Преп. Ефрем Сирин. На слова, сказанные Господом: в мiре будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), и о том, что человеку должно быть совершенным.

Преподобный Ефрем Сирин

На словá, сказанные Господом:
в мiре будете иметь скорбь (Ин. 16:33),
и о том, что человеку
дóлжно быть совершенным


Владыка и Господь наш Иисус Христос, желая, чтобы род человеческий был спасен и избавлен от владычества диавольского, чтобы освободились мы от всех мiрских уз, избегли геенны и достигли Небесного Царства, и Сам и через святых Своих апостолов и пророков предуведомляет о теснотах и скóрби в веке сем и учит нас не искать себе упокоения в настоящем, говоря: В мiре будете иметь скорбь (Ин. 16:33). Подобно этому и апостолы говорят, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Для того скóрби и страдания всех святых, а также и собственные Свои страдания домостроительного воплощения, какие претерпел Он за нас, грешных, передал нам письменно, чтобы научить нас, что желающему спастись невозможно настоящую жизнь провести в покое или быть в мiре сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей.

Примечайте, возлюбленные: никто не может жать летом, если не посеет зимой, не может обирать грозды с винограда и возвеселить себя вином из гроздов, если заранее, много потрудившись, не насадит виноградных лоз и не будет ожидать плода с них в свое время. Но то же и с нами будет в мiре сем, если не отреклись мы от плотских страстей, от плотского образа мыслей и от всего земного, если не будем смирять, умерщвлять и порабощать себя вместе с мiром и поступать по учению апостола, как он говорит: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах... в трудах, в бдениях... в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2Кор. 6:4; 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27). И всё это перечисляю теперь отчасти, ибо недостанет времени, если бы захотел кто описать все страдания и скóрби апостола, морские странствия, кораблекрушения, трудные и опасные путешествия, нападения разбойников, наветы сродников, восстания лжебратий, то, что ежедневно немоществовал он с немощными и каждый день умирал (см.: 1Кор. 15:31). Всё это описал он, как бы говоря о других, но между тем изображая нам собственные свои страдания и всех увещевая с терпением достигать вечной жизни, давая понять, что желающему спастись невозможно шествовать иным путем.

В скорбях и искушениях почти всё свое время проводил апостол. А мы, бедные, не можем перенести и малой скóрби и, проводя жизнь в покое и роскоши, надеемся приобрести вечные блага. Как же это возможно? Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем сеять слёзы, — то как, не плакав здесь, станем пожинать там или как в радовании обретем рукояти добродетелей? Пророк сказал не просто о ком бы то ни было, что с радостью вземлет рукояти своя, но только о сеющих слезами (см.: Пс. 125:5; Пс. 125:6), то есть о тех, которые в настоящей жизни смиряют себя, и с умилением, со слезами, сокрушенным сердцем умоляют Господа, и с благодарностью переносят всякую скорбь и тесноту. Они насладятся вечной жизнью и в радости упокоятся в век вéка. Ибо не просто всякому уготовал Бог столько благ, но тем, которые соблюдают заповеди Его и ходят в повелениях Его. А геенной и прочими мучениями угрожает Он не напрасно, но только тем, которые преступают Его заповеди, поработились плотскими страстями и делают всякое диавольское дело, свергли с себя страх Божий и нисколько не ожидают будущего. Таковые будут преданы мучениям. Поэтому как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных нам мучений, иждивая дни свои в покое, в роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнусные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя всё время жизни своей во всегдашнем смехе и в равнодушии? Господь, называя злосчастными смеющихся и ублажая плачущих, сказал: Гóре вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4).

Итак, пока еще есть время, от всего сéрдца своего обратимся к Богу и с плачем, с умилением и с сокрушенным сердцем будем умолять Господа, как говорит пророк: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас (Пс. 94:6), чтобы избавил Он нас от всех этих зол и сподобил Пренебесного Своего Царствия. Да, возлюбленные, припадем к Нему со слезами, неотступно прося спасения душ наших. Здесь полезны слезы, они угашают греховный пламень. Пока мы еще здесь и обращаемся к Нему, приемлет Он нас, и допускает к Себе, и спасает, и удостаивает вечных Своих благ. А там ужé не приемлет; там правосудие и воздаяние за делá. Только ныне действенны слезные вóды, а тогда огнь искусит делá человеческие. Здесь благодетельно смиряться и плакать, а там, отшедшим отсюда, бесполезны будут слёзы: будем горько вздыхать и скрежетать зубами, и не будет милующего нас.

Чтó же буду делать я, нерадивый, расслабленный и ленивый, который говорю это, и слушаю, и другим пытаюсь внушить, сам же следую всем плотским мудрованиям и порабощен лукавым помыслам? Увы, увы, душá, почему не радишь ты о своем спасении? Для чего предала себя суете и связала себя земными делами, не помышляя о том, что должна ты предстать на Страшный Суд. Приведи себе на мысль страшное Пришествие Господне, в трепет приводящее судилище и рéку огненную. Ибо сказано: Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). Там подвергнемся взысканию не только за делá, но и за мысли и помышления сéрдца (Быт. 6:5); там вся нага и объявленна; там невозможно ни найти себе заступника, ни дать даров. Скажи мне, где тогда скроем помышления, словá и делá, когда будут увенчаны святые? Они были скорбны и гонимы в этом веке, переносили всякий труд, посты, бдения, холод, наготу, погружение в водах, претерпели тысячи скорбей и нужд, скитались в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, лишены были всего временного, терпели озлобления; они однажды отверглись себя и, взяв крест свой, последовали за Господом, нимало не думая о земном; они, живя на земле, приобрели себе жительство на небесах; весь день были умерщвляемы за Христа; и они-то насладятся жизнью вечной, сподобятся венца нетления. А я и подобно мне живущие в веке этом будем осуждены и посланы на все эти мучения.

