейшего греховного поползновения Дух Святой не отойдет от человека, если он тотчас исправится. А если кто долгое время пребывает в таких поползновениях и беспечен к страсти, которой охвачен, или в тяжкие прегрешения впадает, тогда отойдет.

Если хочешь узнать чьи-нибудь дела́ и привычки, слушай, что̀ говорят его уста. Ибо уста не произносят того, чего нет в глубине се́рдца.

Не всё будем говорить, что̀ знаем. И не всё делать, что̀ можем. И не всему верить, что̀ слышим.

Не все мысли, которые приходят нам в голову, наши: иные наши, иные от Бога, а иные от дьявола.

Не всякий малый подвиг — мал. И не всякий великий — велик и совершенен.

Всех люби, но от всех себя блюди, не всем тайну открывай. Ибо часто ложный друг, переменясь и отвернувшись, становится врагом. Поэтому, не испытав друга, не открывай тайну.

Ни одного сло́ва не говори, не подумав.

Ни одно поспешное дело не бывает добрым.

Каждому человеку собственная совесть и учитель, и обличитель, и наставник, и указчик, и мерило во всяком деле: и в плохом, и в хорошем.

Всё, сделанное без разрешения, вызывает гнев.

Если спор идет о до́бром, и даже о духовном, всё равно это уже́ распря.

Кто живет не на месте, тот сам себя гонит с любого ме́ста вон.

С глупыми беседовать — много нужно разума.

Как не наполнишь дырявый сосуд, так и неразумного не научишь. И часто бесчестие от неразумных бывает.

В Библии премудрый8 говорит: ...обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание (Притч. 9, 8-9). А обличи нечестивого и неразумного — и возненавидит тебя (ср.: Притч. 9, 8). Ибо обличение для нечестивого и неразумного — мозоль. И еще говорит: старость почтенная не многолетием и не числом лет измеряется. Мудрость — седина для человека, и чистая жизнь — истинная старость (ср.: Прем. 4, 8-99). Ибо есть и среди убеленных сединами сущие младенцы по разуму. А есть и в юных годах более седые, чем убеленные сединами, ибо украшены мудростью.

Мудрый говорит — словно драгоценными камнями украшает и чистым жемчугом унизывает дорогие одежды. А неразумный говорит — словно в воду бросает.

Не держи у себя, о, человек, золота и серебра, ни драгоценных камней, ни чистого же́мчуга. А ищи для себя мудрости духовной и приобретай ее. Ею будешь славен и богат, и спасешь ду́шу свою.

Сладко и приятно всем людям слово искусное. Ибо ласковый теленок двух маток сосет. Не думай, что это лесть. А неискусный в слове гневом поражает ду́ши многих.

О, пустынник, живущий уединенно! Протапливая келью свою, выгребай угли вон из печи́ и дым хорошо выпускай. А сам в это время спать не ложись отнюдь. И водой не заливай и снегом не засыпай угли. Ибо снова разгораются и вредят. Ибо угар, он такой: если охватит спящего человека, то сердце его зайдется и смерть наступит. Если даже встанет, то, не помня, куда идти, снова падает наземь. О, человек, будь внимателен, чтоб как-нибудь не скончаться безвременной смертью.

Всякую вещь, приобретаемую с болью и многими трудами, бережно хранят.

Если приходит к тебе соблазн от кого-нибудь, причиняя вред душе́, остерегайся, чтоб не впасть и тебе в его грех.

Перед Богом достойнее и трудов, и жертв то, чтобы не согрешать против Него и иметь любовь и милосердие, правду во всём и смиренномудрие. Ибо этим все праведные спасались.

Блажен муж, тело которого следует за душой его. И го́ре тому́ человеку, чья душа́ следует за телом его. Ибо эти двое: душа́ и тело, словно львы, борются и воюют друг с дру́гом до разлучения, до конца жизни своей. Душа́ ведь желает спастись, а тело нежиться любит.

