Преподобный Ефрем Сирин
О втором Господнем Пришествии и покаянии
Покаемся, братья, чтобы милостив был Бог ко грехам нашим. Призовем Его, потому что оскорбили Его. Смиримся, чтобы возвысил Он нас. Будем плакать, чтобы утешил нас. Отбросим от себя злой нáвык и облечемся в добродетели, как в одежду, особенно мы — сподобившиеся ангельского жития. За меру, возлюбленные, для себя примем прекрасный и совершенный пóдвиг отцов, прежде нас бывших. Не сегодня только воздерживайся, а наутро приготовляй обеды; не сегодня только пей воду, а наутро упивайся вином; не сегодня только ходи необутый, а наутро — в гладкой обуви; не сегодня только — в рубище, а наутро — в одежде из узорчатой ткани; не сегодня только — в убогой ризе, а наутро — нарядный; не сегодня только будь кроток и смирен, а наутро и высокомерен, и горделив; не сегодня только послушен, а наутро бесчинен и непокорен; не сегодня только пусть будут у тебя плач и сетование, а наутро — смех и холодное равнодушие; не сегодня только спи на голой земле, а наутро — на мягком ложе; не сегодня только кайся, а наутро забывай это, — но держись одного правила, как и святые отцы не изменяли своего правила в продолжение пятидесяти и более лет.
На чтó отрекся ты, возлюбленный, от мiра, если ищешь мiрского покоя? Призван ты к скóрби, а ищешь покоя? Призван к наготе, а любишь нарядные одежды? Призван к жажде — и пьешь вино? Призван на брань — и хочешь без оружия войти в Царствие? Призван к бдению — и предаешься сну? Призван к плáчу и к сетованию, а смеешься? Призван к любви — и ненавидишь брата своего? Призван к покорности — и прекословишь? Призван к кротости и к смиренномудрию, а превозносишься? Призван наследовать Царство Небесное, а мудрствуешь о земном?
Смотрите, братья! Отрекшись от мiра, не будем мудрствовать по-мiрскому. Не возвращайтесь снова вспять и не мудрствуйте по-мiрскому, когда чтó делаете или о чём беседуете, ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1Кор. 15:33). Но, как говорит пророк Давид, в законе Господнем поучайся день и ночь, чтобы мог ты смéло сказать с ним: аз же закону Твоему поучихся (Пс. 118:70). И еще: испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим (Пс. 118:34). И еще: поучуся во оправданиих Твоих выну (Пс. 118:117). Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злáта и сребра (Пс. 118:72). Возрадуюся аз о словесех Твоих (Пс. 118:162). И ты, брат, беседуй не о мiрском, но о духовном; не о земном, но о небесном. Возноси сердце свое горé, к Спасителю Христу, и говори с Давидом: Господи, не вознесеся сердце мое (Пс. 130:1). К Нему обращай всегда взор, говоря: к Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси (Пс. 122:1). Проливай слёзы, потому что сеющии слезами, радостию пóжнут (Пс. 125:5), день и ночь имей пред очами последний час. В устах твоих непрестанно да будет псалом, ибо призываемое имя Божие обращает в бегство демонов. Много беседуй с Богом, мало говори с людьми. Памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом. Не люби роскоши, но бегай удовольствий; имей ненависть ко всякой радости мiра сего; не страшись возлежания на голой земле, потому что это доставляет вечное наслаждение. Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию.
Стал ты воином Христовым? Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (2Тим. 2:4). Отрекся ты от мiра? Не любúте мiра, ни того, чтó в мiре (1Ин. 2:15). Возложил ты руку свою на плуг? Не озирайся назад (см.: Лк. 9:62). Обручился ты со Христом? Жди Его пришествия, каждый день, и час, и каждую минуту памятуй о Нём, как невеста о женихе своем, и к Нему всегда устремляй мысль, подобно жене, любящей мужа, у которой муж в отлучке и которая, находясь в великой заботе и скóрби, не престает смотреть на дорóги и расспрашивать у проходящих, где бы мог он теперь находиться. У ней только и речей, чтó о муже, и во сне ожидает его, и прислушивается, и не знает себе покоя, ни с кем не смеется, не предается веселию, не перестает проливать слёзы, пока не возвратится к ней желанный. Так поступай и ты, христианин, особенно отрекшийся от суетной жизни.
