Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Ответы 526–550.

Преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Руководство к духовной жизни
в ответах на вопросы учеников


Ответы 526, 527, 528, 529, 530, 531, 532, 533, 534, 535,
536, 537, 538, 539, 540, 541, 542, 543, 544, 545,
546, 547, 548, 549, 550

Вопрос 526. Скажи мне, отец мой: ужели те, которые в болезни презирают лекарства и не обращают внимания на различие снедей, достигли совершенства?

Ответ. Презирающие лекарства и не обращающие внимания на различие снедей достигли в меру веры, а не совершенства.

Вопрос 527. Кто не имеет такой веры, должен ли тот приготовлять себе снеди, которые ему полезны в его немощи, или только вредных удаляться? И если случится что-либо невредное и не весьма полезное, должен ли он без опасения вкушать сие?

Ответ. Пусть удаляется только от вредного. Если же случится что-либо невредное, но и неполезное ему, то пусть вкушает оное, но не досыта, а немного, ибо кто будет есть досыта, тот и от полезного получит вред.

Вопрос 528. Если случатся две снеди, равно питательные, одна малоценная, а другая более ценная, то не первою ли (из них) должно удовлетворить свою потребность? А когда и малоценная будет приятнее другой, то которую должно избрать?

Ответ. Когда будут предложены две снеди, равные по всему, то каждой должно вкусить понемногу. А из двух неравных должно употребить менее ценную. Когда же сия последняя усладительна, а есть другая, более ценная, то лучше вкусить последней; если же нет другой, то употребить малоценную и приятную, но вкушать ее, подвизаясь против услаждения, и притом есть несколько менее надлежащего. Не случается ли, что болезнь часто заставляет человека принять что-либо весьма неприятное, но он принуждает себя употребить то для своего здоровья. Таким же образом, если нужно будет употребить в пищу что-нибудь приятное, то должно вкусить и сего. Только человек, как мы уже сказали, обязан внимать себе, чтобы не победиться приятностью; однако, поступая и таким образом, он должен укорять и осуждать самогó себя.

Вопрос 529. Вы сказали, что можно во имя Божие обращаться к врачу и в том нет ничего противного, и еще сказали, что лучше предоставить всё Богу с верою и смиренномудрием. Помысл же говорит мне, что если со мною случится телесная болезнь, то я должен показать себя врачу, ибо не моей меры исцелиться без лекарств; и опять говорит мне помысл, что не этим должно пользоваться, а скорее освящением1 святых, и довольствоваться только сим последним. И потому прошу тебя, милосердный отец мой, скажи мне: чего мне лучше держаться?

Ответ. Брат! Вижу, что ты много заботишься о врачевании телесных болезней, и думаю, что отцы не заботились о сем. Второй помысл твой лучше первого, ибо второй заключает в себе совершенную веру в Бога, а первый — неверие. Один заключает в себе терпение, от которого происходит искусство (опытность), а из сего рождается упование не посрамляющее (см. Рим. 5, 4-5); другой заключает в себе душевное изнеможение2 — сестру малодушия, в которой живет маловерие — матерь сомнения, отчуждающая от Бога и низводящая людей в погибель. Один помысл делает людей друзьями Божиими, другой — врагами Божиими. Один есть ходатай Царствия Небесного, а другой — геенны. Один возвышает главу нашу и дает нам дерзновение к Богу и Владыке нашему, другой заставляет нас со стыдом опустить главу и делает человека бездерзновенным перед Богом. Один собирает ум, да всё попечение свое возложит на Господа; другой же вовлекает сердце человека в пленение и иные злые размышления. Один совершает дело так, что оно служит в назидание ближним, другой к расслаблению видящих. Один помысл руководится таким рассуждением: видящий сокровенные недуги может исцелить и мою болезнь; другой же исполнен неразумия относительно Бога, что Он, может быть, исцелит его, а может быть, и нет. Один дарует мирное устроение и учит не унывать, а другой наводит смущение. Один заставляет человека приближаться к селениям и к весям, другой же — удаляться от всего подобного. Один влагает в сердце печаль и томит его, другой же внушает благодарение, сильно ходатайствующее о спасении людей пред великим Врачом, Который носит недуги наши. Я же, брат мой искренний, доселе, по лености моей, не показывал себя врачу и не прилагал врачевания к своей ране, не по добродетели, но по лености — для того, чтобы не приближаться к городам и селениям, не отяготить собою кого-либо, не заставить его беспокоиться обо мне недостойном, боясь ответа, который в ожидаемый час потребуется от подобных мне. Но блажен, кто может потерпеть ради добродетели, ибо он делается соучастником терпения святого Иова.

