Преподобный Ефрем Сирин
О терпении, о кончине вéка и втором Пришествии. О прилежном чтении Божественных Писаний и пользе безмолвия
Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И псалмопевец увещевает, говоря: Потерпи Гóспода и сохрани путь Его (Пс. 36:34). И Павел, уча, как приобретать добродетель, говорит: от скóрби происходит терпение (Рим. 5:3). Упражняясь в терпении, найдешь источник благ — упование; упование же не посрамит. Итак, покорись Господу и молись Ему и достигнешь того, что даст ти вся прошения сéрдца твоего (Пс. 36:4). Чтó блаженнее этого — приобрести благосклонное внимание такого Царя? Кто не пожелает, чтобы слух Судии был отверст и внимателен к нему? Делателем добродетели стал ты, брат, Христов ты наемник. Пока есть время, делай доброе. Послушай Павла, который говорит: что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Сей в духе, чтобы пожать тебе живот вечный. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление (Гал. 6:8). Послушай доброго советника, который говорит: Сейте себе в правду, и пожнете милость (Ос. 10:12). Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды; где брáни, там и почести; где борьба, там и венец. Взирая на это, умощай (укрепляй) себя уроками терпения. Взывай к себе, непрестанно возглашая со святыми: мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Гóспода (Пс. 26:14).
Приготовь делá свои к исшествию; приведи всё в порядок на поле своем, а поле есть жизнь сия. Возьми добрый заступ — Новый Завет; огороди владение свое терниями — постом, молитвой и учением. Если такая будет у тебя ограда, то не взойдет зверь, то есть диавол. Как прекрасный виноградник, возделывай дýшу свою. Как стерегущие виноградники бьют руками и громко кричат и таким шумом останавливают злоумышленников, так делай и ты: возвысь голос, восклицай в псалмопении и прогонишь хитрого зверя — лисицу, то есть диавола, о котором в Писании сказано: Ловúте нам лисиц, лисенят, — и прочее (Песн. 2:15). Непрестанно наблюдай за врагом, если будет пожелание твое устремляться на делá непристойные. Если в дýшу твою, как бы из пращи, станет метать скверными помыслами, то противопоставь щит веры и возложи на себя шлем упования. Извлеки меч духовный, который есть слово Божие (Еф. 6:17). И вооружась так на врага, терпи и не будь нерадивым в брáни. Напротив того, во всём трезвись и говори: «Знаем мы его замыслы». Итак, радуйтесь всегда, как написано: Кротость ваша да будет известна всем человекам (Флп. 4:4; Флп. 4:5).
Страх Божий да сияет в сердце твоем. Не будь робким и нерадивым делателем. Не бегай венца. Жизнь коротка, а суд долог. Взирая на сие, монах, взывай к сердцу своему вместе со святым Давидом и говори: мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Гóспода. Подражай Давиду и единым вержением камня низложи врага. Зрителями жизни твоей предстанут Ангелы: мы сделались позорищем для мiра, для Ангелов и человеков (1Кор. 4:9). Если увидят тебя побеждающим, возрадуются успеху. А если увидят побеждаемым, удалятся печальные, потому что несносно им это. Бесы же посмеются над тобой. Итак, вместо меча извлеки страх Божий, потому что страх Божий есть обоюдоострый меч, отсекающий всякое лукавое пожелание.
Имей всегда в мысли Бога и страх Его, со страхом памятуя оный день, когда воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают... земля и все делá на ней сгорят (2Пет. 3:12; 2Пет. 3:10); когда звёзды спадут как листья, солнце и луна померкнут и не дадут света своего, когда Сын Божий явится с небес на землю, и силы небесные поколеблются, когда потекут Ангелы, раздадутся гласы труб. Пред Сыном Божиим — пылающий огонь, стремящийся потопить вселенную; окрест Его — великая буря, землетрясения и страхи, и молнии, каких до этого дня никогда не было и не будет, отчего и самые силы небесные будут объяты великим трепетом. Следовательно, в каком состоянии должны быть тогда мы, братья мои? Какой страх, какой ужас обымет нас? Представь себе израильтян в пустыне. Они не могли снести мглы и мрака и гласа из среды огня глаголющего к ним Бога, но пожелали, чтобы не было продолжено к ним слово. Так, действительно, не выносили они Божиих повелений, хотя не раздраженный снисшел к ним Бог, не с гневом вещал им, а, напротив того, утешительно удостоверял их, что Сам Он с ними. Послушай теперь, брат мой. Если не могли мы вынести утешительного Его пришествия, когда ни воспламененные небеса не разорялись, ни земля и все делá на ней не сгорали, не звучали трýбы так, как возгремит оная труба, которая пробудит почивших от вéка, и огнь не потоплял вселенную, — не было ни одного из будущих страхов, то чтó будем делать, когда снидет Он в раздражении и гневе нестерпимом? Когда сядет на престол славы Своей и призовет землю от восток солнца и до запад, от всех концов земли и до концов ее, разсудити люди Своя (Пс. 49:4) и воздать каждому по делам его?