Итак, для чего не радим? Для чего ленимся и самих себя связываем делами суетными и временными? Какую пользу принесет нам обладание чем-нибудь в веке сем, и не послужит ли это более к нашему осуждению? Чтó доставит нам человеческая слава? Не обещано ли ей сгореть подобно сену, как ясно вопиет пророк: Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой (Ис. 40:6). Для чего же следуем обманчивым помыслам и не разрешим себя от мiрских уз и обманчивых помыслов? И если бы только до этого простиралось зло! Потому что это ужé есть преступление, служит препятствием к исполнению заповедей Божиих и признаком неверия, как говорит Господь: Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? (Мк. 8:36). И в другом месте говорит: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). И еще, предписывая нам нестяжательность и желая освободить нас от вещественного, сказал: не заботьтесь для душú вашей, чтó вам есть и чтó пить, ни для тéла вашего, во чтó одеться, и представил нам доказательство, говоря: Душá не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф. 6:25). И еще, указывая нам на ясный пример птиц и сена, сказал: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26). И еще: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:28; Мф. 6:29; Мф. 6:30). Поэтому, как сказал я, признак неверия — связывать себя этими земными вещами. И если бы только до этого простиралась наша винá! Теперь же облагаем мы себя ужаснейшими бедствиями, усиливаемся совершать преступления, выдумываем тысячи худых дел и различных лукавств, проводя жизнь в злобе, в ненависти, в лицемерии, в коварстве, в тщеславии, в гордыне; клевещем, ненавиствуем и делаем многое этому подобное, угрызая и поедая собственные свои члены. А чтó еще хуже, имея в себе перечисленные пороки, нередко делаемся судьями других и, вместо того чтобы оплакивать свои грехи, любопытствуем о грехах других и, оставив у себя без внимания целые брёвна, будучи слепыми, чтобы видеть свои пороки, усматриваем и малейший сучец у братий, не представляя пред очи свои ни страха Божия, ни той угрозы, какая объявлена осуждающим. Ибо Господь сказал: Не судúте, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7:1; Мф. 7:2). Отрезвимся, возлюбленные, и не будем делать себя повинными суду и тому осуждению, какое наложено Господом на судящих безвременно и на осуждающих неправедно. И поскольку Господь повелевает еще: любúте врагов ваших (Мф. 5:44), то дóлжно нам плакать, потому что столь отступили мы от заповедей Божиих, а хвалимся, будто бы преуспели в важнейшем, тогда как весьма далеки от расположения любить врагов, и даже отвращаемся и ненавидим любящих нас. Ибо, когда злословим не сделавших нам никакой обиды и выискиваем у них что-либо, чтобы повредить славе их, тогда всё это показывает в нас людей весьма ненавистнических и враждебных. Рассуди же, какого зверства будет доказательством — злословить не только не сделавшего тебе обиды, но даже оказавшего благодеяние? Поэтому какое же будет у нас основание к оправданию, когда поступаем совершенно противоположно заповедям Господним? Господь везде узаконивает любовь, ибо говорит: Да любúте друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13:34).

Итак, мы исполнены ненависти, а до этого доводит нас обольщение мiра, потому что усилился в нас корень страстей, то есть сребролюбие. А вместе с любостяжательностью невозможно быть любви. Да и как это может быть? Кто пристанет к деньгам, тот ненавидит брата, домогаясь отнять у него что-нибудь: или захватывает себе поле его, или старается отнять дом у ближнего, или волов его, или скот его, или и всё, чтó есть у него, а иногда нередко покушается отнять и самую жизнь. Итак, братья, истребим в себе сребролюбие — корень всех зол, и насадим в себе любовь — матерь всех добродетелей. Ибо апостол, исчисляя плоды духовные и желая показать, что самый большой дар — любовь, сказал: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). И еще говорит: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор. 13:13); ибо, как сказал он, и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13:8), даже вера и надежда; но любовь, по слову его, пребывает вовек. С другой стороны, какие суть плотские мудрования, порождаемые сребролюбием? Апостол отвечает: блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5:19; Гал. 5:20; Гал. 5:21). И творящим это апостол угрожает лишением Царства Божия. Поэтому, возлюбленные, будем избегать этих лукавых дел, внушаемых сребролюбием, чтобы не лишиться Царства. Сбросим с себя тяжкое бремя мiрских трудов и подклонимся под благое иго Господне, понесем это легкое бремя и приступим к Господу с чистым сердцем — да успокоит нас во веки веков. Ибо Сам сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28; Мф. 11:29). Не принесет вам пользы попечение вéка сего, напротив того, послужит более к осуждению и уготовит вам геенну. Никто не может спастись, любя золото. От этого лукавого вожделения Иуда предал Гóспода и удавился. От него Гиезий стал прокаженным, не послушав пророка Елисея, и, захотев Неемановых денег, наследовал Нееманову проказу, как знак своих грехов. От него народ иудейский обратился к нечестию и обоготворил литого тельца. От него Анания и Сапфира подверглись внезапной смерти, утаив от цены земли (см.: Деян. 5:3). Ради него подтверждается ложь и оговаривается истина; ради него замышляется коварство; ради него возрастает зависть и увеличивается злоба; ради него замышляют друг против друга войны, неправедные убийства и кровопролития. И для чего описывать всё худое, возникающее от этого горького корня, когда из-за него и Сам Владыка и Господь наш, Иисус Христос, продан? Итак, не будем следовать этому вожделению, чтобы не впасть в перечисленные выше пороки. Ибо доказано, что сребролюбие есть изобретатель всякого греха, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям, как сказал апостол (1Тим. 6:10).

Поступать так людям, связанным житейскими заботами, домогаться этого ради жены или детей, терпящих нередко невыносимую нужду, бывает еще несколько извинительно, по крайней мере перед людьми; но мы, которые почитаемся распявшими самих себя, которые возложили на себя ангельский образ и обязаны подражать ангельскому житию, которые приняли заповедь пренебречь всякой суетой мiра, мы, презрев небесное жительство еще более этих людей, то есть людей житейских, которых мы называем мiрскими, привязаны к вещественному и, оставив небо, прилепились к земле и связываем себя мiрскими забавами. И какое оправдание будем иметь в день суда мы, удалившиеся от мiрских забот, оставившие сродников, братьев, сестер, дом, служителей и прочие заботы, мы, которые опять, по причине этого лукавого корня, забыв свои обеты, возвращаемся к тому же и гонимся за этим, как сказано, больше людей мiрских, а ужé вследствие этого впадаем в перечисленные порочные страсти, выдумываем клеветы, хлопочем о пище и покое и многими путями поспешаем войти в огненную пещь и приобрести себе вечный огонь? Господь сказал, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:14); а мы, оставив этот путь, пустились на широту погибели. И хотя Он также сказал: В мiре будете иметь скорбь (Ин. 16:33), однако же мы домогаемся покоя. Итак, чем оправдаемся перед Узаконившим нам это? Чтó скажем Ему в день Суда? Представим ли заботливость о делах своих? Но заранее сказал Он, что нет пользы человеку, если он приобретет весь мiр, а душé своей повредит; или какой выкуп даст человек за дýшу свою? (Мф. 16:26). Чтó пользы доставит нам временный покой? Не уготовит ли нам тьму, неусыпающего червя, скрежет зубов, не поставит ли нас наряду с блудниками и всеми, жившими непотребно?

От неуместной этой роскоши и от покоя необходимо ужé нам впадать и в помыслы невоздержания. Как огонь не может гореть без дров или другого сгораемого вещества, так и немощная злокозненная плоть наша, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней. Поэтому-то святые возненавидели всякий временный покой и не останавливали внимания ни на чём мiрском, но всё время жизни своей проводили в тесноте, в постах, бдениях и были строги к себе во всём прочем. За это сподобились они Небесного Царства и упокоены на веки веков.

Итак, умоляю, будем и мы подражателями их, ревнуя их добродетелям, то есть любви, любви к Богу и любви к ближнему, смиренномудрию, кротости, воздержанию, терпению, молитве, нестяжательности, незлобию, негневливости, непамятозлобию, безмятежию, неухищренности, нетщеславию, непоколебимости нравов, спокойствию духа, неленостному упражнению в молитвах и во всяком добром деле, готовности на всякую опасность и искушение, снисходительности, сердоболию, чтобы за все эти прекрасные делá и нам вместе с ними насладиться вечными благами. Да, возлюбленные, да, отцы и братья, не будем нерадивы; постараемся разрешить себя от мiрских уз, чтобы увенчал нас Спаситель вместе со святыми, дóбре подвизавшимися и ныне подвизающимися. Отречемся от всех плотских мудрований, потому что оные делают нас врагами Богу, ибо сказано: плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7). Возненавидим мiрскую приязнь.

