Митрополит Сурожский Антоний (Блум)Непрестанная молитва*
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Не напрасно Бог открывает нам святость и величие некоторых подвижников духа. Множество других, вероятно, неизвестных нам, покоятся в славе Божией; но о некоторых нам открыто для того, чтобы мы чему-то научились от них. Сегодня Церковь вспоминает святого, чьё имя, возможно, мало кто из нас знает: преподобного Иоанникия Великого. И я хочу остановиться на одной из сторон его жизни, которая была для него решающей и от которой, я думаю, мы можем научиться. Он жил в VIII веке, родился в Вифинии и был воином. А потом, оставив службу, вернулся в родную деревню. Это был человек простой, неграмотный, не имевший никакого, по нашим понятиям, образования. Он ходил в церковь, слушал чтение, воспринимал, что мог; до того дня, когда он услышал одно слово из послания апостола Павла; это слово ударило его в душу и открыло для него совершенный смысл жизни. Это слово было: Непрестанно молитесь. Он вышел из храма и никогда больше не вернулся в свою хижину, но ушёл на гору, которая была неподалёку, и решил, что слово, услышанное им не слухом только, а всем существом Божий призыв, и что если Бог зовет, то Он даст и силы, и разум, и помощь. Он знал только одну молитву: Отче наш. И он начал произносить эту молитву, медленно, внимательно, доводя до глубины сердца каждое прошение этой молитвы, каждое её слово, делаясь единым, насколько умел, со своей молитвой. И пока длился день, дела шли хорошо; к суровой жизни он привык смолоду; он собирал ягоды, ел, что можно было, молился. А затем наступила ночь, полная мрака, страхов, непривычных звуков в зарослях вокруг него... Годы спустя он встретил другого подвижника. К тому времени он вырос в полную свою меру, стал человеком молитвы; он был весь молитва, словно огненный светоч перед лицом Божиим. И подвижник спросил его: «Скажи, отче, кто научил тебя так молиться?» Иоанникий посмотрел на него и сказал: «Я дам тебе ответ, потому что думаю, ты поймёшь: непрестанной молитве меня научили бесы». И дальше он рассказал, что после первого дня, когда настала ночь и на него напал страх, он почувствовал себя бесконечно беспомощным и беззащитным. Он сидел, окруженный неведомой опасностью, полный страха, и даже не мог читать Молитву Господню; он только мог сказать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня! И так он от страха взывал всю ночь. Когда наступил день и он стал бродить, он знал, что повсюду вокруг таится опасность. Собирая ягоды, он знал, что в этих самых кустах прячутся звери, которых он слышал ночью. И так он продолжал, пробирался в кустах, пробирался в лесу, осматривался, стараясь найти защиту и помощь в этом крике: Господи, Иисусе Христе! Сыне Божий! Помилуй меня!.. И снова наступила ночь, и он кричал всё настойчивее; и так он кричал изо дня в день и из ночи в ночь. Очень скоро он обнаружил, что может справиться со страхом окружающей его физической опасности; но тогда возникли другие опасности. Он стал видеть зло, которое таилось в его собственном сердце, разделённость ума, колебание воли, требования плоти всё, что родится изнутри. И когда он начал бороться с этим, он обнаружил, что тёмные, злые силы используют всякую слабость, всякий недостаток в нём, чтобы разрушить его изнутри. И Иоанникий продолжал взывать к Богу теми же словами, пока однажды наконец не наступил мир. Вот почему он сказал, что бесы, зло, которое качествовало в нём самóм, научили его молиться непрестанно: не усилием воли, а по неизбывной нужде он кричал всем своим существом о защите, а потом и о спасении. Мы можем спросить себя: почему у нас нет такого побуждения? Отчасти потому, что мы не окружены опасностью; вокруг нет ничего, что заставляло бы кричать о защите от таких вещей, с которыми нам не справиться; мы не чувствуем себя беспомощными, мы чувствуем себя крепкими, чувствуем себя в безопасности, чувствуем себя защищёнными. Но есть и другая причина: мы очень нечутки к опасности, которая таится в нас самих, мы очень нечутки к недостаткам и разрушительному злу внутри себя. Мне вспоминаются слова одного духовного писателя об этой борьбе со страстями, со злом. Однажды он был спрошен учеником: «Почему я этого не вижу? Я не чувствую, чтобы зло ополчалось на меня, чтобы меня преследовали искушения; в чём разница между святыми и нами?» И духовник ответил: «Злу нет нужды преследовать тебя; ты сам гонишься за всем, что возбуждает, пробуждает страсти в тебе: зачем злу ополчаться на тебя, когда ты только и ищешь случая послужить ему?» Задумаемся немного об этом: и о святом Иоанникии и об этих словах. Почему мы так спокойны? Материально это легко понять, но духовно? Потому ли, что мы никогда не противимся врагу, никогда не вступаем в смертный бой против любого зла, живущего внутри нас? Оттого ли, что мы воображаем, будто зло это только боль, страдание и горе вокруг нас, от которых мы защищены? Подумаем об этом, потому что наше христианское призвание быть воинами, поражать зло внутри наших сердец и водворить Христа Царём нашей жизни. Царство Божие начинается внутри нас. Пока мы в плену у любых побуждений, влекущих нас во все стороны, зачем злу открывать собственное лицо, обнаруживать своё присутствие? Только если мы возьмём на себя подвиг добрый с тем, чтобы всё своё существо подчинить святости, чтобы тело наше, наша душа, наш ум, всё в нас было как бы продолжением присутствия Христова, местом вселения Святого Духа, чтобы нам стать участниками Божиего делания и Божией жизни, тогда только начнётся для нас эта борьба. Но в этой борьбе мы должны помнить слова Христа: Не бойся! Я победил мiр... Мы можем победить, потому что Крест свидетельствует не только о человеческой ненависти к Богу, он также свидетельствует о Божией победе через любовь, которая может превозмочь страдание, отвержение и самую смерть. Аминь.
Примечание: * Перевод с английского. Проповедь произнесена 17 ноября 1985 г.
Текст по изданию «Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы» («Христианская жизнь», Клин, 2006 г.).
|