Увы! Чтó должны мы будем чувствовать, когда предстанем обнаженные и открытые, ожидая, что введут нас в страшное судилище?! Увы, увы! Где тогда будет легкомыслие? Где мужество плоти? Где лживая и бесполезная красота? Где человеческое сладкогласие? Где неотступная и бесстыдная дерзость? Где нарядные одежды? Где сладость греха, подлинно нечистая? Где тогда будут вменявшие в приятность и гной мужей? Где небрежность живущих нерадиво? Где забавы и роскошь? — Всё миновалось, всё рассеялось, как тонкий воздух. Где тогда будут сребролюбие и любостяжательность и следствие их — немилосердие? Где тогда будет бесчеловечная гордыня, гнушающаяся всеми и себя только признающая чем-то значительным? Где тогда будут пустые и суетные человеческие успехи и слава? Где тогда могущество и самовластие? Где князь, где вождь, где властвующие, где величающиеся множеством богатства и не помышляющие о Боге? Тогда видевши тако, удивишася... и трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия; духом бурным сокрушается (Пс. 47:6; Пс. 47:7; Пс. 47:8). Где тогда мудрость премудрых? Где суетные их ухищрения? Увы, увы! Смятошася, подвигошася, яко пианый, и вся мудрость их поглощена бысть (Пс. 106:27). Где тогда мудрец? где книжник? где совопросник суетного вéка сего? (1Кор. 1:20). Погибла вся мудрость, брат мой. Подумай, чтó должны будем чувствовать, давая отчет в том, что соделано нами великого или малого, потому что и за праздное даже слово дадим ответ Праведному Судии!
Чтó должны будем чувствовать в тот час, если обретем у Него милость? Какая радость обымет нас, отдельно вставших по правую сторону Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобзают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид и святые пророки, и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами придут там к тебе и, объемля, лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Чтó должны будем чувствовать тогда, в какую неизглаголанную радость придем, когда милостиво скажет Царь стоящим по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25:34)! Тогда, брат мой, приимешь Царство славы и венец красоты от рукú Гóспода (Прем. 5:16), и будешь потóм царствовать вместе с Господом. Тогда наследуешь те блáга, которые уготовал Бог любящим Его; тогда, наконец, будешь ужé беспечален, и ничто не станет приводить тебя в боязнь. Рассуди, брат мой, чтó значит, по сказанному нами, царствовать на небесах, — ибо приимешь венец... от рукú Гóспода и будешь царствовать со Христом. Рассуди, брат мой, чтó значит всегда видеть лице Божие, чтó значит иметь Бога для себя светилом, — ибо тогда не будет ужé солнце служить тебе светом дневным, как говорит Исаия, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею (Ис. 60:19). Вот, брат мой, слышал ты, какая радость ожидает боящихся Гóспода и хранящих заповеди Его.
Рассуди же после того и о гибели грешных, когда введены будут в страшное судилище. Какой стыд ощутят они пред лицем Праведного Судии, не имея слóва оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными по левую сторону Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом возглаголет к ним и яростью Своей приведет их в смятение, говоря: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41)? Увы, увы! В какой скóрби и тесноте будет дух их, когда все громко станут говорить: Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога (Пс. 9:18)! Увы, с каким жалобным воплем будут они терзать себя и проливать слёзы, когда отведут их на горькие мучения в бесконечные веки! О, какое это место, где плач и скрежет зубов, этот так называемый тартар, которого ужасается и сам сатана! О, какая это геенна огня неугасимого, какой это неусыпающий, ядовитый червь! О, какая это страшная, вечная, всегда продолжающаяся кромешная тьма! О, какие это немилостивые, безжалостные ангелы, приставленные к мукам, потому что укоряют и наказывают тяжко! Тогда мучимые возопиют ко Господу — и не услышит их! Тогда узнáют в какую суету обратилось всё, чтó было в жизни, и как то самое, чтó почитали здесь приятным, оказалось горьким паче желчи и яда. Где тогда лжеименное наслаждение греха? Ибо нет иного наслаждения — как бояться Гóспода. Подлинно только это наслаждение; оно действительно от тука и масти наполняет дýшу (Пс. 62:6). Тогда станут они осуждать самих себя и делá свои, какие сделали. Тогда исповедуют, что праведен суд Божий. «Слышали мы это, — скажут они, — и не хотели обратиться от лукавых деяний своих». Но, говоря так, никакой тогда не получат себе пользы!
