Святитель Василий ВеликийБеседа 20. О смиренномудрии
О, если бы человек пребыл в славе пред Богом и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией премудростью, увеселяемый вечною жизнью и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы и, понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, чтò мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачевством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть чтобы не вымышлять самомý от себя облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; чрез это возвратится к священной заповеди, которую оставил. Между тем диавол, низложивший человека надеждою ложной славы, не престает поощрять его теми же побуждениями и изобретать для сего тысячи козней. Представляет ему чем-то важным, если обложится он деньгами, чтобы тем величался и о том заботился, чтò нимало не ведет к славе, а великие приносит опасности, потому что приобретение денег — начáло любостяжания, а обладание ими не ведет к доброй славе, но понапрасну ослепляет, попусту надмевает и производит в душé болезнь, подобную опухоли. Толщина опухших тел и нездорова и неполезна, а напротив того, болезненна и вредна; в ней начáло опасности, скрытая причина погибели. То же самое и гордость в душé. И не от одних денег рождается в человеке превозношение: люди превозносятся не одною пышностью снедей и одежд, приобретаемых за деньги, не тем одним, что устрояют сверх нужды дорогие и роскошные столы, облекаются в ненужные одежды, созидают огромные домá, испещренные украшениями, водят за собою множество сопровождающих слуг и бесчисленные тóлпы ласкателей, — но они, забывая свою природу, величаются чинами, в которые возводятся по выборам. Если народ возвел в чин, если удостоил какого-либо председательства, приговорил почтить высоким саном, то вот ужé, как бы став выше человеческой природы, думают о себе, что едва не на облаках сидят, а низших себя людей считают подножием, превозносясь пред теми, которые дали им чин, гордясь против тех, чрез кого в собственном своем мнении стали что-то значить! Продолжая дело, исполненное безумия, имея славу, которая непостояннее сновидения, облекаясь в блистательность, которая пустее ночных призраков, по мановению народа возникает и по его же мановению исчезает. Таков был этот неразумный сын Соломонов, юный возрастом и еще более юный умом, который народу, просившему правления снисходительнейшего, угрожал правлением еще более обременительным и за сию угрозу лишился царства. Чрез чтò надеялся показаться более полновластным, чрез это самое потерял и то достоинство, какое имел. Человека делает также дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тéла, хотя всё это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный: изсше трава, и цвет отпаде (Ис. 40:6; Ис. 40:7). Таковы были кичение исполинов силою, благопротивное мнение о себе безумного Голиафа: таковы были Адония, высокó думавший о красоте, и Авессалом, превозносившийся длинными волосами. И чтò, по-видимому, гораздо важнее и прочнее других у человека находящихся благ — мудрость и благоразумие, и это ведет к суетному превозношению, доставляет высоту не истинную, потому что и сии блáга вменяются ни во чтò, как скоро нет премудрости, которая от Бога. Ибо самомý диаволу не удается ухищрение против человека, — чтò измышлял он против человека, тò, сам того не зная, устроил против себя, не столько повредив тому, кого надеялся отдалить от Бога и от вечной жизни, сколько изменив себе тем, что отпал от Бога и осужден на вечную смерть. И поставив сеть Господу, сам он уловлен ею, распят на том кресте, на котором думал Его распять, умер тою смертью, которою надеялся умертвить Гóспода. Если же и князь мiра, первый, величайший и невидимый искусник в мiрской мудрости, уловляется собственными ухищрениями, впадая в крайнее неразумие, то тем паче ученики и ревнители его, хотя и тысячекратно умудрялись, глаголющеся быти мудри, объюродéша (Рим. 1:22). Ухищряется фараон на погибель Израиля, но ухищрение его непредвиденно разрушается, чèм и не ожидал. Младенец, по