Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Ответы 101–125.

Преподобные
Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Руководство к духовной жизни
в ответах на вопросы учеников


Ответы 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110,
111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120,
121, 122, 123, 124, 125

Вопрос 101, того же к тому же. Помысл говорит мне, что поучение в Писании доставляет чистую молитву; так ли это?

Ответ. Брат! Остерегайся быть поруганным демонами и говорить, что поучение доставляет чистую молитву. Как же страсти пребывают в человеке, имеющем чистую молитву?

102. Того же к тому же. Когда ум бывает зверохищен1?

Ответ. Ум бывает зверохищен тогда, когда человек не поспешит предварительно укорить себя. Такой ум имеет на себе следы угрызения зубов и терзания ногтей (зверей мысленных), почему и нуждается во врачевании, то есть в покаянии.

Вопрос 103, того же к тому же. Следует ли закрывать глаза при кознях вражиих, и когда восстает на меня тело, что мне делать?

Ответ. Диавол представляет человеку вещи чувственным и нечувственным образом. Слабый закрывает глаза, чтобы не видеть их, а сильный, и видя их, пренебрегает ими, ибо праведник смел, как лев (Притч. 28, 1). О восстании же тела: беги поспешно с молитвою к Иисусу, и успокоишься.

Вопрос 104. Отчего случается со мною, что я после вопроса (от отцов) осуждаю другого?

Ответ. Осуждение другого после вопроса случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание: осуждай себя и перестанешь осуждать других.

105. Тот же, будучи возмущен и весьма напуган разбойниками, но благостию Божиею сохранившись от них невредимым, возвестил тому же старцу о своей боязни и вместе просил его молитв о сохранении его на будущее время.

Ответ. Бог, Который сказал: не отступлю от тебя и не оставлю тебя (Нав. 1, 5), никого не предает; предает же нас неверие наше. Впрочем и те, которые имеют совершенное упование на Бога, подвергаются иногда, по попущению Божию, искушениям для испытания веры. Разве нападавшие на тебя разбойники были многочисленное колесниц и сил фараона? А известно, что они внезапно были потоплены одним словом и мановением Господним. Ужели не помнишь, как ослепли напавшие на Елисея? Кто ослепил их? И для чего соделал и соделывает это Тот, Кто знает, как избавлять благочестивых от искушения (2 Пет. 2, 9)? Как мы забыли Писание, которое говорит: Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою (Пс. 120, 7)? Как мы предали забвению слова Христовы: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30), и: птица не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф. 10, 29), человек же лучше многих малых птиц! О боязнь — дщерь неверия! Куда низвела она нас?! Боязнь эта весьма вредна: она ослепляет ум, ослабляет сердце, отторгает людей от Бога, она — сестра отчаяния, ибо удаляет людей от страха Божия и низводит в страну погибели.

Брат! Убежим от нее и возбудим спящего в нас Иисуса, воскликнув: Наставник! погибаем (Мф. 8, 25; Лк. 8, 24). И Он, восставши, запретит ветрам, и они утихнут, а нам скажет: это Я; не бойтесь (Ин. 6, 20). Оставим тростяной жезл (см. Ис. 36, 6) и возьмем жезл креста, силою коего утверждаются хромые, восстают мертвые, которым хвалился Апостол (см. Гал. 6, 14), коим мы освободились от предательства, предоставив себя Распявшемуся за нас. Он Сам упасет сим жезлом нас — овец Своих — и отгонит от нас кровожадных волков. Тому слава вовеки, аминь.

106. Подобным образом и великий старец, будучи вопрошен о сем, сказал: Брат, отягченный сном! Испытай слабое свое сердце. Я удивляюсь, как оно боится рабов, стоящих вне, а не видит господ их, пребывающих внутри. Чувственные разбойники суть рабы разбойников мысленных, то есть демонов, которые в них действуют. Ты должен благодарить приходящих к тебе разбойников за то, что они, придя, разбудили спящих в тебе разбойников господ своих. Куда так далеко отошел Иисус, чтобы тебе нельзя было пойти к Нему и молить Его прийти на помощь? Не слышит ли ухо твое, что поют уста твои: Близок Господь всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144, 18). Прилепись к Нему, и Он избавит тебя и от внутренних господ, и от внешних рабов их. Ему слава вовеки, аминь.

