Блаженнаго аввы Исаiи
1. Гóре намъ, которые въ краткое время жизни сей предаемся удовольствiямъ, которые за то, что удовлетворяемъ всякой похоти плоти, сдѣлали себя недостойными сладчайшаго зрѣлища божественной славы. Гóре намъ; ибо тлѣнiе нетлѣнiя не наслѣдствуетъ (1 Кор. 15, 50), а мы, презрѣвъ нетлѣнное, неистовствуемъ и безумствуемъ похотiю тлѣннаго. Гóре намъ, которые плоть свою, которая имѣетъ быть пищею червей и должна превратиться въ прахъ, грѣховно лелѣемъ и питаемъ пространно, потерявъ страхъ огня, которымъ вѣчно будемъ снѣдаемы, и червя, который неусыпаемъ. Гóре намъ, которыхъ тѣло, оскверненное нечистотами, люди благочестивые чтутъ и лобзаютъ, между тѣмъ какъ мы подобны гробамъ повапленнымъ (Матѳ. 23, 27), и издаемъ смертоносную вонь грѣха. Гóре намъ, которые чрезъ невоздержное питанiе себя прiятными яствами, размножаемъ въ себѣ плотскiя движенiя и тѣмъ раздражаемъ похоть къ непотребному смѣшенiю. Гóре намъ, которые смертное ставимъ несравненно выше безсмертнаго, и небрежемъ о страшной божественной правдѣ. Гóре намъ, которые лѣнивы и мѣшкотны на добро, скоры же и проворны на зло. Гóре намъ, которые тѣло наше, способное воспринимать лучи вѣчнаго свѣта, подвергаемъ приговору на нескончаемую тму. Гóре намъ, — что Сынъ человѣческiй, Который есть одного естества съ Богомъ и Отцемъ, содѣлавшiйся ради насъ человѣкомъ, не имѣетъ въ насъ мѣста, гдѣ главу подклонить, тогда какъ лисы, т. е. безстудные и непотребные духи, устроили въ насъ себѣ удобныя норы (Матѳ. 8, 20). Гóре намъ, — что правые сердцемъ представятъ Судiи дýши свои чистыми, и тѣлá святыми и непорочными, а мы, имѣя дýши нечистыя и тѣлá оскверненныя, услышимъ себѣ приговоръ на вѣчныя мученiя. 2. Гóре намъ, которые будучи ревнителями всякихъ безобразiй и непотребствъ, въ молитвахъ своихъ изрекаемъ прошенiе сподобиться чести и славы святыхъ. Гóре намъ, которые будучи осужденниками, повинными многимъ грѣхамъ, вращаемся среди святыхъ и непорочныхъ, будто чистые и безскверные. Гóре намъ, которые будучи исполнены заблужденiй, дерзаемъ учить и наставлять тѣхъ, которые гораздо лучше и превосходнѣе насъ. Гóре намъ, которые имѣя бревно въ окѣ своемъ, не видимъ того, а малѣйшую спичку въ окѣ брата острозорко усматриваемъ, и съ гнѣвомъ спѣшимъ изъять ее, какъ бы въ насъ самихъ ничего не было достойнаго укора (Матѳ. 7, 3, 5). Гóре намъ, что возлагаемъ на братiй нашихъ тяжкiя и неудобоносныя бремена, между тѣмъ какъ сами и пальцемъ ихъ коснуться не хотимъ, будто немощнѣйшiе тѣломъ (Матѳ. 23, 4). Гóре намъ, которые не стыдимся учить другихъ, какимъ надобно навыкамъ, послушанiямъ и дѣламъ добродѣтели, когда сами отказываемся и отъ божескихъ и отъ монастырскихъ служенiй. Гóре намъ, которые не только старые грѣхи забываемъ, но и недавные нерадимъ заглаждать и омывать слезами. Гóре намъ, которые помощiю благодати Божiей положили основанiе правой жизни, а теперь строимъ на немъ плотское. Гóре намъ, которые такъ услаждаемся порочными помыслами, что грѣхи, которые оставили было, повторяемъ памятiю. Гóре намъ, которые ѣдимъ и пьемъ беззаботно, не предвидя, какая брань возродится въ насъ отъ насыщенiя. Гóре намъ, которыхъ дiаволъ, влагая похотные помыслы, всегда застаетъ въ расплохъ и увлекаетъ къ согласiю на нихъ. Гóре намъ, которые оставивъ молитвенный трудъ, и спасительное занятiе чтенiемъ писанiй, проводимъ дни свои въ пусторѣчiи и занятiи вещами безполезными. Гóре намъ, которыхъ сердцá столько ослѣплены, что тогда какъ намъ слѣдовало бы сокрушенно оплакивать грѣхи свои, мы безпечно предаемся лѣности и цѣпенѣемъ въ праздности. Гóре намъ, которые ни мало не заботимся о душѣ своей, непрестанно грѣшащей, тогда какъ Богъ говоритъ: душа, яже согрѣшитъ, та умретъ (Iез. 18, 4). 3. Гóре намъ, которые, питая грѣхолюбивое тѣло свое обилiемъ прiятныхъ яствъ, ввергаемъ себя въ нечистые помыслы и скверныя пожеланiя, и стрѣлы непотребнаго врага нашего чрезъ очи пропускаемъ въ сердце, а прикосновенiемъ къ тѣламъ содѣлываемся ярыми конями, не обращая вниманiя ни на свое достоинство, ни на вѣчное наказанiе. Гóре намъ, которые такъ сильно чувствуемъ и легкiя болѣзни и уязвленiя тѣла; къ тягчайшимъ же болѣзнямъ и ранамъ души не имѣемъ никакаго чувства. Гóре намъ, что господственная часть души покорствуетъ плоти, рабѣ своей, и часть худшая управляетъ лучшею; отъ того обѣ согласно и единодушно не служатъ Творцу своему и Богу. Гóре намъ, въ которыхъ грѣхи бушуютъ скверными и нечистыми помыслами и не даютъ намъ ощутить различiе между отступленiемъ Божiимъ и нашествiемъ нечистыхъ духовъ. Гóре намъ, которые такъ несмысленны и неразумны, что славы Святыхъ желали бы сподобиться, а дѣламъ и подвигамъ ихъ подражать не хотимъ. Гóре намъ, которые въ исполненiи божественныхъ заповѣдей, не изъявляемъ ни страха рабовъ, ни старательности наемниковъ, ни любви сыновъ. Гóре намъ, которые для снисканiя благосклонности человѣческой все готовы бываемъ и сказать и сдѣлать, и не боясь потерять благоволенiе Божiе, нерадимъ о правдѣ и уравненiи. Гóре намъ, которыхъ вѣчное посрамленiе нисколько не трогаетъ, а человѣческiя уваженiя и разсчеты побуждаютъ даже ко грѣху. Гóре намъ, которые бывъ рождены отъ бѣдныхъ и темныхъ родителей, домогаемся быть въ почетѣ среди богатыхъ и знатныхъ, послѣ того, какъ дали обѣтъ нищеты и смиреннаго уничиженiя. Гóре намъ, которые прежде въ мiрѣ, вынужденные бѣдностiю, держали умѣренность, а теперь, призванные къ воздержанiю, съ большимъ усердiемъ ищемъ насыщенiя чрева и покоя плоти. Гóре намъ, которые зная, что Ангелы общатся съ тѣми, кои боятся Бога, а демоны приступаютъ къ тѣмъ, которые забываютъ Бога и небрегутъ о заповѣдяхъ Его, приписываемся къ сотовариществу демоновъ. Гóре намъ, которые богатымъ и сильнымъ стараемся угодить, отъ бѣдныхъ же и просящихъ милостыню, отвращаемся какъ отъ докучливой толпы. 4. Гóре намъ, которые взвѣшиваемъ людей не по добродѣтели ихъ, а по мнѣнiю о нихъ. Гóре намъ, которые судить, рядить и учить о томъ, чтó справедливо и добро, готовы, отъ дѣлъ же правыхъ и добрыхъ держимъ себя какъ можно далѣе. Гóре намъ, которые землю свою старательно очищаемъ отъ тернiй и волчцевъ и всего прочаго вреднаго произрастанiю сѣмянъ; душу же свою небрежемъ очищать страхомъ Божiимъ отъ скверныхъ и нечистыхъ помысловъ, которые заглушаютъ и подавляютъ святыя сѣмена добродѣтелей. Гóре