Блаженнаго аввы Исаiи
1. Спрашивали авву Исаiю, чтó есть покаянiе, и что значитъ — бѣгать грѣха. Онъ отвѣтилъ: есть два пути, — путь жизни и путь смерти. Кто (рѣшительно) вступаетъ на одинъ, тотъ нейдетъ по другому; кто же ступаетъ то на тотъ, то на другой, тотъ, значитъ, непрiуроченъ (исключительно) ни къ одному; и куда придетъ, — въ Царство, или въ мýку, — не видно, пока не изыдетъ онъ изъ тѣла. А тамъ, — Божiй судъ; Его и милость. Кто желаетъ внити въ Царство, творитъ дѣла его. Царства Небеснаго лишаетъ всякой грѣхъ. Сѣютъ въ насъ враги; но сѣмена ихъ помышленiй не произрастаютъ, если не принялись сердцемъ. Когда душа вкуситъ сладости божественной, стрѣлы (вражiи) тогда не могутъ проникать въ нее: ибо она ограждена щитомъ добродѣтелей, которымъ и защищается, чтобъ не подымался мятежъ страстей. Она своему прилежитъ поученiю и себѣ внимаетъ, и, вѣрно различая оба пути, одного съ отвращенiемъ избѣгаетъ, а другой любитъ. Кто позналъ славу Божiю, тотъ разумѣетъ злобу врага. Познавшiй, чтó есть Царство, не невѣдаетъ, чтó есть геенна. Кому извѣстна любовь, тотъ ясно видитъ ненависть. Кому вѣдома любовь Божiя, тому небезвѣстна вражда мiра. Кто позналъ чистоту, тотъ мерзитъ нечистотою. Кто знаетъ плодъ добродѣтелей, тотъ знаетъ также, каковъ плодъ грѣха. Кого привѣтствуютъ Ангелы дѣлъ ради добрыхъ, тотъ не сомнѣвается, что демоны радуются, когда мы дѣлаемъ дѣлá ихъ. Какъ пойметъ кто, чтó есть любостяжательность, если прежде ради Бога не возлюбитъ обнищанiя? Какъ познаетъ кто горечь раздраженiя, если прежде не освоится съ кротостiю? Какъ увѣдаетъ кто разоренiе, причиняемое гнѣвомъ, если не возлюбитъ прежде терпѣнiя во всемъ? — Какъ восчувствуетъ зловонiе похоти, если прежде не ощутитъ сладости совершенной чистоты? Какъ увидитъ безобразiе осужденiя, если прежде не сознáетъ своихъ немощей? Какъ уразумѣетъ нелѣпость смѣха, если прежде не прольетъ обильныхъ слезъ, оплакивая грѣхи? Или пагубность разлѣненiя, если прежде не узритъ свѣта Божiя, право настроивъ духовныя чувства? 2. Всѣхъ этихъ золъ глава одна — злоба врага. Источникъ же добродѣтелей есть страхъ Божiй. Кто имѣетъ страхъ Божiй, тотъ въ чистотѣ раждаетъ добродѣтели и отсѣкаетъ вѣтви зла, какiя мы исчислили. Воспрiими страхъ Божiй, возлюбленный братъ, и все время проведешь въ спокойствiи. Ибо корень всѣхъ добродѣтелей есть страхъ Божiй. Пока кто нарушаетъ ихъ, дотолѣ онъ не сынъ Царствiя Небеснаго. Мало-по-малу надо ему бороться, пока не изгонитъ страстей, о коихъ мы помянули. Достигъ ли кто того, это можно уразумѣть слѣдующимъ образомъ. Если лѣвая сторона творитъ еще дѣлá свои, — явно, что грѣхъ еще не умеръ въ тебѣ, и слѣдовательно добродѣтели правой стороны не упокоеваются въ тебѣ. Ибо написано: не вѣсте ли, яко емуже представляете себе рабы въ послушанiе, раби есте, егоже послушаете, или грѣха въ смерть, или послушанiя въ правду? (Рим. 6, 16). И опять: или не знаете себе, яко Iисусъ Христосъ въ васъ есть, развѣ точiю чим неискусни