его повелению преданный на смерть, тайно воспитан в собственном его доме, сокрушил силу его и целого народа и избавил израильтян. Убийца Авимелех, незаконнорожденный сын Гедеонов, умертвивший семьдесят законных сынов и думавший, что нашел мудрое средство — прочно овладеть царством, сокрушает, правда, споспешников своих в убийстве, но и сам сокрушается ими и погибает наконец от женской руки и от удара камнем. И все иудеи придумали против Гóспода пагубное намерение, рассуждая сами с собою: аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут римляне и вóзмут место и язык наш (Ин. 11:48). От этого намерения дошедши до христоубийства в той же мысли, что спасают народ и страну, погибли оттого, чтò замышляли, будучи и из страны изгнаны, и лишившись законов и богослужения. И вообще из тысячи примеров можно уразуметь, что преимущество человеческой мудрости непрочно и скорее маловажно и низко, чем велико и высоко. Поэтому ни один благомыслящий не будет высоко думать о своей мудрости и о прочем вышесказанном, но поверит прекрасному увещанию блаженной Анны (см.: 1Цар. 2:10) и пророка Иеремии: да не хвалится мудрый мудростию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим (Иер. 9:23). Но в чём же истинная похвала? И чèм человек велик? О сем, сказано, да хвалится хваляйся, еже разумети и знати, яко Аз есмь Господь (Иер. 9:24). Вот высота человека, вот слава и величие его — знать истинно великое, прилепляться к нему и искать славы у Гóспода славы. Апостол же выражается: Хваляйся, о Господе да хвалится, говоря, что Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление, да, якоже пишется: хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор. 1:30; 1Кор. 1:31). Ибо это — совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своею праведностью, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет сущую от Бога правду в вере: яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых (Флп. 3:9; Флп. 3:10; Флп. 3:11). Здесь падает всякая высота гордыни. Ничего не остается для высокомерия тебе, человек, чья похвала и надежда в том, чтобы умертвить всё свое и искать будущей жизни во Христе, которой начатки имея в себе, и теперь ужé всецело живем благодатью и даром Божиим. И как Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13), так Бог собственным Духом Своим открывает Свою премудрость, предуставленную в славу нашу (1Кор. 2:7); а также Бог дает и силу в трудах: паче всех потрудихся, — говорит Павел, — не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор. 15:10). Бог же избавляет и от опасностей, сверх всякого человеческого чаяния. Сказано: сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя, Иже от толикия смерти избавил ны есть и избавляет, Наньже и уповахом, яко и еще избавит (2Кор. 1:9; 2Кор. 1:10). Итак, скажи мне, для чего превозносишься благами, как бы собственностью, вместо того чтобы за дары исповедать благодарность Давшему? Чтò же úмаши, егоже нéси приял? Аще же и приял еси, чтò хвáлишися яко не приемь? (1Кор. 4:7). Не ты познал Бога чрез праведность, но Бог познал тебя по благости. Сказано: познавше Бога, паче же познáни бывше от Бога (Гал. 4:9). Не ты постиг Христа чрез добродетель, но Христос постиг тебя пришествием. Сказано: гоню же, аще и постигну, о немже и постижéн бых от Христа (Флп. 3:12). Не вы Мене избрáсте, — говорит Господь, — но Аз избрах вас (Ин. 15:16). Но ты высокó о себе думаешь, потому что почтен, и милость берешь за предлог к гордыне. Познай же, наконец, что ты как Адам, изверженный из рая, как Саул, оставленный Духом Божиим, как Израиль, отсеченный от святого корня. Сказано: верою стоúши: не высокомудрствуй, но бойся (Рим. 11:20). За милостью следует Суд, и Судия исследует, кàк воспользовался ты данным тебе по милости. Если же не понимаешь и того сáмого, что сподобился благодати, но в избытке бесчувствия благодать обращаешь в собственную свою заслугу, то не досточестнее ты блаженного апостола Петра, потому что любовью ко Господу не возможешь превзойти того, который так сильно любил, что желал