Преп. Ефрем Сирин. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.

Преподобный Ефрем Сирин

Слово о всеобщем воскресении,
о покаянии и любви,
о втором Пришествии Гóспода нашего
Иисуса Христа


Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь, ибо она покрывает множество грехов. Чтó пользы, братья, если имеем всё, но не имеем спасающей нас любви? Чтó пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, всё приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него сóли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны и труды погибнут, но и его самогó осмеют позванные. Так и здесь, братья мои, чтó пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит начатки, либо и все плоды, если строит церкви или иное чтó большее делает, — но всё это без любви, — ни во чтó не вменится перед Богом, потому что не благоугодно Ему. Итак, ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: «Хотя и ненавижу брата своего, однако ж люблю Христа», — то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любящий брата своего, которого видит, кáк может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). Потому явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, — то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Ин. 4:21). И Господь также говорит: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон, любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10).

О, несравненная сила любви! О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она — божественная любовь есть возглавление добродетелей, любовь — причина всех благ; любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом, она была содейственницей патриархов, она охраняла Моисея, она обитала в пророках, она соделала Давида жилищем Святого Духа, она укрепляла Иова. И почему не сказать важнейшего? — Она низвела к нам с небес Сына Божия! Любовью явлены нам все блáга: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовью составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовью отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она гóры и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем. Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто в состоянии пересказать все заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажут их, как дóлжно.

О, блаженная любовь, подательница всех благ! Блаженны и преблаженны те, которые приобрели истинную и нелицемерную любовь, как сказал Владыка, что нет больше той любви, как если кто положит дýшу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Сию-то божественную любовь имея, апостол Павел говорит, что любовь не делает ближнему зла, не воздает злом за зло, злословием за злословие. Кто приобрел эту любовь, тот ни перед кем не гордится, никому не завидует, не гневается, не ропщет, никогда не имеет ненависти к брату. Кто имеет эту любовь, тот любит не только любящих, но и оскорбляющих его. Имея эту божественную любовь, первомученик Стефан молил Бога за побивающих его камнями, говоря: Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Блажен человек, который всем пренебрег и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем; ему уготован венец, все Ангелы ублажают его; Владыка никогда не отлучается от него, потому что Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1Ин. 4:16).

Это сказано о любви, мы же возвратимся опять к предположенному и будем говорить о покаянии и о будущем Суде. О чём, возлюбленные, будем помышлять день и ночь, имея пред очами последний час? Не забывайте о неугасаемом никогда огне! Да будет неотступно в устах ваших псалом, ибо он в призываемом нами имени Божием прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог, а где диавольские песни, там гнев Божий и гóре. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ, а где гусли и ликования, там омрачение мужей и жен и праздник диавольский. Чтó же пользы, братья, здесь час какой-нибудь ликовать и праздновать, а там веки мучиться? Размыслим, что в тот час нималой не принесут нам пользы все концы земли. Утвердимся в той мысли, что там никто не сможет помочь другому, но каждый, нося собственное бремя, будет стоять в ожидании приговора, какой выйдет ему. Это содержа в уме, возлюбленные, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веке, как научил апостол (Тит 2:12). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор. 7:1). Отвергнем делá тьмы (Рим. 13:12) и языческие поступки и не будем ходить, как ходят прочие народы.

Совершая память святых, будем вспоминать о всех немоществующих, вдовах, сиротах, странниках, нищих, заключенных в темнице, живущих в пустынях, в горах, в вертепах, в пропастях земных. Почтим праздники, празднуя не пышно, но божественно, не по-мiрскому, но премiрно и по-христиански. Не будем увенчивать преддверий, составлять лики, нежить слух свой свирелями и гуслями; не будем наряжаться в роскошные одежды. Почтим праздники не блеском золота, не украшениями, не пьянством, предоставив это эллинам и иудеям, — но увенчаем же преддверия свои Честным и Животворящим Крестом Спасителя, говоря с апостолом: я не желаю хвалиться, разве только Крестом Гóспода нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Назнаменуем Животворящий Крест и на дверях своих, и на челе, и на груди, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои Животворящим Крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10).