Давид, молясь, говорил: Скóрби сéрдца моего умножишася, от нужд моих изведи мя (Пс. 24:17); говорил это тогда, когда облагодетельствованный им и, по благодати Божией, избавленный от иноплеменных Саул не переставал гнать его и искать смерти его, не видя от него ничего худого, но одержимый только ужасной завистью. Чтó же должен был сказать, когда проклинал, уничижал его Семей и бросал в него камнями? Или когда происшедший от него преследовал его и спешил умертвить его, когда отважился он на самое нечестивое дело и к уничижению отца вознеистовствовал на жен его? Какие это болезненные скóрби! Но Давид претерпел всё это ради жизни вечной и сказал: Терпя, потерпех Гóспода, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. 39:1). Поэтому и прославлен он паче всех людей, наречен отцом Христовым по домостроительству воплощения от Святой Девы и вочеловечения Спасителя и, проведя всё время жизни своей в скóрби, соделался наследником Небесного Царства.

Кто же в состоянии изобразить житие блаженного Илии? Ибо он так жил на земле, что и до преложения почитали его живущим на небесах, сожительствующим с бесплотными Ангелами. Он вовсе не имел стяжания на земле, прикрывался одной милотью и был страшен для облаченных в диадему и багряницу не крепостью телесной, но силой нестяжательности и воздержания, благодатью Всесвятого Духа, которую приобрел прекрасным житием. Он, ничего не имевший у себя и всем обладавший, отрекшийся от всякого покоя в веке сем и повелением своим разделивший рéку, приказавший небу три гóда и шесть месяцев не давать на землю дождя, избегавший всякой суетной славы вéка сего, росой воздержания потушивший греховный пламень, никогда не имевший плотских мыслей, обличавший вред лжеименных пророков, заклавший жрецов Вааловых, три раза повелевший огню сойти с неба, попаливший неверных, обличивший царя в развращении, столько имевший дерзновения и свободы в слове, связавший облакá, — он, столь великий муж, не без скорбей и искушений прожил на земле, но по совершении стольких чудес, устрашенный женой, стал беглецом и скитальцем, принужден был сорокадневный путь совершить, постясь; но и после этого не получил упокоения, и снова постигло его другое искушение — смерть сына вдовицы. Ибо когда блаженная жена, ожидая получить от пророка в награду за благостыню страннолюбия благословение, увидела, что сын ее умер, и получила она то, чтó было для нее болезненнее всего, — смерть сына, в ком надеялась она иметь утешение в жизни; сына лишилась она, по пришествии пророка. Тогда какая была пророку скорбь! Какое оскудение сил! Женщина требует у него сына своего, и связавший облакá сам приведен в тесное положение этой женщиной, требующей сына. Поэтому, не находя от нее покоя, трижды обнимает отрока, полагая свои уста на устах его, и после усиленной молитвы к Богу отдает отрока матери, воскресив его из мертвых, потому что содейственниками его были пост и нестяжательность. Видите, братья, силу нестяжательности и воздержания, как они разрешили смертные узы, даровали жизнь отроку, спасли пророка от искушений и опасностей, сделали, что на огненной колеснице востек он к Владыке, не поврежденный огнем. Поскольку жизнь его орошалась воздержанием, чистотой и Божией благодатью, то, по причине этих и прочих добродетелей, находясь еще во плоти, жительствовал он с бесплотными Ангелами. Так и мы постараемся приобрести богатое стяжание — воздержание и нестяжательность, да и нас представит Бог из жизни тленной в жизнь нетленную и вечную.

Пророк Иеремия был освящен еще в материнской утробе, потому что Бог сказал ему: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1:5). Бог дал ему власть искоренять и разорять, губить и разрушать, а также созидать и насаждать (Иер. 1:10); и вот открывается, что и при всём этом не без скорбей провел он настоящую жизнь; можно даже сказать, что никто другой не проводил жизнь столь горестную и скорбную, из-за чего и написал он такую книгу плача. И если нужно будет в сокрушении сéрдца поучиться, как жить благоугодно Богу, то обязаны и мы его жизни подражать, и ее в себе изобразить, потому что этот блаженный приобрел великое смиренномудрие и любовь к Богу и ближнему. У кого же достанет сил взойти до такой обширности добродетелей и достойным образом описать это? Его вера препобедила и природу человеческую, потому что отрекся он от всякой славы. И то смирение Гóспода, которое показал Он ради нас, грешных, нас ради, будучи богат, обнищал (2Кор. 8:9), когда Он, Господь и Бог всяческих, благоволил приять зрак раба; сидящий на Херувимах и непрестанно славословимый всем Ангельским и Архангельским воинством пожил с человеками, — это самое смирение предуказал нам Иеремия, выразив его не словами только, но и делами. Когда Бог вручил ему пророческий сан, тогда сказал он: Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер. 1:6), почитая себя недостойным пророческого сана, потому что не от труда уклонялся, но предан был смиренномудрию. Поэтому Бог, на словá его: не умею говорить, ибо я еще молод, приемля его смиренномудрие и возбуждая к большему усердию, сказал: Не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и всё, чтó повелю тебе, скажешь (Иер. 1:7). И этот благословенный, столь послушный Богу, ни одного чáса не провел на земле без искушений и опасностей, но всегда скорбел, видя, что возлюбленные им живут так безнаказанно, уклонились от Бога, сотворившего их, и говорят ему: Не пророчествуй во имя Гóспода (Иер. 11:21). И, терпя от них тысячи скорбей, Иеремия не помнил на них зла и не переставал молиться и просить Бога о спасении их, поэтому Бог говорит ему: Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения (Иер. 7:16). Такого-то блаженного, так молившегося, влекли, чтобы свергнуть стремглав и разбросать мозг его; и кроме этого, стремглав бросили его в тинистый ров, чтобы сокрушить жизнь его. И всё это терпел он, по упованию на Бога, нимало не давая покоя плоти и ничего не приобретя себе на земле, ибо повелено было ему Богом приобрести льняной чресленник, но и тот принужден был скрыть в расселине у Евфрата, а потóм взять его оттуда уже согнившим, в означение расслабления крепких во Израиле. Возлагали на него также деревянные клáди, и всякую скорбь принужден был терпеть он в чаянии вечных благ.

Но чтобы не писать многого нам, которые не в состоянии сказать о святых что-либо достойное их, обойду молчанием всё прочее. Ибо все святые испытывались этими борениями, всё время жизни своей проводя в искушениях. Пророк Исаия провел трехлетнее время нагим и необутым. Этот великий провозвестник Спасителева домостроительства, сподобившийся узреть Владыку над Херувимами, благовествовавший нам оставление грехов наших ради бессмертной плоти Владыки Христа, со всяким смиренномудрием говорит: Гóре мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глазá мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6:5). Поэтому Бог, видя его смиренномудрие, показал ему силу страшных тайн: Тогда прилетел ко мне, — говорит он, — один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6:6; Ис. 6:7). Итак, посмотрим, видел ли покой в мiре сем и этот славный муж, сподобившийся видеть неисследное, и не провел ли он всё время жизни своей в опасностях и искушениях? Он, ходивший нагим и необутым и перепиленный деревянной пилой, какое упокоение мог видеть в настоящей жизни? Претерпел же это, чтобы достигнуть беспечальной и безболезненной жизни, каковой провозвещал он жизнь будущую, откуда печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35:10). И, здесь охотно претерпев печали и огорчения, достиг он безболезненной и беспечальной жизни.

