Блаженный авва Исаия. Слово 17. О радости души, работающей Богу.

Блаженнаго аввы Исаiи
Слово 17-е,
о радости души, работающей Богу


1. Во-первыхъ убѣждаю тебя страхомъ Божiимъ, быть совершеннымъ въ исполненiи воли Его, чтобъ труды твои не были тщетны, но угодны Богу. Кто, ведя торговлю, получаетъ прибыль, тотъ радуется; о трудахъ же, какiе подъялъ, и не думаетъ. Кто беретъ себѣ жену, тотъ старательно блюдетъ ее и смотритъ за нею, — и сердце его въ ней успокоивается. Воинъ, сражаясь за царя своего, презираетъ смерть, чтобъ получить вѣнецъ. Таковы этого мiра дѣлá, — и кто ведетъ ихъ съ успѣхомъ, радуется. Если это такъ, то какою радостiю должна преисполняться душа того, кто посвящаетъ себя на служенiе Богу, и совершаетъ его со всѣмъ усердiемъ, — когда онъ помышляетъ, что, при выходѣ его изъ сей жизни, изыдутъ ему въ срѣтенiе Ангелы и поздравятъ его съ тѣмъ, что избавился отъ властей тмы? Ибо когда душа исходитъ изъ тѣла, Ангелы сопровождаютъ ее. Тогда всѣ власти тмы выходятъ ей навстрѣчу, и разыскиваютъ, нѣтъ ли въ ней чего ихъ собственнаго, чтобъ восхитить ее себѣ. Ангелы напротивъ стоятъ за нее, чтобъ тѣ не уцѣпились за нее неправедно. Защищаютъ же ее и охраняютъ отъ нападающихъ на нее враговъ — дѣлá, которыя она совершила въ жизни. Когда препобѣждаютъ добрыя дѣлá, тогда Ангелы поютъ ей хвалебную пѣснь, пока не предстанетъ она въ радости Богу. Въ то время она забываетъ о всѣхъ трудахъ, которые понесла въ мiрѣ. Будемъ же усердно работать во время сей кратковременной жизни, и дѣлá наши хранить чистыми отъ всякой примѣси зла, чтобъ избавиться отъ руки враговъ нашихъ, неправедныхъ и злыхъ.

2. Блаженъ тотъ, въ комъ нѣтъ ничего ихняго (враговъ); потому что радость его и веселiе, покой и вѣнецъ — вѣчны. Мiра же сего богатства и утѣхи тщетны. Будемъ плакать предъ Господомъ сколько силъ есть, чтобъ Онъ помиловалъ насъ по благости Своей и подалъ намъ помощь противостоять имѣющимъ напасть на насъ врагамъ. Попечемся о себѣ со строгостiю и къ Богу устремимся всѣмъ желанiемъ, чтобъ Онъ исхитилъ насъ тогда изъ вражескихъ непотребныхъ рукъ. Любовно будемъ принимать бѣдныхъ, чтобъ освободиться отъ корыстолюбiя. Всѣхъ братiй нашихъ будемъ равно любить, никого не преслѣдуя ненавистiю, никому зломъ за зло не воздавая (Рим. 12, 17), и избавимся отъ рвенiя и зависти. Будемъ имѣть миръ со всѣми, и съ малыми, какъ и съ великими; во всемъ будемъ соблюдать смиренiе и уступать ближнему, хотя подвергнемся отъ него обидѣ и униженiю, чтобъ стать свободными отъ гордости. Будемъ почтительно относиться о ближнемъ нашемъ, хотя бы онъ поносилъ насъ, — и будемъ чужды злословiя. Презримъ мiрскiя утѣхи и почести, чтобъ быть чистыми отъ зависти и ненависти. На языкѣ своемъ будемъ держать богохваленiе и молитвы, чтобъ далеко отъ насъ была ложь. И душу и тѣло будемъ воздерживать отъ похоти, чтобъ быть чистыми и непорочными. Все это будетъ охранять и защищать душу, когда она выйдетъ изъ тѣла; добродѣтели будутъ ей тогда помощны, если озаботится стяжать ихъ заранѣе. И кто, мудрый, откажется даже смерть подъять, чтобъ только избавиться отъ пагубнаго мiра и грѣховъ?