Сопротивные силы, видя Крест, отступают с трепетом. Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет; он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение. Крест — непреоборимый оплот православных. Какие уста или какой язык достойно восхвалит непреоборимое оружие Царя Христа? Крест водружен был на лобном месте и тотчас произрастил гроздь нашей жизни. Этим досточестным оружием Христос Спаситель наш расторг всепожирающее чрево ада и заградил многозлокозненные уста диавола. Его увидев, страшная смерть освободила всех, над кем возобладала, начиная с прародителя. Им вооружившись, блаженные апостолы попрали всю силу вражию. Им, как броней облекшись, Христовы воины и мученики обратили в ничто все вымыслы и дерзости мучителей. Его нося, отрекшиеся от мiра с великой готовностью поселяются на горах и делают себе обители в вертепах и в пропастях земных. О, как безмерна благость Человеколюбца Бога! Сколько благ даровал Он Крестом человеческому роду!

И при скончании мiра, во второе Пришествие Господне, Крест первый опять явится на небе с великой славой и многочисленным Ангельским воинством, устрашая и поражая врагов, радуя же и озаряя верных и возвещая о Пришествии Великого Царя. Это и еще больше того можно сказать о Честнóм Кресте.

А чтó потóм, то есть чтó за Крестом последует? В рассуждение того скажу только, каково оно. Именно же — выше слóва и понятия, превосходит всякое о том повествование и устрашает всякий слух. Увы мне, братья мои христолюбивые! Вспомнил я о том часе и пришел в трепет, и от великого страха намеревался здесь прекратить слово, помышляя о том, чтó откроется вслед за Честным Крестом. Ибо кто скажет это, кто осмелится выговорить? Какие уста возвестят? Какой язык проглаголет? Какой голос объявит? Какой слух вместит в себя, чего не в состоянии стерпеть и небеса? Ибо подобных великих и страшных чудес не было и не будет во все роды.

Ныне нередко, если сильно блеснет молния или прогремит гром, то все приходим в ужас и, преклоняясь к земле, трепещем от страха. Как же снесем тогда, как услышим глас трубы, страшно звучащей и пробуждающей всех, от вéка почивших праведников и грешников? Тогда кóсти рóда человеческого во аде, услышав глас трубы, со тщанием потекут, ища своих составов. Как скоро увидим, что всё естество человеческое восстало, и каждый поднимается с мéста своего, и от концов земли ведутся все на Суд, — тогда какой страх, какой трепет обнимет нас?! Ибо повелит Великий Царь, и тотчас со трепетом и тщанием дадут и земля своих мертвецов, и море своих, и ад отдаст собственных своих мертвецов; и если кого похитил зверь, или раздробила рыба, или расхитила птица, — все предстанут в мгновение ока, и ни в одном волосе не окажется недостатка. Когда увидим, что огненная река с яростью течет с востока, подобно свирепому морю, и поедает гóры и дебри, пожигает всю землю и все делá на ней (2Пет. 3:10), тогда, возлюбленные, от огня того оскудеют источники, исчезнут реки, иссохнет море, восколеблется воздух, звёзды спадут с неба, солнце затмится, луна превратится в кровь, и небо скроется, свившись как свиток (Откр. 6:14). Когда же увидим, что Ангелы посланые текут со тщанием и собирают избранных рабов Божиих от крáя небес до крáя их (Мф. 24:31), когда увидим небо новое и землю новую, когда увидим уготовляемый страшный престол, когда узрим знамение Сына Человеческого, явившееся на небе, — Честный и Животворящий Крест, озаряющий все концы земли, — тогда, узрев явившийся в высоте царский и страшный скипетр, каждый уразумеет, что вслед за ним скоро явится Царь. Кто же встретит Христа и оправдается? Если сознал он свои преткновения и падения, то, обнаженный и скорбный, предстанет в ожидании приговора, какой выйдет ему. Ибо каждый увидит, что собственные делá его — и добрые, и худые — стоят пред лицом его. Тогда шествовавшие путем узким и тесным, все искренно покаявшиеся, все милостивые и странноприимные предстанут веселыми, с великой радостью, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит 2:13). Ибо грядет Он увенчать подвизавшихся во бдениях, молитвах и псалмопениях. Грядет ублажать плакавших о своих грехопадениях, возвеселить милостивых, возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших мiра и всего, чтó в мiре, но всё оставивших и последовавших Ему Единому; грядет не с земли ужé, но с неба, подобно страшной молнии. Тогда будет великий вопль: Вот, Жених идет, — вот, приближается Судия, вот, открывается Судия судей, вот, Бог всяческих идет судить вселенную и воздать каждому по делам его. Тогда, братья мои возлюбленные, от вопля сего содрогнутся и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны. Тогда, возлюбленные, всякого человека обымут страх, трепет и исступление, — от вопля и от гласа трубы, и от чаяния того, чтó грядет на вселенную. Тогда силы небесные подвигнутся. И вот, предшествуют молнии, текут впереди воинства Ангельские, уготовляются лики Архангелов, Херувимы, Серафимы и многоочитые с крепостью громогласно взывают: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8). И вся тварь на небе и на земле с силой взывает: благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21:9). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царей и Князь князей, подобно страшной молнии с силой многой и несравнимой славой, и узрит Его всякое око и те которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (Откр. 1:7). Тогда небо и земля предадутся бегству, как предвозвестил Иоанн, говоря: увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лицá Которого бежало небо и земля (Откр. 20:11).

