6.
Подвиги и доброделание,
в частности
Так руководимая и возгреваемая ревность обращается на
подвиги, и телесные и душевные, и на всякое доброделание.
33. Сколько надобно измождать плоть свою, указал
св. Антоний в общем наставлении о подвигах (см. п. 7), и в
вычислении причин движения похоти,
между которыми стоит и питание вдоволь плоти, чем
(как на средство против таких движений) указывается на
истощание тела постом [Дост. ск. 22]. Св. Антоний
заповедывал быть к телу очень строгим (см. выше п. 7), и
осуждал всякую поблажку. Почему не благоволительно отнесся
о тех, кои ходят в баню. Отцы наши, говорил он, и лиц своих
никогда не умывали, а мы ходим в бани мiрские
[Алфав. патер. ст. 4].
34. После усмирения плоти большое значение придавал он
обузданию языка. Этот подвиг ставил он наряду с
странничеством, говоря: странничество наше в том, чтобы
держать затворенными уста свои [там же, стр. 4, обор.].
35. Те же, которые говорят всё, что ни приходит им в
голову, походят на двор без ворот, на который всходит кто
ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла. Мысль эта
хоть не св. Антонием высказана, но в присутствии его, и им,
конечно, одобрена [Дост. ск. 18].
36. И еще большее значение давал сидению в келье.
Как рыбы, говорит он, оставшись долго на суше, умирают, так
и монахи, находясь долго вне кельи, или пребывая с мiрскими
людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвется в
море, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне
оной, не забыть о внутреннем бдении [Дост. ск. 10].
37. Вообще советовал держать себя в келье так строго,
чтоб келья для инока была печью Вавилонскою, обжигающей в
нём всё нечистое [Patr. gr. t. 40, p. 1086].
38. Допускал, однако ж, он и некоторое послабление в
напряжении подвигов, как видно из ответа его охотнику.
Сказывают, что некто, в пустыне ловя диких зверей, увидел,
что авва Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец,
желая уверить его, что нужно иногда давать послабление
братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни
его. Он сделал так. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще
натянул. Опять говорит: еще натяни. Охотник отвечал ему:
если я сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда
старец сказал ему: так и в деле Божием: если мы сверх меры
будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся.
Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление
братии. Охотник, услышав это, пришел в умиление и
пошел от старца с назиданием. А братия, укрепясь тем,
возвратились в свое место [Дост. ск. 13].
Более, впрочем, сохранились такие изречения и сказания, в
которых указываются душевные подвиги, или расположения
сéрдца, условливающие успех. Таковы:
39. Терпение. Оно столько нужно подвижнику, что
коль скоро его нет, то и сам он никакой цены не имеет. Так,
хвалили братия св. Антонию одного монаха. Когда монах сей
пришел, св. Антоний захотел испытать его, перенесет ли он
оскорбление, и увидев, что не переносит, сказал ему: ты
похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено
разбойниками [Дост. ск. 15].
40. Терпение нужно потому, что искушения для нас нужны.
И св. Антоний говорил: никто без искушений не может войти в
Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся
[Дост. ск. 5].
41. Молитва. Этому учил он примером, ибо все
знали, как долго он молился. Мы знаем, говорили ученики
его, блаженный старец иногда так углублялся в молитву, что
простаивал в ней целую ночь, и когда восходящее солнце
пресекало сию его пламенную в восхищении ума молитву, мы
слыхали, как он говорил: зачем мешаешь ты мне, солнце? Ты
для того будто и восходишь, чтобы отвлекать меня от
Божественного умного света [Patr. lat. t. 73, р. 848].
42. Слезы. Так, когда брат спросил св. Антония:
что мне делать с грехами моими? Он ответил: кто хочет
освободится от грехов, плачем и стенанием освободится от
них; и кто хочет настроиться на добродетели, слезным
плачем настроится. Само псалмопение есть плач. Помни пример
Езекии, царя Иудейского, который, как написано у Исаии
Пророка (гл. 38), за плач не только получил исцеление от
болезни, но и сподобился прибавления жизни на 15 лет, и на
которого нашедшее вражеское войско в 185 тысяч сила Божия
поразила на смерть, ради пролитых им слёз. Св. Петр Апостол
плачем получил прощение в том, что погрешил против Христа,
отрекшись от Него. Мария, за то, что орошала слезами нóги
Спасителя, сподобилась услышать, что об этом всюду будет
возвещаться вместе с проповедью Евангелия [Patr. lat. t.
