Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Ответы 226–250.

Преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Руководство к духовной жизни
в ответах на вопросы учеников


Ответы 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235,
236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245,
246, 247, 248, 249, 250

226. Прошение того же к тому же великому старцу.

Отец мой! Я увлекся хульным помыслом, прошу тебя, прости меня Господа ради и помолись, чтобы мне исправиться.

Ответ. Если бы можно, то полезно было бы наполнить сии письмена слезами и послать их тебе, оскорбившему себя. И что я могу сделать для человека, не приготовившего земли сердца своего к принятию слов, посеянных на нее мною письменными ответами, к воссозданию души из ветхости во обновление жизни вечной? Если бы ты принял мои слова с усердием, то вкусил бы их сладость, которая услаждает душу и отгоняет лютейшую горечь, всеянную в тебя демонами. Уже немало времени тому, как ополчился на тебя бес хульный, который погубляет души, принимающие его. Исследуй — и найдешь, что без всякой достойной внимания причины он уловил тебя за гривну1, чтобы умертвить тебя. О, да не даст ему Бог мой места — исполнить на тебе волю свою (см. 2 Тим. 2, 26). Если не отчаемся, то всегда предстоит Бог, принимая покаяние. Если предадимся отчаянию, то делаем сами себя повинными осуждению, имея кровь на главе своей (см. Иез. 33, 4). Итак, пробудись от прелести пленения, и чувства, похищенные у тебя врагом, воззови учениями Христовыми, преподанными тебе мною, который повелел тебе прежде всего угасить гнев и раздражительность, зная, что они приводят человека в погибель хуления на Бога. Приобрети же: смирение, опаляющее демонов, послушание, открывающее Сыну Божию вход в человека, веру, спасающую человека, надежду не посрамляющую, любовь, не допускающую человека отпасть от Бога. Но ты мало позаботился о сих добродетелях, а, напротив, избрал сам себе противоположное: гнев, раздражительность и совершенную погибель — вышеупомянутое хуление. И хотя слышал от меня, что если потрудишься, по силе твоей, оставить сии страсти и прилепиться к вышеозначенным благим добродетелям, то я в десять раз более сделаю, по силе моей, чтобы помочь тебе молитвенно; но, несмотря на сие, ты нерадишь, посрамляя седины мои. Впрочем, взирая на благость Божию, чтобы уразуметь, сколько Он Благ, потрудись исправиться. И как мы имеем заповедь прощать, то и прощено тебе прошедшее, но исправься отныне.

О вчерашнем же в течение сорока дней приноси покаяние Богу, делая ежедневно по три поклона, и говори: «Прости меня, хулившего Тебя, Бога моего!» и исповедуй Его злохулившими устами трижды в день, говоря: «Слава Тебе, Боже мой, и благословен еси вовеки, аминь». И не впадай в то же снова, чтобы не случилось с тобою чего-нибудь худшего. От нечувствия сердца ты пришел в гнев, а от гнева перешел к тому, что отступил от Святого Причащения, будучи же пленен совершенно, впал и в ров хулы сей. И если бы не предварила рука Человеколюбивого Бога и молитвы святых, то душа твоя впала бы в погибель отчаяния. Наконец, через меня, малейшего, говорит тебе Бог: согрешил ли ты, не греши более. Молись и о прежних грехах твоих. Бог милостив и при желании нашем прощает нам грехи. При всём том вспоминай, что много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Если угодно тебе — делай; если же нет — прости меня за всё.

227. Тому же брату, когда он просил прощения, великий старец отвечал снова.

Смерть и жизнь наша в наших же руках (см. Втор. 30, 19). Если не повторим прежних наших согрешений, то уже имеем от Бога прощение их, только бы не усумнились снова. Итак, утвердись, брат, отныне, да не исполнится и на тебе: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5, 14). Беги от непокорства твоего; удали от себя неверие; будь чужд безнадежия и прилепись Богу любовью, верою и надеждою, и будешь иметь в Нём жизнь вечную. Аминь.

228. Прошение того же к тому же великому старцу.

Отец мой! Помолись, чтобы Бог избавил меня от ночных мечтаний, и, если возможно, удостой меня поклониться тебе и услышать твой святой голос; верую, что если я удостоюсь сего, то приобрету через то великую помощь.

Ответ. Писание говорит: верный в малом и во многом верен (Лк. 16, 10). Если бы ты веровал мне отсутствующему, то веровал бы и присутствующему. Ибо Господь ублажает невидевших и уверовавших (см. Ин. 20, 29). Многократно писал я тебе о неверии, гневе и нечувствии, и вижу, что всё равно, как бы я ни разу не посылал тебе слов моих. А как я должен подавать то, что имею, по слову Писания: Всякому, просящему у тебя, давай (Лк. 6, 30), то и говорю тебе, чтобы ты приобрел смирение, послушание, любовь, надежду, и тогда я буду отвечать Человеколюбивому Богу за все согрешения твои. Знай же то, что если не смиришься, то не послушаешь, если не слушаешь, то не любишь, если не любишь, то не веруешь, и если не веруешь, то и не надеешься. Итак, если потрудишься приобрести сие, то я принимаю на себя все согрешения твои. Тогда, если признáешь себя прокаженным, верую, что услышишь и ты от Спасителя: хочу, очистись (Лк. 5, 13); если — грешным, то услышишь: прощаются грехи твои многие (Лк. 7, 47); если же — слепым, то получишь по вере твоей прозрение. И прежде писал я тебе об этом, а ты спишь. Сохрани уста твои, чтобы снова не впасть в лютейшее хуление, хотя бы и нужно было положить тебе и саму душу свою. Много пота пролил я, умоляя о сем Бога. Если же будешь внимателен и сохранишь сказанное от всей души твоей, то, при помощи Христовой, оно сохранит тебя не только от ночных мечтаний, но и от всех козней вражиих. Аминь.