Увы, где станем мы, грешные? Тогда, как сказал, Он сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31; Мф. 25:32). Какая же найдется душá, которая бы в состоянии была вынести, когда поставлены будут престолы, воссядет Судия и раскроются книги? Тогда увидим бесчисленные Ангельские Силы, со страхом стоящие окрест. Тогда делá каждого по порядку будут прочтены и объявлены пред Ангелами и человеками. Тогда исполнится пророчество Даниила, который говорит: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая вóлна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7:9; Дан. 7:10). Велик страх, братья, будет в час тот, когда откроются страшные книги, где написаны и делá наши, и словá наши, и чтó соделали мы в жизни этой, и чтó думали скрыть от Бога, испытующего сердцá и утробы! Там записан всякий поступок и всякое помышление человеческое, всё и доброе, и худое. О, сколько слёз потребно ради того чáса, о котором не радеем, хотя слезами и милостынями можем изгладить написанные вины! О, сколь будем стенать и жалобно плакать, когда увидим неизреченное Небесное Царство, но также по другую сторону увидим открывающиеся страшные мучения, посредине же — всё естество человеческое: от прародителя Адама до рожденного после всех, — и все поклонятся ниц. Тогда исполнится написанное слово: Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено (Рим. 14:11). И еще апостол говорит: Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10; Флп. 2:11). Аминь.

Христолюбивые слушатели спросили: «Учитель, скажи нам и о том, чтó последует за тем и как будут человеки допрашиваемы?»

Ответ: «Тогда, братья мои христолюбивые, всё человечество будет стоять между Царством и осуждением, между жизнью и смертью, между радостью и печалью, и все, поникнув долу, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, опять поникнут долу и станут размышлять о делах своих. И каждый увидит стоящими перед собой собственные делá свои — и добрые, и худые, — какие кто предпослал. Тогда поступившие худо и непокаявшиеся, сетуя, скажут: «О! Почему не подвизались мы, бедные, но губили время в нерадении, забавляясь и служа другим забавой? Почему не были бдительными? Для чего не постились? Для чего не имели жалости к бедным? Для чего не покаялись, когда было время покаянию, но провели жизнь, смеясь, роскошествуя, предаваясь рассеянности? И нет ужé времени для покаяния. Чтó будем делать, потому что постиг нас страшный день и час, о котором мы слышали, но смеялись? Чтó будем делать мы, жалкие, потому что книги разогнуты и осудят всех?» — Так рассуждая о себе, услышат они глас Судии, Который страшно возгласит и скажет: «Покажите делá свои и получите мзду». И в час сей подвигнутся все чины христиан, архиереи и диаконы и прочие чины церковные. Ибо, как говорит апостол, каждый восстанет в чине своем дать ответ Богу. Тогда подвигнутся цари и властители, мудрые и богатые и бедные, потому что настал час пожать каждому посеянное им».