Увы мне, обремененному беспримерными грехами! Число прегрешений моих паче числа песка морского, и я изнемогаю от них, как от многих железных уз, — ибо нет у меня дерзновения воззреть на высоту небесную! К кому же прибегну, кроме Тебя, Человеколюбец? Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:1). К Тебе прибегаю, к великой благости Твоей и к благоутробию Твоему. Тебя прогневал я и к Тебе прибегаю по великому непамятозлобию Твоему. Тебя уничижил я и к Тебе прибегаю по великому человеколюбию Твоему и, умоляя, вопию: Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ради единого имени Твоего (Пс. 50:11; Пс. 50:12). Ничего нет у меня, чтó мог бы принести Тебе: ни дéла доброго, ни сéрдца чистого, — но, уповая на щедроты Твои, повергаю себя самогó, чтобы привел Ты меня в сокрушение и постоянное делание заповедей Твоих, и я не падал бы снова в грех с такой легкостью, но отныне служил Тебе в преподобии и правде все дни жизни моей.
Итак, умоляю вас, братья, потщитесь явиться... неоскверненными и непорочными в мире (2Пет. 3:14). Когда, брат, войдет в тебя лукавая мысль, извлеки меч, то есть приведи себе на мысль страх Божий и посечешь всю силу вражию. А вместо воинской трубы употреби Божие Писание. Как труба звуком своим собирает воинов, так и Божие Писание, взывая к нам, приводит помыслы наши в страх Божий; помыслы наши, подобно воинам, сражаются с врагами Царя. И еще. Как труба звуком своим во время брáни и в юных борцах возбуждает готовность идти на сопротивников, так Божие Писание возбуждает твою ревность к добру и укрепляет тебя на борьбу со страстями.
Потому, брат мой, по мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собрало твои помыслы, которые враг рассеивает своими злоухищрениями, влагая в тебя лукавые мысли, или же наносит тебе частые скóрби, или доставляет много успехов и житейских удобств, — делая всё это по своей злокозненности, с намерением удалить человека от Бога. Нередко, если не смог он навести кого на худое и низложить мыслями, наводит тогда на того человека скóрби, чтобы омрачить его разум, а потóм ужé иметь возможность посеять в нём чтó угодно. Начинает (враг) внушать и с клятвами повторять такие мысли: «С тех пор, как начал я подвизаться в добрé, увидел худые дни; буду же делать худое, чтобы пришло доброе». Тогда, если не окажется кто трезвенным, враг, как ад, поглотит его живого.
А если и этим не возможет он навести на худое, то дает ему все удобства жизни, возносит его и вводит в великое обольщение, которое опаснее и хуже всех страстей, ибо делает человека горделивым и безумным, увлекает ум в пучину сластолюбия, делает так, что человек на небо отверзает хульные уста, ибо написано: Положиша на небеси уста своя (Пс. 72:9); делает так, что человек не знает Бога, не знает своей немощи и не помышляет о дне смертном. Такое обольщение служит путем всякому злу. Кто любит ходить путем сим, тот придет в таинницы смерти. Этот путь, о котором сказал Господь: пространный и широкий путь, ведýщий в погибель (Мф. 7:13). Вот, слышал ты, брат мой, для чего враг иногда доставляет удобства жизни, а иногда наводит скóрби. Склонным к чему выведает в человеке его расположение, против того и ополчается, чтобы противоборствовать своими неправдами.
Потому, брат мой, со всей осторожностью будь трезвенен и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтобы научило оно тебя, как дóлжно избегать сетей вражиих и достигнуть вечной жизни. Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует вéдение о Боге, ибо написано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45:11). Слышишь, брат мой, что с чистым сердцем упражняющийся в чтении Божественных Писаний приобретает вéдение Бога. Поэтому, брат, не будь нерадивым о душé своей, но упражняйся в чтении и молитвах, чтобы просветился твой ум, чтобы стать тебе совершенным и всецелым, без всякого недостатка (Иак. 1:4). Иные хвалятся беседой с вельможами, князьями и царями, а ты хвались перед Ангелами Божиими тем, что в Святых Писаниях беседуешь со Святым Духом, ибо через них глаголет Дух Святой.