Если не посмотришь в зеркало, о, человек, не увидишь лица́ своего. Так же если не будешь часто читать книги, о, человек, не увидишь лицо бытия и жизни своей. То есть не сможешь найти в себе ни страстей, ни заповедей, ни добродетелей. Ни достичь совершенства не сможешь, ни спастись. Ибо чтение святых книг — царь и родитель, и приобретатель, и глашатай, и мерило страстей и добродетелей, и заповедей, и всей жизни человеческой. Богу нашему слава.

К оглавлению         

О чистоте

Нача́ло чистоты — несклоняемость помыслов. А нача́ло осквернения те́ла и души́ — мысленное согласие. Чистота для се́рдца — в твердости сердечной. А чистота для те́ла — в девстве. Чистота для ума — в несклоняемости помысла. Чистота для души́ — в бесстрастии и отсутствии похоти. А нечистота для се́рдца — в блудной сладости и внутреннем распалении. А нечистота для те́ла — в падении и блуде. А нечистота для ума — в непристойных мыслях. А нечистота для души́ — в страстях душевных, которые душа́ любит и которыми наслаждается.

Мы же будем мужаться, чтоб укрепилось сердце наше. И ограждаться крестным знамением, когда придут бесовские страхи, и то место, где увидим что̀-либо, ограждать крестом. И при входе во всякий пустой дом, перекрестясь у дверей и совершив молитву, отвечать самому́ себе: «Аминь», — если никого нет, и входить смело. Ибо, если видят лукавые бесы, что кто-то боится и пугается, то еще сильнее запугивают. А если обнаруживают кого-нибудь утвержденным в Господе, тотчас посрамляются и не досаждают ему. Будем же помышлять, что мы в руке Божьей и творения рук Его мы!

К оглавлению         

Постоянное зеркало
и напоминание про дела́,
нужнейшие из нужнейших

О, человек, смертен ты. Бодрствуй, мужайся и трудись усердно всякий час — конец приближается. Поступая правильно, не переставай бояться смерти, страшиться му́ки бесконечной, не прекращай заботиться о радости Царства Небесного, которой нет ни о́браза, ни названия, ни подобия среди всех благ нынешнего ве́ка. Разве не знаешь, что тесен и узок, и полон скорбей путь в Царство Небесное, и что лишь прилагающие усилия восхищают его? Сатана уже́ вооружается на рабов Христовых и являет знамения беззаконий своих. И Пришествие Христово уже́ при дверях. Подвизайся непрестанно, день и ночь, отложив всякие заботы, ибо есть только Бог.

О, человек, ничего нет важнее собственной души́ для каждого из нас. О, как начнешь рыдать и плакать, и искать, потеряв спасительное время жизни своей. Заревешь как дикий зверь тогда, но не успеешь ничего. Берегись, окаянный и блудный, уже́ не жить тебе столько вре́мени, сколько жил ты! Что̀ делать будешь, окаянный, если неготовым и нераскаявшимся взят будешь и от Бога изгнан в му́ку бесконечную? Никто тебе там не поможет, о, окаянный! Ни отец, ни мать, ни брат, ни родственники, ни любимые друзья. Известно, что и весь мiр тебе не сможет помочь. Если потеряет человек золото или серебро, или другую ценную вещь, то может приобрести иную вместо нее. А если потеряет спасительное время жизни своей, то не сумеет приобрести другое время вместо того. Ни выпросить, ни купить не сможет ни на золото, ни на серебро, ни на камни драгоценные.

Человек, как трава, и дни его, как цвет полевой: облетают так же. Словно ветер, проходят, не останавливаясь, мимо и не вернутся уже́ на прежнее место (ср.: Пс. 102, 15-1610).

О, человек, если не положишься во всём на Бога, то не сможешь избавиться от забот. Всегда и во всём переноси твердо все тяготы — и от бесов, и от разных людей. Ибо мужество, терпение и твердость, и страх Божий порождают всякую добродетель и отгоняют сон и лень, тяготы и усталость, и приближающихся бесов. И всякие бесовские препятствия, и все страсти.