73, р. 1055].
43. Мéста же смеху не находил св. Антоний в жизни инока,
и когда ученики спросили его: можно ли нам когда-нибудь
смеяться? Ответил: Господь наш осуждает смеющихся, когда
говорит: Гóре вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и
восплачете (Лук. 6, 25). Итак, верному монаху не дóлжно
смеяться, нам дóлжно паче плакать о тех, коими хулится имя
Божие, по той причине, что они преступают закон Его, и всю
жизнь свою иждивают, погрязая во грехах. Будем рыдать и
плакать, непрестанно умоляя Бога, чтоб Он не попустил им
ожестеть во грехах и смерть не застала их прежде покаяния3 [Patr. gr. t. 40, р. 1096].
44. Смирение, привлекающее покров свыше и
обезопасивающее от всех падений. Видел я, говорил св.
Антоний, однажды все сети врага, распростертые по земле, и
со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас,
говорящий мне: смиренномудрие [Дост. ск. 7].
45. Почему внушал потóм: если подвизаемся добрым
подвигом, то дóлжно нам крайне смиряться пред Господом,
чтобы Он, ведающий немощь нашу, покрывал нас десницею Своею
и хранил, ибо если вознесемся гордостью, Он отнимет покров
Свой от нас, и мы погибнем [Patr. gr. t. 40, р. 1090].
46. В другой раз сказал он: как гордость и возношение
ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так
смирение и кротость возвышают человека от земли на небо
[Там же, стр. 1081].
47. Почему, чтобы подвиг, например, молчания, не привел к
гордости, он советовал давать ему самоуничижительный смысл.
Если кто, говорил он, берёт на себя подвиг молчания, пусть
не думает, что проходит какую добродетель, но пусть держит
в сердце, что потому молчит, что не достоин говорить [Patr.
lat. t. 73, р. 1051].
48. Внушал также св. Антоний, что Сам Господь так ведет нас внутренне, что скрывает от нас наше добро, чтобы
удержать в смиренных о себе чувствах. Он говаривал: если
мельник не будет закрывать глаз животного, вращающего
колесо, то дело его не будет идти успешно. У сего животного
кружилась бы голова, и оно падало бы, не имея возможности
работать. Так и мы, по Божию устроению, получаем
прикрытие, чтоб нам не видеть добрых дел своих, дабы
ублажая себя за них, мы не возгордились и не потеряли плода
всех трудов своих! Это бывает, когда мы оставляемы бываем
обуреваться нечистыми помыслами, в которых мы не можем не
осуждать самих себя и своей мысли. А в таком положении
помышление о нашей доброте не может иметь места; и след.
наше маленькое добро прикрывается и не видно бывает из-за
этих нечистых помыслов [Перифраз, там же, стр. 1037].
49. Сколько пагубно самомнение, разительно это внушалось
падением юного подвижника после совершённого им чуда. Мимо
места, где подвизался сей юный, шли старцы к св. Антонию и
крайне утомились. Он позвал диких ослов и повелел им
донести на себе сих старцев до св. Антония. Когда старцы
сказали о сем св. Антонию, он отвечал: монах этот, как мне
кажется, есть корабль, полный груза; но не знаю, взойдет ли
он в пристань. И действительно, возмечтав о себе, он
пал через несколько времени. Прозрев это, св. Антоний
сказал ученикам: сей час пал тот юный подвижник. Пойдите,
посмотрите. Они пошли и увидели его сидящим на рогоже и
оплакивающим сделанный грех [Дост. ск. 94].
50. Но сколько самомнение пагубно, столь же, напротив,
спасительно самоуничижение. Это представляет пример
башмачника, о котором св. Антоний имел указание свыше. Св.
Антоний молился в келье своей и услышал глас, говоривший
ему: Антоний, ты еще не пришел в меру такого-то башмачника
в Александрии! Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого
башмачника, и убедил его открыть, что есть особенного в его
жизни. Он сказал: я не знаю, чтоб когда-нибудь делал
какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде
чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до
велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела, один я
за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со
всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде,
чем лягу спать. Услышав это, св. Антоний сознал, что точно
не дошел еще в такую меру [Patr. lat. t. 73, р. 785].
