Цветник священноинока Дорофея. Главы 1-5.

Цветник священноинока Дорофея


Глава 1.
Предисловие

О, мой любимый читатель, хочешь ли покажу тебе такую вещь, которая надежней чистого золота и серебра, редкого же́мчуга и драгоценных камней? Ибо ничто иное не поможет приобрести или купить Царствие Небесное и будущую радость и покой, как только это дело, то есть уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания. Невозможно, нет, спастись тому́, кто редко читает Богодухновенное Святое Писание. Как бескрылая птица не в состоянии взлететь ввысь, так и ум не может додуматься без книг, ка̀к спастись.

Уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания — родитель и приобретатель всех добродетелей и благих дел: от них все добродетели рождаются и приобретаются.

Уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания для собственного спасения и совершенствования порождают различные добродетели и служат источником всякого бла́га, и отгоняют от нас все злые и греховные страсти, похоти, вожделения и действия — свои и бесовские.

Уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания для своего спасения и созидания святые отцы считают старейшиной и царем всех добродетелей1.

Уединенное чтение, а также внимательное и усердное слушание святых книг Божественного Писания царствует над всеми добродетелями и ставит человека одесную Бога. Ибо говорит Господь Бог: Исследуйте Писания, через них будете иметь спасение и жизнь вечную (ср.: Ин. 5, 39).

А когда не читаем часто и не слушаем внимательно и усердно святые книги Божественного Писания, то впадаем в различные страсти, и в греховные напасти, и в бесовские се́ти, и во всякое зло, и заслуживаем бесконечных мук, и забываем о неизбежности смерти и о Христовом Пришествии, и о жестоких муках, и о всей радости Царствия Небесного и пресветлого рая. И приятна нам становится суетная, кратковременная и обманчивая жизнь ве́ка и мiра сего, и удаляемся от Бога по небрежности нашей и невниманию. И тут же бесы овладевают нашей памятью и умом и омрачают его ясность, и наводят забвение о добродетелях, а зло постоянно приводят на ум и возобновляют. А святые книги Божественного Писания указывают нам начало, середину и конец2 спасительного пути — небесной лестницы в Царство Небесное. И поэтому нам следует ежечасно и непрестанно приникать к святым книгам Божественного Писания. И оттуда, где есть святые книги Божественного Писания, изгоняются все бесовские воздействия и се́ти, и все злые и лукавые замыслы и греховные страсти, и губительные для души́ напасти, и вожделения, и похоти. А Господни заповеди и святоотеческие добродетели от этого хорошо соблюдаются. Потому святыми отцами было установлено на утреннем Богослужении многократно читать наставления святых книг3 и часто поучаться и постоянно молиться. И в кельях своих часто читать и поучаться4 и постоянно молиться для защиты души́ от незримых воров и разбойников, от их козней и ухищрений, и злых бесовских замыслов, и от забвения и помрачения. Как бы выставляя для этого стражу, заботясь постоянно о своих душах и о своем спасении, вне всех хлопот о земном и тленном. И для этого нам следует ежечасно читать поучения святых Божественных книг внимательно и прилежно. Потому что святые книги открывают в каждом из нас совесть, обнаруживают и искореняют страсти, обнажают бесовские се́ти, учат добродетели, укрепляют в страданиях и скорбях, напоминают о смертном часе, обнаруживают врага-антихриста, говорят о Пришествии Христовом, предвещают радость Царствия Небесного, напоминают о бесконечных муках; и отделяют добро́ от зла, и показывают разницу, и ставят в центр основное, словно рассыпая на блюде чистое золото и серебро, и редкий жемчуг, и драгоценные камни; они как мудрый учитель, и как искусный военачальник, и как кормчий корабля, и наставник заблудившимся на опасном и суетном, и полном волнений пути ве́ка сего в Царствие Небесное. Они словно пресветлое солнце, светящее днем, и словно ясный месяц для плавающих в житейской ночи́ нынешнего ве́ка по волнующемуся морю мiра сего, для всех желающих спастись и достичь Царства Небесного.

Уму нашему требуется постоянно обучаться и направляться святыми книгами, потому что не может он оставаться праздным. Ибо если не совершает добра, то склоняется ко злу.

Первый свет — это Христос Бог наш, потому что просвещает всё творение и наши ду́ши, и тела́, и умы. Второй свет — дневной, просвещающий наши телесные очи. Третий свет — святые книги, поскольку открывают и показывают нам всю бесовскую хитрость и уловки, и пронырство, и соблазн, потому что у лукавых бесов множество козней, и уловок, и ухищрений, и замыслов, с помощью которых они ввергают людей в различные страсти, и греховные напасти, и в душевную смерть.