3. Сдѣлаемъ чтó въ нашихъ силахъ, и сила Господа нашего Iисуса Христа не отступитъ отъ смиренiя нашего. Онъ вѣдаетъ слабость человѣка, и потому далъ ему убѣжище въ покаянiи, пока онъ въ тѣлѣ семъ до послѣдняго издыханiя.

4. Всѣ свои помышленiя впери въ Бога, чтобъ Онъ охранялъ тебя. На мiръ этотъ не полагай никакой надежды, чтобъ онъ не сгубилъ тебя: ибо всѣ вещи земныя оставишь и переселишься въ другой мiръ; и только то, что сдѣлаешь ты ради Бога, будетъ спомоществовать тебѣ во время нужное.

5. Яже суть мiра сего, преслѣдуй то ненавистiю, чтобъ сердце твое зрѣло Бога. Непрестанно прилежи молитвѣ, да просвѣтится душа твоя.

6. Бѣгай разлѣненiя, чтобъ не быть посрамлену въ воскресенiи праведныхъ.

7. Береги языкъ свой и воспрiими страхъ Божiй.

8. Къ бѣднымъ будь милостивъ, чтобъ не постыдиться предъ лицемъ святыхъ.

9. Не поблажай пожеланiю яствъ, чтобъ не преградилъ тебѣ дороги Амаликъ.

10. Воздержись отъ ропота, чтобъ не напали на тебя змiи.

11. Не люби винá до опьяненiя, чтобъ не лишиться радости Божiей.

12. Людей благочестивыхъ люби и послужи имъ, чтобъ чрезъ нихъ сподобиться милости Божiей. Святыхъ людей чти, — и ревность ихъ да снѣдаетъ тебя.

13. Помни о Царствiи Небесномъ, чтобъ память о немъ мало-по-малу увлекла тебя (возжелать снискать его). Помышляй о гееннѣ, чтобъ ненавистными стали тебѣ дѣлá (приводящiя въ нее). Каждодневно, вставая утромъ, помышляй, что ты имѣешь отдать Богу отчетъ во всѣхъ дѣлахъ, какiя ни сдѣлаешь, — и никогда не согрѣшишь противъ Него, но страхъ Его пребудетъ въ тебѣ. Готовься къ тому, какъ имѣешь встрѣтить Его, — и будешь покоренъ волѣ Его. Каждодневно своди счетъ всему, чего недостаетъ еще у тебя, и въ часъ смерти не будешь пораженъ скорбiю. Увидятъ братiе добрыя дѣлá твои, — и святая ревность снѣсть ихъ.

14. Каждый день наблюдай, какую побѣдилъ ты въ себѣ страсть; и однакожъ не услаждайся собою; ибо всякое добро отъ милости Божiей. Не возносись вѣрою своею и добротою, но до послѣдняго издыханiя стой въ страхѣ. Не вѣрь себѣ, пока живъ, — пока не преодолѣешь всѣ темныя силы.

15. Бодрствуй, братъ, противъ духа, наводящаго на человѣка печаль. Много устрояетъ онъ козней, чтобъ утѣснить тебя. Печаль, которая отъ Бога есть, приноситъ радость, и утверждаетъ человѣка въ волѣ Божiей. Кто говоритъ тебѣ: куда убѣжишь? Нѣтъ тебѣ покаянiя и прощенiя не получишь, тотъ отъ врага есть, и ищетъ не другаго чего, какъ чтобъ ты палъ въ отчаянiе и бросилъ всякую строгость житiя. Печаль же, которая отъ Бога есть, не ведетъ человѣка къ отчаянiю, а напротивъ еще утѣшаетъ его болѣе, говоря: не бойся, обратись къ Богу, милостивому и благому, Который вѣдаетъ слабость человѣка.

16. Злымъ помысламъ противостань съ жаромъ, — и они убѣжатъ отъ тебя. Ибо только боязливыхъ и нерадивыхъ они тѣснятъ и одолѣваютъ, обличая тѣмъ ихъ маловѣрiе.

17. Кто не льститъ себѣ самомý, но сознаéтъ свою неопытность и нетвердость, тотъ не поблажаетъ своимъ помысламъ, но волѣ Божiей покорствуетъ. Кто много о себѣ думаетъ, и свое мнѣнiе предпочитаетъ другимъ, показываетъ, что въ немъ нѣтъ страха Божiя.

18. Страхъ Божiй есть стражъ души и защитникъ ума отъ враговъ его.

19. Любящiй славу Божiю, гонитъ отъ себя нечистоту.