107. Тот же вопросил другого старца: Два помысла беспокоят меня касательно разбойников: один осуждает меня, говоря: то, что ты имеешь, принадлежит общежитию, и потому грех будет, если допустишь взять это, но в случае прихода их ты должен подать о них знак стуком или голосом. Другой же помысл осуждает меня, говоря, что Господь сказал: кто захочет... взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40). Как повелишь, владыко, поступить мне, ибо я сомневаюсь в этом, и прости меня, что я допускаю мысленных разбойников входить и исходить и скрадывать сердце мое, а о видимых вопрошаю. Помолись, чтобы Господь предварительно избавил меня от оных.

Ответ. Если ты ни над чем не имеешь власти, то не пренебрегай тем, что получаешь по любви от общежития, иначе ты подвергаешь себя осуждению; ибо человек подвластный не состоит под заповедью (вышеупомянутою в вопросе). Итак, без смущения постучи и покличь близ живущего брата, говоря: благослови, брат, и помоги, и покроет тебя Господь. Что же касается до мысленных разбойников: да избавит тебя Господь от тех и от других. Мужайся, крепись и молись обо мне.

108. Тот же брат, прочтя в Сказаниях отеческих, что истинно хотящий спастись должен сперва в сожитии с людьми претерпеть досады, бесчестия, лишения2, уничижения и освободиться от влияния чувств своих, и тогда уже пойти в совершенное безмолвие, как явил в Себе и Сам Господь наш Иисус Христос (ибо Он, претерпев всё сие, взошел наконец на Святой Крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое совершенное успокоение), говорил самому себе: «Я, окаянный, ничего подобного не знал и не сделал, удалился же от людей потому что, по немощи своей, соблазнял всех; посему не должен ли я снова войти в общежитие и, с помощью Божией, сперва исполнить то, что заповедали отцы, а потом уже пойти в безмолвие, чтобы иначе не напрасен был труд мой?»

Мысли сии он сообщил великому старцу, который отвечал ему: — Отцы сказали хорошо: иначе и быть не может. Но как случается, что человек по многим причинам заключает, будто он правильно поступает, между тем как вследствие других причин он терпит вред, то и надобно быть осторожным. Как ты уже решился пребывать в своей келии (в безмолвии), то, если после сего вступишь в общежитие, впадешь в тщеславие; а может быть, даже и не устоишь в своей мысли, то есть чтобы пребывать в общежитии, и наконец оставишь его таким образом и выйдет двойное зло. Но если укоряешь себя как не сделавшего ничего такого, что должно было сделать для восхождения на крест, говоря: «Я удалился в безмолвие по неведению», то самоукорение может заменить досады и бесчестия и таким образом привести наконец искренно принимающего оное в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава вовеки, аминь.

109. Того же к тому же великому старцу. Помолись обо мне, ибо я очень скорблю.

Ответ. Бог неба и земли, молитвами святых Своих, да исполнит прошения ваши, об исполнении коих и я молю Его. Вы желаете услышать и возрадоваться, и тем понуждаете меня говорить, чтобы и на мне исполнилось слово Писания: Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили (2 Кор. 12, 11). Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви Христа, сказавшего: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 31), не престаю в горении и теплоте Духа (см. Рим. 12, 11), день и ночь молиться Богу, чтобы Он сделал вас богоносными, чтобы вселился в вас и ходил в вас (см. 2 Кор. 6, 16) и ниспослал вам Духа Святаго, Духа истины, Который научит вас всему и напомнит вам всё, что [Христос] говорил (Ин. 14, 26; 16, 13), дабы удостоиться вам наследия вечных благ, которые не видел... глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые воинства царские, тогда как они сами не заботятся о сем. Да даст же Бог и вам пламень любви сей. И тогда Бог удостоверит вас, что она возводит имеющих ее до седьмого неба, как некоторые уже с дерзновением восходят и благословляются в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю, Бог знает3 (2 Кор. 12, 2), а чтобы познать вам начало пути к этой радости, послушайте: прежде всего приходит к человеку Дух Святой, научает его всему, и тому, как надлежит смиренномудрствовать (о чём не можете услышать ныне); потом, наставляемый сим первым воспламенением, восходит он на первое небо, потом на второе, и так далее по мере преуспеяния, даже до седьмого. И там удостаивается видеть неизреченные и страшные вещи, коих никто не может слышать, кроме достигающих этой меры, которой да сподобит Господь и вас. Совершенно умирающие мiру терпением и многими скорбями могут прийти в нее.