есте? (2 Кор. 13, 5). Также и св. Iаковъ говоритъ: аще кто мнится вѣренъ быти въ васъ и не обуздываетъ языка своего... сего суетна есть вѣра (Iак. 1, 26). Все это открываетъ намъ Духъ Святый для того, чтобъ мы отстали отъ грѣха, и болѣе уже не впадали въ него. Въ этомъ и состоитъ покаянiе. Грѣхъ не единиченъ есть, но многочастенъ. Весь ветхiй человѣкъ называется грѣхомъ. Почему Апостолъ говоритъ: не вѣсте ли, яко текущiи въ позорищи, вси убо текутъ, единъ же прiемлетъ почесть (1 Кор. 9, 24). Кто же это, если не тотъ, кто постоянно и мужественно борется? Ибо подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится (Тамъ же, 2, 5). Итакъ, позаботимся о себѣ, братiя возлюбленные. Забота же сiя въ томъ преимущественно должна состоять, чтобъ, повергаясь предъ лицемъ Господа нашего Iисуса Христа, умолять Его благость, да избавитъ Онъ насъ изъ рукъ непотребныхъ враговъ нашихъ. 3. Тотъ же авва, когда спросили его, какъ дóлжно безмолвствовать въ келлiи, сказалъ въ ответъ: тотъ правильно ведетъ въ келлiи своей дѣло безмолвiя и молчанiя, кто, падая предъ Богомъ, непрестанной предается молитвѣ, и всѣми силами отгоняетъ непотребные помыслы вражiи. Ибо это и значитъ — убѣчь отъ мiра. 4. Опять, когда спросили его, чтó есть мiръ, онъ сказалъ: мiръ есть расхищенiе души въ грѣховныхъ дѣлахъ и вещахъ. Мiръ есть, когда слѣдуемъ тому, что противно природѣ. Мiръ есть, когда исполняемъ похоти плоти. Мiръ есть, когда думаемъ, что долго еще пробудемъ въ этомъ вѣкѣ. Мiръ есть, когда болѣе печемся о тѣлѣ, нежели о душѣ. Мiръ есть, когда хвалимся тѣмъ, что скоропреходяще и тлѣнно. Не самъ отъ себя это я придумываю, но такъ говоритъ Iоаннъ Богословъ: не любúте мiра, ни яже въ мiрѣ. Аще кто любитъ мiръ, нѣсть любве Отчи въ немъ: яко все, еже въ мiрѣ, — похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ мiра сего есть. И мiръ преходитъ, и похоть его: а творяй волю Божiю пребываетъ во вѣки (1 Iоан. 2, 15-17). Чадца, никтоже да льститъ васъ: творяй правду проведенъ есть. Творяй грѣхъ отъ дiавола есть: яко исперва дiаволъ согрѣшаетъ (1 Iоан. 3, 7-8). Любы мiра сего вражда Богу есть (Iак. 4, 4). И Петръ Апостолъ, страхомъ отклоняя чадъ своихъ отъ грѣха, говоритъ: возлюбленнiи, молю, яко пришельцевъ и странниковъ, огребатися отъ плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Петр. 2, 11). И сладчайшiй Господь нашъ Iисусъ Христосъ, зная, что мiръ обременяетъ насъ тяготою грѣха, пока не оставимъ его, указалъ намъ, какъ держать себя въ отношенiи къ нему, говоря ученикамъ Своимъ: грядетъ мiра сего князь и во Мнѣ не имать ничесоже (Iоан. 14, 30). И объ ученикахъ Своихъ говорилъ Онъ, что избралъ ихъ отъ мiра сего (Iоан. 15, 19). Какъ же Онъ избралъ ихъ отъ мiра, если не изъятiемъ изъ работы грѣху? Итакъ, кто хочетъ быть ученикомъ Господа Iисуса, да бѣжитъ отъ грѣховъ и страстей; ибо если не броситъ ихъ, не можетъ сдѣлаться жилищемъ Бога и вкусить сладости божества. 