20. Кто благоразумную имѣетъ ревность о спасенiи, тотъ отсѣкаетъ пожеланiя; и истинная ревность есть достоянiе мудраго.

21. Уничижающiй себя, обрѣлъ вѣрный путь ко спасенiю.

22. Кто побѣждаетъ враговъ Царя своего, тотъ вѣнчается; если-же предадимся разлѣненiю, то мы предатели.

23. Трудъ по Богу пособствуетъ добродѣтели: а разлѣненiе есть матерь пороковъ.

24. Тѣ, кои истинно ревнуютъ о стяжанiи добродѣтелей, если случится имъ пасть, не отчаяваются, но спѣшатъ возстать и снова за дѣло.

25. Умѣренные труды тѣлесные, много полезны въ воздѣлыванiи добродѣтелей; отъ бездѣйствiя же распложаются пороки.

26. Огражденiе для воинствующихъ разумно есть — не судить ближняго. Огражденiе это раззоряетъ тотъ, кто охуждаетъ ближняго.

27. Обузданiе языка показываетъ мудраго человѣка; послабляющiй же узду языка показываетъ, что онъ далекъ отъ добродѣтели.

28. Милостыня раждаетъ упованiе; кто же отвращается отъ милостыни, тотъ непричастенъ добродѣтели.

29. Доброта есть матерь чистоты и цѣломудрiя.

30. Разсѣянность души раждаетъ пожеланiя.

31. Жестокость сéрдца разражается гнѣвомъ.

32. Занятые духовнымъ, отвращаются отъ земныхъ заботъ: ибо тѣлесное обученiе вмалѣ есть полезно (1 Тим. 4, 8). Духъ ниспадаетъ, когда кто предается заботамъ; и возстаетъ, когда кто воспрiемлетъ умѣренный покой.

33. Сонъ въ сытость возбуждаетъ въ тѣлѣ движенiя похоти; умѣренное же бдѣнiе отрезвляетъ сердце. Сонъ неумѣренный притупляетъ умъ, а умѣренный изощряетъ его. Кто время бдѣнiя иждиваетъ въ праздности, о томъ надо сказать, что лучшебъ онъ употреблялъ его на сонъ.

34. Всякому пороку сопутствуетъ скорбь.

35. Смиренiе не уязвляетъ совѣсти ближняго.

36. Слава людская мало-по-малу раждаетъ гордость.

37. Развлеченiе препятствуетъ вѣдѣнiю.

38. Обузданiе чрева заглушаетъ пороки; а взысканiе яствъ возбуждаетъ непомѣрныя похотствованiя.

39. Украшенiе тѣла есть пагуба души.

40. Помышленiе о судѣ Божiемъ держитъ душу въ своемъ чинѣ.

41. Кто попираетъ совѣсть, тотъ изгоняетъ добродѣтели изъ сéрдца своего.

42. Кто боится Бога, тотъ бываетъ ревностенъ; а кто не боится Его, тотъ предается нерадѣнiю.

43. Кто хранитъ уста свои и благоразумно молчитъ, того помышленiя воспаряютъ къ Богу; отъ многословiя же происходитъ разлѣненiе и ярость.

44. Кто волю свою подчиняетъ ближнему, тотъ показываетъ въ себѣ ревностный къ добродѣтели духъ; кто же слѣдуетъ своей волѣ, тотъ, значитъ, неискусенъ въ дѣйствованiи.

45. Страхъ Божiй и сокровенное поученiе сохраняютъ душу отъ грѣховъ.

46. Бесѣды мiрскiя мракомъ облагаютъ сердце и отъ добродѣтелей отторгаютъ.

47. Любовь къ вещамъ земнымъ возмущаетъ умъ и сердце; а презрѣнiе къ нимъ приноситъ покой и тишину.

48. Кто скрываетъ помыслы свои, тотъ, значитъ, ищетъ славы мiра; кто же открываетъ помыслы отцамъ, тотъ прогоняетъ ихъ отъ себя.

49. Въ домъ, неимѣющiй оконъ и дверей, вползаетъ всякая гадина; ему подобенъ человѣкъ, который трудится, и не хранитъ трудовъ своихъ (вниманiемъ къ помысламъ).

50. Какъ ржавчина снѣдаетъ желѣзо; такъ честолюбiе истребляетъ добро въ сердцѣ человѣка.

51. Какъ плющъ, охвативъ виноградную лозу, губитъ плодъ ея; такъ тщеславiе губитъ труды человѣка.

52. Между добродѣтелями превосходнѣе всѣхъ смиренiе, а между пороками преимуществуетъ многояденiе.

53. Конецъ добродѣтелей есть любовь; а край пороковъ есть — почитать себя праведнымъ.

54. Кто душу свою повергаетъ въ рýки Божiи, тотъ легко сноситъ поношенiе человѣческое.

55. Кто самъ себя не осуждаетъ, тотъ побѣждаемъ бываетъ гнѣвомъ.

56. Кто обращается съ людьми, преданными мiру, и ведетъ съ ними бесѣды, тотъ смущаетъ и разстраиваетъ душу свою, лишая ее притомъ и надежды въ молитвѣ.

57. Кто любитъ, яже суть мiра сего, тотъ тмою облагаетъ душу свою. А кто презираетъ и ни во что ставитъ, яже суть мiра сего, тотъ, значитъ, позналъ и ощутилъ, въ чемъ истинное благо.

58. Кто охотно подъемлетъ труды, — тотъ удобно укрощаетъ и прогоняетъ страсти; бездѣйствiе же и нерадѣнiе распложаетъ ихъ и грѣетъ.

59. Не вплетайся въ мiрскiя дѣлá, и духъ твой покоенъ будетъ.

60. Не полагайся на свои силы, и помощь Божiя всегда будетъ присуща тебѣ.

61. Ни къ одному человѣку не имѣй вражды, иначе молитва твоя мерзка. Будь въ мирѣ со всѣми, чтобъ молитва твоя благоугодна была Богу.

62. Блюди очи свои, чтобъ и сердце твое не воспрiяло чего непотребнаго. Ибо кто воззрѣваетъ на женщину съ вожделѣнiемъ, тотъ совершаетъ любодѣянiе (Матѳ. 5, 28).

63. Не желай слышать о паденiи врага, чтобъ сердце твое не впало въ злорадство; и всегда заключай уши свои, чтобъ не набрать себѣ враговъ.

64. Прилежи трудамъ рукодѣлiя, чтобъ бѣдный нашелъ у тебя хлѣбъ насущный: ибо бездѣйствiе есть смерть и пагуба души.

65. Частая молитва разбиваетъ иго работы грѣху и страстямъ.

66. Кто помышляетъ о близости смерти, тотъ легко укрощаетъ страсти; кто же надѣется долго жить, тотъ опутывается многими грѣхами.

67. Кто такъ живетъ, какъ имѣющiй дать отчетъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ, тотъ съ помощiю Божiею сохраняетъ жизнь свою чистою отъ грѣховъ; кто же съ презорствомъ говоритъ: когда еще будетъ этотъ день, — тотъ идетъ путемъ грѣшниковъ.

68. Помни о томъ, гдѣ ты, и куда долженъ отойти по исходѣ изъ тѣла, и никогда не допустишь нерадѣнiя о душѣ своей.

69. Помышляй о чести, которой сподобились всѣ святые, и соревнованiе имъ мало-по-малу привлечетъ тебя къ добродѣтели. Помышляй также о срамѣ, которому подвергнутся грѣшники, и это всегда будетъ охранять тебя отъ зла.

70. Что ни дѣлаешь, дѣлай то по совѣту отцевъ твоихъ, — и спокойно проведешь все время жизни твоей.

71. Внимай себѣ; когда помыслъ тревожитъ тебя, что оскорбилъ брата, не пренебрегай его (помысла); но поди поклонись брату и проси у него прощенiя, пока не получишь.

72. Не будь жестокосердъ и безжалостенъ къ брату своему; ибо всѣ мы бываемъ искушаемы отъ врага.

73. Когда живешь съ другими братiями, работай вмѣстѣ съ ними, чтобъ не потерять тебѣ мзды своей.

74. Если демоны вложатъ въ тебя заботу о пищѣ и одеждѣ, или станутъ срамить тебя предъ тобою за крайнюю бѣдноту во всемъ, ничего имъ не отвечай: но отъ всего сéрдца своего повергнись предъ Богомъ, — и Онъ утѣшитъ тебя.

75. Не будь небреженъ въ молитвахъ своихъ; ибо отъ нихъ исходитъ свѣтъ въ душу.

76. Если ты совершилъ много добрыхъ дѣлъ, не хвались тѣмъ; и опять, если много надѣлалъ зла, сердце твое да не изнуряется отчаянiемъ, но лучше пусть тщательнѣе внимаетъ, чтобъ болѣе не опутываться имъ.