намъ, которые съ такою заботою трудимся, чтобъ получить что-либо тлѣнное изъ земли, на которой мы странники и пришельцы, о времени же томъ, когда должны будемъ по необходимости навсегда переселиться отсюда, совершенно никакой не хочемъ поимѣеть заботы. Гóре намъ, которые, тогда какъ имѣемъ отдать строжайшему Судiи отчетъ о всякомъ дѣлѣ, о всякомъ праздномъ словѣ, о всѣхъ скверныхъ и нечистыхъ помыслахъ, время жизни нашей, однакожъ, проводимъ безъ всякой заботы, какъ бы имѣющiе быть тогда совершенно свободными и не подлежащими никакимъ отчетностямъ. Гóре намъ, что не только надѣлали много непотребнаго и нечестиваго, но и самыя обѣтованiя Божiи презрѣли и попрали невѣрiемъ. Гóре намъ, которые бывъ плѣнены заботою о тлѣнномъ, когда чрезъ Евангелiе могли бы достигнуть нетлѣнной жизни, по безумной любви к земнымъ вещамъ, лишаемъ себя вѣчныхъ и нетлѣнныхъ благъ. Гóре намъ, которые предъ лицемъ людей боимся грѣшить; предъ очами же все сокровенное видящаго Бога не трепещемъ совершать нечестивыя и грѣшныя дѣлá. Гóре намъ, которые не удобряемъ рѣчей своихъ божественною солiю, но безразсудно расточаемъ словá безполезныя, чуждыя всякаго благоговѣинства. Гóре намъ, у которыхъ сокрушенiе сéрдца демоны расхищаютъ, по причинѣ усыпленiя и разлѣненiя нашего. Гóре намъ, которые, оставивъ мiръ, людей живущихъ въ мiрѣ, превзошли грѣхами и пороками. Гóре намъ, которые сами имѣя нужду въ сильнѣйшихъ обличенiяхъ, жесточайше наказываемъ тѣхъ, которые увлекаются самыми малыми грѣхами. 5. Гóре намъ, если Богъ приведетъ насъ на судъ прежде, нежели исправимся. Гóре намъ, которые не помышляя о нечистотахъ чрева своего, побѣждаемы бываемъ похотiю и гордостiю. Гóре намъ, которые непрестанно оскверняя себя срамными помыслами, желаемъ, однакожъ, чтобъ насъ почитали и именовали святыми. Гóре намъ, которые, предавшись суетностямъ, забываемъ бороться со страстьми. Гóре намъ, здѣсь безъ страха предающимся грѣхамъ, потому что тамъ насъ примутъ огнь вѣчный, тма кромѣшняя, червь неусыпающiй, плачъ и скрежетъ зубовъ и всегдашнiй срамъ предъ Ангелами и всѣми тварями. Гóре намъ, которые въ самомъ изгнанiи въ странѣ пришельствiя предаемся срамнымъ удововольствiямъ, и забывъ о сладостяхъ рая, небрежемъ о Царствiи Небесномъ. Гóре намъ, которые жестокосердiемъ своимъ походимъ на юродивыхъ дѣвъ, и чрезъ благотворенiе ближнимъ не запасаемся елеемъ, чтобъ въ нужный часъ посредствомъ его засвѣтить свѣтильники свои. Гóре намъ, которые день и ночь возсылая молитвы Христу, говоримъ: Господи, Господи (Матѳ. 7, 21), а того, чтó Онъ заповѣдуетъ намъ, не соблюдаемъ. Гóре мнѣ, который пишу этотъ плачъ, и не показываю никакого знака истиннаго покаянiя. Гóре тѣмъ, которые о другихъ заботятся, а о полезномъ для себя не помышляютъ. Гóре намъ, которые стыдимся чувствуя остны совѣсти, непрестанно насъ обличающей, и не страшимся суда Божiя, имѣя дать предъ Нимъ отчетъ во всѣхъ дѣлахъ своихъ. Гóре намъ, которые, тогда какъ зловонствуемъ срамными дѣлами, славою однакожъ человѣческою любимъ услаждаться. 