Христолюбивые слушатели спросили: «Скажи нам, раб Божий, еще о том, чтó услышат или потерпят они после того?»

Ответ: «Увы мне, братья мои христолюбивые! Желаю сказать, чтó будет и после, но удерживает меня страх, оскудевает у меня голос, слёзы предваряют слово, мутится мысль, потому что повествование страшно».

Христолюбцы: «Скажи, ради Гóспода, к нашей пользе!»

Учитель говорит: «Тогда, христолюбцы, у каждого будет освидетельствована печать христианства, какую принял на себя каждый во Вселенской Церкви с крещением, и потребуются от каждого чистая вера, несокрушенная печать, неоскверненный хитон и доброе исповедание, какое дал он при многих свидетелях, говоря «отрицаюсь сатаны и всех дел его», — не одного, или двух, или пяти худых дел, но всех дел диавольских. Итак, доброе отречение потребуется у нас в тот час, и блажен, кто сохранил оное, как обещал. Ибо в одном слове отрицается он всех дел диавольских, мерзостнейших прелюбодейств, блуда, убийств, нечистоты, зависти, татьбы, злословия, досады, раздражения, празднословия, пьянства, памятозлобия, соперничества, гордости, лености, смеха, играния на песницах, плясок, свирелей, скаканий, зрелищ, бесовских песней, любостяжания, братоненавидения и, чтó составляет крайний предел всего худого, — ворожбы, идолослужения, чародейства. Этого и подобного тому отрицается всякий христианин при святой купели. В этом отречении потребуется у нас отчет в час тот».

Христолюбцы: «Скажи нам, чтó затем последует и как будут допрашиваемы?»

Учитель говорит: «С болезнью буду говорить и скажу с воздыханиями и слезами, потому что невозможно без слёз повествовать о таком, ибо то будет последнее. Тогда, христолюбцы, после испытания и истязания всех, когда делá всех будут объявлены перед Ангелами и человеками, и упразднится всякое начáло, и власть, и сила, и все враги положены под нóги Его, тогда, наконец, как сказал Господь, отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону (Мф. 25:32; Мф. 25:33). Овец, у которых есть добрые плоды, овец, которые знают Пастыря, овец запечатленных, соблюдших неповрежденной печать, овец, последовавших за Великим Пастырем, Который сказал: «Идите за Мною!» — овец, не осквернивших святой веры еретическими хулами, — этих овец поставит по правую Свою сторону. А козлов — по левую. Эти козлы суть те, у которых нет плода, которые прогневляли Пастыря. Это козлы, пасущиеся с еретиками и сквернящие святую веру. Они скакали, плясали, забавлялись, ликовали и, собрав себе гóре, вышли из жизни лишенными всякого доброго дéла, исполненными всякой нечистоты. Видя их, Бог отвратит очи Свои от них и поставит их по левую сторону.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам (Мф. 25:34). Придите, сыны света Моего; придите, благословенные наследники Царства Моего; придите, ради Меня обнищавшие, алкавшие и жаждавшие, не возлюбившие мiра, ни всего, чтó в мiре. Придите, ради Меня оставившие всякую мiрскую область и радость, сродников и друзей, родителей и чад. Придите, вселившиеся в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных вместе со зверями, и вселитесь с Ангелами на небесах. Придите, все милостивые и странноприимные; придите, все шествовавшие узким и тесным путем. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25:34).