5. Свѣтильникъ тѣлу, говоритъ Господь, есть око. Если око не будетъ просто, все тѣло темно будетъ (Лук. 11, 34). Если умъ не будетъ чуждъ зла, если не будетъ цѣлъ и чистъ, не можетъ узрѣть свѣта божества. Грѣхъ и зло темною стѣною простирается предъ умомъ и дѣлаетъ душу оставленною (огражденною отъ Бога и всего божескаго). Написано въ Евангелiи: никтоже свѣтильника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ, или подъ одръ подлагаетъ, но на свѣщникъ возлагаетъ, да входящiи видятъ свѣтъ (Лук. 8, 16). Этотъ сосудъ есть неправда мiра сего; и если умъ нашъ бываетъ ею покрытъ, то свѣтильника божества въ немъ быть не можетъ. Но если умъ нашъ будетъ на высокомъ свѣщникѣ, тогда въ немъ будетъ ciять свѣтъ божества; тогда ясно распознаетъ онъ все находящееся въ храминѣ души, и видитъ, что надобно выбросить, и съ чѣмъ остаться въ мирѣ. Ибо такъ училъ Господь тѣхъ, коихъ умъ былъ осiянъ божественными заповѣдями: вамъ глаголю слышащимъ, любúте враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, благословите кленущiя вы, и молитеся за творящихъ вамъ обиду. Бiющему тя въ ланиту, подаждь и другую: и отъ взимающаго ти ризу, и срачицу не возбрани. Всякому же просящему у тебе, дай: и отъ взимающаго твоя не истязуй (Лук. 6, 27-30). 6. Это сказалъ Онъ тѣмъ, которые убѣжали отъ мiра. Ибо они оставили все, что есть отъ вѣка сего, и прiуготовили себя слѣдовать Спасителю своему. Почему, любя ихъ совершенною любовiю, Онъ говорилъ имъ: востаните, идемъ отсюду (Iоан. 14, 31). Куда же это ведетъ Онъ ихъ, сказавши: востаните, идемъ отсюду? Отводитъ отъ дѣлъ вѣка сего и ведетъ въ Царство Свое, да упокоятся въ немъ. Почему говоритъ имъ: Азъ есмь лоза, вы же рождiе. Бýдите во Мнѣ, и Азъ въ васъ. Якоже розга не можетъ плода творити о себѣ, аще не будетъ на лозѣ: тако и вы, аще во Мнѣ не пребудете (Iоан. 15, 4-5). Такъ говорить Онъ къ тѣмъ, которые оставили мiръ, потому что Духъ Святый есть въ нихъ и обитаетъ въ сердцахъ ихъ. Не оставлю вас сирыхъ; прiиду къ вамъ (Iоан. 14, 18). Итакъ, если кто любитъ Бога и желаетъ, чтобъ Онъ обиталъ въ немъ, и не оставлялъ его сирымъ, да ревнуетъ соблюдать то, что заповѣдалъ Господь Iисусъ, — и Онъ будетъ обитать въ немъ. Ибо Онъ не далеко отъ насъ, и между нами и Имъ нѣтъ другой преграды, кромѣ грѣха. Почему, братъ, если ты говоришь, что отрекся отъ мiра, а между тѣмъ видимо дѣлаешь дѣлá мiра, то ты совсѣмъ не отрекся, а обманываешь себя. 7. Господь такое произнесъ сужденiе объ отрекающихся отъ мiра: — любяй душу свою, погубитъ ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради, той спасетъ ю (Iоан. 12, 25; Марк 8, 25). Чѣмъ кто губитъ душу свою, если не тѣмъ, что отсѣкаетъ всѣ похоти плоти? И опять: иже не носитъ креста своего, и въ слѣдъ Мене грядетъ, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. 