77. Если нападетъ на тебя похоть, озлобляй безъ сожалѣнiя плоть свою предъ Богомъ со смиренiемъ, и найдешь покой.

78. Если станетъ мучить тебя зависть, помысли, что всѣ мы члены Христовы, и что какъ честь, такъ и безчестiе у всѣхъ насъ общи, — и избавишься отъ ней.

79. Если боретъ тебя чрево пожеланiемъ яствъ, приведи на мысль, какое бываетъ отъ нихъ зловонiе, и успокоишься.

80. Если возродится въ тебѣ позывъ похулить брата, подумай, какъ это противно и ненавистно Богу, — и онъ отступитъ отъ тебя.

81. Если начнетъ овладѣвать тобою гордость, вспомни, какъ гибнутъ отъ ней всѣ плоды добродѣтели, — и она бѣжитъ отъ тебя.

82. Если войдетъ въ тебя презрѣнiе къ ближнему, помысли о томъ, что за это Богъ предастъ тебя въ рýки враговъ твоихъ, — и оно отступитъ отъ тебя.

83. Если сердце твое увлекается чьею красотою тѣлесною, помысли о тлѣнiи, какому она обречена и какое уже есть въ ней, и успокоишься. Если сластитъ тебя похоть жены, приведи на память нѣкоторыхъ изъ нихъ уже умершихъ, каковы онѣ во гробѣ, и найдешь покой.

84. Все сiе изслѣдуется сужденiемъ разума. Правильности однакожъ сiе сужденiе достигнуть не можетъ безъ дѣятельнаго подвига и опыта.

85. Прежде всего необходимъ покой (отъ суетностей мiра); изъ него и въ немъ раждается ревность (о доброй спасительной жизни); ревность опытомъ приводитъ къ познанiю бѣдноты человѣческой, отъ котораго раждается страхъ Божiй; отъ страха Божiя происходитъ смиренiе; изъ смиренiя благоразумiе; изъ благоразумiя любовь; любовь хранитъ душу отъ мятежа страстей. Тогда легко уразумѣваетъ человѣкъ, какъ далеко отстоитъ онъ отъ Бога.

86. Кто хочетъ приступить къ тому, чтобъ украситься сими добродѣтелями, пусть отвергнетъ всякую заботу человѣческую и себя самогó пусть приготовитъ къ смерти: и всякой разъ, какъ молится, пусть разсматриваетъ, чтó отдаляетъ его отъ Бога, и того пусть потомъ избѣгаетъ; мiръ же весь пусть возненавидитъ, — и благость Божiя скоро ущедритъ его всѣми сими дарами.

87. Объ этомъ, вѣрь мнѣ, никто не станетъ воздыхать изъ тѣхъ, кои позволяютъ себѣ пить вино и услаждаться яствами, и любятъ что-либо изъ того, что есть отъ мiра сего, — но они обольщаютъ сами себя. Почему всѣхъ, которые желаютъ примирить съ собою Бога чрезъ покаянiе, убѣждаю воздерживаться отъ винá. Ибо вино возобновляетъ всѣ страсти и изгоняетъ изъ души страхъ Божiй.

88. Всѣми силами моли Бога, да даруетъ тебѣ страхъ, которымъ могъ бы ты преодолѣть всѣ страсти, борющiя бѣдную душу и въ рабство себѣ ее влекущiя.

89. Никогда, братъ, не переставай такъ дѣлать, пока находишься въ тѣлѣ семъ; и никогда самомý себѣ не вѣрь, хотя бы ты иногда чувствовалъ себя свободнымъ отъ мятежа страстей. Ибо враги перестаютъ на время бороть насъ, чтобъ мы ослабили ревность свою: тогда они бросаются на насъ неразумныхъ, схватываютъ бѣдную душу, какъ малую птицу, и ввергаютъ ее въ грѣхи, болѣе тяжкiе, чѣмъ тѣ, объ избавленiи отъ которыхъ она прежде молилась.

90. И такъ, пребудемъ въ страхѣ Божiемъ и воспрiимемъ всѣ добродѣтели, которыя отражаютъ злобу враговъ. Ибо добродѣтели не только освобождаютъ насъ отъ страстей; но и вѣнецъ уготовляютъ душѣ, прежде чѣмъ изыдетъ она изъ тѣла.