Чтó говорю «отрекшийся»? Ведь все мы предстанем судищу Христову, чтобы каждому получить соответственно тому, чтó он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5:10). Наконец, брат, не будь алчен к временной пище, не домогайся телесного успокоения, не давай сна очам своим, не живи беззаботно, но всегда пред очами имей Бога, чтобы мог ты сказать со святым Давидом: Предзрех Гóспода предо мною выну (Пс. 15:8). Не преставай испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать матерь свою — Церковь, когда придет желанный Жених; расспрашивай и разведывай о знамении Его Пришествия, потому что Судия не умедлит (Евр. 10:37). Не преставай вопрошать, пока в точности не узнáешь, не преставай прибегать к помощи знающих об этом в точности.
Хочешь ли знать, кто знающие эту великую и страшную тайну в точности? Пророки, апостолы, евангелисты, — они точно знают о страшном Пришествии Христа и Жениха. Их вопроси, брат, и услышишь, что придет и не замедлит. Вопроси великого пророка Исаию, и ответит тебе так: вот, Господь... идет ...вот, награда Его с Ним (Ис. 40:10). И еще: Господь выйдет, как исполин...и покажет Себя сильным против врагов Своих (Ис. 42:13). Другой пророк говорит: непременно сбудется, не отменится (Авв. 2:3). Ответит тебе и пророк Малахия, говоря: вот, Он идет... И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? (Мал. 3:1; Мал. 3:2). Да и пророк Давид научит тебя, говоря: Бог яве приидет (Пс. 49:3), и поклонятся Ему вси царие земстии (Пс. 71:11). И еще: яко грядет судити землú (Пс. 95:13). Если вопросишь первоверховного Петра, и он ответит тебе, говоря: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет. 3:9). И еще: день Господень так придет, как тать ночью (1Фес. 5:2). Но и Иаков отвечает так же, говоря: вот, Судия стоúт у дверей (Иак. 5:9). И Иоанн Богослов говорит тебе, что надо иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его (1Ин. 2:28). Вопроси, возлюбленный, и святого евангелиста Матфея, и он яснее тебе скажет о Пришествии Жениха, чтó слышал от Него Самогó. Говорит же он так: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни чáса, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). И еще: Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12:40). Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф. 24:46). Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 24:30; Мф. 25:31; Мф. 25:32). Если вопросишь у прочих евангелистов и у всех святых, то услышишь от них о Пришествии Гóспода подобное, — что близко, при дверях (Мф. 24:33).
Наконец, не имеешь ужé предлога. Вот, слышал ты всю истину от блаженных пророков и апостолов; теперь готовь, чтó нужно к спасению. «Чтó же мне делать, чтобы спастись и обрести милость и дерзновение в день оправдания?» Скажу тебе это, соблюди только! Если послушаешь Гóспода, — Он услышит тебя, ибо Сам сказал: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши (Мф. 6:14). Вот, слышал ты пока одну великую и легкую заповедь, ибо Человеколюбец Бог сказал: бремя Мое легко (Мф. 11:30). Чтó за тяжесть — отпустить брату прегрешения и получить от Бога прощение собственных своих прегрешений, чтобы смело говорить: «Оставь мне долги мои, Владыка, потому что я оставил долги брату моему»? Соблюдай эту заповедь: ни на кого не имей вражды, ни к кому не питай никогда ненависти, не проводи времени в смехотворстве, не клевещи, не злословь, не празднословь, не сближайся слишком с людьми мiрскими, не вдавайся в басни, — да не занимают делá земные тебя, отрекшийся от целого мiра. Да не будет у тебя иного попечения, иного подвига, как только о том страшном дне, а сердце твое и язык твой да поучаются всегда о Суде.
Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ешь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое чтó делаешь, — да не перестают ум твой размышлять и уста твои говорить о Суде. Рассуждай же в сердце своем так: «Чем буду оправдываться пред Судией? Есть ли кто другой, подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?» Скажу тебе как. Делай, чтó делал и чему учит Давид, говоря: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постéлю мою омочу (Пс. 6:7). Так плачь и размышляй и ты, говоря: «Как страшны мучения, о которых учит Божественное Писание, — эта огненная река, этот неугасимый огонь, эта тьма кромешная, это скрежетание зубов, эта геенна огненная, этот червь неумирающий, эта пещь огненная! И в какое из этих мучений надлежит идти мне, грешному?» Об этом и помышляй, чадо, каждый день, каждую ночь, каждый час, и старайся пребывать в посте, в бдении, в молитве, в слезах, всегда уединяться в келье и молчать, и не предавайся бездействию. Не расслабевай, брат, хотя иные развлекают тебя, или осмеивают, или уничижают, или ставят ни во что; не обращай на них внимания, но имей в виду желанного Жениха и говори: «Достоин я осмеяния. И Господь мой был осмеян, поруган, оплеван, и распят, и ненавидим учениками диавола. И нас учит Господь, чтобы и мы, обижаемые, — были терпеливы, укоряемые — благословляли, гонимые — терпели» (см.: 1Кор. 4:12; 1Кор. 4:13).
Припомни еще, брат, что Господь говорит ученикам: Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел... Но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр (Ин. 15:18; Ин. 15:19). И еще: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать (Мф. 5:11), и возненавидят вас люди (Лк. 6:22). Все святые шествовали таким тесным путем, как говорит апостол: испытали поругания и побои... Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скóрби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям землú (Евр. 11:36; Евр. 11:37; Евр. 11:38). И ты, брат, если будешь терпелив и рачителен в исполнении малого своего правила, обретешься вместе с ними.
Потому не предавайтесь лености оттого, что ненавидит вас мiр: ненавидящие весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блаженны. Ибо Он придет и воздаст каждому по делам его. Пророк говорит: идет... И кто выдержит день пришествия Его? (Мал. 3:1; Мал. 3:2). Подлинно, подлинно, страшен день Пришествия Его. Выслушай и иное подобное, ибо пророк Даниил говорит: поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая вóлна; престол Его — как пламя огня... тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7:9; Дан. 7:10). Кто не убоится дня того! Кто не вострепещет чáса того! Здесь нередко, если загремит сильнее гром, не выносим его, но все преклоняемся к земле. Кто же стерпит тогда, как увидит необычайные те чудеса? Увидит, что силы небесные поколебались? Увидит, что стихии разоряются, небо свивается как свиток, солнце омрачается, луна прелагается в кровь, звёзды падают с неба как листья со смоковницы, земля и все делá на ней сгорают (см.: 2Пет. 3:10)? Тогда увидишь, что труба страшная гремит с неба и пробуждает от вéка почивших; тогда увидишь, что небеса разверзаются, и является Бог, исполненный великого гнева на грешных. Тогда увидишь, что Ангелы посланы, текут всюду и собирают избранных... от четырех ветров, от крáя небес до крáя их (Мф. 24:31). Тогда увидишь, что страшный престол уготован, и воссел Праведный Судия. Тогда увидишь, что весь род человеческий в великом страхе и трепете собран пред Ним.
Поверьте мне, братья мои возлюбленные, что многих слёз и многих воздыханий достоин тот день, когда увидим оный бедственный и болезненный час, в который Суд отлучит нас друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлов. Тогда родители разлучатся с детьми и чада с родителями; тогда братья отделятся от братьев, друзья от друзей, родные от знакомых. Тогда служители Церкви разлучатся с сослужителями, епископы — с епископами, диаконы — с диаконами, иподиаконы и певцы и чтецы — друг с другом. Тогда и супруги разлучатся со слезами. Тогда восплачут цари и князи, жившие в неправде, угнетавшие своих и единоверных братий. Тогда кровь погибших по нерадению епископов и пресвитеров взыщется от рук их. Тогда у каждого потребуют талант — всё, чтó он получил и чтó присовокупил. Тогда у каждого христианина потребуется отчет во всём, чтó он слышал и принял. По преимуществу же потребуется это у архиереев, иереев и левитов, потому что сильные сильно истязаны будут.
