Преп. Антоний Великий. Правила духовным детям своим, монахам.

Преподобный Антоний Великий

Правила духовным детям своим,
монахам*


Тому, кто хочет носить иго монашества, я предписываю следующие правила, которые будет говорить Господь устами моими. Всякий монах должен исполнять оные, и иже аще разорит едину заповедий сих... мний наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5, 19).

1. Прежде всего, непрестанно молись и всегда благодари Бога за всё, чтó с тобою ни случится.

2. Всякий день поутру, встав от сна, узнавай о состоянии больных, которые находятся в одном монастыре с тобою.

3. Всякий день постись до девятого чáса, исключая субботу и воскресный день. При наступлении девятого чáса не ходи в келлию ни к какому брату. Прежде принятия пищи помолись; после принятия пищи непрестанно молись и читай.

4. Наблюдай определенные часы молитвы и не пропускай ни одного чáса без молитвы; иначе отдашь за сие отчет.

5. Не принуждай больного принимать пищи против воли его, также не отнимай ее у него, чтобы не возмутить души его печалью.

6. Если придет к тебе брат, то принимай его с радостью, чтобы он после благодарил за сие и Бога, и тебя.

7. С мiрскими людьми не имей никакого дружества и не будь тщеславен, как фарисей, который всё делал по тщеславию.

8. Не принимай к себе женщины и не позволяй входить ей в твое жилище, потому что за ней следует ярость.

9. Не посещай сродников своих, не позволяй им приходить к тебе и сам не ходи к ним.

10. Не имей у себя ничего, чтó тебе не нужно, но и не давай никому более того, чтó ты можешь дать. Раздавай милостыню бедным людям, которые находятся в одном монастыре с тобою.

11. Прежде, нежели пойдешь ты ночью в церковь, соверши молитву в келлии своей.

12. Не принимай угощения от того человека, который делает для тебя великий расход.

13. Если произойдет какой-нибудь соблазн в рассуждении пришельца, который еще не принял монашеской одежды, то не одевай его в оную, но отпусти из монастыря.

14. Если для какой-нибудь нужды дóлжно будет идти тебе в город, то один не ходи.

15. Не засевай той земли, с которой сбирается пóдать, и не входи в сообщество с людьми богатыми.

16. Не ходи на то место, где выдавливают вино из винограда.

17. Мяса не ешь никогда.

18. В среду и пятóк никогда не нарушай поста, разве по причине тяжкой болезни.

19. Не ропщи на труды рук своих.

20. Не укоряй никого погрешностями его.

21. Если нужно тебе посетить какого-нибудь брата, то недолго будь в келлии у него.

22. В церкви никогда не разговаривай. Опасайся сего.

23. В собраниях, которые бывают в монастыре для рассуждения о чём-нибудь, не садись.

24. Не клянись никогда даже и в истине, тем более в чём-нибудь сомнительном.

25. В ту церковь, в которую собирается много народа, не ходи.

26. Умершего не погребай в церкви.

27. На пиршества и на обеды, за которые дóлжно давать деньги, не ходи.

28. Ежедневно учись жить так, как живут монахи, старшие тебя.

29. Не приступай ни к какому делу, не испросив позволения на то от начальника монастыря.

30. Если идешь за водой или находишься в путешествии, то непрестанно читай и размышляй.

31. Раздавая милостыню, удаляйся тщеславия.

32. Если случится тебе быть в таком месте, где предложен обед в виде милостыни, то ешь и благодари Бога.

33. Днем и ночью сокрушайся о грехах своих.

34. Ни днем, ни ночью не снимай с себя клобука своего, рясы и вообще всей одежды своей.

35. Возжигай светильник свой елеем очей своих, то есть елеем слезным.

36. Если ты совершил делá благочестия, то не хвались ими.

37. Не отвергай человека, желающего приобрести познание об Иисусе Христе.

38. Мысли свои не всякому открывай, но только тем, которые могут спасти душу твою.

39. Отправившись на жатву, не медли там, но спеши возвратиться в монастырь.

40. Не одевайся в такую одежду, которой можно тщеславиться.

41. Не говори очень громко, но возвышай голос свой только в определенное время молитвы.

42. Прежде, нежели пойдешь в церковь, молись в келлии своей.

43. Дýшу свою умерщвляй ежедневно.

44. Не укоряй никого слабостями его.

45. Не хвались ничем и не смейся никогда.

46. Печалься всегда о грехах своих так, как бы всегда был у тебя мертвец в доме.

