Свт. Василий Великий. Беседа 6. На слова: «Разорю житницы моя и болшыя созижду» (Лк. XII, 18) и о любостяжательности.

Святитель Василий Великий

Беседа 3.
На словá из Евангелия от Луки:
«Разорю житницы моя
и бóлшыя созижду
» (Лк. XII, 18)
и о любостяжательности


Два рóда искушений: потому что или скóрби испытывают сердцá, как золото в горниле, в терпении открывая их добрóту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания. Ибо одинаково трудно — сохранить дýшу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. Примером же искушений первого рóда служит великий Иов, этот непреоборимый подвижник, который все насилия диавола, как стремление потока, выдержав с непоколебимым сердцем и неизменным рассудком, показал, что он тèм выше искушений, чèм по-видимому значительнее и труднее борения, на которые вызывал его враг. Искушений же благоденствием жизни есть и другие некоторые примеры, а также примером сего служит и этот богач, о котором читано нам ныне. Он одним богатством ужé обладал, а на другое надеялся. Между тем человеколюбивый Бог не осудил его вначале за неблагодарность нрава, но к прежнему его богатству непрестанно прилагал новое богатство, в ожидании, что, насытив его когда-нибудь, обратит дýшу его к общительности и кротости. Ибо сказано: Человеку... богату угобзися нива; и мысляше в себе, глаголя: чтò сотворю?.. Разорю житницы моя и бóлшыя созижду (Лк. 12:16; Лк. 12:17; Лк. 12:18). Для чего ж угобзися нива у человека, который не хотел сделать ничего доброго из сего урожая? Чтобы тем в большей мере открылось Божие долготерпение, когда даже до такой степени простерлась благодать Божия, потому что Бог дождит на праведныя и на неправедныя, и солнце Свое сияет на злыя и благия (Мф. 5:45). Но таковая благость Божия навлекает большее наказание на лукавнующих. Бог послал дожди на землю, возделанную руками любостяжательными; Бог дал солнце, чтобы согреть семена и умножить плоды посредством урожая. Вот чтò было от Бога: пригодность земли, благорастворенное состояние воздуха, обилие семян, содействие волов и все прочие условия, при которых обыкновенно процветает земледелие. Чтò ж от человека? Злой нрав, человеконенавидение, скупость. Сим воздал он Благодетелю. Не помнил он общей природы, не думал, что избытки дóлжно разделять неимущим, не обратил внимания на заповедь: Не отрецыся благотворити требующему; и: милостыни и вера да не оскудевают тебе (Притч 3:27; Притч 3:3); и: раздробляй алчущему хлеб твой (Ис. 58:7). Не услышаны им все пророки, все вопиющие учители; ломились у него житницы, стесненные множеством положенного в них, а скупое сердце было неполно. Непрестанно прикладывая к старому новое и ежегодными прибавлениями увеличивая обилие, впал он в это неразрешимое затруднение, по любостяжательности не соглашаясь расстаться со старым и по множеству не находя мéста, где положить новое. Оттого у него бесчисленные предприятия, мучительные заботы.

Чтò сотворю? Кто не пожалеет о человеке, который в таком стеснительном положении? Жалким делает его урожай, жалким делают настоящие блáга, а еще более жалким делает ожидаемое. Земля ему приносит не доходы, но произращает воздыхания; не урожай плодов доставляет она, но заботы и скóрби и страшное затруднение. Он сетует подобно беднякам, и не то ли же самое слышим от него, чтò и от человека, стесненного нищетою? Чтò сотворю? Откуда возьму пропитание? Откуда возьму одежду? То же говорит и богатый, мучится в сердце, снедаемый заботою. Чтò веселит других, от того сохнет любостяжательный: не радует его, что всё у него в доме наполнено, но текущее к нему и льющееся чрез края хранилищ богатство уязвляет дýшу его опасением, чтобы не перепало чего-нибудь посторонним и чтобы это не обратилось в источник какого-либо добрá для нуждающихся. И мне кажется, что болезнь души его подобна болезни людей прожорливых, которые скорее согласятся надорвать себя многоядением, нежели поделиться остатками с нуждающимися.

Близко были пришедшие за его душою, а он рассуждал в душé о яствах. В эту ночь похищен он, а еще мечтал о наслаждении многие годы. Дано только ему время обо всём передумать и сделать явным свое расположение, чтобы потóм услышать приговор, какого заслуживало его произволение. Да не будет сего с тобою! Для того и написано сие, чтобы мы избегали подобных поступков.

Подражай земле, человек: приноси плоды, как она, чтобы не оказаться тебе хуже неодушевленной (земли). Она возрастила плоды не для своего наслаждения, но на служение тебе. А ты, если и явишь плод благотворения, то соберешь его сам для себя; потому что благотворность добрых дел возвращается к дающим. Подал ты алчущему? И поданное тобою возвращается к тебе с приращением. Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего, так хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу. Поэтому конец земледелия да будет для тебя началом небесного сеяния, ибо сказано: Сейте себе в правду (Ос. 10:12).