Тогда каждый будет стоять в страхе и трепете, поникнув головой и ожидая приговора, какой выйдет на него. Тогда увидит, какая честь воздается подвизавшимся здесь в постах, бдениях, слезах, молитвах и какие утешения приемлют они от Царя. Воздохнув и скрежеща зубами, скажет он: «Почему же я, бедный, не подвизался в это краткое время жизни моей, но провел дни свои в нерадении?! Теперь не знаю, чтó мне следует. Ужели идти в мýку?» Когда же размышляет он таким образом, выходит приговор от Царя, который гласит: каждый пожнет, чтó посеял. Тогда посеявшие слезами, пожнут там радостью. Тогда каждый пойдет вослед дел своих, потому что делá каждого стоят перед ним и говорят ему: «Ты сделал нас, жалкий; тебе надлежало загладить нас слезами своими. Слышал ли Писание, которое говорит, что грядет час воздать каждому по делам его, и насмехался над теми, которые говорили о том? Теперь пойдем, насладись плодами трудов своих». Тогда каждый пойдет в место свое, какое уготовал себе, и исполнится Писание, которое говорит: Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я (Пс. 2:5). Уготовавшие себя не смущаются, а с дерзновением взывают: Уготовихся и не смутихся (Пс. 118:60). Неуготовавшие же придут в смятение, услышав: идите от Меня проклятые во огонь вечный (Мф. 25:41).
Тогда пойдут одни во тьму внешнюю, другие в геенну огненную, иные — где скрежет зубов и прочие мучения. Ангелы же со тщанием будут гнать их и скажут им: «Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет вас» (см.: Пс. 48:15). И пойдут они, скрежеща зубами и часто озираясь вспять и смотря, как отлучают, уводят их, и никто не в состоянии помочь. Где всё богатство мiра? Где могущество царей? Где отважность князей? Почему нигде не видно, кто мог бы помочь любимым? Где отец родивший? Где матерь чревоболевшая? Где единокровные братья? Где друзья? Где родные? Где веселие и шум пирующих? Где похваляющиеся богатством? О, скольких слёз и воздыханий достоин тот час! Потому и сказал Господь: блаженны плачущие ныне (Лк. 6:21). Подлинно блажен, братья, кто обретет тогда дерзновение. Тогда блаженные апостолы просветятся паче солнца, пророки возвеселятся, мученики увенчаются; тогда сделаются явными скрывавшиеся здесь, в горах, и вертепах, и пропастях земных. Сонмы блаженных монахов, отрекшихся от мiра, будут ликовать с Ангелами в радовании. Изнурявшие себя в вертепах слезами, бдениями и молитвами, здесь вменяемые ни во что, неизвестные — там имениты и имеют дерзновение; здесь бесславные и пренебрегаемые — там славны и почтенны; здесь бедные и нищие — там богаты и возлюбленны; здесь оставившие отечество, и родство, и братий, и роскошь, — там восприимут Царство Небесное.
О, подлинно блаженны и преблаженны монахи, здесь живущие в нужде, а там восхищающие Царство! Ибо здесь в вертепах, и в кельях, и на горах немолчно славословили Бога и служили Ему вы, — не только мужи, но и жéны — немощный пол; а там снова сподобитесь песнословить Его с ликами Ангелов. Вы возлюбили Христа, отреклись от мiра, преложились из мiра — будьте со Христом! Ибо нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев... или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк. 18:29; Лк. 18:30), как сказал Господь. Ему слава вовеки! Аминь.
Текст по изданию «Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|