Евагрия монаха,
1. Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено. 2. Говорил также: много значит молиться без развлечения, а ещё более петь (псалмы) без развлечения. 3. Ещё говорил: помни всегда об исходе твоём, не забывай вечного суда, и сохранишь душу твою от всякого греха. 4. Ещё говорил: не будь искушений, никто бы не спасся. 5. Сказал авва Евагрий: начало спасения самоукорение. 6. Он же сказал: если впадёшь в малодушие, молись, но молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. 7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришёл к некоторому старцу и сказал ему: Авва! Преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришёл, не говори прежде, нежели он спросит тебя2. 8. Однажды по какому-то делу было собрание в кельях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими, а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так, отец, но единою глаголах, второе не приложу (Иов. 39, 35). 9. Евагрий в своём Гностике говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (fronhsiV), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы, дело мужества стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к несущему; приняв семена от первого земледельца, отвращаться от всевателя (врага) свойственно, по его мнению, целомудрию3. А дело справедливости воздавать каждому по достоинству. 10. Там же говорит он: столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением, а происходящее от благодати правдой, кротостью и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные, а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, озаряющий их ум. 11. Ещё говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание. 12. Ещё: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысел особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению.
Примечания: 1 Из Достопамятных сказаний, Сборника преосвященного Игнатия и Алфавитного Патерика. 2 Для учёного Евагрия это был подвиг немалый. 3 Из притчи: всеявый есть диавол.
Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 1-ый, новорусская редакция), изданному в типографии И. Ефимова (М., 1905).
|