Помню и то, что многие жены, страдая в телесных болезнях, терпели, предоставляя всё Богу. И стыжусь я, который называюсь мужем. Кровоточивая, оставя первый свой образ мыслей и познав, что нисколько не могли помочь ей телесные врачи, которым она раздала всё свое имение, приняла другое намерение и прибегла к великому и духовному Врачу, исцеляющему дýши и телá, и недуг ее, еще прежде повеления Владыки, как бы убоялся и исчез. И жена хананейская оставила людей мiра сего: чародеев, чревоволшебников, волхвов — видя, что суетно всё их искусство, и прибегла ко Господу, взывая: Помилуй меня, Господи, сын Давидов (Мф. 15, 22). И от одного конца земли до другого проповедано всем, что сотворил с нею человеколюбивый Врач.

Оставлю прочих и буду поучаться в примере сих двух жен: не успею ли, может быть, когда-нибудь, хотя поздно, достигнуть их веры и не лишиться блаженства. Довольно для меня и сих двух на обличение стыда моего, и не нужно приводить здесь в пример веру и смирение сотника, который не только оставил врачей и других помощников и пришел к Владыке, но и счел себя недостойным ввести Его в дом свой и с верою сказал Ему: скажи слово, и выздоровеет слуга мой (Лк. 7, 7). Велика была его вера, и Спаситель наш похвалил ее. Говорю же сие, пристыжая самогó себя, что не желаю усильно, не ревную, не стараюсь, не прибегаю к Богу и не знаю, окаянный, когда постигнет меня оный приговор, когда призовут меня, когда придет страшный и неумолимый ангел грозно взять окаянную мою душу, и когда затворится дверь, и не останусь ли я вне, взывая с пятью юродивыми девами, но никто тогда не услышит меня. Что сие снедает меня теперь, это явно, и что уныние и леность побеждают меня, и сие нетайно.

Что же, отчаяться ли мне? Нет, да не будет сего: это смертный грех! Но умилостивись, брат, и пролей надо мною, как над мертвецом и смердящим гробом, горькие слезы, ибо знаем как они полезны; плач Петра апостола научил нас сему. И помолись обо мне, который говорит это и не делает ничего доброго, чтобы и надо мною умилосердился благий Врач и исцелил недуги мои душевные и телесные. Ему слава вовеки, аминь.

Вопрос 530. Вот, я предаю себя Богу и в твои руки, попекись же обо мне, благоутробный отец мой, Господа ради.

Ответ. Брат! Веруя таким образом, ты не отвержен Христом, Который сказал оной грешнице: вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). Итак, предоставь всё Богу, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5, 7). Ему слава вовеки, аминь.

Вопрос 531. Брат вопросил того же старца, говоря: если чья-либо болезнь требует операции, должно ли ее сделать? И следует ли просить об этом совета у отцов?

Ответ. Сын мой! Кто имеет какую-либо болезнь, тот должен вопрошать о ней одного из отцов и делать всё по его совету, ибо иногда случается, что старец имеет дарование и тайно подает исцеление, так что и телесные врачи не всегда бывают нужны больному.

Вопрос 532. Когда что-либо кажется мне хорошим, например: воздержаться, или пребывать в безмолвии, или сделать другому благотворение и подобное сему, самому ли по себе следует это делать или с совета отцов?

Ответ. Если человек не попросит совета у отцов касательно дéла, которое кажется добрым, то последствия сего будут худые, и человек тот преступает заповедь, которая говорит: без рассуждения не делай ничего (Сир. 32, 21) и еще: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7). И нигде не найдешь, чтобы Писание повелевало кому-либо делать что-либо самому по себе; не просить совета означает гордость, и такой человек оказывается врагом Божиим, ибо над кощунниками Он посмеивается, а смиренным дает благодать (Притч. 3, 34). Кто же после сего будет смиренным, как не тот только, кто преклоняет выю свою пред старцами и принимает совет их по страху Божию.

