Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Ответы 476–500.

Преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Руководство к духовной жизни
в ответах на вопросы учеников


Ответы 476, 477, 478, 479, 480, 481, 482, 483, 484, 485,
486, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 493, 494, 495,
496, 497, 498, 499, 500

Вопрос 476. Иногда я и призываю имя Божие, но в помысле еще остается как бы некоторая тягота; сколько же раз надобно призвать имя Божие?

Ответ. Достаточно призвать однажды и тем ограничиться, а тяготой пренебречь, потому что она происходит от демонов. Говорю же сие, если не запрещено побеседовать или исполнить дело, по той причине, что оно хорошее или среднее, и тогда довольно будет призвать имя Божие однажды или не более как трижды.

Вопрос 477. Когда хочу сказать о добром деле или сделать его и, боясь, чтобы не произошло от него смущение в сердце, избегаю оного, хорошо ли делаю или нет?

Ответ. Если, желая сделать или сказать что-либо доброе, боишься, чтобы не произошло в тебе смущение и собственно потому избегаешь оного, то поступаешь неправильно, ибо уступаешь врагу и не избежишь смущения: он не перестанет при всяком деле наводить на тебя смущение, и страсть1 твоя еще более усилится. А когда будешь делать дело с молитвою и страхом Божиим, то помощию Божиею смущение упраздняется.

Вопрос 478. Ты, отец мой, сказал, что молчание во всяком случае хорошо. Но как скоро я соблюдаю его, то мне кажется, что я делаю сие во избежание смущения и получаю вред. Как же это?

Ответ. Если ты сохраняешь молчание ради подвижничества, это хорошо; если же молчишь не по сему побуждению, а из боязни смущения, то вредно.

Вопрос 479. Бог сотворил человека свободным и не принуждает его делать делá правды; объясни же мне, отец мой, как после сего Он помогает обижаемому и, по реченному, уничтожает замыслы народов, [уничтожает замыслы князей] (Пс. 32, 10)? И помолись обо мне, чтобы я избавился от диавольского неверия и пребывал внимательно в вашем духовном учении.

Ответ. Бог не принуждает человека делать делá правды, потому что даровал ему свободу. Но если кого обижают и он будет достоин избавления от той обиды, то Бог препятствует обижающему, и сие не вменяется ему в правду, потому что имеет злое произволение и готов на всякую обиду. Так халдеи обидели Азарию и бывших с ним, ввергнувши их в огненную печь, и как юноши были достойны избавления, то Бог и пощадил их, удержав огонь сделать им вред; но мы приписываем правду не халдеям, ибо они имели злую волю, но Богу, уничтожающему замыслы народов (Пс. 32, 10) ради боящихся Его. Итак, если и удержано будет зло ради достойных, но обижающие получают воздаяние, соразмерное злу, происшедшему от их обиды. Внимай себе, чтобы не уклониться от истины, в которую привел тебя Бог славы, молитвами святых. Аминь.

Вопрос 480. Брат, занимаясь некоторым делом вместе с другим братом, по действию диавольскому получил от него удар и, смутившись, хотел разлучиться с ним, чтобы не трудиться более вместе, и спросил о сем великого старца.

Ответ Варсонофия. Брат! Относительно того, о чём ты спросил, не возмущайся, дабы не сделать чего-либо опрометчиво, особенно в отношении человека, который смущен помыслами и завистью диавольскою, подобно тому, как и ты был искушен и на время увлечен был помыслами; и если вспомнишь, что и ты тогда страдал, то не уничижишь брата твоего в его искушении.

Многие больные, находясь в помрачении мозга, происходящем от сильной горячки, вспоминают и говорят, что придет им на ум, и досаждают здоровым, которые им служат, сами не зная того, потому что болезнь совершенно овладевает ими. И если в то время кто-нибудь скажет ему о враче, то он не примет врачевания. Больной не знает, что ему полезно, и принимает за пустословие то, что ему говорит кто-нибудь, и когда досадует, гневается и просит той пищи, которая скорее вредна, чем полезна ему, — сам не знает, что делает.