Чтó же сказал бы иной о живших после него? Даниил, проводивший время в постах и молитвах, за эти добродетели и за страшные истолкования сна, ввергнут был в ров львиный, и понес тысячи бедствий ради уготованного на небесах блаженства, поэтому и узрел будущий Суд. Видел я, — говорит он, — поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая вóлна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему... судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7:9; Дан. 7:10). Потóм говорит: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет... Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня (Дан. 7:13; Дан. 7:14; Дан. 7:15). Вот и этот чистый не пребыл на земле без искушений и скорбей.

А мы ожидаем себе Царства и уготованных в нём благ без труда и прочих неприятностей в жизни. Кто же похвалит нас за такой образ мыслей? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях, то для чего Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не позволил всем жить в своеволии и роскоши? Если так рассуждать, то иные из неверных, увидев, что таких держимся мыслей, скажут: «Значит, Бог наш прогневан был на святых. Ибо если можно царствовать на небе без скорбей и искушений, то для чего Он оставлял их в бедствиях, в теснотах, в опасностях и в многообразных искушениях?» Какое великое бесстрашие! Какая великая небрежность! Какая великая изнеженность! Какое ожесточение! Плакать нам дóлжно об ожесточении сердец наших и о том, что так далеки мы от упования и терпения святых. А мы, напротив того, нередко еще осуждаем праведно живущих за великую их скромность, смиренномудрие, нестяжательность и прочие добродетели и такое мужество в терпении называем часто уклонением от порядка и слабостью духа и обвиняем в лености. Чтó же будем делать мы, которые сами уязвляемы таким множеством зол и, по слову Соломона, не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем (Прем. 5:13)? Святые ради Бога, и чтобы насладиться вечными благами, претерпели столько искушений и опасностей, а мы, ежедневно видя на себе Господни благодеяния, предаемся лености. И это с нами от того, что не ожидаем будущего Страшного и нестерпимого Суда, который будет один, как покажет свое время; не вожделеваем насладиться вечными благами, но прилепились к земным и суетным житейским занятиям, которые нисколько для нас не полезны, но, напротив того, приносят крайний вред. Итак, отрезвимся, возлюбленные, и вступим в подвиг, пока есть время.

Так процветали три отрока и не переставали песнословить Бога, но и среди огня, как в молитвенном доме, продолжали делать то же, совершая подвиг терпения, и, благодаря, прославляли песнопениями Бога, ради Которого ввержены были в огонь. Видите благопризнательность святых? Видите любовь их к Богу и адамантово терпение? Чтó же сотворил Владыка? То, что святые эти, ввергнутые в огонь, истребляющий камни, железо и всякое вещество, вышли из него, как жених из брачного чертога; ибо даже запаха огня не было от них (Дан. 3:94), но вода орошала власы главы их. Всё же это приобрели им воздержание и нестяжательность, ибо в воздержании оказались они победителями естественной пищи и угасили пламень греха, возжигаемый плотскими пожеланиями, а приобретя нестяжательность, приобрели Небесное Царство; и здесь удостоены царем поклонения, и там наслаждаются вечной жизнью. Поэтому и мы, возлюбленные, поревнуем их добродетелям, пойдем их путем, чтобы войти в покой их.

Чтó же намерен я сказать о святых, подвизавшихся в Ветхом Завете, о которых апостол говорил: которых весь мiр не был достоин (Евр. 11:38)! Не то, что приобретали они великие стяжания, роскошествовали и упокоевались в настоящей жизни, но что скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скóрби (Евр. 11:37; Евр. 11:38); которые верою побеждали царства, получали обетования (Евр. 11:33). Видите, братья, что никто из святых не проходил здешней жизни без скорбей и искушений. Как же мы, не претерпев ничего подобного, но пребывая в покое и забавах вéка сего, сподобимся их части?

Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое, ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига, как говорит мужественный Иов: определено... человеку время на земле, и дни его... чтó дни наемника (Иов 7:1). Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скóрби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, Податель жизни нашей, всё домостроительство Свое во плоти совершил страданиями. Он, Владыка всяческих, принял на Себя зрак раба: будучи богат, обнищал, терпел голод, жажду, труды, утомление в пути; Создатель всего и Господь не имел, где приклонить голову (Мф. 8:20). Тот, Кого трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Тот, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост, а потóм быть искушенным от диавола. Имел ли нужду в посте Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся дóлжно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий рéки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет нам показать этим пример и образец жизни, чтобы, упражняясь в том же, избавились мы от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова. Поэтому и страдал Он, укоряемый, злословимый, оплеванный, ударяемый по ланите, бичуемый, венчаемый тернием, приемлющий в руку трость, облекаемый в багряницу, заушаемый, приемлющий все роды поругания и осмеяния, распинаемый, напоеваемый оцетом и желчью, пронзаемый в ребро копьем, вменяемый с беззаконными. Всё это претерпел Господь ради нас, всё это перенес Долготерпеливый ради нашего спасения. Итак, чем воздадим Господу, показавшему столько любви к нам, грешным? Не воздаяния требует Он от нас, но хочет только, чтобы приложили мы попечение о собственном своем спасении.

Так и апостолы, следуя наставлениям Спасителя, терпели всякую скорбь и тесноту, преследуемые, гонимые, утесняемые, оскорбляемые, унижаемые, подвергаемые заплеванию, непрестанно изгоняемые из одного мéста в другое, одним словом, не находившие себе покоя, но имевшие перед очами смерть и ежечасно ее ожидавшие и, сверх этого, изнуряющие телá свои постом, бдениями, жаждой, наготой, трудами, опасностями и путешествиями, чтобы и себе, и нам уготовить вечную жизнь. Ибо ясно показывает Бог, что нет покоя на земле желающим спастись, потому что не без труда дается награда, и каждый из нас получит свою награду, по мере труда своего.

Следуя по стопам их, и добропобедные мученики, пройдя различные искушения, переплавленные в мучениях, как золото в горниле, украшены венцом нетления; бичуемые, скручиваемые, строгаемые, жестоко изъязвленные под ударами, связанные, ввергаемые в темницы. Князи и цари отдавали их на съедение зверям, предавали всеядному и сильному огню, бросали их в речные потоки, топили в море, привязав к колесам, сокрушали преподобные и нежные их члены. Всё же это святые превозмогли не телесной силой, потому что имели такое же тленное тело, какое имеем и мы, но, укрепляемые надеждой будущих благ, претерпели всё мужественно, нисколько не вводясь в искушение плотскими мыслями, не поддаваясь ласкательствам, не обольщаясь временной славой и суетным богатством, но, несомненно возложив всё свое упование на Гóспода, попрали все козни диавольские и явились Господними мучениками, дав доброе исповедание пред человеками.