Для чего же ты беспокоишься? Для чего мучишь себя, усиливаясь заключить богатство свое в глину и кирпич? Лучше имя доброе, неже богатство много (Притч 22:1). А если уважаешь деньги за честь, получаемую ради них, то смотри, насколько выгоднее в рассуждении славы именоваться отцом тысяч детей, чем иметь в кошельке тысячи монет? Деньги, и не хотя, оставишь здесь, а славу добрых дел принесешь с собою ко Господу, когда пред общим Судиею окружит тебя целый народ, и будут именовать своим кормителем, благодетелем, и станут приписывать тебе все имена человеколюбия. Не видишь ли, что на зрелищах ради кратковременного почета, ради народных криков и рукоплесканий тратят богатство на борцов, на шутов и на людей, сражающихся со зверями, на которых иной погнушался бы и взглянуть? А ты скуп на издержки, когда можешь достигнуть такой славы! Хвалить будет Бог, ликовать будут Ангелы, ублажать станут все люди, сколько их ни было от создания мiра. Вечная слава, венец правды, Царство Небесное будут тебе наградою за доброе распоряжение сим тленным имуществом. Но ты ни о чём этом не заботишься; стараясь о настоящем, презираешь чаемое. Итак, назначь богатство на разные употребления, поставляя великолепие и славу в издержках на нуждающихся. Пусть и о тебе будет сказано: Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс. 111:9). Не дорожись, повышая цену во время нужды; не выжидай скудости в хлебе, чтобы отворить свои житницы, ибо продаяй пшеницу скупо, от народа проклят (Притч 11:26). Не жди гóлода для золота, ни общей скудости для собственного своего обилия. Не корчемствуй людскими бедствиями; гнева Божия не обращай в случай к умножению у себя денег. Не раздирай ран у тех, которые биты бичами.

Но у тебя в виду золото, а на брата не обращаешь внимания. Знаешь чекан монеты и различаешь настоящую монету от поддельной, но вовсе не узнаёшь брата в нужде. Тебя крайне веселит доброцветность золота, но не рассчитываешь, сколько стонов бедного сопровождает тебя.

Кàк представлю взорам твоим страдания бедного? Осмотрев внутренность дóма, видит он, что зóлота у него нет и никогда не будет; домашние приборы и одежда точно таковы, как и у всякого нищего; все они стóят не многих оболов. Чтò ж еще? Обращает, наконец, взор на детей, чтобы, отведя их на торг, в этом найти пособие против голодной смерти. Представь при этом борьбу неминуемого голода и отеческой любви. Голод угрожает сáмою бедственною смертью, а природа влечет к противному, убеждая умереть вместе с детьми. Много раз собирается он идти, много раз останавливается; наконец препобежден, вынужденный необходимостью и неумолимою нуждою. И над чем еще задумывается этот отец? «Которого прежде продать мне? На которого приятнее взглянет хлебопродавец? Не взять ли старшего? Но уважаю его старшинство. Или младшего? Но жаль его возраста, который не чувствует еще несчастий. Этот сохраняет в себе ясные черты родителей, а этот способен к учению. Увы, какое затруднение! Чтò со мною будет? На которого из них напасть мне? У какого зверя занять мне дýшу? Как забыть природу? Если всех удержý при себе, то увижу, как все будут истаивать от голода. Если продам одного, то какими глазами буду смотреть на остальных, сделавшись ужé для них подозрительным, так что перестанут мне верить? Как буду жить в доме, сам доведя себя до бесчадия? Как пойду за стол, на котором обилие произведено такими средствами?» И он после бесчисленного множества слёз идет продавать любезнейшего сына!

А тебя не трогает страдание; ты не хочешь взойти в чувствование природы! Этого несчастного угнетает голод, а ты медлишь и смеешься, способствуя к тому, чтоб продлилось его бедствие! Он утробу свою предлагает тебе ценою за пищу, а у тебя не только не цепенеет рука, собирающая пóдать с таких несчастий, но даже ты еще домогаешься большего и стараешься, как бы взяв больше, дать меньше, чтобы для этого бедняка несчастье его сделать во всех отношениях более тягостным! Ни слёзы не возбуждают в тебе жалости, ни воздыхания не смягчают сéрдца; ты непреклонен и неприступен! Во всём видишь золото, везде представляешь золото; о нём грезишь и во сне, о нём думаешь и во время бодрствования. Как сумасшедшие в припадке бешенства не действительные видят вещи, но представляют то, чтò производит в них болезнь, так и у тебя душá, одержимая сребролюбием, во всём видит золото, во всём видит серебро. Приятнее тебе смотреть на золото, нежели на солнце. Ты желал бы, чтобы всё превратилось в золотой состав, и, как только можно, придумываешь к тому способы. Чего не приводишь в движение ради золота? Хлеб у тебя делается золотом, вино сседается в золото, и шерсть обращается у тебя в золото; всякий торговый оборот, всякая выдумка приносят тебе золото. Золото само себя рождает, размножаясь чрез рост; в тебе нет сытости, не видно конца пожеланию. Детям, когда они жадны, нередко позволяем без меры есть чтò они особенно любят, чтобы излишним пресыщением произвести отвращение; но не таков корыстолюбец: чем более он получает, тем большего желает.