14, 27). Какой это заповѣдуетъ Онъ носить крестъ, если не тотъ, чтобъ умъ непрестанно бодрствовалъ и прилежалъ добродѣтелямъ? Съ креста не сходитъ тотъ, кто преслѣдуетъ страсти, пока не одолѣетъ ихъ и не прогонитъ. Таковые непрестанно умираютъ и Господь воодушевляетъ ихъ надеждою плодоноснаго воскресенiя въ духѣ, говоря: аминь, аминь глаголю вамъ, аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Iоан. 12, 24). И вотъ еще чѣмъ утѣшаетъ Онъ тѣхъ, кои умираютъ подобно зерну: аще кто Мнѣ служитъ, почтитъ его Отецъ Мой. И идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ (Лук. 12, 26). Какъ служатъ Iисусу Христу, если не такъ, что ненавистiю преслѣдуютъ страсти мiра и соблюдаютъ заповѣди Божiи? Дѣйствующiе такъ прiемлютъ дерзновенiе и говорятъ: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ: что убо будетъ намъ? Господь отвѣчаетъ имъ: вы, шедшiе по Мнѣ, въ пакибытiе, егда сядетъ Сынъ человѣческiй на престолѣ славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолѣхъ, судяще обѣманадесяте колѣнома Израилевома. И всякъ, иже оставитъ домъ, или братiю, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею прiиметъ, и животъ вѣчный наслѣдитъ (Матѳ. 19, 27-29). 8. Сладчайшiй Господь нашъ Iисусъ Христосъ, зная, что нельзя душѣ приступить ко кресту, если она не отстанетъ отъ всякой заботливости мiрской, заповѣдалъ все оставить, чѣмъ отвлекается она отъ креста. Почему тому, кто, желая идти въ слѣдъ Его, говорилъ: иду по Тебѣ, только позволь мнѣ распорядиться своими домашними дѣлами (Матѳ. 8, 21), Онъ не позволилъ этого: ибо увидѣвши ихъ, онъ опять склонился бы къ нимъ сердцемъ своимъ. Никтоже возложъ руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ Царствiе Божiе (Лук. 9, 62), говорилъ Онъ въ другой разъ. Также въ заключенiе притчи, — въ которой отецъ, дѣлавшiй брачную вечерю для сына своего, послалъ рабовъ позвать приглашенныхъ, а тѣ не хотѣли придти, по привязанности къ вещамъ, которыми каждый былъ занятъ, — Онъ сказалъ: аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену, и чадъ, и братiю, и сестръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ (Матѳ. 22, 2; Лук. 14, 17-26). Этими словами показалъ Онъ, что мы не можемъ достигнуть Царствiя, нами возжеланнаго, если напередъ не положимъ преслѣдовать ненавистiю все, что привязываетъ къ мiру сердце наше. 9. Далѣе, желая внушить, чтобъ мы не полагались на одну вѣру безъ добрыхъ дѣлъ, Онъ прибавилъ: вошедъ Царь видѣти возлежащихъ, видѣ ту человѣка не оболчена въ одѣянiе брачное, и повелѣлъ извергнуть его во тму кромѣшную (Матѳ. 22, 11-13). Входятъ, поелику суть христiане по имени; а извергаются, поелику не имѣютъ дѣлъ соотвѣтствующихъ имени. Зналъ Апостолъ, что нѣтъ никого, кто бы могъ вмѣстѣ любить и Божiе и мiрское; почему написалъ Тимоѳею ученику своему: никтоже воинъ бывая обязуется куплями житейскими, да воеводѣ угоденъ будетъ. И боецъ не вѣнчается, если незаконно подвизатися будетъ (2 Тим. 2, 4-5). И далѣе, утверждая его, чтобъ не подумалъ, что труды его напрасны, говоритъ: труждающемуся дѣлателю прежде подобаетъ отъ плода вкусити (2 Тим. 2, 6). Также къ Коринѳянамъ пиша, говоритъ: не оженивыйся печется о Господнихъ, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мiрскихъ, како угодити женѣ (1 Кор. 7, 32-33). Блюдись всякой, чтобъ не услышать гласъ оный: неключимаго раба вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 25, 30). 