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41). Идите от Меня ненавистники, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали пречистых Моих Евангелий и блаженных Моих учеников, и Я не услышу плача вашего. Вы роскошествовали на земле, насладились благами в жизни своей. Там ежедневно Я взывал через Писания, и вы, слыша, насмехались над читающими. И теперь говорю: «Не знаю вас (Лк. 13:25). Идите от Меня, проклятые, в огонь кромешный и вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41)». Тогда пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46)».

Христолюбцы вопросили: «На одинаковое ли мучение пойдут все, или мучения различны?»

Учитель говорит: «Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма кромешная — в особой стране; геенна огненная — иное место; скрежет зубóм — особое место; червь неусыпающий — в еще одном месте; озеро огненное — вновь иное место; тартар — особое место; огонь неугасимый — в особой стране; река огненная — в ином месте. На эти мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть различие в грехах, так различны и мучения».

Христолюбцы: «Скажи нам и о различии мучений».

Учитель говорит: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе тать и иначе пьяница. Осквернившие себя ересями услышат: если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Гóспода (Ис. 26:10). Которые имеют вражду друг на друга и прилучится им переселиться из жизни, те найдут себе неумолимое осуждение и, как ненавистные, посланы будут во тьму кромешную, — ибо возненавидели Христа, сказавшего: любúте друг друга (Ин. 15:12) и прощайте друг друга (Еф. 4:32). Гóре тогда блуднику, гóре прелюбодею, гóре пьянице, гóре чародеям и гадателям, гóре тем, которые делают волшебные надписания, ворожбы, волхвования, вдаются в пытливость и не только сами делают то, но и прибегают к делающим! Гóре пьющим вино с тимпанами и ликами, гóре оскверняющим себя еретическими хулами, гóре ругающимся над Божественными Писаниями, гóре погубившим время покаяния в смехе и рассеянности, — потому что с горькими слезами взыщут того времени, которое худо расточили, и не найдут его! Гóре оправдывающим нечестивого ради даров, гóре похищающим чужое. Скажу коротко: гóре всем, которым выпадет жребий стоять ошуюю, когда услышат: идите от Меня; отыдите, проклятые и ненавистные, к делам своим, не знаю вас (Лк. 13:25). И тотчас придут они в смятение, пойдут изгнанные из судилища с великим плачем и преданы будут в рýки смерти, да упасет я, как написано (см.: Пс. 48:15)».

Христолюбцы: «Просим тебя, Божий раб, сказать, как те несчастные пойдут в мýку».

Учитель, опять заплакав и ударив руками в грудь, отвечал им так: «Братья мои христолюбивые, какую скорбную повесть желаете вы слушать! О, страшный и трепетный час! Увы, увы мне, возлюбленные мои! Кто осмелится пересказать, или у кого достанет силы выслушать то страшное и последнее повествование! У кого есть слёзы, плачьте, а кто не имеет слёз, придите, выслушайте, чтó ожидает вас, чтобы не быть нам нерадивыми о своем спасении! Ибо тогда разлучены будут друг с другом той жалостной разлукой и пойдут в путь, с которого нет возврата. Тогда епископы будут разлучены с соепископами, пресвитеры — с сопресвитерами, диаконы — с содиаконами, иподиаконы и чтецы — с сослужителями своими. Тогда разлучены будут некогда царствовавшие, станут плакать, как дети, и будут изгнаны, как невольники. Тогда восстенают князи, всеми будут оставлены, посмотрят туда и сюда и не найдут помогающих: ни богатства не видно, ни льстецы не стоят перед ними. Тогда разлучены будут монахи, жившие в нерадении, любившие мiр и рассуждавшие по-мiрскому. Тогда разлучены будут родители и чада, отец и сын, матери и дочери, друзья с друзьями, сродники со сродниками. Тогда жалким образом разлучены будут супруги, не сохранившие ложа неоскверненным.