Так и искушаемый, хотя и погубляет душу свою, не знает сего. Если бы и святым, которые состраждут ему о душе его, досадил и уничижил их, то не знает сам, что делает, ибо упился страстию недуга, по действию супротивного, который всегда и всё извращает перед ним, пока не достигнет того, чтобы он отрекся и от Самого Бога. Так и в указанном случае. Но, зная как сие, так и то, что Бог смотрительно попускает нам быть искушенными, дабы мы явились перед Ним искусными, будем снисходить к ближнему во время брáни его чувственной и мысленной, ибо сказано: Носúте бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

Кто согласится с больным, дает сие согласие не на то, чтобы исполнять волю его или чтобы дать ему вредное, а на то, чтобы понести от него досады и остеречься дать ему что-либо вредное для него.

Так и в упомянутом деле. Не в том, чтобы исполнять волю немощного, состоит оное попечение о нём, а в том, чтобы помолиться за него, и если сам обиженный недостаточен к сему, то пусть попросит тех, которые могут умолить Бога избавить того (немощного) от постигшего его искушения, и таковой уподобится Марфе и Марии, сестрам Лазаря, молившим Владыку воскресить брата их. Кто поступит так, не должен помышлять, что он сделал нечто великое, ибо он сделал лишь то, что показывают другие в отношении его самогó: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2).

И не подумай, что, получив от брата удар, ты потерпел нечто великое, ибо Господь неба и земли потерпел биение и все прочие страдания. Не покушайся выйти из места своего и разлучиться с братом твоим, ибо это будет не по Богу, но исполнение воли диавола, и если ты решишься на сие, враг не успокоится, но подвигнется еще и на худшее, ибо от злого не происходит ничего благого. Это лишь непокорность и неразумие: ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое (Иак. 3, 16). Никто и вовеки не исцелится от сего, кроме отсекающего свою волю и подвизающегося не любопытствовать о ближнем и никогда не спрашивать: «Что значит то или другое?» А кто говорит: «И я хочу этого», — тот делается сыном диавола, и бывает чужд Бога; очевидно, что он хочет исполнить свою волю, а не волю Божию. Мужайся, брат, Бог да покроет тебя, помолись от всей души о брате твоем и возлюби его о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

481. Прошение. Брат просил того же великого старца помолиться о нём. Прости меня, что я много беспокою тебя, но верую в Бога, что Он молитвами твоими укрепит меня, и тогда уже не буду столько беспокоить тебя.

Ответ Варсонофия. Те, которые суть чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости, человеколюбия и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, а если боги, то и Господни, и если Бог есть свет (см. 1 Ин. 1, 5), то и они светила, а потому если бы Бог, когда Его просят, отягощался и унывал, то могли бы и они; но так как Он не скорбит, когда Его просят, а, напротив, радуется, то должны радоваться и они. Ветхий Завет говорит: люби ближнего твоего, как самогó себя (Лев. 19, 18). Новый же, указывая на путь к совершенству, заповедует полагать друг за друга душу (см. Ин. 15, 13), как Сам Совершенный и Сын Совершенного положил за нас душу Свою. Итак, святые радуются, когда их просят, будучи совершенными, как Отец их совершен есть (см. Мф. 5, 48). Просите же их, и они неленостно подадут вам просимое, потому что они не расслаблены и не ленивы, как я; помолитесь, чтобы и я был причислен к лику их, тогда и я буду просить Бога даровать вам, по прошениям вашим, прежде всего силу свыше и любовь к Нему, и чтобы Он утвердил сердцá наши в страхе Своем и в вере к Нему. Пребудьте в несомненном уповании о получении от Него милости, и Он сделает несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем (Еф. 3, 20). Тому слава вовеки, аминь.

Вопрос 482. Один брат просил авву общежития, в котором были святые старцы, дать ему келию близ них. Авва согласился на сие, а брат в то время пошел к одному иноку, и тот стал его просить поселиться близ него в особенной келии. Но брат отвечал, что не может сего сделать без совета старцев и аввы, который уже согласился дать ему келию, и, придя, вопросил другого старца, как ему поступить.