10. Употребимъ же, братiе, по силамъ нашимъ трудъ на то, чтобъ облечься въ одежды добродѣтелей, да не извержены будемъ вонъ. Ибо въ день тотъ не будетъ никакого лицепрiятiя у Бога. Которые живутъ дурно и нечисто, по движенiямъ плоти и крови, тѣ, какъ говоритъ Апостолъ, Царствiя Божiя наслѣдити не могутъ (1 Кор. 15, 50). И поелику тѣ, которые воскрешены отъ мертвыхъ дѣлъ и живутъ по духу, не имѣютъ обвиняющаго, то Апостолъ показываетъ, какiе плоды сего духа, говоря: плодъ духовный есть любы, радость, миръ, долготерпѣнiе, благость, милосердiе, вѣра, кротость, воздержанiе: на таковыхъ нѣсть закона (Галат. 5, 12-23). 11. Но Сладчайшiй Господь нашъ Iисусъ Христосъ, показывая намъ, что въ тотъ день откроются дѣлá каждаго и обнаружится каковъ кто, говоритъ: мнози взыщутъ внити, и не возмогутъ. Отнелѣже востанетъ дому владыка, и затворитъ двери, отвѣтитъ ударяющимъ въ двери: не вѣмъ васъ (Лук. 13, 24-25). Ужели можно сказать, чтобъ Богъ чего-либо не зналъ? Да не будетъ! Почему же скажетъ Онъ: не вѣмъ васъ? Потому, что эти ударяющiе въ двери и говорящiе: Господи, Господи, отверзи намъ (Матѳ. 25, 11), не имѣютъ добродѣтелей. О тѣхъ, кои имѣютъ вѣру, а дѣлъ не имѣютъ, говорится еще: Азъ есмь лоза, вы же рождiе, и иже будетъ во Мнѣ, и Азъ въ немъ, той сотворитъ плодъ многъ: яко безъ Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ, якоже розга, и изсышетъ, — и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ и сгараетъ (Iоан. 15, 5-6). Которые же добрый приносятъ плодъ, тѣхъ Богъ очищаетъ, да множайшiй плодъ принесутъ (Тамъ же, 2). А что Онъ не любитъ тѣхъ, которые покорствуютъ волѣ плоти, сiе объявляетъ, когда говоритъ: не о мiрѣ молю, но о тѣхъ, ихже далъ еси Мнѣ, яко Твои суть (Iоан. 17, 9). И Я избралъ ихъ изъ мiра; ибо мiръ свое только любитъ (Iоан. 15, 19). Отче, соблюди ихъ отъ непрiязни; ибо они не суть отъ мiра (17, 15-16). Испытаемъ же себя, братiе, отъ мiра ли мы, или нѣтъ. Если мы не отъ мiра, то Онъ сохранитъ насъ от зла. Ибо такъ говоритъ: не о сихъ же молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя: да вси едино будутъ, якоже и Мы едино есмы (Iоан. 17, 20-21). И опять: да идѣже есмь Азъ, и тiи будутъ со Мною (Iоан. 17, 4). 12. Разсудите, возлюбленные, какая насъ, воинствующихъ въ этомъ мiрѣ, и попирающихъ волю плоти, объемлетъ любовь, если мы имѣемъ царствовать вмѣстѣ съ Нимъ въ безконечные вѣки. Созерцая великую ту славу, Iоаннъ Апостолъ говоритъ: вѣмы, яко егда явимся, подобни Ему будемъ (1 Iоан. 3, 2), если будемъ соблюдать заповѣди Его и дѣлать одно благоугодное предъ Нимъ. Тотъ же Апостолъ говоритъ еще: не чудитеся, братiе моя, аще ненавидитъ васъ мiръ. Мы вѣмы, яко преидохомъ отъ смерти въ живот, яко любимъ братiю (1 