Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Ответы 726–750.

Преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Руководство к духовной жизни
в ответах на вопросы учеников


Ответы 726, 727, 728, 729, 730, 731, 732, 733, 734, 735,
736, 737, 738, 739, 740, 741, 742, 743, 744, 745,
746, 747, 748, 749, 750

Вопрос 726. Вы сказали, что хорошо и мiрским людям вспоминать Бога во время вкушения пищи, дабы воспоминанием Его освятилась оная пища; хорошо ли произнести вышесказанный стих и молитву, прежде нежели хлеб будет положен на трапезу?

Ответ. Произносить это можно и прежде, но, как в молитве говорится: «Благослови предлежащее», то хорошо будет, и согласно с порядком, произносить молитву тогда, когда хлеб уже положен на трапезу.

Вопрос 727. Когда отцы предлагают мне произнести суд в каком-либо деле, а я не очень надеюсь на себя, то как поступить мне: отказаться ли или согласиться на их предложение? Сказать ли, что думаю, или спросить сперва знающих лучше меня, и потом уже произнести суд?

Ответ. Ради повеления отцов прими на себя суд и скажи судящимся, что ты будешь судить так, как тебе видится справедливым; причем старайся утвердить мысль свою в правоте и не склоняйся сердцем к кому-либо одному по страсти или по расположению, а скажи сущую правду, как тебе видится; ибо Бог, Который один только знает истину, судит наше произволение. Если же можешь вопросить знающего лучше тебя, то и это не будет неуместно.

Вопрос 728. Если дело сие требует клятвы, потребовать ли ее от них или нет?

Ответ. Никогда и ни от кого не требуй клятвы, ибо Бог запретил клясться всем (см. Мф. 5, 34), но объяви, что в том деле нужна клятва; а потому, если хотите подтвердить его клятвою, это состоит в вашей воле. Если же от высшей власти получишь повеление производить суд, то потребуй, чтобы дали клятву, то есть тщательно рассмотри, полезно ли сие будет, и тогда потребуй клятвы, нимало не сомневаясь.

Вопрос 729. Если я сижу подле старца, или какого-либо почетного лицá в то время, когда он читает, и вижу, что тот ошибается в ударении или произношении слов, а я знаю это лучше него, то сказать ли ему или нет?

Ответ. Зная, что он охотно примет словá твои, скажи, а иначе не говори ничего. Внимай себе, чтобы от сего не возникло тщеславие в твоем помысле, потому что тебе гораздо полезнее молчать, нежели сказать что-либо со тщеславием.

Вопрос 730. Другой христолюбивый муж вопросил того же старца: если инок просит меня помочь ему в каком-либо деле и мне кажется, что то дело не по Богу, как мне поступить?

Ответ. Если оно не по Богу, не помогай ему, но откажись от сего дéла, сказав ему сущую правду: я не могу помочь тебе, потому что ты, как мне кажется, просишь у меня несправедливого. Если же дело по Богу и не приносит тебе никакого душевного вреда, пособи ему, по силе твоей, и получишь за сие воздаяние. А когда угрожает тебе вред, то не принимай участия в том деле, потому что Бог не требует от тебя, дабы ты делал что-нибудь, могущее нанести вред душе твоей.

Вопрос 731. Когда вижу, что кто-либо досаждает иноку или обижает его, то смущаюсь на него за сие: хорошо ли делаю или нет?

Ответ. Ничто, происходящее со смущением не может быть добрым, но происходит от действия диавольского с самооправданием.

Итак, если смущаешься, то не говори ничего, потому что и того еще более смутишь, а злоба не уничтожает злобы. Если же не смущаешься, скажи ему с кротостью: «Как ты не боишься греха, несправедливо досаждая авве? Или не знаешь, что образ, им носимый, есть Божий и прогневается на тебя Бог?» Говоря таким образом, ты будешь говорить по Богу; Бог же силен укротить его, как Ему угодно.

Вопрос 732. Иной христолюбивый муж вопросил того же старца: я имею с одним человеком тяжбу о деле; как повелишь мне поступить: судиться ли с ним настойчиво, или оставить настойчивость и скорее отступиться от тяжбы?

Ответ. Постарайся, сколько можно, скорее отступиться; ибо только совершенные мужи могут не смущаться от находящих искушений, а немощный, если не поспешит избавиться от тяжбы, приходит после в раскаяние и, принужденный обвинять лишь себя самогó, обращается к хулению на Бога и погубляет душу свою. Тогда исполняется на нём оное слово: какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).

Вопрос 733. Некто должен мне, и если я не уступлю ему несколько, то мы никогда не примиримся: как повелеваешь мне поступить?

Ответ. Кто ищет мира, тот не лишается мира Божия, ибо верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10), и: милость превознóсится над судом (Иак. 2, 13). И если человек не презрит мiрских выгод, он не достигнет мира Христова. Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Флп. 1, 6). Молитва наша в том и должна состоять, да даст нам Бог мир, чтобы мы могли совершить дело Божие, как это и засвидетельствовано святейшим окормителем всей Церкви апостолом Павлом (см. 2 Сол. 3, 16).

