Свт. Василий Великий. Беседа 13. Побудительная к принятию Святого крещения.

Святитель Василий Великий

Беседа 13.
Побудительная
к принятию Святого крещения


Премудрый Соломон, разбирая времена для житейских дел и всему, чтò ни бывает, определяя собственное свое время, сказал: Всем время и время всякой вещи... время раждати и время умирати (Еккл. 3:1; Еккл. 3:2). А я, возглашая вам спасительную проповедь, изменил бы несколько изречение премудрого и сказал: «Время умирать и время рождаться».

Чтò же послужило основанием сего изменения? То, что Соломон, рассуждая о подлежащем рождению и тлению и следуя порядку телесной природы, рождение предпоставил смерти. Ибо невозможно испытать смерть тому, кто не родился прежде. А я, намереваясь вести слово о духовном возрождении, полагаю смерть прежде жизни. Ибо только умерши плотью, рождаемся мы духом, как и Господь говорит: Аз убию и жити сотворю (Втор. 32:39). Итак, умрем, чтобы нам жить; умертвим мудрование плотское, которое не может покорятися закону Божию, чтобы родилось в нас крепкое мудрование духовное, следствием которого бывают обыкновенно живот и мир (см.: Рим. 8:6; Рим. 8:7). Спогребемся умершему за нас Христу, чтобы и восстать с Виновником нашего воскресения.

Поэтому для каждого дéла есть свое пригодное время: свое время — сну, свое — бодрствованию, свое — войне и свое — миру, но время крещению — вся жизнь человеческая. Телу невозможно жить без дыхания и душé невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога — смерть для души. Но не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, чтò можно ему видеть, так и душá неспособна к созерцанию Бога. Поэтому ко спасению посредством крещения благопотребно всякое время: будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть врéмени.

Но гораздо благопотребнее к сему должнó быть время более тому свойственное. А какое время так удобно для крещения, как день Пасхи? Ибо этот день есть память Воскресения, а крещение есть сильное средство (δύναμις) к воскресению. Посему в воскресный день приимем благодать воскресения. Для того и Церковь высоким проповеданием задолго прежде сзывает своих питомцев, чтобы тех, которыми давно ужé болезновала, породить в это время и, воскормив, как молоком, словами оглашения, дать для вкушения твердую пищу догматов.

Иоанн проповедовал крещение покаяния, и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует крещение сыноположения, и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это — присвоение Богу. Там была проповедь одного человека — Иоанна и всех влекла к покаянию, а тебя учат пророки: Измыйтеся, чисти бýдите (Ис. 1:16); тебя вразумляют псалмы: Приступúте к Нему и просветúтеся (Пс. 33:6); тебе благовествуют апостолы: Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Гóспода Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2:38); тебя приглашает к Себе Сам Господь, говоря: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28), ибо всё это предлагалось ныне в чтении.

И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе еще не приступил к истине? Всегда учась, не пришел еще в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнáем, что ты наш? За год ждал ты настоящего гóда. Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни. Не веси бо, чтò родит день находяй (Притч 27:1). Не обещай того, чтò не твое.

К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания? Призываем к приобщению благ: зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто; Призывающий нелжив; путь удобен, не нужно ни врéмени, ни расходов, ни хлопот. Чтò медлишь? Зачем отступаешь назад? Чтò боишься ига, как юница, не изведавшая ярма? Оно благо... легко (Мф. 11:30); не трет шеи, но украшает, потому что не ремнем привязывается к вые, но требует, чтобы влекущий его был свободен. Видишь ли, что Ефрем обвиняется, якоже юница стрекалом стречема (Ос. 4:16), потому что бесчинно блуждает, презрев иго закона? Подклони свою необузданную выю; будь подъяремником Христовым, чтобы, в противном случае, ослабив ремень и своевольствуя в жизни, не сделаться тебе удобоуловимым от зверей.

Вкусúте и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9). Кàк не знающим объяснить сладость меда? Вкусúте и видите. Чувство в опыте яснее всякого слóва.

Иудей не отлагает обрезания по причине угрозы, что всякая душá, которая не обрежется в день осьмый, погубится из среды людей своих (Быт. 17:14). А ты откладываешь обрезание нерукотворенное в совлечении... плоти, совершаемое в крещении (см.: Кол. 2:11), слышав от Самогó Гóспода: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится водою и Духом, не внидет во Царствие Божие (Ин. 3:5). Там боль и язва, а здесь орошение души и врачевство для язвы сердечной.