Вопрос 533. Кого подозревают в ереси, а он исповедует правую веру, должно ли оказывать тому веру или нет?

Ответ. Отцы требовали только правого исповедания веры. Если же действительно окажется, что кто-либо устами хулит Христа и живет без Него, то от такого человека надобно удаляться и не приближаться к нему. Всякий, кто не хранит заповедей Христовых от сéрдца, есть уже еретик. И если человек в сердце своем не верует, то словá не принесут ему никакой пользы.

Вопрос 534. Если окажется, что чей-либо авва заражен ересью, то должен ли брат оставить его?

Ответ. Когда действительно окажется, что он заражен ересью, то должно оставить его. Если же его только подозревают в том, не должно оставлять его и даже узнавать о нём. Ибо тайное известно Богу, а людям явное.

Вопрос 535. Если авва имеет правый образ мыслей о вере, но предвидится, что на том месте возникает ересь, и есть опасность, как бы не встретилось понуждение к нарушению правой веры, авва же не хочет переселиться оттуда, а брат, сознавая свою немощь, хочет уйти в другое место, хорошо ли он сделает или нет?

Ответ. Прежде того времени, когда возникнет ересь, которая может привести в затруднительное положение, никто не должен уходить, чтобы не сбылось на нём слово Писания: Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним (Притч. 28, 1). Когда же она обнаружится, тогда должно сделать сие, по страху Божию и с совета духовных отцов.

Вопрос 536. Что же делать, если на том месте нет таких отцов, к которым брат имел бы доверие, что они могут рассудить оное дело, должно ли ему уйти оттуда, по случаю опасности от ереси, и пойти в другое место, где есть, кто может рассудить, и там вопросить о сем?

Ответ. Да, надобно так поступить и исполнить, что скажут старцы.

Вопрос 537. Если кто-либо из отцов, идя со мною, будет спорить о том, чтобы понести мою ношу, чего не следует допустить, ибо кто сие увидит, не получит от сего пользы, потому что идущий со мною старше меня, то как мне поступить?

Ответ. Со смирением ему поклонись, чтобы он предоставил тебе самомý нести. Если он не послушает, то поклонись еще раз, и скажи: «Прости меня, Господа ради, мы не можем идти вместе, потому что, кто нас увидит — соблазнится»; когда же он и после твоего поклона будет настаивать на своем, то не слушай его, ибо это дело диавольское.

Вопрос 538. Не полезно ли будет прекратить сей спор и предоставить ему нести мою ношу, хотя видящие и будут сим соблазняться? Кажется, что спор здесь хуже соблазна, а из двух зол надобно избрать меньшее.

Ответ. Спор, продолжающийся и после поклона, показывает, что он есть дело диавольское, и не должно поступать по словопрению, ибо отцы говорят, что излишнее происходит от демонов.

Вопрос 539. Брат вопросил великого старца: полезно ли ему безмолвствовать?

Ответ. Желая идти путем Божиим, не ищи себе чести. В чём же состоит путь Божий, если не в том только, чтобы человек во всём отвергал свою волю и считал себя последнейшим и самым меньшим из всех. Такой может идти путем сим, ибо кто не отсечет своей воли и не возложит упования своего на Господа, не может сего сделать. На нём исполняется слово Евангелия: ищúте, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). В сем состоит жизнь и спасение. Поревнуй приобрести сие, ибо нет другого пути, кроме сего. Брат! Не подвергнись бесовскому поруганию.

Вопрос 540. Что мне делать, отец мой: брáни утесняют меня и всё сильнее восстают на меня? Скажи мне: какой признак, того, что я имею упование на Бога, и какой признак прощения грехов? И как мне пребывать в келии по Богу?