Так и мы, возлюбленные, хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповеди Спасителя, какую изрек Он: Нет больше той любви, как если кто положит дýшу свою (Ин. 15:13). Итак, если заповедано нам полагать дýшу друг за друга, то насколько больше обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы стать подражателями Господу. А Он первым показал послушание делом и словом: быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8), а также и дýшу положил по свойственному Ему человеколюбию, и при этом за нас, бывших Ему не друзьями, но врагами. Он нас, врагов Его по нашим прегрешениям и вожделениям, смертью Своей примирил с Отцом, истребив... бывшее о нас рукописание (Кол. 2:14). А мы, обязанные последовать Ему и получив повеление соблюдать заповеди Его, не соблюдаем их. Он Сам прежде исполнил, а потóм научил; а мы и малого даже послушания не оказываем друг другу, но все порабощены наиболее прекословиям и непокорности и не подчиняемся не кому бы то ни было, но Самомý Владыке Христу. Ибо, когда противоречим отцам нашим, предлагающим спасительные для нас наставления и готовым положить за нас дýшу свою, тогда противимся не Самомý ли Христу, сказавшему: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Поэтому как же отметающих Сотворшего нас сподобит Он Царствия, а не паче осудит и накажет, потому что так извращаем заповеди Его, не хотим видеть, как опасно преслушание, и не познаём пользы послушания и того, что преслушание производит смерть, а послушание доставляет жизнь вечную. Итак, употребим усилие, возлюбленные, для достижения прекрасного этого послушания и для возможности наследовать жизнь вечную и не соделаем себя повинными смерти за преслушание и непокорность, но, имея страх Господень, послушаемся наставлений апостола, когда он говорит: повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21), стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), потому что мир служит основанием всякой благой надежде; мир — смерти смерть, сетование диаволу, потребление бесам. Взыщем мира, устремимся вослед его; это — Христос, как говорит апостол: Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (Еф. 2:14), и придя, благовествовал мир... дальним и близким (Еф. 2:17).

Постараемся же, возлюбленные, держаться этого мира, а врагу, то есть диаволу, воспротивимся и сотворим с ним брань, восприяв на себя сильные оружия нашего воздержания, то есть прежде всего правую веру, упование будущих благ и нелицемерную любовь. Этими тремя духовными оружиями низложим три лукавых ухищрения врага, то есть забвение, неведение и леность. Ибо это — три лукавых и тонких его вымысла; этими тремя силами ввергает он в пагубу род человеческий, особенно тех, которые внимают лукавым его советам. Эти три козни его зловреднее всех его вымыслов, потому что весьма тонки и неприметно вкрадываются в нас, и мы не думаем, что делаем худо, предаваясь этим порокам. Предположим, что иной встретится со львом или медведем, самыми свирепыми зверями, и будет умерщвлен ими, потому что они огромные и сильные; а другой повстречает змею, или паука, или скорпиона и от действия ядовитого зверя подвергнется той же смерти, как и встретившийся с величайшим из зверей. Так и тот, кто предан пьянству, чревоугодию, блуду и прочим страстям, подвергается душевной смерти от этих великих и лукавых страстей, а если кто одержим неведением или одолевается леностью, такими по видимости самыми маловажными недостатками, впадая в которые не знаем даже, делаем ли грех, то и этими грехами порабощенные страстями подвергаются душевной смерти, как и те — смерти телесной. Ибо забвение, вводя в заблуждение дýши наши, не позволяет нам содержать в памяти Божии заповеди, а между тем грех, нападая на нас, берёт нас в плен и удаляет от Бога. Неведение, похищая в уме нашем любовь к Богу, не оставляет в нас мéста надежде на блага, и мы, привязанные им к земному и суетному, не верим заповедям Божиим и делаемся врагами Богу. Потому что, как сказано, дружба с мiром есть вражда против Бога (Иак. 4:4).

Свергнем с себя тяжесть мiра, понесем крест наш и последуем за Крестом Гóспода, не уклонимся от прекрасного пути этого ни в правую, ни в левую сторону. Ибо путь этот есть Иисус Христос, Который говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Итак, пойдем этим узким и тесным путем, чтобы насладиться вечной жизнью, которая есть Христос. Пойдем, потому что все праведники им шли. Поэтому и пророк говорит: Многи скóрби праведным (Пс. 33:20).

Итак, если святые наследуют Царство Небесное за многие скóрби, то ужели же надеемся получить оное мы, при беззакониях, в покое и роскоши, отягченные бременем мiрских занятий? Возможно ли это? Кто несет бремя по пути весьма узкому и утесненному, тому невозможно пройти, потому что препятствует теснота. Так и обремененный мiрскими занятиями затрудняет себя в достижении Царства Небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения многостяжательным и являя нам совершенное великодушие, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Мк. 10:23). Ибо приступил ко Господу юноша, спрашивая о вечной жизни и говоря: Учитель благий! чтó сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19:16). Тогда Господь сказал ему: Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй... почитай отца твоего и мать (Мк. 10:19). Поскольку же юноша сказал: Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? (Мф. 19:20), Господь, желая показать, что не сохранил он и тех заповедей, на которые указывал, сказал ему: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21). Но он, подавленный тяжестью имения, связанный похотью его и потому уязвляемый печалью, не захотел быть последователем Господним, не возжелал приобрести и небесное сокровище, но отошел с печалью; и евангелист, представляя причину этого, говорит: потому что у него было большое имение (Мф. 19:22). Видите, возлюбленные, каких преспеяний препятствием бывает многостяжательность. Великое имение не дозволило юноше стать последователем Господним, и даже то, в чём почитал себя преуспевшим, обратилось в ничто. Поэтому Господь сказал еще: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19:24).

Итак, почему же нам не устранить от себя этого препятствия, не взять креста своего и не последовать за Спасителем, не озираясь вспять, подобно жене Лотовой, которая, как пример неверия, стала сланым столбом до сего дня? И Господь говорит: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). Озираться вспять не иное что значит, как возвращаться к мiрским занятиям. Что по видимости разрушили, то временным упокоением воссозидаем, во всём делаясь преступниками, как говорит апостол Павел: Ибо если я снова созидаю, чтó разрушил, то сам себя делаю преступником (Гал. 2:18). Ужели думаем, что, преступая заповеди Божии, сподобимся Царствия, а не будем, напротив того, осуждены в геенну огненную?

Итак, возлюбленные, пока еще время спасению, постараемся отложить всякую нечистоту и всякую злобу, будем подвизаться подвигом добрым, чтобы достигнуть вечной жизни, к которой мы и призваны, для которой и дали прекрасное исповедание, приняв на себя образ святыни. Поэтому будем поступать достойно звания... со всяким смиренномудрием... снисходя друг ко другу любовью Гóспода нашего Иисуса Христа, и постараемся сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:1; Еф. 4:2; Еф. 4:3). Ничего не будем делать из соперничества или по тщеславию, да не поработимся лукавым страстям, то есть чревоугодию, которое есть мать невоздержания. Никто из нас да не подражает Исаву, который, возлюбив гной внутренностей, продал первородство свое, вменив чрево свое в бога. Ибо чтó освящено было Богу, то предал он чревоугодию, осквернившись этим и сделавшись чуждым для Бога. Итак, не будем уподобляться Исаву, который у апостола назван блудником и сквернителем, ибо говорит он: чтобы не было... какого блудника, или нечестивца, который... как Исав (Евр. 12:16). Напротив того, поревнуем простой и незлобивой жизни Иакова, чтобы с ним наследовать спасение, ибо сказано: стал... Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25:27).