Iоан. 3, 13-14). И опять: всякъ не творяй правды, нѣсть отъ Бога, и не любяй брата (1 Iоан. 3, 10). Также: всякъ творяй правду отъ Бога родися (1 Iоан. 2, 29), а творяй грѣхъ отъ дiавола есть (1 Iоан. 3, 8); и еще: всякъ рожденный отъ Бога, грѣха не творитъ, яко сѣмя Его въ немъ пребываетъ: и не можетъ согрѣшати, яко отъ Бога рожденъ есть (1 Iоан. 3, 9). Подкрѣпившись сими свидѣтельствами, прибѣгнемъ къ благости Божiей, да помилуетъ насъ и подастъ намъ силы свергнуть съ себя иго нечистаго мiра сего. Ибо и врагъ нашъ никогда не перестаетъ прослѣживать всѣ пути, чтобъ только восхитить какую-либо душу нашу. Но Господь нашъ Iисусъ Христосъ съ нами есть. Его словеса пособствуютъ намъ. Ихъ силою, если соблюдемъ ихъ, сотремъ врага. Иначе кто силенъ противостать ему? 13. Апостолъ Петръ, научая, какъ человѣкъ спасается дѣлами, говоритъ: тщанiе все привнесше, подадите въ вѣрѣ вашей добродѣтель, въ добродѣтели же разумъ, въ разумѣ же воздержанiе, въ воздержанiи же терпѣнiе, въ терпѣнiи же благочестiе, въ благочестiи же братолюбiе, въ братолюбiи же любовь. Сiя 6о сущая въ васъ, и множащаяся, не праздныхъ нижé безплодныхъ сотворятъ вы въ Господа нашего Iисуса Христа познанiе. Емуже бо нѣсть сихъ, слѣпъ есть, лежай, забвенiе прiемь очищенiя древнихъ своихъ грѣховъ (2 Петр. 1, 5-9). И Креститель Iоаннъ говоритъ: сотворите плоды достойны покаянiя. Уже бо и сѣкира при корени древа лежитъ: всяко убо древо, не творящее плода добра, посѣкается и во огнь вметается (Лук. 3, 8-9). И Самъ Господь говоритъ: отъ плода древо познано будетъ (Матѳ. 12, 33). Еда объемлютъ отъ тернiя грозды, или отъ репiя смоквы? (Матѳ. 7, 16). И еще: Не всякъ глаголяй Ми: Господи, Господи, внидетъ въ Царствiе Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 7, 21). Также и Iаковъ Апостолъ говоритъ: вѣра, аще дѣлъ не имать, мертва есть о себѣ. И бѣсы вѣруютъ и трепещутъ. Якоже бо тѣло безъ духа мертво есть, такъ и вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Iак. 2, 17, 19, 26). И Апостолъ Павелъ, доказывая дѣтямъ своимъ, что вѣра имѣетъ нужду въ дѣлахъ, вотъ что заповѣдуетъ имъ съ силою: блудъ же и всяка нечистота и лихоимство нижé да именуются въ васъ, якоже подобаетъ святымъ: и сквернословiе, и буесловiе, или кощуны, яже неподобная, но паче благодаренiе. Сiе бо да вѣсте, яко всякъ блудникъ, или нечистъ или лихоимецъ, иже есть идолослужитель, не имать достоянiя въ Царствiи Христа и Бога (Еф. 5, 3-5). И то же самое доказывая, прибавляетъ далѣе: никтоже васъ да льститъ суетными словесы: сихъ бо ради грядетъ гнѣвъ Божiй на сыны непокоривыя. Не бывайте убо причастницы симъ. Бѣсте бо иногда тма, нынѣ же свѣтъ о Господѣ. Якоже чада свѣта ходúте: плодъ бо духовный есть во всякой благостынѣ и правдѣ и истинѣ: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не прiобщайтеся къ дѣломъ неплоднымъ тмы, паче же и обличайте (Еф. 5, 6-11). И опять: всяка горечь и гнѣвъ, и ярость, и кличъ, и хула да возмется отъ васъ со всякою злобою (Еф. 4, 31). Подражатели, — говоритъ онъ еще, — мнѣ бывайте, якоже азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). 