О возлюбленный брат! Господь претерпел крест, и тебе ли не радоваться в скорбях, терпение которых вводит в Царство Небесное? Добрый знак, что ты скорбишь; разве ты не знаешь, что когда кто просит отцов молиться о нём или молить Бога подать ему помощь, тогда умножаются скорби и искушения к испытанию его. Итак, не ищи покоя телесного, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный, и Господь сказал: в мiре будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Бог да поможет тебе во всём. Помолись обо мне.

110. Тому же брату пришла мысль, что великий старец скоро умрет; опечаленный сею мыслью и скорбя о спасении своем и всего общежития, он открыл сие тому же великому старцу и получил следующий ответ.

Возлюбленный брат! Подвигнутый любовью Божией, ты изрек глаголы смирения к человеку грешнейшему и худейшему, глаголы, которые и в немилостивых людях могут возбудить сострадание. Что же скажу тебе я, человек, не имеющий ни сострадания, ни милосердия? Побуждают меня слова твои, но что подам тебе в утешение? Не знаю. Если бы я имел что-либо, сказал бы тебе. Не оставлю вас сирыми ни в сии годы, ни в сие время, но пребуду с вами по повелению Бога, совершающего всё на пользу, для спасения душ рабов Своих, ибо сие Господь делает не ради меня, но ради вас, просивших сего, дабы вы принесли плод Богу, соделывая чрез меня ваше спасение. Я скажу тогда: вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8, 18), соблюди их во имя Твое (Ин. 17, 11). Покрой их десницею Своею, приведи их в пристанище хотения Твоего; напиши имена их в книге Твоей; дай им обручение жизни, подавая им радость и говоря: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). И помолись, чтобы с дерзновением мог я изречь: Отче! которых Ты дал мне, чтобы там, где я, и они были со мною (Ин. 17, 24) — дети мои. Поверь мне, брат, что дух мой усердствует сказать моему Владыке, Который радуется о прошении рабов Своих: Владыко! Или вместе со мною введи и чад моих в Царство Свое, или изгладь и меня из книги Твоей. Но немощь моя и нерадение препятствуют мне иметь такое дерзновение; впрочем, милосердие Его велико. Имея же такового Владыку, да утешимся, веруя, что Он непременно окажет нам милость Свою. Бог не забудет труда подвигов отцов наших, прежде почивших и ныне живущих, но скажет: пощажу место сие ради Себя и ради тех, которые верно служат Мне на оном. Ибо я верую несомненно, что на сем месте есть мужи, которые могут умолить Бога о неисчетном множестве людей, и прошения их не будут отвергнуты; ибо сказано: желание боящихся Его Он исполняет (Пс. 144, 19), которые могут упросить, да будут очи Господни всегда обращены на место сие (ибо молитвы их восходят к Нему, как блистающая молния и как солнечные лучи), о которых веселится Отец, радуется Сын и утешается Дух Святой. Будем только внимать самим себе, брат, а Бог печется о месте сем, ибо оно сделалось местом упокоения для рабов Его, и чрез них исполняется написанное: глас радости и спасения в жилищах праведников (Пс. 117, 15). Впрочем, десница Господня творит силу (Пс. 115, 16) — дает нам крепость, чтобы мы могли шествовать по стопам отцов наших, то есть следовать их учению, жизни, долготерпению, любви, терпению, гонениям и страданиям, которые они претерпели от врага и чувственно, и мысленно. Если же не усвоим себе чего-либо из жития их, то как назовемся и чадами их? Господь говорит: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8, 39). Ежели мы не будем страдать с ними по мере немощи нашей, то как можем некогда и прославиться вместе с ними? Ежели не умрем с ними, отсекая волю свою, то как и восстанем с ними, в ожидании услышать сие слово: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мiра (Мф. 25, 34).

Брат! Ежели Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники отцов наших, то будем остерегаться, как бы леность наша, или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними; ибо Писание говорит: Если же неверующий хочет развестись [слав.: отлучается], пусть разводится [слав.: да разлучится] (1 Кор. 7, 15); вспомним еще сказанное: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Будем непрестанно молить Бога, чтобы никому из нас не рачлучиться с Отцами нашими, ни в сем веке, ни в будущем. Не оставим света для взыскания тьмы, не отринем сладости меда для вкушения горечи змия. Не будем зложелательны к самим себе и не возлюбим смерти; не приимем клятвы вместо благословения. Да не прогневаем Христа, угождая врагу. Станем трезвиться, бодрствовать, идти спешно, будем готовы; пробудимся от глубокого сна нашего. Подумаем о том, что Бог даровал нам не то только, чтобы быть под ногами святых, но и то, чтобы быть чадами их и наследниками. Блаженна душа, вкусившая сих благ! Блаженна душа, уязвленная любовью к сим благам! Блаженна душа, прилепившаяся к ним! Блаженна душа, усовершившаяся в сем! Ее ожидают во Царствии Небесном радость, веселие и мздовоздаяние во славу Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Молись обо мне, брат!