Да, возлюбленные, не будем нерадеть о душах своих, потому что душé нет и цены. Охотно претерпим искушения, всякую скорбь и тесноту; будем укрощать тело, порабощая его строгим постом, всенощными бдениями, возлежаниями на голой земле, трудами и вообще суровой жизнью, чтобы душá наша со дня на день обновлялась. Ибо апостол Павел говорит: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4:16); и еще: Ибо кратковременное легкое страдание... производит... вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:17; 2Кор. 4:18). Возжелаем приобрести вечное. Приведем себе на память святых; взвесим их добродетели, и поревнуем им, и желанием души своей пойдем по следам их. Кто из них проводил настоящую жизнь в покое, а не напротив того, искушениями, скорбями и страданиями наполнял всё настоящее время жизни своей? Поэтому-то, как сказал я ранее, Господь письменно передал нам жизнь их, не для того только, чтобы мы дивились им и восхваляли их, но чтобы, по примеру их жизни, старались и мы приобретать доброе житие.

Возьмем в пример начаток благих — Авеля, этого незлобивого агнца, принесшего благоугодные дары Богу, не соделавшего никакой неправды, но добродетелью и благоугождением Богу возбудившего к себе зависть, умерщвленного братней рукой, не имевшего в себе ничего такого, чтó было бы достойно осуждения и могло возбудить этот нечестивый гнев брата. Но, как сказано, возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он смерть и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков. Родители же его, первозданные, сотворенные пречистыми руками Создателя и Бога, вкусив великих утех райских, преслушав заповедь Сотворившего их, приняв совет обольстителя и приобщившись наслаждений обольщения, извергнуты из рая. Видишь, сколько вреда принесли им покой и утехи! Привели к тому, что возмечтали о равенстве с Богом. Ибо род человеческий всего более неспособен к покойной жизни. Скорбь же, скудость и разные искушения претерпевших оные делают славными и блаженными.

Хочешь ли знать, в каких искушениях и скорбях провел настоящую жизнь Ной? Писание говорит: Ной ходил пред Богом (Быт. 6:10), чтобы знали мы, как истинно благоугождающие Богу подвергались и подвергаются искушениям и различным скорбям, — да явятся более чистыми, как золото, вверженное в горнило. Кто же в состоянии будет достаточным образом пересказать скóрби и искушения Ноя? Среди такого множества людей Ной один исполнял волю Божию, всех же видел уклонившимися от Бога, вразумлял их, многократно увещевая обратиться, но они почитали его пустословом. И когда строил ковчег, сколько было ему укоризн и насмешек? Но он не гневался на это, а продолжал увещевать их. И столько лет терпеть от них презрение и ненависть, видеть, что все с таким стремлением впадают в грехи, — ужели это кажется тебе малым? Кто перескажет бедствия его по наступлении потопа, эту жизнь его в продолжение целого гóда в такой тесноте, с таким множеством зверей, пресмыкающихся и птиц, это нестерпимое волнение, этот мятеж волн, шум громов и вод? Ужели и это почтем маловажным? А чтó было по прекращении потопа? Кто исчислит эти скóрби — видеть совершенное запустение земли и истребление человеческого рóда? Когда недоставало у него причин к беспокойству или сетованию? А неразумие сына его, Хама, когда осмеял наготу отца, — какая скорбь! Бесстыдный этот поступок столь тронул Ноя, что потомков Хамовых осудил он на рабство. Но чтобы не продлить слова, умолчу об этом; если бы пожелал кто пересказать все скóрби Ноя, то недостало бы у него времени. Но среди всех этих скорбей научился он благодарить Бога, не расставаясь с упованием будущих благ. Поэтому память о нём соблюдется в бесконечные веки.

Чтó скажем о патриархе Авраме? Многие говорят, что жил он в богатстве и обилии более всех, а потому, кто молится о чём-либо, испрашивает себе Аврамова благословения и обилия. Но если кто рассмотрит его богатство, то найдет, что он более всех терпел скóрби и всё время своей жизни проводил в искушениях. И кто перечислит его скóрби, бедствия во время путешествий, опасности в войнах? Живущему благочестиво — быть ни во что, оставить землю свою и всех сродников, не знать, где дóлжно остановиться, ежедневно переселяться с мéста на место, скитаться с опасностями для себя и одной пяди не иметь наследства на земле, но обитать в шатрах... И чтó хочу сказать? Кто ожидает себе наследия будущих благ, тот должен ничего не приобретать в свою собственность в настоящем, но быть твердым в уповании на Бога, подобно Авраму, который клятвой уверял царя, к нам обращая слово о нестяжательности, нас уча не быть пристрастными к мiру, но возлагать свою надежду на Бога. Поэтому, когда царь, после победы во брани, из благодарности хотел воздать награду его трудам, Аврам сказал: Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и землú, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14:22; Быт. 14:23). Видите, что Аврам не пожелал ничего в настоящем, но, укрепленный надеждой на будущее, мужественно перенес искушение. Не пощадивший единородного, но готовый заклать его, по Божию повелению, мог ли пожелать себе чего-то временного? Усердный сей делатель страннолюбия, за прекрасное это столпоздание, угостил Бога, как странника, и, соделавшись другом Божиим, наслаждается благами, всегда пребывающими. И мы будем подражать его вере, мужеству, любви к Богу, страннолюбию, чтобы с ним насладиться вечных благ.

Чтó же скажет иной о послушании Исаака или кто ублажит оное? Когда отец вел его на жертву, охотно шел он на смерть, поэтому и стал прообразом Владыки Христа. И мы приобретем его послушание, его готовность и, не сомневаясь, будем оказывать послушание отцам, чтобы и нам от Спасителя Христа получить награду за послушание.