Ответ. Брат! Время браней есть время делания: не расслабевай, но делай. Веди брань, и когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая: «Господи Иисусе Христе, Ты видишь немощь мою и скорбь мою, помоги мне! Избави меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю» (Пс. 141, 7; Пс. 142, 9), и помолись, чтобы получить тебе силу служить Богу в чистом сердце. Признак упования на Бога состоит в том, чтобы отвергнуть от себя всякий помысл попечения о плоти и отнюдь не думать, что имеешь нечто в сем веке, ибо иначе будешь будешь иметь упование на то, а не на Бога. Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле, — это есть знак, что грехи еще не прощены ему, но он еще обвиняется в них. Пребывать в келии по Богу — значит осуждать себя, когда услаждаешься в сердце красотою келии или телесным покоем своим, и говорить: «Гóре мне грешному! Я имею всё сие на осуждение самомý себе, и недостоин сего, а другие, достойные, терпят тесноту, скитаясь и не находя телесного покоя. Господи Иисусе Христе, прости меня и за сие ради имени Твоего, нареченного на нас». Господь да укрепит и да утвердит тебя, сын мой, чтобы ты преуспел и пришел в меру совершенную. Аминь.

Вопрос 541. Брат вопросил другого старца, Иоанна: отец мой! Помолись обо мне Господа ради и скажи мне: хорошо ли многократно просить отцов за нас, хотя они уже и уверили нас, что делают это? И не кажется ли, что мы некоторым образом искушаем их чрез сие?

Ответ Иоанна. Брат! Много раз писал я тебе о молитве, что мы, по заповеди Божией, должны молиться друг за друга, особенно же когда один просит о сем другого, тогда еще гораздо более обязаны мы сие делать. Итак, мы не можем не молиться по силе нашей. Просить же молитвы отцов наших полезно, ибо сказано: молúтесь друг за друга (Иак. 5, 16), и еще: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5, 31), и не должно пренебрегать сим, вспоминая неотступность упоминаемой в Евангелии вдовицы к судье неправедному. Итак, как знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8), то почему не сказал Он: «Не просите — Я знаю, чего вы желаете, прежде нежели будете просить Меня», но Сам сказал: Просúте — и дано будет вам (Мф. 7, 7) и проч. И потому хорошо просить, чтобы и получить, по Его обетованию. Когда, просишь молитвы у старца, скажи ему: «Авва, я страдаю сильно и прошу тебя, помолись обо мне, как ты знаешь, ибо я имею нужду в милости Божией». И Бог, как Ему угодно, окажет тебе милость Свою, ибо Ему свойственно человеколюбие; Ему и слава вовеки, аминь.

Вопрос 542. Если кто-нибудь, вкушая пищу вместе с братиею, скорее других удовлетворит свою потребность, хорошо ли ему просить у аввы благословения встать, или должен он сидеть, пока все встанут? Также, если он свою часть хлеба разделит соответственно всем снедям, не лучше ли так будет?

Ответ. Если кто, сидя на трапезе, приметит, что требование тéла его удовлетворено, и он не может сидеть, не продолжая есть, то пусть просит благословения встать. Впрочем, лучше сидеть до конца трапезы и не есть, а самое лучшее — разделить свою часть хлеба на все снеди.

Вопрос 543. Братия, желая воздержаться, спросили авву, не повелит ли он им вставать из-за трапезы прежде прочих братий, потому что, оставаясь за нею, они не в силах бывают победить свое чрево. Когда же авва повелел им вставать, то некоторые соблазнились и осуждали их, не разумея пользы, которая от сего происходит, и послали вопросить о сем того же старца.