229. Того же к тому же великому старцу.

Окажи мне милость, владыка, и скажи, как спастись в настоящее время, ибо помысл боязни вошел мне в сердце. Что повелишь мне делать?

Ответ. Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всём и иметь смиренное сердце, и смерть всегда перед глазами, то может спастись благодатию Божией; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой забывает заднее и простирается вперед (Флп. 3, 13). Поступай так и будешь спасен Богом беспечально.

230. Один из младших братий, имея веру к тому же брату, часто приходил к нему для пользы душевной, при этом исполнял иногда и потребности его, прислуживая ему. А брат сей, не поняв, полезно ли сие будет ему, ничего не спрашивал старца. Старец же, познав это от Бога, как прозорливый, пишет ему от себя следующее.

Увещание Варсонофия. Брат! По долготерпению Своему, за молитвы святых и твоего аввы, Бог простил тебе прежние твои согрешения, к явлению плодов правды, дабы исполнились на тебе слова Писания: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Зачем допускаешь огню снова войти в твою дубраву? Враги не допускают тебя познать, что тебе полезно, пока не возьмут тебя в руки свои, и тогда исполнят на тебе волю свою. Это дело заключает в себе не пользу, а беду; будь внимателен; внушая самооправдание, они делают из тебя учителя, чтобы навлечь на тебя запрещение Апостола, который говорит: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2, 21). Послушай, брат, разве ты расслаблен, что соизволяешь на то, чтобы другой служил тебе? Разве не знаешь, что это обращается в осуждение, особенно юному, который еще может послужить и другим? Верь мне: я, худейший, пока Бог не возвестил мне безмолвствовать, сам себе служил и в болезни сам приготовлял себе немного вареной пищи и теплоту. Не поступай так, как поступал доселе, иначе умрешь злою смертью. При встретившейся же надобности не говори никому ничего, кроме нужного, ибо тот, кто не устроил и своей келии, как устроит келию другого? Или ты не знаешь, что сказал Господь: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20, 28). Не прельщайся и не совращайся чрез то с пути: кровь его будет на его голове (Иез. 33, 4). Но скажи со смирением (как то и действительно есть) спрашивающим тебя о чём-либо: «Простите меня, я сам заблуждаюсь, ибо спрашивал и услышал, что юный юному не принесет пользы, если и силу всего Писания подаст ему вместо пития». Если потрудишься посильно, то я даю тебе слово пред Богом, что ты не будешь изглажен из моего сердца, но я сделаю по силе моей, моля Бога, да изведет Он тебя из прелести демонской в познание Христово, из второй смерти греха в жизнь вечную. Если хочешь спастись, не презирай сказанного. О, да увижу я тебя приносящим плод в вертограде Владыки нашего Иисуса Христа, в тридцать, шестьдесят и во сто крат, во славу Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

231. Прошение того же к тому же великому старцу.

Господа ради, прости мне, отец мой: я был поруган врагом, сам не зная того, и помолись, чтобы положить мне начало.

Ответ. Брат! Мы видим, что те, которые приходили ко Владыке Христу с истинным покаянием, получали прощение грехов, как сказал Он грешнице: прощаются тебе грехи (Лк. 7, 48). И я говорю тебе: если потрудишься, по силе твоей, исполнить то, что говорю тебе, то и помилует тебя Тот, Кто помиловал Давида и простил его и грешницу. А сказав: «Хочу положить начало», — сим обрадовал и меня. Начало же есть смирение и страх Божий. А начало премудрости — страх Господень (Притч. 1, 7). Что же есть начало премудрости, как не то, чтобы удаляться от всего ненавистного Богу? А как удаляться от сего? Не делать ничего без вопрошения и совета, также и не говорить чего-либо неподобающего, и притом признавать себя неразумным, неосоленным, и уничиженным, и вовсе ничего не значащим. Не как праведный говорю тебе, брат, то, что желаю сказать, — Богу известно это; но если будешь иметь веру к словам моим, то Господь сотворит с тобою по вере твоей, ибо сказано: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Потщись собрать во влагалище твое сто динариев, и я положу в него тьмы моих талантов. Не пренебрегай словами моими, иначе много будешь плакать. Вспоминай же всегда и сохраняй их, и верую, что не тщетен будет труд как твой, так и мой, для тебя подъятый. Если сохранишь сей жемчуг, обогатишься им, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

232. Прошение того же к тому же великому старцу.