и умереть за Него. Но поскольку он выразился высокомудренно, сказав: Аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся (Мф. 26:33), то предан человеческой боязни и пал даже до отречения, вразумляемый падением соблюдать осторожность и научаемый щадить немощных сознанием собственной немощи и ясным уразумением, что как, утопая в море, поддержан десницею Христовою, так в обуревании соблазном, подвергшись опасности погибнуть от неверия, охранен силою Христа, Который и предсказал ему, чтò случится с ним, говоря: Симоне, Симоне, се, сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращься утверди братию твою (Лк. 22:31; Лк. 22:32). И Петр, обличенный таким образом, справедливо получил помощь, будучи наставлен отложить высокомерие и щадить немощных. А этот фарисей несносный и чрез меру горделивый, не только смело полагающийся на себя, но и злословящий мытаря пред Богом, как виновный в гордыне, лишился похвалы за праведность. И мытарь снúде оправдан паче его (Лк. 18:14), потому что прославил Святого Бога и не смел смотреть вверх, но просил одного помилования, обвиняя сам себя, чтò показывал и наружным видом, и биением в перси, и тем, что не искал ничего иного, кроме помилования. Поэтому смотри и имей во внимании этот пример, как тяжек вред гордыни, и поучайся из оного. Утратил праведность возгордившийся, погубил мзду смéло полагавшийся на себя, уничижен пред смиренным и грешником возвеличивший себя пред ним и не дождавшийся Суда Божия, но сам произнесший о нём суд. А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и перед великими грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто сделал многие и великие грехи. Не оправдывай себя паче другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию. Ни сам себе востязую, — говорит Павел, — ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя Господь есть (1Кор. 4:3; 1Кор. 4:4). Полагаешь ли, что тобою сделано нечто доброе? Благодари Бога, не превозносись пред ближним. Сказано: дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе тóчию хваление да úмать, а не во инéм (Гал. 6:4). Ибо какую пользу сделал ты ближнему: тем, что исповедал веру, или терпеливо нес труды поста, или претерпел изгнание за имя Христово? Не другому от этого выгода, а тебе. Бойся уподобления в падении диаволу, который, вознесшись пред человеки, пал, низложенный человеком, и предан в попрание попранному. Подобно сему и падение израильтян. Превознесшись пред язычниками, как пред нечистыми, действительно стали они нечисты. И правда их стала, якоже порт нечистыя (Ис. 64:6), а беззаконие и нечестие язычников заглаждены верою. Вообще помни истинную притчу: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет. 5:5; Притч 3:34). Имей всегда изречение Господне: всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется (Лк. 14:11). Не будь несправедливым судьею самогó себя, испытывай себя, не льстя себе, и если думаешь, что есть в тебе нечто доброе, — не это одно выставляя на вид, падения же намеренно забывая, не величаясь заслугою, какую сделал сегодня, извиняя же себя в том, чтò делал худого за день и давно. Напротив того, когда надмевает тебя настоящее, приводи себе на память давнее, и избавишься от глупой надутости. И если увидишь ближнего во грехе, не на это одно смотри, но размысли, чтò сделал или делает он хорошего, и нередко, испытав вообще, а не в частности судя, найдешь, что он лучше тебя. И Бог испытывает человека не в частности. Аз, — говорит Он, — делá... и помышление их... грядý собрати (Ис. 66:18). И Иосафату сделав некогда выговор за грех настоящий, восполнил и заслуги его, говоря: Но токмо делá благая обретошася в тебе (2Пар. 19:3). Сим и подобным сему будем всякий раз ограждать себя от гордыни, смиряя себя, чтобы возвыситься, подражая Господу, нисшедшему с Неба до крайнего уничижения и обратно из уничижения вознесшемуся на подобающую высоту. Ибо находим, что в Господе всё научает смиренномудрию. Будучи младенцем, прежде всего Он — в вертепе, и не на ложе, но в яслях; в доме тектона [греч., ц.