47. Сколько можно старайся, чтобы прославлялся Отец твой, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

48. Исправляй детей своих и не прощай им слабостей их, потому что ты будешь виновен в осуждении их.

49. Не ешь до сытости.

50. Спи мало и умеренно — и удостоишься ангельского посещения.

51. Молись, непрестанно помни о Боге и представляй себе, что одежды, которые ты носишь, должны быть для тебя крыльями, дабы перелететь огненное море.

52. Посещай больных и слабых и наполняй сосуды их водою.

53. Удаляйся споров.

54. Старайся жить так, чтобы все благословляли тебя.

55. Принуждай себя к трудам рук своих, тогда вселится в тебя страх Божий.

56. Если видишь, что брат твой согрешил грехом, но не к смерти (1 Ин. 5, 16), то не презирай и не осуждай его, иначе и ты впадешь в рýки врагов своих.

57. Опасайся, чтобы ум твой не соблазнился воспоминанием прежних грехов твоих и чтобы они не возобновились в тебе.

58. Люби смирение, и оно предохранит тебя от грехов.

59. Не будь упрям и не старайся о том, чтобы только твои словá всегда имели силу, иначе вселится в тебя зло.

60. Не почитай себя мудрым, иначе душá твоя возгордится, и ты впадешь в рýки врагов своих.

61. Приучи язык свой часто говорить: «Господи, помилуй меня». Тогда ты будешь иметь смирение.

62. Находясь в келлии своей, старайся исполнять следующие три обязанности: трудиться руками своими, читать псалмы и молиться.

63. Представляй себе и говори: ныне я провожу последний день в мiре сем. После сего ты не будешь грешить пред Богом.

64. Не будь невоздержен в пище, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи твои.

65. Никогда не ослабевай в трудах своих, и Бог скоро даст тебе отдохновение.

66. Как развалины дóма, находящегося вне гóрода, служат местом для всякой нечистоты, так и душá монаха, не пекущегося о своем спасении, есть вместилище страстей и нечистоты.

67. Старайся, чтобы молитвы твои всегда орошаемы были слезами: Бог помилует тебя и освободит тебя от твоего внешнего человека.

68. Постоянно пребывай в труде и нищете, люби странническое состояние, несчастья и молчание — и ты сделаешься смиренным, а смирение загладит все грехи твои. Человек бывает смиренным тогда, когда почитает себя грешником, когда думает, что он не делает перед Богом никакого добра, когда любит молчание, почитает себя за ничто, не старается о том, чтобы только его словá были уважаемы другими, не следует собственной воле своей, ходит с поникшим к земле лицом, непрестанно имеет пред глазами своими смерть, удаляется лжи, не произносит пустых слов, молчит в присутствии человека, который выше его, охотно переносит обиды и принуждает себя к терпению во всяких трудах и горестях. Старайтесь, братия, исполнять сие, чтобы жизнь ваша не была бесплодна для вас.

69. Будь готов при каждом слове, которое ты слышишь от других, говорить: «Прости мне». Смирение уничтожает все коварства врага.

70. Не гордись делами своими, сколь бы велики они ни были.

71. Лицо твое должно быть всегда печально, кроме того случая, когда придут к тебе братия из другого монастыря. Тогда ты должен иметь вид веселый, но так, чтобы страх Божий всегда пребывал в тебе.

72. Когда ты находишься в путешествии с братиями, то иногда удаляйся от них, чтобы пребывать несколько времени в молчании.

73. Когда ты идешь куда-нибудь, то не обращай лицá своего то на правую, то на левую сторону, но читай псалмы и размышляй о них; и в каком бы месте ты ни был, молись Богу мысленно и с жителями того мéста не обращайся гордо и дерзко.

74. Во всех поступках своих будь скромен.

75. Не скоро протягивай руку, когда предлагают тебе пищу.

76. Если ты молод, то не протягивай первый руки своей к пище и не проси других брать пищу, когда они не хотят более оной.

77. Если хочешь лечь спать, то прежде помолись Богу и потóм ужé ложись спать.

Господь наш Иисус Христос да поможет нам исполнить заповеди Его. Аминь.

Библиотека


Примечание:

* Правила переведены с арабской рукописи на латинский язык маронитом Авраамом Ехилленским и впервые изданы им в Париже в 1646 году. Настоящий перевод выполнен А. С. Красносельским по латинскому изданию «Библиотеки древних отцов» Галланда. Публикуется по: Христианское чтение. 1830. Ч. 37. С. 127-136.


Текст по изданию «Преподобный Антоний Великий. Поучения» (Издательство Сретенского монастыря, М., 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!