91. Учитель нашъ Святый, Господь Iисусъ, зная злокозненность враговъ нашихъ, сказалъ: бдите, ибо не знаете, въ какой часъ тать прiидетъ (Матѳ. 24, 42-43), — чтобъ не пришелъ онъ невзначай и не засталъ насъ спящими. И опять уча учениковъ Своихъ, сказалъ Онъ: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердцá ваша объяденiемъ и пiянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Зная также, что враги наши сильнѣе насъ, и желая внушить, что отъ Него исходитъ сила, коею бывъ ограждены, мы не будемъ болѣе бояться ихъ, Онъ сказалъ: се, посылаю вы яко овцы посредѣ волковъ (Матѳ. 10, 16) — и заповѣдалъ ничего не брать на дорогу (Лук. 9, 3). Какъ они не имѣли ничего волчьяго, то волки не могли ихъ поражать. Далѣе, когда они, исполнивъ посольство, возвратились невредимыми, Онъ привѣтствовалъ ихъ, благодаренiе за нихъ возсылая Богу и Отцу, и утверждая сердцá ихъ, сказалъ: видѣхъ сатану яко молнiю съ небесе спадша. Се, даю вамъ власть наступати на змiю и на скорпiю и на всю силу вражiю, и ничесоже васъ вредитъ (Лук. 10, 18-19). Посольство то было со страхомъ и бдительнымъ вниманiемъ. Но когда, исполнивъ повелѣнiе, они возвратились, тогда далъ Онъ имъ власть и силу.

92. Это не къ Апостоламъ только относится, но и ко всѣмъ, кои соблюдаютъ заповѣди Его. Ибо какъ Онъ возлюбилъ ихъ совершенною любовiю, то сказалъ имъ: не бойся, малое стадо; яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ Царство. Продадите имѣнiя ваша, и дадите милостыню; сотворите себѣ влагалище неветшающее, сокровище не оскудѣваемо на небесѣхъ (Лук. 12, 32-33). Но такъ какъ они это слово исполнили, то сказалъ: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Iоан. 14, 27). И опять, утѣшая ихъ, сказалъ: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему прiидемъ и обитель у него сотворимъ (Iоан. 14, 23). А чтобъ отогнать отъ нихъ страхъ мiра, сказалъ: въ мiрѣ скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ мiръ (Iоан. 16, 33). Воодушевляя же ихъ, чтобъ не падали духомъ при противностяхъ, и сердцá ихъ исполняя радостiю, сказалъ: вы есте пребывше со Мною въ напастехъ Моихъ: и Азъ завѣщаваю вамъ, якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой, Царство, да ясте и пiете на трапезѣ Моей въ Царствiи Моемъ (Лук. 22, 28-30). Это не всѣмъ Онъ сказалъ, но тѣмъ, кои пребыли съ Нимъ въ напастяхъ. Кто-же это пребывшiе со Iисусомъ въ напастяхъ, если не тѣ, кои постоянны въ преслѣдованiи страстей, пока не отрѣютъ ихъ отъ сéрдца? Такъ говорилъ Онъ къ нимъ, когда шествовалъ ко кресту. Почему, кто хочетъ ѣсть и пить на трапезѣ Господней, долженъ взойти вмѣстѣ съ Нимъ на крестъ. Крестъ же Iисусовъ есть — преслѣдованiе всѣхъ похотей, пока не истребишь ихъ совсѣмъ.

93. Блаженъ Апостолъ, который, подавивъ ихъ, дерзнулъ сказать: Христови сораспяхся. Живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 19-20). И такъ, въ тѣхъ, кои истребили въ себѣ похоти, живетъ Христосъ. Почему Апостолъ, увѣщавая чадъ своихъ, сказалъ: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Къ Тимоѳею же, сыну своему, пиша, сказалъ: вѣрно слово: аще съ Нимъ умрохомъ, то съ Нимъ и оживемъ: аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержется насъ (2 Тим. 2, 11-12). Кто же отвергается Его, если не тотъ, кто волю свою творитъ въ похоти и кто тѣмъ поношенiю подвергаетъ святое крещенiе?