51. Не это ли послужило поводом к тому, что он потóм
часто повторял наставление: нам надобно всегда во всём
самих себя укорять и обвинять, и делать это искренно, ибо
кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог
[Там же].
52. Взаимное услужение и помогание. Братья
спросили св. Антония: если кто скажет: я ничего не буду
брать у братий, и сам ничего не буду им давать, для
меня достаточно моего, хорошо ли это? Св. Антоний отвечал:
дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него
душа льва. Его дóлжно считать отчужденным от
сообщества всех добрых людей [Patr. graec. t. 40, р. 1095].
53. В другой раз спросили еще его: как дóлжно служить
братиям? Он отвечал: братия, которые хотят служить братиям,
пусть служат им как слуги своим господам, и как Господь
служил Петру, которому оказал Он последнее услужение,
будучи Творцом его. Этим показал Господь, что если те,
которые отвергают оказываемое им услужение, не безупречны,
то тем паче достойны осуждения те, которые низким считают
послужить братиям. Если первые не будут иметь части с
Господом, как сказал Господь Петру, то чтó сказать о
последних? [Там же]
54. И вообще говорил он: от ближнего живот и
смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога;
а если соблазняем брата, то грешим против Христа [Дост. ск.
9].
55. Сострадание и снисхождение к падающим. В
обители аввы Илии с одним братом случилось искушение. Его
выгнали оттуда, и он пошел в Гору к авве Антонию. Авва
Антоний, подержав его несколько времени у себя, послал в
обитель, из которой он пришел. Но братья опять прогнали
его. Он снова пришел к авве Антонию и сказал ему: не
захотели принять меня братия, отче! Тогда старец послал его
с такими словами: буря застигла корабль на море; он потерял
груз свой и с трудом сам спасся, а вы хотите потопить и то,
чтó спаслось у берега. Братия, услышав, что брата послал к
ним авва Антоний, тотчас приняли его [Дост. ск. 21].
56. В одной обители оклеветали брата в блудодеянии, и он
пришел к авве Антонию. Пришли также и братия из обители,
чтобы уврачевать его и опять к себе взять. Они стали
обличать его, зачем он так сделал, а брат защищался,
говоря, что он ничего такого не делал. Случилось тут быть и
авве Пафнутию Кефалу. Он сказал им такую притчу: на берегу
реки видел я человека, который увяз по колена в грязи.
Некоторые пришли подать ему помощь, и погрузили его по
самую шею. Авва Антоний сказал после сего: вот истинно
такой человек, который может врачевать и спасать дýши!
Братия, тронутые словами старцев, поклонились брату
и, по совету отцев, приняли его опять к себе [Дост. ск. 29].
57. Замечательна мысль св. Антония о том, кто может
иметь истинное братолюбие. Он говорил: человек никогда не
может быть истинно добрым, как бы ни желал того, если не
вселится в него Бог, ибо никтоже благ, токмо Бог един
[Patr. lat. t. 73, р. 785].
7.
Последняя цель всего
и верх совершенства
58. Это Боговселенье или жизнь в Боге и есть последняя
цель всех подвижнических трудов и верх совершенства. Сам
Бог показал сие св. Антонию, когда он сподобился такого
откровения в пустыни: есть в городе некто подобный тебе,
искусством врач, который избытки свои отдает нуждающимся и
ежедневно поет с Ангелами Трисвятое (т.е. при совершенстве
любви к ближнему, в Боге живет и пред Богом ходит) [Дост.
ск. 24].
8.
Совершенство св. Антония
и слава на небе
59. Говорили об авве Антонии, что он был прозорливец, но,
избегая молвы людской, не хотел разглашать о сем; ему
открываемы были и настоящие и будущие события мiра [Дост.
ск. 30].
60. Один старец просил у Бога, чтобы ему увидеть отцов
(в славе); и увидел он их всех, кроме аввы Антония. Он
спросил того, кто показывал ему: где же авва Антоний? Тот
отвечал: Антоний там, где Бог! [Дост. ск. 28]