Но человеколюбивый Бог, жалея человеческий род, даровал нам через Своих угодников святые книги, которыми от всех бесовских уловок и греховных страстей, и соблазнов мiра сего в нынешнем веке избавляемся.

Святые отцы совершали свой путь, учась на многих страданиях и скорбях. Нам же оставили после своих праведных трудов книжное слово Святого Писания — светлую и спасительную дорогу, огибающую мрачный, темный, кривой, полный волнений и неверный путь.

Как глаза́ есть светильник для те́ла, так светильник для души́ — ум, а зеркало для ума — святые книги. А в целом — либо зоркость, либо замутненность телесного и душевного зрения. Как глаза́ служат телу и просвещают его, так и ум служит душе́ и просвещает ее от помрачения страстей.

В чистых и смиренных сердцах пишет Господь Бог слова́ тайны Своей и Духом Святым открывает ее5 подвижникам, неутомимо пребывающим в духовных трудах и, не щадя себя, страдающим за имя Его.

Желающий спастись в нынешние последние времена и обрести благодать пусть читает это небольшое сочинение часто. Кто будет читать его часто, приобретет великую пользу. И пусть смотрит в это зеркало ежедневно и не слушает врага: не читай-де краткие гла́вы этой книги. О, человек, если не суетным умом, но по правде хочешь научиться добродетельной и спасительной жизни и знанию, то научиться ты можешь здесь. В этой небольшой книжке — ясный и правильный путь к истинной жизни и спасению. Нача́ло, середина и конец праведного пути и спасительной жизни открываются в маленькой этой книжке. Да-да, действительно небольшой этой книжки достаточно для спасения тех, кто желает спастись и часто, непрестанно и без лени читает ее, поскольку ум в состоянии охватить ее и вместить из-за ее краткости. О, человек, если хочешь быть духовным и опытным в духовных делах, то почаще читай от нача́ла до конца эту небольшую книжку, и отыщешь в ней путь спасения, только прилежно внимай и усердно исполняй то, о чём она тебе говорит, чему учит и наставляет. Найдешь в ней, ка̀к победить и до основания искоренить страсти, научиться всем добродетелям и обрести благодать. Потому что корень, и ствол, и цветы ее найдены и собраны из разных книг. Понемногу от многого взято: о са́мом важном, о главных добродетелях; и евангельские заповеди, которые суть уста Христовы6, и бывающие к нам каждый день; и апостольские поучения; и святоотеческие наставления; и то, чѐм все святые спаслись. Поистине, братья, так же как эта книга украшена мудрыми словами, так украсится добродетелями и душа́, читающая эту книгу. И так же как магнит притягивает железо, так привлечет эта книга в любовь Божию читающих ее. И как алмаз тверд от природы, так эта книга укрепит ду́шу читающего ее. И как изумруд очищает телесные очи, так очистит эта книга очи ума, и совесть, и чувства душевные и телесные. И как отражается в зеркале красота или уродство человеческого лица́, так отражаются в этой книге добродетели и страсти по благодати Христа, Емуже слава со Отцом и со Святым Духом всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков7, аминь.

К оглавлению         

Глава 2.
Из [Евангелия от] Матфея

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (5, 3-11).

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (5, 39-42).

А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и моли́тесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что̀ особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (5, 44-48).

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (6, 19-21).

Никто не может служить двум господа́м: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о друго́м нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души́ вашей, что̀ вам есть и что̀ пить, ни для те́ла вашего, во что̀ одеться. Душа́ не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что̀ заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю нам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (6, 24-29).

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что̀ нам есть?» или: «что̀ пить?» или: «во что̀ одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (6, 31-34).

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему юноша: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого́ себя (19, 17-19).

Возлюби Го́спода Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого́ себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (22, 37-40).

Ибо в этом весь закон и пророки.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, веду́щие в жизнь, и немногие находят их (7, 12-14).

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (11, 12).

Ибо много званых, а мало избранных (20, 16).

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин до́ма, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать до́ма своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (24, 42-44).

Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе́ сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (17, 20).

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (7, 7-8).

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (18, 3-4).

Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, паи мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (19, 29).

Кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (20, 26-27).

В четвертую же стражу но́чи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (14, 25-31).

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить (10, 23, 28).

Возложат на вас ру́ки и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы́ вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте ду́ши ваши (Лк. 21, 12, 16-19).

Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22).

К оглавлению         

Глава 3.
Из [Евангелия от] Марка

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет ду́шу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет ду́шу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе́ своей повредит? Или какой выкуп даст человек за ду́шу свою? (8, 34-37).

Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (9, 35).

Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (9, 23).

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе́ сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что̀ ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (11, 23-24).

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что̀ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат ру́ки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (16, 17-19).

К оглавлению         

Глава 4.
Из [Евангелия от] Луки

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там со́рок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (4, 1-4).

И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмее́тесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

Напротив го́ре вам, богатые! ибо вы уже́ получили свое утешение. Го́ре вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Го́ре вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Го́ре вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (6, 20-30).

Не ищите, что̀ вам есть, или что̀ пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мiра сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (12, 29-31).

Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

И будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и во́лос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте ду́ши ваши (Лк. 21, 17-19).

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (6, 36).

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (12, 32-34).

Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (10, 19).

И некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют но́ры, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (9, 57-58, 62).

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (22, 44).

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не сто́ящие, потому что сделали что̀ должны были сделать (17, 10).

Что̀ высоко у людей, то̀ мерзость пред Богом (16, 15).

И говорят ему: Учитель! неужели Тебе нужды́ нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4, 38-39, 41).

К оглавлению         

Глава 5.
Из [Евангелия от] Иоанна

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что̀ на́чало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (1, 1-5).

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (1, 18).

Когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (4, 23-24).

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (6, 56-57).

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (11, 25-26).

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела́, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (14, 12).

И кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (15, 5).

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (14, 8-10).

Как Ты послал Меня в мiр, так и Я послал их в мiр. И за них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (17, 18-21).

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены́ и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26-27). Кто не отрешится от всего, что̀ имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 33). Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хле́ба, ни серебра, и не имейте по две одежды (Лк. 9, 3). Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл но́ги вам, то и вы должны умывать но́ги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что̀ Я сделал вам (Ин. 13, 14-15).

Нет больше той любви, как если кто положит ду́шу свою за друзей своих (15, 13).

Смотри́те же за собою, чтобы сердца́ ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34).

Небо и земля прейдут, но слова́ Мои не прейдут (Мф. 24, 35; Мк. 13, 31; Лк. 21, 33).

Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

К следующей главе


Примечания:

1 Святитель Игнатий (Брянчанинов), цитируя текст «Цветника», в этом месте делает следующее замечание: «Под Божественным Писанием священноинок разумеет не одни священные книги Ветхого и Нового Завета, но и писания святых Отцов», — подчеркивая далее, что таким началом автор «вступает в союз единомыслия со всеми аскетическими святыми писателями Восточной Церкви» (Творения, иже во святых, отца нашего святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т. 1. Сретенский монастырь. 1998. С. 446). Вообще для святоотеческой традиции не свойственно рассечение единства Писания и предания, поскольку то и другое даны Церкви Тем же Духом.

2 Нача́ло, середина и конец — неоднократно встречающийся в сборнике линейный образ цельности, вектор которого ориентирован вертикально: путь спасения представляется либо как лестница, веду́щая на небо, либо как возводимый дом.

3 На утрени после каждой кафизмы, по третьей и по шестой песнях канона устав предлагает чтения из святых отцов. Таким образом, внимательное участие в уставном Богослужении делало даже неграмотных достаточно «начитанными» людьми.

4 Существенное значение поучения в Писаниях и непрестанной молитвы и их преемство в православной традиции подробно рассмотрено в книге. «Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте» (СПб, Алетейя, 2000. Особ. с. 99). Здесь лишь подчеркнем, что так часто упоминаемое автором поучение гораздо ближе к молитве и Богомыслию, нежели к рассудочному изучению текста: суть его в том, что заучиваемые наизусть стро́ки, непрестанно вращаясь в уме, ограждают его от всеваемых врагом помыслов и согревают сердце умилением; цель — очищение и освящение ума через погружение его в Священное Писание.

5 Не сам по себе ум «учится» из Писаний, но соприсутствующий в них Живой Господь поучает сердце о «словесах [= логосах, смыслах] таинства Своего», а именно, о постигаемом опытом молитвы Боговоплощении и вкушаемом по мере подвига обо́жении. Если бы имелось в виду не это, стояло бы множественное число: «таинств Своих».

6 Это не метафора: Христос Сам присутствует в Своем слове, беседует с читающими Святое Евангелие и действует в Своих заповедях, через них освящая и соединяя с Собой.

7 Добавление в традиционное славословие «прежде бе» необычно и либо взято из не дошедших до нас источников, либо внесено составителем, возможно, желавшим подчеркнуть, что, как в прежние времена спасались подвижники, так и теперь желающие могут подвизаться (поскольку слава Божия — святые Его). «Всегда» в русском переводе точнее передает «вечное время» славянского «бе».


Текст по изданию «Цветник священноинока Дорофея» (Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!