Владыко! Я скорблю на авву за то, что он оказывает некоторым братиям большее предпочтение в сравнении со мною, и соблазняюсь на него за это, так что ощущаю и брань помыслов, понуждающих меня ненавидеть его; прошу, помолись обо мне и скажи, что мне делать.

Ответ. Брат! Ты искушаешь сам себя. Разве не знаешь, что Бог не искушается злом и не искушает никого (Иак. 1, 13)? Внимай себе, потому что диавол скоро начал стараться поколебать тебя в сделанном тебе вразумлении; да не даст ему Бог места (см. 2 Тим. 2, 26). Господь сказал Петру: се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе Отцу Моему, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22, 31-32).

Брат! Не внимай никому другому, кроме самого себя, и не любопытствуй, ибо это неполезно для тебя ни в каком отношении. Не через ничтожную ли вещь так смутил сатана твое сердце? Берегись, чтобы не сделать тщетным мое о тебе моление к Богу. Если бы ты и не прибегнул теперь ко мне, я объявил бы тебе это. У дверей грех лежит, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 7) и не помышляй злого, а благое, ибо благой помышляет о благом, а злой — о злом. Господь да простит тебе. Восстань снова, поддерживаемый рукою Божиею, и не верь помыслам своим, ибо демоны показывают тебе вещи, как хотят; ограждайся от них — они люты и неистовствуют на тебя. Да упразднит Господь вскоре их на тебе козни, брат. Аминь.

233. Тот же брат, когда его еще беспокоили те же самые помыслы, послал снова к тому же старцу, прося преподать ему слово жизни. Он же написал ему в ответ следующее.

Брат! Оные помыслы и бесы злобно смущают тебя против аввы твоего, по злой своей хитрости, для того, чтобы ты возненавидел любящего тебя и оскорбил того, который желает сохранить тебя, как свою собственную душу, и чтобы исполнить на тебе сказанное: за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью (Пс. 108, 4-5). Много раз он удостоверял, что любит тебя, а ты не веришь этому; зависть диавольская ослепляет твое сердце, чтобы помышлять тебе злое вместо благого и горькое вместо сладкого, чтобы и тебя постигло горе того, кто называет зло добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким (Ис. 5, 20). Враги окрадывают тебя, несмысленный и медлительный сердцем (см. Лк. 24, 25), а ты и не понимаешь, что они хотят привести тебя к душевной погибели, утаиваешь у себя помыслы, и презираешь, и отвергаешь слова мои. Неполезно тебе это, истинно неполезно. Если же сердце твое не исполнено веры, то ты не человек, а диавол, ибо он пребывает постоянно в неверии и непокорстве, и непокорные становятся подобными ему диаволами.

Брат мой, или ты не понимаешь, что делаешь, часто приводя в огорчение своего авву, тогда как он несет твою тяготу и часто утешает тебя, как истинного и возлюбленного сына, потому что и на самом деле считает тебя таким. На время сердце твое смягчается, но ты не удерживаешься в этом благом устроении, а скоро опять изменяешься, как луна.

Имея надежду на Владыку Бога моего, призываю Его в свидетели, что без Бога я ничего не говорю тебе ко спасению души твоей. И много раз думал я послать тебе слово о движениях и помышлениях сердца твоего, но отлагал до сего времени, ожидая, чтобы ты сам познал свою пользу.

Ей, сын мой! Послушай меня, худейшего, удали от себя злые мысли и восприими благие: незлобие, любовь, долготерпение, смирение, истощающее весь колчан диавольский, прохлаждающее главу тех, которые приобретают оное, и привлекающее к себе благодать Божию. Возбудись, бодрствуй, благодушествуй, утешься сим и возжелай спастись. Возненавидь зависть, ревнование, рвение, злоречие и подобное сему, и будь незлобивая овца стада Христова, честный член общежития, сосуд освященный, сын Царствия, наследник славы, чтобы, поживя по заповедям Самого Христа, получить жизнь вечную и славное воскресение. Свидетель мне Бог, что я молюсь о спасении души твоей. Да поможет Он тебе, по желанию моему, спастись и достигнуть познания истины (см. 1 Тим. 2, 4). Если бы ты часто поучался в моих словах, то не поползнулся бы и не заблудился бы, а ходил бы тесным путем по Богу, ведущим в жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем. Бог да вразумит тебя, брат, к исполнению воли Его.

Вопрос 234, того же к тому же великому старцу.

Прости меня, господин авва, Господа ради. Привожу себе на память, что отцы говорят: «Войдем в келию и вспомним о грехах наших», — но когда вспоминаю, не болезную о них сердцем. Многократно желаю и умиления, но оно не приходит. Скажи мне: что препятствует ему приходить?