Поклоняешься Умершему за тебя? Поэтому решись спогребстись Ему крещением (см.: Рим. 6:4). Если не будешь сообразен подобию смерти Его, то кàк сделаешься причастником воскресения (см.: Рим. 6:5)?

Израиль крестился в Моисея во облаце и в мóри (1Кор. 10:2), тебе представляя прообразования и предначертывая ту истину, которая открылась в последние времена. А ты убегаешь крещения, не морем прообразуемого, но совершаемого в действительности, крещения не в облаке, но в духе, не в Моисея, тебе сослужебного, но во Христа, тебя сотворившего. Если бы Израиль не перешел чрез море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь чрез воду, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства. Он не пил бы от духовного камня, если б не крестился прообразовательно; а тебе никто не даст истинного пития, если не крестишься истинно. Он по крещении хлеб ангельский ядé (Пс. 77:25); кàк же ты вкусишь хлéба животнаго (см.: Ин. 6:51), если не приимешь прежде крещения? Он чрез крещение взошел в землю обетования; как же ты возвратишься в рай, не запечатлевшись крещением? Или не знаешь, что приставлено пламенное оружие... хранити путь дрéва жизни (Быт. 3:24), для неверных страшное и опаляющее, а для уверовавших удобоприступное и приятно озаряющее? И Владыка соделал его обращающимся: когда видит оно верного, обращается задом, а когда видит кого-либо из незапечатленных, встречает его острием.

Илия не ужаснулся приближающихся к нему колесницы огненной и коней огненных, но, вожделевая горняго шествия, отважился на страшное и с радостью взошел на колесницу, хотя жил еще во плоти (см.: 4Цар. 2:11). А ты, когда надобно не на огненные восходить колесницы, но водою и Духом взойти на Небо, не спешишь на призвание?

Илия показал силу крещения на жертвеннике всесожжений, попалив жертву не огнем, но водою. В иных случаях природа огня противоборствует воде, но поскольку в сие время вода таинственно возлита на жертвенник троекратно, то стала началом огню и возжгла пламень, подобно елею. Принесите ми, — говорит он, — четыри водоносы воды, и возливайте на всесожжение и на полена... И рече: удвойте. И удвоиша... утройте. И утроиша (3Цар. 18:34). А сим Писание показывает, что приходящий к Богу усвояется Ему крещением и что в душах, приступающих чрез веру в Троицу, воссиявает чистый и небесный свет. Если бы золото раздавал я в церкви, не сказал бы ты мне: «Завтра приду, завтра дашь»; но, прося поспешить раздачей, потребовал бы теперь же и негодовал бы на замедление. Но когда Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, между тем как надлежало спешить к дару.

О, чудо! Тебя обновляют без переплавки, вновь созидают без предварительного сокрушения, врачуют без ощущения боли, и ты ни во чтò ставишь сию благодать!

Если бы ты был рабом у людей и объявлена была свобода рабам*, не явился ли бы ты в назначенный день, не нанял ли бы за себя ходатаев, не стал ли бы умолять судей, чтобы всеми средствами выйти на свободу? Конечно, стерпел бы и пощечину, этот последний удар, наносимый рабам, только бы после этого освободиться от оскорблений. А когда тебя, раба не людей, но греха, призывает к свободе проповедник, чтобы избавить от плена, сделать согражданином Ангелов, объявить сыном Божиим, усыновленным по благодати, и наследником благ Христовых, — говоришь, что тебе не время еще принять даруемое.

Какие лукавые препятствия! Какие гнусные и пустые недосуги! Долго ли еще будут эти удовольствия? Долго ли эти забавы? Много времени жили мы для мiра; будем наконец жить сами для себя. Чтò равноценно душé? Чтò равновесно Небесному Царству? Какой советник более достоин веры, нежели Бог? Кто благоразумнее Премудрого? Кто благопотребнее Благого? Кто ближе к нам Творца? Не было пользы Еве, что больше поверила совету змия, нежели совету Владыки. Какие безрассудные словá: «Мне некогда исцелиться; не показывай мне света: не приближай меня к Царю!» Не это ли прямо говоришь ты или даже не безумнее ли этого?