111. Того же к тому же великому старцу прошение молитвы о том, чтобы Бог даровал ему духовное преуспеяние.

Ответ. Брат! Моли благость Того, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), дабы он даровал тебе духовное бодрствование, возжигающее духовный огонь, который пришел низвесть на землю (см. Лк. 12, 49) Господь, Владыка неба и земли. Вместе с тобой по силе моей буду молиться и я, да дарует тебе сие бодрствование Бог, подающий всем, с трудом и усердием просящим, благодать, которая, придя, наставит тебя на истину, ибо она просвещает очи, исправляет ум, прогоняет сон расслабления и нерадения, очищает оружие, которое заржавело в земле лености, делает светлой одежду, оскверненную в плену врагов, заставляет возненавидеть скверную пищу их и возжелать насытиться духовной жертвы, приносимой Великим Архиереем нашим; сия-то есть та жертва, о которой открыто было Пророку, что она очищает грехи и отъемлет беззакония (см. Ис. 6, 7), плачущим прощает, смиренным дает благодать (см. Притч. 3, 34), приемлется достойными, и чрез нее наследуют они жизнь вечную, о имени Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Помолись обо мне.

112. Тот же брат просил великого старца помолиться за него, дабы сподобиться ему принести себя в жертву мертвости Иисусовой.

Ответ. С радостью прошу Бога исполнить всякое ваше прошение и верую, что Он исполнит сие; ибо неложен Тот, Кто сказал: просúте, и дано будет вам (Мф. 7, 7). Итак, да исполнит Господь прошения ваши. Аминь. Впрочем, не будь и сам беззаботен, но потрудись несколько; ибо ищущие у царя высокого достоинства власти, хотя и имеют многих ходатаев за себя, однако ж и сами подвергаются скорбям, опасностям и трудам, пока не получат желаемого; равным образом и ты понеси хотя небольшой труд, чтобы обрести тебе великую милость. Много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Скажи и находящемуся с тобою возлюбленному о Господе брату, который всегда тебя вразумляет и чрез то оказывает тебе великую милость, чтобы он не переставал вразумлять тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Приветствую всех вас о Господе и прошу помолиться обо мне, ради любви.

113. Тот же просил молитв великого старца, дабы избавиться ему от ветхого человека.

Ответ. Послушай, возлюбленный брат, и преклони сердце твое к сохранению возвещенных тебе Божественных глаголов, которые происходят не от человека, но от Духа Святого. Иисус есть Врач душ и телес. Ежели ты имеешь язвы, я введу тебя к Нему и буду молить Его, дабы Он исцелил тебя, если только ты сам сего пожелаешь. Он есть Податель всех благих дарований. Подает же тебе не только по прошениям твоим, но лучше сказать — несравненно более того, чего ты просишь (см. Еф. 3, 20). Иисус Сын Божий есть свет и сила; Он воплотился от Святой Девы Марии, явился на земле, пожил с человеками и принес за нас Самого Себя в жертву живую... благоугодную Богу (Рим. 12, 1) и Отцу нашему, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2, 14), царское священство, народ святой (1 Пет. 2, 9), претерпев за нас все сии страдания. Он оставил нам образ терпения и радуется, когда мы просим Его. Я прошу Его просветить сердце твое; впрочем, потрудись и ты со мною до пота; ибо Сын Божий говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Итак, моля о тебе, я прибегаю к Нему с великой неотступностью; но если и сам ты не прибегнешь к Нему, то будет нам великий стыд. Иисус никого не отвергает; Он и в единонадесятый час нанял делателей в виноградник Свой. Прилепись к Нему и потрудись несколько, чтобы получить награду наравне со всеми. Бог даровал тебе ум, предай Ему оный, посвящая его небесному, о горнем помышляйте, а не о земном, ищите горнего (Кол. 3, 1-2), где Он Сам пребывает; ибо я молюсь, чтобы ты достиг туда со всеми, любящими имя Его. Сим только образом может каждый освободиться от ветхого человека. Иисус сказал апостолам: вы — соль земли (Мф. 5, 13); землею назвал Он тело, ибо Писание говорит: прах [слав.: земля] и в прах (землю) возвратишься (Быт. 3, 19). Будь сам для себя солью, осоляя и иссушая в себе гнилость и истребляя червей, то есть злые помыслы. Если ты будешь сие делать, то и я вместе с тобою стану трудиться и осолять, чтобы не воссмердели язвы твои и не возбудили в других отвращения. Бог и Спаситель наш хочет, чтобы мы спаслись; но нам надлежит взывать непрестанно: «Спаси мя, Господи», — и спасет тебя; ибо некоторые взывали так и вошли в желаемую пристань (см. Пс. 106, 30), куда, надеюсь, и ты войдешь, ежели дашь мне руку по силе своей. Размысли о сказанном и, последуя сему, достигнешь желаемого, как говорит Апостол: бегите, чтобы получить (1 Кор. 9, 24). Молись обо мне, брат, да не буду осужден за то, что говорю и не делаю.