Ответ Иоанна. Брат! Господь заповедал нам: в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12, 10; Флп. 2, 3). Итак, если мы по любви, которую имеем к тебе о Боге, скажем тебе: «Поселись около нас», — то покажем на деле, что предпочитаем тебя брату. Если же скажем тебе: «Оставайся при нём», — то любовь твоя, может быть, подумает, что мы отвергаем тебя, не имея к тебе любви. Но познай расстояние мест сих и пользу для души твоей от того и от другого и поступи по словам Апостола: Всё испытывайте, хорошего держúтесь (1 Сол. 5, 21). Я сказал сие из любви по Богу. Прости меня, брат мой, Господа ради.

Вопрос 483, к великому старцу. Некоторый инок, живя в чужой келии, построил себе келию около нее. И пришел к нему брат, нуждающийся в келии; он дозволил ему поселиться в построенной им, а тот просил утвердить за ним оную записью. Инок на сие согласился, если дозволят старцы, с тем, однако же, чтобы каждую неделю брать себе по два сосуда воды, находившейся при той келии. А они вопросили о сем великого старца.

Ответ Варсонофия. Это не иноческое дело, потому что если вы требуете друг от друга письменных актов, то вам придется и судиться, а сие несвойственно любви. Но пусть лучше брат без всякой записи живет в келии, и если владелец ее пожелает вывести его на некоторое время, то он должен выйти со смирением, отнюдь не противореча. Если же и сам владелец той келии придет, желая наполнить водою два своих сосуда, но живущий в келии не позволит ему сего сделать, то и он не должен смущаться, но со смирением сделать ему поклон, взять свой пустой сосуд и удалиться, говоря: «Брат! Прости меня Господа ради, что я тебя оскорбил, и помолись обо мне». Также и потом должен внимать себе, чтобы не возмутиться гневом. И ради его смирения сохранит Бог и брата его от вражды диавольской, так что тот придет в умиление, устремится вслед его и поклонится ему о том, чтобы он возвратился и наполнил свой сосуд, и сам подержит оный вместе с ним. И тогда любовь Божия покроет того и другого и спасет их Человеколюбец Бог.

Вопрос 484. Если же келия эта требует поправки, должен ли живущий в ней поправлять ее на свой счет, так как она не его собственная и он предполагает когда-нибудь оставить ее?

Ответ. Если человек уверен в том, что всё, что он ни имеет, есть Божие и общее для всех верных и никто не имеет собственно своего, то не должен так думать: это есть дело плотского разумения. Когда живущий в келии сделает издержки на ее устройство и не останется в ней, то другой брат, находя в ней себе покой, всегда будет благословлять того, который прежде потрудился на сем месте и поправил келию на свой счет. Если бы мы были уверены, что истинен Тот, Который сказал: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), и: воздастся каждому по делам его (Мф. 16, 27; Рим. 2, 6; Апок. 22, 12), и еще: да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19, 5), то не допустили бы до того, чтобы брат безвременно был изгнан из келии, но всегда взывали бы к Нему: не оставлю и не покину тебя (Евр. 13, 5).

Вопрос 485. Брат вопросил того же великого старца: прости меня, отец и господин мой, что осмеливаюсь говорить. Мне кажется, что господин авва любит одного брата более других, и помысл беспокоит меня, внушая, что он человекоугодничает, ибо дает другим, чего бы они ни захотели, а мне отказывает. Однажды попросил я сделать у меня окно, но он не исполнил сего; в другой раз попросил немного извести, и он также отказал мне, а другим дает. Для чего он так делает, и что мне отвечать тому помыслу?

Ответ Варсонофия. Брат! Надобно потерпеть, ибо Господь сказал: терпением вашим спасайте дýши ваши (Лк. 21, 19), и Апостол: терпение нужно вам (Евр. 10, 36) и проч. Если Бог восхотел испытать тебя, можешь ли ты потерпеть что-либо, то ужели ты окажешься не имеющим терпения? Сколько лет вы уже владеете сими келиями в таком виде, и до сих пор вы ничего не говорили; но когда видите, что другие делают что-либо, тогда тотчас возгораетесь от зависти, как от огня. Почему не сказал ты своему помыслу: «Всё время я прожил, ужели не потерплю и остальные немногие дни?» А когда помысл скажет тебе: «Как же авва другим сделал?» — то отвечай ему: «Потому что они святы, а я недостоин и, напротив, достоин всякого оскорбления». Если ты считаешь авву твоего человекоугодником, а он в самом деле не таков, то ты погубляешь душу свою; если же он и действительно человекоугодник, то ты не дашь за него ответа, а он должен дать ответ за тебя. Кто желает получить что-либо и не получает сего, тот должен рассмотреть время, удобства и досуг, и тогда узнáет, почему не случается то, чего он желает; но и не познав сего, не должен порицать кого-либо другого, а себя, говоря: «Я недостоин». Так и ты, брат мой, можешь избавиться от сего помысла. Таков путь желающих спастись и жить по Богу.

