Преп. Ефрем Сирин. Слово подвижническое.

Преподобный Ефрем Сирин

Слово подвижническое


Если кто хочет истинно предать себя Господу, чтобы получить обетование Царствия, то, поелику лукавый противоборствует всеми способами, многоразлично нападая на всякую ду́шу, прежде всего до́лжно каждому восприять крепкую веру и твердую надежду, чтобы ими можно было угасить разжженные стре́лы лукавого. Посему пусть сопротивник употребляет тысячи средств, желая ослабить произволение, отвлечь от упования и любви ко Господу, различно нападая на ду́шу или, посредством ду́хов злобы, причиняя ей внутренние ско́рби, или всевая в нее лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы, приводя ей на память прежние грехи, даже осуждая ду́шу, чтобы произволение её пришло в расслабление при мысли, что невозможно получить спасение (а через это душа́ ввергается в безнадежность, рассуждая, что из нее само́й рождаются в сердце сии нелепости суетных и лукавых помыслов, а не всеваются в нее чуждым духом, вносящим внутрь её грех, между тем, как мысль сию внушает злоба врага, которая, чтобы довести ду́шу до отчаяния, не хочет сделать известным, что при душе́ есть чуждый Богу дух мiрского заблуждения); пусть также труды телесные приводят в немощь, или людьми бывают нанесены поругания и ско́рби. Если всем этим лукавый старается побороть ду́шу, человек да не теряет надежды на Го́спода, но всякий раз более и более да прилепляется к Нему, как к единому благому, человеколюбивому, могущему исцелить душевные немощи, Его всегда любя, о Нём размышляя, и в себе само́м рассуждая так: «Если я отступлю от Бога и оставлю правую подвижническую жизнь, то куда могу прийти, как не в погибель, как скоро предамся советам лукавого?» Итак, если лукавый в каждого из братий ежедневно будет тысячами пускать острия разжженных стрел, порочных страстей, нелепых и лукавых помыслов, чтобы совратить с пути правды и привести в расслабление и отчаяние, то тем паче до́лжно прибегать к Богу и на Него возлагать надежду. Ибо Ему угодно, чтобы сим испытаны были ду́ши, к Нему прибегающие, и в действительности стало известным, что они, возненавидев всё, возлюбили единого Бога, и претерпев много зла от злобы вражеской за то, что приближаются к единому Богу и исполняют Его волю, ещё бо́льшую приобрели к Нему приверженность и, презрев тысячи смертей, возлюбили единого Бога, возжелав быть наследниками Его одного, возлюбили единого Бога, признав маловажными все свои старания и труды ежедневные и подвиги и сознав, что не могут сделать ничего достойного чаемых благ. Ибо тысячи лет ве́ка сего то же в сравнении с вечным и нетленным мiром, как если бы кто взял одну песчинку из всего множества морских песков. Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и Царство Небесное. А потому таковые ду́ши, разумно подвизавшиеся, с таким упованием ожидавшие, в надежде на Го́спода прошедшие всякую скорбь и твердо державшиеся таковой надежды, не постыдятся, но улучат вечную и истинную жизнь, оказавшись благоискусными в искушениях, по сказанному: Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? (Рим. 8:35). И ещё: …скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование (Рим. 5:3; Рим. 5:4). И Господь сказал: в терпении вашем стяжи́те ду́шы вашя (Лк. 21:19); и ещё: Претерпевый же до конца, той спасется (Мф. 24:13).