Ответ. Они, как делатели внимательные к душам своим, делают сие, подвизаясь в воздержании, чтобы, оставаясь за трапезою, не увлечься съесть еще сколько-нибудь предложенной пищи, ибо только совершенные могут, оставаясь за трапезою, не быть побежденными чревом. Вы же праздны, потому что не вразумились словами отцов, которые внушают нам: «Не говори: зачем это? Но себе внимай», — и увещевают нас никого не осуждать, исполняя словá пророческие: В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя (Пс. 16, 4). Вы впали в то, о чём сказано: Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12, 35). Почему не подумали вы о тех братиях хорошего, в назидание свое, говоря себе: «Мы нерадим, а братия наши воздерживаются», — подобно тому, как братия, ранее встающие из-за трапезы, помышляют о вас хорошее, говоря: «Гóре нам! Мы встаем по немощи, а братия наши, хотя и более нас едят, но от сего не получают вреда, ибо всё делают с рассуждением». Таким образом, они избегают угрозы, заключающейся в изречении Господнем: Не судúте, да не судимы будете (Мф. 7, 1), а вы подпадаете ему, осуждая братий ваших, которые выше вас, и нарушаете тем слово Апостола: Кто ест, не уничижай того, кто не ест (Рим. 14, 3). Скорее же следовало бы вам, вкушая более братии, скорбеть о том, что чрево побеждает вас, и благодарить Бога за принятие пищи, и Он чрез сие благодарение может избавить вас от брáни с чревом и осуждения братий. Если же хотите, то да будет вам известно, что делá надобно рассматривать с рассуждением, чтобы отличать благое от злого, по слову Апостола: Всё испытывайте, хорошего держúтесь (1 Сол. 5, 20). А рассуждение сие, без всякого прекословия, есть дело аввы.

Вопрос 544. Брат вопросил великого старца, говоря: я имею догматические книги и, читая их, ощущаю, что ум мой от страстных помыслов переносится к созерцанию догматов. Иногда же помысл запрещает мне читать их, говоря: ты не должен читать их, потому что ты окаянен и нечист.

Ответ Варсонофия. Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горé, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна.

545. Некоторый брат, странник и притом больной, пришел в общежитие, ища себе врачевания, и был помещен в келию одного брата, а тому показалось это отяготительно. Уразумев сие, старец сказал ему следующее: «О, брат! Испытай свой помысл и сознайся, что если бы то был твой брат по плоти, не пожелал ли бы ты принять его под свой надзор? Смотри, как плотское мудрование действует в тебе; а ты принял к себе теперь духовного твоего брата, потому что все мы едино о Христе. Внимай же, брат, себе во страхе Божием». Услышав сие и получив пользу, брат весьма умилился и объявил о том старцу, сказав: «Прости меня, господин авва, и помолись обо мне! Я принимаю к себе брата моего с великою радостию».

Вопрос 546. Брат, который относился к авве Варсонофию, прежде чем сей старец пришел на безмолвие в общежитие аввы Серида и потом отлучился от него (Великого Варсонофия), возвратясь, уничижал некоторого благоговейного брата как невежду и человека ничтожного и просил старца наставить его на прежний путь, говоря: Бог привел меня к твоей святыне.

Ответ. Апостол говорит: Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4, 20), и авва Макарий сказал: «Право верующего и подвизающегося в благочестии Иисус не предает страстям и в руки демонов». Господь сказал: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую (к вдовице), хотя она и была язычница. И еще сказал: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк. 4, 25-26), который, хотя и был иноплеменником, но веровал. Потому я и полагал, что ты, отделившись от нас, оставил самооправдание и приобрел смирение; но вижу из помыслов твоих, что ты тот же самый или сделался еще хуже. Если Бог избрал немудрое мiра, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1, 27), то очевидно, что славное и пользующееся у людей похвалой отверг; ибо не то, что угодно людям, угодно и Богу; но Бога ради бесчестное у людей ублажается Богом, как Сам Он сказал о сем: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого... Так поступали с пророками отцы их (Лк. 6, 22-23). Ты воспитывался вместе с нами немалое время, испытай свое сердце: какой повод или совет получил ты от нас, который отлучал бы тебя от пути Божия? И покров, бывший над тобою, откуда происходил, как не от скóрби, которую ты претерпел, будучи изгнан старцем, для твоей же пользы?

Скажи мне, брат, на что Бог взирает: на начало ли человека, или на то, чем он кончит начатое? Ты сам знаешь, что ты приобрел во время твоего странствия. Знаешь также и то, что, когда ты прежде жил со мною, я говорил тебе: если слушаешь меня в одном, а в другом противоречишь, то и в том, в чём слушаешь, исполняешь свою волю, я и не дам за тебя ответа Богу. Если Бог привел тебя, то Он и управит тебя, если же ты пришел по своей воле, то писано: Я оставил их по упорству сéрдца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс. 80, 13). Итак, помолись обо мне и оставь нас в покое, и я желаю о Господе быть без попечения относительно всего.