Ответ. Брат! Ты насмехаешься, говоря «желаю», а на самом деле не желаешь, потому что не желаешь истинно; ибо войти в келию относится к душе и, значит, исследовать ее и удалить помысл наш от всякого человека, и тогда мы сокрушаемся и умиляемся. Прийти же тебе в умиление препятствует воля твоя, ибо если человек не отсечет своей воли, то не может приобрести болезни сердечной. Не позволяет же тебе отсечь волю свою неверие, а неверие происходит оттого, что мы желаем славы человеческой; Господь же сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5, 44). Много раз возбранял я воде войти в чрево твое через уста, а ты носом втягиваешь ее: разумею под сим лютое самооправдание, низводящее человека в ад. Посему-то и ругаются над тобою злые демоны, и удобное делают для тебя неудобным. Если желаешь вопрошать меня, то или ты оставь свою волю, самооправдание и человекоугодие, или я оставлю тебя; ибо, если не потрудишься отсечь свою волю, хотя сердце и не позволяет на сие, — какая польза будет от вопрошения твоего? Я сказал тебе: дай ты сто динариев, и я подам тьмы моих талантов. Вот и прежние согрешения твои уже прощены, а ты усиливаешься оком самооправдания войти в худшие. Перестань, брат; путь сей не ведет к добру. Мать Сарра сказала: «Если буду желать угодить всем людям, то придется каяться в дверях их». И Апостол говорит: Если бы я... угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1, 10). Если поистине хочешь оплакивать грехи свои, внимай себе и умри для всякого человека.

Брат! Без труда человек не может спастись. Отсеки три эти вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и Бог покроет тебя от всякого зла.

Брат! Подтверждаю тебе: внимай себе, радуйся, когда тебя бьют, обличают, досаждают, наказывают. Оставь коварство змея, а не мудрость его; удержи незлобие голубя с мудростью, и Господь поможет тебе. Вот путь спасения. Если он угоден тебе — иди по нему, и Бог подаст тебе руку помощи. Если же не желаешь — сам увидишь, что выйдет. Каждый имеет свободную волю и власть действовать. Если же предоставишь ее другому, то будешь свободен от попечения и другой приимет на себя твои заботы. Избери, что хочешь.

Вопрос 235, того же к тому же великому старцу.

Что есть коварство, мудрость и незлобие2 с мудростью?

Ответ. Я сказал тебе «коварство змиево» с тем, чтобы отделить от него твою собственную мудрость, ибо коварство диавола вводит в человека все злые помышления, и если человек пребудет в них, то простирает коварство свое на Бога; всё же, что происходит от коварства, есть погибель души. Ибо всякое дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 7, 17), мудрость же приводит человека в рассуждение. Я сказал тебе, брат: сохрани незлобие голубиное с мудростью; потому что помышления, от них происходящие, добры и полезны, ибо всякое дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 7, 17). Коварство причиняет зло душе и телу человека; незлобие же с мудростью служат к успокоению помыслов, доставляют безмолвие душе и телу и вводят человека в жизнь вечную. Постарайся приобрести их — и Господь поможет тебе. Ибо в сем-то и состоит воля Его, то есть, чтобы всякий человек получил спасение.

Вопрос 236, того же к тому же великому старцу.

Владыко! Помысл внушает мне, что вне безмолвия я не могу покаяться; если возможно, дозволь мне безмолвствовать в течение нескольких дней, и помолись, да сохраню безмолвие.

Ответ. Брат! Произволение твое принял я, или, лучше сказать, — Бог, Который может содействовать во благое к пользе твоей, по воле Своей, а не по твоей. Сам Господь наш Иисус Христос научил нас творить не свою волю, а Его, как и Он исполнял волю Отца Своего. Ради Него, я простираю даже до сего дня над тобою крылья мои и ношу твои тяготы, прегрешения, презорство относительно слов моих, к тебе обращаемых, и нерадение. И видя всё сие, я покрывал то, как видит и покрывает грехи наши Бог, ожидая твоего покаяния. Ты же поступил, как человек, который сидел под тенистым деревом и вышел из-под него на солнце, где пробыл до тех пор, пока не перегрелся, и причинил себе крайний вред. Но жив Господь: во всём этом я не оставил тебя. И не удивляйся сему, ибо Бог клялся Собою, что не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11), а как он не обращается, то и пребывает в пагубе. Ты же, сын мой, говоря: «Повели мне безмолвствовать несколько дней», — просил кисло-сладкого, разумею оцта воли твоей и меда покаяния твоего, как достоверно знающий, что тебе полезно. Это-то и есть высокомудрие, тогда как тебе следовало бы сказать: «Наставь меня на путь Божий».

Бог да просветит сердечные очи твои познать, как я пекусь о тебе, щадя тебя, чтобы ты не погиб. Но необходимо, чтобы и ты несколько содействовал сему во имя Божие. Вот, я даю тебе заповедь во спасение: если сохранишь ее, то я принимаю на себя рукописание, которое имеется на тебя, и благодатию Христовою не оставлю тебя ни в нынешнем веке, ни в будущем. Не обольщайся насыщением чрева и не услаждай себя принятием пищи или пития, кроме удовлетворения телесной потребности. Берегись, чтобы не осуждать никого; будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя. Не отягощайся, почитай эту заповедь трудною, ибо невозможно никому спастись без труда и соблюдения заповедей. Вот, я взял на себя твою тяготу, бремя и долг, и вот, ты стал человеком новым, неповинным, чистым. Пребудь же отныне в чистоте. Послушай слов Спасителя: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). И не думай, чтобы спасение было дело беструдное, — оно требует многих потов, труда и понуждения. Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя. Несомненно, что и великие мужи бывают им низлагаемы, если не внимают себе. Итак, мужайся, брат мой, и сохрани заповеди мои лучше же сказать Божии, и тем доставишь мне радость, и Господь сохранит тебя от лукавого и обрадует тебя во Царствии Своем. Поучайся в этом всегда. Возжелай спастись, и Бог спасет тебя. Тому слава во веки веков, аминь.