Если бы на тебе числились общественные долги и состоящим в долгу была объявлена уступка долга, а между тем кто-нибудь старался по злобе лишить тебя части в этом прощении, — конечно, ты вознегодовал бы и возвысил свой голос, как лишаемый принадлежащей тебе доли в общей милости. А когда проповеданы тебе не только прощение прошедшего, но и будущие дары, — сам себе нанося обиду, какой не сделал бы тебе ни один враг, полагаешь, что надлежащим образом обсудил свое дело и придумал для себя полезное, то есть не воспользоваться прощением, но умереть в долгах? Притом знаешь, что и должному десятью тысячами талантов был бы прощен долг, если бы сам бесчеловечием к своему сослужителю не возобновил на себя иска (см.: Мф. 18, 23-35). И нам надобно беречься, чтобы не потерпеть сего же, если, по получении сей благодати, не прощаем долгов должникам нашим: надобно беречься для того, чтобы дар оставался у нас неотъемлемо.

Войди в таинницу души своей, приведи себе на память делá свои. Если много у тебя грехов, не падай духом по причине их множества. Идеже... умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20), если только приимешь сию благодать. Ибо много задолжавшему и прощено будет много, чтобы больше возлюбил (см.: Лк. 7:41; Лк. 7:42; Лк. 7:43). А если грехи твои не велики, не важны и не к смерти, для чего беспокоишься о будущем ты, который не без мужества перенес прошедшее, и притом еще не будучи руководим законом?

Представляй, что душá твоя стоит теперь как бы на весах, и с одной стороны влекут ее к себе Ангелы, а с другой — демоны. К кому из них преклонишь свое сердце? Чтò одержит у тебя победу? Удовольствие ли плоти или святыня души? Наслаждение ли настоящим или вожделение будущего; Ангелы ли тебя приимут, или удержат те, которые доселе обладают тобою?

Во время военных действий военачальники сообщают подчиненным условный знак, чтобы и союзники могли удобнее призывать друг друга, и от неприятелей, когда перемешаются с ними во время схватки, можно было отделиться без замешательства. Никто не узнáет тебя, наш ли ты или из числа противников, если таинственными знаками не докажешь единения с нами, если не знаменался на тебе свет лицá Господня (Пс. 4:7). Кàк будет оспаривать тебя Ангел себе, кàк исхитит у врагов, если не знает печати? Кàк скажешь: «Я Божий», если не носишь на себе признаков? Или не знаешь, что Погубляющий миновал домá запечатленные и убивал первенец в домах незапечатленных (см.: Исх. 12:23)? Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами; непомеченную овцу безопасно можно отманить.

Ты юн? Приведи в безопасность свою юность уздою крещения. Миновались твои цветущие годы? Не утрать напутствия, не погуби охранительного срéдства, не рассчитывай на одиннадцатый час, как на первый, потому что и начинающему жизнь надобно иметь пред очами кончину.

Если бы кто из врачей обещал какими-нибудь средствами и промышлениями сделать тебя из старого молодым — не желал ли бы ты, чтобы наступил тот день, в который бы ты увидел себя возвратившимся в цветущий возраст? А когда крещение обещает, что процветет у тебя душá, которую довел ты до обветшания и чрез беззакония сделал дряхлою и оскверненною, — презираешь Благодетеля и не спешишь воспользоваться обещанием. Ужели не пожелаешь видеть, чтò значит это великое чудо обетования? Кàк человек возрождается без матери? Кàк устаревший и тлеющий в похотех прелестных (см.: Еф. 4:22) опять приходит в силу, юнеет и возвращается к истинно цветущей юности?

Крещение — искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения. Ужели для тебя, несчастный, так многих и великих благ предпочтительнее плотское удовольствие?

Понимаю твою медлительность, хотя и прикрываешь словами; самые делá вопиют, хотя и не слышно твоего гóлоса. «Оставь меня; воспользуюсь плотью для гнусных наслаждений, буду валяться в тине удовольствий, обагрять рýки кровью, отнимать чужое, жить обманом, нарушать клятвы, лгать — и тогда прииму крещение, когда, наконец, перестану делать худое». Поэтому если грех прекрасен, держись его до конца; а если вреден тому, кто грешит, для чего закосневаешь в делах пагубных? Кто старается освободиться от желчи, тот не станет умножать ее в себе беспорядочным и невоздержным образом жизни. Надобно очистить тело от того, чтò беспокоит его, а не увеличивать болезнь сверх силы. Корабль виден над водою, пока поднимает груз товаров; а положи в него сверх этого — он тонет. Бойся и ты, чтобы не потерпеть тебе подобного и, сделав грехи, превышающие меру прощения, не подвергнуться кораблекрушению прежде, нежели войдешь в чаемую пристань.