Вопрос 547. Братия, выйдя из одного общежития, купили себе келии в тех местах, в которых было сие общежитие, без совета аввы оного3. Оскорбясь на них как на нарушителей порядка, авва Серид хотел изгнать их оттуда, они же стали противоречить ему. Тогда тот же старец был вопрошен: хорошо ли поступили те братия и как должно было поступить?

Ответ. Везде находим примеры того, что прекословие губило многих людей, как и Дафана, и Авирона, сопротивлявшихся Моисею, и вообще оно есть худой признак. Если те братия не побоялись своего аввы, то кого они постыдяться? А когда кто не стыдится, это есть знак возмущения помысла, а возмущение сие происходит по внушению диавольскому, ибо прежде всех взбунтовался диавол, и делающие то же самое бывают его чадами. И какие последствия вышли из сего? Такие совершенно удалили себя от смирения, затыкая уши свои, чтобы не слышать Сказавшего: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23), кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40); они же покорились злу, а злое не рождает ничего доброго; ибо сказано в Писании: всякое дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 7, 18). В преступлении своем они попрали и чин Святых Отцов, ибо Отцы говорят: если пойдешь куда-нибудь с тем, чтобы поселиться там, то прежде спроси кого следует, чтобы кто-либо не оскорбился твоим поселением там. И если Отцы заповедуют так относительно других, то тем более должно соблюдать сие там, где бывает чрез сие скорбь игумену от такого человека. Конец же оного дéла должен быть таков: пусть они, как согрешившие, пригласят других и попросят авву своего простить их и не воздать им зла за зло, а сей последний пусть простит их; ибо в Писании сказано: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим. 15, 1). И Господь говорит: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). И еще: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Таким образом Бог прославится чрез обращение того в назидание многих.

Вопрос 548. Авва сего общежития, в котором пребывали и другие святые старцы, повелел сделать одно дело, а некоторым из братий, которые держались своей воли, показалось сие тяжелым, и они стали роптать. Уразумев это, тот же великий старец сказал им следующий ответ:

Братия! Господь сказал: Овцы Мои слушаются голоса Моего... и они идут за Мною (Ин. 10, 27) и проч. И потому, кто истинный ученик, тот пребывает послушным своему авве во всём до смерти, и всё, что ни делает его авва, он обращает себе в назидание, не смея рассуждать о повелеваемом ему или сказать: «Зачем это? Для чего это?» Иначе он был бы не учеником аввы, но судьей; всё же такое происходит не от чего иного, как от развращенной воли человеческой. Итак, если чей-либо авва повелит ученику своему сделать какое-либо дело, а тот станет противоречить, то очевидно, что он желает поставить на своем и упразднить слово аввы своего. Пусть таковой рассудит, кто в сем случае будет аввою: тот ли, чье слово упразднилось, или тот, чье осталось? Кто хочет исполнить свою волю, тот сын диавола, а кто исполняет волю такового, тот исполняет волю диавола.

Если же он и исполнит волю свою, то и тогда не получит покоя. А что в сем заключается? Лишь одно непослушание, которое есть погибель души. Итак, кто видит себя, что он соблазняется своим аввою, тот должен отойти от него, дабы не погубить души своей и не понести осуждения за других, которых он развращает. Не зная, хорошо ли, или худо сделал авва его, он соблазняется безвременно, ради своей воли, потому что, если бы и сделалось по воле его, праведнее аввы своего никто не был. А когда он лучше аввы своего знает полезное, то зачем еще остается учеником его? Пусть отойдет и сам научит других. Не прельщайтесь от диавола и не следуйте внушениям своей воли во вред себе — никогда не будет по воле вашей, ибо зло не истребляет зла. Но если предоставите волю вашу Богу, то Он сотворит, как Ему угодно.

Братия! Бог видит, что я написал вам сие, сожалея о вас. Кто примет (словá мои), тому послужат они во спасение; а если бы кто не принял или даже захотел бы плюнуть на написанное, и это в его воле, как некоторые и поступили уже, клевеща на нас: одни в сердце, а другие и устами. Простите мне.

Ответ 549, того же великого старца, к одному из отцов, вопросившему: должно ли наказать прекословящего ученика своего строгою епитимиею?