Посему все ско́рби, причиняемые лукавым, если человек переносит их мужественно, находя себе опору и утверждение в надежде и великодушии, делают его ещё более благоискусным. Ибо рассуди: если бы поставили тебя единым царем всей земли́ и тебе одному принесли сокровища вселенной, и ты бы один царствовал и обладал вселенною с тех пор, как сотворен род человеческий, и до скончания ве́ка, то неужели бы променял ты на это истинную, беспредельную, вечную жизнь и Царство Небесное, которому нет ни конца, ни преемства? Явно, что если здраво рассудишь, то скажешь: «Нет, да не будет того, чтобы беспредельное Царство променял я на тленное»; как и Господь сказал: кая… польза человеку, аще мiр весь приобрящет, ду́шу же свою отщети́т? или что̀ даст человек измену за ду́шу свою? (Мф. 16:26). Поэтому мiра всего, и царства его, и денег и славы драгоценнее и досточестнее одна душа́. Потому самому и драгоценно для нас Небесное Царство, что ни одной твари, ни неба, ни солнца, ни луны, ни звезд, ни земли́, ни мо́ря, ни другой какой из видимых тварей не благоволил Бог соделать причастницею Своего естества и вознести к Отцу, кроме только человека, возлюбившего Его паче всего. Итак, если, взвесив здравым смыслом великие твари мiра, или богатство, или самое земное царство, не согласишься променять на них вечного и Небесного Царства жизни; то как же многие меняют оное на жалкие и ничтожные вещи в мiре, например, на какое-нибудь пожелание мiра сего, или на суетную славу, или на гнусную корысть? Ибо кто любит что-нибудь в мiре сем и привязывается к какой бы то ни было мiрской и тленной вещи, тот на вещь сию меняет Небесное Царство. Кто что̀ любит, то̀ и бывает для него богом, как сказано: имже бо кто̀ побежден бывает, сему и работен есть (2 Пет. 2:19). А кто̀ действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому́ надобно стать выше и больше всего, что̀ есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых мiром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни. Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мiра сего и расторгает всякие вещественные узы. Такую ду́шу не может удержать ничто видимое: ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное; напротив того, душа́, любящая единого Бога, кроме Его не любит ничего другого в мiре сем, но чтобы всей своей любовью и волей зависеть от Него единого и к Нему одному быть прилепленною, всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает. Обоюдоострый меч — любовь Духа, приобретенная собственной малоценной любовью. Сия любовь, подобная мечу́, может рассечь всякое вещество, простираться далее всех земных пределов, сочетаваться с единым Богом и во всём исполнять Его волю. Посему великие нужны подвиги и усиленные труды, чтобы пожать великие обетования вечной жизни; для сего человеку надобно всецело предать себя Господу, как написано, всем сердцем и всей силою, крепостию и волею (Мф. 22:37), и зависеть от Него и распинать себя душою и телом непрестанно и неослабно во всех святых Его заповедях, чтобы можно было улучить обетованную жизнь любящим Бога и желающим сподобиться жизни святой.

Если в земном, преходящем и тленном царстве подъемлются великие старания, усилия, труды и беспокойства, чтобы желающие могли преуспевать и с некоторой честью достигать преходящей славы или власти, то тем паче со всем усердием надлежит трудиться, беспокоиться и подвизаться для вечного, нестареющегося и нетленного Царства, из одной радости наследовать такую бессмертную славу. Ужель кажется тебе справедливым, чтобы земные и преходящие вещи и тленная слава требовали таких усилий и трудов, а для приобретения надежды нестареющие и нескончаемые веки веков царствовать со Христом не надлежало даже этого краткого вре́мени пребывания твоего на земле употребить на труды и подвиги, чтобы впоследствии целые веки царствовать тебе в Боге? Думаю, что и самым недальним умом одаренному покажется явно справедливою мыслью: лучше краткое время подвизаться и быть в борьбе, чтобы одержать победу навеки, нежели краткое время проведя не доблестно, но изнеженно и предаваясь земным удовольствиям, понести поражение и вечный стыд. Ибо, когда посвящает кто жизнь свою на дела́ добрые и на всё то, что̀ требуется в Писании, тогда всякое слово, писание и сочинение, даже книги нехристианских философов провозглашают о сем, хваля такого человека и величаясь им, и всякий язык свидетельствует о нём, что дела́ его согласны с требуемым в Писании. Тот истинный философ пред Богом, кто всегда противится худым желаниям своим. А кто украшается и хвалится благовидным именем любомудрия, но не подчиняет себе пожеланий своих, тот, без сомнения, признан будет немудрым и глупым, по испытании его в неразумных страстях. Итак, человеку Божию надлежит не многословию предаваться, но быть внимательным к делу истины, упражняться и проводить жизнь в таких занятиях, какие предписаны Священным Писанием; потому что в Божием Писании, равно как и в мiрских книгах, везде говорится о добрых делах, и определяются наказания за худую нравственность. Посему если проводишь жизнь в доблестных делах добродетели, ведешь себя хорошо и честно, то все заговорят о тебе, и память твою будут возвещать всякому, кто проводит жизнь в тех же делах восхваляемой всеми добродетели. Итак, прило́жим старание жить всегда по заповедям Господним в надежде получить наследие толиких благ и будем всегда ожидать причастия Духа, чтобы, освятившись здесь душою и телом и, по причастии Духа, исполнив все заповеди, соделаться достойными Христа; а таким образом сподобившись, через общение Духа, стать сынами Небесного Отца, соделавшись наследниками Богу и, по апостольскому слову, сонаследниками Христу (Рим. 8:17), сподобиться нам участия в вечных благах со Христом в бесконечные веки! Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Творения преподобного Ефрема Сирина. Полное собрание» (том II).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!