Вопрос 734. Должен ли я принимать каждого странствующего инока, который приходит ко мне, не расспрашивая у него, кто он таков и откуда? И если поспешу принять его, когда надобно отпустить его? И надобно ли подать ему что-нибудь, когда он уходит? Ибо некоторые нуждаются и в сем.

Ответ. Премудрый написал: Не всякого человека вводи в дом твой (Сир. 11, 29).

Итак, когда приходит к тебе странник, помолись прежде Богу, и потом расспроси: откуда он и куда идет. И если откроется, что тебе следует принять его, то прими и, накормив, отпусти, не подавая ему ничего, потому что, если захочешь оказывать странноприимство выше своей меры, то не в силах будешь более продолжать оное.

Вопрос 735. Если же я имел к страннику доверие и удержал его у себя на несколько дней, а между тем сам хочу пойти куда-либо и стыжусь просить его уйти также, чтобы он не соблазнился, или просто без особой причины хочу, чтобы он оставил меня: как поступить мне тогда?

Ответ. Скажи ему с приветливостью: «Авва, не думаешь ли пойти куда-либо?» И если скажет: «Да, я намереваюсь пойти», — ты скажи: «И я также имею надобность отлучиться из дома». Если же скажет: «Нет, я не намерен», то скажи ему: «Как же ты думаешь? Мне надобно пойти, а здесь нет никого, кто бы мог послужить тебе в мое отсутствие», — таким образом он уйдет с миром.

Вопрос 736. Хорошо ли убирать келейные вещи, дабы не пропало что-либо, или оставлять их на волю Божию?

Ответ. Хорошо убирать вещи, не только потребные для странноприимства, но и те, которые имеются для домашнего употребления, после того как потребность исполнена, ибо не дóлжно подавать диаволу повода к искушению. Если же случится чему, от забвения или лености, утратиться, то не скорби, но укори себя за леность свою и проси у Бога прощения. И да не отвратит тебя чрез это враг от доброго дéла странноприимства, но упражняйся в нём по силе своей, а не выше силы, делая это с рассуждением и заботясь притом, чтобы не дать места искушению.

Вопрос 737. Господь сказал: блаженны плачущие (Мф. 5, 4); а по слову Апостола, надлежит всегда быть радостным (см. 1 Сол. 5, 17) и для всех доступным (см. Рим. 12, 10). Скажи мне: какое дело вменяется человеку в плач и какое в то, чтобы всегда быть радостным? И можно ли обоим сим, плáчу и веселости, пребывать вместе?

Ответ. Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово — благоприличную веселость.

Вопрос 738. Если друг просит меня поручиться за него, поручиться мне или нет?

Ответ. Поручительство доводит до искушения; посему, если желаешь избежать искушения, то не бери на себя поручительства ни за кого, но свободно выскажи ему истину в таких словах: «Ты знаешь, что я люблю тебя, но я имею заповедь от отцов, которые знают, или, лучше сказать, провидели мою немощь, — не быть поручителем ни за кого; преступить же заповедь и согрешить пред Богом я боюсь». Так скажи ему, и если оскорбится, ты не беспокойся этим. Если же можешь избавиться от сего под каким-нибудь благовидным предлогом, — и то хорошо, ибо может случиться, что он не пожелает взять тебя поручителем или по уважению к тебе, или по другой какой-либо причине, и тогда на твоей стороне не будет вины и, следовательно, не будет мéста и скóрби. Если же, увлекшись, поручишься, то не вдавайся в излишнее уныние, но скажи помыслу: «Что случилось, так тому и быть». Господь же да избавит тебя и покроет в последствиях сего дéла, а ты не переставай молиться о сем Богу, и Он силен устроить дело твое (во благое) по великой Своей милости.

Вопрос 739. Любимый мною друг подвергается опасности в отношении спасения души своей или потери имения — повелишь ли мне помочь ему?

Ответ. Если по Богу любишь друга твоего и он подвергается опасности в отношении спасения души своей или потери имения, то постарайся помочь ему по силе своей, если не видишь в этом душевного вреда. Если же предстоит душевный вред, уклонись и не вмешивайся в сие дело, предоставь его Богу и молись Ему, чтобы Он оказал помощь ближнему твоему, и Он силен вместо нас сделать то, что полезно для него.

Вопрос 740. Есть у меня друг, и оказалось, что он еретик: увещевать ли его, чтобы он право мудрствовал?