Вопрос 237, того же к тому же великому старцу.

Прости меня, Господа ради, господин авва! Святыня твоя сказала мне: «Вот прощены тебе беззакония твои». Авва же Исаия говорит, что пока человек ощущает сладость их, то они еще не бывают ему прощены, а я ощущаю сладость их. Господа ради скажи мне о том яснее, ибо помысл беспокоит меня, говоря: «Будучи таковым, ты не должен бы был принимать рукоположения, потому что в этом деле есть и тщеславие, и тяжесть», а посему и сомневаюсь относительно служения. Вместе с тем прошу сказать мне вот о чём: помысл внушает мне, что я оставлен Богом, потому что в прошедшую неделю был сильно отягощен блудною страстию.

Ответ. О, каков совет лукавых демонов! О, какова прелесть начальника их диавола, доброненавистника и человеконенавистника от начала и даже до конца. Ибо как сам он отступил от Бога, так хочет погубить и всех людей. Брат, я сказал тебе, что прежние грехи твои прощены тебе, а не сказал, что не будешь иметь брани с ними, ибо человеку предстоит подвиг. Если бы ты и не имел грехов, то диавол приносил бы тебе на мысль сладость их, а теперь приносит тебе на мысль сладость их потому, что ты грешил прежде. Пример, который сказал авва Исаия, относится к услаждениям греховным и к тем, которые достигают их на деле, ибо иное — вспомнить сладость меда, а другое — вспомнить и вкусить его.

Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сластных, а противоречит и подвизается против оной, прощены прежние грехи. Это суть козни супостата и супротивника нашего, который всегда ищет поглощать людей живыми, чтобы привести в отчаяние спасения и безнадежие жизни вечной не утвержденных на твердом камне веры, по мере которой каждый получит воздаяние. Итак, сохрани себя от оных помыслов, чтобы не впасть совершенно в руки диавола, и помилует тебя Господь, живущий вовеки. О рукоположении же: кто осмелится назвать себя достойным? Поистине, разве беснующийся и совершенно забывшийся. Итак, осуждая себя, служи Богу в данном тебе сане, а от Господа исходят милость, помощь и сила. В служении же вспоминай сказанное: Служúте Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом (Пс. 2, 11), и: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103, 4). Не бойся, ты не оставлен Богом: если мы не оставим Его, Он не оставляет нас, ибо воля Его в том и состоит, чтобы мы обратились к Нему и спаслись. Что же касается до сильного отягощения твоего блудными помыслами, — это случается оттого, что думаешь о ближнем злое и осуждаешь его; бывает и от свободного общения с теми, с которыми я говорил тебе не общаться. Если мiрские люди, желающие обогатиться, терпят многие бедствия в море и в путешествиях, — тем более должны терпеть мы, которые ожидаем получить Царствие Небесное и назваться чадами Божиими и слышим, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей (Еф. 6, 12). Ты еще не подвизался против греха до пролития крови — и уже расслабляешься духом уныния. Что ты претерпел? Что перенес? Какие различные искушения претерпел с радостью? Ах, инок спящий! Покажи диаволу, что ты живешь для Бога, прибегая к Нему, действуя руками и ногами, когда плывешь среди обуревания мысленных волн, восходящих до небес и нисходящих до бездн. Исповедуюсь тебе пред Богом, что сердце мое (как знает Бог, Который создал его и положил в нём завет хранимых в нём святых заповедей) подвизалось с тобою, чтобы извести тебя силою Божиею из тьмы во свет истинный и из смерти осуждения в жизнь правды. Внимай себе, брат, ибо без труда и смирения невозможно спастись.

Вопрос 238, того же к тому же великому старцу.

Отец мой! Поелику святыня твоя повелела мне служить, то прошу тебя сказать мне, о чём я должен мыслить или в чём поучаться, когда предстою жертвеннику с пресвитером, когда раздробляю Святый Хлеб или напояю Святою Кровию, когда несу кому-нибудь Святое Причащение? Должен ли я иметь особенную одежду собственно для служения и носить ли вокруг тела остегны3?