Вопрос 486. Некогда один из старцев жил в том общежитии, в котором были сии святые старцы. И когда служащий ему брат вопрошал его, что ему приготовить для трапезы, он отвечал с гневом: «Что хочешь, то и приготовь», а брат скорбел о сем, не зная, что делать. Другие же спросили великого старца: хорошо ли тот отец поступает, отвечая таким образом или нет?

И он отвечал. Мне не следует никого осуждать, ибо каждый понесет свое бремя (Гал. 6, 5); но, как мне кажется, подобный ответ наносит вред ближнему, хотя бы старец поступал так для обучения брата в терпении, но он должен сказать ему со смирением: «По состоянию моего естества мне нужна теперь такая-то пища». Пусть брат нехорошо ее приготовит, но и тогда старец должен быть ему благодарен, ибо он хотя и худо, но служит ему. Если же брат хорошо или худо исполняет оное дело, а старец гневается на него, это хуже всех страстей; такой гневается неразумно, и это не есть рассуждение по Богу, а скорее действие диавольское. Однако служащий брат должен переносить сие с терпением, потому что кто снисходит брату своему по страху Божию, на том почивает Дух Божий.

Вопрос 487. Тот же старец, когда его почитали и авва и братия того общежития угождали ему по страху Божию, не понимал сего, но как бы утесняемый и не получавший должных услуг, тайно удалился оттуда. Они же, узнавши потом, где он живет, хотели пойти и упросить его возвратиться к ним, ибо слышали, что он скорбит. И вопросили о сем того же великого старца, приводя и слово апостольское: дабы он не был поглощен чрезмерною печалью (2 Кор. 2, 7).

Ответ. Апостол сказал сие потому, что предал оного (коринфянина) сатане, и тот имел причину скорбеть как отлученный Апостолом; потому-то, видя его раскаяние, и сказал: прошу вас оказать ему любовь (2 Кор. 2, 8). Если и вы сознаёте, что вы изгнали того старца, то должны пойти и сделать ему поклон, прося, чтобы он возвратился. Если же он ушел по своей воле, то, хотя вы и пойдете к нему Бога ради, самооправдание его усилится, ибо он тогда будет иметь такое расположение сердца, что будто снова возвращается на скорбь; и как скоро встретится с ним что-нибудь неприятное, всегда будет говорить: «Я был вдали, а меня принудили возвратиться». Оставьте его лучше, пусть помыслы сокрушат его несколько и он раскается, что ушел отсюда, ибо хотя он и утеснится телом, но дух его получит пользу, потому что гордость и самооправдание отступят от него, когда он увидит себя во многих скорбях. Тогда вспомнит он покой, который имел в общежитии, и возвратится со смирением и чувством благодарности вместо неблагодарности.

Вопрос 488. Но что если он хотя и раскается, однако же постыдится возвратиться?

Ответ. Если он раскается и укорит себя, говоря: «Я виновен во всём», — тогда Бог, сказавший чрез пророка Своего: говори ты, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26), видя, что сердце его укротилось, наставит его во страхе Своем к тому, что ему полезно, ибо сказано: направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим (Пс. 24, 9). И если он более получал пользы на первом месте своего жительства, то и убедит сердце свое со смирением возвратиться туда.

Вопрос 489. Брат, бывший прежде в мiрском воинстве, пришел в общежитие и вопросил того же великого старца, может ли он покаяться.

Ответ Варсонофия. Брат! Бог никого не отвергает, но всех призывает к покаянию. Приступающий же к Нему должен приступить от всего сердца, сеять с надеждою пожать и до последнего издыхания ожидать искушения.

Вопрос 490. Помилует ли его Бог и теперь?