Разве Бог не видит того, чтò делается, не знает твоих помышлений, содействует тебе в беззакониях? Сказано: Вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен (Пс. 49:21). Ты же сам, домогаясь дружбы человека смертного, привлекаешь его к себе благодеяниями, говоришь и делаешь то, чему он, как догадываешься, будет рад; а желая вступить в общение с Богом и надеясь, что будешь принят Им в достоинстве сына, и между тем делая противное Богу и бесчестя Его преступлением закона, надеешься тем самым достигнуть общения с Ним, чем наипаче оскорбляешь Его? Смотри, чтобы, в надежде искупления собирая себе множество зол, не сделать тебе того, что грехи скопишь, а прощения не получишь. Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Не торгуй благодатью; не говори: «Закон прекрасен, но грех приятнее». Удовольствие — диавольская уда, влекущая в пагубу. Удовольствие — матерь греха, а грех — жало... смерти (1Кор. 15:56). Удовольствие — пища вечного червя; оно на время утешает наслаждающегося, а впоследствии дает такие отпрыски, в которых больше горечи, чем в желчи.

Эта медленность не иное чтò выражает, как следующее: «Пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь». Сначала уды мои представлю оружия неправды греху, а потóм, со временем, представлю их и оружия правды Богови (Рим. 6:13). Так и Каин приносил жертвы; чтò было лучшего — тò в услаждение себе самомý, а чтò похуже — тò сотворившему и даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам — проводишь юность свою в грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда ужé ни на чтò нельзя употребить их и по необходимости надо оставлять в бездействии, потому что сила утрачена от долговременного истощения. Целомудрие в старости — ужé не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. Мертвого не увенчают; не тот праведник, кто не в силах делать зло. Пока есть у тебя силы, преодолевай грех разумом; ибо вот добродетель — уклоняться от зла и делать добрó. А когда порок от усталости приходит в недеятельность, это само по себе не заслуживает ни похвал, ни наказаний. Если перестанешь грешить по причине возраста, это будет по милости твоей немощи. А мы хвалим тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какою-либо необходимостью.

Да и кто тебе твердо назначил предел жизни? Кто определил срок твоей старости? Кто у тебя достоверным поручителем за будущее? Не видишь ли, что смерть похищает и детей, увлекает и приходящих в возраст? Не один срок положен жизни. Для чего ждешь, чтобы крещение было для тебя даром горячки, когда не в состоянии ужé будешь произнести спасительных слов, а может быть, нельзя тебе будет и выслушать их ясно, потому что болезнь поселится в самой голове; когда не станет у тебя сил ни воздеть рýки к небу, ни стать на нóги, ни согнуть колена для поклонения, ни научиться с пользою, ни исповедание проговорить твердо, ни с Богом сочетаться, ни от врага отречься, ни даже, может быть, с сознанием следовать за порядком тайноводства, так что и присутствующие останутся в сомнении, ощутил ли ты благодать или бесчувствен к совершаемому; если даже и с сознанием приимешь благодать, то будешь иметь у себя талант, однако же не принесешь на него прибыли?

Подражай евнуху. Нашел он огласителя и не пренебрег учением: богач возводит на колесницу бедного, гордый и надменный берёт человека простого и низкого и, научившись Евангелию Царствия, и веру приемлет сердцем, и не отлагает приять печать Духа. Ибо как скоро встретили они воду, се, говорят, вода. От радости вырвалось это слово! Вот искомое! Чтò возбраняет ми креститися? (Деян. 8:36). Где произволение готово, там нет никаких преград. Призывающий человеколюбив; служитель готов; благодать неоскудеваема; будь только усердие — препятствия не будет.