Ответ. Брат! То, что имеет духовное значение, ты понимаешь плотским образом. Служащий4 должен быть, как херувим: весь око, весь ум; он должен размышлять и мудрствовать о небесном со страхом и трепетом и славословить, ибо носит Тело и Кровь Бессмертного Царя. Он представляет также и лицо серафимов, потому что поет славословие и осеняет сокровенные Тайны рипидою, как бы святыми крылами, образуя чрез то возвышение свое от земли и от всего вещественного; ему надобно непрестанно воспевать умом, во храме внутреннего человека, победную песнь великолепной славы Бога нашего: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 3). Услышав страшный и грозный глас сей песни, диавол с трепетом удаляется от плененной души. В смятении и со стыдом обращаются в бегство бесы, оставляя ее свободною от их порабощения. После сего душа зрит воссиявший над нею свет истинный, внимательно рассматривает красоту бессмертного Агнца, желает насытиться Тела и Крови Его, и тогда слышит слово велегласного Давида, вопиющего: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс. 33, 9), и, приступив со страхом, причащается Тела и Крови Христовой. Такое Причащение неотъемлемо пребывает в душе, сохраняя ее от всякой страсти. О сем размышляй, если стоишь пред Святыми Тайнами, если раздробляешь Хлеб или напояешь Кровию, если несешь Причастие к кому-нибудь или потребляешь Святая и вообще, когда совершаешь служение при жертвеннике. Касательно же одежды скажу: приобрети духовное одеяние, которым благоугождается Бог. Остегны же означают умерщвление членов. Скажи мне, брат: если человек наденет на себя шелковую одежду, а будет блудник, очищает ли его та одежда от блуда или других страстей? Что же делать удостоенным служения Святым Тайнам, если они скудны одеждою? Господь повел заботиться лишь об одной ризе, то есть об одеянии добредетелей, которого да сподобит всех нас Бог вовеки, аминь.

Вопрос 239, того же к тому же великому старцу.

Прости меня, владыко, и помолись обо мне Господа ради, дабы освятились органы чувств моих. Я слышал от твоей святыни, что диакон должен быть подобен херувимам и серафимам, а я оскверняюсь через чувства мои. Что мне делать, чтобы служение мое не было мне в осуждение? Я чувствую, что я окаянен, но не могу себя удержать. Бога ради помоги мне, дабы вовсе не погубить мне души своей.

Ответ. Старайся, по силе своей, всегда помнить, каков должен быть диакон и каков ты, памятуя притом смерть и помышляя, как тебе предстать пред лице Божие. Если станешь непрестанно осуждать самого себя, то сердце твое сокрушится и обратится к покаянию, и Тот, Кто сказал через святого пророка: говори ты, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26), оправдает тебя и освободит от всякого осуждения. Ибо Писание говорит: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? (Рим. 8, 34). Приобрети смирение, послушание, повиновение, как я уже многократно говорил тебе, — и спасешься. Отнюдь не прекословь, спрашивая: «Что это? Для чего это?» Но будь покорен, и особенно своему авве, который после Бога первый имеет попечение о тебе и которому вверена душа твоя. Если постараешься исполнить сие наставление, то и я несравненно более сделаю, по силе моей, дабы Бог дал тебе крепость. Господь да сохранит тебя и да защитит от лукавого. Аминь.

Вопрос 240, того же к тому же великому старцу.

Скажи мне, отец мой, как посоветуешь поступать мне при малом моем служении, которое я прохожу? Поруганный бесами, как и всегда, я не могу благодушно переносить того, что имею не более одной одежды. Что ты ни повелишь мне — исполню, дабы быть помилованным. Богу известно, что я нахожусь в большом неустройстве и страстях. Помолись обо мне. Господа ради, чтобы не разлучиться мне от недр ваших, хотя в нынешнем веке, ибо стыжусь сказать — в будущем, по причине страстей моих.

Ответ. Брат! Понуждение себя во всём и смирение приводят в преуспеяние, ибо Апостол говорит так: мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся (2 Кор. 4, 8). Когда и мы поручили авве наше вещественное стяжание и не удержали ничего в руках наших, то Бог знает и свидетель тому, что мы не сделали еще ничего такого, за что бы авва должен был благодарить нас, но скорее мы обязаны благодарить его, что он взял на себя бремя наше и тем избавил нас от забот. И апостол Петр сказал: будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа (1 Пет. 2, 13), и Иаков сказал: кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём (Иак. 2, 10). Посему-то и не должно никому иметь своей воли, а укорять себя; через что человек и получит милость Божию. Если же через посмеяние от диавола таковой возмечтает о себе, что он поступил хорошо, — потеряет всё, что сделал. И, так поступая, как поступал ты и прежде, смиренномудрствуй, говоря: «Прости меня, Господи, что я отяготил авву, возложив на него бремя мое». Господь Иисус Христос да спасет нас, аминь.

241. Другой брат, диакон, отказывался служить при жертвеннике, вспоминая прежние грехи свои, и как о сем, так и о телесной немощи своей вопросил того же великого старца. И он отвечал ему следующее.

Ответ. Брат! Писание научает нас, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). От кого же в настоящее время можно терпеть гонения? От бесов, которые удаляют их от страха Божия и от служения Богу. Покаяние во грехе требует, чтобы не делать его более, и удаление от зла состоит в том, чтобы оставить его. Да не оскорбляют тебя прежние грехи твои, и не уклоняйся от служения Богу со страхом и трепетом. Помни, что это есть освящение души твоей. Ежели ты будешь верить сему, то всегда будешь внимать себе с трепетом, чтобы не согрешать и не лишиться сего освящения.