-слав. — плотника (прим. ред.)] и бедной Матери повинуется Матери и обрученному с Нею; учится, выслушивает тò, в чём не нуждался, вместе вопрошает и в вопросах удивляет мудростью, подчиняется Иоанну, и Владыка приемлет крещение от раба; не противится никому из восстающих на Него и не приводит в действие той неизреченной власти, какую имел, но уступает им, как бы сильнейшим, и временной власти отдает принадлежащую ей твердость; предстоит первосвященникам в виде подсудимого, приводится к игемону [греч., ц.-слав. — к правителю (прим. ред.)], приемлет на Себя осуждение; когда мог обличить клеветников, в молчании терпит клеветы; бывает оплеван от рабов и самых презренных слуг, предается смерти, и смерти у людей самой позорной. Так прошел Он всю человеческую жизнь от рождения до конца и после такого смиренномудрия являет наконец славу, прославляя с Собою тех, которые с Ним обесславлены. И это, во-первых, блаженные апостолы, которые в нищете и наготе обтекают вселенную, не в мудрости слóва, не со множеством сопровождающих, но одни, скитающиеся, одинокие, проходят сýшу и море, бичуемые, побиваемые камнями, гонимые, наконец умерщвляемые. Вот отеческие божественные для нас уроки! Научимся подражать им, чтобы из смиренномудрия воссияла для нас вечная слава — сей совершенный и истинный дар Христов. Но кàк же снизойдем до спасительного смиренномудрия, оставив пагубное надмение гордыни? Так, если во всём будем исполнять подобное и ничем не станем пренебрегать, как будто нет от того вреда. Ибо душá уподобляется своим занятиям: чтò она делает, в тò самое и отпечатлевается, от того и принимает на себя вид. Да будут у тебя наружный вид, и одежда, и поступь, и седалище, и состав пищи, и приготовление постéли, и дом, и все домашние сосуды доведены до того, чтобы в этом не было излишеств; и слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более к скромности, нежели к надмению. Да не будет у тебя софистических прикрас в слове, чрезмерного сладкогласия в пении, речей горделивых и высокомерных, но во всём отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы себе самомý, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слóва, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтобы тебе по примеру праведного быть себе самáго оглагольником во первословии (Притч 18:17); чтобы уподобиться Иову, который не посрамился... народнаго множества, еже не поведати пред ними падение свое (Иов 31:34). Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро и не со страстным движением, ибо это признак высокомерия; не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Впадших в погрешность принимай, исправляй их духовно, как дает совет апостол: Блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6:1). Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемыми, если только помнишь, что Христос называет ущербом награды, получаемой от Бога, произвольное выказывание себя перед людьми и делание добра с тем, чтобы видели это люди. Ибо о таковых сказано: восприемлют мзду свою (Мф. 6:2). Поэтому не делай себе ущерба, желая быть на виду у людей. Поскольку Бог — великий зритель, ищи славы пред Богом, потому что Он воздает славную награду. Но ты удостоен первенства, люди оказывают к тебе внимание и прославляют тебя? Будь равен подчиненным, как сказано: ни яко обладая прúчту (1Пет. 5:3); не подражай мiрским начальникам, ибо кто хочет быть первым, тому Господь повелел быть рабом всем (см.: Мк. 10:44). Кратко же сказать: тàк стремись к смиренномудрию, кàк любитель его; возлюби смиренномудрие, и прославит тебя. Таким образом прекрасно будешь восходить к истинной славе — к славе у Ангелов, к славе пред Богом; Христос признáет тебя пред Ангелами учеником Своим и прославит тебя, если будешь подражателем Его смиренномудрия. Ибо Он говорит: Научúтеся от Мене, яко кроток есмь и смирéн сердцем, и обрящете покой душáм вашим (Мф. 11:29). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Текст по изданию «Святитель Василий Великий. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2008 г.).
|