Один у нас запинатель, заграждающий нам пути ко спасению: его препобедим благоразумием. Он внушает нам медлительность — восстанем на делание. Он обольщает сердцá наши пустыми обещаниями — не останемся в неведении о его замыслах. Не он ли, хотя не советует нам сегодня делать грех, однако же убеждает нас спрятать правду до завтра? Поэтому Господь, разрушая его лукавые советы, говорит: Днесь аще глас Мой услышите (Пс. 94:7). Тот учит: «сегодня» — мне, а «завтра» — Богу. Господь вопиет против сего: Днесь услышите глас Мой. Пойми врага: не смеет он советовать, чтобы совершенно отпали мы от Бога — знает, что христианам тяжко это слышать; но обольстительными средствами достигает своего предприятия. Он мудр, еже творити злая (Иер. 4:22). Видит, что мы, люди, живем настоящим и что всякое дело у нас делается ради настоящего; потому, ухищренно похищая у нас «сегодня», оставляет нам надежды на «завтра». Потóм, когда настает завтра, опять приходит этот злой наш половинщик и требует «сегодня» — себе, а «завтра» — Господу. Так и всегда, отнимая у нас настоящее посредством удовольствий и представляя нашим надеждам будущее, незаметно уводит нас из жизни.

Такую хитрость видел я однажды в догадливой птице. Птенцов ее по слабости их сил поймать было легко: она сама кинулась, как готовая добыча, и, вертясь под руками у охотников, и себя не давала взять ловцам без труда, и их не приводила в отчаяние остаться без добычи, но разными способами маня их надеждами, пока занимались ею, дала время птенцам на безопасное бегство, а потóм, наконец, и сама улетела. Бойся, чтобы и тебе не испытать подобного, в надежде на сомнительное упуская явное.

Итак, приступи и всецело отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви. Воин заносится в списки; подвижник, записавшись, выходит на подвиг; житель гóрода, вписавшись в число граждан, делается членом городских общин. Всё сие обязан сделать и ты, как воин Христов, как подвижник благочестия, имеющий жительство на небесах. Впишись в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу горнюю.

Учись, обучайся евангельскому образу жизни, верности очей, воздержности языка, порабощению тéла, смиренному о себе мнению, чистоте мысли, истреблению в себе гнева! Вынуждают у тебя силою — приложи от себя; отнимают — не судись; ненавидят — люби; гонят — терпи; хулят — молись; умертви себя греху, распнись с Христом, всю любовь свою обрати ко Господу.

«Но это трудно!» Какое же из благ достается легко? Кто, почивая, воздвиг себе победный памятник? Кто, предаваясь роскоши и услаждаясь звуками свирели, украсился венцами терпения? Никто, не пробежав поприща, не берёт награды. Труды рождают славу; изнурения доставляют венцы. Многими скорбми подобает нам внити во Царствие (Деян. 14:22), говорю и я. Но за этими скорбями следует блаженство в Царстве Небесном, а труды для греха ожидают гееннское мучение и сетование. Ибо если рассмотреть строго, то и диавольские делá делателям беззакония обходятся не без труда. Нужно ли проливать пот для целомудрия? Но блудник весь облит пóтом, его истомляет сластолюбие. Воздержание отнимает ли чего-нибудь столько у тéла, сколько портит гнусная и бешеная невоздержность? Бессонны нóчи у тех, которые проводят их во всенощных молитвах, но гораздо тяжелее очи тех, которые неусыпно делают неправды. Страх быть уловлену и страсть к удовольствиям совершенно гонят всякое упокоение. Если же, избегая узкого пути, ведýщего ко спасению, идешь пространным путем греха, — боюсь, чтобы, продолжая идти широкою дорóгою, не нашел ты и пристанища, соответственного этому пути.

«Но сокровище беречь трудно!» Бодрствуй, брат! У тебя, если захочешь, будут помощники: стрегущая нóчи молитва, охранитель дóма пост, назидающее дýшу псалмопение. Их приими к себе в сообщество; пусть они бодрствуют с тобою на стражах, охраняя твои драгоценности! Скажи мне, чтò лучше: обогатившись ли терпеть нам беспокойство при охранении драгоценностей или в сáмом начале не иметь чтò и оберегать! Никто не отвергает благ из страха лишения. В таком случае не состоялось бы ни одно человеческое дело, если бы при каждом занятии стали мы рассчитывать неудачи. С земледелием идет рядом бесплодие земли, с торговлею — кораблекрушение, с супружеством — вдовство, с воспитанием детей — потеря их. Однако же мы беремся за делá, опираясь на лучшие надежды и исполнение чаемого возлагая на устрояющего делá наши — Бога.

