Св. Дионисий Ареопагит. Письма.

Святой Дионисий Ареопагит

Письма


Письмо Гаю монаху

[1065 А] Мрак исчезает при свете, а тем более при ярком свете; незнание изгоняется познаниями, а тем более большими познаниями. Понимая эти слова в самом прямом, а не в переносном смысле, убеждённо утверждай, что стремящимся к познанию света и сущего недоступно неведение Бога; что этот запредельный Мрак Его скрывается при любом свете и затмевает любое познание. И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же в Своём сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее, а существует сверхъестественно и сверхразумно познаётся. И в заключение: [1065 В] полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит всё познаваемое.

Письмо Дорофею диакону

[1073 А] Божественный Мрак – это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен он по причине своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину превосходящий ведение и видение, и, познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вместе с пророком: "Дивно для меня ведение Твоё, не могу постигнуть его". Точно так же и божественный Павел, о котором в Писании сказано, что он познал Бога, [1073 В] постиг, что мышление и ведение Его превосходит всё сущее, [1076 А] вот почему он и говорит, что пути Его – неисповедимы, суждения – непостижимы, дары – неизреченны, а мир Его – превосходит всякое разумение; таким образом, познав Того, Кто превосходит всё сущее, превосходящим мышление разумением он постиг, что Бог, как Причина всего сущего, запределен всему сущему.

Библиотека


Текст по изданию «Мистическое богословие Восточной Церкви» (Харьков, 2001 г.).
Источник: «ИСИХАЗМ».

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!