Вопрос 114, того же к тому же великому старцу, о различных помыслах и о совершенстве в пути Божием.

Ответ. Всё, что ты написал, забывчивый брат мой, прося у Бога чрез мою худость, клонится к одному, — чтобы совлечься ветхого человека, приобрести освящение души и тела и получить спасение в Царствии Божием вместе со святыми; ибо это-то и есть та мера, о которой я тебе говорил, — чтобы измениться и очиститься от ветхого человека. Несравненно более тебя (см. Еф. 3, 20) прошу я Бога, побужденный к тому любовью, чтобы Он подал тебе то, о чём ты просишь. И если ты не воспрепятствуешь сему своим расслаблением и нерадением, то удивишься и прославишь Бога, как Он приведет тебя из небытия в бытие. Бог да простит тебе согрешения твои, и тем, что последует за сим, да уготовит тебе прощение. Касательно ночных мечтаний скажу тебе, что диавол по зависти искушает тебя ими: ты приносишь покаяние Богу, а дух злобы хочет поругаться тебе и уверить, что и всемогущее покаяние бесполезно; по не повинуйся ему, ибо ты имеешь великую помощь от молитвы святых. Тщательность состоит в том, чтобы, если увлечешься и согрешишь против кого-нибудь делом или словом, пойти к нему и сделать ему поклон4. И Бог, видя это, защитит тебя от врагов твоих. Касательно снедей: не будем слишком заботиться о себе. Случается и то, что сия брань бывает от демонов с целью вовлечь нас в попечения, дабы, занимаясь этим, мы оставили предлежащие нам блага. О совершенстве же пути Божия говорить теперь не следует, чтобы не привести тебя в отчаяние; но веруй, что даром спасает тебя Господь Бог молитвами святых, ибо они могут умолить Его. Помолись обо мне, брат.

Вопрос 115, того же к тому же великому старцу: об унынии и некоторых других помыслах.

Ответ. Единый безгрешный Бог, Который спасет надеющихся на Него, да укрепит любовь твою, чтобы ты служил Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни твоей (Лк. 1, 75), во храме внутреннего человека, где приносятся Богу мысленные жертвы: злато, ливан и смирна; где закалается в жертву телец упитанный и изливается честнáя кровь непорочного Агнца; где слышатся согласные восклицания Святых Ангелов: тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50, 21).

Тогда! Когда же это «тогда»? Когда приходит Господь наш, Великий Архиерей, Который приносит и принимает Бескровную Жертву; когда о имени Его в ушах хромого, сидящего при красных дверях, слышен будет радостный глас: встань и ходи (Деян. 3, 6); тогда он входит во святилище, ходя и скача, и хваля Бога (стих 8); тогда престает сон уныния и неведения; тогда отлетает от вежд дремота уныния и лености; тогда пять мудрых дев возжигают свои светильники (см. Мф. 25, 3), и ликуют с Женихом во святом чертоге без смущения, согласно воспевая: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33, 9). Тогда прекращаются брани, и осквернения, и движения, и водворяется святой мир Святой Троицы, запечатлевается сокровище и делается недоступным похищению. Молись о том, чтобы тебе уразуметь это, достигнуть сего и возрадоваться о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.