Ответ. Сын мой! Поприще открыто, и желающий спастись слышит Иисуса, взывающего к нему: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28-30). Вникни в то, что ты слышишь: кроток и смирен, чтобы и мы научились тому же от Него. Приступающий к Богу не должен ослабевать и бояться, иначе он никогда не положит начала в пути своем. Бог зрит на его сердце и судит по намерению. Он знает немощь человеческую, что сам по себе человек ничего не может сделать, но Он есть всё (Сир. 43, 29), и Он дает достойному силу: с Богом мы окажем силу (Пс. 59, 14). А когда (Господь) удержит силу крепкого, где тогда бывает окаянный человек? И если удержит премудрость премудрого и изменит сердце его, то премудрость его исчезнет, и он сделается невеждою и безумным. Итак, приступим к Богу с надеждою, зная, что Он подает нам силу. Приготовь душу твою к подвигу, и не только к подвигу, но и к тому, чтобы быть увенчану. Господь молитвами святых да поможет тебе по воле Своей. Аминь.

491. Прошение того же к тому же великому старцу. Помыслы мои мечтательно представляют мне мiр, понуждая возвратиться в него. Окажи мне милость, да покроют меня молитвы, потому что я, хотя и нахожусь в тех же самых грехах, помолился Богу, чтобы Он удостоил меня жить под вашим покровом.

Ответ Варсонофия. Сын мой возлюбленный! Мужайся о Господе. Бог призвал тебя — не ослабевай, но уповай. Начало богоугодного делания сопряжено с бранями, но Господь сокрушает их (см. Исх. 15, 3). Служение мiра сего — тьма и достояние его — мýка вечная. Служение же Божие есть свет и наследие его — жизнь вечная. Размягчи теперь сии две крупицы, и тогда избери себе, что хочешь. И придет к тебе Некто велегласный, и пробудит твое еще холодное сердце, и подаст тебе силу идти быстро, как следует. Не ужасайся — ты имеешь руководителя к Владыке Богу.

492. Прошение того же к тому же великому старцу. Помилуй меня, владыко, я сам причиною беспокойства, которое происходит от восставшей на меня брáни, но да упразднят ее твои молитвы. Беседуя с пришедшими ко мне братиями моими по плоти, я потерял, что было во мне доброго, ибо после повторял в воображении их беседу, так что мне казалось, будто пребываю вместе с ними. Но помоги мне в великой моей немощи и боязни относительно пути спасения. Не знаю, как молить мне Бога, призвавшего меня, когда я поспешил удалить Его от себя и в один час забыл все благодеяния Его.

Итак, прошу тебя, помилуй меня, ибо я много согрешил, и брáни, происходящие от моей немощи и маловерия, не оставляют меня. Нельзя ли и не полезно ли мне будет удалить от себя свойственников, чтобы они не приходили ко мне и не напоминали мне мiрских обольщений? Вы знаете это. Сердце мое еще холодно, а потому и свидания с родными наводят на меня только смущение и брань. Вчера, ради вашего покровительства, помыслы немного отступили от меня; но сегодня, когда я несколько уединился для изучения одного псалма, они так сильно напали на меня, что я потел от изнеможения.

Итак, прошу тебя, не предай меня врагам моим, но твоей силой укрепи мою немощь и упраздни их козни, ибо они довольно уже владели мною. Ты видишь мое сердце, что нелегко мне переносить брáни. Да не буду же побежден по моей немощи и потому, что не знаю их лукавства. Да не впаду в сети их, в которых я уже много времени находился, прежде нежели пришел к вам. Прости меня и помолись обо мне, благий отец мой.

Ответ Варсонофия. Возлюбленный брат мой! У Владыки нашего Бога есть книга, в которую записываются приходящие искренно работать Ему, и дары за их услуги записываются также с первого дня. Я молил Его, не хотящего смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11), чтобы Он вписал тебя в нее со спасающимися, и Он помиловал и тебя со мною, и тотчас вписал тебя — Тот, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Даром получил (Мф. 10, 8) ты сие; теперь уже от тебя самогó зависит остаться там записанным или нет. При твоем желании, поможет тебе Глаголющий: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага землú (Ис. 1, 19) и проч. Вот я сказал тебе, внимай же себе, чтобы не быть исключенным из такого воинства и не получить неисцелимой раны. Исключенный из сего воинства, ты и в мiре никуда не будешь годен. Господь да покроет тебя от лукавого и да сохранит в жизнь вечную. Аминь.