Мало ешь, мало пей, постоянно будь голоден. Ведь страдаешь ежедневно от этого: и дремота, и сон, и лень, и тяжесть, и расслабленность наваливается еще сильнее, царица страстей. Мало спи. Долгий сон и лень лишают благодати и добродетелей. Мало говори. Воздерживайся постоянно во всём и всегда, душою и телом. Ум оберегай, сердце храни. Если не избежишь пленения и помрачения ума, не сумеешь спастись. Еще не очистился ты духовно и не сподобился благодати, если досаждают еще ду́хи.

Не осматривай и не ощупывай тайных частей те́ла своего, отнюдь не вздумай прикасаться к ним никак. Никогда не сиди праздно. Без рукоделия и без книг даже на минуту опасайся присесть. Ибо бесы, как змей, внезапно охватывают сном. Четыре часа́ спи на боку или же сидя. В жаре или в холоде, или с часами. Книги читай постоянно. И прежде всего — небольшую книжку эту. Поскольку книги — царь добродетелей, и без них мы добрые дела́ и сами забываем, и враг закрывает. А царица — терпение, мужество и твердость, любовь и милосердие.

Ох! Плачь постоянно — если и праведник едва спасется, гдѐ же окажется грешник?! (ср.: 1 Пет. 4, 1811). Человеку нужно, словно заковав себя в железо, всё время терпеть с верой, надеждой и упованием. Поскольку постоянным сопротивлением и борьбой, и скорбями, и болезнями, и бедами, естественными, и от бесов, и от людей все святые отцы пришли в свершение, и спаслись, и обрели благодать, и сподобились чудотворения, сохраняя заповеди Господни и остальные добродетели сначала в видимых делах, а пото́м — в созерцании12.

К оглавлению         

О составителе
святой книги этой

Это мы, многогрешный и смиренный священноинок Дорофей, написали книгу эту, называемую «Цветник».

К оглавлению


Примечания:

1 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всём, что̀ он ни делает, успеет.

2 Опущен важный момент (видимо, как самоочевидный): разумеется, не все перечисленные причины плача похвальны и приносят духовную пользу. Но от чего бы ни пришел плач, можно «перевести» его в духовный, направляя ум к достойным причинам — и тогда он будет омывать ду́шу. Это еще один пример активного отношения к душевным чувствам: иерархия восстановлена, ум направляет чувства и «задает тему» пла́чу.

3 Кратко перечислены все этапы домостроительства Божия: творение человека и наделение его духовной жизнью («становится живой и движется»), Боговоплощение («обновляется») и исцеление при этом повреждения человеческого естества («возвращается в первоначальное достоинство»), соединение человечества с Божеством во Христе («возведение к большему»). Всё это, и именно в использованных о. Дорофеем Богословских о́бразах-терминах, лежит в основе многих Богослужебных текстов.

4 Т.е., беспристрастное видение мiра просветленным благодатью умом, созерцание логосов твари. Знание вообще и, конечно же, более или менее целостная картина мiра всегда окрашена тем или иным духом: нет «нейтрального» познания.

5 Подраздел сокращен: при переводе опущены обозначения цифр и чисел буквами церковнославянского алфавита.

6 Вруцелето — «воскресная буква». Таких букв семь: А, В, Г, Д, Е, Ѕ, З. При календарных вычислениях ими обозначаются все воскресные дни го́да. В одном году — буквой А, в друго́м — В, и так далее. Найдя в календарной таблице воскресную букву искомого го́да, можно по месяцеслову определить чи́сла, на которые приходятся в этом году все воскресные дни.

7 Март до сих пор остается первым месяцем при пасхальных вычислениях.

8 Здесь премудрый — царь Соломон.

9 Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости.

10 Дни человека - как трава; как цвет полевой, та̀к он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже́ не узна́ет его.

11 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный гдѐ явится?

12 При переводе опущены два следовавших далее подраздела:
    I. Ключ книги (то есть краткий тематический указатель).
    II. О часах (где даны сведения об изменении долготы дня).


Текст по изданию «Цветник священноинока Дорофея» (Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!