Преп. Ефрем Сирин. О том, что христиане не должны предаваться забавам.

Преподобный Ефрем Сирин

О том, что христиане
не должны предаваться забавам


Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в Божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: Гóре вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете там (Лк. 6:25). И еще говорит: не беспокойтесь (Лк. 12:29), потому что всё это делают язычники. А пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог через пророка говорит: гóре пьющим вино с тимпанами и свирелями и с гусльми (см.: Ис. 5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, нижé вознесостеся очи мои (Пс. 130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак. 4:9). И блаженный апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: Не будьте также идолопоклонниками... о которых написано (1Кор. 10:7), и еще говорит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Еф. 4:29); едите ли, пьете ли, или иное чтó делаете, всё делайте в славу Божию (1Кор. 10:31). И еще он же говорит: Подражайте Богу, братья, и живите в любви.... А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас... Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение (Еф. 5:1; Еф. 5:2; Еф. 5:3; Еф. 5:4). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: заблуждаетесь, не зная Писаний (Мф. 22:29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим. 4:3; 2Тим. 4:4). Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что словá оправдались делом. Кто теперь держится Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр и сохранит сия? (Пс. 106:43). Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях, или плясать, или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемые хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные делá? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно сие христианам? Какой пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то всё суета и заблуждение: и закон, и пророки, и апостолы, и Евангелия. Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, как и действительно, то неприлично христианам делать что-либо из вышесказанного. Ибо вот от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах и на всяком месте читается Божие Писание, чтó изрекли: закон, пророки, апостолы и Владыка всяческих, читаются и все богоносные отцы; и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать сие; напротив того, по слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился (см.: Пс. 5:5; Пс. 5:6), преступил закон, пребывает законопреступным, лживым и безбожником, преступлением закона бесчестит Бога (Рим. 2:23). И да не покажется вам жестоким, что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна Богослова, который говорит: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога (2Ин. 1:9). Кто же злосчастнее и мерзостнее того, кем бесчестится Бог, давший и изрекший повеление Свое в законе через пророков и апостолов, и кто несет ужé на себе гóре (см.: Ис. 45:9), возвещенное Господом через пророка: гóре, ради кого всякий день имя Мое бесславится (Ис. 52:5).

Нет, братья мои, умоляю вас, не будем так губить дни покаяния нашего, но послушаем пророка Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: Приидите, возрадуемся Господеви... и немедленно присовокупляет: предварим лице Его во исповедании (Пс. 94:1; Пс. 94:2); предварим, пока не кончилось торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым образом и не застал нас праздными в нерадении, пока нет еще оного вопля: вот, Жених идет (Мф. 25:6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердные; униженные будут печальны, а достойные будут радоваться неизглаголанною радостью. Но предварим, братья, поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему (Пс. 94:2). Пророк сказал: во псалмех, а не в том, чтó возбуждает смех; во псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся (Пс. 94:6); а не скакать станем или играть на гуслях, но восплачемся во псалмех и пениях. Псалом — отгнание демонов. Псалом — оружие против страха нощнаго. Псалом — успокоение от дневных трудов. Псалом — безопасность младенцев. Псалом — утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сéрдца вызывает слёзы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует дýшу, прекращает празднословие, изгоняет смех, напоминает суд, умиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песня противника, там гнев Божий и гóре — воздаяние за смех. Где священные книги и чтения, там веселие праведных, спасение слушателей и посрамление диавола. А где гусли, и лики, и рукоплескания — там омрачение мужей, погибель жен и печаль Ангелам и праздник диавольский.

О, какая злая выдумка диавола! Как искусно запинает и обольщает он каждого и убеждает делать зло как добрó! Сегодня, по-видимому, поют псалмы, как повелел Бог, а наутро с усердием пляшут, как научил сатана. Сегодня отрицаются сатаны, а наутро ему последуют. Сегодня сочетаваются со Христом, а наутро отступают от Него, отрицаются и бесчестят Его. Сегодня христиане, а наутро язычники; сегодня благочестивы, а наутро нечестивы; сегодня верные и рабы Христовы, а наутро отступники и враги Божии.