14. Испытаемъ же себя самихъ, братiе, облечены ли мы во Христа, или нѣтъ. Христосъ познается по чистотѣ и непорочности; ибо Онъ чистъ и непороченъ, и въ чистыхъ и непорочныхъ пребываетъ. А эти какъ становятся чистыми и непорочными, если не такъ, что перестаютъ дѣлать тѣ непотребства, которыя прежде совершали? Ибо такова благость Божiя, что какъ только обращается къ Богу человѣкъ отъ грѣховъ своихъ, Онъ тотчасъ принимаетъ его съ радостiю, забывая всѣ прежнiе грѣхи его, какъ написано въ Евангелiи о юнѣйшемъ сынѣ, который, расточивъ всю часть наслѣдства своего, дошелъ до такой крайности, что пасъ свиней и желалъ насытиться пищею свиней. Потомъ, пришедъ въ себя, онъ уразумѣлъ, что нѣтъ сытости въ грѣхахъ. Ибо чѣмъ больше ихъ творимъ, тѣмъ бóльшимъ возгараемся вожделѣнiемъ ихъ. Итакъ, когда жало покаянiя уязвило его, онъ не отлагалъ дѣла, но тотчасъ, отвергши волю плоти, со смиренiемъ возвратился ко Отцу своему. Ибо полагаясь на милосердiе Отца, надѣялся, что Онъ не взыщетъ съ него по беззаконiямъ, какiя надѣлалъ онъ. За это и Отецъ его тотчасъ повелѣлъ дать ему одѣянiе святости и залогъ отеческой любви — перстень (Лук. 15, 11). Этою притчею научилъ насъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, чтобъ, если хотимъ возвратиться къ Нему, оставили прежде пищу свиней, — и тогда Онъ приметъ насъ. Это сказалъ Онъ для того, чтобъ, разслабляясь духомъ, не сомневались, услышитъ ли Онъ насъ. Обратимся же къ Нему отъ всего сердца нашего, чтобъ совсѣмъ не истомиться грѣхами, — и Онъ скоро услышитъ насъ, какъ Самъ сказалъ: просúте и дастся вамъ: ищúте и обрящете: толцыте и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7). Но если хотимъ просить, искать, толкать, да научитъ насъ, какъ дóлжно просить у Него искомаго, тотъ, что пришелъ въ полночь къ другу своему, говоря: даждь ми взаимъ три хлѣбы, понеже другъ прiиде съ пути ко мнѣ (Лук. 11, 5). Онъ получилъ просимое ради того, что не переставалъ стучать и просить. 15. Отложимъ же лѣность, братiе, и восподражаемъ этой неотступности прошенiя, и несомнѣнно испросимъ просимое. Ибо Господь милостивъ и ничего такъ не желаетъ, какъ чтобъ грѣшникъ пришелъ въ себя и обратился. Истинно говорю вамъ, сказалъ Онъ, что радость бываетъ на небѣ о единомъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 7). Раскаемся же отъ всего сердца, пока можемъ прибѣгать къ Его милосердiю и пользоваться богатствомъ Его милости; обратимся къ Нему, пока еще мы въ тѣлѣ, — потому что коротко теченiе жизни сей. Если это мы сдѣлаемъ, то получимъ вѣчную и неизглаголанную радость. Если же вспять возвратимся, то подобны будемъ тому юношѣ, который спрашивалъ Господа Iисуса, что ему дóлжно дѣлать, чтобъ спастися; но, — когда Господь сказалъ ему: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищимъ (и возьми крестъ свой), и гряди въ слѣдъ Мене, показывая, что спасенiе наше состоитъ въ отверженiи воли своей, — онъ слышавъ сiе, отыде скорбя (Лук. 18, 22-23). Ибо онъ зналъ, что хотя тяжело раздать все бѣднымъ, но гораздо тяжелѣе нести крестъ свой. Раздать имущество бѣднымъ есть одна добродѣтель, хотя она не внѣ креста; но нести крестъ, значитъ, истреблять всякiй грѣхъ. Отъ сего раждается и любовь, безъ которой нѣтъ креста. 