Богатство аще течет, не прилагайте сéрдца (Пс. 61:11); а ты удерживаешь текущее и преграждаешь ему все пути. Но когда оно удержано и запружено, чтò тогда делает с тобою? Расторгает преграды. Так, конечно, и теперь, насильно будучи задержано и непрестанно прибывая, разоряет житницы богатого, сравнивает с землею его сокровищницы, подобно вторгшемуся неприятелю.

Но он построит бóльшие? Неизвестно, не оставит ли их наследнику разоренными, ибо скорее сам отойдет, похищенный смертью, нежели они воздвигнутся по любостяжательному его замыслу. Но его конец согласен со злыми его преднамерениями; а вы послушайтесь меня и, растворив все двéри своих сокровищниц, дайте богатству беспрепятственный выход; как будто великой реке, которая чрез тысячи протоков орошает многоплодную землю, дайте и вы богатству различными путями вливаться в домы бедных! В колодцах чрез вычерпывание вода делается лучшею, а если колодцы запущены, то вода в них загнивает — и застой богатства бесполезен, а движение его и перехождение из рук в рýки общеполезно и плодоносно. Сколько похвал от облагодетельствованных! И ты не презирай их. Какая награда от праведного Судии! И ты не сомневайся в ней.

Всюду да будет перед тобою пример осуждаемого богача, который, охраняя настоящее, беспокоясь об ожидаемом и не зная наверно, проживет ли завтра, сегодня ужé грешит и на завтрашний день. Не приходил еще проситель, а он предварительно выказал ужé свою жестокость; не собрал еще плодов, а заслужил ужé осуждение за любостяжательность. Земля готовила ему богатый пир, заранее показывая на нивах обильную жатву, открывая на виноградных лозах множество гроздов, предлагая маслину, обремененную плодами, обещая всякое наслаждение в древесных плодах, а он был негостеприимен и бесплоден. Еще не собрал и завидует ужé нуждающимся. А сколько опасностей до собрания плодов? И град иногда побивает, и зной похищает из рук, и вода, неблаговременно излившаяся из облаков, портит плоды. Почему ж не молишься Господу, чтобы довершил милость, но предварительно делаешь себя недостойным принять, чтò имеешь ужé ввиду?

Ты втайне говоришь сам с собою, но словá твои оцениваются на небе. Потому оттуда приходят к тебе ответы. Чтò же говорит богатый? Душé, úмаши многа блáга, лежаща на лéта многа: ...яждь, пий, веселися ежедневно (Лк. 12:19). Какое безумие! Если бы у тебя была душá свиньи, чем иным, кроме этого, порадовал бы ты ее? Столько ты скотоподобен, до того несведущ в душевных благах, что предлагаешь душé плотские снеди! Чтò принимает в себя чрево, тò назначаешь ты душé. Ежели в душé есть добродетель, ежели исполнена она благих дел, ежели близка к Богу, то имеет многа блáга и пусть веселится прекрасным душевным весельем. Но поскольку мыслишь ты земное — чрево у тебя богом (см.: Флп. 3:19), весь ты стал плотским, поработился страстям, то выслушай приличное тебе наименование, которое дал тебе не кто-либо из людей, а Сам Господь: безумне, в сию нощь дýшу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут? (Лк. 12:20). Такое осмеяние безрассудства тягостнее вечного наказания!

Тот, кто в скором врéмени будет похищен, чтò предпринимает? Разорю житницы моя и болшыя созижду (Лк. 12:18). «Прекрасно делаешь, — сказал бы я ему, — потому что сокровищницы неправды того и стóят, чтобы их разорить». Разрушь своими собственными руками чтò худо тобою построено; разломай хлебные закрома, от которых никто никогда не отходил с утешением. Уничтожь всё здание, которое охраняет любостяжательность; сломай кровли, разбери стéны, открой солнцу покрытую плесенью пшеницу, освободи из-под стражи заключенное в узы богатство, отвори всем напоказ темные убежища мамоны.