Сын мой! предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22), и увидишь, как прославляется Бог в совете святых Своих.

493. Прошение того же к тому же великому старцу.

Авва, Господа ради, помилуй меня. Когда я отдыхаю наедине, на меня восстают мечтания и бываю в туге душевной, как будто кто нападает на меня, так что это продолжается и во время сна, и я лишаюсь сна. Притом же я боязлив по природе, брань сильнее восстает на меня, и я почти совсем не могу заснуть. А если и засну немного, то, как я уже сказал, в беспокойстве и малодушии, так что ощущаю изнеможение в теле и не в состоянии бываю двигаться. Впрочем, ты, владыко, зная, что мне полезно, так и сделай со мною, благий отец мой! Прости меня грешного и много страждущего.

Ответ Варсонофия. Брат! Ты должен прославить Бога за то, что Он оправдывает на тебе словá Писания, которое говорит: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13). По силе твоей попускает Он тебя обучаться брáни духовной; великих же мужей по силе их испытывает в великих искушениях, и они радуются сему, ибо искушение приводит человека в преуспеяние. Где предстоит благое, там бывает и брань. Итак, не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию. Презри это искушение — Бог помогает тебе и покроет тебя.

494. Прошение того же к тому же. Святой отец мой! Будучи немощен и грешен, я не имею дерзновения попросить чего-либо у Благоутробного Бога, и потому прибегаю к тебе, помолись обо мне грешном, да сподобит меня Бог служить Ему и да подаст мне силу и разум, ибо я во всём том (как и твое сердце знает) имею нужду, будучи ничтожен по всему. Я верую, благий отец мой, что молитвы твои сильны умолить Бога о грехах моих, да презрит Он их и соделает меня достойным начать благословенный путь, дабы, идя по нему разумно, наставляемый твоею милостию, благословенный отец мой, я принес подобающую благодарность Человеколюбивому Богу, Который через тебя сподобил меня всех благ. Прости меня, безумного и дерзновенного, и молись обо мне.

Ответ Варсонофия. Брат, или, лучше сказать, сын мой! Бог неба и земли да укрепит тебя во святом звании Своем, в которое Он призвал тебя, и да сподобит тебя сыноположения, коего немногие сподобляются, и да утвердит сердце твое, как сердце Анны, чтобы и ты принес Богу благоприятные плоды, подобные Самуилу, и вместе с ним воспел Богу новую песнь; чтобы и ты преуспел во благих делах, на предлежащем тебе пути, и поработал Богу искренно, как искусный воин. Не унывай и не расслабевай, но усердно стремись наследовать град святых и избранных. Приобрети веру, надежду и любовь, и они приведут тебя во святое смирение, к матери всех добродетелей, и спасешься во веки веков, аминь.

495. Прошение молитвы. Так как я грешен и по телесной моей немощи недостаточен сделать что-либо благое и угодное Богу, то прошу тебя, владыко, помолись ты обо мне, прогневавшем Бога, и ничего, как я уже сказал, не могущем сделать, потому что немощь мне препятствует.

Ответ Варсонофия. Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи; ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них. Ощущать грехи свои и просить помощи у отцов, чтобы их молитвами к Богу избавиться от грехов и ожидающих грешника мук, — это уже и есть часть покаяния. Мы молимся о тебе, а ты старайся, по силе твоей, приобрести смирение и покорность. Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем, как сказано: в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38, 4). Не печалься, брат: призвание твое от Бога; не унывай и не расслабевай; Бог не требует от тебя того, что выше силы твоей, но труда по возможности. Храни уста твои от праздного слóва и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам. И вместе с молитвою святых повергни пред Богом силу твою, говоря: будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18, 13). И Он помилует тебя, и сохранит, и покроет от всякого зла, чтобы ты от тьмы перешел к истинному свету, от прелести к истине, от смерти к жизни о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

496. Прошение того же к другому старцу. Авва! Господа ради прости моему бесстыдству и безумию и помоги мне, впадшему во многие грехи. Если тот, кто и один грех сделает пред Богом, должен много каяться, то что делать мне, совоспитанному со грехом? Я при всякой возможности не переставал прогневлять Бога и нуждаюсь в ваших молитвах, чтобы отпустил мне грех. Непрерывно надобно мне учиться пути сему, который после различных приключений2 и многих зол пришел сюда, по великому благоутробию Божию, и потому прошу тебя, преподобный отец мой, окажи мне милость и как знаешь, наставь меня. И помолись обо мне, чтобы я соблюдал святые твои заповеди, которые повелеваешь мне исполнять.