Но не стану говорить о прочем, потому что страх объемлет меня при моем повествовании. Тогда, наконец, изгоняемые, понуждаемые и бичуемые свирепыми ангелами, побегут, скрежеща зубами и всё чаще и чаще обращаясь назад, чтобы видеть праведных, с которыми разлучены. И, увидев ту радость и тот свет, с которыми разлучены, горько станут плакать и наконец сокроются, потеряв возможность видеть что-либо позади себя. И приблизятся к сáмому страшному месту, где опять будут рассеяны и распределены на все роды мук. Тогда, видя, что приговор решителен, что нет за них ходатая и не будет помилования, чтобы возвратиться им назад, с горьким рыданием скажут: "О, как насмеялся над нами суетный мiр! Почему мы, видя, что другие подвизаются, сами не подвизались, но, слыша Божественные Писания, смеялись, издевались над читающими? Там Бог говорил через Писания, а мы не внимали; теперь мы вопием, а Он отвращает от нас лице Свое. Чтó пользы принес нам целый мiр? Где отец, родивший нас? Где матерь, чревоболевшая нами? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где имения? Где шум окружающих и обеды? Где великая и бесполезная суетливость нашей жизни? Где родные и знакомые? Где цари, властители и мудрецы? Почему нет нам никакой от них пользы?" Тогда, видя, что совершенно оставлены Богом и святыми, с воздыханиями и горькими слезами взывая, скажут: "Простите, святые и праведные, с которыми мы разлучены, простите, друзья и сродники, простите, отцы и матери, простите, сыновья и дочери, простите, апостолы, простите, пророки и мученики Господни; прости и Ты, Владычица Богородица, много потрудившаяся в молитвах о нашем спасении, но мы сами не захотели покаяться и спастись. Прости и ты, Честный и Животворящий Крест, прости, рай сладости, насажденный Господом, прости, горний Иерусалим, матерь первородных, прости, Царство Небесное, которому не будет конца, простите все; мы не увидим более никого из вас и идем на осуждение, которому не будет конца и послабления". И, наконец, пойдет каждый в уготованное место, какое сам себе приготовил, не захотев покаяться, чтобы избавиться от гнева в час нужды. И за сие-то будут они мучиться во все векá».

Слышали, братья мои, приговор? Слышали, чтó потерпят нерадивые, слышали о том страшном дне и лютом часе? Озаботимся, братья! Это такой час, который подвергнет испытанию целую жизнь нашу. О нём-то Божественное Писание в Святых Церквах от востока до запада вопиет, предрекает и свидетельствует, чтобы нам не посрамиться тогда. О том часе говорил пророк Давид: яко Ты воздаси комуждо по делóм его (Пс. 61:13). О нём вопиял апостол: Смотрите, поступайте осторожно (Еф. 5:15). Страшно впасть в рýки Бога живаго! (Евр. 10:31). О том часе сказал Владыка Христос: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24). Час тот содержа в уме, святые оставили все приятности жизни: домá, богатства, овец, волов, коней, друзей, братьев, сродников, детей, роскошь, бани, зéмли, судилища, — и, всё оставив, бежали в пустыни, в гóры, в вертепы и пропасти земные; терпя недостатки, скóрби, озлобления (Евр. 11:37), чтобы не посрамиться им в час тот. И не только мужи, но и жéны, возлюбив узкий и тесный путь, восхитили Небесное Царство. Ибо во Христе Иисусе Господе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28), но каждый примет особую свою мзду, по собственному своему труду, как написано (см.: 1Кор. 3:15). Блаженны рачительные, блаженны плачущие, блаженны те, которые в час тот окажутся друзьями Христовыми, блаженны бодрствующие в милостыне, блаженны не усыпающие в молитвах, блаженны каждый день трудящиеся о спасении душ своих, блаженны терпеливо ударяющие в дверь Христову. Блажен человек, который рассыпал бремя грехов своих, пока еще было время; блажен, кто купил елея, пока не кончилось торжище. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф. 24:46). Блаженны и мы, братья, если, ударяя в дверь, не впадем в уныние, потому что отворит нам Сам не лживо сказавший: стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). И еще: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37). Он Бог наш, Он сотворил нас, Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!