6. Гóре намъ, которые занявшись тщетными вещами, забываемъ страхъ Божiй. Гóре намъ, которыхъ умъ разслабляется и притупляется заботою о суетностяхъ. Гóре намъ, что когда Божiе долготерпѣнiе насъ сноситъ и ждетъ насъ, мы однакожъ не раскаяваемся и не исправляемъ худыхъ дѣянiй своихъ. Гóре намъ, что не помнимъ грѣховъ своихъ въ настоящее время, хотя знаемъ, что немного спустя, когда душа наша совлечется тѣла сего, все, что позволяли мы себѣ въ мысляхъ, словахъ и дѣлахъ, — все то съ большою скорбiю будемъ читать написанное въ памяти. Гóре намъ, которые, когда Апостолъ говоритъ: ядый и пiяй (тѣло и кровь Господню) недостойнѣ, судъ себѣ ястъ, не разсуждая тѣла Господня (1 Кор. 11, 29), — дерзаемъ приступать къ страшнымъ Христовымъ Тайнамъ оскверненные нечистотами своими, сами себѣ давая разрѣшенiе въ томъ, что мысленно содѣлали въ ночныхъ мечтанiяхъ. Ибо у кого помышленiе нечисто, очи не цѣломудренны, тѣло не чуждо растлѣнiя, душа не убѣлена и не присѣдитъ Богу, — тотъ дѣлаетъ себя повиннымъ многимъ озлобленiямъ плоти и болѣзнованiямъ души, и вотъ-вотъ преданъ будетъ безмѣрнымъ мученiямъ и вѣчному сраму. Бѣдный я, который пишу это съ горькими слезами, и однакожъ самымъ дѣломъ не приступаю къ покаянiю. Увы мнѣ, который истину говорю и добра не дѣлаю. Увы мнѣ, который учу добру, а поступаю худо. Гóре тѣмъ, которые грѣшатъ, увлекаясь похотною сластiю, потому что будутъ подвержены крайнему страданiю и вѣчному сраму. Гóре тѣмъ, которые плачутъ, а грѣшить не перестаютъ, потому что плачутъ безполезно. 7. Гóре людямъ, которые презираютъ и безчестятъ ближняго, потому что они отчуждены отъ блаженства любви. Гóре завистливымъ, потому что они далеко отстоятъ отъ благости Божiей. Гóре тѣмъ, которые стараются угождать людямъ, потому что такiе Богу угодить не могутъ. Гóре тѣмъ, кои прiемлютъ лица человѣческiя, потому что такiе отпали отъ истины Божiей. Гóре гордымъ, потому что они суть изъ части дiавола отверженнаго. Гóре тѣмъ, которые Бога не боятся, потому что такiе впадаютъ во многiе грѣхи, и ни въ этой, ни въ будущей жизни не имѣютъ покоя. Гóре намъ, которые ужаленiя мухъ, комарей и пчелъ сносить не можемъ и отмахиваемся отъ нихъ; а отъ того страшнаго змiя, который разинувъ свою отвратительно-мерзкую пасть, чтобъ пожрать и поглотить насъ, уязвляетъ насъ всякими смертоносными жалами, убѣжать не стараемся, и никакой противъ него не испрашиваемъ себѣ помощи. Гóре намъ, которыхъ дiаволъ сбиваетъ съ пути, то удовольствiями, то скорбями, то нуждами, и обольщаетъ всѣми прелестями мiра; мы же, видя то, не хотимъ освободиться отъ столькихъ золъ. Гóре намъ, которые видя, какъ многiе столько уже лѣтъ отпали отъ Церкви и покушаются поколебать православную вѣру, ни слезъ однакожъ не проливаемъ, и никакого болѣзнованiя душевнаго не показываемъ, ни нравовъ и жизни не исправляемъ, но грѣхи ко грѣхамъ и невѣрiе къ злымъ дѣламъ прилагая, готовимъ себѣ жесточайшiя и нескончаемыя мýки въ гееннѣ. Гóре намъ, которые зная, что подходить конецъ мiра (или нашъ), не приходимъ въ себя и не раскаяваемся въ томъ, что въ юности нами надѣлано, но еще и бѣдную старость день ото дня обременяемъ бóльшими и тягчайшими грѣхами. Гóре намъ, которые, стыдясь разныхъ тѣлесныхъ болѣзней, не стыдимся однакожъ, видя какъ бѣдныя дýши наши болятъ смраднѣйшими грѣхами. Гóре намъ, которымъ предлежитъ прейти огнь, клокочущiй выше волнъ морскихъ, да прiиметъ кiйждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Гóре намъ, что не помышляемъ о тмѣ оной кромѣшной, объ огнѣ безсгараемой матерiи, о вѣчномъ горькомъ плачѣ и скрежетѣ зубовъ. Ибо отъявъ у пламени свѣтъ, Богъ оставилъ въ томъ огнѣ силу жечь въ темнотѣ, чтобъ тѣмъ больше мучились нечестивые и грѣшники. 