Итак, переноси страдания и скóрби с благодарностью, ибо это наказание Божие, и Бог помилует тебя и обратит их во спасение души твоей, аминь.

242. Другой брат вопросил того же великого старца: скажи мне, отец мой, естественна ли раздражительность или противоестественна, и какое в ней различие?

Ответ. Брат! Есть раздражительность естественная, и есть раздражительность противоестественная. Естественная противится исполнению похотливых вожделений, и она не требует врачевания как здравая. Противоестественная восстает, если не исполняются похотливые вожделения. Сия последняя требует врачеваний сильнейших, чем вожделения. Подающий воину силу — больше его, и если прекратится подаяние силы, то воин, не находя ее более, делается бездейственным.

243. Вопрос другого брата тому же старцу.

Откуда человек имеет страсти?

Ответ. Бог сотворил душу и тело бесстрастными, но чрез преслушание они впали в страсти.

244. Другой брат спрашивал того же великого старца: я страдаю от душевных страстей моих; скажи ради Господа, что мне делать, дабы освободиться от них, и помолись обо мне.

Ответ. Брат! Кто желает спастись и сделаться сыном Божиим, тот должен приобрести великое смирение, послушание, покорность и кротость. Смотри, ты спрашивал, что тебе делать; я сказал тебе это и ручаюсь, что ни враг, ни страсть не овладеют тобою, ибо они сгорают от смирения, как от огня, и сердце успокаивается, будучи просвещаемо о Христе, Которому слава, аминь.

245. Тот же брат, будучи назначен аввою жить с одним старцем и служить ему, вопросил другого старца, авву Иоанна: как мне узнать, отец мой, живу ли я богоугодно или получаю вред оттого, что не живу с братиею в общежитии, а наедине? К тому же и страсти беспокоят меня. Как повелишь мне поступать относительно псалмов? Равным образом, дай мне наставление и о сне, боюсь, как бы он не овладел мною; равно и о забвении. А как нечистая страсть много беспокоит меня, то спрашиваю: в чём состоит признак согласия5 с помыслами?

Ответ Иоанна. Когда хочешь уразуметь, получаешь ли пользу, или вред, живя особо, узнавай то по следующему признаку: если живешь так из послушания, то знай, что получаешь пользу. Ибо Писание говорит: что послушание лучше жертвы (1 Цар. 15, 22). Если же противоречишь, то вредишь себе, ибо это есть злая воля. Ты не разлучился от братии своей, вовсе нет! Но Бог устроил так, чтобы, по немощи тела своего, ты приобрел себе награду через старца. Касательно же страстей: они не могут не восстать на человека к испытанию его. Муж, не испытанный искушениями, неискусен. Ты сказал: «Живу один», — не полагай так, чтобы не повредить себе, ибо если ты веруешь, то ты уже не один, но имеешь с собою Бога, Которому предал тебя великий старец, и молитву его, содействующую тебе; а ты покажи только послушание — и спасешься. Ты не получаешь вреда, так не бойся. О псалмах же: как делают братия, так делай и ты. Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон но овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь. Забвение есть погибель души; происходит же оно от презрения и нерадения. О скверной и ненавистной страсти скажу: для искоренения ее необходим труд сердечный и телесный — сердечный, чтобы сердце непрестанно молилось Богу, телесный, чтобы человек умертвил и посильно поработил свое тело. Согласие же с помыслами состоит в том, что когда что-либо нравится человеку, он услаждается сим в сердце своем и с удовольствием размышляет о сем. Если же кто противоречит помыслу и ведет с ним брань, чтобы не принимать его, — это не есть согласие, но брань, и сие приводит человека к опытности и успеху. Господь Иисус Христос да очистит тебя от грехов твоих и да укрепит тебя благостию Своею в немощи твоей. Аминь.

Вопрос 246, того же к тому же.

Что есть послушание? О чём я должен молиться? И если кто скажет мне: помолись обо мне, — что мне делать? Должен ли я всегда поминать его?

Ответ. Послушание состоит в том, чтобы отсекать свою волю. Но без труда никто не может приобрести послушание. Когда ты пребываешь в келии ради послушания, а не ради телесного покоя, это не есть твоя воля, и ты пребываешь так не по пристрастию, но угождаешь Богу. Если же ты пребываешь, услаждаясь успокоением, то не угождаешь Богу. В молитве же говори: «Господи! Избави меня от грехов моих и от страстей бесчестных». Когда кто скажет: «Помолись обо мне», — скажи в сердце своем: «Бог да помилует нас», — и этого достаточно. А поминать его всегда — дело не твое, но совершенных, могущих молиться друг о друге.

Вопрос 247, того же к тому же.

Прошу тебя, отец мой, скажи мне: как я могу узнать, что пребываю в послушании и оставляю свою волю? И что мне должно делать, чтобы сравняться с братиями? Ибо слышу от отцов, что кто находится в повиновении и не исполняет своей воли, а равняется во всём с братиею, такой скоро приходит в преуспеяние. Испытываю же сердце мое, так ли я пребываю, как братия, в общежитии, и сомневаюсь в сем, потому что ранее их разрешаю на пищу и ем один; хотел бы испытать, могу ли есть позже, но боюсь своей немощи.