Не вдавайтесь в заблуждение, не вдавайтесь, братья мои; ни один слуга не может служить двум господам, как сказал Владыка Христос (Мф. 6:24); потому что никто не может служить Богу и мамоне и плясать с диаволом. Созданные по образу Божию, не будем бесчестить óбраза Божия, но как воины Христовы Христу последуем, Ему поработаем. Не делай так, чтобы сегодня петь с Ангелами, а наутро плясать с бесами. Сегодня внимать Божественным чтениям, как слушатель христолюбивый, а наутро заниматься гуслями, как преступник и христоненавистник. Сегодня каяться во грехах своих, а наутро плясать на погибель свою; сегодня поститься и воздерживаться, а наутро ходить упившимся, кружась там и здесь и служа для всех посмешищем. Нет, братья мои, умоляю вас, не станем так тратить время, которое дал нам Бог для покаяния и спасения. Вспомним Гóспода, Который говорит с угрозою: Гóре вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете после сего (Лк. 6:25). И еще говорит: блаженны плачущие (Мф. 5:4). Никто да не обольщает вас, братья мои христолюбивые, не апостольское это учение. Апостолы говорят: если кто научит вас тому, чему мы не учили, да будет анафема (Гал. 1:8). Не христианам сие свойственно, но неверным язычникам, не покорившимся Евангелию, как сказал Владыка, что всё сие делают язычники (см.: Мф. 5:47), у которых нет никакой надежды спасения. Знаете, братья мои, что все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). Как же, совлекшись Христа, слýжите антихристу? Имеем заповедь от апостола: непрестанно молúтесь (1Фес. 5:17), всё делайте во славу Божию (1Кор. 10:31). Но ты не взираешь на сие, а, напротив того, отвращаешь слух и смежаешь очи. Конец же твой будет тебе горчее желчи и острее обоюдоострого меча. Еще говорю: не вдавайтесь в заблуждение, братья христолюбивые! Не христианам сие свойственно, но язычникам, у которых нет Бога.

Размыслим, братья, что человек суете уподобися (Пс. 143:4): дние его, яко цвет сельный (Пс. 102:15), прейдут в одно мгновение времени, и всё минуется. Для чего же напрасно мятешься, человек? Одно приражение горячки прекратит твои плясания и скакания. Один час разлучит тебя с пляшущими вместе с тобою. Одна ночь — и увянут плоти твои, остановятся нóги твои; текущие на зло, расслабеют рýки твои, померкнут глазá, язык внезапно прейдёт в безмолвие, оскудеет у тебя внезапно голос, умножатся твои воздыхания, потекут у тебя бесполезные слёзы, расстроятся мысли твои. И никто не будет в состоянии помочь тебе; ты бесславил и бесчестил Бога, и все, оставив тебя, пойдут прочь, и никого не останется при тебе, кроме невидимых бесов, которым ты угождал. Посланный же неумолимый Ангел, стоя вдали, с потупленным взором будет ожидать Владычнего мановения, чтобы, исхитив бедную дýшу твою, отвести ее в уготованное ей место, где пожнет, чтó посеяла, где произрастают, изобилуют и даже преизбыточествуют плач, скорбь, теснота, скрежет зубов и гóре. Для чего напрасно мятешься, несчастный? Там померкнут очи упивающихся, там увянут плоти пляшущих, там будут мучиться и взалчут пиющие вино с гуслями и свирелями, там с великою скорбью будут плакать, скрежетать зубами и бить себя по лицу блудники, прелюбодеи, тати, человекоубийцы, прорицатели, отравители, чародеи, обманщики, мужеложцы, деторастлители, хищники, кровопийцы. Все они и подобные им, до конца нераскаянно согрешающие и идущие путем широким и пространным, который ведет в пагубу, без сомнения, найдут себе там пристойное жилище, ибо невозможно и здесь плясать с бесами, и там веселиться с Ангелами, как сказал Господь: Гóре вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете там (Лк. 6:25). Невозможно, братья, иногда быть христианином, а иногда делаться язычником.

Итак, по сказанному выше, нигде не позволяется христианину делать подобное сему, ибо Господь и Спаситель наш, пришедши, упразднил всё сие, то есть сии диавольские учения, какие, к несчастию, изучил человек, преступив заповедь создавшего его Бога, сделавшись изгнанником из рая и научившись всякому злу, именуемому под небесем. Всё сие, как сказано, Господь, пришедши, прекратил и изгнал, и Сам, и через учеников Своих говоря: идите, научúте все народы, крестя их... уча их соблюдать всё, чтó Я повелел вам (Мф. 28:19; Мф. 28:20), то есть скажите им: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Не упивайтесь, не плясками занимайтесь, но кайтесь, плачьте, бдите, молитесь, всегда будьте готовы, потому что Пришествие Господне близко, Царствие Господне при дверях. Будем же готовыми и достойными, чтобы Господь наш, пришедши, обрел нас в покаянии готовыми и никого из нас не осудил, но всех соделал наследниками Царствия Своего. Ему слава во веки веков! Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Преподобный Ефрем Сирин. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!