Авва Евагрий Понтийский. 33 главы аналогий или уподоблений.

Евагрiя монаха
33 главы аналогiй, или уподобленiй


1. Желтуха есть злое состоянiе души, въ которомъ она невѣрно смотритъ на Бога и на все сотворенное.

2. Скорченность назадъ, — есть порокъ разумной природы, по которому она становится непреклонною на добродѣтель и боговѣдѣнiе.

3. Загангренiе есть воспламененiе и движенiе гнѣва, поражающее разумную часть души.

4. Слѣпота есть невѣжество ума, не прилагающего старанiя ни о дѣятельныхъ добродѣтеляхъ, ни о познанiи сущаго.

5. Параличъ есть неподвижность, или труднодвижность разумной души на дѣятельныя добродѣтели.

6. Флюсъ есть разслабленiе разумной души нерадѣнiемъ, въ которомъ она обыкновенно отвергаетъ словеса духовнаго наученiя.

7. Онѣмѣнiе есть разнеможенiе разумной души, по коему она отвергаетъ добродѣтели, посредствомъ которыхъ воображается въ насъ Христосъ.

8. Проказа есть невѣрiе разумной души, въ коемъ она не удостовѣряется, даже осязая какъ бы истину словъ.

9. Обморокъ есть склоненiе разумной души опять на зло, послѣ успѣховъ въ добродѣтели и боговѣдѣнiи.

10. Контузiя есть злое состоянiе разумной души, въ которомъ она держится добродѣтелей не ради самаго добра.

11. Насморкъ есть потеря добродѣтели, коею ощущалось благоуханiе Христово.

12. Глухота есть ожесточенiе разумной души, по которому она отрѣваетъ духовное наученiе.

13. Бѣльмо есть ниспаденiе изъ состоянiя духовнаго созерцанiя, или усвоенiе себѣ неправильнаго воззрѣнiя на сущее.

14. Заиканiе есть болѣзнь разумной души, въ которой она, соблазняясь случайностями, не можетъ о всемъ благодарить Бога.

15. Хромота есть безсилiе разумной души къ совершенiю истинной добродѣтели.

16. Водяная есть неразумное совращенiе души съ пути, когда по заглушенiи добродѣтелей, господствуютъ въ ней зло и невѣжество.

17. Муравей есть дѣятельный человѣкъ, въ вѣкѣ семъ приготовляющiй себѣ пищу для будущаго.

18. Хирогриллы (родъ свиней) суть нечистые язычники, принявшiе заповѣди Христа Спасителя нашего.

19. Саранча суть разумныя дýши, которыхъ не трогаетъ смерть и которыя питаются сѣменами (можетъ быть: не боясь смерти, наслаждаются земными благами).

20. Аскалавотисъ — (родъ ящерицы, свободно бѣгающей по стѣнамъ и потолку) есть практическiй умъ, который, опираясь на добродѣтели, витаетъ въ вѣдѣнiяхъ небесныхъ силъ.

21. Скименъ львовъ (львенокъ) есть человѣкъ безстрастный, возцарствовавшiй надъ бывшими въ немъ звѣрями (страстями).

22. Кочетъ есть человѣкъ духовный, исполненный вѣдѣнiя, и другимъ душамъ благовѣствующiй день, бывающiй отъ умнаго Солнца.

23. Олень есть дѣятельный мужъ, который право правитъ безпорядочные помыслы свои.

24. Пiявка есть нечистая сила, — высасывающая изъ разумныхъ душъ кровь праведности.

25. Адъ есть тьма невѣдѣнiя, покрывающая разумную тварь послѣ потери ею созерцанiя Бога.

26. Жена есть безумiе, ввергающее разумныя дýши въ нечистоту.

27. Земля есть злое состоянiе, сложенное изъ нечестiя и беззаконiя.

28. Огонь есть зло, истребляющее въ разумной твари добродѣтели Божiи.

29. Вода есть ложное знанiе, погашающее знанiе истинное.

30. Глазъ насмѣшливый есть нечистая сила, осмѣивающая вѣдѣнiе Бога и безчестящая мудрость Божiю въ сущемъ.

31. Вóроны суть святыя силы, истребляющiя зло.

32. Пропасти суть разумныя дýши, изрытыя невѣдѣнiемъ и зломъ.

33. Орлята суть святыя силы, которымъ ввѣрено поражать нечистыхъ демоновъ.

Библіотека


Текстъ по изданію «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ первый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Санкт-Петербургъ. Типографiя Н. А. Лебедева, Невск. просп. д. №8, 1877).
Эл. изданіе — сайтъ ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размѣщеніи на другіхъ сайтахъ — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!