Итак, старайся читать Божественные Писания и постоянно пребывать в молитвах. Ибо всякий раз, когда их посредством беседуешь ты с Богом, освящаются у тебя тело и душá. Зная это, старайся чаще упражняться в Писаниях. Если рýки непраздны, молись умом. Так молилась и блаженная Анна, матерь пророка Самуила, и уста ее только двигались (1Цар. 1:13). Но молитва ее вошла во уши Господа Саваофа, и дано ей было прошение ее (см.: 1Цар. 1:27). Поэтому, брат мой, хотя и непраздны у тебя рýки, молись умом. Если же не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу, ибо написано: Если увидишь мужа разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его (Сир. 6:36). Так полезно, брат мой, не только для не умеющих читать, но и для умеющих, потому что многие читают, но не знают, чтó читают.
Итак, монах, смотри, не вознеради о своем даровании, данном тебе по дару Христову. Но заботься и доискивайся, кáк можно благоугодить Богу, чтобы сподобиться блаженства святых. Ибо написано: Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс. 118:2). Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывал тебя враг, наводя на тебя уныние и ввергая в рассеянность и говоря: «Сделай сперва такое-то дело, так как оно невелико, а потóм со спокойным духом будешь читать». Когда враг внушает это и придает усердие к рукоделию, значит, он наводит на эти мысли, чтобы отвлечь тебя от чтения. Но когда видит, что брат читает прилежно и извлекает из сего пользу, — нападает на него, стараясь воспрепятствовать другими предлогами. Итак, не верь ему, но будь как олень, жаждущий и желающий прийти к источникам водным, то есть к Божественным Писаниям, чтобы пить из них и утолить жажду свою, палящую тебя страстями.
Но испивай из них, скажу так, и пользу, чтобы, когда Господь дарует тебе прочесть и узнать какое слово из Писаний, не проходило оно мимо, но поучался ты умом своим, запечатлел его в сердце своем и неизгладимым хранил его в памяти. Написано: Во оправданиих Твоих поучуся (Пс. 118:16). И еще говорится: В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе (Пс. 118:11). И еще: В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя (Пс. 118:9). Видишь, брат, как памятованием словес Его исправляет человек путь свой?
Кто помнит слово Божие и не исправляется? — разве человек неискусный и жалкий. Но таковой вовсе ничего не помнит. Напротив, забывает и то, что представляет себя памятующим. Такому человеку говорит Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? (Пс. 49:16). Потому повелевает отнять у него и то, что, как сам думает, имеет тот у себя. Таковой думает о себе, что имеет веру, потому что именует себя христианином, но делами отрицается этого, и он хуже неверного. Потому Бог повелевает отъять у него Духа Святого, Которого приял он в день избавления и, как думает, имеет в себе. И такой человек делается подобным глиняному сосуду с вином, давшему трещину и через нее утратившему вино. Всякий, кто видит его и не знает случившегося, думает, что он полон; но когда дойдет до него дело, всем сделается явно, что он был пуст. Так и человек этот, по исследовании в день Суда, окажется пустым. И тогда всем будет явно, каков он. Такие люди будут говорить Царю в день тот: Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7:22). И скажет им Царь в ответ: Я никогда не знал вас (Мф. 7:23).
Видишь ли, брат, что таковой человек вовсе ничего не имеет? Потому памятуй словá, которые слышишь, и исправляй путь свой. Смотри, не попускай птицам небесным слетаться и поедать семя Сына Божия. Ибо Сам Он сказал: семя есть слово Божие, которое вы слышали (Лк. 8:11). Сокрой семя в недрах земли, то есть слово внутри сéрдца твоего, чтобы мог ты со страхом принести плод Господу. Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно, с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его.
А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сéрдца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их и исполнить волю Твою, ибо пришлец аз есмь на землú, не скрый от мене заповеди Твоя, но открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:19; Пс. 118:18). На Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».
Да, брат мой, умоляю тебя, всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на разумение свое, подверглись заблуждению, называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1:22); не уразумев написанного, впадали в хулы и погибали. Поэтому, если во время чтения встретишь неудобопонятное слово, смотри, чтобы лукавый не научил тебя сказать самомý себе: «Не так это сказано, ибо можно ли так сказать?» — или выговорить что-либо подобное. Напротив того, если веруешь в Бога, веруй и словам Его, и скажи лукавому: «Иди за мною, сатана. Знаю, что словеса Божии, словеса чиста, сребро разжжено, искушéно землú, очищено седмерицею (Пс. 11:7), нет в них коварства и лукавства. Все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание (Притч. 8:8; Притч. 8:9), — я же несмыслен и не разумею. Знаю, что они написаны духовно, ибо апостол говорит, что закон духовен (Рим. 7:14)». Или воззри на небо и скажи так: «Верую, Господи, слову Твоему, не прекословлю, но несомненно верю словам Святого Духа. Ты, Господи, спаси меня, чтобы обрести мне благодать пред Тобой. А я, Благоутробный, не ищу ничего иного, кроме одного спасения, чтобы сподобиться мне милости Твоей».