116. Того же к тому же великому старцу о тайном искушении и о преуспеянии.

Ответ. Брат! Я удивляюсь любви твоей, как ты не постигаешь хитростей бесов. Ибо как раздражились они против Иова, когда свидетельствовал о нём Бог, и как предугадав, что приблизилось время юноше очиститься, сотрясли его (см. Мк. 9, 20); так и тогда, когда видят, что кто-либо преуспел, искушают его по зависти; не искушают же пришедшего в преуспеяние через свои дела, потому что такой победил их, но преуспевшего туне по молитвам святых, и это бывает попущением Божиим для того, чтобы человек познал свою немощь и не превознесся полученным дарованием. Как в воинстве одни превосходят других, так и обители у Отца светов превосходят одна другую. Если бы не было так, то почему их много (Ин. 14, 2)? Бог да укрепит тебя в страхе Своем. Помолись обо мне.

117. Вопрос, того же к тому же великому старцу: о преуспеянии душевном, о научении брата и о вере к общему (духовному) отцу.

Ответ. Поверь мне, возлюбленный брат, что ты, при помощи Божией, находишься не вне врат Царствия Небесного, но стой твердо, тщательно, внимая самому себе, чтобы не быть изринутым оттуда. От Бога зависит ввести туда человека за молитвы святых Своих; а от воли человека зависит утвердиться там или быть оттуда изринутым. По воле Божией я постепенно веду тебя на высоту добродетелей. Итак, благодушествуй о Господе и усердно иди путем Его и получишь от Него помощь о имени Его. О брате же скажу: приими его со смиренным сердцем и говори ему то, что Бог положит тебе на сердце сказать ему, помня, что по нужде Он отверз уста и ослу; и если всё исходит от Него, то Ему же припиши и пользу, через тебя полученную. И когда Бог, вложивший слово в уста твои, увидит твое смирение, то припишет тебе награду за научение брата и исполнятся на вас слова Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден. Господь Иисус Христос да устроит всё ко благу нашему. О худейшем же рабе скажу: если Бог даровал тебе веру, то Он же и растит и хранит ее, ибо не может открыть тайну людям худейший из них, но Бог бывает всё во всех. Прости, брат, и помолись обо мне.

Вопрос 118, того же к другому старцу. Как поступать желающему безмолвствовать, дабы избежать прославления имени своего, чтобы слава, превышая дела его, не повредила ему, потому что отцы сказали: горе тому человеку, которого имя выше дел его; и беседовать ли с некоторыми или вовсе ни с кем не беседовать?

Ответ. Иметь имя или славу выше делания своего нимало не вредит тому, кто не услаждается тем или не соглашается с тем, что говорят о нём, так же, как оклеветанному в убийстве, но ничего подобного не делавшему, не вредит клевета. Такой должен думать, что люди имеют обо мне хорошее мнение, не зная, каков я. А то, чтобы с одними беседовать, а с другими нет или одних отвергать, а других принимать, — приводит к различению людей. Итак, кто может пребывать беспопечительно, познав свою немощь (говорю по неразумию своему), тот хорошо делает.

Вопрос 119, того же к великому старцу. Прошу тебя, честнейший отец мой, снизойди к моей немощи и разреши мне, когда кто из отцов пожелает прийти ко мне в келию, чтобы помолиться за меня, принять его; ибо я отягчен унынием, пока Бог, молитвами вашими, утвердит мою душу.

Ответ. Брат мой! Прошу любовь твою, не поставляй меня на высоте: я несмыслен и превозношусь, тогда как должен бы иметь уверенность, что нахожусь внизу; ибо слово твое «снизойди» — значит, что я нахожусь наверху, на высоте. Но ужели не знаешь, что тому, кто должен быть ниже всякого человека и находиться в самом низу, некуда уже более сойти? Ты имеешь наставление святого апостола Павла, который говорит: Всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Сол. 5, 20). Всякое дело, которое совершает человек в страхе Божием, приносит пользу душе его. Итак, если беседа с Отцами приносит тебе пользу, то я не препятствую твоей пользе, ибо считаю себя достойным презрения ото всех, которые приходят помолиться о тебе и доставить тебе пользу. Посему, будешь ли ты иметь свидание с отцами, или не будешь, Господь Иисус да укрепит искреннюю любовь твою. Что я значу среди людей, чтобы мог позволять себе требовать сего от тебя? Твоя польза составляет мою радость. Итак, беседуя с приходящими к тебе святыми и получая от сего пользу, проси их помолиться и обо мне, любви ради. Полагаю же так, что и беседовать ради Бога хорошо и не беседовать Бога ради — так же хорошо. Будь здоров.