Разорю житницы моя и болшыя созижду. А если и их наполнишь, чтò тогда придумаешь? Ужели будешь опять разорять и опять строить? Но чтò безумнее этого — бесконечно трудиться, тщательно созидать и прилежно разорять? Ежели хочешь, есть у тебя житницы — это домá бедных. Собирай себе сокровище на небеси (Мф. 6:20). Чтò там положено, тогò ни червь не поедает, ни тля не изводит, ни разбойники не расхищают.

«Но тогда буду уделять нуждающимся, когда наполню вторые житницы». Долгие летá жизни ты назначил себе. Смотри, чтобы не предварил тебя поспешающий срок. Это обещание показывает не доброту, а лукавство, потому что обещаешь не с тем, чтобы давать впоследствии, но чтобы отказать на сей раз. Чтò ныне препятствует подаянию? Бедного ли нет? Житницы ли не полны? Награда ли не готова? Заповедь ли не ясна? Но голодный чахнет; нагой цепенеет; должник притеснен, — а ты откладываешь милостыню до завтра! Послушай Соломона: Не рцы: отшед возвратися, и заýтра дам... не вéси бо, чтò породит день находяй (Притч 3:28).

Какие заповеди презираешь, заградив себе слух сребролюбием! Сколько благодарности дóлжно тебе иметь к Благодетелю, как веселиться и отличаться честью, что не сам ты неотступно стоишь у чужих дверей, но другие приступают к твоим дверям! А теперь ты пасмурен и недоступен, уклоняешься от встреч, чтобы не принудили тебя выпустить из рук какой малости. У тебя одно натвержено слово: «Нет у меня, не дам, потому что сам беден». Действительно, ты беден и скуден всяким добром; беден ты любовью, беден человеколюбием, беден верою в Бога, беден вечным упованием. Сделай, чтобы братья имели долю в твоей пшенице; чтò завтра сгниет, тò ныне удели нуждающемуся. Самый худший род любостяжательности — не уделять нуждающимся и того, чтò может повредиться.

Скажешь: «Кому делаю обиду, удерживая свою собственность?» Скажи же мне, чтò у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизни? Положим, что иной, заняв место на зрелище, стал бы потóм выгонять входящих, почитая своею собственностью представляемое для общего всем употребления; таковы точно и богатые. Захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если бы каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишнее предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто бы не был и скуден. Не наг ли ты вышел из матернего чрева? Не наг ли и опять возвратишься в землю? Откуда же у тебя чтò имеешь теперь? Если скажешь, что это от случая, то ты безбожник, не признаёшь Творца, не имеешь благодарности к Даровавшему. А если признаёшь, что это от Бога, то скажи причину, ради которой получил ты? Ужели несправедлив Бог, равно разделяющий нам потребное для жизни? Для чего ты богатеешь, а тот пребывает в бедности? Не для того ли, конечно, чтобы и ты получил свою мзду за доброту и верное домостроительство, и он почтен был великими наградами за терпение? А ты, захватив всё в ненаполнимые недра любостяжательности, думаешь, что никого не обижаешь, лишая сего столь многих? Кто любостяжателен? Не удерживающийся в пределах умеренности. А ктò хищник? Отнимающий у всякого, чтò ему принадлежит. Как же ты не любостяжателен, как же ты не хищник, когда обращаешь в собственность чтò получил только в распоряжение? Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия? Алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому — обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся — серебро, которое закрыто у тебя. Поэтому всем тем делаешь ты обиду, кого мог бы снабдить.

Скажешь: «Хороши словá, но золото лучше». То же говорят и тем, которые пред невоздержными рассуждают о целомудрии. И они, когда осуждается предмет их вожделения, самым напоминанием разжигаются в похоти. Как представлю твоему взору страдания бедного, чтобы узнать тебе, из скольких воздыханий составляешь свое сокровище? О, как драгоценно в день Суда покажется тебе сие слово: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя... наг, и одеясте Мя (Мф. 25:34; Мф. 25:35; Мф. 25:36)! Какой же трепет, какое изнеможение, какая тьма обнимут тебя, когда услышишь осуждение: Идите от Мене, проклятии, во тьму кромешную, уготованную диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти; возжадахся, и не напоисте Мене... наг, и не одеясте Мене (Мф. 25:41; Мф. 25:42; Мф. 25:43). Ибо не хищник там обвиняется, но осуждается не делившийся с другими.

Я сказал чтò почитал полезным. Если послушаешься, известны блáга, уготованные по обетованиям; а если преслушаешь, написана и угроза — но желаю, чтобы ты избежал и не дознал ее опытом, приняв лучшее намерение, и чтобы собственное твое богатство сделалось для тебя искупительной ценою и ты достиг уготованных небесных благ по благодати Призвавшего всех нас в Царство Свое. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Святитель Василий Великий. Избранные творения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!