Ответ. Брат! Ты приступил к Распявшемуся за нас, потому возьми и ты свой крест и последуй Ему, возложи на Господа заботы твои (Пс. 54, 23) — на Того, Кто... может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем (Еф. 3, 20). Ибо Он печется о нас (1 Пет. 5, 7). Итак, не устрашайся, и поможет тебе Христос. Только ты, сын мой, имей в уме слово Божественного Писания и приготовление, указанное в сих словах: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1), и что муж без искушений непотребен, и еще: Блажен человек, который переносит искушение (Иак. 1, 12) и проч. Не устрашая тебя, брат, говорю так, но утверждая сердце твое в страхе Божием, на пути Его. Ибо и все святые преуспели чрез многие искушения и скóрби и угодили Богу, при помощи благодати Его. Не бойся и не ослабевай. Веруем, что Бог есть и насаждающий и поливающий... а всё Бог возращающий (1 Кор. 3, 7) молитвами святых. Аминь.

Вопрос 497. Что мне делать, отец мой, я страдаю от блудной страсти?

Ответ. Сколько можешь, утомляй3 самогó себя, впрочем, по силе своей, и надейся не на это, но на любовь от Бога и на покров Его, и не предавайся унынию, ибо уныние служит началом всякому злу.

Вопрос 498. Когда я говорю брату, то часто с гневом произношу словá; а стараясь сказать как бы с любовью, тотчас чувствую скверное услаждение и движение в теле, так что без сего не могу взглянуть на лицо братнее, что мне делать, отец мой?

Ответ. Говорить брату с гневом или с любовью при страстном движении тéла — и то, и другое есть смерть. Итак, отвергнув и первое и последнее, говори брату твоему, как говоришь обыкновенно, и поможет тебе Бог; притом же береги очи твои и помолись обо мне.

Вопрос 499. Что мне делать, меня беспокоит брань чревоугодия, сребролюбия и других страстей?

Ответ. Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся против сребролюбия. Когда же при помощи Божией победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.

Вопрос 500. Брат, живший вместе с некоторым старцем, вопросил того же старца Иоанна о мере в пище и сне и о смущении, которое с ним случается, когда ему кажется, что старец неправо поступает в чём-либо.

Ответ. Старцы говорят, что успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая, особенно же когда кто сие делает не потому, чтобы побеждаем был чревоугодием или не по невоздержанию. Давай телу столько, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз в день ест, но безрассудно, то какая ему от того польза? Со свободою спроси, чего желает старец. Когда вы оба живете по Богу, то и он со страхом Божиим должен откровенно говорить с тобою; и что, по его словам, успокаивает его, то ты и исполни, и сие будет согласно с волею Божиею. Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоедением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоедением же следует брань блуда, ибо враг отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его. Впрочем, рассудительный человек понимает, как и отчего сие с ним случается. От нас требуется посильный труд — и только. Бог же покрывает и укрепляет наше бессилие Своей помощью. Ибо Ему слава вовеки, аминь. Помолись обо мне, брат, и сделай милость, когда беседуешь с ближним, рассуждай: если говоришь с ним со смирением, рассудительно и безмятежно, то продолжай разговор; если же что-нибудь не так, то удержи свой помысл и укори его, и он успокоится. Не смущайся тем, что делает старец твой, говоря себе: «Бог знает полезное», — и ты успокоишься. Впрочем, напомни старцу со смирением и оставь его, пусть делает, как хочет. Помолись обо мне, честнейший брат!

Ответы 501–525


Примечания:

1 Смущения.

2 В греческой книге прибавлено: браней или убийств.

3 В славянском: озлобление.


Текст по изданию «Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни» («Локид-Пресс», М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!