120. Того же к тому же великому старцу, прошение молитвы, и о совершенном безмолвии.

Ответ. Господь наш Иисус Христос, Сын Благословенного и Вышнего Бога, да утвердит и укрепит вас к принятию Святого Своего Духа, Который благим Своим пришествием да научит вас всему, да просветит сердца ваши и наставит вас на истину; и да увижу я вас процветшими подобно финикам в раю Божием, и да явитесь вы как плодовитая маслина посреди святых и как виноград плодоносный, весь истинный, на Божественной ниве. Да сподобит же вас Господь испить от источника премудрости; ибо те, которые пили из него, забывали самих себя, будучи всецело вне ветхого человека, и от источника премудрости перешли к иному источнику, любви, никогда не перестающей (см. 1 Кор. 13, 8); и, пребывая в этом состоянии, они достигли меры, превысшей рассеяния и высокоумия, сделавшись всецело ум, всецело око, всецело светлы, всецело совершенны, всецело боги. Потрудились, возвеличились, прославились, просветились, ожили, потому что прежде умерли. Веселятся и веселят: веселятся о Нераздельной Троице и веселят вышние силы. Возжелайте состояния их, теките путем их, поревнуйте вере их, приобретите смирение их, терпение во всём, дабы вам получить достояние их. Держитесь их непадающей любви, дабы наследовать неизреченные блага: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). О безмолвии же скажу: теперь обучай себя еще несколько времени, и Бог сотворит с тобою милость Свою.

121. Тому же великому старцу: дозволит ли он ему проходить совершенное безмолвие?

Ответ. Я уже сказал любви твоей, возлюбленный брат, касательно безмолвия, чтобы ты еще несколько подождал, и сказал это не потому, чтобы не желал видеть тебя достигнувшим этой5 меры; вовсе нет! Напротив, желаю и молюсь, дабы Он даровал тебе сие, и большее сего, ибо преуспеяние ваше есть высшая моя радость. Но дарования духовные ниспосылаются от Бога в свое время. Он Сам призывает, помогает и сохраняет; ибо Писание говорит: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 18). Если хочешь создать себе дом, прежде приготовь материал и всё нужное, и Зодчему останется только прийти и построить. Нужное для такого здания состоит в следующем: твердая вера — для возведения стен; деревянные светлые окна, через которые проникает свет солнечный внутрь для освящения дома, чтобы не было в нём никакой тьмы. Сии деревянные окна означают пять чувств, утвержденных Честным Крестом Христовым, чрез кои проникает в нас свет мысленного Солнца правды и не допускает никакой тьме входить (разумею врага и ненавистника добра) в дом твой. Хочешь ли ко всему сему кровли, покрывающей дом, да днем солнце не поразит тебя, ни ночью луна (Пс. 120, 6). Кровлею можно назвать любовь к Богу, которая, покрывая дом, никогда не падает и не допускает зайти солнцу во гневе нашем (см. Еф. 4, 26), — дабы оно не явилось в день судный обличителем нашим, жгущим нас во огне геенском, ни луну не допускает свидетельствовать о нашем ночном унынии и лености. Надобно наконец иметь и двери, которые бы вводили в этот дом и сохраняли живущего в нём. Когда же говорю о двери, то разумей, брат, мысленную дверь — Сына Божия, Который говорит о Себе: Я есмь дверь (Ин. 10, 9). Если ты таким образом приготовишь дом свой и не будет в нём ничего ненавистного Сыну Божию, то Он приидет к тебе с благословенным Отцом и Святым Духом и обитель у тебе сотворит (Ин. 14, 23), научит тебя тому, чтó есть безмолвие, и просветит сердце твое неизреченной радостью. Аминь.

122. Прошение молитвы и наставления к добродетельной жизни.