Ответ. Увещевай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай узнать, как он мудрствует, чтобы самомý не заразиться его ядом; но если он пожелает получить себе пользу и услышать истину веры Божией, приведи его к тем Святым Отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе, и таким образом поможешь ему по Богу без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову Апостола, отвращайся (Тит. 3, 10). Ибо Бог, как говорят отцы, не хочет, чтобы человек делал что-либо выше силы своей. Если видишь, говорят они, кого утопающего в реке, не подавай ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собой, и таким образом и ты не утонул бы вместе с ним; но подай ему жезл свой, если возможешь извлечь его — хорошо; если же нет, то оставь в руках его жезл свой, — и ты спасешься.

Вопрос 741. Некто из отцов имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем старца.

Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклóнитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви.

Вопрос 742. Те снова спросили старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви) и мы встретимся с ним, приветствовать ли его или нет?

Ответ. В каком расположении нахóдитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе.

Вопрос 743. Если кто войдет в церковь во время службы и прежде окончания выйдет из нее, — не грешно ли это?

Ответ. Совершенное и богоугодное дело состоит в том, чтобы вошедший в церковь слушал Писание и пребывал при службе до совершенного окончания оной; ибо без уважительной причины не следует выходить из церкви прежде конца службы, потому что это есть презорство. Если же предстоит нужда, то это прощается; но и в таком случае человек не должен оправдывать себя, а просить прощения у Бога, говоря: «Владыко! Прости меня, что я не мог исполнить должного».

Вопрос 744. Можно ли кому беседовать в церкви?

Ответ. Отнюдь не дóлжно кому бы то ни было беседовать в доме Божием во время святой Литургии, но упражняться в молитве и тщательно слушать Божественное Писание, возвещающее то, что служит ко спасению душ наших. А как скоро будет нужда сказать что-либо, то дóлжно сказать кратко, ради благоговения и страха к настоящему времени, и считать сие дело не иначе, как в осуждение себе.

Вопрос 745. Если я не хочу беседовать в церкви, но некоторые из отцов начнут беседовать со мною, как поступить мне, чтобы они не соблазнились молчанием, считая оное презрением к себе?

Ответ. Если они начнут говорить, отвечай кратко, считая и сие не иначе, как осуждением себе.

Вопрос 746. Помысл мне говорит, чтобы я не часто выходил из своего дома, а случается так, что в течение недели бывает несколько раз церковная служба: должен ли я ходить к ней, или лучше в доме заниматься молитвой?

Ответ. Если знаешь, что при выходе из дома встречи наносят тебе вред, то полезно тебе не выходить часто из дома, даже и по причине церковной службы, но лишь по временам, ибо безмолвие избавляет от многих зол.

Вопрос 747. Если же представится мне нужда выйти из дома по собственной своей потребности или для отцов, не послужит ли в отягощение совести не пойти в таком случае к церковной службе?

Ответ. Если тебе нужно будет выйти из дома по необходимой потребности или по повелению отцов, постарайся сделать свое дело со страхом Божиим и не сомневайся касательно того, что не будешь у церковной службы, но возвратись в дом свой и там вспоминай грехи свои. Если же выйдешь из дома по лености и рассеянию, то тогда полезнее пойти в церковное собрание и не рассеиваться, а внимать себе.

Вопрос 748. Хорошо ли ходить в церковь ночью (на бдение) или дóма по силе своей совершить бдение?

Ответ. Хорошо совершать бдение дóма, ибо в церкви часто бывают беседы1.

Вопрос 749. Если хочу войти туда, где хранятся мощи святых мучеников, или в церковь: войти ли и ограничиться только поклонением жертвеннику, или святым мощам, или и причаститься там Святых Таин, и не послужит ли это в отягощение совести?

Ответ. Войти и поклониться не послужит в отягощение; приобщаться же надлежит вместе со всеми людьми. Остерегайся того, чтобы не входить приобщаться в алтарь ради чести. Но если, по повелению священника, туда будешь позван, то попроси его раз и два оставить тебя вместе с другими, и если он настаивает, то окажи послушание: он знает, что делает; и когда последует за сим отягощение совести, то оно вменится ему. Притом внимай себе, чтобы в тебе не возникло от сего тщеславие, но войди, осуждая себя как недостойного, ибо это действительно так и есть2.

Вопрос 750. Некто, намереваясь соединиться с другим человеком для некоторого дéла, спросил старца, хорошо ли это будет.

Ответ. Дело сие не приносит пользы ни душе, ни телу, но скорее скорбь и суету; а как я несмыслен и не знаю Писания, то и скажу тебе мiрскую пословицу: если имеешь сообщника в деле, то имеешь господина себе; а впрочем, делай как хочешь. Мы никому не даем заповеди, чтобы никого не оскорбить.

Итак, испытай себя, готов ли ты радостно встретить скорбь, или нет. Господь с нами. Аминь.

Ответы 751–775


Примечания:

1 Под бдением дóлжно разуметь здесь не ту определенную церковным уставом службу, которая известна под сим названием, но ночные собрания древних христиан в храме для молитвы, что видно из житий святых.

2 По 69-му правилу Шестого Вселенского Собора.


Текст по изданию «Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни» («Локид-Пресс», М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!