Ответ. Что ты живешь подобно братиям в общежитии, это можешь узнать из того, если не делаешь ничего по своей воле. Признак сего не в том, чтобы есть одному или с братиею, но делать то, что повелят тебе без твоего искательства. Почитай же себя в числе немощных.

Вне ли общежития считаются немощные за то, что они едят одни? Вовсе нет! Ибо они делают сие по немощи, с разрешения аввы. Так и тебе Бог дал в извинение старца, чтобы не соблазнялись неискусные, видя, что ты ешь раньше других. А есть позже, наравне со здоровыми, тебе не заповедано, иначе, если изнеможешь, то опять пожелаешь позаботиться о себе и навлечешь себе скорбь. Итак, имея предлог на то, чтобы не подать кому-либо соблазна, не сомневайся есть один, ибо делать всякое дело по повелению аввы, а не по своей воле свойственно общежитию и равняет тебя с братиями, живущими в общежитии. Или забыл, что спорил с аввою и не хотел принять на себя обязанности служить старцу? Как смел ты так безумно роптать? О пище ли тут шло дело? Не своеволие ли это было? Если желаешь получить пользу и жить как в общежитии — отсекай во всём свою волю и повинуйся наравне с братиею, и тогда будешь общежитель с ними, наставляемый к пользе души твоей отцами твоими, великим старцем и прочими. Последуй совету их благодатию Христовою, ибо они более тебя, брат, знают, что полезно душе твоей.

Вопрос 248, того же к великому старцу.

Тот же брат, получая повеление от старца, которому он служил, прочесть молитву, а иногда благословить пищу (старец был клириком) или что-нибудь подобное и не принадлежа сам к клиру, беспокоился этим и вопросил великого старца, следует ли ему слушать в том своего старца.

Ответ. Сохрани себя от того, чтобы не радоваться, когда тебя почитают за нечто, и покажи послушание, изгоняющее прекословие, ненавидимое Богом и любящими Его. Держись же послушания, которое возводит на небо и приобретших оное делает подобными Сыну Божию. Ему слава вовеки, аминь.

Вопрос 249, другого брата к иному старцу6.

У меня есть имущество, и хочу одну часть из него пожертвовать в общежитие, а другую раздать нищим. Скажи мне, отец мой, должен ли я раздать оное через авву?

Ответ. Брат! На первые вопросы отвечал я тебе как человеку, еще требовавшему млека. Теперь же, когда ты говоришь о совершенном отречении от мiра, то слушай внимательно, по слову Писания: открой уста твои, и Я наполню их (Пс. 80, 11).

Брат! Не у меня, худейшего, должно тебе учиться, что делать; но послушай лучше, что написано в Деяниях апостольских о продававших имения свои и полагавших цену к ногам апостолов: все... приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов (Деян. 4, 34-35). Не сами они раздавали, но через Апостолов; сами же делались свободными от забот, имений и тщеславия. Так и ты поступи, если желаешь прийти в сию меру, наслаждаться спокойствием, отказаться от всех забот и безмятежно жить для Бога.

Брат! Твое имущество весьма незначительно в сравнении с тем, какое иные отдавали авве Исаии. Ему приносили десятки тысяч, говоря: «Распорядись ими, как знаешь», а не говорили, куда и как их отдать. Сделав таким образом то, что ведет к совершенству, они жили уже без попечений. Если будет воля Божия на то, чтобы и ты достиг сего радостного состояния, то ты должен быть благодарен тому, кто понесет твое бремя; как бы только сеятель зла не посеял в тебе той мысли, что принявший твое имущество должен быть тебе благодарен. Бог да устроит для тебя полезное ко спасению души.

250. Тот же брат вопросил великого старца.

Должен ли он через своего авву раздать имущество, и как раздать его, и кому?

Ответ. Господь да благословит тебя, сын мой! Ты хочешь освободиться от забот и вместе не хочешь, удерживаясь собственною волею. Ты только скажи, сколько желаешь назначить им в общежитие и сколько для бедных, — и не заботься более. Ибо послушание состоит в том, чтобы не иметь своей воли. Что драгоценнее души твоей, о которой Господь сказал, что она дороже всего мiра (см. Мф. 16, 26). Если же ты и ее предал Богу и духовным Отцам твоим, то зачем же сомневаешься вверить им маловажное? Смотри, как тайно ведут с тобою брань тщеславие и неверие! Если поступаешь так, то ты и души своей не вверил им истинно; как же ожидаешь получить через них милость? Желая, Бога ради, быть свободным от всего, оставь все попечения, и я возьму на себя попечения твои вместе с тем, кого ты назначишь; только ты будь чужд забот, ради Бога, и прости меня, по любви.

Ответы 251–275


Примечания:

1 Цепь на шее. См. Сир. 6, 25.

2 В славянском: целость.

3 Одежду, покрывавшую бёдра.

4 Служащий в сане диакона.

5 В славянском: сложения.

6 Отсюда начинаются вопросы преподобного аввы Дорофея.


Текст по изданию «Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни» («Локид-Пресс», М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!