Ответ. Бог наш Иисус Христос да просветит очи сердца твоего, вожделеннейший и возлюбленнейший сын мой, дабы воссияло в них просвещение Святой, Единоначальной, Животворящей и Достопоклоняемой Троицы, дабы ты мог уразуметь святые Его Таинства, возрадоваться вечной радостью, выйти из Египта, рассечь море жезлом, связать руки лютого фараона и праздновать Богу, принося в жертву и снедая Пасху во святыни, обагряя уста свои во святой и честнóй Его Крови, будучи притом препоясан по чреслам, держа жезл чистыми руками и нося сапоги на ногах непретыкающихся; да напитаешься ты небесною манною, приносимою сослужебными тебе облаками, да не обветшает одежда твоя и да не возрастут волосы на голове твоей; но да очистится сердце твое к принятию Владычнего закона, да сокрушишь ты среди людей твоих излиянного тельца; да пожрет земля врагов твоих, противоречащих тебе; да возобладаешь над царями амморейскими; да потребит Господь семь оных народов от лица твоего, и да наследуешь землю их вовеки. Да перейдешь ты Иордан силою Божественного чудодействия, и да возьмешь город финикийский (Иерихон) и спасешь блудницу Раав, уверовавшую в Бога твоего, да насеешь, и насадишь, и вкусишь, и насытишься плодами, и прославишь Бога, даровавшего тебе Свою милость. Ты не должен знать другого бога, поскольку ты будешь отселе освящен Богу твоему, и иноплеменники не опустошат земли твоей, поскольку ты будешь страшен для них. Да убьешь ты Голиафа, чтобы царствовать с Давидом, и совлечешься ветхого, найдя новое. Да уверуешь во Христа, дабы с Ним сораспяться, умереть, быть погребенным, и наконец восстать светло и вознестись от земли славно, и жительствовать с Ним вечно. Итак, умягчи сердце свое, и оно обновится; сколько смягчишь его, столько найдешь в нём помышлений для жизни вечной о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

А к брату, который с тобою, будь снисходителен по силе своей: здоровый должен снисходить немощному, пока Бог устроит полезное ему. Радуйтесь о Господе.

123. Прошение того же к тому же великому старцу. Святой отец! Благослови меня благословением духовным и освяти мне посланный к тебе куколь и аналав, чтобы иметь мне их как покров от всякого зла о Христе, Господе нашем.

Ответ. Возлюбленный брат! Если Владыка Христос, Всемогущий Господь неба и земли, сказал приступившему к Нему: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), то что скажу я, нищий и убогий? Но Бог благословений да благословит тебя всяким благословением духовным (см. Еф. 1, 3) и всякою благодатию правды и да соделает тебя сопричастником светлости святых, наследником Царствия, свободным от нечистых страстей, молитвами и ходатайствами всех святых. Аминь. А о чём просил ты, скажу: если ты веришь так6, то я буду носить их (куколь и аналав) три дня и пришлю их тебе, когда освятятся беседою с Богом, совершаемою чрез молитвы святых, которая да утешит и тебя. Помолись обо мне.

124 Того же к тому же великому старцу. Отец мой! Как могу узнать, пребывая в келии своей, отсекаю ли я свою волю, а равно и когда нахожусь с людьми? И что есть воля плотская и воля, внушаемая демонами, прикрытая личиною добра? И какова воля по Богу?

Ответ. Отсекать волю свою пребывающему в келии своей — значит не радеть о телесном покое во всех его видах; воля плотская состоит в том, чтобы упокоить тело в каком-либо случае, и потому, если не доставляешь ему покоя, знай, что, пребывая в келии, отсекаешь свою волю. А отсекать волю свою, пребывая с людьми, — значит умереть для них и быть с ними как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит Апостол, — это отсекать волю телесную (см. Еф. 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда человек тот бывает уловляем ими. Помолись обо мне, брат, и прости меня.

125. Того же к тому же великому старцу. Какую должно назначить для себя ежедневную пищу?

Ответ. Если назначишь себе ежедневную пищу в келии согласно с тем, как ты спросил, это введет тебя в попечения и брань. А что посылает Бог, тем и будь доволен. Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно (Притч. 10, 9).

Ответы 126–150


Примечания:

1 Зверохищный, звероядный — поврежденный зверем (см. Исх. 22, 31). Слово это означает животное, не совершенно умерщвленное зверем, но несколько поврежденное им и потому негодное в жертвоприношение.

2 В славянском: тщеты.

3 Можно думать, что святой разумеет здесь себя, ибо ведýщий других столь высоким путем к Богу, конечно, сам первый совершил сей путь силою Святого Духа.

4 Испросить у него прощения.

5 В славянском: во устроение таковыя меры.

6 В славянском: извещаешися тако.


Текст по изданию «Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни» («Локид-Пресс», М., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!