8. Гóре мнѣ, бѣдная душа моя, и непрестанная боль и мученiе терзаютъ сердце мое, что злохитрость повредила во мнѣ благоразумiе, ложь покрыла истину, смерть стала выше жизни; небесное, нетлѣнное, вѣчное замѣнено земнымъ, тлѣннымъ, скоропреходящимъ; достойное всякаго отвращенiя и мерзенiя сочтено болѣе сладкимъ и прiятнымъ, чѣмъ истинная любовь Христова неоцѣненная! Ложь изгнала изъ сéрдца моего истину. Срамомъ и безчестiемъ облекся я вмѣсто истинной славы и чести; горечь вкушаю вмѣсто сладости; прахъ земной возлюбилъ паче Царства Небеснаго. Врагъ, гнушающiйся всѣмъ истинно прекраснымъ, мракомъ обложилъ сердце мое, и свѣтъ вѣдѣнiя погасилъ въ умѣ моемъ. Увы мнѣ бѣдному и несчастному, котораго врагъ опутавъ сѣтьми своими взялъ въ плѣнъ, и подбивъ ногою, низвергъ съ такой высоты. На бѣгу пораженный палъ я. Тщетны стали всѣ поты мои. Кто не восплачетъ объ участи моей? Кто не поболитъ обо мнѣ, изможденномъ тщетными трудами? Кто не пожалѣетъ обо мнѣ, у самой пристани потерпѣвшемъ кораблекрушенiе? Сжальтесь надо мною, — сжальтесь надо мною, хоть вы, друзья мои (Iов 19, 21). И, кто никакимъ не побѣждается зломъ, помолитесь поусерднѣе всеблагому Господу моему Iисусу Христу, не изгонитъ ли Онъ, милосердiемъ движимый, густѣйшiй мракъ доброненавистника дiавола изъ ума моего, чтобъ, хоть въ блатѣ грѣховномъ валяюсь и возстать не стараюсь, по крайней мѣрѣ взглянулъ я на свѣтъ, да сокращенное уже время жизни моей не отыметъ у меня всякой надежды спасенiя. Нѣтъ боли, паче боли моей. Нѣтъ раны, какъ рана моя. Нѣтъ мученiя равнаго мученiямъ сéрдца моего: яко беззаконiя моя превзыдоша главу мою (Пс. 37, 5). Раны мои не раны отъ меча, и мертвые мои — не падшiе въ брáни (Исаiя 22, 2); но острыя стрѣлы врага пронзили меня (Пс. 37, 3) и ослѣпили моего внутренняго человѣка. Углѣбохъ въ тимѣнiи глубины и нѣсть постоянiя (Пс. 68, 3). Страхъ, егоже ужасахся, прiиде ми (Iов 3, 25) и покрыла меня сѣнь смертная (Пс. 43, 20). Увы мнѣ! Разсуди, душа моя, и посмотри, какъ скоротечно все настоящее, и какую, переходя, оставляетъ по себѣ боль и сокрушенiе! Подумай, душа, какихъ благъ и какой надежды лишаешься ты, и въ какiя злостраданiя и мученiя вотъ-вотъ ввержена будешь навсегда. Потому, прежде чѣмъ померкнетъ свѣтъ надъ главою твоею, припади къ милосердiю Божiю и умоляй Его, да избавитъ тебя отъ всепожирающаго огня и ужаснѣйшей тьмы. Ибо благости Его обычно прощать людямъ грѣхи; можетъ быть милосердiе Его дастъ прощенiе и намъ, хотя недостойнымъ. Ему слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.
Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ первый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Санкт-Петербургъ. Типографiя Н. А. Лебедева, Невск. просп. д. №8, 1877).
|