Приобрети же, брат, и безмолвие, как крепкую стену, потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Ты будешь вести брань сверху, а он — снизу. Итак, приобрети безмолвие в страхе Божием, и все стрéлы вражии не сделают тебе вреда. Безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса. В том да убедит тебя пророк Илия, возлюбивший безмолвие и страх Божий и взятый на небо.
О, безмолвие — лествица к небесам! О, безмолвие — матерь сокрушения! О, безмолвие — зерцало грехов, показывающее человеку прегрешения его! О, безмолвие, не удерживающее слёз! О, безмолвие, порождающее кротость! О, безмолвие, сожительствующее с смиренномудрием! О, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим и ведýщее ум к свету! О, безмолвие, назирающее за помыслами и содействующее рассудительности! О, безмолвие, порождающее всякое блáго, — утверждение поста, преграда чревоугодию! О, безмолвие — упражнение в молитве и чтении! О, безмолвие — тишина помыслов и необуреваемая пристань! О, безмолвие, освобождающее дýшу от забот! О, безмолвие — благое иго и легкое бремя, упокоевающее и носящее носящих тебя! О, безмолвие — истребительница дерзости и враг бесстыдства! О, безмолвие — матерь благоговения! О, безмолвие — узилище страстей! О, безмолвие — увеселение души и сéрдца! О, безмолвие — узда для очей, слуха и языка! О, безмолвие, споспешествующее всякой добродетели! О, безмолвие — винá нестяжательности! О, безмолвие — плодоносное селó Христово, приносящее добрые плоды! О, безмолвие — стена и оплот вознамерившихся подвизаться для Небесного Царства!
Да, брат, приобрети себе эту благую часть, которую избрала Мария, потому что Мария, сев при ногах Гóспода и прилепившись к Нему, Единому, стала образцом безмолвия. За то и похвалил ее Господь, сказав: Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10:42). Видишь, брат, каково безмолвие! Сам Господь хвалит приобретшего оное. Приобрети безмолвие и насладися Господеви (Пс. 36:4), присев у ног Его и прилепившись к Нему, одному, так что тебе можно будет сказать с дерзновением: Прильпе душá моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (Пс. 62:9), ибо яко от тука и масти да исполнится душá моя (Пс. 62:6).
Да, брат мой, приобрети безмолвие, которое сладостнее меда. Лучше кусок хлéба с солью в безмолвии и на свободе от забот, чем предложение многих снедей при развлечениях и заботах. Слушай Тогó, Кто говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Упокоить тебя хочет Господь от забот, от раздражения, от развлечений и от скорбей вéка сего; хочет, чтобы свободен ты был от плинфоделания египетского, хочет вести тебя в пустыню, то есть в безмолвие. Он просветит пути твои столпом облачным и напитает манной (разумею же хлеб безмолвия и свободу от забот), чтобы наследовать тебе землю блáгу, то есть горний Иерусалим. Да, брат, его возлюби, его приобрети, чтобы на пути свидений Божиих изобиловать тебе всяким богатством. Да, брат, приобрети безмолвие вместе со страхом Божиим, и Бог мира будет с тобой.
Итак, братья мои духовные и возлюбленные Господом, умоляю вас приложить старание, ежедневно приводить себе на память это, то есть веру, любовь, надежду, смиренномудрие, всегда запечатлевать себя молитвами к Богу, поучением в Божественных Писаниях, безмолвием и прочими добродетелями. Ибо всё это, когда оно есть и изобилует в нас, оставляет нас не праздными и не бесплодными в познании Гóспода нашего Иисуса Христа. Монах, который не стяжал сего, но не радеет о своем спасении, есть смежающий очи слепец, предающий забвению давние свои грехи. С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязú (2Пет. 2:22). Ибо если, избегнув, сказано, скверн тинных мiра чрез познание Гóспода и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2Пет. 2:20; 2Пет. 2:21). Итак, возлюбленные верные рабы и избранные воины — монахи, во всеоружии, сердцем своим, восприимем всё сказанное выше, ежедневно непреложно приводя себе то на память, чтобы прийти нам в состояние подвизаться подвигом добрым и попрать всю силу вражию, чтобы избавиться от гнева, грядущего на сынов противления, и найти милость и благодать в день Суда пред лицем Праведного Судии, воздающего каждому по делам его. Ему подобает всякая слава со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
Текст по изданию «Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|