Брат возлюбленный! Знай, что время сие лукаво. Неоспоримо, что наказание хорошо и достойно удивления, и имеет в свою пользу многие свидетельства; ибо Писание говорит: Господь кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6), и еще: Блажен человек, которого вразумляешь ты, Господи (Пс. 93, 12), и проч. Но брат сей борим жестокосердием; потерпи же и потрудись с ним: обличай, запрещай, увещевай, по слову Апостола (2 Тим. 4, 2); и если он примет это наказание, то снова будет приобретен. Возбуди его от тягчайшего сна жестокосердия, ибо когда одебелеет кожа терния его, то придется плакать о нём плачем многим и неутолимым. Если он потрудится исторгнуть терния, пока еще они былинки, то может вскоре избавиться от такой страсти. А когда окрепнет терние это, то исторжение его будет сопряжено с трудом, подвигом и болезнями. Итак, скажи ему, чтобы он тщательно внимал себе.

Ответ 550, того же великого старца, к брату, который занимался в общежитии плотничною работою и, будучи борим различными помыслами, подумал так: пребывание здесь не приносит мне нималой пользы, и я не получил здесь никакой помощи душе своей.

Брат! Мы сами не хотим избавиться от тяжелых дней и лютых скорбей. Два дарования дал Бог людям, чрез которые они могут спастись и избавиться от всех страстей ветхого человека: смирение и послушание, а мы не стремимся к ним, не желаем пребывать в них, ни руководиться ими, для того, чтобы приобрести помощь, избавиться от зол и прилепиться к великому Врачу Иисусу, Который может уврачевать нас от воспаления страстей. Зачем собираешь всё злое в сокровищницу твою, смущаешься и тужишь? Перестань быть гневливым, раздражительным и завистливым. Познай, что такие бывают презренны, а не почтенны. Оставь все уклонения от пути правды, приклони выю к смирению и послушанию — и получишь милость. Если будешь исполнять со смирением и послушанием то, что слышишь от отцов, то Господь подаст тебе благую помощь Свою не только в том деле, в котором ты упражняешься теперь, но устроит, что и все дела твои будут успешны, ибо Он хранит путь боящихся Его и покрывает шествие их. Зачем негодуешь? Зачем споришь? Милость Божия поможет тебе, если ты пребудешь постоянно в терпении Божием. Умри, окаянный, для всякого человека. Скажи помыслу: «Кто я? — Прах и пепел (Быт. 18, 27) и пес (Мф. 15 27)». Скажи себе: «Я вовсе ничего не значу». Зачем предсказываешь самомý себе погибель и не страшишься Бога? Как не стыдишься, говоря: «Я не получил здесь помощи». Знай, что сатана ослепляет сердце твое, приводя тебя в неблагодарность тою мыслию, что ты не получаешь никакой пользы в святом месте. О, неразумный человек! Если бы не сохраняла тебя рука Божия и святые молитвы святых, здесь пребывающих, то где бы ты был теперь, как не во тьме кромешной! Где бы ты мог получить столько пользы? Нигде. Но диавол, желая удалить тебя от искреннего союза со святыми, их покрова и пользы, через них получаемой, всевает в тебя семя смертное на погибель тебе, дабы ты совершенно предался в руки врагов истины и они могли разорвать агницу, разумею душу твою. Не разбирай других, уничижая или осмеивая их, ибо тебя самого уловляют враги, смущая сим; тебе самомý вредят они, изгоняя тебя (из области) тишины и мира, благопостоянства, разума и всякого блага. Оставь сие, последуй словам моим, и я буду носить бремя твое, и ты получишь помощь, милость и спасение души твоей.

Брат! Мы спасаемся с трудом. Понуждай же себя не говорить: «Что это? Зачем это (см. Сир. 39, 22)? Зачем я не имею равного с теми или с другими?» Но прилежно трудись в малом рукоделии твоем, со страхом Божиим, и получишь за него немалое воздаяние. И не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава вовеки, аминь.

Ответы 551–575


Примечания:

1 То есть чем-либо, освященным через благословение святых, как-то: водою, елеем и т. п.

2 В слав.: пренемогание.

3 Серида.


Текст по изданию «Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни» («Локид-Пресс», М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!