Не осмеливаюсь и говорить о мужественном Иове: целое море искушений претерпел он, не колеблясь сомнением, мужественно перенес всю бурю, всю непогоду, все треволнения от чуждого и пребыл непоколебимым, как несокрушимый утес, принял на себя все стрéлы лукавого и остался неизъязвленным, оградив себя щитом веры, и, мужественно поборов и сокрушив врага, оказался увенчанным. Когда диавол просил его себе для искушений и когда, после того как нестерпимый удар нанес телу его, пожал богатство его, лишил его всех имуществ и всего прочего — дóма, служителей, детей и всякого иного достояния, услышал, что Бог свидетельствует о добродетелях праведника и говорит ему: Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла... а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно (Иов 2:3). Тогда вселукавый диавол, прибегнув к великому бесстыдству, присовокупил слово оправдания: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, чтó есть у него (Иов 2:4). Видишь ли, как диавол невольно сказал истину, что лишение временного — спасение душé. Иов, приобретая настоящее, приобретал не для себя, но для нищих, говоря: Двéри мои я отворял прохожему (Иов 31:32). Отцом был я для нищих... глазами слепому и ногами хромому (Иов 29:16; Иов 29:15); и бедный был согрет шерстью овец моих (Иов 31:20). Видите, возлюбленные, не для себя, но для нуждающихся приобретал он богатство. Поэтому и по утрате его не огорчился, но паче благодарит, говоря: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21). Видишь, как для спасения души своей пренебрегал он всем, чтó на земле. Ибо и диавол признался, что лишение имущества — спасение душé. А если, хотя и невольно, признался в этом диавол, отягчающий людей бременем мiрских стяжаний, то для чего же мы сами себя связываем ими, а не паче оставляем их, чтобы приобрести дýши свои и улучить Небесное Царство? Господь же сказал: И всякий, кто оставит домы, братьев, или сестер, или отца, или мать... или зéмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29); как и раб Божий Иов, лишившись всего временного и всякое искушение претерпев мужественно и великодушно, и настоящее снова получил, и наследовал Царство.

Пойдем же и мы по стопам сих дóбре подвизавшихся, пренебрежем всё в этом веке, и приятное и страшное, чтобы не отягчить себя бременами суетных мудрований и не пасть под тяжестью грехов. Иначе Господь, придя, найдет нас почивших сном, вводящим в смерть, и отягченных объедением, пьянством и печальми житейскими; и исключит нас из Царства Небесного, и будем оплакивать дни нашей лености, нашего нерадения и расслабления: и тогда никакой, даже сáмой малой, не принесут нам пользы это сетование, эти слёзы, воздыхания и тысячи приношений, если станем воссылать их, говоря: Господи, Господи, отвори нам (Мф. 25:11). Некому тогда отворить дверь; а напротив, с запрещением, внушая ужас, скажет Господь: Не знаю вас... отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13:27). Поэтому-то все святые шли путем тесным, чтобы избавиться от такого приговора и достигнуть жизни вечной.

Благотворно будет пересказать жизнь Моисея, и полезно подражать его добродетелям. Опасностям и искушениям, какие он опытно изведал, нет и числá. По рождении его бросили родители в рéку; царская дочь, взяв его, воспитала вместо сына. Когда же оставил он детские понятия и пришел в совершенный смысл, то не пожелал ни временного покоя, ни суетной славы египтян, ни тленного богатства, вводящего в пагубу, но, отрекшись начисто от всего, отказался называться сыном дочери фараоновой, и возненавидев царство и пышность, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение (Евр. 11:24; Евр. 11:25). Однако после того, как показал он такую доблесть, встречают его искушения и скóрби; и если кто пожелает в точности рассмотреть постигшие его искушения, то найдет, что более всякого другого понес он скорбей. Ибо, когда пришел в совершенный смысл и приобрел ревность Божию, думая, что поймут его соплеменники, однажды он увидел, что одного из них притесняет египтянин; он убил египтянина и избавил обиженного; но за это сами облагодетельствованные им вознамерились предать его смерти. И снова, когда соплеменники завели между собой ссору, а он желал склонить их к миру, то один из них, исполненный неправды, стал укорять благодетеля, как убийцу, говоря: не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? (Исх. 2:14). Чтó прискорбнее и болезненнее этого? Поэтому-то, живя при царском дворе и наслаждаясь таким покоем и такой свободой, стал он беглецом и пресельником, не захотев иметь египетского богатства и временной греха сладости, пожелал бедствовать в пустыне и рассудил, что лучше пасти стадá у язычника Иофора; и отрекшись, скажу так, от всего, возненавидев временный покой и возжелав небесных благ, сорокадневный пост, за чтó сподобился видеть Бога, и устами к устам глаголал с ним Бог (Чис. 12:8), из руки Господней принял он закон, проведя всю жизнь в скорбях. Ибо тяжко было египетское искушение, но еще хуже были для него израильтяне: то ропща на Бога, им благодетельствовавшего и подававшего манну, вспоминали они чаще о чревоугодии египетском; то служили идолам и отступали от Бога. И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32:15). Видите, братья, чтó произвели пресыщение и роскошная жизнь, кáк сделали они израильтян отступниками от Бога и довели до идолослужения. Всё же это приводило Моисея в огорчение и скорбь. Ибо, когда этот пламенный любитель Божий видел, что те, которых любил он более души своей, так нечествуют и предаются неистовству, и после страшных оных чудес, после путешествия по морю, после такого Божия заступления и всех благодеяний обратились к идолослужению, и вследствие покоя и роскошной жизни измышляют себе слиянного бога, тогда блаженный, огорчившись таким беззаконием их и движимый по Богу ревностью, принужден был сокрушить скрижали закона, и тем, которых столь любил, велел вооружиться друг против друга, и, совершив другой сорокадневный пост, принял снова закон. Видишь ли пользу нестяжательности и искушений, как претерпевшие оные делаются друзьями Божиими? Чтó богатее, чтó славнее этого прекрасного отличия нестяжательности? Фараон был царь, имел золотую колесницу, златокованый престол и венец на челе, но потонул в Чермном море, а нестяжатель Моисей имел у себя один жезл и злачное поле — и стал путеводителем народа, извел ему воду из камня, низвел манну с неба.

Итак, их добродетелям должны соревновать и мы, приявшие на себя ангельский образ и отрекшиеся от мiра, чтобы сподобиться и их благодати, и вместе с ними насладиться вечными благами; мы должны соревновать их терпению, их скромности, неозабоченности земным, смиренномудрию, кротости, незлобию, сокрушению, чистоте, нелицемерной любви. Когда Бог прогневался на нечестие иудеев и хотел истребить их, тогда сказал Моисею: не удерживай Меня, и Я истреблю их... а от тебя произведу народ... сильнее и многочисленнее их (Втор. 9:14). Но приобретший великую любовь умолял Бога и говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32:32). Видите, возлюбленные, величие непревышаемой любви. Ради спасения иудеев и в защиту их Моисей молит его самогó изгладить из Божией книги. Такой любви должны подражать желающие спастись и насладиться будущими благами. Кто приобрел такую любовь, тот не подлежит ужé страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получит Небесное Царство.

Подобно Моисею, и все пророки наследовали вечную жизнь за многие скóрби и искушения. Иисус Навин, учившийся у Моисея и подражавший его добродетелям, сподобился той же благодати и многими испытан был скорбями и искушениями, ведя войну за войной; но более войн причиняли ему скорбь преступления народные. И всё это претерпел он, по упованию вечных благ, по вере в Бога и из любви. Последовавшие за ним судии и пророки упражнялись в тех же подвигах и терпели те же скóрби. За это ублажены Богом и наследовали жизнь вечную; не имев никакого приобретения на земле, но всегда они были терпящими недостатки, скóрби... скитались по пустыням, терпя всякую скорбь и тесноту. О них-то сказал апостол: те, которых весь мiр не был достоин (Евр. 11:37; Евр. 11:38).