94. Во имя Его святое дано намъ отпущенiе грѣховъ; но врагъ по зависти опять оковалъ насъ грѣхомъ. Господу нашему Iисусу Христу изначала не безъизвѣстна была его злоба; почему Онъ благоволилъ дать намъ благодать покаянiя, до послѣдняго издыханiя. Еслибъ не было сего дара покаянiя, никто, можетъ быть, не спасся бы. И Апостолъ, зная, что никогда не будетъ недостатка въ согрѣшающихъ по крещенiи, сказалъ: крадый ктому да не крадетъ (Еф. 4, 28) (т. е. покайся и отстань отъ грѣха).

95. Имѣя на себѣ печать Духа Святаго, постараемся изгладить грѣхи наши, чтобъ обрѣсти милость въ день тотъ, — который, впрочемъ, уже и приближается.

96. Скоро прiидетъ Господь, сидя на престолѣ величествiя Своего, и соберутся предъ Нимъ всѣ племена (Матѳ. 25, 31-32). Тогда всякiй будетъ освѣщаться свѣтомъ отъ того свѣтильника, который будетъ держать въ рукѣ своей. У кого недостанетъ елея, свѣтильникъ его погаснетъ, и онъ будетъ вверженъ во тьму; а у кого свѣтильникъ будетъ горѣть ярко, блестяще, тотъ внидетъ въ Царствiе.

97. И такъ, братiе, приложимъ трудъ, наполнить сосуды наши елеемъ, пока еще мы въ тѣлѣ семъ, чтобъ свѣтильникъ нашъ свѣтилъ намъ при входѣ въ Царствiе. Пресвѣтлая и яркосiяющая лампада есть душа святая. Душа блестящая добрыми дѣлами внидетъ въ Царствiе; а душа, омраченная грѣхомъ, низойдетъ во тму. И такъ, бдите, братiе, и прилежите добрымъ дѣламъ, потому что приближается уже время то.

98. Блаженъ, кто ведетъ себя бодренно. Нивы созрѣли и жатва уже настоитъ. Блаженъ, кто сохранитъ плодъ свой; потому что придутъ Ангелы, и приберутъ его въ вѣчную житницу. Гóре тѣмъ, кои суть плевелы; потому что такихъ ожидаетъ огонь!

99. Наслѣдiе мiра сего суть золото и серебро, домы и одежды, которыя всѣ доставляютъ матерiалъ грѣху, и которыя, отходя отсюда мы поневолѣ оставляемъ здѣсь. Божiе же наслѣдiе необъятно, таково, что ни око не видало, ни ухо не слыхало и на сердце человѣку не восходило ничего подобнаго (1 Кор. 2, 9). И имъ-то ущедритъ Богъ тѣхъ, кои въ настоящее короткое время покорно исполняютъ Его заповѣди. Его получимъ мы за хлѣбъ, воду и одежды, какiя раздадимъ бѣднымъ, за человѣколюбiе, за чистоту тѣла; за непорочность сéрдца и прочiя добродѣтели. Тѣ, которые воздѣлываютъ въ себѣ эти добродѣтели, — и въ этомъ вѣкѣ находятъ покой съ почетомъ и уваженiемъ отъ людей, — и по выходѣ изъ тѣла воспрiимутъ радость нескончаемую. Тѣ-же, кои поблажаютъ пожеланiямъ своимъ, а между тѣмъ не каются, но держатся въ узахъ похотнаго самоугодiя, гоняются за утѣхами, обольщаясь ложнымъ о нихъ мнѣнiемъ, сплетаются со страстями, не боясь суда Божiя, бываютъ жестокосерды и безчеловѣчны къ бѣднымъ, и другими грѣхами себя связываютъ и сквернятъ, — такiе и въ этомъ вѣкѣ покрываются стыдомъ, будучи презираемы и ненавидимы людьми, и по преселенiи изъ мiра сего съ посрамленiемъ и безчестiемъ пойдутъ въ геенну.

100. Богъ же да сподобитъ насъ того, чтобъ мы преуспѣвали въ дѣлахъ Ему угодныхъ и воздерживались отъ всякаго дѣла злаго, да спасемся въ годину искушенiя, грядущаго на всю вселенную. Ибо не закоснитъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, но прiидетъ, неся съ Собою воздаянiе всѣмъ: нечестивыхъ пошлетъ Онъ въ геенну, а благочестивыхъ преисполнитъ благъ, — и внидутъ они съ Нимъ въ Царство Небесное, — гдѣ и упокоятся во вѣки вѣковъ. Аминь.

Библиотека


Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ первый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Санкт-Петербургъ. Типографiя Н. А. Лебедева, Невск. просп. д. №8, 1877).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!