На словах уважаешь ты святыню, а на деле проводишь жизнь в числе отверженных. Смотри, чтобы не раскаяться тебе со временем в злых начинаниях, когда в раскаянии не будет ужé для тебя пользы. Да уцеломудрит тебя пример дев; они, не имея елея в сосудах, когда надлежало им взойти с Женихом, тогда ужé приметили, что недостает у них необходимого. За то Писание и назвало их юродивыми, что, время употребления елея потратив на ходьбу и покупку, сами не заметили, как лишили себя светлости брачного чертога. И ты, откладывая год за год, месяц за месяц и день за день и не приемля елея, этой пищи свету, не впади наконец в день, которого не чаешь и в который оскудеют ужé у тебя истоки жизни. Отовсюду будет нищета и безутешная скорбь, потому что откажутся от тебя врачи, откажутся домашние. Тогда, стесняемый учащенным и сухим дыханием, потому что сильная горячка жжет и пожирает твою внутренность, восстанешь из глубины сéрдца и не найдешь разделяющего печаль твою. Проговоришь что-нибудь тихо и слабо, но не будет слушающего, и всё, чтò ни скажешь, останется в пренебрежении, как бред. Кто тогда преподаст тебе крещение? Кто напомнит тебе, потерявшему память от страдания? Ближние — в унынии, не участвующие в скóрби пренебрегают этим, друг медлит напоминанием, боясь привести тебя в смущение, а может быть, и врач обманывает, и сам ты ошибаешься в себе по естественному животолюбию. Ночь! Помощников нет ни одного; крещающий не приходит; смерть близко; пришедшие за душой торопят. Кто избавит тебя? Бог, тобою презренный? Он послушает тогда, потому что ты слушаешь Его ныне? Он даст еще отсрочку, потому что прекрасно ты пользовался данною? Никтоже... да льстит суетными словесы (Еф. 5:6). Ибо внезапу нападет на тебя всегубительство (1Фес. 5:3) и постигнет переворот, подобно буре. Приидет грозный Ангел, насильно поведет и повлечет дýшу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, чтò оставляет здесь, и рыдающую безгласно, потому что ужé сомкнулось орудие плача.

О, сколько будешь ты терзать сам себя! Как восстенешь, без пользы раскаиваясь в своих начинаниях, когда увидишь светлость праведников при торжественном раздаянии даров и унылость грешных в сáмой глубокой тьме! Чтò скажешь тогда в сердечной своей мýке? «Увы мне, что не сверг я с себя тяжкого бремени греха, когда так легко было сложить его, но привлек кучу этих зол! Увы мне, что не омыл я своей сквéрны, но заклеймен грехами! Теперь был бы я с Ангелами, теперь услаждался бы я небесными благами. О, лукавые мои рассуждения! За временное наслаждение греха бессмертно мучусь, за удовольствие плоти предан теперь огню. Праведен суд Божий! Меня призывали, и я не слушал; меня учили, и я не внимал; мне представляли свидетельства, а я смеялся». Так и подобно сему будешь говорить, оплакивая сам себя, если смерть похитит тебя прежде крещения.

Или убойся геенны, человек, или возжелай Царствия. Не презирай призывания. Не говори: Имей мя отречена (Лк. 14:18) по томý и томý. Никакой предлог недостаточен к извинению. Мне приходится плакать, когда размышляю, что постыдные делá предпочитаешь великой славе Божией и, по приятности невоздержания неразрывно привязываясь ко греху, сам себя отлучаешь от обетованных благ, преграждая себе возможность увидеть блáга Иерусалима Небесного. Там тьмы Ангелов, сонмы первородных, престолы апостолов, председательства пророков, скипетры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведников. Возжелай, чтобы к ним быть причисленным и тебе, омытому и освященному по дару Христа, потому что Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Библиотека


Примечание:

* Здесь упоминается римский обычай отпускать рабов, как говорилось у них, per vindictam. Господин отпускаемого на свободу раба приводил его к претору, давал ему пощечину с уверением, что тот может идти куда хочет.


Текст по изданию «Святитель Василий Великий. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!