А кто в состоянии описать скóрби и искушения Самуила, те народные прекословия, когда, восстав против Самуила, лучше же сказать против Самогó Бога, израильтяне просят царя? Сколько сетования, сколько скорбей праведнику, когда уничижали его? Поэтому Бог говорит: не тебя они отвергли, а отвергли Меня (1Цар. 8:7). А когда помазанный им царь преступил заповедь Божию и сохранил иноплеменного царя, между тем как Бог повелевал умертвить, — сколько было пророку слёз, сколько рыданий!

Чтó же царь и пророк Давид? Найдешь ли, чтобы имел он хоть какое-то упование на земле? Ибо кто проводил на земле жизнь более болезненную и скорбную? Кто возможет исчислить Давидовы опасности, скóрби и сетования? Только хорошо потрудившиеся в изучении Писаний и с добрым разумением прочитавшие Книгу псалмов, только они знают, что у праведника никогда не было недостатка в причинах к плáчу: иногда постель свою орошал он слезами; иногда же говорил: Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41:4); иногда забывал о вкушении пищи: яко забых, говорит, снести хлеб мой (Пс. 101:5)... и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Но для чего мне перечислять те скóрби, которые описаны в псалмах его?

Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас во ад и принуждает идти самым широким путем погибели. Поэтому, возлюбленные, чтобы враг не низложил нас забвением, неведением и леностью и не низвел во ад, воспротивимся твердою верою (1Пет. 5:9), и постыжденным бежит от нас бесстыдный змий. Ничто же так не одолевает и не низлагает его, как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Эти добродетели, как сказано ранее, — стрелы в сердце врагу. Ибо он принимает на себя личину всех добродетелей, как-то: поста, бдений, нестяжательности. Если скажешь о посте, то он вовсе не ест. Если о бдении, то он совершенно пребывает неусыпным. А если кто скажет о нестяжательности, то он вовсе ничего у себя не имеет. Хотя и прекрасны, и весьма полезны эти добродетели — разумею пост, бдение и нестяжательность, однако же вселукавый диавол принимает на себя их личину и измышляет способы скрадывать тех, кто имеет эти добродетели, тщеславием, самомнением, высокомудрием. Но ничего не может он измыслить против смиренномудрых, потому что не может принять на себя личины этой добродетели. Смиренномудрие — Христова риза; и враг, будучи горд, бегает смиренномудрия, видя в смиренномудрых смирение Самогó Христа, Который, по свойственному Ему человеколюбию, смирил Себя и принял образ раба. А человекоубийца искони, диавол, за гордость лишен Царства Небесного и ею же низлагает превозносящихся. Подобным образом не может он ничего измыслить против покорных и послушных, потому что видит в них Владыку, Который, как говорит апостол: быв послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). А он, будучи непокорен, преслушал Бога и удален от сопребывания с Ангелами. К облекшимся же в нелицемерную любовь никак не смеет он и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, виновника и подателя любви, как сказано в Евангелии: Так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Поэтому боится враг облекшихся в эти добродетели и бегает их, потому что исполнен он ненависти и сам есть изобретатель ненависти.

Итак, вместе с прочими добродетелями приобретем эти оружия, которых он не в состоянии иметь, то есть смиренномудрие, послушание, покорность и сей в Боге насажденный корень — нелицемерную любовь. Ибо смиренномудрие, как сказано, Христова есть риза. Поэтому, кто приобрел оное, тот уподобился смирившему Себя и принявшему образ раба. Послушание, а также и покорность доставляют ту же славу принявшим их на себя от всего сéрдца, потому что покорность приводит в порядок неумеренную попечительность; послушный, убедившись, что предел послушанию полагает только смерть, ничего не предпочитает ему, но, как сказано, делается в нём подражателем Христу, Который послушным был Отцу даже до смерти. И любовь — непреоборимое оружие на диавола, потому что Бог есть любовь, и пребывающий в любви, как сказано, пребывает в Боге (1Ин. 4:16). Нет ничего досточестнее этих добродетелей, потому что в них весь закон и пророки (Мф. 22:40). Итак, возлюбленные, употребим старание, чтобы преуспеть в этих добродетелях, и низложим всю силу диавола, презирая суетную славу, а равно и бесчестие, как учит апостол, говоря: с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны (2Кор. 6:7; 2Кор. 6:8). Таковы были апостолы: пренебрегали всякой человеческой славой, всё в веке сем вметали они в уметы, ничего не предпочитая любви Божией, но, соблюдая единодушие во всём прекрасном и имея мир и любовь друг к другу, разрушили чрез это все козни диавольские и сокрушили всякую злобу врага; не убоявшись гнева царей и мучителей, своим согласием и миром привели в бездействие и совершенно уничтожили всё диавольское беснование; храня между собой мир, — отразили диавольские брáни; ниспровергнув всякое идолобесие, — в ничто обратили все диавольские наругания; будучи невеждами, — посрамили философов; недействительными сделали определения советодателей и основали Церковь, водрузили жертвенник, показали нам путь на небо, засеяли вселенную словом спасения. Во всём же этом преуспели святые не телесной крепостью, не действием оружия, но любовью к Богу и к ближнему, взаимным между собой согласием и миром; ибо ничего нет выше любви и мира. За эти-то добродетели и сподобились они такой славы: наименованы друзьями и братьями Господними. Ибо некогда Господь сказал им: Вы друзья Мои, если исполняете то, чтó Я заповедую вам (Ин. 15:14). А по воскресении говорит женам: Возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:10). Поэтому и в пакибытии Владыка обещал им сидение на двенадцати престолах, и сказал, что поставит их судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28).

Итак, возлюбленные, будем и мы следовать их учению, подражать их добродетелям, твердости в правой вере, искренней надежде на упокоение в будущем веке, нельстящей любви к Богу и ко всем, их смиренномудрию, терпению, негневливости, безмятежию, рассудительности, нетщеславию, сострадательности, сердоболию, терпеливости, кротости, безмолвию, несребролюбию, воздержанию, тщательности, ревности к добродетелям, послушанию, постоянству, готовности на скóрби, опасности и искушения; кроме же всех этих перечисленных добродетелей, — единомыслию и союзу единения, чтобы при помощи всех этих добрых дел избавиться нам диавольских злоухищрений, обмана и прелести, избежать геенны, червя неусыпающего, плача, скрежета зубов и тьмы кромешной, сподобиться же вечного и бессмертного света в упокоении и вечной радости Гóспода нашего Иисуса Христа, там, откуда бежали печаль, болезнь и воздыхание, где нет противовоюющего диавола, где не видно ни обидчика, ни обидимого, где нет смерти и бедствий, но есть веселие и вечное радование. Этого возжелаем, этому поревнуем, это постараемся приобрести житием своим в мiре. Поспешим, ускорим шествие, пока еще день, пока не застигла нас нескончаемая ночь, пока не заключены двéри: уясним светильники душ наших убелением чистоты, чтобы вместе с владычественным Бессмертным Женихом, радуясь, войти в небесный Его чертог. Вверенную же нам одежду святыни постараемся соблюсти неукоризненной, чтобы Владыка узнал дар Свой, сохраненный нами чистым и неоскверненным, и чтобы услышать нам оный блаженный глас Владыки: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25:34); и еще: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25:23), о Христе Иисусе Господе нашем, Ему слава и держава ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!