16. Св. Апостолъ Павелъ, зная, что много бываетъ добродѣтелей, въ которыхъ нѣтъ любви, нѣтъ слѣдовательно и совершенной добродѣтели, сказалъ: аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звѣнящи, или кимвалъ звяцаяй. И аще раздамъ вся имѣнiя моя, и аще предамъ тѣло мое, во еже сжещи е, любве же не имамъ, ни кая польза ми есть. Любы долготерпитъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 1-5). Итакъ, кто хочетъ идти путемъ любви, тотъ отстраняется отъ всякихъ попеченiй и въ сердцѣ своемъ возгрѣваетъ желанiе Единаго Бога. Это желанiе возраждаетъ въ немъ праведный нѣкоторый гнѣвъ, коимъ поражаетъ и прогоняетъ онъ врага. Тогда страхъ Божiй воспитывается въ немъ, а чрезъ страхъ раскрывается любовь. Кто таковъ, тотъ съ такимъ же дерзновенiемъ, какъ и Апостолъ, говоритъ: азъ не точiю связанъ быти хочу, но и умрети готовъ есмь за имя Господа Iисуса (Дѣян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая въ такую мѣру любви! 17. Изыдемъ изъ мiра, братiе. Разсмотримъ, въ какомъ находимся состоянiи. Милосердъ Господь нашъ и воздаетъ каждому по трудамъ его, за великiе труды по великости ихъ, за малые — по малости ихъ. Ибо, говоритъ, много обителей у Отца Моего (Iоан. 14, 2). Хотя Царство одно, всякой однакожъ находитъ въ немъ свое мѣсто, и свое дѣло. Будемъ же, братiе, бороться съ лѣностiю, свергнемъ съ себя покрывало тмы, то есть — забвенiе, чтобъ увидѣть свѣтъ покаянiя. Будемъ подражать Марѳѣ и Марiи, кои плачутъ предъ Спасителемъ, да воскреситъ брата Лазаря, т. е. душу, связанную многими узами грѣховъ. Когда же онъ разрѣшенъ будетъ, тогда попеченiе ляжетъ на Марѳѣ и Марiи, а Лазарь безъ попеченiя возляжетъ со Iисусомъ. Марѳа съ радостiю усердно будетъ исполнять служенiе свое, а Марiя возьметъ алавастръ мѵра и помажетъ нóги Господа. 18. Будемъ, братiе, всеусердно исполнять, что въ силахъ нашихъ; и Богъ по множеству милости Своей поможетъ намъ. Если доселѣ не хранили мы сердецъ своихъ, какъ отцы наши, отнынѣ по крайней мѣрѣ будемъ хранить ихъ отъ грѣховъ, и будемъ надѣяться, что во время глада обрѣтемъ милость у Него, какъ обрѣли всѣ Святые. Ибо хотя ина слава солнца, ина слава луны, и звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ въ свѣтлости (1 Кор. 15, 41); но всѣ они находятся на томъ же небѣ. Слава же и честь всѣхъ есть слава и честь Самогó Бога во вѣки вѣковъ. Аминь.
Текст по изданию «Добротолюбiе в русскомъ переводѣ, дополненное» (Томъ первый. Иждивенiемъ русскаго на Аѳоне Пантелеимонова монастыря. Санкт-Петербургъ. Типографiя Н. А. Лебедева, Невск. просп. д. №8, 1877).
|